Глава 1. Концептуальные основы и контекст разработки стратегии развития многопрофильного опорного университета в Кемеровской области




Что делать?

Лучшим вариантом для тебя будет заказать написание работы у профессиональных авторов. Можешь узнать стоимость прямо сейчас, расчет и консультация бесплатно - https://nauchniestati.ru/stoimost-raboty/

Специалисты сделают всё за тебя: составят план работы для согласования с преподавателем, напишут работу по ГОСТу без плагиата с актуальными источниками (в том числе, зарубежными). В работе будет: анализ проблемы, новизна исследования, цель, задачи, методы, исследование (расчеты), апробация, выводы – всё, что нужно для оценки “отлично”.

Какие плюсы?

Представь, ты можешь доверить нам целый арсенал работ: курсовую работу, реферат, диплом, отчет, диссертацию и др. Ты даже не представляешь, как же здорово живётся людям, которые уже заказали работу и ни о чем не переживают.

Нет ограничений по срокам, предметам и времени. Самую быструю работу делали за 30 минут.

Мы подготовим тебя к защите, к ответам на вопросы комиссии, поэтому ты гарантировано увеличишь шансы получить наивысший балл.

Развлекайся, живи на полную катушку, отдыхай в конце концов и… переходи на сайт, заказывай работу и наслаждайся результатом. Не пожалеешь, тебе точно понравится с нами сотрудничать.

 

Дальше начинается та работа, которую ты искал…

Содержание

Введение

Глава 1. Концептуальные основы и контекст разработки стратегии развития многопрофильного опорного университета в Кемеровской области

1.1 Региональный импакт, слияния и управление изменениями в вузах: ключевые аспекты проблематизации

1.2 КемГУ в системе высшего образования Кемеровской области: характеристики потенциала развития

1.3 Текущая роль КемГУ в регионе и региональная рамка развития

Глава 2. Позиционирование опорного университета Кузбасса

2.1 Ключевые вызовы

2.2 Внутренние ограничения и преимущества КемГУ

2.3 Целевая модель, миссия, цели и задачи развития опорного университета в Кемеровской области

Глава 3. Обоснование ключевых преобразований по основным направлениям деятельности

3.1 Образовательная деятельность

3.2 Научно-исследовательская и инновационная деятельность

3.3 Развитие кадрового потенциала

3.4 Модернизация системы управления университетом

3.5 Развитие местных сообществ, городской и региональной среды

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

импакт опорный университет кадровый

Нормативно-правовая база, задающая вектор современного этапа реформирования системы высшего образования в РФ (см. Федеральная целевая…., 2015), содержит новый, никогда ранее не применявшийся в практике высшей школы термин «опорные вузы». Его появление в официальных государственных документах, а следом и в пространстве дискурса развития российского высшего образования, ознаменовало начало очередного этапа реформы в системе высшей школы, непосредственно затрагивающей региональный уровень её организации.

В качестве главной структурной задачи образовательной политики ближайшего периода было определено формирование и развитие сети опорных региональных университетов, первоначальная логика создания которых предполагала объединение узкопрофильных вузов, представляющих собой наследие советской системы высшего образования, в крупные научно-инновационно-образовательные центры, стимулирующие развитие экономики и социальной сферы регионов.

Это в целом соответствовало общей направленности реформ в системе высшего образования России последнего десятилетия, которые, по мнению официальных представителей Министерства образования и науки РФ были спроектированы как «обратная системная сборка», призванная путем укрупнения образовательных учреждений высшего образования модернизировать высшую школу страны с ориентацией на решение актуальных задач XXI века. При этом предполагалось уйти от сформированной в эпоху индустриализации отраслевой замкнутости вузов, преобразовав их в действительно крупные центры образования, науки, инноваций. Ожидалось, что кроме небольшой группы университетов, способных конкурировать за высокие позиции в мировых рейтингах, должна сложиться группа из 100–120 распределенных по всей стране вузов, которые смогут выполнять роль концентраторов образования, инноваций и исследования в своих регионах.

К настоящему времени Министерством образования и науки РФ проведено две волны конкурса (в 2015 и 2016 гг.) на присвоение региональным вузам статуса опорных университетов, сеть которых сегодня насчитывает 33 учреждения высшего образования. И, хотя конкурсные условия претерпели отдельные существенные изменения за период от первой волны конкурса – ко второй, в частности, было отменено критически важное требование к создаваемым опорным региональным вузам о том, что они могут создаваться лишь путем объединения (слияния) ранее самостоятельных учреждений высшего образования, общая логика реформы, равно как и конкурсный принцип ее реализации остаётся прежним. В одном муниципальном образовании, к примеру, не может быть создано более одного опорного вуза. Возможное их количество в одном субъекте РФ также не может быть значительным. Стало быть, конкуренция в борьбе за данный статус и вытекающие из него преференции продолжает нарастать. Это, в свою очередь, актуализирует для конкурирующих вузов вопросы стратегического планирования, повышения результативности по ключевым направлениям деятельности, эффективного позиционирования на рынках образовательных услуг, исследований, разработок и инноваций, поиска ниш для достижения конкурентного превосходства и стратегического менеджмента.

Кемеровская область и сложившаяся в ней ситуация в сфере высшего образования не является исключением. Нарастающая в регионе конкуренция между вузами за ресурсы и абитуриентов обостряется по причине географической близости к передовым университетам гг. Томска, Новосибирска, Красноярска, в т.ч. имеющим статус национальных исследовательских и федеральных и реализующим программы достижения мировой конкурентоспособности. Этими обстоятельствами вызван интерес авторов настоящей работы к решаемой проблеме – разработке стратегии развития опорного многопрофильного университета в таком особом регионе, каковым является Кузбасс, регионе с сырьевой ориентацией экономики, наивысшим по Сибирскому федеральному округу уровнем урбанизации и устойчивым за последние годы миграционным оттоком населения.

Цель настоящей работы состоит в разработке стратегии многопрофильного опорного университета, создаваемого в Кемеровской области путём присоединения к Кемеровскому государственному университету Кемеровского технологического института пищевой промышленности (университета), с ориентацией на кадровое обеспечение, научно-экспертное и инновационное сопровождение процессов регионального социально-экономического развития Кемеровской области.

В соответствии с поставленной целью ВРК решает следующие задачи:

1. Оценка современного состояния системы высшего образования Кемеровской области в контексте текущих в РФ образовательных реформ, анализ ключевых угроз, вызовов и запросов со стороны региона с целю определения направлений стратегического развития опорного университета Кузбасса.

2. Разработка Миссии, стратегической цели и задач развития университета в качестве опорного регионального вуза, построение целевой модели многопрофильного опорного университета, ориентированной на достижение существенного регионального импакта при удержании и закреплении конкурентных позиций вуза в национальном и международном образовательном пространстве, на рынках исследований и разработок.

3. Проектирование ключевых преобразований университета, необходимых для реализации формулируемых в Программе развития цели и основных задач опорного вуза на период 2018-2021 гг.

4. Прогноз результативности реализации университетом миссии опорного регионального университета с учетом развития региональной социально-экономической ситуации, конъюнктуры на рынках образовательных услуг, исследований и разработок, а также ключевых региональных, национальных и глобальных трендов.

В качестве объекта в настоящем исследовании выступает Кемеровский государственный университет, по результатам конкурса Минобрнауки РФ получивший статус опорного регионального вуза на условиях объединения с Кемеровским технологическим институтом пищевой промышленности и в настоящее время испытывающий потребность в качественном стратегическом планировании процессов развития университетского комплекса в связи с задачами по достижению вузом регионального импакта в сферах образования, науки, инноваций, развития городской и региональной среды.

Предметом проектирования в рамках настоящей работы является стратегия развития объединенного университета как опорного для Кемеровской области вуза. Разрабатываемая стратегия на горизонте 2021 года должна обеспечить становление КемГУ в качестве крупнейшего в регионе и конкурентоспособного в пространстве российской системы высшего образования научно-образовательно-инновационного центра, выступающего в качестве ключевого поставщика инноваций, наукоёмких технологий и решений, современных образовательных продуктов и услуг в интересах опережающего развития Кемеровской области.

Теоретико-методологическую основу настоящей проектной работы составили труды российских и зарубежных ученых, задающие концептуальную рамку, необходимую для понимания актуальных трендов развития университетов в глобальном, национальном и региональном контекстах. В частности, важное теоретическое значение для настоящей работы имеет общая рефлексия относительно будущего университета как института, его миссии в изменяющихся условиях в связи с трендами глобализации, массовизации, информатизации, коммерциализации высшего образования; специфики переживаемой университетами и еще предстоящей трансформации; актуальной повестки развития высшего образования в целом (Фуллер, 2005, 2005 (а); Кларк, 2011, 2011 (а); Бок, 2012; Ортега-и-Гассет, 2005; Beynaghi, 2016; Ciro, 2017; Haimovich, 2017; European…, 2015; Zajda, 2016).

Помимо универсальных обобщений существу современных тенденций развития высшего образования для данного проекта большое значение имеют также работы российских авторов, сосредоточенные на анализе развития отечественной системы высшего образования, задающие широкий ретроспективный и прогностический контексты, которые важны для стратегического планирования развития опорных вузов в регионах РФ (Фрумин, 2016, 2016(а); Froumin, 2015, 2016; Лешуков, 2015, 2017; Leshukov, 2016; Абанкина, 2013; Filonovich, 2008).

Ценными с точки зрения концептуальной рамки настоящей проектной работы, посвященной разработки стратегии развития многопрофильного опорного вуза в одном из регионов РФ, являются также научные разработки, связанные с оценкой вклада университетов в развитие территорий, локальных и региональных социально-экономических систем по месту их нахождения (Оценка…, 2017; Egorov, 2107; Лешуков, 2014; Leshukov, 2017; Белоцерковский, 2015), а также практикой измерения результативности позиционирования вузов (см., в частности, Абанкина, 2013). Небезынтересны в этом смысле и зарубежные кейсы, представленные в серийном издании Организации экономического сотрудничества и развития (см. OECD, 2013, 2013(a), 2013(b)).

Поскольку разрабатываемая нами стратегия развития КемГУ как опорного регионального университета строится на основе объединения двух вузов, заслуживает внимания ряд исследований, анализирующих процессы вузовских слияний, связанных с этим проблем и возможных эффектов (Уроки…, 2015; Грудзинский, 2007); вопросы управления организационными изменениями и дальнейшего развития объединенных вузов (Кларк, 2011).

Вопросы развития в регионах РФ опорных университетов в последние годы находятся в центре внимания не только исследователей, но и представителей академического сообщества российских вузов и вузовского руководства. Появляющиеся в последнее время публикации, содержащие экспертные мнения руководителей опорных университетов также представляют большой интерес для данной проектной работы. Последним по времени появления замечательным тому примером может служить серия интервью с ректорами опорных университетов, опубликованная на страницах четвертого номера журнала «Университетское управление: практика и анализ» за 2017 год (Как будут развиваться…, 2017).

Упомянутый номер авторитетного российского журнала, к тому же, – один из первых примеров тематических дискуссий, освещающих широкий круг практически значимых вопросов построения и развития в российских регионах опорных университетов, включая обобщённый анализ итогов реализации в 2016 году программ развития опорных вузов (Аржанова, 2017); обсуждение их миссии, степени её реализуемости в конкретных региональных условиях (Овчинникова, 2017) и проблем измерений достигнутого регионального импакта (Огурцова, 2017); сравнение достигнутого опорными вузами России уровня конкурентоспособности (Суровицкая, 2017). Все представленные авторами материалы, безусловно, значимы для данной проектной работы, поскольку позволяют увидеть достигнутый в регионах уровень развития опорных вузов, а также типичные для них проблемы и ограничения.

На стадии предпроектного исследования для оценки условий развития опорного университета в Кемеровской области нами применялись методы эконометрики, социально-экономической и математической статистики, элементы SWOT-анализа и бенчмарк-анализа. Информационно-эмпирическую основу предпроектного исследования при этом составил комплекс отчетно-плановой документации КемГУ и КемТИПП на предыдущих этапах развития, стратегические документы Администрации Кемеровской области (в т.ч. Стратегия…, 2015), материалы региональной социально-экономической статистики.

Проектная работа, связанная с построением целевой модели опорного университета Кузбасса и обоснованием ключевых проектируемых преобразований основана на системном и программно-целевом подходах. Анализ готовности вуза к проектируемым преобразованиям главным образом основан на обобщении метрик по основным направлениям деятельности и, частично, экспертных опросах НПР, руководящего состава и обучающихся вуза.

Основными управленческими вопросами в рамках настоящей проектной работы выступают следующие:

1. Какую стратегию следует выбрать для развития опорного вуза Кузбасса в контексте специфичной ситуации, характерной для системы высшего образования Кемеровской области?

2. Какой должна быть целевая модель, миссия опорного университета, содержание ключевых преобразований и механизмы реализации выбранной стратегии?

3.Как необходимо устроить управление реализацией выбранной стратегией?

Работа имеет очевидную практическую значимость. Необходимость разработки стратегии многопрофильного опорного университета в Кемеровской области возникла в связи с решением региона, руководства и ученых советов двух вузов (КемГУ и КемТИПП) участвовать во второй волне конкурса Минобрнауки России по отбору программ создания опорных вузов в субъектах РФ в 2017 году. В настоящее время КемГУ является победителем конкурса и приступил к осуществлению его трансформации в ключевой для региона научно-образовательно-инновационный центр. Однако на текущий момент выполнены лишь подготовительные мероприятия. Объединение с вузом-партнером и дальнейшее совместное развитие начнется с 2018 года. В этом смысле настоящая работа обобщает результаты проектирования стратегии развития вуза, выполненного в основном в 2017 году. Частично они уже внедряются на уровне университетского и регионального менеджмента, но начало основного этапа внедрения отнесено на 2018 и плановый период 2019-2021 гг.

Структура диссертационной работы, в соответствии с её целью, поставленными задачами и общей логикой проектирования включает введение, три главы основной части, заключение, список использованных источников и приложения.


Глава 1. Концептуальные основы и контекст разработки стратегии развития многопрофильного опорного университета в Кемеровской области



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: