Впрочем, Александр III предпочитал смертной казни через повешение казнь через пожизненное заточение в каторжных тюрьмах Петропавловской и Шлиссельбургской крепостей и даже, более того, рекомендовал министру внутренних дел Д.А. Толстому «узнавать от арестованных все, что только возможно, не предавать их суду и просто без всякого шума[1393] отправлять в Шлиссельбургскую крепость. Это самое сильное и неприятное наказание»[1394].
Действительно, каторжный режим для «нигилистов» Александре III был «самым жестоким» за всю историю царской тюрьмы с 1762 г.[1395] Именно Александр III в 1884 г. открыл зловещую «Государеву тюрьму» в Шлиссельбурге, а вслед за тем (в 1886 г.) — политическую каторгу на Сахалине. Злодеяния его тюремщиков, вроде «Ирода»-Соколова или «Бочки»-Яковлева, возмущали и российскую, и мировую общественность. То, что каторжане вскорости теряли здоровье, сходили с ума, умирали, кончали с собой, не подлежало огласке. Все шестеро народовольцев, осужденных на смертную казнь по делу «17-ти» в 1883 г. (М.Ф. Грачевский, Ю.Н. Богданович, П.А. Теллалов, А.В. Буцевич, С.С. Златопольский и М.Ф. Клименко), были «помилованы» вечной каторгой и погибли в первые же пять лет. Но случилось так, что весь мир узнал о самосожжении Грачевского в 1887 г. и о двух трагедиях 1889 г. (Якутской — 22 марта и Карийской — 7 ноября).
В Якутске царские опричники застрелили и закололи штыками заявивших словесный протест ссыльных, включая жен- /476/ щину — Софью Гуревич, а затем после суда над остальными еще повесили, причем Лев Коган-Бернштейн, тяжело раненый, был внесен на эшафот (как и прежде в суд) прямо в кровати, поднят с нее и вдет в петлю, после чего кровать из-под него выдернули[1396]. А на Карийских рудниках первое в России телесное наказание женщины-политкаторжанки[1397] — по личному велению Александра III: «Дать ей сто розог!»[1398] — повлекло за собой ее и других каторжан массовое самоубийство[1399].
|
Под впечатлением этих трагедий один из лучших в то время поэтов Англии Чарльз Суинберн написал оду под названием «Россия», где говорилось: сам Данте «на отдаленнейших дорогах ада <...> не видел ужасов, которые могли бы сравниться с тем, что ныне происходит в России»[1400]. В США вторил Суинберну знаменитый Марк Твен. «Только в аду, — писал он Сергею Кравчинскому, — можно найти подобие правительству вашего царя»[1401]. «Каменносердый, кровожадный маньяк всея Руси», — так назвал Марк Твен Александра III[1402]. А в самой России Лев Толстой с болью писал об «ужасах, совершаемых над политическими»[1403].
Все эти ужасы были заранее узаконены таким детищем Александра III и Победоносцева, как пресловутое «Положение об охране» от 14 августа 1881 г., согласно которому Россия /477/ вплоть до 1917 г. балансировала на грани чрезвычайщины[1404]. Миллионы своих верноподданных Александр III норовил держать в положении бесправных «скотов». Ведь даже псевдо-«конституцию» Лорис-Меликова он счел не просто вредной, а «преступной»[1405]: «Конституция! — зло восклицал он в разговоре с петербургским градоначальником Н.М. Барановым 20 апреля 1881 г. — Чтоб русский царь присягал каким-то скотам!»[1406]. Понятно, что заботиться об условиях жизни и, тем более, о просвещении «каких-то скотов» Александр III не хотел. Страшный голод в России 1891-1893 гг. его не встревожил. Он лишь рассердился на... голодающих. «Александра III раздражали упоминания о «голоде», как о слове, выдуманном теми, кому «жрать нечего», — свидетельствовал выдающийся российский юрист О.О. Грузенберг. — Он высочайше повелел заменить слово «голод» словом «недород». Главное управление по делам печати разослало незамедлительно строгий циркуляр»[1407]. А можно ли забыть и простить Александру III его скандальный указ 1887 г. «о кухаркиных детях», который закрыл доступ всему простонародью к среднему образованию! Немудрено, что к концу царствования самодержавного «вахлака» до 80% россиян оставались неграмотными»[1408].
|
Итак, Александр III старался держать русский народ в скотском бесправии, нищете и темноте. Лев Толстой в полном согласии с фактами определил все его царствование как «глупое, ретроградное»: Александр III пытался «вернуть Россию к варварству времен начала столетия», вся его «постыдная деятельность виселиц, розг, гонений, одурения народа» вела /478/ к этому[1409]. Так же, в принципе, оценивали правление Александра III П.Н. Милюков, К.А. Тимирязев, В.И. Вернадский, В.Г. Короленко, А.А. Блок[1410] (несравнимо более авторитетные и осведомленные, чем бохановы и К0), а М.Е. Салтыков-Щедрин увековечил режим «кровожадного маньяка всея Руси» в образе «Торжествующей свиньи», которая «кобенится» перед Правдой и «чавкает» ее[1411].
Могла ли быть у такого режима иная судьба, нежели та, которая неотвратимо вела и, — при незадачливом сыне ретроградного отца, — привела его к полному краху. Нет, не могла. Тринадцать лет Александр III «сеял ветер»[1412]. Его преемнику — Николаю II — выпало на долю пожать бурю. Как самая яркая и трагическая буревестница той бури незабвенна во веки веков для России Софья Львовна Перовская. /479/
|
Апофеоз
Да, захотелось мне озаглавить заключительный раздел моей книги не обиходно («Заключение» или «Эпилог»), а именно так, — может быть, кому-то покажется, вычурно: «Апофеоз ».Теперь, подытоживая все сказанное здесь о Софье Львовне Перовской, следует всесторонне оценить масштаб и своеобразие ее личности (интеллект, нравственность, идейные убеждения, деятельность, судьбу), но всесторонне оценить — это и значит восславить Софью Львовну как ярчайшую представительницу особого типа «народных заступников» в России, а именно народовольцев, в коих сочетались народолюбцы и тираноборцы. Их отличали две главные особенности.
Во-первых, эти люди свято верили в историческую правоту и неизбежное торжество дела борьбы за освобождение русского народа от самодержавных оков, — дела, которому они посвятили свою жизнь (нередко при этом отказываясь от всех благ знатного происхождения). Они понимали, сколь трудной будет эта борьба. Вспомним, что говорила Перовская П.А. Кропоткину: «Мы затеяли большое дело. Быть может, двум поколениям придется лечь на нем, но сделать его надо». Так же были настроены и соратники Софьи Львовны. Член ИК «Народной воли» Михаил Грачевский, осужденный на смертную казнь по делу «17-ти», предрекал царским карателям: «если они не вложат свои окровавленные сабли в ножны и не удовлетворят народные требования, то должны заранее помириться с мыслью, что в раздутом ими пожаре им придется сгореть»[1413]. Агент ИК Николай Желваков (исполнитель смертного приговора от /482/ имени «Народной воли» военному прокурору-садисту генералу В С. Стрельникову), обращаясь к своим палачам с эшафота, возгласил: «От ожидающего вас конца ничто не спасет вас!»[1414], а рядовой народоволец, рабочий Яков Тихонов в последнем слове на процессе «16-ти» перед смертным приговором заявил: «Идея, за которую я боролся и умираю, со мною не погибнет. Ее нельзя бросить, как нас, в мрачные тюрьмы, ее нельзя повесить»[1415]. Это — первое.
Во-вторых, ради грядущего, — пусть даже через два поколения, но неизбежного, — торжества их убеждений народовольцы с готовностью и потрясающим оптимизмом жертвовали собственной жизнью, ибо каждый из них (за единичными исключениями) мог повторить слова Перовской из ее предсмертного письма к матери: «Я жила так, как подсказывали мне мои убеждения...» Об этом свидетельствует и адресованное властям требование Желябова приобщить его к делу о цареубийстве, и предсмертное обращение из Алексеевского равелина на волю к друзьям Александра Баранникова: «Живите и торжествуйте! Мы торжествуем и умираем»[1416], и сказанное Александром Михайловым в письме к родным перед оглашением ему неизбежно смертного приговора: «Прекрасна смерть в сражении!»[1417]. О том же говорят предсмертные письма Николая Суханова и Александра Квятковского, а также их соратников, казненных до возникновения «Народной воли», — Дмитрия Лизогуба и Валериана Осинского[1418].
В постсоветской России хулители народников обвиняют их в том, что они-де рвались «на вершину власти» ради /483/ собственного блага и славы, а «более всего пугало революционеров благополучие народа, тогда они оставались ни с чем»[1419]. Такие обвинения столь же абсурдны, сколь кощунственны Живые голоса Андрея Желябова и Софьи Перовской, их соратников-народо-вольцев и героев «хождения в народ» (таких, как Ипполит Мышкин, Софья Бардина, Петр Алексеев) удостоверяют, что каждый из них готов был душу свою положить за народ, о собственной же славе думал «так же мало, как о том, чтобы сделаться китайским богдыханом»[1420]. Разве о собственном благе и власти думал Андрей Желябов, когда требовал приобщить его к делу о цареубийстве? Или Софья Перовская, признаваясь в письме к матери перед казнью: «Я о своей участи нисколько не горюю, совершенно спокойно встречаю ее, так как давно знала и ожидала, что рано или поздно, а так будет», — именно в виселице усматривала «благо», «славу» и «вершину власти»?
Нет, и Желябов, и Перовская, и все иже с ними верили не только в историческую правоту и неотвратимое торжество их идей, но и в справедливый по отношению к ним (а не такой, как á 1а Ф. Лурье и К°) суд истории. На последнем из главных судебных процессов «Народной воли» (по делу «21-го» в 1887 г.) Герман Лопатин апеллировал к суду истории точно так же, как это сделал на первом из них (16-ти) — в 1880 г. Степан Ширяев: «Вы представители заинтересованной стороны и не вам судить меня трезво и беспристрастно. Но я верю, что над всеми нами и над вами в том числе есть суд высший, который произнесет со временем свой правдивый и честный приговор. Этот суд — история»[1421]...
Для нашего «Апофеоза» важно подчеркнуть, что в партии «Народная воля» (первой в России политической партии!) /484/ Перовская играла совершенно особую, только ей принадлежавшую и ни с кем не делимую, вдохновляющую роль «нравственного диктатора», а ведь эта партия непоправимо расшатала вековые устои полуфеодального, самодержавного режима в России. Вспомним, какова была в правящих верхах (по признанию самих верхов) паника после революционных акций «Народной воли» 5 февраля 1880 и, особенно, 1 марта 1881 г. Народовольцы не смогли тогда довершить начатое до победы, которая, в случае реализации их программы, уже тогда поставила бы Россию вровень с передовыми державами Запада, — не смогли потому, что многомиллионные, угнетенные и недовольные массы народа еще не были готовы активно поддержать партию своих «заступников». Но заступники и без должной поддержки народных масс добились в 1879-1882 гг. многого.
Именно «Народная воля» стала решающим фактором сложившейся тогда в России второй (после 1861 г.) революционной ситуации[1422]. Она не просто ввергла царизм в панику и поставила перед вопросом «быть или не быть?», но и вырвала у него ряд важных уступок в различных областях политики, экономики, культуры[1423]. Наиболее значимы они в крестьянском вопросе: с декабря 1881 г. до середины 1882 г. было упразднено временнообязанное (т.е. полукрепостное) состояние крестьян, отменена подушная подать, снижены (примерно на /485/ 30% по стране) выкупные платежи, учрежден Крестьянский банк. В рабочем вопросе царизм вынужден был положить начало фабричному законодательству (1 июня 1882 г. вышел закон об ограничении детского труда и введении фабричной инспекции). Из политических уступок, вырванных «Народной волей», царизм одни взял обратно (например, «конституцию» М.Т. Лорис-Меликова), но другие оставил: было ликвидировано III отделение, освобожден из якутской ссылки Н.Г. Чернышевский. В области культуры примечательны отставка весной 1880 г.уникально реакционного министра просвещения, мракобеса Д.А. Толстого и начавшийся пересмотр толстовских школьных правил.
Главное же, царизм, хотя и выбрался из острого «кризиса верхов» 1879-1881 гг., отразил революционный натиск тех лет и подавил «Народную волю», так и не смог, несмотря на все репрессии и контрреформы Александра III, восстановить устойчивость своего режима, безнадежно расшатанного народовольцами. Пока Александр III сеял ветер реакции, неотвратимо надвигалась буря революции; новое поколение революционеров (большевиков, меньшевиков, эсеров) и воспрянувших духом либералов (кадетов, октябристов, прогрессистов) общими усилиями довело столь впечатляюще начатое дело «Народной воли» до победы: царизм пал...
Вернемся, однако, к личности Софьи Перовской и к ее роли не только в народовольческом, но и, вообще, в народническом движении, начиная с «чайковцев». Везде и всегда она была на первых ролях (а в смысле личного влияния и обаяния — именно первой), соединяя в себе, по выражению Сергея Кравчинского, «оба высочайших типа человеческого величия: мученика и героя». Вот как (лучше не скажешь) рассказывал об этом Сергей Михайлович в легендарном очерке «Софья Перовская»:
«В течение одиннадцати лет стоит она на бреши, присутствуя при огромных потерях и разочарованиях, и все-таки вновь и вновь бросается она в самую жестокую сечу. Она сумела сохранить в себе нетронутую искру божественного огня. Ее стоицизм и суровый культ долга были лишь мантией, делавшей /486/ ее похожей на античных героев, а не мрачным и унылым саваном, под которым благородные и несчастные души хоронят свои разбитые верования и надежды. Несмотря на весь свой стоицизм, несмотря на видимую холодность, в глубине души она остается вдохновенной жрицей, потому что под ее сверкающей стальной броней все же билось сердце женщины. А женщины, должно сознаться в этом, много-много богаче мужчин этим божественным даром. Вот почему им прежде всего обязано русское революционное движение своим почти религиозным пылом; вот почему, пока в нем остаются женщины, оно будет непобедимым»[1424].
Да, эта героиня и мученица, облаченная в «сверкающую стальную броню», заставляет вспомнить строки советского поэта Николая Грибачева:
Природа придумала прорву чудес.
Но женщина — чудо из чуд.
И ничто женское, в лучших проявлениях, не было ей чуждо. Не довелось ей стать матерью, но материнское начало проявлялось, как мы видели, в ее трогательно заботливом отношении ко всем слабым, больным, нуждающимся в помощи. Она испытала недолгое счастье быть женой такого же, как она, героя и мученика. А главное, через всю свою жизнь она пронесла «самую постоянную и высокую любовь» (по ее собственному выражению[1425]) к матери, Варваре Степановне. Сколь сильна и высока была эта любовь Софьи Львовны, читатель сможет понять и даже ощутить, ознакомившись с приложением № 1. Здесь же уместно рассказать о судьбе Варвары Степановны — по материалам Департамента полиции, опубликованным мною в 1971 г.[1426]. /487/
После казни дочери Варвара Степановна жила в имении Приморское под Севастополем отдельно от мужа, оставшегося в Петербурге, где он и умер (отслужив четверть века в Совете министра внутренних дел) 13 февраля 1890 г. Жандармские власти, казнив дочь, не спускали глаз с матери «цареубийцы», а 2 января 1890 г. официально установили за ней негласный полицейский надзор. Далее, на протяжении 12 лет, крымские жандармы надзирали за Варварой Степановной и ежегодно по два раза в год присылали в Департамент полиции «Сведения», с грифом «Совершенно секретно» и трафаретными отметками: «В политическом отношении ни в чем предосудительном не замечена».
Наконец 1 января 1903 г агент, приставленный для наблюдения за Варварой Степановной, не стерпел и предпослал трафарету «Сведений» красноречивое предисловие: «Имеет более 80 лет, глухая, почти слепая, ни в чем предосудительном замечена не была». Департамент полиции призадумался больше чем на два месяца, но в конце концов нашел разумное решение: «Согласно циркулярному распоряжению Департамента от 12 марта 1903 г. за № 4652 негласный надзор за Варварой Степановной Перовской прекращен». Варвара Степановна ненадолго пережила освобождение от надзора. Она умерла 27 марта 1904 г.
Дом-музей Софьи Львовны в Приморском (ныне — селение Любимовка) служит общим памятником ей и Варваре Степановне. Этот дом, как сообщила мне в письме от 1 февраля 1978 г одна из основательниц музея, редактор многотиражной газеты совхоза-завода имени С. Перовской Людмила Владимировна Тупикова, был построен в 1871 г. именно Варварой Степановной. Совхоз в Любимовке был создан в 1920 г. под названием «Алькадар», а в 1927 г. получил имя Софьи Перовской[1427]. В 1970 г. открылся музей истории совхоза, и его энтузиасты занялись сбором материала для создания в доме Перовских (на /488/ центральной совхозной усадьбе) мемориального музея Софьи Львовны. В начале 1978 г. газета «Правда» и журнал «Преподавание истории в школе» объявили, что «мемориальный дом-музей Софьи Перовской» создан[1428]. Однако после этого начались в музее и затянулись реставрационные работы, об окончании которых Л.В. Тупикова уведомила меня в письме от 12 июня 1984 г. с такой припиской: «Бьемся за средства на художественный проект и оборудование экспозиции. Обещают!».
После распада СССР, когда постсоветские власти начали выбрасывать имена «народных заступников» из названий городов и улиц, Софья Глебовна Перовская забеспокоилась о судьбе Дома-музея своей тезки и (двоюродной) бабушки. Она поддерживала связь с музеем, сама бывала в нем, и сотрудники музея бывали у нее дома, в Запорожье. 19 января 1992 г. Софья Глебовна написала мне, что «ведает музеем Андрей Александрович Якубов», который «в новогоднем письме» успокаивал ее: пока ни о закрытии, ни даже о переименовании музея «никто (из властей. — Н.Т.) не говорит», а в письме Софьи Глебовны ко мне от 28 декабря того года (последнем из всех 13-ти писем, которые я получил от нее) значилось: «Из Севастополя пишут: музей цел и закрывать его не собираются. Пока?..». С 1993 г. моя связь и с С.Г. Перовской, и с Л.В. Тупиковой оборвалась. Выстоит ли Дом-музей Софьи Перовской в смутное постсоветское время, — оставалось только гадать. Но вот, уже в апреле 2013 г., в ответ на мой запрос, Лариса Прокофьевна Бирюкова — заместитель председателя правления ЗАО «С. Перовской» — письменно уведомила меня, что «музей семьи Перовских работает»!.. Его официальное название: «Народный музей ЗАО им. С. Перовской».
В заключение моего апофеоза Софье Львовне Перовской обращаюсь к читателям — вы, должно быть, уже заметили, как часто знаменитости из разных сфер бытия (политики, ученые, литераторы), — не только российские, но и зарубежные: /489/ И.С. Тургенев, С.В. Ковалевская, П.Ф. Якубович, Д. Морли, Ф. Турати, — величали Софью Львовну «святой». Она заслужила такое величание всей своей жизнью — очень короткой (27 лет!) но необыкновенно яркой и насыщенной, с уникально трагическим концом, заслужила своей жертвенностью как «народная заступница». Итальянский философ, психиатр и криминалист с мировым именем Чезаре Ломброзо объявил «совершенно установленным факт, что настоящие революционеры, т.е. зачинатели великих научных и политических переворотов которые вызывают и приближают подлинный прогресс человечества, почти всегда являются гениями или святыми и отличаются замечательно гармоничным обликом <...> Какие благородные лица у <...> Мадзини, Гарибальди, <...> Перовской!»[1429].
Невольно вспоминаются здесь и строки из стихотворения Н.А. Некрасова «Памяти Добролюбова», которые Элеонора Павлюченко очень кстати использовала как эпиграф для своей книги «Софья Перовская»:
Природа-мать! Когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни...[1430]
Такие люди остаются в истории человечества навсегда. Есть мудрая поговорка: «Умер лишь тот, кто забыт». Софья Львовна Перовская не забыта ни в России, ни в мире. Она бессмертна в народной памяти, как все «святые». Масштаб ее личности и всего содеянного ею, пожалуй, лучше всех определил Лев Толстой: «идейная Жанна д’Арк»[1431]. Я добавил бы к этому глобальному определению, для исчерпывающей конкретности, только одно слово: НАША.
/490/
Приложения
I. Письмо С.Л. Перовской к матери, Варваре Степановне от 22 марта 1881 г. [1432]
Дорогая моя, неоцененная мамуля! Меня все давит и мучает мысль, что с тобой? Дорогая моя, умоляю тебя, успокойся, не мучь себя из-за меня, побереги себя ради всех, окружающих тебя, и ради меня также.
Я о своей участи нисколько не горюю, совершенно спокойно встречаю ее, так как давно знала и ожидала, что рано или поздно, а так будет. И право же, милая моя мамуля, она вовсе не такая мрачная. Я жила так, как подсказывали мне мои убеждения; поступать же против них я была не в состоянии, поэтому со спокойной совестью ожидаю все, предстоящее мне.
Единственно, что тяжелым гнетом лежит на мне, это твое горе, моя неоцененная; это одно меня терзает, и я не знаю, что бы я дала, чтобы облегчить его.
Голубонька моя, мамочка, вспомни, что около тебя есть еще громадная семья, и малые и большие, для которых для всех ты нужна, как великая своей нравственной силой. Я всегда от души сожалела, что не могу дойти до той нравственной высоты, на которой ты стоишь, но во всякие минуты колебания /492/ твой образ меня всегда поддерживал. В своей глубокой привязанности к тебе я не стану уверять, так как ты знаешь, что с самого детства ты была всегда моей самой постоянной и высокой любовью. Беспокойство о тебе было для меня всегда самым большим горем. Я надеюсь, родная моя, что ты успокоишься, простишь хоть частью все то горе, что я тебе причиняю, и не станешь меня сильно бранить. Твой упрек единственно для меня тягостный.
Мысленно крепко и крепко целую твои ручки и на коленях умоляю не сердиться на меня. Мой горячий привет всем родным. Вот и просьба к тебе есть: дорогая мамуля, купи мне воротничок и рукавчики с пуговками, потому как запонок не позволяют носить, и воротничок поуже, а то нужно для суда хоть несколько поправить свой костюм: тут он очень расстроился.
До свидания же, моя дорогая, опять повторяю свою просьбу: не терзай и не мучай себя из-за меня; моя участь вовсе не такая плачевная, и тебе из-за меня горевать не стоит.
Твоя Соня
1 марта 1881 года. Казнь императора Александра II. Документы и воспоминания. Л., 1991. С. 294-295.
II. Константин Михайлович Фофанов «Погребена, оплакана, забыта...» [1433]
Погребена, оплакана, забыта.
Давно в земле покоится она, /493/
А кем судьба неопытной разбита, —
Тем жизнь, как встарь, привычна и красна.
В чертогах их цветы, сиянье, пенье
Тревожат нас соблазнами досель...
И страшно им гнилого гроба тленье,
Их бедных жертв суровая постель...
Фофанов К.М. Стихотворения и поэмы. М.; Л., 1962. С. 55, 295.
Ill. Игорь Леонидович Волгин «Софья Перовская» [1434]
Пусть ты пошла совсем иным путем,
Своей судьбы крутой не избежала
Но что-то в самом главном, в основном
То поколенье с нами вдруг сближало.
...Я помню фото: сорок первый год!
В Петрищеве у школьницы московской,
Что через миг взойдет на эшафот,
Такие же глаза, как у Перовской.
Волгин Игорь. Кольцевая дорога. Новые стихи. М., 1970. С. 48-49. /494/
IV
Это приложение необычно. В нем я отдаю на суд читателя текст 1-й и далеко не законченной части под названием «Детство» из моего исторического романа «Цареубийца». Я начал было писать этот роман в 1961 г. и тогда же, с 55-й страницы, отставил его, переключившись на докторскую диссертацию, после чего к роману не возвращался.
Но к 1961 г. я уже владел основным кругом источников о родословной Софьи Перовской, ее семье и детстве. Все действующие лица в романе реальны, выявленные не только по воспоминаниям брата Софьи Львовны Василия Львовича, но и по губернским «Адресам-календарям» того времени, как, например, псковский архиепископ Евгений или учитель словесности из Псковской гимназии Михаил Андреевич Васильев. Реален и «серый попугай» — «общий любимец» семьи Перовских, который умел «произносить разные слова и даже фразы на потеху гостей»[1435]. Я только имя ему придумал (Петр Иванович), исходя из того, что попугай был вальяжен, храбр, горбонос и поэтому мог казаться похожим на знаменитого генерала и князя П.И. Багратиона.
Хотелось бы надеяться, что читатель с интересом воспримет мой беллетристический опус как иллюстрацию и, отчасти, дополнительную информацию к научной биографии С.Л. Перовской.
Итак: Троицкий Н.А. Цареубийца. Исторический роман.
Рукопись 1-й части: Детство.