А. А. Сычев, Е. А. Коваль, А. Ю. Гусева 12 глава





 


ваем возможности достижения международного консенсуса по поводу идей и предложений, возникших на первых двух ступенях»145.

«Консенсус» — ключевое понятие для экологической этики на междуна- родном уровне ее реализации. К настоящему моменту согласие специалистов достигнуто по поводу целого ряда этико-экологических идей. К ним можно отнести ценность биоразнообразия, энвайронментальную справедливость, необходимость учета прав будущих поколений, уважение к природе, прин- цип предосторожности, а также «рамочную» идею устойчивого развития, объединяющую целый ряд ценностей и доктрин. Особенность всех этих эти- ко-экологических принципов и идей состоит в том, что консенсус достига- ется на политическом, а не философском уровне, следовательно, к согласию можно прийти, основываясь на любых, даже несовместимых теоретических доктринах. так, антропоцентристы не согласятся с положением о правах при- роды, но принцип уважения к природе может в равной мере поддерживаться как биоцентристами и экоцентристами, так и антропоцентристами. Концеп- ция устойчивого развития вообще представляет собой такое сочетание идей, которое может быть поддержано любыми доктринами от техноцентризма до экофеминизма.

Принципы, по поводу которых достигнуто международное согласие, ко-

дифицируются в виде международных хартий, деклараций, соглашений и прочих нормативных документов. такие документы — итог коллективной деятельности огромного количества людей, озабоченных будущим планеты. Прежде чем превратиться в общезначимые принципы, опыт реальной этико- экологической деятельности концептуализируется в дискуссиях философов, экологов и политиков. на этом пути экологическая этика движется от еди- ничного к всеобщему: от отдельного индивида к международному сообществу и от «малых дел» к глобальным декларациям. Этот процесс можно назвать ге- нерализацией экологической морали.

Дальнейший ход реализации идей экологической этики подразумевает последовательную конкретизацию общезначимых принципов. Сначала свою политику в соответствии с нормативными международными документами и под контролем международной общественности корректируют государства. В дальнейшем, уже в соответствии с государственной политикой, трансфор- мируется деятельность организаций и групп, корректируются их уставы и моральные кодексы. наконец, утвердившись на организационном уровне, новые идеи начинают оказывать влияние на убеждения и поступки конкрет- ного человека. таким образом, экологическая этика проходит обратный путь от всеобщего к единичному, возвращаясь к началу своего пути. При этом в процессе последовательной конкретизации нормы не просто уточняются, но трансформируются и развиваются.


В «Хартии Земли» (2000) сказано: «Мы являемся одновременно гражда- нами различных наций и единого мира, в котором локальное и глобальное взаимосвязаны». Эта связь глобального и локального, краткосрочного и дол- говременного меняет и модели принятия моральных решений. Последствия индивидуальных действий приобретают глобальный масштаб, а при реализа- ции глобальных проектов все чаще учитывается локальные контексты.

 

Вопросы и задания

1. Проанализируйте любой из проектов Гринпис россии (https://www. greenpeace. org), определите, какие принципы экологической этики лежат в основе выбранного проекта. Какие международные природоохранные меха- низмы, на ваш взгляд, необходимо использовать для реализации проекта?

2. напишите эссе, посвященную роли Чернобыльской катастрофы в развитии международной природоохранной деятельности.

3. Используя дополнительную литературу, изучите содержание феномена глока- лизации. Каким образом ценностно-нормативные основания экологической этики влияют на процесс глокализации? Какое место в этом процессе, на ваш взгляд, занимает россия?

4. Согласно ряду исследователей, наилучшим образом с глобальным экологи- ческим кризисом могло бы справиться глобальное правительство. Выделите сильные и слабые стороны этой позиции. Какие эффективные альтернативы глобальному правительству существуют на данный момент?

5. Одним из лозунгов современного международного экологического движения является принцип «Мыслить глобально, действовать локально». Каким обра- зом этот лозунг реализуется в международной природоохранной деятельно- сти? Приведите примеры.


 

145 См.: Ten Have H. Environment, Ethics and Policy // Environmental Ethics and International Policy. Paris, 2006. P. 14.


 

 


 

 

МОДУль 8.

ЭтИКО-ЭКОлОГИЧЕСКАя ПрОБлЕМАтИКА

В МЕжДУнАрОДныХ И ОтЕЧЕСтВЕнныХ нОрМАтИВныХ ДОКУМЕнтАХ

 

 

8.1. МЕжДУнАрОДныЕ КОнВЕнЦИИ И ДЕКлАрАЦИИ

наиболее значимые нормативные документы ООн, посвященные отно- шениям человека и окружающей среды, принимались в среднем раз в деся- тилетие с начала 1960-х гг. В резолюции «Экономическое развитие и охра- на природы» 1962 г., подчеркивалось, что программы развития экономики должны дополняться планами сопутствующих природоохранных мероприя- тий. Значение этой резолюции состоит не столько в ее содержании, сколько в том, что она стала первым документом ООн, посвященным охране природы. Через десять лет в Стокгольме прошла конференция ООн по окружаю- щей среде, в которой впервые были предложены принципы международно- го сотрудничества в сфере экологической политики. По итогам конферен- ции была принята Декларация по проблемам окружающей человека среды (Стокгольмская декларация), включающая в себя 26 принципов. Прежде всего, она признала право человека на благоприятную окружающую среду, дополненное ответственностью за ее сохранение: «Человек имеет основное право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, и несет главную ответственность за охрану и улучшение окружающей сре- ды на благо нынешнего и будущих поколений»146. Декларация дополнялась планом, в котором описывались мероприятия, конкретизировавшие прин- ципы. Дата начала конференции — 5 июня — была объявлена Всемирным днем окружающей среды. на конференции также было создано особое под- разделение ООн — Программа по окружающей среде (ЮнЕП), а также Фонд окружающей среды. Через год после конференции было также организовано Бюро ООн по вопросам Судано-сахельского района (ныне Бюро по борьбе с

опустыниванием).

 
 

146 См: Декларация по проблемам окружающей человека среды // Действующее международное право. В 3 т.. т. 3. М., 1997. С. 682.


В 1982 г. Генеральной Ассамблеей ООн была принята Всемирная хартия природы, которая подтвердила и продолжила идеи Стокгольмской деклара- ции, однако продвинулась гораздо дальше, не просто утверждая права чело- века на благоприятную окружающую среду, но и требуя уважения к другим проявлениям жизни: «любая форма жизни является уникальной и заслужи- вает уважения, какой бы ни была ее полезность для человека и для призна- ния этой неотъемлемой ценности других живых существ человек должен ру- ководствоваться моральным кодексом поведения»147. В хартии утверждается необходимость невмешательства в основные природные процессы; сохране- ния генетической основы жизни; оказания особого внимания редким и ис- чезающим видам; защиты природы от разграбления и т. д.

В 1992 г. на очередной конференции ООн была принята рио-де- жанейрская декларация по окружающей среде и развитию (Декларация Рио), где провозглашалась необходимость перехода к устойчивому развитию. В декларации отмечается, что право человека на развитие должно быть ре- ализовано таким образом, чтобы обеспечить справедливое удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений в областях качества жизни и окружающей среды. За предоставление этого права государства несут об- щую, но дифференцированную ответственность: ее основной груз падает на развитые государства, ставшие основными виновниками ухудшения со- стояния окружающей среды. Экологические вопросы предлагается решать при участии всех заинтересованных сторон, при этом любой человек должен иметь полный доступ к информации экологического характера. Важная роль в природопользовании признается за коренным населением и местными об- щинами. Кроме того, в декларации артикулируется принцип компенсации экологического ущерба и дается одна из формулировок принципа предосто- рожности148.

на основе идей декларации была выработана Повестка дня на XXI век —

программный план действий для достижения устойчивого развития. Целя- ми этого документа является достижение здоровой экономики и высокого качества окружающей среды. Первый раздел повестки касается социальных и экономических аспектов достижения этой цели и концентрируется на во- просах борьбы с бедностью, изменении структуры потребления, достижения устойчивого населения. Второй раздел посвящен рациональному использо- ванию и сохранению природных ресурсов и содержит перечисление меро- приятий по охране атмосферы, лесов, биоразнообразия и контролю над био- технологиями и радиоактивными отходами. третий раздел посвящен роли разных групп населения в решении вопросов устойчивого развития, а четвер-

 

147 См.: Всемирная хартия природы [Электронный ресурс]. URL: https://www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/charter_for_nature.shtml (дата обращения 01.10.2014).

148 См.: рио-де-жанейрская декларация по окружающей среде и развитию //

Действующее международное право. В 3 т.. т. 3. М., 1997. С. 687–692.


 


тый — науке, образованию и другим средствам осуществления заявленных в Декларации рио целей149. В повестке предполагается, что изменения должны осуществляться не только «сверху», но и «снизу», т. е. исходить из инициатив локальных групп, коренных народов, ассоциаций гражданского общества.

В 2002 г. в ЮАр прошла очередная конференция по устойчивому разви- тию, на которой были подведены промежуточные итоги движения государств к устойчивости, выявлены основные проблемы этого процесса и разработаны рекомендации по их преодолению. В Йоханнесбургской декларации по устой- чивому развитию было сделано заявление о приверженности участников конференции «строительству гуманного, справедливого и заботливого обще- ства, сознающего, что все нуждаются в человеческом достоинстве»150. Было отмечено, что блага и издержки глобализации распределяются неравномер- но, поэтому в числе первоочередных задач, стоящих перед мировым сообще- ством, были названы преодоление разрыва между богатыми и бедными стра- нами и защита наиболее уязвимых групп населения от бедствий, связанных с потерей биоразнообразия и климатическими изменениями.

В 2012 г. на очередной конференции ООн в Бразилии страны-участники подтвердили свое намерение следовать принципам устойчивого развития. тем не менее, в ряде вопросов проявились серьезные разногласия между раз- витыми и развивающимися странами, а также между правительствами и гражданским обществом, что не давало возможностей достичь компромисс- ных решений. Итоговая резолюция конференции «Будущее, которого мы хотим»151 не оправдала ожиданий многих общественных организаций: по их мнению, прогресс в природоохранной деятельности по сравнению с Йохан- несбургом был незначителен.

Стокгольмская декларация, Всемирная хартия природы, Декларация рио и Йоханнесбургская декларация являются официальными документами ООн, определяющими основные ориентиры для решения вопросов правово- го характера и ряда моральных дилемм современности. немаловажным ис- точником их нормативной силы является международный авторитет ООн.

Кроме деклараций определенное значение для выстраивания норматив- ного фундамента экологической этики имеют некоторые конвенции, пред- ставляющие собой юридически обязывающие соглашения государств. так, Базельская конвенция 1989 г. нацелена на реализацию права людей на безо- пасную окружающую среду посредством ограничения и регулирования пере- возки токсичных отходов. рамочная конвенция по изменению климата 1992 г. и Киотский протокол к ней 1998 г. возлагают ответственность за измене-

 

149 См.: Повестка дня на 21-й век. М., 1999.

150 См.: Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/decl_ wssd.shtml (дата обращения 10.06.2014).

151 См.: Будущее, которого мы хотим [Электронный ресурс] URL: https://www. un.org/ru/sustainablefuture/ (дата обращения 10.06.2014).


ние климата на развитые страны и предлагают механизмы сокращения вы- бросов в атмосферу. Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г. про- возглашает «непреходящую ценность» биоразнообразия и ответственность государств за его сохранение. Орхусская конвенция 1998 г. утверждает право общественности на доступ к информации, участию в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды и т. д.

некоторые нормативные документы, не относящиеся к разряду офици- альных, также часто используются в ходе обсуждения моральных вопросов, связанных с охраной окружающей среды. наиболее известный пример по- добного документа — Хартия Земли 2000 г., подготовленная общественны- ми организациями в процессе широкого международного обсуждения. Хар- тия одобрена Организацией Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮнЕСКО) признавшей ее «в качестве важного этического рамочного документа по вопросам устойчивого развития». В этом документе провозглашается всеобщая взаимозависимость глобальная ответственность всех людей Земли друг за друга, за все сообщество живого и за будущие поко- ления: «Мы должны принять решение жить с чувством всеобщей ответствен- ности, отождествляя себя как со всем мировым сообществом, так и со своими местными общинами. Мы являемся одновременно гражданами различных наций и единого мира, в котором локальное и глобальное взаимосвязаны. Каждый разделяет ответственность за нынешнее и будущее благополучие человеческого рода и более обширного мира живого»152. Эта ответственность отображается в четырех основных принципах: уважения к Земле и жизни во всем ее многообразии; заботы о сообществе живого; социальной справедли- вости; устойчивости. Для реализации этих обязательств предлагается ориен- тироваться на экологическую целостность, признавать права всех людей на благоприятную окружающую среду, продвигать идеи демократии и мира. В целом, Хартию земли отличает последовательно холистический подход, от- дающий приоритет поддержанию стабильности и целостности социоприрод- ной системы, а не частным интересам отдельных групп людей.

немаловажное значение при решении моральных дилемм имеют и неко- торые рабочие документы ЮнЕСКО, которые не обладают статусом офици- альных или обязывающих, но отображают результаты длительных дискуссий ученых этиков, экологов и общественных деятелей.

наиболее известным результатом работы ЮнЕСКО по систематизации принципов прикладной этики является Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека. Применительно к экологической этике работа по подго- товке итоговой декларации серьезно осложнена противоречивостью теоре- тических концепций и несогласованностью политических интересов. Поли- тический документ ЮнЕСКО «Экологическая этика» пока существует в виде

 
 

152 См.: Хартия Земли [Электронный ресурс] URL: https://www.earthcharter.ru/ index.php?cnt=5 (дата обращения 10.06.2014).


 


проекта. Хотя он не одобрен официально, он все же представляет мнения ряда специалистов, которые заслуживают самого пристального внимания. В проекте перечисляются общие принципы экологической этики — уважение ко всем формам жизни, биоразнообразие, устойчивость, экологическая спра- ведливость, предосторожность, признание природных ресурсов общим до- стоянием. К практическим принципам авторы относят права будущих поко- лений, разделенную ответственность, презумпцию опасности, «сокращение и конвергенцию»153.

Другой проект ЮнЕСКО касается этических принципов, которые долж- ны регулировать проблему изменения климата. Комиссия по этике науки и технологий в 2011 г. разработали рамочный документ принципов и обяза- тельств в области изменения климата. Здесь предлагается четыре принципа: воздержание от причинения вреда людям и окружающей среде, честность в распределении издержек и выгод климатических изменений, справедливый доступ к жизненно важным ресурсам; интеллектуальна и моральная соли- дарность человечества перед лицом экологических вызовов. С этими прин- ципами связана ответственность за адекватное научное, информационное, образовательное обеспечение процесса адаптации к изменению климата, за развитие возможностей для этической рефлексии по поводу экологии, за учет интересов уязвимых групп населения и всех форм жизни154.

таким образом, на сегодняшний день спектр международных докумен- тов, содержащих ценностно-нормативные положения экологической этики, довольно широк. Помимо официальных документов имеются документы, принятые заинтересованным международным сообществом. Задача отдель- ных государств — реализовать положения, закрепленные в этих документах в национальном законодательстве, информировать население о содержании документов посредством создания условий для экологического образования и воспитания, а также осуществлять экологическую политику на основании норм и принципов, утвержденных на международном уровне.

 

Вопросы и задания

1. Принцип 1 из Стокгольмской декларации 1972 г. звучит следующим обра- зом: «Человек имеет основное право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести до- стойную и процветающую жизнь, и несет главную ответственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений.

 

153 Environmental Ethics Policy Document Draft, December 2004 [Электронный ре- сурс] URL: https://portal.unesco.org/shs/es/files/7561/11133014821PolicyDocu mentEE_1.pdf/PolicyDocumentEE_1.pdf (дата обращения 10.06.2014).

154 См.: A Framework of Ethical Principles and Responsibilities for Climate Change

Adaptation // https://www.unesco.org/new/fileadmin/MULTIMEDIA/HQ/SHS/ pdf/Summary-Report-on-Decisions_COMEST_2011.pdf#page=9.


В связи с этим политика поощрения или увековечения апартеида, расовой сегрегации, дискриминации, колониального и других форм угнетения и ино- странного господства осуждается и должна быть прекращена». В остальных 25 принципах упоминается ответственность государств, обществ, предприятий и учреждений в сфере сохранения окружающей среды. Изучите полный текст декларации и попытайтесь представить иерархию субъектов экологической ответственности. Отличается ли эта схема субъектов ответственности от со- временных эколого-этических представлениях об ответственности?

2. В Йоханнесбургской декларации155 указывается на то, что был достигнут зна- чительный прогресс в деле достижения глобального консенсуса и партнерства между всеми народами на планете за последние 30 лет (см. пп. 8–10 деклара- ции). В чем конкретно выражается этот прогресс? Чем принципиально поло- жения Йоханнесбургской декларации 2002 г. отличаются от положений Сток- гольмской декларации 1972 г.?

 

 

8.2. рОССИЙСКИЕ ДЕКлАрАЦИИ

результаты международных договоренностей, достигнутых на конферен- циях в Стокгольме, рио-де-жанейро и др., обусловили необходимость из- менения не только в национальных законодательствах, но и в деятельности институтов гражданского общества. При этом следует отметить, что данная деятельность характеризуется региональной спецификой.

Идеи устойчивого развития, прав будущих поколений, сохранения био- разнообразия в российском обществе в последнее десятилетие XX века были de facto восприняты довольно скептически. недостаточное внимание, уделяе- мое государством и обществом проблемам охраны окружающей среды, было последствием череды масштабных социально-экономических преобразова- ний в стране. Законодательство периода перестройки было, скорее, антиэко- логическим, противоречащим ключевым этико-экологическим принципам, принятым на тот момент международным сообществом.

Однако россия, пусть и в долгосрочной перспективе, планировала реали- зацию на национальном уровне положений основных международных кон- венций и деклараций, касающихся регламентации взаимоотношений чело- века с окружающей средой в новых, изменяющихся условиях. После решения ключевых социальных проблем, формирования основных отраслей россий- ского законодательства, внимание государства и гражданского общества, которое также находилось в стадии становления, обратилось на состояние природоохранной деятельности. С начала 2000-х в россии было принято не-

 
 

155 См.: Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/decl_ wssd.shtml (дата обращения 10.06.2014).


 


сколько общероссийских и межрегиональных деклараций, отражающих не- которые идеи экологической этики.

так, 12 декабря 2005 г. в Архангельске на совещании неправительствен- ных природоохранных организаций была принята «Декларация о природ- ной ценности малонарушенных лесных территорий Европейского Севера россии»156.

Данная декларация посвящена проблеме сохранения участков дикой лесной природы, главным образом, от хозяйственной деятельности и хозяй- ственной инфраструктуры. По мнению участников архангельского совеща- ния, сохранить эталонную природу возможно посредством следующих меро- приятий:

– создание особо охраняемых природных территорий;

– добровольный отказ хозяйствующих субъектов от ведения хозяйственной деятельности на эталонных участках природы;

– применение на неэталонных, но малонарушенных участках, таких техно- логий хозяйствования, которые наилучшим образом отвечают принципу сохранения биоразнообразия.

Следует отметить, что декларация, подписанная представителями круп- ных неправительственных природоохранных организаций (Гринпис россии, WWF россии, Центр охраны дикой природы, Международный социально- экологический союз и др.), адресована, главным образом, государству как собственнику леса, а также хозяйствующим субъектам, в том числе, аренда- торам лесных массивов. Предполагается, что меры, предлагаемые авторами документа, будут применяться добровольно. Однако эффективность данной декларации и иных декларативных документов подобного рода может быть достаточно высокой только при условии социально ответственного бизнеса и наличия экологических приоритетов во внутренней политике государства. Однако по ситуации на 2005 г., к сожалению, данные необходимые и доста- точные условия в полной мере не соблюдались.

Помимо неправительственных организаций, в разработке и подписании природоохранных деклараций участвуют и государственные служащие. так, 3 июня 2013 г. в Ульяновске представителями девяти российских регионов была подписана Декларация о Волге157. Проект документа обсуждался более года, и на начальном этапе вызвал скепсис в экспертном сообществе. Экспер- тов не устроила, главным образом, декларативность положений документа, отсутствия четких механизмов решения проблем загрязнения бассейна реки Волги. Однако в 2013 г. декларация была подписана.

 

156 См.: Декларация о природной ценности малонарушенных лесных террито- рий Европейского Севера россии [Электронный ресурс] URL: www.fsc.ru/ doc/dekl.doc (дата обращения 10.10.2014).

157 См.: Чернышова В. В. В Ульяновске подписали Декларацию о Волге // россий-

ская газета [Электронный ресурс] URL: https://www.rg.ru/2013/06/04/reg- pfo/volga.html.


река Волга — одна из крупнейших в мире. Она протекает по территории

15 субъектов российской Федерации. Хозяйственная нагрузка на речную систему бассейна реки Волги огромна, индустриально-техногенное исполь- зование речных ресурсов осуществляется с нарушением норм законодатель- ства, государственный контроль и надзор за исполнением которого должным образом не осуществляется. В результате образуется катастрофическая ситу- ация.

Целью Декларации о Волге является «сохранение реки Волга для нынеш- него и будущих поколений»158. таким образом, уже на уровне постановки це- лей авторы декларации вышли за пределы жесткого антропоцентризма, включая в круг субъектов будущие поколения. Данная тенденция сохраня- ется и в формулировках ключевых принципов Декларации: принцип целост- ности и неделимости окружающей среды, единство интересов всех жителей Волжского бассейна в сохранении реки Волга и в её устойчивом развитии, от- ветственность граждан за обеспечение благоприятных условий для прожива- ния и благополучия граждан; особое значение роли общественного сознания в решении экологических проблем и др.).

В то же время, документ насыщен нормами, ориентированными на под- держание в нормальном состоянии хозяйственной деятельности: равный доступ использования водного ресурса для удовлетворения потребностей от- раслей народного хозяйства, регулирование конфликта интересов отраслей народного хозяйства в предпаводковый, паводковый и меженный периоды при использовании водного ресурса водохранилищ Верхней, Средней и ниж- ней Волги и др.

таким образом, в данном документе осуществляется попытка синтеза ан- тропоцентрических и некоторых биоцентрических принципов. В Декларации отсутствуют упоминания о внутренней ценности Волги, но, в то же время, фигурируют иные ценностно-нормативные положения экологической этики. В этой связи скепсис экспертов представляется недостаточно обоснованным, поскольку изменение отношения к объекту является первым шагом на пути формирования сотрудничества государственных и муниципальных органов, неправительственных некоммерческих организаций, бизнеса, населения, направленного на реализацию принципов устойчивого развития бассейна реки Волга. разрозненные конкретные механизмы, несмотря на свою «кон- кретность», не всегда могут быть достаточно эффективны, в то время как осмысление проблемы как целого способствует выходу за рамки в процессе принятия ключевых решений компетентными органами, организациями, гражданами.

В российской Федерации есть прецеденты принятия деклараций приро- доохранного содержания с участием как государства, так и институтов граж- данского общества. И именно данные документы представляются наиболее

 
 

158 См.: там же.


 


удачными. 2–4 декабря 2013 г. в Москве состоялся IV Всероссийский съезд по охране окружающей среды. Съезд утвердил текст резолюции159 и Декларацию о внедрении принципов «зеленой» экономики в российской Федерации.

В резолюции уделяется внимание проблемам усовершенствования экологической политики рФ и нормативно-правового обеспечения охра- ны окружающей среды, необходимость которого обусловлена вхождени- ем россии в ВтО и принятия на себя ряда международных обязательств. Отдельные блоки выводов и рекомендаций посвящены вопросам измене- ния климата, разработки эффективных экорейтингов и иных показателей устойчивого развития. Один из наиболее информативных и конкретных блоков посвящен проблеме сохранения биологического и ландшафтного разнообразия. Помимо предложений о внесении изменений в действую- щее природоохранное и природопользовательское законодательство здесь же присутствует и четкие рекомендации правоприменительного характера, например, требование принять неотложные меры по спасению и восста- новлению популяции сайгака160.

В блоке, посвященном вопросам экологического образования и просве- щения, уделяется внимание вопросам повышения уровня экологической культуры населения, а также правовой культуры в природоохранной и приро- допользовательской сферах. также сюда включены механизмы просветитель- ского (проведение экологической акций, размещение экологической рекла- мы) и научного характера (рекомендация о введении предмета «Экология» в качестве базового компонента высшего образования и др.).

Еще один вид документов декларативного характера, связанных с эти- ко-экологической проблематикой, представляют собой нормативные акты, принятые на официальном уровне. так, Указ Президента рФ от 01.04.1996

№ 440 «О Концепции перехода российской Федерации к устойчивому развитию»161 посвящен обоснованию необходимости перехода к устойчи- вому развитию, ценностного переосмысления экономики, хозяйства, по- вседневной жизни граждан, отказа от стереотипов восприятия природы как



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: