Проведенный нами анализ текущего состояния образовательной деятельности КемГУ в контексте ключевых конкурентных вызовов (прежде всего, со стороны присутствующих в СибФО вузов-лидеров рынка высшего образования), а также с позиций новых задач, которые опорный университет должен решать в интересах содействия опережающему развитию региона заставляет констатировать необходимость существенных преобразований как портфеле реализуемых сегодня образовательных программ, так и на уровне системы управления образовательной деятельностью вуза
Одной из важнейших проблем развития Кемеровской области на современном этапе является снижение человеческого потенциала, наблюдаемого как по причине естественно-демографической убыли населения, так и, что особенно важно, его миграционного оттока, в т.ч. образовательной миграции за пределы региона наиболее талантливых качественно подготовленных абитуриентов. Последнее особенно для Кузбасса актуально, поскольку речь идёт не просто о количественных, а, скорее о качественных потерях, что, безусловно, негативно сказывается на региональной экономике и перспективах её развития.
Проблема оттока талантливой молодежи из региона не нова. Кемеровский государственный университет, на протяжении последних двух десятилетий предпринимает усилия для ее решения, стремясь привлекать в вуз лучших абитуриентов и т.н. «высокобалльников». Для этого, в частности, КемГУ:
- развивает постоянные партнерские отношения с образовательными учреждениями общего образования Кемеровской области, на базе которых по инициативе вуза создаются и функционируют специализированные классы с углублённым изучением отдельных дисциплин;
|
- развивает в регионе школьное олимпиадное движение, участвует в подготовке школьников к предметным олимпиадам по ряду направлений;
- систематически организует и проводит для учащихся школ сезонные школы, конференции, лектории;
- обеспечивает вовлечение учащихся школ в инновационную деятельность, в т.ч. посредством предоставления необходимых для этого площадок: центр молодёжного инновационного творчества «Техносфера», детский технопарк, академия беспилотной авиации и робототехники.
Данный перечень мероприятий довольно давно стал доя вуза привычной программой действий по обеспечению набора качественных абитуриентов на реализуемые в КемГУ направления подготовки по программам высшего образования. Другие вузы Кемеровской области, по сути, вынуждены заниматься тем же. Вместе с тем, эти усилия не достаточны для качественного преломления ситуации с оттоком талантливой молодёжи из региона. Очевидно, что здесь необходимы более системные и гибкие механизмы, которые могли бы позволить привлекать в университет таланты и создавать условия для их качественного развития.
По этой причине в рамках стратегии развития опорного вуза Кемеровской области предусмотрен блок мероприятий, направленных на построение в вузе эффективной системы выявления, развития и закрепления в регионе талантов. Предполагается, в частности:
- создать региональный ресурсный центр по выявлению и развитию талантливой молодежи и профильный лицей КемГУ, что позволит «выращивать» таланты непосредственно в университетской среде;
|
- создать ряд новых площадок для вовлечения учащихся школ в университетское пространство, научную и инновационную деятельность по основным направлениям реализуемых в вузе образовательных программ высшего образования;
- приступить к реализации уникального профориентационного проекта для учащихся среднего и старшего школьного возраста, в рамках которого популяризировать возможности КемГУ в профессиональной подготовке и развитии личности обучающихся.
С целью формирования у абитуриентов компетенций XXI века предусмотрена систематическая реализация разовых образовательных акций и развивающих мероприятий, в т.ч.:
- летней школы для учащихся общеобразовательных учреждений Кемеровской области «Профессии будущего», которая позволит познакомить будущих абитуриентов с возможностями опорного университета Кузбасса в направлении подготовки по наиболее востребованным в контексте будущего профессиям;
- сезонных школ по основам предпринимательской культуры и инновационного бизнеса для учащихся школ Кузбасса;
- научных школ, мастерских и хакатонов междисциплинарного характера, которые будут способствовать стимулированию интересов школьников к дальнейшему обучению в вузе.
Для привлечения талантливых абитуриентов в университет будут также также запущены специализированные программы грантовой поддержки и стипендий для талантливых абитуриентов.
Актуальной для КемГУ и Кемеровской области является также задача обеспечения повышения уровня начальной подготовки абитуриентов, проживающих в удаленных районах. В этом направлении университет планирует широко применять дистанционные технологии, в т.ч. технологии онлайн-обучения.
|
Работа с талантливой молодежью должна быть также усилена на вузовской стадии образовательной траектории обучающихся. С этой целью в вузе должно быть сформировано пространство, обеспечивающее развитие талантов одаренных студентов и аспирантов, стимулирования их на достижение высокого уровня овладения профессиональными компетенциями, вовлечения обучающихся в научно-исследовательскую и инновационную работу. Приоритетными в данном направлении можно считать следующие меры:
- развитие в университете нескольких образовательных программ элитного высшего образования (в т.ч. реализуемых в партнерстве с ведущими российскими и зарубежными вузами) с особыми условиями вхождения абитуриентов и гарантированным трудоустройством выпускников на престижных местах в региональных компаниях;
- грантовую поддержку талантливых обучающихся с целью развития их интеллектуального и творческого потенциала в областях научно-исследовательской, инновационной, предпринимательской и творческой деятельности;
- запуск целевых вузовских программ развития академической мобильности обучающихся, в т.ч. реализуемых совместно с ведущими российскими и зарубежными вузами и научными организациями;
- внедрение системы мониторинга индивидуальных достижений обучающихся с прямым вовлечением потенциальных работодателей и региональных стейкхолдеров;
Реализуя упомянутые выше мероприятия, направленные на построение в университете эффективного пространства для привлечения и удержания талантливых обучающихся и понимая высокую значимость в этом отношении постоянных связей с общеобразовательными учреждениями региона, опорный вуз Кузбасса в своей стратегии предусматривает необходимость профессионального развития и для педагогов кузбасских школ, лицеев и гимназий. Для этого будут разработаны и реализованы специализированные образовательные программы дополнительного образования для школьных учителей в направлении технологий проектного обучения; на систематической основе для учителей будут проводиться семинары, мастер-классы, тренинги, образовательные квесты, дистанционные образовательные курсы.
Результатом этих действий в перспективе станет формирование вокруг опорного университета Кузбасса сеть базовых общеобразовательных учреждений, в которых вуз планирует развивать развитую систему довузовской подготовки с учетом возможной дальнейшей образовательной траектории учащихся, к связанной с обучением в КемГУ и построением карьерного трека в родном регионе. Таким образом, через связь университета с одной стороны со школами, а с другой – с региональными компаниями и стейкхолдерами – предполагается выстроить эффективный лифт «школа – вуз – региональные работодатели», который, как ожидается, будет способствовать удержанию в регионе молодежи, в особенности талантливой.
В целом проектируемый блок мероприятий в направлении привлечения, развития и удержания талантов в КемГУ приведет к формированию образовательной среды, объединяющей в единую систему вуз, его опорные школы и потенциальных работодателей. Она, как стоит ожидать, будет в дальнейшем важным инструментом закрепления в Кемеровской области одарённой и талантливой молодежи.
Одной из ключевых задач опорного университета в области модернизации образовательной деятельности является также реализация новой модели образования, построенной на основе:
- сетевых образовательных программ, реализуемых совместно с университетами-партнерами, среди которых рассматриваются: Национальный исследовательский Томский государственный университет, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Сибирский федеральный университет, Новосибирский государственный университет, Омский государственный технический университет, Балтийский федеральный университет имени И. Канта;
- реализации модульной модели образовательных программ в целях обеспечения возможностей для индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;
- внедрения в учебный процесс специализированных курсов, направленных на формирование у обучающихся прикладных компетенций и т.н. softskills;
- перехода к системе major-minor с целью стимулирования индивидуальных образовательных траекторий обучающихся и формирования у них мультипредметных компетенций;
- широкой интеграции с работодателями на стадиях подготовки обучающимися выпускных квалификационных работ и мониторинга качества выпускников.
В направлении модернизации образовательной деятельности КемГУ большое значение будут иметь также изменения в портфеле образовательных программ (высшего и дополнительного образования), который предстоит синхронизировать с актуальной повесткой развития Кемеровской области, направить его на решение задач подготовки специалистов для перспективного рынка труда в связи с ожидаемыми его трансформациями и общим контекстом диверсификации экономики региона.
В данной части планируемых преобразований КемГУ в связи с объединением двух вузов ключевым станет слияние дублирующихся программ и направлений подготовки. Также на горизонте 2021 года будет изменён и расширен спектр реализуемых программ бакалавриата и магистратуры в направлении большей ориентированности вуза на решение проблем кадрового обеспечения опережающего развития Кузбасса. Предполагается, в частности, запустить ряд новых программ в областях экологии, природных ресурсов и геоэкологического мониторинга, рекультивации нарушенных территорий, развития распределенной энергетики, технологий smart city и проч.
Еще одним важным шагом на пути модернизации портфеля образовательных программ, реализуемых на базе КемГУ, станет внедрение в процесс обучения технологий формирования у обучающихся мультипредметных («сквозных») компетенций. В основном это будет реализовано посредством включения в учебные планы курсов по основам инноватики, технологического и социального предпринимательство, IT- и конвергентным технологиям, маркетингу и бизнес-аналитике, большим данным.
В условиях развития опорного регионального университета как ключевого для Кемеровской области научно-образовательного центра важное значение имеет эффективная система подготовка научных кадров на уровнях магистратуры и аспирантуры. В этой части предстоящих преобразований наиболее значимы следующие:
- разработка и запуск по ряду направлений подготовки интегрированных программ магистратуры-аспирантуры (продолжительностью обучения в 5-6 лет);
- апробация модели академической аспирантуры, реализуемой на базе создаваемых в университете центров превосходства, ведущих научных центров и лабораторий.
Модернизацию программ магистратуры и аспирантуры ожидается в первую очередь осуществлять по приоритетным для региона направлениям подготовки, по которым в вузе имеются существенные исследовательские и научно-технические заделы, включая материаловедение. Науки о Земле, экологию и биотехнологии, геоинформатика, робототехника, БПЛА.
В целях повышения качества информационной инфраструктуры высшего образования в опорном университете Кузбасса в настоящее время начата реорганизация научной библиотеки вуза в стиле Open Space, что позволит не только объединить библиотечные фонды КемГУ и КемТИПП на одной организационной платформе, но и расширить спектр предлагаемых ресурсов и услуг, трансформировать пространство библиотеки в пространство доступной информации, коворкинга, творческой деятельности для обучающихся, сотрудников университета и жителей г. Кемерово.
Реализация перечисленных преобразований в направлении модернизации образовательного процесса в КемГУ создаст необходимые условия для:
- перехода к персонализированной модели образования с возможностью индивидуальной образовательной траектории обучающихся;
- повышения гибкости портфеля реализуемых программ высшего образования, который будет адаптирован к задачам кадрового обеспечения перехода Кемеровской области к опережающему социально-экономическому развитию;
- укрепления конкурентных позиций университета на рынке высшего образования СибФО за счет предложения ряда уникальных образовательных продуктов не имеющих прямых аналогов.
С учетом современных трендов интернет-революции, изменяющих привычный формат образования и расширяющих аудиторию обучающихся за счет снижения издержек на реализацию образовательных программ, опорный университет Кузбасса должен вывести на новый уровень дистанционные формы обучения. В этом направлении предполагается:
- создать в вузе лабораторию электронных образовательных ресурсов и дистанционных технологий обучения в целях методической и технической поддержки перехода вуза к широкому использованию технологий дистанционного обучения;
- разработать и внедрить автоматизированную систему дистанционного обучения;
- разработать и запустить пилотные модули дистанционных образовательных программ магистратуры и аспирантуры;
- разработать и применять систему стимулирования НПР, внедряющих электронные образовательные ресурсы и дистанционные технологии обучения на программах магистратуры;
- внедрить дистанционные формы обучения на стадии довузовской подготовки абитуриентов;
- внедрить в образовательный процесс на уровнях бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры массовые онлайн курсы, в том числе предоставляемых Национальной платформой открытого образования;
- на основе дистанционных технологий обучения сформировать и запустить инновационный образовательный проект «Университет третьего возраста» с целью поддержки модернизации образовательной деятельности опорного университета Кузбасса в парадигме Life-Long Learning.
Реализация блока мероприятий, связанных с развитием в КемГУ дистанционных образовательных технологий будет способствовать переходу университета на новый уровень организации учебного процесса в соответствии с лучшими мировыми практикам, обеспечит рост качества образовательного контента на программах высшего образования, повысит его доступность для широкой аудитории обучающихся (в т.ч. лиц с ограниченными возможностями здоровья), снизит издержки на реализацию образовательных программ позволит более гибко реагировать на запросы рынка услуг высшего образования путем проектирования и быстрого запуска востребованных учебных курсов и образовательных программ.
Учитывая запросы региона на кадровое обеспечение процессов его опережающего развития, настоящая стратегия развития опорного университета Кемеровской области учитывает не только запросы реального сектора экономики но и, что особенно важно, органов региональной власти и местного самоуправления. В части модернизации образовательной деятельности КемГУ предусмотрен блок мероприятий, направленных на развитие кластера образовательных программ подготовки управленческих кадров.
В планах КемГУ на ближайший период – разработка целого пакета уникальных образовательных продуктов (в основном краткосрочных курсов повышения квалификации) для работников региональных и муниципальных органов власти по актуальным направлениям, учитывающим специфику текущего этапа развития Кемеровской области и стоящих перед нею задач в области диверсификации отраслевой структуры экономики и перехода к опережающему социально-экономическому развитию. Соответствующие образовательные продукты предполагается в дальнейшем реализовывать совместно с ведущими образовательными организациями России.