К середине XIX века на территории Британской Индии сохранялось лишь одно большое, формально суверенное княжество — Ауд. Его территория уже была порядком урезана Компанией еще во времена генерал-губернаторства Хейстингса, когда у наваба Ауда были отобраны города Бенарес и Аллахабад с прилегающими к ним районами.
Дальхузи решил окончательно покончить с мнимой независимостью Ауда. Английский резидент в Ауде полковник Слиман попытался воспротивиться авантюристическому намерению генерал-губернатора, но его попытка не увенчалась успехом, и он был отозван в Калькутту. Крупный чиновник Компании Генри Лоуренс предупреждал Дальхузи, что аннексия может привести к взрыву народного возмущения. Это предостережение не было принято во внимание. На смену Слиману в качестве резидента Компании в столицу княжества город Лакхнау выехал генерал Аутрам, имевший задание убедить наваба Ауда официально отречься от своих суверенных прав и передать их англичанам. Одновременно в Канпуре Дальхузи сосредоточил значительную армию для вторжения в княжество. 1 февраля 1856 года Аутрам в сопровождении двух офицеров явился к навабу Ауда Ваджид Али и предложил ему распустить армию, срыть замки феодалов и запретить населению носить оружие. Напрасно Ваджид Али убеждал Аутрама, что он «никогда не совершал ничего такого, что бы могло не понравиться британскому правительству. Наоборот, он делал все, чтобы угодить ему и выполнить все указания, которые от него получал» 18, и просил отложить выполнение этого приказа. Но участь княжества была уже решена. Позднее Дальхузи писал: «...я с самого начала выразил твердое намерение разрушить в Ауде укрепления и обезоружить население одновременно с опубликованием прокламации, которая должна была объявить о переходе страны в наши руки»16. Несмотря на советы опытных чиновников воздержаться от этих рискованных мер, Дальхузи ввел армию, сосредоточенную в Канпуре, в Ауд и, арестовав упорствовавшего Ваджид Али, аннексировал княжество.
«Итак, сегодня наша милостивая королева имеет на 5 миллионов подданных и на 1300 тысяч фунтов стерлингов доходов более чем вчера»20, — доложил он в Лондон. Это сообщение было полной неожиданностью для Совета директоров, который не был поставлен генерал-тубернатором в известность о подготовке такой крупной военно-политической акции. Дальхузи самонадеянно писал 12 февраля: «В своих инструкциях я исходил из того, что оккупация будет санкционирована»21. Аннексировав Ауд, англичане экспроприировали земли многих местных феодалов, разграбили и разрушили замки. Административный пыл Дальхузи имел печальные последствия для Ост-Индской компании. Захват Компанией Ауда был еще одним толчком, который ускорил взрыв народного возмущения и поставил в оппозицию колониальным порядкам в Индии сипаев Бенгальской армии.
Англо-индийская армия была важнейшим орудием утверждения английского господства. Крупный колониальный чиновник Джон Малкольм писал: «Эта империя основана шпагой и может быть сохранена только шпагой», и далее: «...без армии это громадное здание, воздвигнутое с такими трудами, начнет колебаться в основании и непременно обрушится при первой будущей буре»22.
Войска Компании состояли из трех армий: Бенгальской, Бомбейской и Мадрасской. Они использовались в завоевательных войнах как в самой Индии, так и за пределами — в Иране, Афганистане, Бирме.
К середине XIX века, когда Индия окончательно превратилась в колонию Англии, армия сипаев фактически выполняла полицейские функции. Она являлась главной силой, поддерживавшей власть колонизаторов в стране.
Наиболее значительной по численности и важной военно-политическом отношении была Бенгальская армия, в 1857 году она насчитывала около 170 тысяч человек (Мадрасская — 62 тысячи, Бомбейская — 56 тысяч). Европейцы в Бенгальской армии составляли лишь 24 тысячи солдат и офицеров.
Колонизаторы привлекали на военную службу в первую очередь представителей высших индусских каст — раджпутов и брахманов. Англичане стремились опереться на крепкую в экономическом отношении прослойку и использовать воинские традиции этих каст. Накануне восстания для Бенгальской армии было характерно определенное кастовое и религиозное единство. При вербовке в Мадрасскую армию, а отчасти и в Бомбейскую использовалась уже не воинская традиция, а просто безвыходное положение населения. Поступление в армию для обездоленных представителей низших каст было почти единственным средством спасения от нужды. Различные принципы вербовки были связаны с расчетом! колонизаторов на противопоставление контингента Бенгальской армии сипаев низших каст, из которых состояли Мадрасская и Бомбейская армии.
Основной состав синайской пехоты Бенгальской армии набирался среди воинственных раджпутов Ауда.
Предшественник Аутрама на посту резидента в Лакхнау полковник Слиман писал: «Крупные землевладельцы строят укрепления, которые они защищают с помощью своих земледельцев — раджпутов — храбрейших людей мира. Именно из этого крестьянства — военных земледельцев Ауда — три четверти рекрутов получает наша туземная пехота Бенгальской армии»23.
Другой английский чиновник писал: «Вряд ли в Ауде найдется семья, которая не была бы представлена в туземной армии»24.
Положение армии сипаев в английском колониальном аппарате было сложным и противоречивым. С одной стороны, она служила колонизаторам орудием удержания власти и угнетения населения Индии и поэтому была хорошо вооружена, экипирована и обеспечена; с другой — и в армии сохранялось неравноправное положение индийцев по сравнению с англичанами.
Английские офицеры глумились над религиозными чувствами и обычаями индийцев, держались высокомерно по отношению к индийским солдатам и офицерам. Сипай, прослуживший много лет, мог получить лишь чин капитана, но и тогда он не имел права сидеть в присутствии британского офицера хотя бы и низшего ранга. Характерно также, что капитан-индиец после 40 летслужбы получал оклад 40 рупий в месяц, в то время как капитан-европеец независимо от стажа получа 563 рупии. В армейском уставе было записано: «Разумеется, что туземные офицеры точно так же подчинены офицерам своих рот, как и остальные сипаи. Они не имеют никакой особой власти, которая могла бы в каком-нибудь случае сделать их независимыми от ротного начальства»25.
Бесправие индийцев в армии удивляло даже буржуазию метрополии. Один из политических деятелей запозданием сетовал: «Читая письма наших офицеров перед началом восстания, приходишь к выводу, что каждый субалтерн имеет власть повесить или застрелить сипая, если захочет, и он делает это кровавое дело с такой легкостью, как будто охотится на дикого зверя»26. Бесчинства англичан в Ауде, родине большинства сипаев Бенгальской армии, переполнили чашу их терпения, сблизили с народом. Солдаты и офицеры и раньше были связаны с населением тесными религиозными, родственными и другими узами. Сипаи находились в постоянном контакте с родными деревнями, с той средой, из которой они вышли.
Противопоставив себе Бенгальскую армию, англичане создали направленную против себя самую организованную силу сопротивления, какой только мог обладать индийский народ.
Карл Маркс писал: «В истории человечества существует нечто вроде возмездия, и по закону исторического возмездия его орудие выковывает не угнетенный, а сам же угнетатель... Восстание в Индии начали не измученные, униженные и обобранные до нитки англичанами райяты, а одетые, сытые, выхоленные, откормленные и избалованные англичанами сипаи»27.
Восстание 1857—1859 годов было ответом народов Индии на установление над их страной власти чужеземцев. Терпение народа истощилось. Восстание было выражением воли всего населения Северной Индии, видевшего в нем акт исторической справедливости,
Перед взрывом
29 февраля 1856 года английское правительство утвердило назначение новым генерал-губернатором Индии виконта Чарлза Джона Каннинга. Собственно говоря, виконт никаких особенных заслуг не имел и опыта деятельности в колониях, подвластных ее величеству королеве Великобритании Виктории, не накопил. Но он был сыном Джорджа Каннинга, государственного деятеля Англии первой половины XIX века, премьер-министра, умного и гибкого политика, с именем которого связано упрочение власти растущей и крепнущей в то время английской торговой буржуазии. Совет директоров Ост-Индской компании, которому подчинялся генерал-губернатор Индии, хотел громким именем Каннинга прикрыться от настойчиво звучавших требований промышленников ликвидировать привилегии английской торговой буржуазии в эксплуатации крупнейшей и богатейшей колонии Англии.
Генерал-губернатор Индии имел большие, почти неограниченные полномочия. В его распоряжении были армия, суд, полиция, он издавал законы и облагал налогами, он вершил судьбы целых народов, в Индии он был всемогущ. Казалось, ничто не могло поколебать веры английской буржуазии в прочность созданной системы подчинения и ограбления Индии. Однако наиболее дальновидные деятели английской колониальной политики понимали, что прочность и незыблемость положения колонизаторов в Индии кажущиеся.
Новый генерал-губернатор Британской Индии Каннинг, отдавая себе отчет в предстоящих трудностях, сказал на банкете в честь его назначения: «В безоблачном небе Индии может возникнуть небольшое, не больше ладони, облачко, но, разрастаясь все шире, оно в конце концов может разразиться бурей, которая превратит наше господство в руины»28.
Прибыв в Калькутту, Каннинг убедился, что действительность значительно мрачнее его тревожных предположений. В долине Ганга, в сердце Индии и колыбели ее древней культуры, зрело возмущение индийского народа против ненавистного ига английских колонизаторов. Индийские пандиты и мусульманские маулави, факиры и дервиши, народные певцы и поэты своими патриотическими песнями и рассказами будили в народе стремление подняться на священную борьбу за религию и свободу против ига ненавистных иноземцев и иноверцев. Они пели о великих подвигах Рамы, о смелом и справедливом царе Викрамадитье, о могучей державе императора Акбара, о несчастной участи, которую уготовили для народов Индии пришельцы из-за моря, и угрозе, нависшей над верой и религией индусов и мусульман. В стране распространился слух, что индусские брахманы и мусульманские муллы услышали одновременно предсказание и Вишну и Аллаха о том, что проклятое господство нечестивых христиан продлится не более 100 лет, — в 1757 году, битвой при Плесси, было положено начало английского хозяйничанья в Индии, в 1857 году оно должно закончиться.
Слухи о скором конце власти англичан проникали из города в город, из села в село. Во время религиозных праздников участники мистических представлений, загримированные под героев древнего эпоса, выносили кукол, одетых в знакомую, ненавистную всем одежду англичан, набрасывались на этих кукол с обнаженными мечами и под восторженные крики зрителей рубили их.
В начале 1857 года по деревням начали передаваться небольшие лепешки — «чапати». Чапати распространялись как среди индусов, так и среди мусульман. Английские чиновники, узнавшие о каких-то таинственных лепешках, были немало озадачены и, предчувствуя в них недобрый смысл, сочли благоразумным доложить командованию об этом странном явлении. 19 февраля служащий одного из магистратов написал своему начальству: «Сэр, я имею честь информировать вас, что во многих деревнях округа распространился сигнал, значение которого еще не установлено. Чаукидары деревень получали маленькие лепешки из атта с указанием раздать их по всему округу. Чаукидар, получая такую лепешку, приготовлял пять или шесть еще, и таким образом они переходили из деревни в деревню»29.
Кто-то из английских офицеров вспомнил, что 50 лет назад в небольшом городке Веллур среди туземных солдат-сипаев также распространялись чапати и после этого однажды ночью солдаты перерезали английских офицеров и восстали. Для колонизаторов стало очевидным, что в некоторых районах Северной Индии зреет мятеж, который необходимо было пресечь силой оружия.
Все надежды возлагались на Бенгальскую армию сипаев. Однако в армии, созданной как орудие завоевания Индии и задуманной как прочная опора колониальных порядков, также зрели семена недовольства. Из полка в полк солдаты передавали священный цветок индусов — красный лотос, который, по мнению некоторых чиновников, был знаком согласия принять участие в борьбе против ферингов. Полковые муллы в своих проповедях призывали солдат-мусульман готовиться к правой борьбе за ислам. Индусские пандиты также подняли свой голос за беспощадное истребление врагов веры.
На заборах военных лагерей появились листовки, в которых неизвестные авторы писали: «Братья, убейте наших тиранов, их не много!», «Если сипаи объединятся — белые будут каплей в море! Братья, бросимся своими телами на шпаги ферингов. Если мы все восстанем — успех обеспечен. От Калькутты до Пешавера будет гореть земля!»30 Один за другим начали вспыхивать склады с военным снаряжением. Командующий войсками генерал Георг Ансон приказал найти поджигателей и предать их военно-полевому суду. Поиски виновников пожаров не увенчались успехом, и обескураженный генерал доложил генерал-губернатору: «Странно, что невозможно обнаружить поджигателей. Все здесь начеку, но все же нет возможности выследить виновников»31.
В ночь на 5 февраля 1857 года в небольшом военном лагере Бархампур тайно собрались представители нескольких индийских полков. Встреча происходила в абсолютной темноте и лишь у места, где выступали сипаи, горел неяркий светильник. Красный дрожащий огонек едва освещал лоскуток материи, которым выступавшие прикрывали лицо. Они говорили о предстоящем восстании и обсуждали возможность похода на Калькутту для того, чтобы покончить с английским господством в Индии. В лагере сложилась тревожная и напряженная обстановка. Командир дивизии генерал Хирей доложил в Калькутту 11 февраля: «Ежеминутно ожидаю под собой взрыва мины»32.
В это время согласно приказу английского командования началось вооружение Бенгальской армии новыми, более совершенными ружьями Энфилда. По полкам прошел слух, что это преднамеренное оскорбление религиозных чувств индийцев. «Феринги выдают к этим ружьям патроны, смазанные коровьим салом», — передавали с возмущением друг другу индусы (корова, согласно канонам индуизма,— священное животное).
«Обертки патронов пропитаны салом грязной свиньи. Аллах не простит нас, если мы будем пользоваться ими», — шептали мусульмане.
26 февраля 19-й полк сипаев, дислоцированный в Бархампуре, должен был принять новое оружие и с этой целью был выстроен на плацу. Ни один сипай не согласился взять новое ружье. Командир полка полковник Митчел приказал подвести к непокорному полку артиллерию и кавалеристов. Взбунтовавшихся солдат отправили в расположенный в 100 милях от Бархампура военный лагерь Барракпур. Прибытие мятежного полка накалило обстановку и в этом гарнизоне.
В конце марта в Барракпур прибыло новое подразделение английских войск. Сипаи, решившие, что они будут разоружены, заволновались.
29 марта после полудня молодой сипай 34-го полка Мангал Панди призвал солдат восстать в защиту религии. «Братья, поднимайтесь против ферингов! Умрем за веру!» — кричал он, обращаясь к солдатам, маршировавшим на учебном плацу. Английский офицер, командовавший подразделением, приказал арестовать смутьяна. Никто из индийцев не пошевелился. Мангал Панди схватил ружье и. выстрелив в англичанина, легко ранил его. Денщик одного из офицеров Шейх Пальту сообщил англичанам о событии на плацу. Дежурный офицер вскочил на лошадь и помчался к месту происшествия. Мангал Панди, увидев скачущего англичанина, выстрелил в него, но попал в лошадь. Успевший подняться офицер, прицелился. Раздался выстрел, но пуля из пистолета пролетела мимо сипая. Англичанин рванул из ножен шпагу и бросился вперед. Индиец выхватил клинок. Против сипая сражались два английских офицера. Но, ловко орудовавший клинком, Мангал Панди начал теснить их и легко ранил обоих. На выручку офицерам подоспел Шейх Пальту, схвативший Мангала Панди. Офицеры, пользуясь моментом, бросились бежать.
Командир дивизии Хирси приказал окружить плац английскими войсками и арестовать смутьяна. Увидев приближающихся английских солдат и понимая безнадежность сопротивления, Мангал Панди выстрелил себе в грудь. Но выстрел оказался не смертельным. Раненого сипая схватили и отнесли в тюрьму. Через несколько дней состоялся суд военного трибунала. Мангал Пандл был приговорен к смертной казни через повешение. Чтобы привести приговор в исполнение, англичанам пришлось вызвать палачей из Калькутты, так как солдаты гарнизона не внушали им доверия. 8 апреля Мангал Панди был повешен, а через несколько дней был обнаружен труп неожиданно пропавшего Шейха Пальту. Найти виновников его смерти не удалось. Командование разоружило неблагонадежный полк. Однако положение в стране становилось все более напряженным. Назначенный 20 марта 1857 года резидентом в аннексированное, но все еще не успокоенное княжество Ауд один из наиболее авторитетных английских чиновников в Индии, Генри Лоуренс, 3 мая получил перехваченное английскими властями письмо сипаев 7-го иррегулярного полка к солдатам 48-го пехотного полка. «Мы, — писали сипаи 7-го полка, — готовы послушаться совета наших братьев из 48-го полка относительно дела о патронах и, если нужно, готовы сопротивляться силой»33.
Становилось все более очевидным, что помимо надвигавшихся повсюду крестьянских волнений колонизаторам угрожал также солдатский мятеж. Антианглийские настроения охватывали все более широкие слои населения: и бедноту и имущих горожан. Ими стремились воспользоваться, чтобы вернуть утерянную власть, бывшие правители аннексированных англичанами индийских княжеств.
Генри Лоуренс доносил генерал-губернатору о том, что «признаки интриг также наблюдаются среди почтенных жителей города»34. Он был прав. Сведения о захватах земель у знатнейших династий индийских правителей и весьма правдоподобные слухи о готовящихся в Калькутте новых аннексиях множили ряды недовольных. Страх за судьбу своих владений побуждал князей и крупных землевладельцев к активным действиям.
Среди отдельных групп феодальной знати, обиженной английской администрацией, росло убеждение в необходимости борьбы за освобождение Индии от англичан для восстановления утраченной власти. До англичан дошли слухи, что восстание начнется 31 мая.
Однако было бы ошибкой считать, что в Индии существовала единая организация по подготовке антианг-лкйского восстания. Растущее недовольство различных слоев еще не означало организованной подготовки к объединенному выступлению. Несравнимым было положение оппозиционных классов, разные перед ними стояли задачи. Но тягостный и унизительный гнет колонизаторов сплотил в антианглийской борьбе весь индийский народ.
Наиболее влиятельным среди феодалов, готовых взяться за оружие в борьбе против англичан, был Нана Сахиб, приемный сын бывшего правителя маратхов пеш-вы Баджи Рао II.
Приемный сын пешвы
Пешва маратхов Баджи Рао II, потерпевший жестокое поражение в войнах с Ост-Индской компанией еще в начале века, был препровожден англичанами в Битхур — небольшой городок на берегу Ганга. Брат Баджи Рао, Джимаджи Аппа, также высланный из Махараштры, поселился ниже по Гангу, в священном городе индусов Бейаресе. Братьев сопровождали тысячи слуг.
В 14 милях от тихого Битхура лежал город Канпур, крупнейший военный форпост англичан. Через него шла в то время Единственная хорошая стратегическая дорога от Дели до Бенгалии, сооруженная еще во времена расцвета государства Великих Моголов. В районе Канпура она пересекала Ганг. От Канпура 270 миль до Дели, 684 мили до Калькутты и 40 миль до Лакхнау — столицы княжества Ауд. Канпур — пыльный с узкими улицами, заставленными палатками и лотками, шумный и суетливый город, где скрещивались торговые и военные пути Индии, откуда лежала дорога в Ауд, в отдаленные княжества Центральной Индии и в столицу Могольской империи Дели,—был важнейшей военной базой колонизаторов. Весь этот район входил в состав административного района, известного под названием Северо-Западные провинции Британской Индии. Уже в 1803 году (спустя два года после его захвата) Канпур стал центром налогового района — дистрикта — с населением более миллиона человек * (* По данным переписи 1853 г., население дистрикта составляло около 1 млн. 200 тыс. человек, из них индусов было 1 млн. 86 тыс.35.). Абсолютное большинство жителей дистрикта и самого Канпура составляли хиндустанцы, индусы по религии, занятые главным образом в сельском хозяйстве. Значительная часть обрабатываемой земли находилась во владении членов военно-земледельческой касты индусов — раджпутов. Англичане, вторгшиеся в район Канпура, сразу же обратили внимание, что местные жители резко отличаются от мирных жителей Бенгалии. Посетивший Канпур епископ Гебер, например, писал: «Иногда мне казалось, что передо мной знойная и воинственная родина черноморских казаков. Я полагаю, что эту иллюзию увеличивало и несколько сходное одеяние жителей, всегда имеющих при себе оружие»36.
Феодалы наделяли раджпутов значительными земельными участками. Большая часть земли принадлежала вождям, остальной землей пользовались рядовые раджпуты, объединенные в общины. Феодал, заинтересованный в раджпутах прежде всего как в воинской силе, давал общинам и вождям значительные привилегии. Английские колонизаторы, захватив районы, населенные воинственными раджпутами, превратили раджпутскую общину в фискальную единицу, а вождей кланов приравняли ко всем остальным земледельцам. Для английских колонизаторов раджпутская община была не воинской ячейкой, готовой по первому зову стать под знамена своего господина, а обычным объектом эксплуатации. Были отобраны земли и у вождей раджпутов — этой старой аристократии, сохранившей патриархальные взаимоотношения с преданными им общинниками. Аграрная политика англичан вызывала растущее возмущение свободолюбивых раджпутов, часто возникали вооруженные столкновения с англичанами, но организовать массовое объединенное сопротивление колонизаторам раджпуты до того времени не могли.
Чиновники Компании, ведавшие сбором налогов, были взяточниками и спекулянтами. Ко времени приезда в Битхур пешвы Баджи Рао в Канпуре произошел шумный скандал: коллектор Канпура Равенскродт, запутавшийся в темных махинациях при сборе налогов, бежал из города, прихватив из казны около 275 тысяч рупий.
Баджи Рао и приехавшие с ним маратхи жили обособленно, в стороне от бурных событий, за пределами Битхура. Пешва не помышлял больше о борьбе против могущественной Ост-Индской компании. Эта лояльность оплачивалась Советом директоров ежегодной пенсией в 800 тыс. рупий «для содержания его самого и его семьи»37, богатым, но не шумным дворцом и джагиром с 52 деревнями. Об его унижении Баджи Рао никто не напоминал, если не считать присутствия при дворе оставленного англичанами резидента, который относился к пешве с подчеркнутой лицемерной почтительностью.
Дни во дворце текли однообразно и скучно. Одна забота тяготила пешву — несмотря на то что он женился несколько раз, судьба не сохранила ему наследника.
В 1827 году в Битхур из небольшой деревушки Вену, расположенной в бывшем государстве маратхов, приехал с семьей обедневший торговец зерном старый знакомый пешвы Мадху Нарайн. Его трехлетний сын Данду Панг понравился пешве, и он решил усыновить его. Так мальчик, получивший в новом доме имя Нана Сахиб, стал приемным сыном Баджи Рао. Когда Нана подрос, пешва часто рассказывал ему о великой империи, созданной его предками, о кровавых сражениях, в которых мужало великое государство маратхов, и иногда давал подержать усыпанный драгоценными камнями старый меч пешв, с которым они ходили в бой против жестоких полчищ афганцев, сильных и беспощадных армий Великих Моголов и других врагов их державы. Юный Нана мечтал о подвигах и славе великих предков его отца.
В военных упражнениях и играх, которыми каждый день занимался Нана Сахиб, принимали участие его братья Бала Рао и Баба Бхат, а также сын одного из верных пешве маратхов Тантия Рамчандра Пандуранга — молчаливый, худощавый, но сильный юноша. Тантия, который был примерно на десять лет старше Нана Сахиба, ловко владел оружием, и в награду за искусство в фехтовании Баджи Рао подарил ему красивую шапку (топи); после этого все звали его Тантия Топи.
Через несколько лет в однообразной жизни битхурского дворца произошло еще одно событие — в Бенаресе умер брат Баджи Рао. После похорон своего господина маратхи, жившие в этом городе, приехала в Битхур, чтобы служить пешве. Среди них был брахман Марапант Тонбе. Дочь этого брахмана — подвижная хорошенькая Манубай—скоро стала всеобщей любимицей. Когда Манубай было пять лет, у нее умерла мать. Детские годы девочки проходили в обществе приемных сыновей пешвы. Вместе с племянником Нана Сахиба (сыном скончавшегося брата) Рао Сахибом она восхищенно смотрела, как лихо скачут на взмыленных скакунах Нана Сахиб, Бала Рао, Баба Бхат и Тантия Топи, как умело они фехтуют блестящими саблями, как метко стреляют из пистолетов. Самым большим удовольствием для нее было прокатиться вместе с Нана верхом на его лошади. Ее отец и старый пешва часто удивлялись, видя, как девочка вместо кукол «грает щитом и деревянным мечом. Когда Манубай подросла, она включилась в военные забавы своих друзей. Она смело скакала на коне, умело владела саблей и метко стреляла.
Но увлекательная и безмятежная жизнь в Битхуре для Манубай продолжалась недолго: едва ей минуло 14 лет, ее выдали замуж за раджу маратхского княжества Джханси, расположенного в Центральной Индии. Манубай, по старому обычаю маратхов, вошла в дом своего мужа с новым именем — Лакшми Бай.
Между тем старого пешву все больше тревожила судьба его наследника. Он видел, как колонизаторы одного за другим лишают индийских махардж княжеств и прав, как утрачивали свое величие знатнейшие династии. Взволнованный пешва пробовал узнать у генерал-губернатора Дальхузи, что его ждет: он всегда столь лояльно относился к англичанам. Ничего утешительного в ответ он не услышал. Англичане даже не гарантировали ему признания его наследника и сохранения за ним тех прав, которыми пользовался сам Баджи Рао. Последний маратхский пешва умер 28 января 1851 года в возрасте 76 лет. В завещании он написал, что «передает исключительное право на трон пешвы, всю власть, фамильные владения пешвы, сокровища, все недвижимое имущество и личную собственность Нана Сахибу»38.
Но, как и опасался Баджи Рао, лорд Дальхузи не признал наследственных прав Нана Сахиба. Напрасно Нана посылал письма в Калькутту и жаловался на несправедливость — никто не хотел его слушать. Самоуправство англичан возмутило юношу. Он наивно надеялся добиться справедливости в Лондоне. Своим доверенным лицом он выбрал с этой целью Азимуллу-хана.
Сын бедного мусульманина, Азимулла-хан в детстве поступил слугой в богатую семью. Гостями его хозяина часто были европейцы, и любознательный, способный мальчик быстро усвоил английский и французский языки. Несколько лет спустя он узнал, что в Канпуре открылась школа для индийцев, где преподавание ведется на английском языке. Азимулла решил попытать счастья, и ему повезло — он был зачислен в школу учителем. В Канпуре молодой учитель был представлен претенденту на наследство пешвы. Широкая эрудиция Азимуллы-хана произвела благоприятное впечатление на Нана Сахиба. Он предложил ему место в своем дворце, и скоро бывший учитель стал правой рукой Нана.
Провожая Азимуллу-хана в Лондон, Нана вручил ему письмо Совету директоров Компании, в котором писал, что он ожидает не снисходительности к себе, а требует законных прав. «Это совершенно несправедливо, что к знатному роду пешв Компания относится так пренебрежительно», — писал он в своем письме. Искренне полагая, что отказ признать его права — это лишь самоуправство калькуттских чиновников, он обращался к Совету директоров: «Мы спрашиваем компанию, имеют ли они какое-нибудь право изменить положение, по которому выплачивается пенсия? Нет, Компании нужно спросить сосвоих служащих, выплачивают ли они пенсии или присваивают их?»39
Проницательный политик, умный дипломат и обаятельный собеседник, Азимулла-хан быстро снискал расположение высших кругов Лондона. Он развил кипучую деятельность, наносил ежедневные визиты крупным чиновникам, встречался с дипломатами, знакомился с женщинами высшего света и через них пытался добиться благоприятного решения вопроса. Везде ему сопутствовал успех. Везде, но когда дело доходило до денег и прав пешвы на пенсию, тон его собеседников сразу менялся, Азимулла-хан наталкивался на холодное равнодушие и скрытую враждебность. Английские колонизаторы не привыкли тратить деньги без крайней нужды. Пешве, бывшему владетелю маратхов, платили за лояльность, но за что было платить золото человеку, лояльность или нелояльность которого совершенно безразлична Великобритании? Он, по мнению англичан, не имел ни сил, ни власти, а авторитета еще не приобрел. В ответе Совета директоров, который вез из Лондона Азимулла-хан, говорилось: «Мы полностью одобряем решение генерал-губернатора, отклонившего претензии приемного сына Баджи Рао на пенсию»40.
Но результатом поездки Азимуллы-хана было не только это неутешительное письмо. Тонкий политик и вдумчивый наблюдатель, он сумел объективно разобраться в политической обстановке в Англии. Он знал, что Нана в случае неудачи миссии в Лондоне захочет прославленным мечом пешв добиться того, чего не удалось достигнуть переговорами. На обратном пути Азимулла заехал в Стамбул — столицу мусульманского мира — и имел там несколько встреч с представителями высшего духовенства и чиновничества. Здесь с ним познакомился корреспондент лондонской «Таймс» Рассел, записавший в своем дневнике: «Я приехал на несколько дней в Константинополь и остановился в отеле «Миссири», где несколько раз видел красивого, стройного человека с темной кожей, одетого в яркую восточную одежду, украшенного перстнями и драгоценностями. Его вид был для меня необычен. Он говорил по-английски и французски и заказывал изысканнейшие блюда. Как я мог узнать, это был индийский принц, возвращающийся домой после неудачного визита в Лондон с жалобой на Ост-Индскую компанию»41. В беседах выяснилось, что Азимулла намеревался посетить Крым и побывать у стен Севастополя, где русские солдаты сражались с англо-франко-турецким десантом. Рассел спросил о цели визита индийского гостя в Крым. Азимулла с дерзкой откровенностью ответил, что хочет посмотреть богатырей русских, которые бьют совместные силы французов и англичан42.