В части содействия развитию городской и региональной среды стратегия опорного университета Кузбасса предполагает нижеследующие ключевые направления активности:
Создание и поддержание среды для реализации молодежных инициатив, разработка и внедрение новых форм социальной мотивации молодежи, развитие комплекса мер по вовлечению молодежи в решение стратегических задач региона в т.ч.:
(1) создание на базе КемГУ регионального центра поддержки добровольчества, центра поддержки социального предпринимательства, регионального волонтерского центра;
(2) создание регионального центра молодежного туризма, с целью популяризации молодежного туризма и формирования моды на путешествия по Кемеровской области;
(3) развитие ассоциации выпускников университета;
(4) создание и развитие регионального центра помощи диким и экзотическим животным, на базе которого будут запущены две новые образовательные программы высшего образования (бакалавриат, магистратура) по направлению «Ветеринарное дело» и пять образовательных программ дополнительного образования.
Создание коммуникативных площадок для диалога между представителями местного сообщества, бизнеса и власти по актуальным вопросам развития региональной и городской среды, в т.ч.:
(1) создание регионального центра по предиктивной бизнес-аналитике, с целью обработки открытых статистических баз данных, позволяющей значительно повысить скорость и снизить стоимость подготовки аналитических (маркетинговых) отчетов для решения задач оперативного управления бизнесом;
(2) развитие социального партнерства с представителями государственной власти, общественных организаций, бизнес-сообщества, включая организацию и проведение круглых столов, дискуссионных площадок с экспертами на базе университета; расширение представительства сотрудников университета в коллегиальных структурах государственных органов власти и общественных организаций; увеличение количества заключенных соглашений о взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления и общественными организациями; организацию системы дискуссионных площадок с экспертами на территории университета по решению социально-экономических проблем региона, разработке региональной политики;
|
(3) организация на базе площадей КемГУ промышленного коворкинга, предоставляющего рабочее пространство, производственные площадки, и консультационные услуги в различных сферах;
(4) содействие трансформация моногородов через разнообразные формы сотрудничества с городскими сообществами и расширение профессиональных компетенций органов власти в решении проблем местного населения; мониторинг оценки населением качества системы жизнеобеспечения городов; выездные экспертные панели в моногородах области с участием администрации, муниципальных служб, горожан; коммуникативные площадки для горожан по продвижению инициатив населения и инфраструктурных преобразований;
(5) разработка комплекса мероприятий по передаче компетенций населению региона посредством таких структур на базе опорного университета, как юридическая клиника, экономическая клиника, центр изучения русского языка как иностранного, центр компьютерной грамотности, открытый лекторий;
|
(6) развитие проектов по популяризации региональной идентичности, брендинг территории усилиями центра урбанистики, целью которого является системное позитивное преобразование городской и региональной среды, осуществляемое посредством сбора и анализа новой информации о регионе (городе), реальных городских проектах с включением всех субъектов (власть, бизнес, сообщества);
(7) поддержка территорий опережающего социально-экономического развития региона, в т.ч. научно-методическое сопровождение разработки и актуализации стратегий и планов мероприятий социально-экономического развития моногородов; оценка инвестиционной привлекательности и «упаковка» инвестиционных ниш для моногородов; разработка маркетинговых стратегий развития моногородов и ТОСЭР, проведение социологических исследований; вовлечение студентов, местных и региональных сообществ в реализацию проектов местного развития посредством организации и проведения городских форумов и конференций; популяризация и обобщение опыта Кемеровской области по реструктуризации экономики моногородов и организации ТОСЭР в публикациях различного уровня.
Реализация блока мероприятий будет способствовать развитию опорного университета как научно-образовательного, инновационного, культурного центра, социально ответственного за развитие региона, повышению уровня признания региона как уникального научно-образовательного центра сибирского, российского и международного масштаба. Администрация Кемеровской области и муниципалитеты получат надежного партнера в лице опорного университета в научно-методическом сопровождении стратегических и тактических разработок.
|
В целом проектируемые в настоящей работе преобразования Кемеровского государственного университета в направлении его становления в качестве опорного для Кемеровской области вуза в системной взаимосвязи способны сформировать необходимые ответы на актуальные вызовы и снять отмеченные нами ограничения: ресурсные, инфраструктурные, имиджевые и прочие. Планируемые трансформации вуза по основным направлениям деятельности создает по сути дорожную карту, реализация которой позволит университету органично и эффективно встроится в региональное пространство развития.
Заключение
Повестка текущего этапа реформирования высшего образования в России связана с созданием сети опорных региональных университетов, которые должны стать ключевыми драйверами опережающего развития и соответствующих этому изменений в субъектах РФ. По сути, речь идёт о завершающем этапе формирования новой архитектуры системы российского высшего образования. Опорные региональные вузы должны сформировать нижний уровень вузовской статусной иерархии, в которой высшие «этажи» заняты федеральными, национальными исследовательскими университетами и вузами, реализующими программы достижения мировой конкурентоспособности (Топ 5-100).
По заявлениям представителей Минобрнауки России в перспективе ближайших лет ожидается сформировать в регионах страны не более 120 опорных вузов, важных с точки зрения содействия социально-экономическому развитию регионов. Судьба остальных организаций высшего образования остаётся не вполне ясной. Очевидно только, что они будут ограничены в финансировании за счет средств федерального бюджета, не смогут реализовывать образовательные программы магистратуры и аспирантуры и в целом будут представлять собой вузы широкой бакалаврской подготовки. Таким образом с 2015 года, когда впервые государственным учредителем был объявлен конкурс на право обладания статусом опорного регионального университета, в регионах страны сформировалась довольно острая конкуренция между образовательными организациями высшего образования, стремящимися к обретению статуса опорных университетов и рассматривающих его не иначе как стратегическую цель, от достижения которой зависят сохранение и перспективы дальнейшего развития.
Именно нарастающая межвузовская конкуренция в регионах России в существенной степени актуализировала для вузовского менеджмента вопросы стратегического планирования, обеспечения роста ключевых показателей основной деятельности, эффективного позиционирования вузов на рынках образовательных услуг, исследований, разработок, инноваций, поиска ниш для достижения конкурентного превосходства.
Настоящая работа посвящена разработке стратегии развития опорного университета, создаваемого в Кемеровской области на основе присоединения в Кемеровскому государственному университету Кемеровского технологического института пищевой промышленности. В основном работа была выполнена в течение 2017 года, на стадии подготовки заявительной документации, необходимой для участия во второй волне конкурсного отбора организаций высшего образования для создания на их основе опорных региональных вузов. Сегодня объединенный университет является победителем конкурса и приступил к реализации стратегии развития на период до 2021 года, ключевые положения которой представлены в данной магистерской диссертации.
Стратегия развития в Кемеровской области опорного регионального университета построена с учётом значимых для него вызовов, внутренних ограничений и преимуществ. В соответствии с ними спроектирована целевая модель, миссия и важнейшие преобразования университета, начиная со стадии объединения Кемеровского государственного университета и Кемеровского технологического института пищевой промышленности и далее на перспективу развития объединенного многопрофильного вуза.
Ключевые вызовы, учитываемые представляемой стратегией развития в Кемеровской области опорного университета, обусловлены спецификой географического положения, демографического профиля и экономики региона, а также важнейшими глобальными трендами.
Прежде всего, вызовом является сжатие регионального рынка образовательных услуг высшего образования, предопределенное отрицательным естественным приростом и миграционным оттоком населения, причем в структуре последнего существенную долю (не менее 25%) составляет образовательная миграция. Регион стремительно теряет не просто экономически активное население, но, в том числе, значительное количество одаренной и талантливой молодежи, мигрирующей за пределы Кузбасса в поисках самореализации и карьерных перспектив. В целом указанные негативные демографические тенденции ведут к сокращению приема в региональные вузы и, как следствие, к снижению доли молодых специалистов (в возрасте 20-29 лет), занятых в региональной экономике.
В значительной степени массовый отток абитуриентов из Кемеровской области предопределен её географическим положением в непосредственной близости от т.н. «сибирского треугольника», образованного сильнейшими вузами СибФО, в т.ч. тремя национальными исследовательскими и одним федеральным университетами, расположенными в гг. Томск, Новосибирск, Красноярск. В этой ситуации вузы Кузбасса вынуждены участвовать в конкуренции за абитуриентов и ресурсы развития не только друг с другом, но и флагманами высшего образования Сибири. Кемеровский государственный университет, как показали результаты проведённого нами бенчмарк-анализа, является лидером регионального рынка образовательных услуг высшего образования и вполне соответствует среднему уровню развития опорных университетов России, но при этом значительно уступает лучшим вузам СибФО.
Развитие MOOC-платформ и связанное с этим преодоление барьеров доступа обучающихся к лучшим знаниям также является вызовом для проекта опорного вуза Кузбасса, поскольку ведёт к еще большему сжатию рынка образовательных услуг, построенных на традиционных формах обучения. Согласно существующим оценкам, к 2027 году не менее 70% образовательных программ в мировом пространстве высшего образования будет реализовываться на базе технологий онлайн-обучения, а численность обучающихся в этом секторе образования достигнет одного миллиарда человек. Для регионального университета это фактически означает начало прямой конкуренции с лидерами мирового рынка на основе качества образовательного контента, технически доступного конечному потребителю вне зависимости от его местонахождения.
Важное напряжение для вузов Кемеровской области в целом и создаваемого опорного университета в частности создают текущие трансформации регионального рынка труда, осуществляемые быстрее, чем развитие региональной системы высшего образования. В этой ситуации вузу необходимо не просто адаптировать портфель реализуемых образовательных программ под существующие запросы на рынке труда сегодня, но и ориентироваться на будущие изменения в региональной социально-экономической конъюнктуре, что, безусловно, невозможно при опоре на традиционные образовательные технологии и принципы построения образовательных программ.
С точки зрения позиционирования опорного вуза Кузбасса в образовательном пространстве региона и Сибирского федерального округа значимым является также ряд внутренних ограничений, присущих Кемеровскому государственному университету и присоединяемому к нему Кемеровскому технологическому институту пищевой промышленности.
Существует, в частности, ряд ресурсных ограничений, связанных с зависимостью вуза от бюджетного финансирования и средств, привлекаемых из конкурсных источников, по всем ключевым направлениям деятельности, что в итоге предопределяет ограниченность бюджета развития и риски его сокращения в ситуации нарастания конкуренции вузов за ресурсы, распределяемые на конкурсной основе. В области инфраструктурных ограничений отмечается изношенность материально-технической базы и существенные затраты на ремонт и эксплуатацию объектов инфраструктуры. В части кадрового потенциала важнейшими ограничениями являются тенденции старения научно-педагогических кадров, высокая степень имбридинга, невысокая привлекательность вуза для высококвалифицированных НПР из других регионов и, как следствие, сложности с привлечением в университет лучших преподавателей и исследователей, низкое качество кадрового резерва и ограниченность возможностей для ротации кадров.
Часть внутренних ограничений для КемГУ возникает в связи с присоединением к нему вуза-партнера (КемТИПП). В частности, увеличение численности ППС и научных работников сказывается на снижении показателей публикационной активности, изменяет соотношение «преподаватель - студент» и другие показатели развития университета.
Конкурентные преимущества опорного университета Кузбасса в конфигурации «КемГУ+КемтиПП» в основном состоят в наибольшем в регионе кадровым потенциалом, контингентом обучающихся и, что особенно важно, многопрофильностью основных направлений деятельности, создающей возможность для обслуживания и экспертного сопровождения процессов диверсификации региональной экономики, эффективного содействия ее технологической модернизации, развития человеческого потенциала региона, местных сообществ, городской и региональной среды. Благодаря многопрофильности образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности опорного университета Кузбасса он способен к синергии в поиске новых решений проблем регионального развития, а его компетенции, экспертиза и интеллектуальный потенциал востребованы в широком спектре региональных практик.
Указанные вызовы, ограничения и преимущества предопределяют ключевые элементы стратегии развития КемГУ в качестве опорного вуза Кузбасса. Им, в частности, соответствуют стратегическое видение вуза на горизонте 2021 года, целевая модель, миссия и содержание основных преобразований, планируемых на ближайшие пять лет.
В стратегической перспективе 2021 года опорный вуз Кемеровской области, образованный путем присоединения к Кемеровскому государственному университету Кемеровского технологического института пищевой промышленности, видится как ключевой поставщик решений актуальных проблем развития региона, транслятор лучших практик и инноваций, мотиватор опережающего развития Кузбасса на основе обслуживания перспективных потребностей региональной экономики, культуры и социальной сферы.
Соответствующая этому видению миссия опорного университета Кузбасса должна состоять в производстве и трансфере в пространство социально-экономического развития Кемеровской области соответствующих лучшему мировому уровню компетенций, инноваций и решений, необходимых для развития новых видов экономической деятельности и способов организации производства, бизнесов и форм занятости с целью диверсификации экономики Кузбасса, его интеграции в глобальные (несырьевые) производственные цепочки, решения экологических и социально-экономических проблем региона в интересах долговременного опережающего и устойчивого развития.
Цели опорного университета Кузбасса на период до 2021 года в основном связаны с закреплением лидерских позиций вуза на региональном рынке высшего образования; трансформацией университета в центр притяжения лучших абитуриентов, способный удерживать их в Кемеровской области за счет престижного и качественного образования по современным направлениям подготовки, устойчивых перспектив трудоустройства с ясным и достойным карьерным треком; достижением лидерства на региональных рынках непрерывного образования, что особенно важно в прогнозируемом контексте диверсификации региональной экономики, которая уже формирует заказ на услуги дополнительного образования по профессиональной переподготовке или апгрейду профессиональных навыков работников отраслей базового сектора.
Ключевыми целями в области модернизации сектора исследований и разработок КемГУ на стратегический период 2017 – 20121 гг. являются, с одной стороны, усиление региональной ориентированности выполняемых в вузе НИОКР, формирование значимых научно-технических заделов и экспертизы по приоритетным направлениям развития региональной экономики, социальной сферы и культурной среды, а с другой – укрепление конкурентоспособности научных школ опорного университета Кузбасса в национальном и мировом пространстве исследований и разработок.
В области инновационной деятельности КемГУ настоящая стратегия ставит цель становления университета в качестве ключевого поставщика инноваций в пространстве регионального развития и площадкой аутсорсинга инновационных решений для крупнейших в Кемеровской области компаний.
В направлении развития местных сообществ, городской и региональной среды университет планирует также достичь значимого импакта, став по сути ключевым мотиватором улучшений и поставщиком новых социально значимых инициатив.
Соответствующие целевой модели КемГУ как опорного университета Кузбасса конкретные преобразования по основным видам деятельности, предлагаемые настоящей стратегией, будут способствовать становлению вуза в качестве ключевого звена инновационной модернизации экономики и социальной сферы Кемеровской области, способного интегрировать интеллектуальные ресурсы региона, инициировать и сопровождать улучшения в региональном и городском пространстве на основе создаваемых инновационных решений, соответствующих лучшим мировым практикам, подготовки кадров для региональной экономики с учётом её современного состояния и важнейших трендов будущего развития.
Университет будет интегрирован в мировые исследовательские сети и международные научные коллаборации по важнейшим направлениям социально-экономической модернизации региона, достигнет и будет удерживать в этих направлениях уверенное лидерство в масштабах национального рынка исследований и разработок, подтверждаемое наукометрическими показателями международных баз данных научного цитирования. Научные коллективы вуза создадут научно-технические заделы в области физико-химии углеводородов, нано- и энергетических материалов на из основе, экологии горных работ, геоэкономического и геоинформационного мониторинга промышленных объектов, рециклинга отходов горно-добывающих производств, биотехнологий, важные для технологической модернизации базового сектора экономики Кузбасса в направлении глубокой переработки сырья, повышения эффективности и безопасности производства.
В региональном образовательном пространстве КемГУ укрепит свои лидерские позиции на рынке высшего образования, в т.ч. на контрактной основе, достигнет лидерства в направлении дополнительного образования, за счет реализации образовательных продуктов всех форм и уровней образования сформирует необходимый кадровый потенциал для: (1) развития в регионе инновационного предпринимательства; (2) технологической модернизации базового сектора экономики региона; (3) создания новых видов экономической деятельности, рынков и бизнесов, которые будут способствовать диверсификации региональной экономики и, в частности, инициируют новые векторы социально-экономического развития моногородов и территорий опережающего социально-экономического развития Кузбасса.
Вокруг вуза сформируется консорциум региональных стейкхолдеров, включая сеть индустриальных партнёров, образовательных и научных организаций, представителей региональной и муниципальной власти, инновационных компаний и технологических предпринимателей, который станет основой эффективного трансфера интеллектуальных продуктов КемГУ в реальный сектор экономики, городскую и региональную среду.
Список использованной литературы
1. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы (утверждена постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497).
2. Фуллер С. В чем уникальность университетов? Обновление идеала в эпоху предпринимательства (пер. с англ. С. Филоновича) // Вопросы образования. 2005. № 2. с. 50-76.
3. Фуллер С. Университет: социальная технология для производства универсального знания // Прогнозис. Журнал о будущем. № 2(3). 2005 (а). с. 281 - 298.
4. Кларк Б.Р. Система высшего образования: академическая организация в кросс-национальной перспективе / пер. с англ. А. Смирнова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. 360 с.
5. Кларк, Б. Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации [Текст] / пер. с англ. А. Смирнова; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2011 (а). - 240 с.
6. Бок Д. Университеты в условиях рынка. Коммерциализация высшего образования [Текст] / пер. с англ. С. Я. Карп, ред. перевода Д.А. Александров; нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: изд. дом Высшей школы экономики, 2012. – 277 с.
7. Ортега-и-Гассет, X. Миссия университета / X. Ортега-и-Гассет; пер. с исп. М. Н. Голубевой; ред. перевода А. М. Корбут; под общ. ред. М. А. Гусаковского. - Мн.: БГУ, 2005. - 104 с.
8. Beynaghi A., Trencher G., Moztarzadeh F., Mozafari M., Maknoon R., Leal Filho W. (2016). Future sustainability scenarios for universities: moving beyond the United Nations Decade of Education for Sustainable Development. In: Journal Of Cleaner Production [serial online]. January 23, 2016. 15 p.
9. Ciro A. (2017). The Rapid Expansion of Higher Education in the New Century. World Bank eLibrary. 47 p.
10. Haimovich F., (2017). Equity, Quality, and Variety of Higher Education. World Bank eLibrary. 77 p.
11. European, Parliament, Services Directorate-General for Parliamentary Research, and Katsarova Ivana (2015). Higher education in the EU: Approaches, issues and trends: in-depth analysis. EU Bookshop. 82 p.
12. Zajda, Joseph, and Val Rust (2016). Globalisation and Higher Education Reforms. Switzerland: Springer, 2016. 212 p.
13. Фрумин И. Д., Лешуков О. В. Типологизация региональных систем высшего образования в России // Федеральный справочник. Образование в России Т. 11. М.: АНО "Центр стратегических программ", 2016.
14. Фрумин И. Д., Косарецкий С. Г., Лешуков О. В. Экосистемы образования: с уважением к сложности // Практики развития: новые отношения в образовании, их реализация и возможности управления. Красноярск: Институт психологии практик развития, 2016 (a). c. 22-31
15. Froumin I., Leshukov O. The Soviet Flagship University Model and Its Contemporary Transition, in: The New Flagship University: Changing the Paradigm from Global Ranking to National Relevancy. L.: Palgrave Macmillan, 2016. p. 173-190.
16. Froumin I., Leshukov O. "National-Regional Relationships in Federal Higher Education Systems: The case of Russian Federation" in: Higher education forum Hiroshima University. 2015. No. 12. p. 77-94.
17. Лешуков О. В., Фрумин И. Д. Флагманские вузы: от советского опыта к поиску новой модели // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 4. c. 22-29.
18. Лешуков О. В., Лисюткин М. А. Управление региональными системами высшего образования в России: возможные подходы // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 6. c. 29-40.
19. Leshukov O., Platonova D., Semyonov D. The Efficiency of Regional Higher Education Systems and Competition in Russia // Экономика региона. 2016. No. 2. p. 417-426.
20. Абанкина, И. Место вузов в новой экономике: стратегии и угрозы / И. Абанкина, Т. Абанкина // Отечественные записки. 2013.- №4 (55). c. 171-180.
21. Filonovich S. R., Konstantinov G. N. The Transformation of the Russian System of Higher Education, in: Russia and Globalization: Identity, Security, and Society in an Era of Change. Baltimore: The John Hopkins University Press, 2008. p. 139-152.
22. Оценка вклада региональных систем высшего образования в социально-экономическое развитие регионов России / О. В. Лешуков, Д. Г. Евсеева, А. Д. Громов, Д. П. Платонова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2017. - 30 с. (Современная аналитика образования. № 3(11)).
23. Egorov A., Leshukov O., Gromov A. The Role of Universities in Economic Development of Russian Regions / NRU Higher School of Economics. Series EDU "Education". 2017. No. 41.
24. Лешуков О. В., Борисова Л. В. Высшие учебные заведения в социально-экономическом пространстве // Высшее образование сегодня. 2014. № 12. c. 34-40.
25. Leshukov O. Leshukov O, Yevseyeva D, Gromov A, Platonova D. Assessment of the Contribution of Regional Higher Education Systems to the Socio-Economic Development of the Russian Regions. Russian Education & Society [serial online]. January 2017;59(1/2):68-93. Available from: Academic Search Premier, Ipswich, MA. Accessed January 3, 2018 // Russian Education and Society. 2017. No. 59. p. 68-93.
26. Белоцерковский А.В. Вузы как генераторы регионального развития // Высшее образование в России. № 1. 2015. с. 5-10.
27. Абанкина, И.В. Оценка результативности университетов с помощью оболочечного анализа данных / И.В. Абанкина, Ф. Т. Алескеров, В.Ю. Белоусова, К.В. Зиньковский, В.В. Петрущенко // Вопросы образования.- 2013 (2).- № 2.- c. 15-48.
28. OECD (2013). Higher Education in Regional and City Development: Wroclaw, Poland. OECD iLibrary. 42 p.
29. OECD (2013 a). Higher Education in Regional and City Development: Basque Country, Spain. OECD iLibrary. 33 p.
30. OECD (2013 b). Higher Education in Regional and City Development: Sonora, Mexico. OECD iLibrary. 51 p.
31. Уроки международного опыта слияний университетов / К.Р. Романенко и др.; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - М.: НИУ ВШЭ, 2015. - 24 с. (Серия «Современная аналитика образования». Вып. 2.).
32. Грудзинский А.О., Ерушкина Л.В. Теоретические основы и практика организационного объединения вузов. Анализ зарубежного опыта // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2007. № 5. с. 17–24.
33. Кларк, Б. Р. Поддержание изменений в университетах. Преемственность кейс-стади и концепций [Текст] / пер. с англ. Е. Стёпкиной; нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: изд. дом Высшей школы экономики, 2011 (b). - 312 с.
34. Как будут развиваться опорные университеты? Интервью главного редактора А. Клюева с экспертами: ректором Донского государственного технического университета Б. Ч. Месхи, ректором Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева С. М. Дмитриевым и ректором Орловского государственного университета им. И. С. Тургенева О. В. Пилипенко // Университетское управление: практика и анализ. № 4 (110). Т. 21. 2017. с. 6-10.
35. Аржанова И.В., Воров А.Б., Клягин А.В., Дьячкова Э.А., Дерман Д.О. Итоги реализации программ развития опорных университетов в 2016 г. // Университетское управление: практика и анализ. № 4 (110). Т. 21. 2017. с. 11-21.
36. Овчинникова Н.Э. Формирование опорных университетов как драйверов развития территорий // Университетское управление: практика и анализ. № 4 (110). Т. 21. 2017. с. 41-52-62.
37. Огурцова Е.В., Перфильева О.В., Фирсова А.А. Показатели оценки вклада университета в инновационное развитие региона // Университетское управление: практика и анализ. № 4 (110). Т. 21. 2017. с. 53-62.
38. Суровицкая Г.В. Сравнительная конкурентоспособность опорных университетов России // Университетское управление: практика и анализ. № 4 (110). Т. 21. 2017. с. 63-75.
39. Дворецкий, С.И. Опорный региональный вуз экономики и социальной сферы / С.И. Дворецкий, М.Н. Краснянский, Н.В. Молоткова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки.- 2014.- №3 (131).- с. 1-12.
40. Тхагапсоев, Х.Г. Региональный вуз выпадает из стратегии развития отечественного образования // Высшее образование в России.- 2014.- №2.- с. 38-42.
41. Донецкая, С. С. Анализ конкурентоспособности российских университетов в мировых рейтингах [Текст] / С. С. Донецкая // Высшее образование в России. - 2014. - №1. - с. 20-31.
42. Кузьминов, Я.И. Экспертное интервью. Как будет меняться управление университетами. Интервью главного редактора А.К. Клюева с ректором Национального исследовательского университет «Высшая школа экономики» / Я.И. Кузьминовым // Университетское управление: практика и анализ. - 2016. - № 102(2). - с. 5-8.
43. Меликян А. В. Слияния и присоединения вузов в России и за рубежом // Высшее образование в России. 2014. №5. с.134-145.
44. Пушных, В.А. Геном университета / В.А. Пушных //Университетское управление: практика и анализ. - 2016. - № 103(3). - с. 23-31.
45. Гуслякова, Е.В. Вхождение системы высшего образования Российской Федерации в Европейское пространство высшего образования: проблемы и задачи / Е.В. Гуслякова, А.Л. Демчуг, И.Г. Телешова // Высшее образование в России.- 2014.- №10.- с. 5-9.
46. Неборский Е. В. Модели интеграции образования, науки и бизнеса в университетах США, Европы и Японии // Проблемы современного образования. 2011. №1. с.48-59.
47. Kezar, A. J. 2012, “Organizational Change in a Global, Postmodern World”. In: Michael N. Bastedo (ed.), The Organization of Higher Education: Managing Colleges for a New Era. Baltimore: The John Hopkins University Press. 181-221.
48. Stensaker B., Valimaa J. & C. Sarrico 2012, “Introduction. How is change in higher education managed”. In Stensaker, B.; Valimaa, J.; Sarrico, C. (eds.) Managing Reform in Universities. The Dynamics of Culture, Identity and Organizational Change. Basingstoke: Palgrave MacMillan. pp. 1-17.
49. Kezar A. 2013, “Understanding sensemaking/sensegiving in transformational change processes from the bottom up”, Higher Education, vol. 65, no. 6, pp. 761-780.
50. Cameron, K.S 1984, “Organizational adaptation and higher education”. Journal of Higher Education, vol. 55, no., pp. 122-144.
51. Dutton, J., & Dukerich, J. M. 1991, “Keeping an eye in the mirror: Image and identity in organizational adaptation”, Academy of Management Journal, vol. 34, no. 3, pp. 517– 554.
52. Clark, B.R. 1997, “Common problems and adaptive responses in the universities of the world: Organizing for change”, Higher Education Policy, vol. 10, no 3/4, pp. 291–295.16. Gornitzka 1999.
53. Sporn, B. 1999, Adaptive university structures: An analysis of adaptation to socioeconomic environments of US and European universities. London and Philadelphia: Jessica Kingsley Publishers.18. Ramirez, Christensen 2013.
54. Gioia, D.A., Price, K. N., Hamilton, A. L. & Thomas, J. B. 2010, “Forging an identity: An insider-outsider study of processes involved in the formation of organizational identity”, Administrative Science Quarterly, vol. 55, no. 1, pp. 1-46.
55. Stensaker B. 2014, “Organizational identity as a concept for understanding university dynamics”, Higher education. Published online. 10.1007/s10734-014-9763-821. Clark, Gioia, Ketchen, Thomas 2010: 397.
56. Norgеrd, J.D & O. Skodvin 2002, “The importance of geography and culture in mergers: A Norwegian institutional case study”, Higher Education, vol. 44, no. 1, pp. 73–90.
57. Locke, W. 2007, “Higher Education Mergers: Integrating Organisational Cultures and Developing Appropriate Management Styles”, Higher Education Quarterly, vol. 61, no. 1, pp. 83-102.
58. Salmi, J. 2009, The challenge of establishing world-class universities. World Bank.
59. Kyvik, S. & Stensaker B. 2013, “Factors Affecting the Decision to Merge: The case of strategic mergers in Norwegian higher education”. Tertiary Education and Management, vol. 19, no. 4, pp. 323–337.
60. Кузьминов Я.И., Семенов Д.С., Фрумин И.Д. Незавершенный переход: от госплана – к мастер-плану // Отечественные записки. № 4. 2013, с. 85-98.
Электронные ресурсы
61. Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области на период до 2025 года: Приложение к Закону Кемеровской области «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года» от 2015 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ako.ru.
62. Университет искусств Хельсинки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://finnish.ru/finland/education/uniarts/.
63. Постановление Губернатора Кемеровской области «Об утверждении плана мероприятий «Развитие системы высшего образования в Кемеровской области на 2015-2020 гг.»» № 529 от 29.12.2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kemsu.ru/departments/cce/doc/plan_razvitia_na_2015-2020.pdf.
64. Закон Кемеровской области «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 г. (с изм. На 07.11.2012 г., внесенным Законом Кемеровской области от 02.11.2012 № 104-ОЗ)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/990308346.
65. Баринов С. Атлас региональных образовательных систем-2 https://ioe.hse.ru/data/2014/12/29/1103825787/П4.%20Баринов%20Атлас%202.pdf.
66. Куценко Е. Рейтинг инновационного развития регионов России https://ioe.hse.ru/data/2014/12/24/1104138826/П1%20Куценко%20Рейтинг%20инн%20развития%20регионов.pdf.
67. Фрумин И.Д., Лешуков О. Особенности федерально-региональных отношений в высшем образовании в России и других федеративных странах ttps://ioe.hse.ru/data/2015/04/28/1098364016/Яросл%20Фрумин_презентация_межд_опыт_Ярославль_24_04.pdf.
68. Фрумин И.Д. Атлас региональных образовательных систем https://ioe.hse.ru/data/2014/12/26/1103971588/Открытие%20%20Атлас%20%20Краткая%203%20(1).pdf.
Приложение 1
Таблица 1. Схема взаимосвязи миссии университета, стратегической целей и задач реализации программы развития КемГУ опорного в качестве опорного университета
Приложение 2
Таблица 2. Дорожная карта развития КемГУ как опорного регионального университета на период 2017 – 2021 гг.
Приложение 3
Таблица 3. Показатели развития КемГУ как опорного регионального университета на период 2017 – 2021 гг.
Размещено на Allbest.ru
[1] Объединение вузов: Если связать двадцать кроликов за лапы – слон не получится [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ami-map.ru/news/obrazovanie/262-.html.
[2]https://vo.graduate.edu.ru/passport#/?items=A722031E474F53C4B7EBFF1271FCC4E7&slice=1&year=2014&year_monitoring=2015