КемГУ в системе высшего образования Кемеровской области: характеристики потенциала развития




 

Настоящая магистерская диссертация затрагивает проблему поиска путей изменения конфигурации высшей школы Кемеровской области. Последняя в настоящее время представляет собой типичное наследие советского времени, на котором расположены три отраслевых вуза, подведомственных Минкультуры, Минздраву, Минсельхозу и три вуза Минобрнауки (классический университет, технический университет и узкопрофильный университет пищевой промышленности), а также ряд филиалов, в т.ч. достаточно «сильный» (по потенциалу развития и ключевым показателям деятельности) филиал Российского экономического университета им. Плеханова.

В региональной программе развития системы высшего образования в Кемеровской области отмечается, что «… формирование спектра направлений подготовки в регионе обусловлено как историческим типом освоения Кемеровской области, так и текущими и перспективными потребностями экономики: потребностями рынка труда, структурными изменениями, происходящими в нем. Именно это, а также приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации и Кемеровской области определяют позиционирование системы высшего образования в региональном пространстве и стратегические приоритеты ее развития» [62, c. 5].

К приоритетам развития Кузбасса в стратегической перспективе до 2025 года относятся: «Развитие ресурсной базы региона; повышение глубины переработки добываемого сырья, его комплексное и эффективное использование; наращивание потребления продукции региона (уголь) на традиционных рынках; снятие инфраструктурных ограничений для развития базового сектора экономики области; обеспечение технологического подъема экономики; совершенствование системы подготовки кадров, устранение диспропорций в развитии рынка труда, развитие системы расселения Кемеровской области, развитие агломеративных систем региона» (Закон Кемеровской … 2012).

Большинство экспертных мнений по существу предстоящих этапов социально-экономического развития региона на стратегическом горизонте ближайшего десятилетия указывает на то, что: «В долгосрочной перспективе основным сценарием развития Кемеровской области будет сценарий роста с сохранением базового сектора экономики» (Закон Кемеровской… 2012). Вместе с тем: «Ресурсоориентированный тип экономики не способен обеспечить желаемых темпов роста без ущерба для социальной и экологической обстановки». По этой причине: «Повышения конкурентоспособности предполагается достичь за счет развития новых технологий и инвестиций в человеческий капитал, диверсификации экономики, расширения ядра базового сектора как в направлении глубины переработки добываемого сырья (производство с высокой добавленной стоимостью, создание полноценной цепочки ценности), а также включение в него новых видов (отраслей, секторов) производственной деятельности» (Стратегия… 2015).

Все эти задачи, имеющие стратегическое значение для социально-экономического развития Кузбасса, безусловно, требуют качественной и широкой поддержки со стороны региональной системы высшего образования, которая, между тем, по своей текущей конфигурации не вполне соответствует современным запросам в области трансфера в пространство регионального развития новых компетенций, высокотехнологичных решений и инноваций.

По данным регионального департамента образования и науки: «В настоящее время в Кемеровской области подготовку специалистов с высшим образованием осуществляют 37 образовательных организаций высшего образования, в т. ч. 8 государственных образовательных организаций высшего образования федерального подчинения (ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет», ФГБОУ ВО «Сибирский государственный индустриальный университет», ФГОУ ВО «Кемеровский государственный медицинский университет», ФГБОУ ВО «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет)», ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт», ГОУВО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств», Кузбасский институт ФСИН России); 12 филиалов этих образовательных организаций высшего образования; 11 филиалов государственных образовательных организаций высшего образования других регионов (из них два наиболее крупных: Кемеровский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», Юргинский технологический институт ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»); 6 негосударственных высших образовательных учреждений, из которых: 1 НОУ ВПО «Кузбасский институт экономики и права»; 5 филиалов негосударственных образовательных организаций высшего образования» (Программа … 2017).

Ландшафт системы высшего образования Кемеровской области исторически сложился в логике кадрового обеспечения базового сектора и иных отраслей региональной экономики и социальной сферы, что для второй половины XX века вообще говоря характерно не только для Кузбасса, но и всей национальной системы высшего образования, в основном выстроенной в период индустриализации и последовавшего за ней социально-экономического развития периферийных территорий и регионов. С целью обеспечения их необходимыми кадрами «… педагогические, медицинские, политехнические и другие образовательные организации высшего образования повсеместно открывались в муниципалитетах» [59, с. 88]. Исследователи применяют к данной категории вузов термин «Региональные инфраструктурные образовательные организации высшего образования», поскольку они созданы «…по территориально-производственному принципу для кадрового обеспечения конкретных секторов региональной̆ социально-экономической̆ системы [59, с. 89]». Именно такие вузы сегодня составляют основу региональной системы высшего образования Кемеровской области.

Лишь Кемеровский государственный университет – флагман высшей школы Кузбасса – выбивается из этого ряда благодаря своей многопрофильности, наличию направлений подготовки и исследований на прямую не связанных с отраслевой структурой региона и сохраняющейся в вузе идентичности классического университета. В КемГУ сосредоточена «…значительная часть исследований и образовательных программ в сфере гуманитарных, социально-экономических и естественных» (Программа … 2017).

Наиболее глубокие трансформации система высшего образования Кемеровской области претерпела в 2014 году. Тогда «… по результатам мониторинга эффективности в 2012 году Кузбасская государственная педагогическая академия, крупный учебно-методический, научно-исследовательский и культурный центр педагогического профиля, осуществляющий подготовку по образовательным программам высшего образования по педагогике, гуманитарным наукам, экономике и управлению, была признана нуждающейся в реорганизации, в связи с чем было принято решение объединить две образовательные организации высшего образования: ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» и ФГБОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия (далее - КузГПА). Слияние состоялось 14 марта 2014 года, когда КузГПА вошла в состав Новокузнецкого института (филиала) КемГУ в качестве структурного подразделения (Центр педагогического образования НФИ КемГУ). В объединённом филиале сегодня учится более 8000 обучающихся» (Программа… 2017).

Крупным образовательным центром, возникшим именно в логике развития региональной инфраструктуры, является ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачёва», ведущий «… подготовку и научные исследования по следующим направлениям: геомеханика; углехимия; нанотехнологии; геология; разведка и технологии экологически безопасной разработки месторождений и добычи полезных ископаемых; геодезия; землеустройство; экология; технологии глубокой переработки угля; охрана труда и промышленная безопасность (прежде всего в горном деле, химии и пр.); инжиниринг; моделирование технологических и физических процессов; экономика и управление в базовых отраслях Кузбасса» (Программа … 2017).

Как показывает анализ ключевых показателей развития высшего образования в регионе, «… ландшафт системы высшего образования южной столицы Кузбасса – г. Новокузнецка – не отвечает критериям эффективности и современной повестке. Наиболее существенными проблемами, характерными для каждой из образовательных организаций высшего образования г. Новокузнецка, являются: дублирование образовательных программ; дефицит научно-педагогических кадров; недостаточность финансирования научно-исследовательской работы (далее - НИР) и низкая научно-инновационная активность; дисбаланс между выпуском специалистов и потребностями рынка труда» (Постановление … 2014).

Важнейшим следствием отмеченных проблем является растущая во времени конкуренция вузов региона, обостряемая в условиях неблагоприятной демографической ситуации. Однако региональный уровень конкуренции вузов – лишь часть проблемы. Гораздо более значимой является необходимость выдерживать конкуренцию с ведущими университетами гг. Томска, Новосибирска, Красноярска. В настоящее время регион в этом отношении не выглядит благополучно, поскольку значительная часть абитуриентов (в т.ч. лучших) ориентирована на обучение именно в соседних с Кемеровской областью субъектах РФ. В отмеченном контексте конкуренции за абитуриентов проигрывает весь регион, а не отдельно взятые вузы. В этом смысле проект опорного университета Кузбасса мыслится как ответ на данную группу вызовов: создание крупного научно-образовательного центра в регионе будет способствовать концентрации ресурсов на прорывных направлениях образовательной и научной деятельности. В них вуз достигнет конкурентных позиций и станет притягивать лучших абитуриентов.

Для преодоления отмеченных проблем, предопределяющих кризис в системе высшего образования региона, целесообразны следующие направления возможных преобразований, предусмотренные программой развития КемГУ в качестве опорного регионального вуза: «… (1) необходимо исключить одновременную подготовку по одним и тем же направлениям и специальностям в образовательных организациях высшего образования в Кемеровской области, особенно за счет «неэффективных» филиалов этих организаций, расположенных в одном и том же географическом пространстве, и, таким образом, укрупнить контрольные цифры приема на направления и специальности в образовательные организации, традиционно «эффективные»; (2) развивать инновационные кластеры «организации высшего образования - предприятия - органы власти» в ключевых сферах экономики Кемеровской области путем интеграции усилий образовательных организаций, научных организаций, ведущих подготовку специалистов и научные разработки для одной и той же или смежной сферы экономики, и предприятий, испытывающих потребность в специалистах с соответствующим высшим образованием» (Программа … 2017).

По данным последнего самообследования КемГУ - крупнейший вуз Кемеровской области с контингентом обучающихся более 16 тыс. чел. (что составляет 28% всего контингента обучающихся по региону) и численностью НПР более 800 чл. Сегодня университет реализует широкий портфель образовательных программ высшего образования по 18 укрупненным группам направлений и специальностей [70, с. 3].

По результатам мониторинга эффективности российских вузов, осуществляемого Минобрнауки РФ, «… КемГУ стабильно превышает пороговые значения показателей мониторинга эффективности вузов, проводимого Минобрнауки России, занимая лидерские позиции на региональном рынке высшего образования, а также в ряде направлений исследований и разработок. КемГУ выигрывает региональную конкуренцию за ресурсы развития (абитуриентов, преподавателей, финансирование), но вынужден конкурировать также с вузами соседних регионов Сибирского федерального округа – Томской и Новосибирской областей, Красноярского края, что является сегодня одним из важнейших вызовов для развития в Кемеровской области опорного университета» (Программа … 2017).

Так называемый «Сибирский треугольник» в большей степени является конкурентным риском для региональных университетов СибФО в области образовательной деятельности. Для Кемеровского государственного университета он выражается, прежде всего, в снижении численности обучающихся по основным образовательным программам высшего образования, что довольно заметно в ретроспективе последнего десятилетия (с 2008 г.). Официальная статистика вуза за минувший десятилетний период фиксирует сокращение количества студентов очной формы обучения: «На 12% (с 4437 до 3905 чел.) по бюджетным местам и на 20% (с 1824 до 1460 чел.) по контрактному набору» (Отчет … 2017). В Кемеровском технологическом институте пищевой промышленности в анализируемом периоде в основном происходило то же. Контингент обучающихся на бюджетной основе сократился на 38%. Вместе с тем, численность студентов, обучающихся на условиях полного возмещения затрат за то же время возросла на 34%.

По существу отмеченных выше тенденций сокращения численности контингента обучающихся, а также ряда других проблем развития вузов, связанных с высоким уровнем конкуренции за абитуриентов в пространстве Сибирского федерального округа стоит заметить, что они отнюдь не свойственны лишь Кемеровскому государственному университету. Напротив, по-видимому, речь идет о довольно универсальных трендах, характеризующих современный этап развития всей системы высшего образования Кузбасса. Принимая их во внимание, можно лишь прогнозировать дальнейшее сужение регионального рынка услуг высшего образования. Внутрирегиональная конкуренция при этом, безусловно, будет возрастать, в особенности по направлениям подготовки, дублирующимся в вузах региона. В значительной части создание в Кемеровской области опорного университета, сможет способствовать решению этой проблемы.

Вместе с тем, сокращение контингента обучающихся в вузах региона – лишь часть общей, гораздо более существенной проблемы. Дело в том, что Кемеровская область не просто теряет абитуриентов, готовых к поступлению в вузы соседних регионов. Речь, к сожалению, идёт именно о лучших абитуриентах. Связанная с этим уязвимость Кемеровского государственного университета и других вузов Кузбасса должна мыслиться не только в категориях количественных, но, что ещё важнее, качественных потерь. В этой связи, пожалуй, важнейшей задачей опорного университета Кемеровской области должно стать удержание в регионе талантов, создание для них особого пространства развития и самореализации. От эффективности данного направления деятельности КемГУ как крупнейшей в регионе организации высшего образования будет во многом зависеть решение важной для региона проблемы: наращивание человеческого потенциала, необходимого для инновационного социально-экономического развития.

В настоящее время в университете наблюдается неравномерное распределение как контингента обучающихся в разрезе отдельных направлений подготовки, так и показателей его многолетней динамики. Наибольшая численность обучающихся на бюджетной основе характерна для двух институтов вуза, а именно: института фундаментальных наук (образовательные программы по химии и материаловедению, физике, математике и программированию); института биологии, экологии и природных ресурсов. Их доля в общем контингенте обучающихся на бюджетной основе составляет сегодня не менее 39%. (Отчет … 2017). Максимальное количество обучающихся на основе полного возмещения затрат (контрактная форма обучения) отмечено на образовательных программах юридического института (традиционный лидер по числу обучающихся с 1990-х гг.), а также института образования. На их долю в общей сложности приходится не менее 51% студентов-контрактников. Вклад данных двух подразделений в консолидированный бюджет университета, соответственно, также максимален. Именно они обеспечивают значительную часть внебюджетных доходов за счёт реализации платных образовательных программы высшего образования.

По остальным подразделениям КемГУ и реализуемым на их базе образовательным программам можно констатировать умеренную (в среднем по вузу) численность контингента обучающихся, который во многолетней динамике в целом стабилен, не проявляет тенденции к росту или же, напротив, сокращается. Соответственно, не приходится говорить и о существенных доходах от образовательной деятельности: в основном речь идет о программах, сориентированных на бюджетную форму обучения в соответствии с контрольными цифрами приема. Важно в этом контексте заметить, что значительная часть университета, таким образом, зависима от бюджетного финансирования. Ориентированность образовательных программ высшего образования на запросы рынка (в особенности регионального) в настоящее время нельзя признать существенной.

В ретроспективе последнего десятилетия для КемГУ характерным было не только сокращение контингента обучающихся, но также связанное с этим снижение штатной численности профессорско-преподавательского состава. В результате мероприятий по оптимизации штатной численности ППС их количество сократилось с 961 приведенной ставки в 2008 году до 488,38 – в 2017 г. Еще более существенные сокращения пережил вуз-партнер КемГУ – Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. Вместо 471 ставки ППС в 2008 году сегодня имеется лишь 290 ставок преподавателей. Главная причина отмеченного сокращения штатной численности ППС в обоих вузах кроется в необходимости соблюдения требований Минобрнауки России в части соотношения «преподаватель – студент». Хотя за прошедший период отмечена и тенденция оттока преподавателей и научных работников (преимущественно молодых кадров).

Что касается позиций университета на рынке образовательных услуг дополнительного образования, то здесь на протяжении последнего десятилетия наблюдался количественный рост. Число реализуемых программ доп. образования возросло с 2008 года в 4,5 раза. Аналогичные тенденции, еще более выраженные, характерны и для КемТИПП: портфель реализуемых программ дополнительного образования за последние десять лет был расширен в 5,4 раза. Соответственно росло и количество слушателей, которых по итогам, к примеру, 2016 года было более 4550 чел. Также анализируемый период (2008-2016 гг.) отмечен ростом (более чем в 4 раза) доходов КемГУ и КемТИПП от услуг дополнительного образования.

Вместе с тем, анализ бюджета отдельно взятых образовательных программ дополнительного образования показывает, что большая их часть находятся на довольно низком уровне доходности (в среднем не более 160 тыс. руб.). С учётом инфляции реальные доходы КемГУ и КемТИПП ощутимо снизились с 2008 года. Отсюда можно заключить, что, хотя валовые доходы от услуг дополнительного образования в Кемеровском государственном университете и вузе-партнере неуклонно росли на протяжении последних десяти лет, это отнюдь не связано с ростом потребительской ценности реализуемых образовательных программ и их рыночной конкурентоспособности. Часть из них реально не соответствуют существующим запросам. К тому же доля вуза на рынке услуг дополнительного образования Кемеровской области объективно остаётся несущественной. Даже объединение двух университетов не изменит значительно ситуацию к лучшему. Стоит, однако, заметить, что у объединенного университета, безусловно, имеется существенны потенциал для укрепления конкурентных позиций на рынке дополнительного образования. В основном эти надежды связаны с возможным продвижением программ профессиональной переподготовки, которые, как ожидается, будут весьма востребованы в контексте ожидаемой модернизации региональной экономики и, в частности, реструктуризации базового сектора. Перспективы достижения регионального лидерства на рынке такого рода услуг ДО для опорного вуза Кузбасса вполне реалистичны.

В области научной и инновационной деятельности одной из важнейших стратегических задач является усиление региональной ориентированности сектора исследований и разработок. Однако при этом для опорного университета важно также сохранить и укрепить достигнутый уровень фундаментальных исследований в национальном и мировом научном контексте. В КемГУ в этом направлении существует достаточный кадровый и интеллектуальный потенциал, созданы значимые научные заделы, действует ряд признанных научных школ и лабораторий. Положительно выглядит и динамика ключевых показателей результативности научной деятельности вуза в ретроспективе последнего десятилетия. В основном она заметна в росте формальных показателей публикационной активности НПР (рис. 1-3). Однако исследовательские компетенции неравномерно распределены в разрезе отдельных подразделений (институтов и факультетов) университета. В частности, не менее 78% всех работ, опубликованных в анализируемый период в научной периодике, индексируемой в международной информационно-аналитической системе Web of Science приходятся на долю всего десяти наиболее сильных в научном отношении кафедр. Восемь из них относятся к Институту фундаментальных наук, развивающему исследования в направлениях физико-химии и материаловедения, математики и IT-технологий. Еще две кафедры, лидирующие в университете в части публикационной активностью, относятся к Институту биологии, экологии и природных ресурсов.

 

Рисунок 1. Динамика публикационной активности НПР КемГУ

 

Рисунок 2. ТОП-10 кафедр КемГУ по показателям публикационной активности (Web of Science)

Не менее неравномерное распределение в разрезе подразделений вуза характерно и для показателей патентной активности. В 2008-16 гг. ученые Кемеровского государственного университета получили 123 патента на изобретения и 103 свидетельства о государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных (рис. 4). Характерно и предсказуемо, что почти все они получены по направлениям естественных и технических наук.

 

Рисунок 3. ТОП-10 кафедр КемГУ по показателям публикационной активности (БД Scopus)

 

Не все подразделения университета в одинаковой мере генерируют и привлеченные объемы финансирования НИОКР. Девяносто шесть процентов освоенного вузом в 2008-16 гг. объёма финансирования НИОКР, привлеченного из юджетных источников (всего более 206 млн руб.), было обеспечено пятнадцатью кафедрами (рис. 5).

 


 

Рисунок 4. Динамика показателей патентной активности НПР КемГУ

 

Рисунок 5. Динамика объемов финансирования научных исследований КемГУ из конкурсных (бюджетных) источников

 

Генерация доходов вуза за счет контрактных НИОКР в динамике за последние десять лет в целом подчиняется той же логике. Более 83%объёма финансирования всех реализованных НИОКР по договорам и контрактам (в т.ч. по заказу региональных стейкхолдеров), общая стоимость которых составила в анализируемом периоде 68 млн руб., также приходится на долю пятнадцати наиболее сильных в научном отношении кафедр (рис. 6). В общем смысле это говорит значительной ограниченности действующих в вузе научных коллективов, готовых к реализации НИОКР в интересах организаций реального сектора экономики и иных региональных стейкхолдеров. Учитывая, что именно региональный импакт университета находится в основном фокусе его новой целевой модели, проблема недостаточной включённости большинства подразделений КемГУ в решение проблем развития региона является, безусловно, значимой проблемой, решению которой в том числе должна быть посвящена разрабатываемая нами стратегия.

 

Рисунок 6. Объем внебюджетного финансирования научных исследований КемГУ

 

В отношении объемов финансирования научных проектов, поддержанных научными фондами в виде грантов, вновь заметна в целом та же картина. Семьдесят восемь процентов этих средств были в 20018-16 гг. привлечены и освоены все теми же пятнадцатью кафедрами (рис. 7).

 

Рисунок 7. Объем финансирования научных проектов, реализованных при грантовой поддержке

В обобщенном виде перечень важнейших проблем в области развития вузовского сектора исследований и разработок, значимых с точки зрения стратегического развития КемГУ в качестве опорного университета Кемеровской области, можно свести к следующему:

- подразделения КемГУ (институты, факультеты, кафедры) демонстрируют существенную неоднородность по ключевым показателям результативности научной деятельности, что более всего заметно в части количества публикаций в научной периодике, индексируемой в международных базах данных научного цитирования, а также привлеченных и освоенных за пиршествующий десятилетний период объёмов финансирования НИОКР;

- проводимые научными коллективами исследования и генерируемые научно-технические разработки слабо сориентированы на решение проблем регионального развития и не приносят существенных доходов в бюджет университета;

- заметна финансовая зависимость вузовской науки от финансирования за счет бюджетных источников;

- лучшему национальному и мировому уровню соответствует лишь ограниченное число действующих в университете научных коллективов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: