Майкл Клауз возвращался домой после конференции, внутренне готовя себя к серьезной работе по контролю за состоянием собственной сети. Наверняка его автоответчик будет забит паническими голосами представителей даунлайна, требующими разъяснений по поводу происходящего. До глубокой ночи придется спорить, увещевать и поддерживать.
Однако дома в Сиэтле его ждал сюрприз. Голоса на автоответчике звучали поразительно бодро, а общий тон сообщений был безусловно позитивным. «Люди говорили: «О, похоже это действительно заменательный продукт», — вспоминает Майкл. — Они уже были в курсе всего». Спустя двадцать четыре часа после того, как доклад прозвучал на конференции, Success Channel транслировала его в эфир. Даунлайн Майкла уже имел полное представление о том, что представляет собой Pre-Paid Legal и каковы будут преимущества предстоящего слияния лично для них. Многие даже успели зарегистрироваться в качестве дистрибьюторов Pre-Paid Legal, запросив форму заявления со специального номера автоматической факс-рассылки компании.
Конечно, были и такие, чей настрой оказался далеко не столь благодушным, — главным образом люди, у которых не было своей спутниковой антенны. «На разговор с каждым из них у меня уходило около часа. Терпеливо и подробно разъяснять сложившуюся ситуацию приходилось каждому, — вспоминает Майкл. — В ходе разговора отношение собеседников к событию последовательно менялось, и я отчетливо слышал в их голосах весь спектр переживаемых эмоций. Тогда и сейчас я многое готов отдать, лишь бы у этих людей просто была спутниковая тарелка. В этом случае мне было бы гораздо легче работать».
ВИРТУАЛЬНАЯ СЕМЬЯ
Далее последовала интенсивная двухнедельная кампания поддержки персонала дистрибьюторов с использованием коммуникационных возможностей TPN. Каждый вечер выходила свежая телепрограмма со все новыми подробностями и разъяснениями по поводу слияния. В восемь часов вечера по Восточному времени десятки тысяч дистрибьюторов TPN по всей Северной Америке собирались у телевизоров, чтобы узнать, что происходит с их компанией. «Похоже, что в среднем каждому человеку требовалось около пяти дней, чтобы справиться с эмоциями и приобрести позитивный настрой, — вспоминает Майкл. — Те из нас, кто участвовал в работе конференции, провели эти пять дней в кругу друзей и единомышленников. Оставшиеся же дома также смогли почувствовать себя окруженными заботой семьи TPN, только через телевидение. Джефф Олсон появлялся на экранах каждый вечер, смотрел в объектив камеры, то есть прямо в глаза зрителям, и терпеливо и умело вел их через непростой период нашей общей жизни».
|
Майкл сравнивает ситуацию с днями, когда мир узнал о смерти принцессы Дианы и когда миллиарды людей, наблюдая трансляцию ее похорон, слились в едином ощущении скорби. Однако передачи TPN предлагали не только психологическую поддержку. В них присутствовали практические рекомендации по ведению бизнеса и поведению в условиях бюрократической неразберихи, связанной со слиянием. «Давалось объяснение любому перебою в работе системы с предложением конкретного выхода», — говорит Майкл. Трансляции опекали дистрибьюторов TPN на всем пути многосложного перехода от реализации услуг спутникового телевидения к распространению пакета юридических услуг. Плюс к тому передачи сами по себе становились инструментом продаж. Дистрибьюторы приглашали потенциальных клиентов и рекрутов к себе домой для совместного ознакомления с предлагаемыми Pre-Paid Legal возможностями. «Сеть сама учила нас, как в ней работать», — заключает Майкл.
|
МЕСТНОЕ ВЕЩАНИЕ
Наряду с широковещательными спутниковыми трансляциями со стороны компании, дистрибьюторы TPN осуществляли собственное, адресованное представителям их даунлайна «узкое вещание» через электронную почту. Задолго до слияния Арт Джоунак организовал систему электронного оповещения E-mail Alert для оперативной передачи своим людям новостей и информации. Благодаря системе даунлайн Арта — около двух тысяч человек в тридцати пяти штатах — вовремя узнавал о последних деталях предстоящих акций компании, получал образцы писем-приглашений к сотрудничеству.
Уже через два часа после объявления о слиянии Арт активизировал собственную систему электронного вещания, через которую поставил даунлайн в известность о своей стопроцентной поддержке предстоящей реорганизации. «В подобной ситуации, если лидер не принимает решения в течение сорока восьми часов, дальше он будет с каждым днем терять все большее число людей, — утверждает Арт. — Нерешительность лидера способна уничтожить дистрибьюторскую сеть». Принцип интерактивной связи является стержнем его стратегии. Арт убежден, что дистрибьюторы должны иметь возможность высказать свои сомнения и задать волнующие вопросы. Более сотни электронных откликов пришло в ответ на первое оповещение Арта. Он лично ответил каждому, приглашая подключиться к специальной телеконференции, назначенной на следующий вечер, в ходе которой он пообещал дать детальные разъяснения по всем беспокоящим участников вопросам. «Полученные по электронной почте сообщения помогли мне подготовиться к телеконференции, — рассказывает Арт. — Я ясно видел, какие именно проблемы больше всего волнуют людей. В итоге наше прямое общение получилось максимально предметным и эффективным».
|
Так вышло, что система E-mail Alert появилась как раз вовремя. Сообщения продолжали поступать, и многие из них приходили от людей, которые уже успели напитаться слухами по поводу слияния, в изобилии выплеснувшимися на доски объявлений сетевого маркетинга America Online. Мгновенная связь со своим даунлайном, которую Арт обеспечил себе, позволила нейтрализовать эти слухи и в корне пресечь их пагубное действие еще до того, как TPN вышла в телеэфир с собственной разъяснительной программой.
ИНТЕРКОММУНИКАТИВНОСТЬ
Наличие многосторонней связи помогло TPN сохранить даунлайн. Арт потерял около 50% своих рядовых дистрибьюторов. На первый взгляд.— изрядное число. Однако следует учитывать, что многие рядовые сетевики и в лучшие времена практически не принимают участия в бизнесе. «Дистрибьюторы приходят и уходят, — говорит Арт. — Ядро же бизнеса представлено лидерами». Арт сохранил 85% своих лучших продавцов, лучших вербовщиков — тех, кто действительно развивает бизнес.
Поскольку немалое число дистрибьюторов по-прежнему не решались переключиться на новый продукт от Pre-Paid Legal, Success Channel помогал им собраться с духом подборкой мотивирующих историй успеха. «На транслируемом по понедельникам специальном шоу, — вспоминает Майкл, — они представляли людей, в первом же месячном чеке которых в Pre-Paid Legal фигурировали суммы от 15 до 40 тысяч долларов. Мой собственный первый чек был вдвое весомей, чем последний в TPN». Многим, впрочем, не удавалось добиться с новым продуктом столь же скорого успеха. Как бы то ни было, спутниковые программы помогали людям вдохновляться примерами реального успеха и не давали зацикливаться на временных неудачах.
СМЕЛЫЙ ШАГ
Успех TPN в контроле над информационными потоками укрепил в Гарланде Стоунсайфере веру в собственный инстинкт бизнесмена. В течение не одного года он с восхищением наблюдал за тем, как МЛМ-компании, вроде Primerica и TPN, использовали спутниковые телесети для профессиональной подготовки и координации действий их даунлайнов. Учитывая, что почти весь торговый персонал TPN был охвачен системой спутниковой связи Primestar, TPN была настоящим бриллиантом в короне революции интеркоммуникативности. «Ни одна другая компания прямых продаж не имеет спутниковой связи, которая соединяла бы ее президента с каждым дистрибьютором, — с гордостью говорил в 1996 году Джефф Олсон. — До нас же такого вовсе не существовало. Мы располагаем собственными производственными помещениями,.собственными передающими средствами, собственным транспондером. У нас есть частная студия радом с моим офисом, а потому в любое время дня и ночи, в любой день недели я могу туда войти, включить камеру и напрямую обратиться к нашей команде».
Стоунсайфер всегда искал возможности такого рода личного контакта с представителями своего торгового персонала. По сути именно эта система Олсона заставила Стоунсайфера принять неожиданное и рискованное решение заплатить за ее приобретение одним миллионом акций Pre-Paid Legal, хотя действительно высок был риск того, что дистрибьюторская сеть TPN в результате сделки полностью развалится и Pre-Paid Legal останется с одним лишь Success Channel. Стоунсайфер понимал, что даже при самом неблагоприятном развитии событий канал обеспечит его гигантскую компанию со 140-тысячным штатом дистрибьюторов той самой интеркоммуникативностью, которая абсолютно необходима для ' выживания на рынке XXI века.
НЕИЗМЕННЫМ КУРСОМ
Будучи человеком проницательным, Стоунсайфер не слишком удивился, когда при оглашении новости о сделанном им приобретении акции Pre-Paid Legal заметно упали в цене. «Покупка Pre-Paid Legal в начале этого месяца компании The Peoples Network вместе с ее каналом Success Channel, действующим через систему Primestar, приведет к тому, что стоимость ее акций стремительно скатится до самого низкого за этот год уровня в 14 долларов, — писалось в октябрьском 1998 года выпуске «The Journal Record». — Сделкой ставятся под сомнение деловые качества руководства компании».
Кто-то мог сколько угодно сомневаться, но Стоунсайфер был уверен в правильности избранного курса и решительно его придерживался. В отличие от аналитиков с Уолл-стрит, он понял, что налаженная система электронной коммуникации является кровотоком сетевого сообщества. «Мы просто обязаны завершить начатое, — говорил Стоунсайфер несмотря на угрозу удешевления акций. — Дальше мы начнем быстро расти, и люди поймут, зачем я купил канал. Он даст нам возможность напрямую общаться с нашим торговым персоналам, причем позволит делать это каждодневно».
ИНТЕРАКТИВНОЕ БУДУЩЕЕ
Уже через несколько недель после слияния аналитики с Уолл-стрит старались не поминать о своих недавних страшных предсказаниях, поскольку продажи Pre-Paid Legal стремительно пошли вверх, а цена одной акции подскочила до 30 долларов. Приток в компанию дистрибьюторов TPN придал новый импульс работе сбытовой системы. «В последний день октября 1998 года, — вспоминает Майкл, — мы обеспечили нашей новой компании больше поступлений, чем ее людям когда-либо удавалось сделать за один день в течение всей двадцатипятилетней истории Pre-Paid Legal. Эти новички из TPN посмотрели канал, разобрались в продукте, подготовили необходимые бумаги и просто отправились работать. Они с легкостью приобщали к бизнесу все новых продавцов. Ни с одним другим продуктом мне не было так легко работать». Пока Pre-Paid Legal развивала свой план по оснащению собственного даунлайна спутниковыми антеннами от Primestar, традиционные дистрибьюторы компании изо всех сил старались поспеть за новичками из TPN.
Спутниковые программы вроде той, что практиковалась в TPN, —- это только начало. По мере развития Революции Четвертой Волны новые технологии обещают сделать видеоконференции доступными по цене для каждого даунлайна. Стюарт Джонсон, чья далласская фирма Video-Plus продает коммуникационные средства и услуги МЛМ-компаниям, считает, что сетевики будущего в режиме реального времени будут через Интернет принимать видеосигнал с учебных сессий, презентаций для клиентов, получать сообщения от компании, то есть иметь все то, что сегодня доступно им только через дорогие спутниковые телетрансляции.
«Все, что необходимо, — это большая широта диапазона, — говорит Джонсон, — что вскоре и будет обеспечено использованием кабельных модемов и высокоскоростных телефонных соединений в режиме DSL. Сегодня только один или два миллиона домов из 100 миллионов оснащены этими технологиями. В последующие два года их число значительно вырастет». Когда ситуация сложится, как предсказывает Джонсон, сетевики, без сомнения, окажутся на переднем крае видео-революции и плотно сцементируют даунлайны коммуникационными связями во имя максимальной интеркоммуникативности и успешных продаж.
ГЛАВА 17
ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЧЕТВЕРТАЯ ВОЛНА?
Мы уже успели немало сказать о Революции Четвертой Волны и о ее влиянии на корпоративную Америку. И все же, что конкретно она собой представляет? В главе 5 нами были выделены четыре этапа эволюции сетевого маркетинга:
• Первая Волна (1945—1979) — Фаза Подполья;
• Вторая Волна (1980—1989) — Фаза Распространения;
• Третья Волна (1990—1999) — Фаза Массового Рынка;
• Четвертая Волна (2000 и далее) — Универсальная Фаза.
В ходе первых трех этапов сетевой маркетинг рос и набирал силу и тем не менее оставался в статусе своего рода антикультуры. Сетевики существовали где-то вне традиционного бизнес-сообщества. Им не находилось места на, страницах финансовых журналов и в отчетах аналитиков с Уолл-стрит. О них не шла речь в высоких кабинетах корпораций и в аудиториях школ бизнеса. Это был мир в себе.
Однако с наступлением эры Четвертой Волны многоуровневый маркетинг вышел из изоляции. Сегодня он широко признан как легальный маркетинговый инструмент. Его успехи отмечаются бизнес-прессой. Широкая публика все более серьезно рассматривает МЛМ как вполне реальную альтернативу привычной корпоративной занятости «с девяти до пяти». Одним словом, сетевой маркетинг стал частью современного бизнеса. По мере того как все большее число компаний вносит свой вклад в усиление центробежных тенденций массовой приватизации, воздействие со стороны МЛМ ощущается в мире бизнеса повсюду: от Уолл-стрит до обычных улиц американских городов, то есть это воздействие универсально в плане повсеместности его проявления.
ПУТЬ ЧЕТВЕРТОЙ ВОЛНЫ
В отличие от МЛМ-компаний прошлого, компании Четвертой Волны полностью интегрированы в корпоративную экономику. Они оказывают свои жизненно важные услуги компаниям списка «Fortune-500», продвигающим товары и услуги через Магистраль МЛМ-Дистрибуции. Кроме того, компании Четвертой Волны обеспечивают реальную занятость все большему числу людей, встревоженных в наши дни неустойчивостью своего положения перед лицом разукрупнения субъектов экономики. При условии работы в режиме полной занятости они предлагают продавцам вполне приемлемый доход и практически неограниченные возможности для заработка тем, кто амбициозен и энергичен. Бесхитростные МЛМ-концепции прошлого обещали не меньше, но слишком часто не оправдывали ожиданий своих энтузиастов. Компании Четвертой Волны воплотили мечту в реальность. Прежде чем обрести такую способность, компаниям сетевого маркетинга в течение многих лет пришлось эволюционировать по пяти ключевым направлениям. Соответственно, пять основных пунктов бизнес-стратегии Четвертой Волны могут быть представлены следующим образом:
1. Интеркоммуникативность.
2. Непреходящий момент силы.
3. Системы «под ключ».
4. Достойные комиссионные.
5. Фактор живого контакта.
ИНТЕРКОММУНИКАТИВНОСТЬ
Компании Четвертой Волны обеспечивают своим дистрибьюторам совершенную систему телекоммуникации. Рядовые представители с целью координации своей деятельности пользуются средствами передачи голосовых сообщений и электронной почтой. Сообщения компании доводятся до торгового персонала через видео- и спутниковые телевизионные конференции. Дистрибьюторы самостоятельно запрашивают необходимые им данные через автоматическую факс-рассылку и информационные ресурсы в Интернете.