Глава I. Псков: новоселье




Варвара Степановна Перовская давно не была так довольна жизнью, как в эти промозглые ноябрьские дни 1856 года. Муж /495/ казался ей добрее, дети — послушнее, гувернантка — симпатичнее, чем обычно. Даже лакеи, которые суетливо, но бестолково меблировали еще необжитый дом, не столько сердили барыню, сколько забавляли. Варвара Степановна бранила их вежливо, почти ласково. «Днем раньше — днем позже все сде­лают, — говорила она себе, глядя на работу дворовых. — Велика ли беда, что они не так искусны, как хочется? Грешно досадо­вать на мелочи, когда успеваешь в главном...» Варвара Степа­новна обрывала на полуслове начатый выговор дворецкому и улыбалась, теплея при мысли о том непривычно радостном, что стало главным в жизни ее семьи.

Муж Варвары Степановны младший директор 1-го отделе­ния Экспедиции государственных кредитных билетов коллежский советник Лев Николаевич Перовский счастливо продви­нулся по службе: его назначили вице-губернатором в Псков. На днях семья Перовских поселилась в красивейшем уголке Пскова. Глава семьи приступил к исполнению служебных обязанностей, а Варвара Степановна занялась благоустройством квартиры.

Дом, снятый Перовскими, — с мезонином, садом и пру­дом, — принадлежит самому богатому из местных купцов Фаддею Курбатову и считается лучшим в городе после соседнего, губернаторского дома. Все разместились в нем как нельзя удобнее. Варвара Степановна облюбовала себе комнату в мезо­нине с окнами на двор и в сад. Две комнаты на противопо­ложной стороне мезонина с окнами на улицу отведены детям: та, что побольше, — дочерям Маше и Соне с гувернанткой Анной Карловной, а другая, поменьше, — сыновьям Николаю и Василию. На левом крыле второго этажа две смежные ком­наты выделены под кабинет и библиотеку Льва Николаевича. Через коридор напротив кабинета — господская опочивальня, а напротив библиотеки — комната камердинера Льва Никола­евича, шустрого и толкового Прохора, которого барин привык всегда иметь под руками. Центральную часть этажа занимают громадная, очень светлая гостиная и вдвое меньшая, но тоже довольно просторная и еще более светлая портретная зала, где /496/ только что вывешена главная реликвия семьи — живописная родословная Перовских из 20 портретов в оригиналах и копиях с работ именитых мастеров кисти. Все правое крыло второго этаже меблируется под столовую.

Внизу две большие комнаты оставили себе владельцы дома — Фаддей Никифорович Курбатов и его жена Мавра Лукинична, которые, однако, живут в другом доме, поменьше и похуже. Комнаты хозяев разделены широким коридором. Один конец его выходит на высокое резное крыльцо, а другой упирается в две витые парадные лестницы, ведущие наверх, в гостиную. Напротив каждой из хозяйских комнат — по две маленькие комнаты для дворовой аристократии: на левом крыле, по соседству с комнатой хозяйки устроились старень­кая няня Льва Николаевича Василиса Ниловна и молоденькая горничная Варвары Степановны Лиза; на правом крыле, по соседству с комнатой хозяина — дворецкий Максим и повар Галактион. Остальная дворня (прачка, две кухарки, портной, садовник и кучер) расселена в помещениях подвального этажа. Здесь же оборудована и кухня, которая соединяется лестницей через коридор первого этажа со столовой...

Варвара Степановна вышла на крыльцо. Щурясь от колю­чего ветра, обвела взглядом двор, сад с липовой аллеей, пруд, величавый каштан над прудом. Все это по-своему красиво, но после петербургских дворцов, парков и набережных кажется деревенски убогим. Варвара Степановна вдруг почувствовала, как сердце ее на какое-то мгновенье тоскливо сжалось. Она спустилась во двор, придирчиво, со стороны присмотрелась к дому, и дом будто подмигнул ей лупоглазыми окнами: а что, мол, Варвара, видишь, какой я деревянный, а все-то вокруг — деревня деревней, только большая; небось жалеть будешь о Санкт-Петербурге золотокаменном?

— Нет! — громко сказала Варвара Степановна, виновато огляделась (не слышал ли кто?) и про себя, с лукавинкой добавила: «Не пожалею».

Да, с Петербургом Перовские расстались без сожаления. Лев Николаевич имел завидные родственные связи, но не хотел /497/ быть в тягость своим сородичам и по гордости характера делал вид, что не нуждается в чьей бы то ни было материальной помощи. Между тем, семья Перовских довольствовалась его скромным жалованьем. Выдюжить на таком жалованье в сто­лице, имея четырех малолетних детей, мудрено было и неро­довитым дворянам, которым вполне приличествует сред­ний достаток. Перовских же мучила необходимость жить не как-нибудь, а на широкую ногу и напоказ, дабы не уронить себя в глазах сановитой родни. Поэтому Лев Николаевич — корен­ной петербуржец, влюбленный в столицу, едва ли представляв­ший себе не только Перовских без Петербурга, но и Петербург без Перовских, — согласился ехать в Псков. Провинция сулила ему и высокую должность, и материальный выигрыш, и осво­бождение от печальной заботы щеголять в условиях нужды мнимым благополучием.

Больше того: могущественный дядя Льва Николаевича граф Лев Алексеевич Перовский (министр уделов и управляющий Кабинетом Его Величества) заверил племянника, что через исправное вице-губернаторство в Пскове перед ним открыт путь к губернаторству в столице. Лев Алексеевич не часто обе­щал родственникам свое покровительство, но все обещанное выполнял. Его слову можно было довериться...

Роясь в воспоминаниях, Варвара Степановна незаметно для себя пришла в сад. Тем временем у ворот послышался конский топот. Во двор въехал почтовый возок. Варвара Степановна радостно всплеснула руками и заспешила к дому. Она видела, как дворецкий Максим принял почту, унес ее в дом. Уже под­нимаясь на крыльцо, вдруг услышала резкий и хриплый зов:

— Варвара!

Варвара Степановна вздрогнула. Она вздрагивала каждый раз, когда слышала этот голос.

В доме Перовских жил серый попугай по прозвищу «Петр Иванович» (его прозвали так за то, что он, по общему мнению, не только большим крючковатым носом, но и безграничной храбростью напоминал легендарного князя Багратиона). Голос у него был скрипучий и властный, как у Льва Николаевича. /498/ Во всяком случае, имя Варвары Степановны «Петр Иванович» выговаривал совершенно так же, как и Лев Николаевич. Это конфузило и пугало Варвару Степановну. «Ну и проказник», — в который уж раз мысленно пожурила она «Петра Ивановича».

На лестнице ее встретил взволнованный Прохор.

— Барин в гостиной... Просят.

Варвара Степановна торопливо поднялась в гостиную. Лев Николаевич стоял у дверей с газетой в руках и молчал. Зато «Петр Иванович» не замедлил крикнуть из клетки голосом Льва Николаевича.

— Добр-рое утро, Варвара!

Варвара Степановна хотела поправить птицу (уж вечер, мол), но, увидев расстроенное лицо мужа, промолчала. «Боже, — подумалось ей, — неужели дурные вести?». Лев Николаевич бросил на клетку коврик и протянул жене «Санкт-Петербургские ведомости».

— Граф Лев Алексеевич преставился.

Варвара Степановна испуганно перекрестилась, дрожа­щими руками взяла газету. На четвертой странице зловеще чернело сообщение:

«В ночь на 10-е число сего ноября скончался в Санкт-Пе­тербурге генерал-адъютант, генерал от инфантерии, министр уделов и управляющий Кабинетом Его Императорского Величества граф Лев Алексеевич Перовский».

Дальше следовал длинный некролог, в котором Варвара Степановна уже не могла различить ни одного слова. Когда она подняла затуманенные глаза на мужа, тот бросил Прохору:

— Детей сюда!

Дети появились через несколько минут. Сначала гувер­нантка Анна Карловна, нанятая еще в Петербурге, — чопорная дева неопределенного возраста и любопытного происхожде­ния (от немца, воспитанного в России, и русской, воспитанной в Германии), — привела девочек: старшую (девяти лет), граци­озную и флегматичную Машу и младшую, трехлетнюю Соню — шаловливую и забавную, с большими смышлеными глаз­ками на круглом личике. Вслед за ними пришли мальчики — /499/ одиннадцатилетний Коля и семилетний Вася, непоседы и заби­яки, главные вороги попугая «Петра Ивановича». Их сопровождал учитель Васильев (словесник из местной гимназии) — длинный и тонкий, как жердь, с моложавым интеллигентным лицом, которое обидно портил горбатый нос, оседланный золотым пенсне. Васильева рекомендовал Перовскому сам губернатор как «весьма благонадежного, хотя и на удивление развитого».

Лев Николаевич ответил на приветствия детей, гувер­нантки, учителя и потом грустно сказал:

— Дети, в прошлую пятницу умер дедушка Лев Алексеевич.

Лица детей стали сосредоточенными.

— Папа, — после минутной паузы встревожено затараторил Вася, — умер дедушка, у которого серебряный наконечник вме­сто пальца?

Лев Николаевич нервно поморщился.

— Болван! Серебряный наконечник носит дед Василий Алексеевич — твой тезка.

Коля ткнул брата в бок.

— Понял?

Маленькая Соня с любопытством послушала старших и спросила:

— А сколько у нас всего дедушек?

Лев Николаевич открыл было рот, чтобы ответить малышке, но... передумал.

— Варенька, — обратился он к жене, — и вы, Анна Карловна, ведите детей в портретную. Вас, Михаил Андреевич (Васильев почтительно согнулся пополам) тоже прошу быть с нами. Я сам объясню нашу родословную...

В портретной зале дети раскрыли рты и притихли. Со всех четырех стен на них в упор смотрели грозные дяди, блиставшие золотом звезд и крестов, а на самом почетном месте из самой дорогой рамы улыбалась сказочно нарядная тетя. Пока Лев Николаевич думал, как начать рассказ, Соня храбро приблизилась к нарядной тете в дорогой раме, запрокинула головку и выпалила: /500/

— Кто?

Лев Николаевич взял ее на руки.

— Это наша всемилостивейшая императрица, Елизавета Петровна. Умница была и бесподобная красавица. Знаете ли, — повернулся Лев Николаевич к Васильеву, — ведь ни один пор­трет Елизаветы Петровны не передает ее истинной красоты — даже этот, лучший из всех, шедевр Карла Ван Лоо[1436] (у меня, разумеется, — копия)... Государыня уж изволила огорчиться по такому случаю, но преподобный Сильвестр Кулябко[1437] утешил ее тремя словами: «красота ваша неописуема».

Васильев приготовился что-то сказать, но Соня опередила его.

— Мама красивее, — проворковала она.

— О, наша мама хорошая, очень добрая, — откликнулся Лев Николаевич, — в этом больше проку, чем быть красавицей.

Соня хитро прищурилась, стараясь понять, соглашается ли с нею отец или нет.

— Красавица? Это значит какая? — спросила она.

— Ну, как бы тебе сказать... — несколько растерялся Лев Николаевич, — Такая, на которую очень приятно смотреть.

Соня кивнула головкой и подумала.

— На маму смотреть приятнее, — объявила она, потянув­шись от государыни к маме.

Лев Николаевич снисходительно окинул взглядом свою пеструю свиту. Варвара Степановна, покраснев от удоволь­ствия и смущения, ласкала глазами дочь, а гувернантка, учи­тель и дети, кто с тревогой — кто с любопытством, ждали, что скажет отец.

— Ты права, малышка, — согласился Лев Николаевич, пере­давая Соню с рук на руки Варваре Степановне, — Конечно, на маму смотреть приятнее... Но есть и другие люди, на которых /501/ тоже приятно смотреть. Вот, например, — продолжал он, обращаясь предпочтительно к Васильеву, — по правую руку Елизаветы Петровны красуется генерал-фельдмаршал граф Алексей Григорьевич Разумовский. Чем не Аполлон? А ведь прежде чем стать соправителем Российской империи, он был свинопасом

— Да, — с чувством поддакнул Васильев, — красота и воз­несла его на земной Олимп!

— Только ли красота? — возразил Лев Николаевич. — Кра­савцев, которых Елизавета Петровна за двадцать лет царствования приглашала на свое ложе, не счесть, а власть в империи все двадцать лет делил с ней один Разумовский.

— Не спорю... — Васильев низко склонил голову. — Кстати, Лев Николаевич, позвольте мне полюбопытствовать... Впро­чем, покорнейше прошу извинить меня: я не знаю, располо­жены ли вы в такой день...

— О том, что касается Перовских и Разумовских, — прервал учителя Лев Николаевич, — в такой день я расположен гово­рить больше обычного.

Васильев еще ниже наклонил голову.

— Мне захотелось спросить у вас: брак Елизаветы Петровны с Алексеем Разумовским — быль или небылица?

— Быль. При дворе ни для кого не было тайной, что Ели­завета Петровна и Алексей Григорьевич — муж и жена. Госу­дарыня публично одаривала Разумовского супружеским вни­манием: сама, к примеру, застегивала на нем шубу, когда они в мороз выходили из дворца... Историки знают и время, и место их венчания, и даже имя священника, который совершил вен­чальный обряд.

— Вот как! — удивился Васильев. — Значит, Алексей Григо­рьевич по сути дела был царь российский?

— Да, только некоронованный.

— Лев Николаевич, неужто и дети императрицы от Разумов­ского, — княжна Тараканова, например, — тоже не выдуманы?

— Едва ли. Все, что рассказывают о детях Елизаветы Петровны — это легенда, если не сплетня. Мы потолкуем на сей счет как-нибудь в досужее время. А пока не будем /502/ отвлекаться подробностями, тем паче, что некоторым молодым людям наша беседа уже наскучила.

Лев Николаевич поманил пальцем Колю, строившего гри­масы за спиной Анны Карловны, и внушительно сказал ему:

— Тебя, братец («братцами» отец называл сыновей, когда хотел выразить им свое недовольство), — тебя, братец, не в первый раз знакомят с твоими предками и однако же ты уму­дряешься путать их. Запомни: сегодня будешь отвечать мне по родословной, как батюшке по закону Божьему, и посмей только соврать хоть самую малость!

Теперь Вася ткнул «братца» в бок и шепотом передразнил его: «Понял?»

— Хорошо, папа, — Коля изобразил на лице послуша­ние. Лев Николаевич внимательно посмотрел на Васю, как бы говоря: «и ты у меня на примете», скользнул взглядом по лицу Сони, которая жадно ловила каждое слово взрослых, а потом указал на портрет курносого, лобастого, глазастого и губастого, но симпатичного вельможи.

— Вот патриарх нашего рода, мой прадед Кирилл Григорье­вич Разумовский, брат Алексея Григорьевича. Полюбуйтесь, каков букет его чинов: гетман Малороссии, генерал-фельдмар­шал, граф, камергер императорского двора, президент Акаде­мии наук.

Выждав паузу, Лев Николаевич, шагнул к следующему портрету.

— Жена Кирилла Григорьевича. Екатерина Ивановна Нарышкина, внучатая племянница государыни Елизаветы Петровны. Государыня ее и сосватала.

— Представляю, какова была свадьба! — мечтательно ска­зал Васильев.

— Чуть ли не царская, — не без гордости заметил Лев Нико­лаевич. — Сама императрица, все высшие особы двора и даже иностранные послы проводили молодых к алтарю. Семья полу­чилась на диво: Екатерина Ивановна подарила Кириллу Григо­рьевичу шесть сыновей и пять дочерей. Вот портрет их старшего сына — Алексея Кирилловича Разумовского. Это мой дед. /503/

— Низко кланяюсь памяти вашего деда, — подхватил Васи­льев. — Много ли детей имел Алексей Кириллович, я не знаю...

— Четырнадцать, — вставил Лев Николаевич.

— О боже!... Но одно его детище любо-дорого и мне, как всякому русскому: Царскосельский лицей!

Лев Николаевич был тронут.

— Понимаю вас. Ведь я учился в лицее, — сказал он и поис­кал глазами Колю. — Слышишь, братец, с каким чувством Михаил Андреевич помянул твоего прадеда? А ты знаешь ли титул и чины Алексея Кирилловича?

— Граф, действительный статский советник, сенатор, министр просвещения! — перечислил Коля так бойко, что даже чопорная Анна Карловна воскликнула:

— Ого!

Лев Николаевич, привыкший к тому, что Коля забывает титулы предков так же легко, как и запоминает, только кив­нул сыну в знак одобрения. Затем он отступил к портрету дамы с красивым, но постным лицом и некоторое время помолчал, встретив умоляющий взгляд Варвары Степановны. Всякий раз, когда ему приходилось в присутствии детей гово­рить о семье графа Алексея Кирилловича, он чувствовал на себе этот взгляд и с раздражением читал в нем одну и ту же просьбу: «Пожалуйста, без подробностей». «Ох, уж эта мне ее провинциальная щепетильность!» — подумал Лев Никола­евич, отворачиваясь от Варвары Степановны и с нарочитой небрежностью, через плечо, указывая на портрет красавицы с постным лицом.

— Первая жена Алексея Кирилловича, — сказал он, мыс­ленно похвалив себя за то, что в пику Варваре Степановне сде­лал ударение на слове «первая», — Варвара Петровна, внучка фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева, преславного сподвижника Петра Великого. Считалась самой богатой неве­стой в России. Знаете ли вы, Анна Карловна, — неожиданно обратился Лев Николаевич к гувернантке, — какое приданое получил Алексей Кириллович за Варварой Петровной? На пол­тораста тысяч рублей! /504/

— Ого! — опять сказала Анна Карловна, которая больше любила и лучше умела говорить по-немецки, но в присутствии Льва Николаевича изъяснялась на русском языке, хотя знала в нем безошибочно только числительные и междометия.

— Все сулило молодым вечный рай, — продолжал Лев Нико­лаевич. — Знатность, богатство, царская милость, манна небес­ная и та была у них в доме. Четырех детей нажили. И что же: за десять лет натешились супружеством и разошлись. Почему, вы спросите?

—Да, почему? — Васильев слегка придвинулся к Перовскому и даже снял пенсне в предвкушении возможной сенсации.

— Только потому, — охотно начал объяснять Лев Никола­евич, не глядя на Варвару Степановну, — что Алексей Кириллович заразился французским вольномыслием, сделался вольтерьянцем. Варвара Петровна как женщина, воспитанная в старых русских обычаях, царелюбивая и богомольная, стала противна ему. Он и прогнал ее.

— А-а! — протянул Васильев, вновь надевая пенсне и раз­мышляя, можно ли поверить тому, что вельможа Разумовский только из любви к вольномыслию прогнал от себя внучку «преславного сподвижника Петра Великого». Лев Николаевич между тем рассказывал:

— Вторую жену мой дед взял из простонародья без венчания и прижил с нею пять сыновей и пять дочерей: «воспитанников», как он говорил, ибо церковь не могла признать их законными. Много горя пришлось бы хлебнуть этим «воспитанникам» из-за шалостей их родителя, если бы государь Александр Благосло­венный не позволил Алексею Кирилловичу приписать их всех ко дворянству. Фамилию они получили от подмосковного имения Разумовских Перова — того самого, где некогда императрица Елизавета Петровна венчалась с Алексеем Григорьевичем Разу­мовским. Так и появились на государевой службе Перовские.

— Перовские! Перовские! — весело захлопала в ладошки Соня.

Лев Николаевич отблагодарил дочь многозначительным взглядом. /505/

— Все Перовские, — подчеркнул он, вновь и вновь обращаясь к Васильеву, — обязаны своим положением больше всего самим себе и меньше всего тому, о чем говорят наши завист­ники и недруги, то есть, якобы, отблеску славы Разумовских «Воспитанники» Алексея Кирилловича сделали карьеру талан­тами и усердием, а «воспитанницы» составили себе выгодные партии умом и красотой. Слава прадедов здесь не при чем.

«Стоило ли тогда зубрить их титулы!» — подумалось Васи­льеву, меж тем как Лев Николаевич, неожиданно помрачневший и ссутулившийся, переходил от одной стены портретной залы к другой. В новой группе портретов центральное место занимал казавшийся менее удачным, сравнительно с другими, портрет сановника в цилиндре и с тростью. Лев Николаевич подошел к этому портрету и долго, при общем молчании, смо­трел на него. Все, кроме маленькой Сони, поняли, в чем дело. В зале стало напряженно тихо, как в церкви. Наконец, когда Вася, не выдержав томительной паузы, громко шмыгнул носом, Лев Николаевич сказал, будто подумал вслух:

— Из всех Перовских лучшим был покойный граф Лев Алексеевич...

Едва Лев Николаевич выговорил слово «покойный», как Варвара Степановна, до сих пор не проронившая ни звука, всхлипнула и, стыдясь слез, прикрыла глаза платочком. Лев Николаевич недовольно замолчал, видя, что дети готовы расплакаться вслед за мамой, а гувернантка и учитель сочув­ственно переминаются с ноги на ногу. Но Варвара Степановна быстро овладела собой, улыбнулась детям и взглядом, еще не прояснившимся от слез, дала понять мужу, что готова слу­шать его.

— Заслуги Льва Алексеевича перед Россией известны каждому русскому человеку, — вновь заговорил Лев Никола­евич. — Он одинаково искусно управлял и царским двором, и министерством внутренних дел, и Академией художеств. Мне же он дорог как дядя, родной брат моего отца, а детям моим — как дед... Считай, малышка, — наклонился он к дочери, — вот первый, самый знатный твой дедушка. /506/

«Не по родству считает — по знатности», — заметил себе Васильев и, уловив печальный взгляд Варвары Степановны, стал прикидывать, как считала бы предков сентименталь­ная жена вице-губернатора, по знатности или по родству. Лев Николаевич тем временем подозвал к себе Васю. Тыча пальцем и портрет, соседний с портретом Льва Алексеевича, он говорил сыну:

— Ну-ка, братец, подумай и расскажи, кто здесь нарисо­ван... А вы, Михаил Андреевич, и вы, Анна Карловна, — Лев Николаевич жестом пригласил учителя и гувернантку поближе к себе, — взгляните. Не доводилось ли вам где-нибудь видеть такой портрет?

— Как же, как же..., — тотчас начал вспоминать Васильев, вглядываясь в портрет чернокудрого генерала с волевым лицом и молодецкими усами, портрет, сделанный, несомненно, рукой большого мастера. — Да ведь это Брюллов!

— Простите, это мой дедушка Василий Алексеевич Перов­ский, у которого серебряный наконечник вместо пальца, — вежливо, но не без злорадства поправил учителя Вася. Лев Николаевич легонько ухватил сына за ухо.

— Ты говоришь правду, Василек. Но Михаил Андреевич тоже не ошибся. Портрет графа Василия Алексеевича написал наш величайший художник Карл Брюллов. Эта работа подлин­ная, одно из повторений, которые Брюллов сделал с оригинала 1837 года. Кстати, и портрет графа Льва Алексеевича был напи­сан Брюлловым. Только мой экземпляр не настоящий. Зауряд­ная копия.

— Лев Николаевич, — нерешительно заговорил Васильев, — я слышал, что жизнь Василия Алексеевича Перовского подобает описывать в романах, так она интересна. Вот хотя бы серебря­ный наконечник, о котором говорит Вася, конечно, таит в себе что-нибудь необычайное. Могу ли я попросить вас наскоро, в двух словах, поведать нам биографию Василия Алексеевича?

— Извольте, — ответил Лев Николаевич, — Граф Василий Алексеевич, действительно, человек необыкновенный и жизнь прожил необыкновенную. В двух словах о такой жизни не /507/ поведаешь. При случае я расскажу вам подробно, как Василий Алексеевич сделал себе карьеру. Теперь же могу только пере числить самые интересные эпизоды. А впрочем,... ну-ка, Васи­лек, похвастайся перед Михаилом Андреевичем, как ты знаешь службу твоего любимого деда.

Вася сделал страдальческое лицо.

— Извини, папа, но я... Голова у меня болит.

— Бедный ты мой, — усмехнулся Лев Николаевич, — мысли очень путаются и. к тому же, еще в ушах звенит, не так ли?

— Так, папочка, — вздохнул Вася.

— Ну вот что, братец, — Лев Николаевич плохо сдерживал гнев, — придешь сегодня ко мне отвечать по родословной вме­сте со своим любезным братцем.

«Братцы» понимающе ущипнули друг друга, а Лев Никола­евич, отвернувшись от них, начал рассказывать о своем дяде.

— Серебряный наконечник граф Василий Алексеевич носит в память о Бородинской битве. Под Бородиным семнадцати лет отроду он потерял палец. Французы пальцем его не удоволь­ствовались. В Москве они взяли самого Василия Алексеевича в плен и приготовились было расстрелять его. В последний момент передумали: повели с собой во Францию. Не бросили по дороге, в Орлеан привели Василия Алексеевича. Только в 1814-м, при капитуляции Парижа, вырвался Василий Алексе­евич из плена на родину...

Лев Николаевич говорил быстро, но не забывал прове­рять, все ли слушают его. Слушали все. Соня время от вре­мени громким шепотом переспрашивала о чем-нибудь Вар­вару Степановну, а та, наклоняясь к дочери, тихо объясняла ей непонятное.

— Государственная карьера Василия Алексеевича нача­лась 17 апреля 1818 года, — продолжал Лев Николаевич. — В тот день великий князь Николай Павлович (будущий государь Николай I) поручил ему известить своего брата, императора Александра Благословенного о рождении нынешнего госу­даря Александра Николаевича. Далее с каждым годом Васи­лий Алексеевич заслуживал новые царские милости — всех не /508/ перечтешь. Он был облечен таким доверием государя Нико­лая I, что в бытность Василия Алексеевича военным губер­натором в Оренбурге государь жаловал ему чистые бланки за собственной подписью. Дядя мог писать на них любые распоряжения...

Здесь Лев Николаевич вновь сделал паузу, благодарно улыбнулся слушателям за их внимание и закончил рассказ:

— Сегодня Василий Алексеевич — член Государственного совета, член Адмиралтейств-совета, генерал-адъютант, генерал от кавалерии, кавалер всех российских орденов.

Несколько минут все молча разглядывали портрет Василия Алексеевича Перовского. Потом Васильев еще с большей поч­тительностью и большим смущением, чем прежде, вновь обра­тился к хозяину:

— Лев Николаевич, рассказывают, что Василий Алексеевич был близок с Пушкиным. Когда Пушкин приезжал в Оренбург собирать материалы о Пугачеве, он как будто жил там в доме Василия Алексеевича.

— Верно, — подтвердил Лев Николаевич. — И с Карамзиным Василий Алексеевич был в дружбе, и с Жуковским. Василий Андреевич Жуковский перед смертью последнее свое письмо, ощупью, по линейке, написал графу Василию Алексеевичу. Надеюсь, вы как литератор не посчитаете это за мелочь.

— Еще бы! Теперь мне будет вдвойне приятно ознакомиться с биографией Василия Алексеевича подробнейшим образом.

— Наш род составляют не только друзья писателей. Есть в нем и писатели. Вот перед вами портрет Алексея Алексеевича Перовского...

— Антоний Погорельский! — вырвалось у Васильева.

— Да, он сочинял под именем Погорельского. Читали его «Лафертовскую маковницу»? Сам Пушкин был от нее в восторге. А «Монастырку» тоже читали? Дивная вещь — эта «Мона­стырка». Правда, Анна Карловна?

— О да, — согласилась гувернантка.

— А «Черная курица или подземные жители»! — восклик­нул вдруг Вася. /509/

— Вот, вот! — поддержал его Лев Николаевич. — Эту сказку или, как ее называют, «волшебную повесть» Алексея Алек­сеевича не просто знают, но и любят все мои дети. И Соня ее уже понимает... Но я все-таки продолжаю. Алексей Алексеевич имел завидных друзей. Пушкин, Жуковский Кры­лов, Вяземский не чаяли в нем души. Карл Брюллов был его приятелем. Этот портрет скопирован с работы Брюллова. Оригинал сделан в начале 1836 года, когда Брюллов только что вернулся из-за границы и жил в доме Алексея Алексе­евича.

Лев Николаевич поманил к себе Соню и взял ее на руки.

— Ну, маленькая, ты считаешь своих дедушек?

Соня оглянулась на Варвару Степановну.

— Мы с мамой вместе считаем.

— А... ну-ну. Это хорошо, — похвалил Лев Николаевич, вновь осторожно передал дочь с рук на руки жене и продолжал рассказывать:

— Алексей Алексеевич рано умер, но подготовил себе достойную смену в литературе. Пройдемте на минуту сюда... Видите в углу портрет юноши в охотничьем костюме? Это любимый племянник Алексея Алексеевича, мой двоюродный брат граф Алексей Константинович Толстой.

— Колокольчики мои,

— Цветики степные? —

вопросительно продекламировал Васильев.

— Да, «Колокольчики» он сочинил. Прелестная вещица, не правда ли? А вот в майском номере «Отечественных записок» за сей год граф Толстой напечатал другой шедевр — «Средь шумного бала». Не приметили?

— Я в восторге от этого шедевра! — заверил Васильев.

— Приятно слышать, — отозвался Лев Николаевич. — Но моим детям больше всех пришлось по душе стихотворе­ние графа Толстого «Коль любить, так без рассудку»... Ну-ка, Машенька, порадуй нас... /510/

Маша не заставила себя ждать. Она изящно поклони­лась, устремила томный взгляд к портрету Алексея Толстого и с видимым удовольствием, без запинки, прочла наизусть два четверостишья:

Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж с плеча!

Коли спорить, так уж смело,

Коль стоять, так уж за дело,

Коль простить, так всей душой,

Коли пир, так пир горой!

Василий и Анна Карловна аплодировали Маше несмело, без уверенности в том, что их аплодисменты уместны. Они заме­тили, как виновато посмотрела Варвара Степановна на портрет покойного Льва Алексеевича Перовского. Но Лев Николаевич, казалось, был доволен успехом дочери.

— Теперь, Михаил Андреевич, — сказал он Васильеву, — попытаюсь вас озадачить. Как вы оцениваете сочинения Козьмы Пруткова?

Васильев, забыв о трауре дня, улыбнулся.

— С наилучшей стороны, Лев Николаевич.

— А знаете ли вы, что такое Козьма Прутков?

— Признаюсь, нельзя сказать, чтобы..., — замялся Васильев.

— Вот-вот! Козьма Прутков — это и есть граф Алексей Кон­стантинович Толстой плюс двое Жемчужниковых: Алексей Михайлович и Владимир Михайлович. Все трое — мои двою­родные братья. Сочинения Козьмы Пруткова — их коллектив­ная выдумка.

Васильев действительно был озадачен.

— Однако же… — только и сказал он, снимая пенсне.

А Лев Николаевич невозмутимо продолжал рассказывать об Алексее Толстом и его связях с Перовскими: /511/

— Все Перовские — почитатели таланта графа Толстого, но и граф Толстой — большой почитатель Перовских. Мать его — Анна Алексеевна Перовская — из нашего рода, моя тетушка. Сам он воспитывался в доме Алексея Алексеевича Перовского и унаследовал все состояние дяди. Кстати, именно для него, тогда 10-летнего, Алексей Алексеевич написал сказку «Черная курица». Тогда же заботами Перовских Толстой был представлен цесаре­вичу, нынешнему государю Александру Николаевичу (он годом моложе Толстого), и подружился с ним. Царская дружба и по сей день красит жизнь графа. Он из людей, самых близких к государю.

Лев Николаевич смахнул пылинку с портрета Алексея Тол­стого, проверил, все ли его слушают, и продолжал рассказ, обращаясь (уже привычно) к Васильеву:

— Этот портрет тоже скопирован с работы Брюллова. Графу Толстому здесь нет и девятнадцати. Сейчас ему под сорок, но он так же красив и молод духом... Теперь вернемся к той стене. Я показал вам трех братьев моего отца: Льва Алексеевича, Василия Алексеевича и Алексея Алексеевича. Вот портрет чет­вертого брата, Бориса Алексеевича. Он сейчас флигель-адъю­тант. Государь любит его. Вся царская семья к нему благоволит. Далеко пойдет Борис Алексеевич...

— Папа! — вдруг звонко воскликнула Соня. — Мы считаем только дедушек! А бабушек будем считать?

Лев Николаевич метнул строгий взгляд в сторону Вар­вары Степановны (мол, следи хорошенько за дочерью, пусть не мешает старшим), но, переглянувшись с Васильевым, сказал шутливо:

— Резонный упрек!... Бабушек тоже надо считать. Вот супруга графа Льва Алексеевича Екатерина Васильевна, урожденная Горчакова, а это — супруга Бориса Алексеевича Перовского Софья Константиновна, урожденная Булгакова... Считаешь, Сонечка? Вот тебе уже две бабушки. Алексей Алек­сеевич Перовский умер холостым. Граф Василий Алексеевич тоже холост... Пройдемте опять сюда, к этой стене. Здесь Соня будет довольна: она увидит сразу трех своих бабушек... Обратите внимание на эту миниатюру. /512/

Лев Николаевич сиял со стелы возле портрета Алексея Тол­стого и протянул Васильеву блюдце с изображением юной девы в тюрбане. Васильев нашел, что дева очаровательна: нежный овал лица с задорными глазами, мило вздернутым носиком и едва уловимой кокетливой улыбкой мог прельстить самого строгого ценителя женской красоты.

— Анна Алексеевна Перовская, — объяснил Лев Николае­вич. — Родная сестра моего отца. Первая красавица в нашем роду. Мать графа Алексея Константиновича Толстого.

Васильев хотел было передать миниатюру жене вице-гу­бернатора, но Варвара Степановна предупредительно сказала ему:

— Не беспокойтесь... Мы все привыкли к этим портретам. Вы один видите их впервые. Пожалуйста, любопытствуйте, не стесняйтесь.

Лев Николаевич, не без боязни следивший за тем, как Васи­льев неловко вертит в руках дорогую миниатюру, стал расска­зывать о других портретах-блюдцах, не снимая их со стены.

— Здесь перед вами Екатерина Алексеевна Перовская — супруга министра просвещения и президента Академии наук графа Сергея Семеновича Уварова. Рядом — портрет Елиза­веты Алексеевны Перовской. Она замужем за тайным советни­ком и сенатором Михаилом Николаевичем Жемчужниковым... Дети, вы меня слушаете? Анна Алексеевна, Екатерина Алексе­евна и Елизавета Алексеевна — ваши бабушки.

Дети закивали головами (слушаем, слушаем...), а Соня под­няла ладошку, растопырив на ней все пять пальцев (сосчитала: пять бабушек!). Тогда Лев Николаевич подошел к четвертой стене залы и перед портретом, который занимал центральное место на этой стене, объявил:

— Вот, наконец, и мой родитель, Николай Иванович Перовский.

— Иванович? — переспросил Васильев.

— Да, представьте себе: Иванович! — Лев Николаевич пожал плечами. — А почему сын Алексея Кирилловича Разумовского вздумал называть себя «Ивановичем», он не пожелал /513/ объяснить даже собственным детям. Должно быть, из ложной скромности: чтобы не бросалось в глаза его происхождение вровень с другими Перовскими.

— Ваш батюшка жив-здоров? — вкрадчиво осведомился Васильев.

— Жив только милостью божьей. Здоровья нет. Батюшке сейчас за семьдесят. Службу он оставил при Александре Благословенном в должности Таврического губернатора и с тех пор, вот уже больше тридцати лет, только и делает, что борется с болезнями... Портрет, как видите, писан давно: батюшке не было и сорока. Рисовал его Орест Кипренский. К сожалению, я смог заполучить только копию. Подлинник батюшка хранит у себя.

Лев Николаевич повернулся было к следующему портрету, но после минутного колебания вновь заговорил об отце:

— Родитель мой всегда был прямодушен и потому нажил себе много врагов. Один из них — Филипп Вигель, известный в России сплетник, — недавно умер, но, боюсь, будет пакостить батюшке и после смерти. Кажется, в Петербурге собираются печатать его мемуары. Вигель лет пятнадцать читал их всем, кто только терпел его слушать, и мне рассказывали, что отца моего он в этих мемуарах облаял по-собачьи. Примите это к сведению, Михаил Андреевич, если вам доведется когда-ни­будь читать Вигеля.

— Непременно, Лев Николаевич!

— Ну, и слава богу... Оставим на этом в покое моего батюшку. Рядом с его портретом, как вы догадываетесь, пор­трет моей матушки Шарлоты Петровны, урожденной Волод­кевич. Вы, Михаил Андреевич, верно, знаете историю Марьи Антоновны Нарышкиной — подруги императора Александра Благословенного.

— Немного. Без подробностей...

— Подробности знать и не следует, — нахмурился Лев Нико­лаевич. — Но если я скажу, что моя родительница до замуже­ства была компаньонкой и наперсницей Марьи Антоновны, вы поймете, как дорого ценилась ее рука (Васильев утвердительно /514/ наклонил голову)... Батюшка завоевал ее в буквальном смысле слова проездом. В 1811 г. Марья Антоновна путешествовала из Петербурга в Одессу. Матушка сопровождала ее по обыкнове­нию, а батюшка оказался в свите Марьи Антоновны по делу. Перед тем как путешествие началось, батюшка познакомился с матушкой, а после того как оно закончилось, женился на ней.

— О, это по-немецки! — воскликнула Анна Карловна с такой экспрессией, что даже Варвара Степановна, которая с той минуты, как она прочла известие о смерти Льва Алексее­вича, чувствовала себя больной, слабо улыбнулась. А Лев Нико­лаевич, только теперь заметивший, что жена его бледна, как полотно, взглянул на часы и скороговоркой дал пояснения по последним трем портретам.

— Этот юноша не кто иной как ваш покорный слуга в воз­расте сорока лет, рядом — портреты моих братьев. Покойный Алексей Николаевич... Счастливо здравствующий Петр Нико­лаевич (он служит сейчас в Министерстве иностранных дел начальником 1-го отделения Азиатск<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: