А. А. Сычев, Е. А. Коваль, А. Ю. Гусева 14 глава




УрБАнИЗАЦИя — повышение роли городов в развитии общества; про- цесс переселения населения из сельской в городскую местность. Антоним — рурализация.


УСтОЙЧИВОЕ рАЗВИтИЕ — развитие общества, при котором нагрузки на биосферу не превышают запаса ее прочности, и природная среда, необходи- мая для качественной жизни человека, не разрушается.

УтИлИтАрИЗМ — этическая теория, согласно которой правильным явля- ется действие, приносящее пользу для наибольшего количества людей.

ФИлАнтрОПИя — человеколюбие, благотворительность, помощь нужда- ющимся.

ХОЗяЙСтВО — процесс взаимоотношения между обществом и природой, целью которого является обеспечение человека средствами существования и развития.

ЦЕннОСть — термин, указывающий на социальное и культурное значе- ние объектов и явлений действительности.

ЦЕннОСть ИнСтрУМЕнтАльнАя — ценность, которая используется как средство для достижения какой-либо цели.

ЦЕннОСть ВнУтрЕнняя — ценность, которая не может быть использо- вана как средство для достижения какой-либо цели; ценность сама по себе. нечто имеет внутреннюю ценность, если оно есть цель и не зависимо от пользы для других.

ЭГАлИтАрИЗМ — принцип, требующий равенства в распределении благ. ЭГОИЗМ — позиция, при которой благом считается удовлетворение лич-

ного интереса.

ЭКОлОГИЧЕСКАя КАтАСтрОФА — природная аномалия или техническая авария, ведущая к угрозе жизни и здоровью человека и других биологиче- ских видов. В отличие от экологического кризиса как обратимого явления экокатастрофа труднообратима.

ЭКОлОГИЧЕСКАя КУльтУрА — аспект культуры, характеризующий сво- еобразие взаимодействия личности и общества с природой; включает эколо- гическое сознание, экологическое отношение и экологическую деятельность. ЭКОлОГИЧЕСКОЕ ЗАКОнОДАтЕльСтВО — комплексная отрасль законо- дательства, совокупность правовых актов, направленных на урегулирование

взаимоотношений общества и природы.

ЭКОлОГИЧЕСКОЕ ОБрАЗОВАнИЕ — процесс воспитания и обучения, на- целенный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний, необходимых для выполнения гражданином обязан- ностей в сфере охраны окружающей среды, реализации экологически ори- ентированного поведения; результат такого образования подтверждается документами о достижении гражданином установленных государством об- разовательных уровней.

ЭКОлОГИЧЕСКИЙ ИМПЕрАтИВ — основное нравственное положение, ценностно-нормативный фундамент экологической этики, сформулирован- ный по аналогии с категорическим императивом И. Канта.

ЭКОлОГИЧЕСКИЙ СлЕД — понятие, отражающее меру воздействия чело- века на природную среду, уровень потребления человечеством ресурсов био-


сферы; определяется по площади биологически продуктивной территории и акватории, необходимой для производства используемых субъектом ресур- сов и поглощения и переработки отходов.

ЭКОлОГИя — наука, изучающая различные аспекты отношений среды и живых организмов.

ЭКОСИСтЕМА — динамичный комплекс сообществ растений, животных и микроорганизмов, а также неживой окружающей среды, взаимодействую- щих как единое функциональное целое.

ЭКОФЕМИнИЗМ — направление американского феминизма, рассматри- вающее подавление природы в связи с дискриминацией женщины.

ЭКОЦЕнтрИЗМ — признание внутренней ценности экосистем. ЭКОЦИД — преднамеренное разрушение целых экосистем.

ЭнВАЙрОнМЕнтАлИЗМ — направление в экологии и философии, иссле- дующее систему отношений человека и окружающей среды.

ЭнВАЙрОнМЕнтАльнАя ЭтИКА — см. экологическая этика. ЭнВАЙрОнМЕнтАльнОЕ ВОСПИтАнИЕ — см. этико-экологическое вос-

питание.

ЭтИКА — философская наука о морали (нравственности).

ЭтИКА ЗЕМлИ — направление экоцентризма, рассматривающее челове- ка как члена устойчивого сообщества, включающего также почву, воду, рас- тения и животных (основатель — Олдо леопольд).

ЭтИКА ЭКОлОГИЧЕСКАя — раздел этики, рассматривающий нравствен- ные аспекты отношения человека к природе и обосновывающий принципы и нормы регулирования этих отношений.

ЭтИКО-ЭКОлОГИЧЕСКОЕ ВОСПИтАнИЕ — процесс целенаправленного формирования экологической культуры и экологического сознания личности и общества; аспект воспитания, акцентирующий его этико-экологическое со- держание.

ЭтОС — совокупность норм и ценностей определенной общественной группы, ее стиль жизни.

ЮМА ПрИнЦИП — невозможность логически перейти от сферы сущего к сфере должного, от фактов к ценностям.


 

А. А. Сычев, Е. А. Коваль, А. Ю. Гусева



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: