Тип 1 - «Деньги - добро и свобода». Отношение к деньгам представителей данного типа кратко можно описать как бесконфликтно-позитивное. К этому типу относится 18% общей выборки, причем он встречается у 7% мужчин и 25% женщин. «Деньги» для этого типа означают «правдивость», «принципиальность», «терпимость», «справедливость». У них самый высокий среди всех типов показатель по шкале «ответственность». По данным опросника «Нравственная оценка денег» представители этого типа демонстрируют самые низкие показатели связи понятий «деньги» и «власть». Связи понятия «деньги» с понятиями «достижение», «развитие» и «любовь», напротив, оцениваются ими более высоко по сравнению с другими типами. Довольно значительны также показатели по шкалам «комфорт» и «здоровье» (табл. 1).
Анализ позволил выявить следующие преобладающие категории ассоциаций с понятием «деньги»: достижение, независимость, нравственность. Меньше всего у этого типа, по сравнению с другими, оказалось негативных ассоциаций, связанных с «деньгами». Обращает на себя внимание отсутствие ассоциаций с категорией «безопасность», однако данные опросника показали сравнительно высокую связь понятия «деньги» с данной категорией. Можно допустить следующую интерпретацию: представители 1-го выделенного нами типа осознают значимость денег для обеспечения безопасности, однако не испытывают связанной с этим тревоги.
В сказках о деньгах присутствует тема разумной бережливости: «копейка рубль бережет», «не отпускал с поводка», «кот обеспечил себя сметаной на последующие 7 лет» и т.п. В целом же, в сказках о деньгах представителей этого типа преобладает общий позитивный настрой, о чем свидетельствуют характерные фразы из текстов: «ее очень уважали», «вели себя галантно», «хороший, надежный дом», «зажили они весело и хорошо», «помог ей раскрыться», «уважала», «оберегала», «объединились», «надо ценить друг друга». Из анализа содержания сказок и ассоциаций можно сделать вывод, что значимыми факторами регуляции денежного поведения представителей типа 1 выступают взаимоотношения с другими людьми. Скорее всего, деньги являются для них средством обеспечения себя и близких всем необходимым для жизни.
|
В результате контент-анализа сказок было выявлено противоречие в представлениях личности о мотивах и способах получения денег. Так, в сказках практически нет информации об источниках получения денег. Персонажи в придуманных сюжетах живут, ни в чем не нуждаясь, и нередко присутствует тема обеспеченности. По содержанию сказок можно предположить, что причиной повышения экономической активности являются чаще всего внешние факторы: «случился экономический кризис», «случилось несчастье», «пришла опасность», «что-то стало грустно» и т.п. В то же время важное место занимает тема созидания, развития, благоустройства, благополучия. Для представителей этого типа работа является естественным процессом, неотъемлемым от жизни. Такое противоречие можно объяснить тем, что данный тип в наибольшей степени характерен для людей, ориентированных на учебу, карьеру или заботу о семье. Высокий заработок не является первоочередной целью. Это предположение подтверждается и высоким уровнем удовлетворенности материальным благосостоянием, показатель которого у них значимо выше по сравнению с остальными типами (табл. 2). Можно предположить, что заработок этих людей удовлетворяет насущные потребности, а также, что он не выступает основным источником дохода семьи.
|
Таблица 2. Удовлетворенность материальным благосостоянием представителей различных типов нравственной оценки денег (по 3-балльной шкале).
Показатель | Тип 1 | Тип 2 | Тип 3 | Тип 4 | Тип 5 | Тип 6 | Тип 7 | Значимые различия по тесту Манна-Уитни |
Среднее значение | 2,03 | 1,64 | 1,74 | 1,73 | 1,89 | 1,71 | 1,73 | Между типом 1 и типами 2, 3, 4, 6, 7 (р=0,02-0,11) |
В целом отношение представителей типа 1 к деньгам можно охарактеризовать как уважительное и ответственное. Они склонны к бережливости, «не сорят» деньгами и не используют их как средство борьбы с депрессией. Однако позитивное отношение к нравственной ценности денег и к ценности денег вообще у этого типа не гиперболизованно. Деньги не являются для представителей этого типа «больным» вопросом, тем более не выступают самоцелью. Ценность денег может снижаться, когда удовлетворены базовые потребности. Несколько настораживает отсутствие информации об источниках денег, что может свидетельствовать о низкой психологической готовности к самообеспечению. Однако это вполне естественно, поскольку среди представителей типа 1 преобладает студенческая молодежь и особенно молодые женщины. Для этой социально-демографической группы ориентация на рачительное использование денег является более актуальной, нежели ориентация на их зарабатывание.
Тип 2 - «Деньги – зло, свобода и зависимость». К нему принадлежит 18% выборки, он встречается у 14% мужчин и 21% женщин. Негативное отношение к деньгам («деньги» – это «лживость» «беспринципность» и «нетерпимость») сочетается с конфликтным представлением о «деньгах» как о «свободе» и «зависимости» одновременно. Следует отметить, что и в ассоциациях чаще, чем у других типов, проявляется направленность на независимость и стремление к свободе. По показателям нравственной ценности денег наиболее близким к типу 2 - «деньги – зло, свобода и зависимость» является тип 6 - «деньги - зло и свобода». Близки и многие другие значения денег у этих типов (см. табл. 1). Однако данные позволяют говорить о более высокой эмоциональной «заряженности» и смысловой насыщенности отношения к деньгам у представителей типа 2. В частности, по сравнению с типом 6 у них выше показатели по шкалам «развлечения», «цинизм», «власть» и «сила». У типа 6, напротив, встречаются более высокие оценки по шкалам «комфорт» и «информация». Таким образом, на примере этих близких типов, можно заметить, что выраженная смысловая насыщенность понятия «деньги», особенно по показателям «сила» и «власть», определяет конфликт понятий «свобода» и «зависимость» в отношении личности к деньгам. В ходе дальнейшего анализа будет подтверждено, что тесная взаимосвязь в сознании личности понятий «деньги» и «власть» является источником внутриличностного конфликта.
|
В результате анализа сказок и ассоциаций установлено, что представителям второго типа денег явно не хватает. Это подтверждает и самый низкий у них показатель удовлетворенности материальным благосостоянием (табл. 2). Можно предположить, что субъективная оценка неспособности личности заработать достаточно денег для удовлетворения базовых потребностей заставляет воспринимать их как зло. Подобное отношение, в свою очередь, приводит к избеганию денег. В результате можно сделать прогноз, что у представителей данного типа денег много не будет. У них больше, чем у других типов, выявлены ассоциации по категории «способ получения денег», что объясняется наличием социальной установки на общественно-полезный труд. По их мнению, все должны честно трудиться и получать по справедливости. Кроме того, ассоциации демонстрируют ориентацию на получение удовольствия с помощью денег. Это подтверждается и самыми высокими оценками по шкалам «развлечения» и «комфорт» опросника «Нравственная оценка денег» (табл.1).
Обнаружены также более высокие, чем у остальных типов, оценки по шкале «цинизм». Показатели теста ассоциаций подтверждают общую оценку денег как морального зла. На долю этого типа приходится 58% от общего количества негативных ассоциаций. «Деньги» для этого типа означают: зависимость, безнаказанность, проблемы, скуку, смерть, трудности, долг, жадность, подхалимство, зависть и т.д. Больше, чем у других типов, присутствует ассоциаций по категории «нравственность», в том числе негативных. Остро негативное отношение к деньгам может являться следствием того, что в деньгах видят причину несчастий и проблем. Возможно, для представителей типа 2 характерен внешний локус контроля. Анализ сказок подтверждает эту гипотезу. Типичными для них являются слудующие фразы из сказок: «во всем виноваты они, деньги»; «Деньги разделились и распределились по миру. Одни из них стали садистами – они властвовали над людьми, а другие – мазохистами, им нравилось, что люди их используют и распоряжаются ими».
Показателен и тот факт, что только у этого типа присутствуют сказки с трагическим концом. Например, сказка о том, как одинокий Рубль отказал в помощи заблудившемуся Лосенку: «Рубль попросил у него денег, которых у Лося не было, т.к. он забыл надеть штаны, в карманах которых у него были деньги. И бедный маленький Лось умер один в глухом лесу и без штанов». Финал другой аналогичной сказки: «Так и умер Зайчик от холода, потому что ему нечего было дать за приют, кроме дудочки, которая была сломана».
В сказках деньги используются для того, чтобы удовлетворять социальные потребности или потребности саморазвития: «Найти себе друзей», «Не смотреть на то, что снаружи, а смотреть на то, что внутри», «Соседи всегда помогают друг другу», «... чтобы давать им энергию (свет) и вырабатывать дополнительный кислород», «получить высшее образование, заниматься любимым делом». Выявленная в них ориентация личности на социум позволяет предположить, что представители этого типа более подвержены социальному влиянию, для них значимо общественное мнение, они разделяют существующие социальные стереотипы и т.п. Их отношение к деньгам является сложным из-за наличия на сознательном уровне стереотипа «богатство – это зло», а на бессознательном – позитивного отношения к деньгам, способным удовлетворить значимые потребности.
У некоторых представителей типа 2 возможно неискреннее, ханжеское отношение к соблюдению нравственных норм в денежных отношениях. Другие представители данного типа при столкновении экономических и моральных мотивов способны совершать выбор в пользу нравственных ценностей в ущерб экономическим интересам, испытывая, однако, при этом негативные эмоции. В отличие от других типов, в играх с использованием реальных денег они не применяли специальные стратегии. Многие из них осознавали собственную пассивность, а также проявляли невысокие запросы, отсутствие ориентации на выигрыш и высокий эмоциональный фон во время игры. При этом ярко прослеживалась социальная ориентированность: использование дружеских связей, стремление соблюдать моральные нормы и т.п. Подобная пассивность и отсутствие стратегий в финансовом поведении могут выступать проявлением позиции - «совестно быть финансово успешным».
Таким образом, для данного типа важны не материальные, а социальные и духовные ценности. Между тем, «деньги» для них тесно связаны с понятиями «сила» и «власть», т.е. способны удовлетворять именно социальные потребности. Вообще деньги в сознании таких людей чрезвычайно насыщены смыслами и тесно связаны с весьма значимыми потребностями. В то же время они олицетворяют зло, поэтому личность подобного типа не стремится получить их, как можно больше. Все вместе это приводит к противоречивому отношению к деньгам, и, как следствию, – недостатку денежных средств и низкой удовлетворенности своим материальным благосостоянием.
Тип 3 - «Деньги – несправедливость, нетерпимость и зависимость». К этому типу относится 5% выборки. Он в равной степени характерен для обоих полов, встречаясь у 5% мужчин и 5% женщин. В сознании представителей этого типа деньги являются несправедливостью в наибольшей степени по сравнению с другими типами. Самая большая разница обнаружена между оценками по шкалам «свобода» и «зависимость», причем оценки по шкале «зависимость» наиболее высоки (рис.1). Для представителей типа 3 отношение к деньгам как к средству существования, безопасности и любви значительно менее выражено, чем у других типов. Однако оценки по шкалам «здоровье», «развитие» и «власть» - сравнительно высокие, а по шкале «конфликт» - самые высокие, значимо отличающиеся от всех выделенных типов (табл.1). Можно предположить, что отношения с другими людьми по поводу денег будут характеризоваться конфликтностью. Действительно, при анализе собственных стратегий поведения в тренинге представители этого типа отмечали, что соперничество приносит большую прибыль, чем сотрудничество. При анализе сказок и ассоциаций было обнаружено, что зарабатывать деньги для их героев - «дело зряшное», так как деньги быстро расходуются впустую или пропадают. Персонажи сказок тратят больше, чем нужно. Им сложно вовремя остановиться и всегда кажется, что денег мало. Поскольку денег не хватает на удовлетворение базовых потребностей, возникает обида на «несправедливое устройство мира» и сожаление о зависимости от денег.
Таким образом, для представителей типа 3 характерно осознание важной роли денег для достижения целей развития, сохранения здоровья или приобретения власти и, в то же время, для них типично неумение заработать и правильно распорядиться деньгами. Отсюда следует оценка «денег» как «несправедливости» и причины «конфликта». Конфликтными также являются и их отношения с другими людьми по поводу денег.
Тип 4 - «Нравственно-конфликтная оценка денег». Это наиболее многочисленный тип, включающий 20% выборки и характерный для 25% мужчин и 17% женщин. В сознании респондентов «деньги» одновременно и примерно в равной степени связаны с противоположными нравственными категориями. Подобное противоречие объясняется наличием у субъекта мотивов противоположной направленности, но примерно равных по силе, что и приводит к внутриличностному конфликту. При анализе ассоциаций у представителей этого типа чаще, чем у других, были отмечены случаи проявления нравственно амбивалентного отношения к деньгам. В их ассоциациях одновременно присутствуют понятия связанные с категориями добра и зла.
В чем же видят основное назначение денег представители этого типа? По сравнению с другими они демонстрируют более высокие оценки денег по шкалам «безопасность», «сила», «конфликт» и «любовь». Оценки по другим шкалам занимают промежуточное значение, а нередко - одно из самых низких, например, по шкалам: «средство существования», «достижение», «здоровье» (табл. 1). В результате анализа сказок и ассоциаций обнаружено, что наиболее распространенным способом получения денег для них является не заработок, а в основном случайные находки, клады и т.п. Если же источник денег - заработок, то персонажи сказок, как правило, не могут им воспользоваться. Реальное зарабатывание начинается лишь после того, как сама жизнь очень сильно «прижмет», «загонит в угол» и т.п. Таким образом, у этого типа, как и у предыдущего, присутствует связанная с конфликтным отношением к деньгам низкая компетентность в вопросах получения и распределения денег.
Важно то, что только у представителей данного типа в сказках о деньгах встречается большое количество глаголов, относящихся к борьбе, конфликтам, ссорам: «отдай!», «подрались», «разругались», «чуть не замочил», «дай!», «обругал», «начал со злости», «выясняя отношения незаконным путем», «появился злейший враг», «силы истощены», «вступил в жестокую борьбу», «война ведется до сих пор». На основании этого можно говорить о выраженной агрессивности и деструктивной активности в денежных отношениях. В поведении, связанном с получением денег, возможны проявления импульсивности, неконтролируемой эмоциональности, агрессивности, конфликтности и т.д.
В сказках представителей этого типа встречается много действий, что говорит об активности респондентов, в том числе, финансовой. Кроме того, в сказках ярко звучит тема богатства, количества денег. Четко просматривается ориентация на владение крупным капиталом и сберегающее поведение. Персонажи сказок часто получают деньги из кладов, но не расходуют их, а откладывают, заботятся о богатстве, накоплении и т.п. Можно предположить, что подобная направленность в сочетании с активностью и целеустремленностью могут привести к приобретению финансового и социального капитала. Интересно, что в сказках персонажи не сталкиваются с непреодолимыми препятствиями. То есть обстоятельства не играют решающей роли в экономическом поведении респондентов этого типа, что также позволяет прогнозировать их успешность в финансовых вопросах. Сами же респонденты свои возможности в повышении материальных доходов оценивают как высокие. По тесту ассоциаций также диагностируется наиболее выраженная среди всех типов направленность на накопление. В совокупности ассоциаций встречаются: золото, банкноты, полный человек, бриллианты, сейф, кошелек, счет в банке, богатство, драгоценности, страх.
Интересно, что позитивное содержание присутствует только в трети сказок. В остальных имеет место пессимизм, уныние, ощущение неустроенности. Можно предположить, что отсутствие умений и навыков получения и распределения денег создает чувство неуверенности, неконтролируемости ситуации и вызывает желание сохранить имеющиеся деньги. Внутриличностный нравственный конфликт вызывает ощущение неблагополучия даже при наличии денег, а тревога выступает стимулом для сбережения денег и пролонгирования трат. Довольно высокий процент ассоциаций (21%) посвящен получению удовольствия с помощью денег (для сравнения: ассоциаций о способе получения денег – 10%). Вероятно, подобное использование денег снижает остроту связанных с ними негативных переживаний, а также помогает освободиться от денег, выступающих символическим обозначением внутреннего конфликта.
Больше, чем у других типов, получено ассоциаций с категорией «власть». Деньги являются символом контроля над людьми, ситуацией и ресурсами. В поведении возможны честолюбие, эгоизм, жесткое стремление к лидерству, и контролю за ресурсами. Деньги для представителей этого типа очень важны, потому что они олицетворяют значимые ценности – «безопасность», «власть», «силу» (табл.1). В то же время, они осознают, что предпочитаемые ими направления использования денег (тяга к власти и удовольствиям) – не совсем социально желательны. Возможно из-за этого у них возникает внутренний конфликт и чувство вины. Второй причиной конфликта могут выступать отношения респондентов с другими людьми по поводу денег – в описаниях этих отношений присутствуют дескрипторы борьбы и агрессии. Третий фактор конфликтного отношения к деньгам, выделенный в результате эмпирического исследования – недостаток уверенности личности в собственной финансовой компетентности. По нашему мнению, сочетание этих факторов с большой вероятностью способно вызвать внутриличностный конфликт в отношении к деньгам. Разумеется, названными тремя факторами не ограничивается перечень детерминант нравственно-конфликтной оценки денег. Наиболее важные из них были выделены выше в ходе теоретического анализа.
Тип 5 - «Нравственно-неопределенная оценка денег. Деньги - терпимость и ответственность». В данный тип входит 13% выборки (14% мужчин и 11% женщин). Как было сказано выше, для этого типа характерны высокие оценки по шкалам «ответственность» и «терпимость» в сочетании с самыми низкими оценками «безответственности» и «нетерпимости». Для него деньги больше «свобода» нежели «зависимость». Они выступают символом не только свободы, но и развития, дополнительных возможностей, ответственности и терпимости. Высоки показатели также по шкале «деньги - средство существования» (табл. 1). Показательно, что уровень удовлетворенности материальным благосостоянием достаточно высок по сравнению с другими типами – выше оценки встречаются только у типа 1 (табл. 2). Оценки по шкале «деньги - конфликт» напротив, наименее низкие по сравнению с большинством других типов (табл. 1). Таким образом, в отношении к деньгам у представителей этого типа не проявляется нравственный конфликт. Личность, которая воспринимает деньги как средство развития и достижения свободы, но при этом осознает и собственную ответственность, более терпима к окружающему миру в решении финансовых вопросов. Она также более умеренна в своих материальных притязаниях, рациональна и достаточно компетентна в вопросах использования денег.
Тип 6 - «Деньги – зло и свобода» - характеризует 16% выборки (20% мужчин и 13% женщин). В результате анализа сказок и ассоциаций установлено, что в них не упоминается заработок как источник получения денег. Деньги в сказках прячутся, пропадают, улетают, гуляют и т.п. Сказки и ассоциации демонстрируют высокую значимость свободы и низкую зависимость «героев» от денег. Одновременно в них встречается много действий. Обнаружено также значительное количество ассоциаций, связанных с удовлетворением базовых потребностей. Типичные ассоциации с понятием «деньги» - сила, уверенность, свобода, возможности. Четко прослеживается ориентация личности на социальный статус. В сказках количество денег обычно не присутствует, очень мало упоминаний о количестве денег и в ассоциациях. Для этого типа деньги не являются самоцелью или значимой ценностью, что проявляется в целом ряде характерных высказываний: «деньги ничего не значат»; «деньги ничтожны»; «лучшее богатство – это друзья» и т.д. Вероятно, эти люди не будут иметь много денег. Ассоциации показывают у них самую низкую тенденцию к накоплению. Это может объясняться как негативным отношением к богатству, так и многообразием потребностей, для удовлетворения которых требуются деньги: полученные деньги быстро тратятся.
Таким образом, у типа 6, как и у близкого ему типа 2, прослеживается ориентация на поддержание отношений с другими людьми («социальный капитал»), на материальное благополучие, как средство удовлетворения основных потребностей, а не на богатство и накопление. Деньги для этого типа – свобода, развитие, комфорт и информация, но одновременно цинизм, ложь и несправедливость (рис.1, табл.1). Эти данные свидетельствуют о том, что негативным является отношение не к деньгам вообще, а только к «лишним» деньгам – богатству и сбережениям. Выявлено противоречие в отношении личности к различным уровням благосостояния, но реальный конфликт в отношении к деньгам не обнаружен. Это подтверждает анализ сказок и ассоциаций – в них отсутствует негативное отношение, а конфликты довольно легко разрешаются («было противостояние, но вражду прекратили», «начали спорить, но победило равноправие»).
Тип 7 - «Нравственно-индифферентная оценка денег» - характеризует 10% выборки, причем он в два раза чаще встречается у мужчин (14%), чем у женщин (7%). Деньги не связаны в его сознании с нравственными ценностями, за исключением того, что они - «несправедливость». Это лишь инструмент, средство обращения и платежа. У этого типа выявлены самые высокие оценки денег как средства существования (табл.2). В ассоциациях и сказках не выражено эмоциональное отношение к деньгам. Вместо сказки одна из респонденток привела известный анекдот, в котором обезьяна получила рубль от крокодила за ответ на очень простой вопрос. А когда он в досаде воскликнул – «ну и глупая же ты обезьяна!», ответила: «глупая – не глупая, а рубль в день имею!» В содержании этого анекдота четко просматривается прагматичное, не сопровождающееся нравственными переживаниями и противоречиями отношение к деньгам и средствам их получения. Однако в нем коренится и потенциальная опасность, так как отсутствие моральной оценки денежного поведения может привести к неразборчивости в средствах достижения материального благосостояния и неосознанному нарушению нравственных норм в отношениях с другими людьми по поводу денег.
ВЫВОДЫ
1. В результате теоретического анализа выделены основные противоречия в системе ценностей и норм поведения личности, которые могут вызвать нравственный конфликт в ее отношении к деньгам: противоречие между существующими в общественном сознании социальными представлениями о деньгах и ценностью денег для личности; противоречие внутри самой системы значений и смыслов, которыми личность наделяет деньги; противоречие между смыслами, приписываемыми деньгам и реальными возможностями денег; противоречие между значимостью денег и субъективной оценкой их доступности; противоречие между отношениями личности к разным уровням благосостояния; противоречие между субъективной значимостью денег и аморальностью целей их использования; противоречие между высокой значимостью денег и неприемлемостью доступных способов их получения; противоречие между субъективными издержками получения денег и ценностью приобретенных за них благ и др.
2. Эмпирическое исследование позволило установить, что в сознании большинства респондентов понятие «деньги» тесно связано с этическими категориями. Характерным для современного российского менталитета является нравственно-противоречивое отношение к деньгам - оценка денег одновременно и как добра и как зла. Выделены семь типов нравственной оценки денег. В отношении к деньгам представителей типа «Деньги – добро и свобода» преобладает позитивная нравственная оценка денег. У типа «Деньги зло, свобода и зависимость», типа «Деньги несправедливость, нетерпимость и зависимость» и типа «Деньги – зло и свобода» выражена негативная нравственная оценка денег, особенно их «излишков» (богатства). Для типов «Нравственно-конфликтная оценка денег» (20% выборки), «Нравственно-неопределенная оценка денег. Деньги – терпимость и ответственность» (13%) и «Нравственно-индифферентная оценка денег» (10%) - характерна амбивалентность в оценке денег.
3. Определены психологические характеристики экономической активности представителей различных типов. В частности, отношение к деньгам представителей типа «Деньги – добро и свобода» можно охарактеризовать как уважительное и ответственное. В то же время, их преобладающая ориентация в жизни - на развитие, независимость и достижения. У типа «Деньги зло, свобода и зависимость» позитивное отношение к труду и экономическому благополучию сочетается с негативным отношением к деньгам. Результатом этого часто является пассивность в экономическом поведении и материальная неудовлетворенность. У представителей типа «Нравственно-конфликтная оценка денег» имеет место низкая компетентность в финансовых вопросах, которая вызывает тревогу и склонность к накопительству. Для них характерны вызывающие чувство вины конфликтные отношения с людьми по поводу денег и трата денег на удовольствия. Таким образом, данные о типе нравственной оценки денег позволяют делать некоторый прогноз экономической активности индивидуального и группового субъекта, в частности, прогнозировать степень и направленность экономической активности, наличие и характер стратегий финансового поведения, отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения и т.д.
Шихирев П.Н., Нестик Т.А.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
МЕЖГРУППОВОГО КОНФЛИКТА
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ЧИНОВНИКОВ [xxvii]
Печатается по изданию:
Социально-психологические аспекты межгруппового конфликта предпринимателей и чиновников // Психологические исследования управления и предпринимательства. Под. ред. А.Л. Журавлева и Е.В. Шороховой. М.: ИП РАН, 1999, с. 127-145
Несмотря на обилие работ, посвященных предпринимателям и чиновникам в отдельности, взаимодействие этих групп друг с другом пока еще мало изучено (политологический аспект: Зудин А., Сучкова Г.Г., Лапина Н.; социально-психологический аспект: Нестик Т.А., Радаев В.В., Шихирев П.Н.). Между тем, сами предприниматели оценивают свои отношения с российскими чиновниками как напряженные[84], большинство предпринимателей отмечают противодействие со стороны государственных органов[85], проявляют высокую неудовлетворенность политикой государственных органов в области экономики[86]. Особенно чувствуется недостаток социально-психологических исследований, выявляющих не только объективные, но и субъективные причины конфликта предпринимателей и чиновников.
Требуют своего исследования разница социально-психологических качеств предпринимателей и чиновников, статусный конфликт, а также процессы социального познания: расхождение социально-экономических представлений, авто- и гетеростереотипов, их групповых представлений о пространственно-временной организации своей и чужой деятельности. Именно анализ социально-психологических причин конфликтности может объяснить своеобразие интегративных отношений, совместной деятельности сегодняшних предпринимателей и чиновников.
По своей основе конфликты бизнеса и власти являются экономическими. Это борьба за обладание материальными ресурсами (выразимыми в денежной и вещной форме). Внешне она проявляется в политическом и правовом конфликте. Внутренне - в психологической напряженности, когнитивных и перцептивных искажениях.
Легко предположить, что каждый субъект экономических отношений заинтересован в том, чтобы взять как можно больше при наименьших издержках. Этому отвечает идеальная модель «максимизатора полезности»[87]. Но экономическое поведение определяется и множеством неэкономических, в том числе социально-психологических факторов. Ожидания участников конфликта ограничены, с одной стороны, уровнем притязаний, а с другой - представлениями о реально достижимом для них результате. Балансом интересов и ожиданий определяется позиция каждой из сторон. Кроме того, взаимодействие обусловливается групповыми ценностями субъектов, мотивационными комплексами, сложными процессами социальной идентификации и категоризации[88].
Конфликт представляет собой не просто противоречие, возникшее между социальными субъектами, а противоречие, ими осознаваемое. Основу поведения людей в экономических конфликтах составляют интерпретация ими конфликтных ситуаций и самоопределение в них. Поэтому ключевую роль здесь играют процессы социального познания.
Конфликт чиновников и предпринимателей в сфере социального познания.
Влияние социально-экономических представлений на интерпретацию конфликта. Интерпретация экономического конфликта осуществляется в социально-историческом и личностно-ситуативном контекстах. Социально-исторический контекст интерпретации - это все социальное знание, вся совокупность образов массового сознания и мифов, связанных с участниками конфликта и его предметом. В развернутом виде абстрактно-социальный, конкретно-личностный и исторический контексты интерпретации представлены А.Н. Славской[89]. Основным конструктом социально-исторического контекста являются социально-ориентированные представления (прежде всего политические, правовые и экономические). Они задают общий фон социального восприятия, констатации происходящего. Этот контекст интерпретации определяет позицию как участника конфликта, так и его наблюдателя.