Гудвилл и его отражение в отчетности «143




Логика подобного структурирования гудвилла достаточно оправданна, поскольку, действительно, любая фирма, с одной стороны, имеет уже наработанный потенциал, ко­торый у нее есть и который вряд ли подвергнется существенной эрозии в обозримом бу­дущем, а с другой стороны, существует фактор стоимости фирмы, обусловленный ожи­даниями в отношении ее перспективности (удачно вложили деньги именно в этот биз­нес, тенденции экономики таковы, что именно этот бизнес будет в ближайшие годы сверхприбыльиым, и т. п.; в качестве примера можно упомянуть о покупке земли, в не­драх которой оказался чрезвычайно востребованный новыми технологиями природ­ный элемент). Второй компонент имеет спекулятивный характер, в немалой степени он может формироваться участниками рынка, а потому его стоимостная оценка весьма и весьма вариабельна (ниже будут приведены примеры в подтверждение данного тези­са). В практической плоскости (имеется в виду стоимостная оценка) разделить два этих компонента практически невозможно, поэтому они и рассматриваются как единый фактор - гудвилл.


Первая группировка


Гудвилл

нематериальный актив, обеспечивающий

фирму дополнительными конкурентными

преимуществами и оцениваемый как

разность между объемом рыночной

капитализации фирмы и величиной ее

чистых активов в рыночной оценке


Вторая группировка


 

    Структура гудвилла  
         
Внутрифирменный компонент гудвилла   Внефирменный (рыночный) компонент гудвилла
         

                       
           


Положительный

Отражается в балансах: косвенно в балансе инвестора как часть финансовых вложений; явно в консолидированном балансе группы как самостоятельная учетная категория


Рынок (аналитик)

полагает, что

стоимость фирмы

выше величины ее

чистых активов


Отрицательный

Рынок (аналитик) полагает, что стоимость фирмы ниже ее чистых

активов. Фирма недооценена, а потому

является объектом враждебного поглощения


Рис. 6,1. Виды и структура гудвилла

Известны две основные классификации гудвилла, обособляющие его разновидно­сти с позиции: (а) отражения в отчетности и (б) оценки.


144 • Глава 6. Отчетность и пользователь: условности интерпретации

В приложении к конкретной фирме можно говорить о двух видах гудвилла - внут­ренне созданном и приобретенном. Первый относится к собственно данной фирме, вто­рой - к другой компании, но приобретенной данной фирмой; первый не отражается в балансе данной фирмы, второй - отражается, причем косвенно в балансе фирмы и не­посредственно в консолидированном балансе группы.

Внутренне созданный гудвилл как раз и представляет собой тот нематериальный актив фирмы, который нарабатывается годами и позволяет ей в конце концов иметь вполне осязаемые конкурентные преимущества. С формальных позиций он не приво­дится в балансе фирмы как обычный актив, но постоянно оценивается рынком, что на­ходит свое отражение в рыночной цене ее ценных бумаг, главным образом акций. Чем выше значение гудвилла (пока мы не уточняем, каким образом он оценивается), тем, при прочих равных условиях, выше и цена акции. Таким образом, приобретая акции не­кой фирмы, любой инвестор платит и за ее гудвилл.

Внутренне созданный гудвилл теоретически можно рассчитать для любой компа­нии, однако более или менее объективный результат может быть получен лишь в отно­шении компании, котирующей свои ценные бумаги на бирже. Для этого используются данные ликвидационного баланса, составленного в условиях фиктивной ликвидации, а гудвилл будет равен разпице объема рыночной капитализации фирмы и величипы ее чистых активов в рыночной оценке. Если эта разница положительна, это как раз и озна­чает, что рынок оценивает фирму более высоко, нежели суммарная оценка ее чистых активов, т. е. у фирмы имеется некий формально неучтенный актив, в роли которого выступает положительный гудвилл. Любая успешно работающая фирма должна иметь положительный внутренне созданный гудвилл. В противном случае она может стать объектом враждебного поглощения с целью распродажи ее активов по частям, посколь­ку отрицательный гудвилл означает, что суммарная рыночная оценка чистых активов превосходит цену, по которой оценивает фирму рынок (о такой фирме говорят, что ее активы недооценены), т. е. выгодно фирму купить с намерением, например, последую­щей ее ликвидации и распродажи активов.

В странах с развитыми рынками капитала сформировался даже специальный биз­нес по выявлению фирм с недооцененными активами и их поглощению, а его предста­вителей называют рейдерами. В подавляющем большинстве случаев подобные погло­щения вызывают сопротивление администрации поглощаемой фирмы и ее совета ди­ректоров и квалифицируются как враждебные. Цели подобного поглощения могут быть различными, причем ликвидация фирмы с распродажей ее активов не является приоритетной целью. Нередко рейдеры действуют по заказу крупного клиента, намере­вающегося в результате операции создать крупнейший концерн. Что касается цели соб­ственно рейдера, то она очевидна — обогатиться за счет последующей перепродажи фирмы после «наведения порядка в ее активах и операциях». Весьма ярко кредо рейде­ров выразил один из топ-менеджеров известной фирмы «Goodyear» P. Мерсер: «Отдай­те мне ваши недооцененные активы, ваши ассигнования на технологию, исследования и разработки, надежды и устремления ваших работников, ваши связи с потребителями, ваши пенсионные фонды — и я обогащусь сам и обогащу тех, кто устроит эту сделку» [Цит.: Милгром, Роберте, т. 2, с. 220]. Отрицательный гудвилл означает, по сути, не­удовлетворительную оценку деятельности топ-менеджеров фирмы; именно поэтому последние, естественно, не приветствуют враждебные поглощения, поскольку в этом случае шансов остаться на своих местах у них, как правило, немного.

Внутренне созданный гудвилл не может быть признан как актив, т. е. фирма не вправе вводить его в свой баланс. Например, фирма может делать солидные вложения в развитие своей материально-технической базы, имея целью повысить свой имидж (например, это отчетливо проявляется в гостиничном хозяйстве), однако это не приве-


6.3. Гудвилл и его отражение в отчетности «145

дет к появлению гудвилла на балансе. И лишь в том случае, если фирма будет продана, то ее гудвилл уже будет прямо или косвенно отражаться па балансе покупателя.

Подчеркнем, что внутренне созданный гудвилл пе может одномоментно возникнуть сам по себе, например из желания оценить некую «репутацию фирмы», якобы создавав­шуюся в течение многих лет деятельности компании, и привести ее в активе баланса; он может появиться исключительно в результате купли-продажи компании в целях формирования корпоративной группы. Тем не менее для компании, котирующей акции на фондовом рынке, периодический расчет внутренне созданного гудвилла весьма по­лезен, в том числе и как профилактическое средство, выявление своеобразного индика­тора резерва безопасности перед возможным враждебным поглощением.

Поскольку любая фирма имеет внутренне созданный гудвилл, то все операции, свя­занные с изменением состава и/или структуры ее участников (акционеров), сопровож­даются и прямой или косвенной платой за этот гудвилл. Таким образом, приобретая ак­цию некоторой фирмы и отражая ее в балансе как финансовый актив, инвестор тем са­мым показывает причитающуюся ему стоимостную оценку доли чистых активов фирмы и ее гудвилла; здесь имеет место косвенное отражение гудвилла фирмы, в капи­тале которой данный инвестор принимает участие.

В особом случае, а именно в случае приобретения контроля над компанией как еди­ным имущественным комплексом (напомним, что в этом случае формируется так назы­ваемая корпоративная группа как совокупность компаний, одна из которых - материн­ская - контролирует деятельность других компаний группы - дочерних), стоимостная оценка приобретенного гудвилла отражается покупателем, причем по-разному, в зави­симости от того, какой баланс составляется. Так, в отчетности материнской компании гудвилл «дочек» не выделяется, а входит составной частью в сумму инвестиций в до­черние компании; в консолидированной отчетности упомянутая сумма инвестиций де­тализируется, а потому гудвилл будет присутствовать отдельной статьей. Приобретен­ный гудвилл в известном смысле уравнивается в правах с долгосрочными материаль­ными активами, а потому он, как правило, амортизируется в течение срока полезной службы (согласно МСФО 22 «Объединение компаний» в течение не более чем 20 лет).

Как уже отмечалось, для успешно функционирующей фирмы нормальным является наличие положительного внутренне созданного гудвилла, а его созидающая роль не­двусмысленно признается бухгалтерскими регулятивами. Проявляется это как раз в том, что приобретенный гудвилл отражается в активе, а, как известно, по определению активы - это ресурсы фирмы: (а) выражаемые в денежном измерителе; (б) сложившие­ся в результате событий прошлых периодов; (в) принадлежащие ей па праве собствен­ности или контролируемые ею; (г) обещающие получение дохода в будущем. Иными словами, отражение гудвилла в активе говорит о том, что этот актив обещает в будущем доходы.

То, что подобный актив в отношении к любой фирме существует, не вызывает со­мнения; более того, он не только существует, но и ощутимым образом может влиять на стоимость бизнеса, а потому возникает вполне естественный вопрос о его оценке и воз­можностях управления. Как было показано выше, в учете известны два основных под­хода к определению стоимостной оценки некоторого актива. Первый подход отдает предпочтение себестоимости (или исторической цене), под которой понимается стои­мостная оценка расхода или оплаты ресурсов, использованных или привлеченных предприятием для производства или приобретения оцениваемого объекта. В соответст­вии со вторым подходом более уместно применение справедливой стоимости как ха­рактеристики объекта, определяющей его сравнительную значимость в потенциальных или фактических меновых операциях в условиях полной информированности участни­ков сделки, их неангажированности и свободы в принятии решения. Справедливая


146 • Глава 6. Отчетность и пользователь: условности интерпретации

стоимость численно выражается минимальной суммой денежных средств, достаточной для приобретения актива или исполнения обязательства при совершении певыиужден-ной сделки между хорошо осведомленными, действительно желающими совершить та­кую сделку, независимыми друг от друга сторонами. Существенными условиями сдел­ки являются: (а) независимость сторон; (б) осведомленность сторон; (в) певыпужден-ный характер сделки; (г) доступность и публичность информации, на основе которой совершается сделка. Принципиальная разница между этими подходами в том, что в первом случае оценка ведется с позиции прошлого, т. е. вложенных в производство оце­ниваемого актива затрат, а во втором - с позиции будущего, т. е. тех доходов, которые ожидаются к получению благодаря владению оцениваемым активом1.

В отношении гудвилла первый подход, т. е. ориентация на затраты, практически неприменим. Во-первых, гудвилл создается годами, в течение всей жизни компании, а потому его оценка постоянно уточняется и изменяется. Во-вторых, затраты связанные с его созданием, практически невозможно идентифицировать, в частности и потому, что здесь имеет место эффект рекуррентности, когда в наращивании стоимости гудвил­ла участвует и он сам (некий аналог схемы сложных процентов).

Таким образом, остается воспользоваться вторым подходом, в соответствии с кото­рым величина гудвилла оценивается как дисконтированная стоимость превышения ожидаемых доходов данной компании над доходами в среднем по отрасли (о дисконти­ровании см. в гл. 7). Формально эта оценка может быть выполнена по формуле:

где PVg - стоимостная оценка гудвилла;

CF/t - доход в /е-ом году, обусловленный гудвиллом;

г - коэффициент дисконтирования (для простоты принят равным по годам).

К сожалению, воспользоваться приведенной формулой для оценки гудвилла кон­кретной фирмы практически также невозможно, а потому более реалистична следую­щая формула, согласно которой величина гудвилла находится как разность между стоимостью фирмы (т. е. ее рыночной капитализацией) и величиной ее чистых активов в рыночной оценке:

PVg-PVC - PVmm, (6.2)

где PVC - стоимость фирмы;

PVnam - стоимость чистых активов фирмы в рыночной оценке.

Переход к рыночным оценкам для расчета величины гудвилла сопровождается од­ной весьма существенной условностью, которую следует иметь в виду. В формуле (6.2) первое слагаемое исключительно волатилыю, т. е. его оценка может колебаться более значимо по сравнению со вторым слагаемым. В оценку гудвилла по такому алгоритму вмешиваются, причем весьма существенно, рыночные ожидания в отношении фирмы в целом. Иными словами, при определенных обстоятельствах внефирменный компо­нент гудвилла (см. рис. 6.1) может оказывать подавляюще значимое влияние на оценку гудвилла в целом (вспомним примеры с банкротством ряда американских супер­корпораций, например «Enron», рыночные капитализации которых уменьшались в де­сятки раз, причем очень быстрыми темпами).

1 Подробнее о соотношении себестоимости и справедливой стоимости см. в работах: Справед­ливая стоимость в системе категорий бухгалтерского учета // Бухгалтерский учет. 2002. № 15; Справедливая стоимость: pro et contra // Финансовый мир. Вып. 1 / Под ред. В. В. Иванова п В. В. Ковалева. М.: ООО «Издательство Проспект», 2002.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-02-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: