Социально-исторический контекст интерпретации конфликта, представления, которыми сейчас руководствуются предприниматели и бюрократия в отношении друг друга, определяется традиционным для России этатизмом. На протяжении веков для успешного ведения дел требовалось или высокое покровительство властей, или получение высоких титулов и чинов. У советских хозяйственников это выразилось в соединении двух противоречивых тенденций: стремлении уйти из под тотального государственного контроля с одной стороны, и постоянной апелляции к государственной поддержке, с другой[90]. До сих пор эта российская традиция живет в массовом сознании. Об этом красноречиво говорят данные исследований: 81% россиян, опрошенных по всероссийской выборке и 60% российских предпринимателей согласны с утверждением о том, что богатые люди получают свой доход, используя свое служебное положение и связи[91]. Согласно результатам опроса 200 экспертов ВЦИОМ, проведенному в 1993-1994 гг., 57% респондентов считают, что историческим особенностям России наиболее соответствует смешанная экономика: сильное государственное регулирование с ограниченным частным сектором[92].
Личностно-ситуативный контекст интерпретации - это образный ряд и информация о конкретном конфликте, которые влияют на выбор личной позиции его участника. Он задает не констатацию происходящего, а активный процесс интерпретации на микроуровне взаимодействия, когда ущемлены конкретные интересы данной личности. Сюда относятся оценки и образы конкретных людей, конкретных поступков. Наряду с социально-ориентированными представлениями в этом контексте основными конструктами оказываются личностно-ориентированные представления.
|
Личностно-ситуативный и социально-исторический контексты можно сравнить с двумя уровнями когнитивной системы по С. Московичи: операциональной системы и контролирующей (социальной) метасистемы[93]. Если в первом контексте актуализируются прежде всего индивидуальные особенности формирования представлений человека о своей социальной среде и стереотипы, формирующиеся в ситуации межличностного взаимодействия, то во втором - представления другого уровня: идеология, которая складывается под влиянием определенных исторических условий данного общества и детерминирует нижележащие уровни представлений[94]. То есть, противоречие в интерпретации конфликта участниками на уровне социально-историческом (так называемый когнитивный конфликт) неминуемо ведет к противоречию в личностно-ситуативной интерпретации.
Когнитивный конфликт, возникающий при столкновении несовместимых социально-ориентированных представлений, обусловлен различием роли социальных групп в процессе общественного производства. На основе этих ролей у субъектов конфликта формируются противоречащие друг другу образы социальной справедливости.
Так, чиновник претендует на роль жреца социальной справедливости. В конечном счете, он уверен в своем праве распоряжаться всем производимым продуктом, распределяя его в соответствии со своим пониманием ситуации. На деле же перераспределение происходит по принципу «своих и чужих», или по принципу затыкания дыр.
Предприниматель-собственник считает себя настоящим и полноправным хозяином прибыли как результата своего труда. Более 2/3 опрошенных лидеров бизнеса настаивали на необходимости естественного развития общества, без грубого вмешательства государства[95].
|
По-видимому, ядром социальных представлений межгруппового уровня являются Я-образы [96], а также образы своей и чужой групп[97]. Поэтому когнитивный конфликт, проявляющийся в аргументации своей позиции, сопровождается конфликтом перцептивным - столкновением эмоционально окрашенных групповых стереотипов.
3.2. Авто- и гетеростереотипы как фактор конфликта. Неравенство имущественного и правового статусов различных слоев населения компенсируется искажением образа другой группы. В этих условиях растет значение негативных стереотипов: у чиновников о предпринимателях, у предпринимателей о чиновниках и у остального населения - по отношению к обоим этим группам.
Г. Тэджфел выделил две функции социальных стереотипов на индивидуальном и две - на групповом уровне. К индивидуальному уровню относятся: когнитивная (схематизация, упрощение и т.д.) и ценностно-защитная (создание и сохранение положительного “Я-образа”). К социальному - идеологизирующая (формирование и сохранение групповой идеологии, объясняющей и оправдывающей поведение группы) и идентифицирующая, т.е. создание и сохранение позитивного группового “Мы-образа”[98]. Противоречивое и по большей части отрицательное отношение общества к чиновникам и предпринимателям, а также повышенная конфликтность отношений между группами усилили прежде всего защитные функции стереотипизации.
|
У предпринимателей сложился устойчивый негативный стереотип чиновника, главными чертами которого являются равнодушие, корыстолюбие, зависть, предвзятое отношение к бизнесменам как к преступникам[99]. В напряженности межгрупповых отношений они винят не себя, а властные структуры[100]. И чем более напряженными выглядят отношения, с тем большей вероятностью в преступлении закона (взятки) обвиняются чиновники, чем более позитивны оценки отношений, тем чаще упоминается “небезгрешность” предпринимателей[101].
Социально-психологические исследования показали, что общественная нестабильность не разрушает позитивный автостереотип, а придает ему особые черты: в образе аутгруппы преобладают позитивные характеристики, занимающие нижнюю часть иерархии личностных черт как ценностей, в то же время образ ингруппы содержит в основном наиболее социально желательные коммуникативные и гуманистические свойства[102]. Именно это явление характерно для чиновников. Так, более половины бюрократов убеждены в пользе бизнеса для России[103]. Но наряду с высокой оценкой деловых качеств и социальной роли предпринимателя, в его образе преобладают социально-негативные черты. Проявляется тенденция, общая для большинства населения: главным для предпринимателей считается стремление к личному обогащению, тогда как для самих предпринимателей мотивы личного материального благосостояния почти никогда не являются основными.
Перцептивный конфликт между предпринимателями и чиновниками разворачивается на фоне негативного отношения как к тем, так и к другим со стороны населения в целом. Так, по мнению жителей Ростовской области, руководителей областной администрации привлекает прежде всего власть как таковая, личная карьера, стремление быть богатым. Для типичного аппаратчика, с их точки зрения, характерен дефицит чуткости и тактичности, принципиальности и ответственности, деловитости и профессионализма, честности и порядочности. Каждый второй респондент отметил хитрость и беспринципность как характерные черты чиновника[104].
Стереотип отечественного предпринимателя в представлении россиян более фрагментарен и разнолик. По данным ВЦИОМ, в 1991 г. его образ складывался из таких качеств: жажда наживы, склонность к разного рода жульничеству, авантюризм, неразборчивость в средствах, нежелание честно трудиться, деловая хватка, низкий уровень общей культуры, отсутствие деловых навыков, инициативность и настойчивость. Любопытно, что такая черта, как “реализм, трезвый взгляд на жизнь” оказалась тогда на 12 месте[105]. Общество не было готово к появлению нового класса. За прошедшие годы этот образ был несколько скорректирован, но по-прежнему остается негативным. В 1995 г. 65% россиян полагали, что “российские бизнесмены стремятся только нажить побольше денег”, 20% - что бизнесмены хотят при этом помочь обществу. В 1997 г. около 50% опрошенных считали, что деятельность бизнесменов идет во вред России, и 34% - что она идет на пользу[106]. Неадекватность восприятия предпринимателей в обществе объясняется несколькими факторами: размытостью социальных границ предпринимательства, диффузностью этой социальной группы; бедностью или отсутствием опыта знакомства с институционализированными формами предпринимательства, длительным перерывом в истории отечественного предпринимательства, который привел к утрате адекватных его образов в культурной памяти[107]. Но главным механизмом, порождающим отрицательные оценки предпринимательства, было и остается социальное сравнение, обусловленное огромным неравенством статусов между этой группой и остальным населением.
Сформировавшиеся в общественном сознании образы предпринимателя и бюрократа сталкиваются с автостереотипами (образами представителя своей группы) этих двух групп.
У предпринимателей завышение жизненных целей и критериев успеха сопровождается заниженной оценкой их собственных достижений. Во всяком случае, лидеры российского делового мира отличаются высокой адекватностью самооценок и не демонстрируют эффекта их завышения[108]. Предприниматели достаточно реалистично оценивают свой общественный имидж. “Положительным” отношение к себе считают около 1/5 опрошенных, около трети - “нейтральным”, и еще треть - “отрицательным”[109]. По отношению к своему имиджу в глазах чиновников предприниматели также не питают иллюзий: высоким его считают 20% опрошенных, 36% затруднились ответить, остальные уверены, что он откровенно низок[110].
Что касается чиновников, то для них характерен позитивный автостереотип и завышенная самооценка. Так, согласно результатам социально-психологического обследования управленцев районного уровня Воронежской области, в оценке госслужащими своих личностно-деловых качеств самый высокий средний балл получила ответственность, наименьший - инициативность и новаторский подход к делу. В среднем высоко был оценен опрошенными "учет интересов населения в практической работе". Средний балл "ориентированности госслужащих на интересы своей организации" по их самооценкам был тоже высоким (32% поставили себе "5", а 34% - "4" балла). Компетентность была оценена так же высоко (средний балл составил 3.85). И это несмотря на то, что у 47% опрошенных базовое образование не полностью соответствует профилю их работы, а у 15% - не соответствует ему вообще[111]. У большинства россиян, сложилась крайне отрицательная оценка бюрократической “волокиты”. Большинство же чиновников искренне убеждены в эффективности своего труда (только 8% опрошенных не считают свою деятельность эффективной). 96% опрошенных довольны механизмом реализации принятых администрацией решений[112]. Чиновники также знают о негативном отношении к ним со стороны населения[113], но считают его неоправданным.
Таким образом, негативные гетеростереотипы, а также неадекватная самооценка у чиновников на фоне явно завышенных требований к ним у предпринимателей, усиливают остроту конфликта и сами превращаются в конфликтогенные факторы.
С Л О В А Р Ь Т Е Р М И Н О В
по конфликтологии
Авторитет — принятое широкими слоями населения и узаконенное право руководить поведением и действиями других людей. Авторитет выражает особого рода общественные отношения между людьми и их общностями, которые основаны на доверии к качествам и достоинствам его субъекта (носителя).
Агрессия — индивидуальное или коллективное поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей.
Акцентуация локуса контроля — чрезмерная выраженность стремления человека приписывать ответственность за особенности и результаты своей деятельности, в том числе и конфликтной, внешним силам и обстоятельствам (экстернальный тип личности) либо собственным особенностям поведения и усилиям (интернальный тип личности).
Анализ конфликта: прикладной — необходимое условие объективного понимания и разрешения конфликта, предполагающее выяснение следующих факторов:
1) причин конфликта;
2) его объекта;
3) сторон конфликта (его субъектов, конфликтеров);
4) их интересов, в том числе противоположных и совпадающих;
5) целей, преследуемых конфликтующими сторонами;
6) соотношения сил, средств, резервов противоборствующих сторон;
7) поводов и предлогов конфликтного взаимодействия;
8) позиций конфликтующих субъектов;
9) возможных этапов развертывания конфликта и его последствий.
Итогом прикладного анализа конфликта выступают:
1) выбор стратегии конфликтного поведения;
2) определение тактики конфликтного взаимодействия;
3) построение оптимальной модели разрешения конфликта;
4) выбор адекватной социальной технологии (приемов, способов и т.д.) реализации данной модели.
Анализ конфликта: теоретический — построение системы идей, концепций, принципов, ориентированных на изучение, осмысление и интерпретацию основных тенденций и закономерностей развертывания конфликтных взаимодействий. Различают несколько взаимосвязанных уровней такого анализа.
1. Социально-философский уровень является методологической основой теоретического рассмотрения конфликта на всех последующих уровнях его анализа и представляет собой синтез теоретических представлений о противоречиях как источнике любого развития, в том числе и конфликтного, и детерминизма, рассматривающего все социальные процессы, включая конфликтные, как причинно обусловленные.
2. Социологический уровень представляет собой системное исследование причин, социодинамики развертывания конфликтных взаимодействий, их типов, видов и форм проявления, способов разрешения, роли их в развитии общества, социальных групп и общностей.
3. Социально-психологический уровень — совокупность исследовательских процедур и методов изучения особенностей поведения и деятельности индивидов и малых групп (семья, трудовой коллектив и др.), включенных в конфликтные процессы, с точки зрения социально-психологических особенностей внутриличностных, межличностных, внутригрупповых и межгрупповых конфликтов.
4. Политологический уровень — системное исследование самых интенсивных и напряженных социальных конфликтов, протекающих в политической сфере общества и направленных на удержание и укрепление государственной власти или ее ниспровержение, завоевание и т.п., на анализ разнообразия и противоборства политических интересов, целей, установок различных политических общностей (социальных классов, общественно-политических движений, партий, клик и т.п.), способов осуществления политических конфликтов, их разрешения и урегулирования.
5. Юридически-правовой уровень — совокупность методов и процедур исследования конфликтов с точки зрения нормативно-правовой регуляции взаимодействий между индивидами, группами и социальными институтами, такими, в частности, как государство и право, и, следовательно, рассмотрения конфликтных ситуаций и процессов в реальной связи их с действующими правовыми структурами и инструментами, с эффективностью деятельности последних.
Активное социально-психологическое обучение — психолого-педагогическая форма совершенствования коммуникативного поведения людей, осуществляемая в условиях групповой учебно-тренировочной деятельности.
Амбивалентность — двойственное отношение человека к какому-либо объекту, обусловливающее противоречивость соответствующих поведенческих проявлений.
Атрибуция — приписывание человеком причин и мотивов поведения, личностных качеств и характеристик другим людям на основе обыденного, житейского анализа их действий и поступков.
Антагонизм — одна из форм противоречий, характеризующаяся острой, непримиримой враждой, борьбой противоположных сил. Раскрывается в логике «или — или».
Альтернативы решений — новые, оригинальные варианты решения проблемы, лежащей в основе конфликта, которые отличаются от подходов, ранее предлагавшихся сторонами в ходе развития конфликта.
Антагонист — непримиримый, враждебный человек, который жестко отстаивает свои интересы в конфликте, не идет ни на какие уступки, придерживается крайних взглядов.
Антипатия — устойчивое отрицательное эмоциональное отношение индивида к другому человеку, группе, проявляющееся в неприязни, неприветливости, недоброжелательности.
Арбитраж — способ урегулирования трудовых, имущественных, политических, международных и других конфликтов, при котором конфликтующие стороны обращаются к арбитрам (третейским судьям), независимым от них, избираемым самими сторонами или назначаемым по их соглашению из числа авторитетных лиц, организаций либо международных органов.
Аутгруппа — социальная группа, по отношению к которой индивид не ощущает чувства идентичности или принадлежности, испытывая к ней враждебность, представляя членов такой группы как «не наших», «чужих».
Аутоагрессия — агрессивные действия, направленные на самого себя (например суицидальное поведение).
Бессознательное — совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета; наряду c сознанием, надсознанием и подсознанием является частью психики.
Бунт — острая и открытая форма межгруппового конфликта, представляющая собой стихийное, неорганизованное выступление народных масс в защиту своих интересов и против несправедливости, чинимой социальной группой или индивидом, владеющими собственностью или властью.
Власть — способность и возможность индивида или группы оказывать решающее воздействие на других людей или социальные группы и слои и, навязывая им свою волю, побуждать их выполнять свои цели не только при их согласии, но и вопреки их оппозиции по отношению к властным структурам. Сущностью власти являются отношения руководства, господства и подчинения.
Война — самая острая, жестокая и деструктивная форма социального конфликта, сложное общественно-политическое явление, продолжение политики насильственными средствами, затрагивающее все сферы жизнедеятельности общества. Специфическое содержание войны составляет вооруженная борьба. Главными и решающими средствами ее ведения являются вооруженные силы, а также другие военизированные формирования. Наряду с вооруженной борьбой для достижения поставленных конфликтующими сторонами целей в войне применяются также экономические, политические, дипломатические, идеологические, психологические и другие средства и соответствующие им формы борьбы.
Воздействие управленческое на конфликт — действие управляющей системы на участвующие в конфликте стороны (или на одну из них) с целью изменения содержания и интенсивности конфликтного взаимодействия, его масштабов для эффективного разрешения или урегулирования конфликта.
Воля — способность личности и общности осуществлять регуляцию и саморегуляцию деятельности и поведения, в том числе и в конфликте, выражающуюся и активном преодолении трудностей и противоречий, конфликтных противоборств в процессе целеполагания и достижения сознательно поставленных целей.
Внутригрупповой (ингрупповой) фаворитизм — стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы.
Генерализация конфликта — переход в конфликте от поверхностных к более глубоким противоречиям, увеличение диапазона различных точек столкновения, которое сопровождается расширением границ конфликта.
Геноцид — преднамеренное подавление и массовое уничтожение представителей определенной этнонациональной общности или расы, приводящее к вспышкам конфликтов на этнонациональной почве.
Группа конфликтная — совокупность людей, объединяемая общими интересами, целями и задачами деятельности, осознающая противоположность их интересам, целям и задачам соперничающей группы и ведущая с последней активную конфликтную борьбу.
Границы конфликта — внешние структурно-динамические пределы конфликта: субъектные (количество основных участников); пространственные (территория, на которой происходит конфликт); временные (продолжительность конфликта).
Дилемма узника — затруднительная ситуация выбора между двумя неприятными возможностями; используется в качестве модели изучения динамики конфликтных взаимодействий и развития коммуникативных процессов в конфликте на основе применения класса игр с ненулевой суммой.
Дискриминация — несправедливое, принижающее личность или группу, их права обращение с членами определенной общности (территориальной, политической, этнической, субкультурной, религиозной) со стороны господствующего социального слоя или властных структур, нередко приводящее к возникновению политических, этнонациональных и иных конфликтов.
Жертва конфликта — субъект, который провоцирует возникновение напряженности в отношениях между людьми и обладает таким комплексом психологических и интеллектуальных качеств, которые усиливают по отношению к нему агрессивные формы поведения даже со стороны очень мирных людей.
Забастовка — разновидность социального конфликта, выражающаяся в прекращении или сокращении работы, выпуска продукции, оказания услуг с выдвижением ряда требований экономического, социального или политического характера.
Ид (оно) — в психоаналитической теории З. Фрейда подсознательное психическое формирование, которое является источником психической энергии личности, стимулируемой стремлением к удовольствию. В случае столкновения с другими психическими подсистемами личности – эго и суперэго — приводит к возникновению внутриличностных конфликтов.
Индивидуализация конфликта — в конфликтологической концепции Р. Дарендорфа процесс вытеснения в общественной жизни массовых конфликтов, субъектами которых выступают большие социальные группы людей — классы, персонофицированными формами конфликтных взаимодействий, субъектами которых являются отдельные индивиды, враждующие по каким-либо причинам между собой.
Ингруппа — социальная группа, по отношению к которой человек испытывает чувство идентичности и принадлежности, выражаемое в терминах «мы», «наши».
Институционализация конфликта — процесс включения конфликтных взаимодействий в существующую в обществе систему ценностно-нормативных образцов действия, приведение их в соответствие с требованиями и установлениями Конституции и других правовых актов.
Инцидент — действие или совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующие резкое обострение противоречия и начало открытой борьбы между ними.
Квазигруппа — возникающая непреднамеренно и спонтанно социальная группа, в которой отсутствуют устойчивые ожидания и осознанное понимание противоположности своих интересов и целей интересам и целям другой (других) группы (групп).
Компромисс — стратегия поведения субъекта в конфликте, ориентированная на определенные уступки взамен на частичные уступки со стороны оппонента.
Конкуренция — это борьба между субъектами или группами, которые не обязательно находятся в коммуникации или контакте, но которые заинтересованы в достижении одной и той же цели.
Консенсус — социальное согласие и определенная степень согласованности в действиях, благодаря чему обеспечивается социальная интеграция и совместные коллективные действия, в том числе и групп, находящихся до этого в конфликтных противостояниях.
Контроль социальный — способ саморегуляции социальной системы (общества, общности, группы), обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством ценностно-нормативного (правовыми, социокультурными, моральными и иными нормами) регулирования. Контроль социальный может либо усиливать возникающие в обществе конфликтные взаимодействия, либо подавлять их (в случае тоталитарной системы политической власти), либо смягчать и институционализировать их (в демократическом обществе).
Конфликт — форма проявления противоречия, не разрешенного в прошлом или разрешаемого в настоящем, но возникающего в ситуации непосредственного взаимодействия и которое обусловлено противоположно выбранными целями, действиями, направленными на разрешение противоречия или снятие его.
Конфликтная ситуация — специфическое состояние социальной системы, общности, группы или взаимодействий между ними, в котором проявляются противоречия интересов, целей, мотивов поведения, жизненных установок, осознание этого противоречия, сопровождаемое негативными эмоциями, побуждающими потенциальных конфликтеров искать повода для конфликтного действия, вырабатывать стратегию, тактику и технологию предстоящей конфликтной борьбы.
Конфликтогены — слова, жесты, оценки, суждения, действия или бездействия одной или обеих взаимодействующих сторон, способные привести к возникновению конфликтной ситуации и к ее перерастанию в реальный конфликт.
Конфликтология — отрасль научного знания, опирающаяся на междисциплинарный подход, объектом которой является изучение конфликтов и их роли в жизни общества и личности.
Конфликт с нулевой суммой — конфликт, в котором интересы сторон полностью противоположны. В таком конфликте «выигрыш» одной стороны точно равен «проигрышу» другой, а в итоге сумма выигрышей равна нулю.
Конфликт с отрицательной суммой — конфликт, в котором все его участники оказываются в проигрыше.
Макроуровень — уровень сосредоточения внимания на крупномасштабных социальных структурах, институтах, фактах, событиях.
Микроуровень — уровень сосредоточения внимания на элементах межличностного взаимодействия и общения.
Насилие — применение человеком или социальной группой различных форм принуждения (физического, психологического, политического, экономического, вооруженного и т.п.) в отношении других людей, социальных групп и слоев с целью завоевания или сохранения и укрепления экономического, политического, идеологического господства, приобретения тех или иных прав или привилегий без учета интересов другой стороны.
Национализм — система взглядов и практических действий, основанная на этноцентризме и этноэгоизме, на дискриминации иных этнических групп, приводящая часто к обострению этнонациональной напряженности, возникновению межнациональных конфликтов.
Объект конфликта — конкретная материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, принцип, норма) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.
Переговоры — механизм разрешения (урегулирования) конфликта; совместная деятельность оппонентов по поиску взаимоприемлемого решения проблемы. Переговоры часто проводятся с участием третьей стороны.
Помощник — третья сторона в урегулировании конфликта, функции которой заключаются в совершенствовании процесса обсуждения проблемы и невмешательстве в полемику по поводу содержания проблемы и принятия окончательного решения.
Посредник — третья сторона в конфликте, которая обеспечивает конструктивное обсуждение проблемы, однако окончательное решение принимается участниками самостоятельно.
Предмет конфликта — объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, служащая источником раздора между сторонами; основное противоречие, из-за которого возник конфликт.
Проблема — задача, преграда, трудность, объективно (в психологии — субъективно) возникающая в ходе развития, познания в теоретической или практической деятельности.
Рэкет — острая форма межгруппового конфликта, представляющего собой агрессивные действия конфликтной группы (рэкетиров) по изъятию ценностей у жертвы (человека, предприятия, фирмы и т. п.) путем шантажа и вымогательства с применением угроз и насилия.
Соперничество — стратегия поведения оппонента в конфликте, состоящая в ориентации на свои интересы, навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения, открытой борьбе по реализации своих интересов.
Сотрудничество — кооперативная стратегия поведения оппонента в конфликте, заключающаяся в ориентации на совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон.
Суперэго — согласно психоаналитической теории З. Фрейда, психологическая подсистема личности, руководствующаяся требованиями совести, долга и ответственности и выполняющая функции нравственного контроля и моральной оценки деятельности личности. В случае расхождения ее оценок с требованиями двух других подсистем — ид и эго — возникает внутриличностный конфликт.
Теория игр — раздел математики, в котором изучаются математические модели принятия оптимальных решений, в том числе в условиях конфликта.
Толерантность — отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо конфликтогенный фактор.
Третейский судья — третья сторона в конфликте, наиболее авторитарная по своим полномочиям; поочередно выслушав обе стороны, третейский судья принимает решения, обязательные для оппонентов.
Урегулирование конфликта — выбор такой альтернативы в конфликтном процессе, при которой основные усилия конфликтеров сосредоточены на снижении интенсивности противоборства, на последовательном переводе прямой конфронтации в плоскость смягчения противостояния и замены его бесконфликтными отношениями, на взаимоприемлемом для соперников решении самой проблемы, породившей конфликтную ситуацию.