А.И. Донцов, Т.А. Полозова




Проблема конфликта в западной социальной психологии

С.И. Ерина

Теоретико-эмпирический анализ деятельности руководителя ппк (мастера) с позиций ролевого конфликта

А.Л. Журавлев, А.А. Вахин

Социально-психологические аспекты исследования конфликта

Л. Козер

Враждебность и напряженность в конфликтных отношениях

Н.И. Леонов

Номотетический и идиографический подходы в конфликтологии

Н.И. Леонов

Отнологическая парадигма в конфликтологии

Л.А. Петровская

О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта

Б.И. Хасан

Природа и механизмы конфликтофобии

А.В. Дмитриев

Конфликт социальных идентификаций

В.Н. Якимец, Л.И. Никовская

Сложно-составные конфликты - атрибут постсоциалистической трансформации: типы, особенности, динамика, принципы анализа

С.Л. Прошанов

Истоки российской социологии конфликта

 

Раздел II

Основные подходы в изучении проблемы конфликтов

 

М. Дойч

Разрешение конфликта (конструктивные и деструктивные процессы)

А.Г. Здравомыслов

Четыре точки зрения на причины социального конфликта

К. Левин

Типы конфликтов

В.С. Мерлин

Развитие личности в психологическом конфликте

К. Хорни

Базисный конфликт

Е.И. Горбачева, А.Б. Купрейченко

Отношение личности к деньгам: нравственные противоречия в оценках и ассоциациях

 

Раздел III
Типология конфликтов и их структура

 

С.И. Ерина

Ролевые конфликты в управленческих процессах

М.М. Лебедева

Особенности восприятия при конфликте и кризисе

К. Левин

Супружеские конфликты

Т.И. Марголина

Конфликтность учителя как его метаиндивидуальная характеристика

Л.И. Никовская, Е.И. Степанов

Состояние и перспективы этноконфликтологии

М.М. Рыбакова

Особенности педагогических конфликтов. Разрешение педагогических конфликтов.

Д.М. Фельдман

Конфликты в мире политики

В.А. Хащенко

Влияние экстремальных условий жизнедеятельности группы на поведение личности в ситуации межличностного конфликта

Н.И. Леонов

Конфликтное поведение руководителей

Н.В. Нижегородцева

Педагогическая конфликтология как область конфликтологических исследований

Шихирев П.Н., Нестик Т.А.

Социально-психологические аспекты межгруппового конфликта предпринимателей и чиновников

 

Раздел VI

Разрешение конфликтов

 

А.Г. Асмолов

Когнитивный стиль личности как средство разрешения проблемно-конфликтных ситуаций

А.А. Гостев

Принцип ненасилия в разрешении конфликтов

Н.В. Гришина

Обучение психологическому посредничеству в разрешении конфликтов

Д. Дэна

4-шаговый метод

М.М. Кашапов

Приемы решения предконфликтных ситуаций

Х. Корнелиус, Ш. Фэйр

Картография конфликта

У. Мастенбрук

Подход к конфликту

Е. Мелибруда

Поведение в ситуации конфликта

Дж. Г. Скотт

Выбор стиля поведения, соответствующего конфликтной ситуации

Н.И. Леонов

Соотношение конфликтной и конфликтологической компететностей

А.М. Митяева

Теоретические основы разрешения профессиональных конфликтов

Н.Д. Сорокина

Конфликт-метод в обучении: технологии и границы применения

Л.Г. Титова

Институционализация как фактор предупреждения и разрешения конфликтов

 


 

Учебное издание

Конфликтология

Хрестоматия

Составитель Леонов Николай Ильич

Технический редактор И. Л. Карюков
Корректор Е. П. Колтакова
Компьютерная верстка Е. А. Петухов


Сдано в печать 10.02.2005. Бумага офсетная. Формат 6084/16.
Гарнитура Таймс. Печать офсетная. Усл. печ. л. 21,5.
Уч.-изд. л. 16,9. Тираж 5 000 экз. Заказ № 4621.

Издательство
Московского психолого-социального института
115191, Москва, 4-й Рощинский проезд, 9а.
Тел.: (095) 234-43-15, 958-17-74, доб. 111, 117
E-mail: publish@col.ru

Издательство НПО «МОДЭК»
394000, Воронеж, а/я 179. Тел.: (073-2) 49-87-35
E-mail: modek@modek.vsi.ru

Отпечатано с компьютерного набора
в ФГУП «Издательско-полиграфическая фирма “Воронеж”»
394000, Воронеж, пр-т Революции, 39.


[1] Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психи­ческого во всеобщей взаимосвязи явлений мате­риального мира. М.: Изд-во АН СССР, 1957. Пси­хол. журнал. 1995. Т. 16. № 3.

[2] Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта // Теоретичес­кие и методологические проблемы социальной психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977

[3] Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000

[4] Леонов Н.И. Онтологическая сущность конфликтов // Ярославский психологический вестник. Вып. 4. М.; Ярославль: РПО, 2001;

Леонов Н. И. Психология конфликтного поведения: -Дис...д-ра психол. наук. Ярославль, 2002

[5] Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование си­туаций и психологическая защита // Психол. журн. 1994. Т. 15., №1. С. 23

[6] Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000

[7] Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: Пер. с нем. / Под ред. Б.М. Величковского; Предисл. Л.И. Ацыферовой, Б.М. Величковского. М.: Педагогика, 1986. Т. 1.

[8] Магнуссон Д. Назад к феноменам // Иностранная психология. 1994. Т. 2., № 1 (3).

[9] Конфликтология. Хрестоматия. Составитель Н.И. Леонов. М.-Воронеж, 2003

[10] Загрекова Л.В. Педагогическая конфликтология как учебный предмет// Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 14 Конфликтологи – педагогам. Москва: Изд. группа «Феникс», 1999

[11] Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997

[12] Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя. М., 1969

[13] Розов Н.С. Методологические принципы ценностного прогнозирования образования//Социально-философские проблемы образования. М. 1992

[14] Смирнов С.Д. педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995

[15] Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М.:Просвещение, 1991

[16] Дудченко В.С. Методологические основы онтосинтеза / Онтосинтез социальной реальности. Труды методологического семинара // Ред. В.С. Дудченко. М., 1998. С. 15.

[17] Лилиенфельд П.Ф. Мысли о социальной науке будущего. Т.1. -СПб, 1872, с.28

[18] Новиков Я.А. Социальный дарвинизм. Пер с фр. - М.: 1906. См.: Социология в России в России XIX – начала XX веков. История социологии. Социологическое образование. Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. –М.: Изд. МУБиУ, 1997. с.297-301.

[19] Лавров П.Л. Собр. Соч. Сер.3. - Пг.1917-1920. с. 133.

[20] Лавров П.Л. Философия и социология. Избр. произв. в 2-х т. –М. 1965, т.2, с.648.

[21] Арнольди С.С. (Лавров П.Л.) Задачи понимания истории. –М, 1898, с.27-29.

[22] Михайловский Н.К. Борьба за индивидуальность. –М. 1869.

[23] Южаков С.Н. Социологические этюды. -М., 1891, т.1. с 262.

[24] Ковалевский М.М. Современная социология. Соч. в двух томах, -СПб, Изд. «Алетейя» 1997.т.2.с.52.

[25] Там же. с 341.

[26] Зибер Н.И. Давид Риккардо и К. Маркс.-Киев, 1870.

[27] Тахтарев К.М. Социология, краткая история, научное значение, основные задачи, система и методы. –Пг, 1918/ См.: Социология в России в России XIX – начала XX веков. История социологии. Социологическое образование. Тексты / Под.ред. В.И. Добренькова. –М.: Изд. МУБиУ, 1997. с.110.

[28] Кукушкина Е.И. Русская социология XIX - начала XX века. -М.: Изд. МГУ, 1993. с.56.

[29] Семенов Е. Высшая русская школа в Париже. //Русская мысль, 1902. №2.

[30] Из кн. Гамбаров Ю.С., Ковалевский М.М. Русская Высшая школа общественных наук в Париже. Ростов-на Дону, 1903.

[31] Кукушкина Е.И. Русская социология XIX - начала XX века. -М.,: Изд. МГУ, 1993.с.33.

[32] Делевский Ю. (Юделевский Я.Л.) Социальные антагонизмы и классовая борьба в истории. –СПб, 1910, 387 с.

[33] Там же, с.1.

[34] Там же, с.1.

[35] Там же, с.19.

[36] Там же, с. 21-23.

[37] Там же, с. 51.

[38] Там же, с.17.

[39] Там же, с.18.

[40] Там же, с.18-19.

[41] Там же, с.53.

[42] Там же, с53-54.

[43] Там же, с54.

[44] Там же, с.55

[45] Там же, с.336.

[46] там же, с.341.

[47] Там же, с.336.

[48] П. Сорокин Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. – СПб, Изд. РХГИ, 1999. – 448 с. (Работа написана в 1913 году, издана в 1914. Все ссылки автора исследования опираются на переизданную работу в 1999 году).

[49] Там же, с.200.

[50] Там же, с.218.

[51] Там же, с.202.

[52] Там же, с.199.

[53] Там же, с. 199-201

[54] Там же, с. 206.

[55] Там же, с. 208

[56] Там же, с.294-295

[57] Там же, с.356.

[58] Звоницкая Агн. Опыт теоретической социологии. Т.1. Социальная связь. – Киев. Книгоиздательство И.И Самоненко, 1914. с. 145-146.

[59] Там же. с.150.

[60] Там же.с.187.

[61] Там же, с.225

[62] Там же, с. 164-165.

[63] Там же, с. 181.

[64] Там же, с. 185.

[65] Там же, с. 203-205.

[66] Там же, с. 206.

[67] Там же, с.210-214

[68] Там же, с. 186-196.

[69] Там же, с.235.

[70] Там же, с.241.

[71] Научный исторический журнал, 1914, №4, с. 109-110.

[72] Фурман Д. Наша политическая система и ее циклы // Свободная мысль – ХХI. - 2003. - № 11. - С.21-22.

[73] Гельман В.Я. Институциональное строительство и муниципальная политика в России: новый раунд реформ // Политическая наука в современной России: время поиска и контуры эволюции: Ежегодник 2004. – М., 2004. – С.198-199.

[74] Гельман В.Я. Указ соч. С. 199-200.

[75] Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма: Пер. с нем. Ивано-Франковск: Ист-Вью, 2002

[76] Furnham A., Argyle M. The Psychology of Money. London: Routledge, 1998

[77] Дейнека О.С. Символизация денег: опыт эмпирического исследования // Проблемы экономической психологии. Том 1. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. С.207-241

[78] Дейнека О.С. Экономическая психология: социально-политические проблемы. СПб., 1999

[79] Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для самого себя. М.: Клиника глубинной психологии проф. П.С. Гуревича, Изд-во «Изида», 2004

[80] Doyle K. Money and the behavioral sciences // American Behavioral Scientist. 1992. Vol. 35. №.6. Р.641-657.

[81] Furnham A., Argyle M. The Psychology of Money. London: Routledge, 1998

 

[82] Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. М.: Юнити, 2002

[83] Немичева Н.Н. Игры на деньги и интерактивные лекции для активных методов обучения. Из-во СпбГУ, 2002

[84] Журавлев А.Л., Позняков В.П. Российские предприниматели в современной социальной структуре // Социологические исследования, 1994, №5. С. 64

[85] Журавлев А.Л., Позняков В.П. Социально-психологические трудности становления малого бизнеса в России (анализ группового мнения предпринимателей) // Психологический журнал, 1993, №6. С. 30

[86] Журавлев А.Л., Позняков В.П. Оценка условий деятельности российских предпринимателей и прогноз их деловой активности // Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе. / Отв. ред. А.Л. Журавлев. М., 1996. С. 152

[87] Нестик Т.А. Проблема рациональности в современном менеджменте // Наука и здравый смысл в России: кризис или новые возможности? М., 1998 С. 260-262

[88] Шихирев П.Н., Нестик Т.А. Конфликтные взаимоотношения предпринимателей и чиновников: социально-психологический анализ // Социальные конфликты в современной России. М.: ИС РАН, 1999. С. 339-350

[89] Славская А.Н. Правовые представления российского общества // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М., 1997

[90] Кузьмичев А.Д. Российская деловая культура в советский период // Национальная программа “Российская деловая культура”. М., 1997. С. 44

[91] Рековская И.Ф. Особенности развития российского предпринимательства // Формирование гражданского общества в современной России (Социологические исследования 1994-1995 гг). Сборник обзоров. М., 1996. С. 193

[92] Косалс Л.Я., Рывкина Р.В. Социология перехода к рынку в России. М., 1998. С. 26

[93] Moscovici S. La psychoanalyse, son image et son public. P., PUF, 1976. р. 254

[94] Doise W. Images, représentations collectives et idéologies dans la psychologie sociale // Soc. Sci. Inf., 1978, Vol. 17 (1). Р. 41-69

[95] Микульский К.И., Бабаева Л.В., Резниченко Л.А., Таршис Е.Я. Российская элита: опыт социологического анализа. Часть 2. Лидеры бизнеса о себе и об обществе. М., 1997. С. 25

[96] Донцов А.И., Емельянова, Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской социальной психологии. М.: МГУ, 1987. С. 72-75

[97] Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. С. 69-74

[98] Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. М., 1985. С. 111

[99] Журавлев А.Л., Позняков В.П. Российские предприниматели в современной социальной структуре // Социологические исследования, 1994, №5. С. 66

[100] Карпов Н.А. Предпринимательство и власть, проблемы взаимодействия // Предпринимательство и власть. М., 1994. С. 187

[101] Радаев В.В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. М.: Центр политических технологий, 1998. С. 73

[102] Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности // Этническая психология и общество. М.: Старый сад, 1997. С. 101

[103] Образ предпринимателя в новой России. Руководитель проекта И.М. Бунин. М.: Центр политических технологий, 1998. С.24

[104] Игнатов В.Г., Майборода С.О., Понделков А.В., Старостин А.М. Государственный служащий современной России: социально-политический анализ деятельности и ценностных ориентаций: Региональный уровень. Ростов на Дону, 1997. С. 150

[105] Образ предпринимателя в новой России. Руководитель проекта И.М. Бунин. М.: Центр политических технологий, 1998. С. 13

[106] Там же. С. 19

[107] Там же. С. 45

[108] Чирикова А.Е. Психологические особенности личности российского предпринимателя // Психологический журнал. 19. 1998, №1. С. 70

[109] Образ предпринимателя в новой России. Руководитель проекта И.М. Бунин. М.: Центр политических технологий, 1998. С. 32

[110] Радаев В.В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. М.: Центр политических технологий, 1998. С. 75

[111] Зазыкин В.Г., Чайнова Л.Д. Анализ психологических характеристик госслужащих и факторов их профессионального роста // Повышение эффективности деятельности госслужащих систем федерального и регионального управления за счет создания комфортной предметно-пространственной среды высокого стиля. Научный отчет. М.: ВНИИТЭ, 1996. С. 136

[112] Там же. С. 132-133

[113] Ананьева С.Е. Формирование имиджа руководителя в государственной службе. М., 1996. С.


Данная работа завершает серию работ по теории невроза середины 40-х гг. выдающейся американской исследовательницы немецкого происхождения и представляет первое в мировой практике систематическое изложение теории невроза — причин невротических конфликтов, их развития и лечения. Подход К. Хорни радикально отличается от подхода З. Фрейда своим оптимизмом. Несмотря на то, что она считает фундаментальный конфликт более разрушительным, чем З. Фрейд, ее взгляд на возможность его окончательного разрешения более позитивен, чем у него. Развитая К. Хорни конструктивная теория невроза до сих пор остается непревзойденной по широте и глубине объяснения невротических конфликтов.

 

С выходом данной работы К. Левина была наконец-то преодолена в науке ситуация противостояния «внутреннее — внешнее» в интерпретации источников социального поведения. Привлекательность данного подхода в том, что К. Левин связал внутренний мир человека и внешний мир. Развитие автором понятия конфликта, механизма его возникновения, типов, конфликтных ситуаций оказало и продолжает оказывать значительное влияние на исследования специалистов, примыкающих к самым разнообразным теоретическим направлениям.

 

Книгу К. Левина «Разрешение социальных конфликтов» по праву можно считать первым исследованием по психологии конфликта. В его теории поля поведение человека обусловлено всей совокупностью сосуществующих фактов, пространство которых имеет характер «динамического поля», что означает, что состояние любой части этого поля зависит от любой другой его части. С этой точки зрения автором и рассматриваются супружеские конфликты.

 

Л. Козер — американский социолог немецкого происхождения, вынужденно эмигрировавший в годы Второй мировой войны из Европы в США, является сегодня классиком мировой конфликтологии. Изданная в 1956 г. его работа «Функции социального конфликта» считается бестселлером среди книг по социологии конфликта. Автор впервые обращает внимание на позитивные функции конфликта. По его мнению, признание конфликта в качестве неотъемлемой характеристики социальных отношений никак не противоречит задаче обеспечения стабильности и устойчивости существующей социальной системы.

 

Несмотря на некоторую спорность положений М. Дойча, он является одним из наиболее признанных западных исследователей проблемы конфликта. Начиная с 1948 г. автором проведены сотни экспериментов, результатом чего была его теория кооперации и конкуренции. В теории Дойча конфликтная феноменология описывается как следствие объективного столкновения интересов, что позволяет считать его одним из основоположников изучения социально-психологической природы возникновения конфликтов. Дойч верил, что результаты лабораторных экспериментов открывают путь к пониманию реальных конфликтов между живыми людьми.

 

Данная работа В. С. Мерлина заложила основы теории психологического конфликта в отечественной науке. Несмотря на некоторую идеологическую и «теоретическую» ортодоксальность, подход автора к изучению природы психологического конфликта не теряет актуальности и сегодня. Определение внутриличностного конфликта, данное В. С. Мерлиным, является сегодня классическим, что находит отражение в ряде работ, выполненных сегодня в Пермской психологической школе.

 

Методологическая статья Л. А. Петровской, написанная ею в 1977 г., посвящена понятийной схеме описания социально-психологических конфликтов. Автором впервые в отечественной конфликтологии рассматривается круг понятий, адекватный изучаемому феномену. Описанная ею структура конфликта, его динамика, функции и типология являются определяющими ориентирами для социального психолога и конфликтолога начиная с 70-х гг. ХХ в. по настоящее время.

 

Написанная и опубликованная в 1980 г. авторами данная статья явилась первой попыткой обобщения подходов западных психологов по изучению межличностного конфликта. Понятие конфликта, которое сформулировано было в традициях мотивационного подхода, анализируется авторами с точки зрения специфики социально-психологического явления. Важным моментом этого исследования является анализ методов исследования конфликтов. Отмечая ограниченность лабораторного метода исследования, авторы отмечают неправомерность отождествления лабораторной и естественной ситуации конфликта.

 

Б. И. Хасан, один из известных отечественных исследователей конфликта, отмечает бесперспективность «монопредметного» изучения конфликта как социального явления и рассматривает трудности, которые мешают определить конфликту достойное место в ряду научной предметности и социальной практики. Рассматривая составляющие механизма «конфликтофобии», автор определяет направления деятельности по преодолению феномена конфликтофобии. В целом автор обобщает опыт «конструктивной» конфликтологии красноярских психологов.

 

А. Г. Здравомыслов — автор наиболее фундаментальной отечественной монографии по проблеме социологии конфликта. С выходом его издания «Социология конфликтов» (1996) начинается этап систематизированного изложения проблемы конфликта в отечественной социологии. Рассматривая подходы к объяснению социальных конфликтов, А. Г. Здравомыслов выделяет динамический аспект этого социального явления. Важной и актуальной является постановка автором проблемы рефлексивной политики как превентивной меры по предупреждению социальных конфликтов.

 

Выявлению специфических признаков конфликтной ситуации в педагогическом процессе и эффективным средствам их разрешения посвящена работа М. М. Рыбаковой. На основе большого эмпирического материала автор выделяет потенциально конфликтогенные педагогические ситуации. Предложенный перечень педагогических ситуаций и конфликтов преследует практическую цель ориентировать учителей, психологов в многообразных школьных ситуациях и конфликтах.

 

Книга Д.М. Фельдмана – первое отечественное пособие, специально предназначенное для изучения конфликтов в политических отношениях. Появление ее в стране в 1997 г. было своевременным, так как политические конфликты стали реальностью нашей жизни. Автор показывает, что мир политического – это область не только постоянной, но и повышенной по сравнению с другими сферами общественной жизни конфликтности.

 

Рассматриваемая авторами проблема является попыткой всестороннего анализа такого нового явления российской действительности конца ХХ в., как этноконфликт. Данная работа написана уже в ситуации, когда утверждается конфликтологическая парадигма, которая ориентирует массовое сознание на понимание неизбежности противостояния в социальных взаимодействиях, где конфликт может выполнить позитивную роль. В концептуальном аспекте межэтнические конфликты рассматриваются авторами исходя из принципов регулирования межнациональных коллизий в постсоветском пространстве. В технологическом аспекте авторами обосновывается необходимость формирования экспертно-консультационных служб, способных осуществлять конфликтологический мониторинг и менеджмент.

 

Актуальность исследования ролевого конфликта в управленческих процессах обусловлена глобальными изменениями, происходящими в экономике и управлении. С. И. Ерина является единственным в отечественной конфликтологии психологом, уделяющим внимание ролевым конфликтам управленца первичной производственной группы. Разработанная ею модель для изучения ролевого конфликта активно реализуется в реальной практике.

 

Данная работа написана в 1997 г., когда в России актуальной становится проблема организации переговорного процесса и посредничества для эффективного урегулирования конфликтов. В своем крайнем выражении несоответствие восприятия действительности может не только породить конфликты, но и создать много сложностей при их урегулировании. В отличие от зарубежных работ, в которых феномену восприятия в конфликте придавалось и придается одно из ключевых значений, в отечественной науке долгое время господствовали представления, абсолютизирующие объективные факторы в политике. Сквозь их призму обычно рассматривался и конфликт, в результате чего проблема различия восприятия сторон, вовлеченных в конфликтные отношения, часто не поднималась вообще. Автор систематизирует ряд конкретных феноменов, через призму которых происходит восприятие ситуации конфликта.

 

Опираясь на работы Давида Джонсона, Е. Мелибруда предлагает одну из возможных моделей поведения в конфликтной ситуации. Автор выделяет факторы, которые, по его мнению, могут способствовать конструктивному разрешению конфликтов. От страницы к странице психолог настойчиво призывает нас заняться в первую очередь собой, своими ошибками в общении, недостатками своей личности; только при этом условии перед нами могут открыться новые перспективы межличностных отношений.

 

Предлагаемая работа, написанная доступным языком, исследует возможности человека при разрешении конфликтов. Цель данной работы состоит в том, чтобы уяснить, что имеется несколько подходов к разрешению конфликта, каждый из которых может оказаться полезным. Кроме того, автором отмечаются те области, в которых следует развивать свои способности, что позволит каждому человеку более осознанно делать выбор и реагировать на конфликтные ситуации, справляясь с самим собой, и рационально выбирать то, что Вы хотите.

 

Статья одного из самых крупных специалистов России по психологии конфликта посвящена исследованию трудностей, с которыми сталкиваются психологи в процессе обучения посредничеству. Посредническая деятельность по разрешению конфликтов — новая психологическая реальность нашей жизни, требующая отдельного изучения и подготовки специалистов в этой области. Н. В. Гришина предлагает свой вариант обучения посредничеству и рассматривает условия успешности обучения, которые связаны с уяснением специфической природы посредничества и возможностями посредника выйти за привычные рамки своего профессионального опыта.

 

Даниэль Дэна является одним из пионеров в области разрешения конфликтов. Он получил международное признание как основоположник посредничества в сфере менеджмента. Предлагаемый 4-шаговый метод придуман для людей, которые не стремятся стать посредниками и которые не обращаются за помощью к посреднику для преодоления их разногласий. Он для людей, которые понимают, что для поддержания отношений с другими требуются определенные усилия, и для тех, кто хочет предотвратить перерастание разногласий в конфликт.

 

Предлагаемая авторами «Картография конфликта» — это один из приемов, которым может воспользоваться каждый человек с целью эффективного разрешения конфликта. Авторы не ставят своей целью теоретизирование по поводу разрешения, а предлагают новую концепцию выигрыша, которая не подразумевает проигрыша другой стороны. Их цель — показать, что любое взаимоотношение может быть взаимовыигрышным. Данная работа, опубликованная в 1989 г., является итогом практической деятельности авторов по налаживанию отношений между людьми и организациями. Их семинары по урегулированию конфликтов, посредничеству и переговорам хорошо известны в Австралии, где в 1986 г., названном Международным годом мира, Австралийская ассоциация содействия ООН основала Организацию по разрешению конфликтов как часть ее Программы мира. Ее задача — разрабатывать и внедрять навыки по разрешению конфликтов для их эффективного применения в личной жизни, на работе, в международных отношениях. «Для того чтобы достичь мира в мире, — считают авторы, — надо научиться сначала разрешать конфликты в личной жизни».

 

Модель ведения переговоров, предложенная нидерландским консультантом В. Мастенбруком, разрабатывалась им в течение 10 лет и отражает общую тенденцию 70—80-х гг. — поиск новых технологий урегулирования конфликтов в организациях. В данном случае речь идет о требованиях и успешной деятельности консультанта, привлеченного к разрешению конфликта. Главный акцент автор делает на процедурном подходе, который обеспечивает более конкретный базис для осуществления вмешательств, соответствующих четырем типам проблемных областей: деловым («инструментальным») отношениям, социоэмоциональным, отношениям при ведении переговоров о распределении ресурсов, силовым отношениям.

 

Данная работа представляет собой начало серии публикаций для специалистов в области теории и практики разрешения конфликтов, организованной под эгидой Федерации мира и согласия при участии Института психологии РАН. А. А. Гостев, опираясь на методологию планетарного, т. е. надгосударственного, подхода к проблемам человечества, отмечает условия применения принципа ненасилия в российской ситуации. В целом автор актуализирует проблему применения ненасильственных технологий разрешения конфликтов.

 

[1] В работе раскрывается сущность конфликта и обосновывается целесообразность междисциплинаоного подхода к его изучению. Дается понятийная схема описания конфликта, включающая категориальные группы.

 

Статья посвящена поиску подходов и методов, адекватных такому социальному явлению, как конфликт. Трудности, которые здесь возникают, обусловлены, с одной стороны, тем, что каждый конфликт для его участников уникален и специфичен, с другой стороны, есть общие закономерности его протекания. Автор актуализирует проблему интегративного подхода к изучению конфликта.

 

[2] В качестве теоретической основы в конфликтологии рассматривается онтологический подход, который позволяет более адекватно исследовать поведение личности в конфликте. Специфические особенности онтологической реальности представлены в образе конфликтной ситуации, которая определяет специфику поведения субъекта и выступает в качестве дифференцирующего признака его активности.

 

Выявлению психологических механизмов выбора того или иного способа разрешения конфликта в экстремальных условиях посвящена статья В. А. Хащенко. Автор излагает результаты лабораторного экспериментального исследования в условиях изоляции группы от привычной социальной среды, где наиболее значимым экспериментальным фактором является психофизическое утомление участников эксперимента. Представляемые автором результаты исследования вносят существенный вклад в понимание ситуативной детерминации поведения личности.

 

[3] Работа посвящена теоретическому анализу современного состояния проблемы ролевого конфликта в зарубежной и отечественной психологии. Отмечается, что менеджер первичного звена управления, оказываясь в промежуточной позиции, вынужден действовать в ситуациях, когда люди или целые группы людей предъявляют к нему несовместимые требования и ожидания одновременно. Восприятие и осознание этой ситуации как конфликтной и порождает ролевой конфликт.

 

Статья известного российского психолога А. Г. Асмолова посвящена исследованию детерминант разрешения конфликтных ситуаций. Автор придерживается мнения, что оснащение личности широким набором «стилей-средств» может способствовать успешному разрешению проблемно-конфликтных ситуаций.

 

М. М. Кашапов — представитель ситуационного подхода как средства исследования и разрешения педагогических ситуаций. В данной статье даны практические рекомендации учителям по решению педагогических ситуаций.

 

Данная статья посвящена анализу конфликта как социально-психологического явления. Авторы предлагают свое понимание конфликта через систему взаимосвязанных и необходимых признаков, обобщая результаты социально-психологического анализа разного типа конфликта. Они выделяют критерии конфликта, которые могут способствовать осознанию социально-психологических явлений как конфликтных.

 

В исследованиях Т. И. Марголиной была экспериментально выявлена психологическая структура конфликтности и ее феноменология как метаиндивидуальный характер с точки зрения теории интегральной индивидуальности.

 

[4] Автор предлагает системный анализ конфликта социальных идентификаций в условиях всеобщей глобализации.

[5] В статье рассматриваются основные подходы к формированию конфликтологической компетентности выпускников вуза, актуализируются вопросы формирования интегрированных характеристик, обеспечивающих конструктивную конфликтологическую деятельность в профессиональной среде.

 

[6] Актуальность и значимость теоретического исследования понятия «сложно-составной конфликт» (далее ССК) авторами была осознана в процессе исследования неоднозначных и разнонаправленных процессов российской трансформации. Авторы пришли к выводу, что разнотипные конфликты в условиях высоко динамичной трансформации стимулируют и взаимно усиливают друг друга. В силу этого сегодня недостаточно изучать отдельные и рядоположенные социальные конфликты, оставляя без внимания факт возникновения качественно нового феномена – пространства ССК, которое образуется пересечением полей разнотипных моноконфликтов – политических, экономических, социокультурных и т.д., образуя пульсирующую и подвижную структуру конфликтного взаимодействия.

Попытка целостного рассмотрения различных конфликтов транзитного российского общества очень продуктивна, поскольку различные конфликты, накладываясь друг на друга, стимулируют, провоцируют и усиливают друг друга, что порождает появление нового интегративного эффекта проявления конфликтности, обладающего неким иным качеством, чем моноконфликты сами по себе.

В настоящей публикации дается более систематичное изложение концепции ССК, включая определение понятия, типы ССК, описание динамики ССК и изложение ряда принципов эффективного анализа ССК.

 

[7] Райсиг Р. Исследования трансформации: достижения, насущные проблемы и перспективы. - Повороты истории. - Постсоциалистические трансформации глазами немецких исследователей. В 2 т., Т.2., СПб.; М., 2003, с.371

[8] Там же, с. 125-126, с. 34

[9] В. Банс. Элементы неопределенности в переходный период. – Политические исследования. 1993, № 1, с. 48

[10] А.В.Дмитриев. Социальный конфликт: общее и особенное. М.: Гардарики, 2002, с.506

[11] В феномене протоконфликта мы прежде всего фиксируем наличие определенной совокупности социальных противоречий, в которые погружены действующие субъекты, и процессуальность осознания ими противоречивости отношений, целей и интересов при наличии определенного рода возможных угроз.

[12] В данном случае мы опирались на метод морфологического анализа, разработанный швейцарским ученым Ф. Цвикки, который использовал его для целей нормативного прогнозирования. Данный метод предполагает определение главных осей исследования явления; выделение ключевых позиций для построения номинальных шкал и построение возможных комбинаций развития явления.

[13] Мигранян А. 1995: год великого перелома или окончательного краха российской государственности? – Независимая газета. 1995. 17 января.

[14] F.Zwicky. Discovery, Invention, Research through the Morphological Approach. New York, McMillan& Co. 1969

[15] Р.Эйрес. Научно-техническое прогнозирование и долгосрочное планирование. М. Мир, 1971.

[16] М. Левин. Комбинаторное проектирование систем. В ж. Автоматизация проектирования, №4, 1997.

[17] Ю.Дубов, С.Травкин, В.Якимец. Многокритериальные модели формирования и выбора вариантов систем, М., Наука, 1986.

[xviii] См.: Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. – М.: Гардарики, 2002, с.464

[xix] Мы отдаем отчет в том, что предложенные определения не совсем удачны, но на данном этапе размышлений они достаточно красноречиво подчеркивают направление движения логики исследования.

 

[xx] Актуализируется проблема исследования социального поведения субъекта, опираясь на разработанный автором онтологический подход. Дается обоснование подхода, где в качестве детерминанты социального поведения рассматривается субъективная реальность, образ ситуации. Реализуется идея соотношения идиографического и номотетического подходов, что позволяет адекватно исследовать конфликтное поведение руководителей.

 

[xxi] Автор рассматривает проблемное поле педагогической конфликтологии, определяет предмет, объект педагогической конфликтологии.

 

[xxii] В настоящее время насчитывается более 50 новаторских методик обучения. По мнению автора, одним из наиболее эффективных методов является так называемый конфликт-метод, позволяющий управлять конфликтными ситуациями в процессе преподавания, а также способствующий формированию рефлексивного мышления у обучающихся.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: