А. А. Сычев, Е. А. Коваль, А. Ю. Гусева 13 глава




«кладовой ресурсов». «Формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспита- ния и обучения»162 является одним из приоритетных направлений перехода россии к устойчивому развитию, что свидетельствует о понимании необхо- димости изменения экологического сознания населения, повышения эколо- гической культуры.

 

159 См.: резолюция IV Всероссийского съезда по охране окружающей сре- ды [Электронный ресурс] URL: https://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail. php?ID=131936 (дата обращения 10.10.2014).

160 См.: там же.

161 См.: Справочно-правовая система «Гарант» [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/1548498/ (дата обращения 01.10.2014).

162 См.: там же.


небезынтересным является проект документа «Основы экологической концепции русской Православной Церкви»163. Поскольку ряд исследователей (л. Уайт, А. тойнби и др.) указывает на христианское миропонимание как ис- точник или причину современного экологического кризиса, этот документ является своеобразной апологией христианского отношения к природе. Он посвящен, главным образом, раскрытию богословского осмысления вопро- сов экологии, проблемам экологического воспитания и определению роли церкви в природоохранной деятельности. Основой такой деятельности явля- ется соработничество с общественными, государственными и международ- ными институтами в сфере экологии.

В целом, российские декларации и концепции, посвященные эколого-эти- ческой проблематике, отличаются разнообразием как субъектов, принимаю- щих эти документы, так и содержанием. Анализ всех или хотя бы большин- ства из них требует обстоятельного исследования.

таким образом, в последнее время в российской Федерации наработана определенная практика разработки и принятия деклараций природоохран- ного характера различными субъектами. наиболее успешным представляет- ся опыт совместного обсуждения экологических проблем представителями государства и гражданского общества.

 

Вопросы и задания

1. Прочитайте текст Декларации о внедрении принципов «зеленой» экономики в российской Федерации164. Какие «зеленые» технологии реализуются сейчас в рФ?

2. Согласно п. 1. 6. Декларации о внедрении принципов «зеленой» экономики в российской Федерации, необходимо осуществление экологического воспита- ния и внедрение тематических модулей в образовательные курсы. насколько обоснованно включение в данные курсы модулей по экологической этике? на- сколько, на ваш взгляд, основные принципы экологической этики отвечают

«духу» документа?

3. насколько обоснован скепсис экспертного сообщества относительно вопросов эффективности декларации о Волге? насколько важно в ситуации тотально- го загрязнения объекта акцентировать внимание на ценностно-нормативных проблемах природоохранной деятельности, а не на конкретных механизмах и методах данной деятельности?

 
 

163 См.: Проект документа «Основы экологической концепции русской Право- славной Церкви» [Электронный ресурс] URL: https://www.patriarchia.ru/db/ text/2255572.html (дата обращения 13.06.2014).

164 См.: резолюция IV Всероссийского съезда по охране окружающей сре-

ды [Электронный ресурс] URL: https://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail. php?ID=131936 (дата обращения 10.10.2014).


 


8.3. ЭтИЧЕСКИЙ АнАлИЗ рОССИЙСКИХ нОрМАтИВныХ АКтОВ,

рЕГлАМЕнтИрУЮщИХ ПрИрОДООХрАннУЮ

И ПрИрОДОПОльЗОВАтЕльСКУЮ ДЕятЕльнОСть

В настоящее время в российской Федерации складывается довольно сложная ситуация с исполнением международных обязательств в сфере при- родоохраны и природопользования. С одной стороны, по ряду международ- ных соглашений обязательства выполняются, с другой стороны, для этого не предпринимается никаких усилий. Соответствие показателей междуна- родным нормам достигается за счет деградации производственного сектора, депрессивного состояния промышленности, а не за счет усовершенствования природоохранной деятельности. Следовательно, вместе с выходом россии из экономического кризиса следует ожидать и ухудшения экологической ситу- ации. Для предотвращения подобного сценария развития уже в настоящее время предпринимаются определенные меры по усовершенствованию зако- нодательства в природоохранной и природопользовательской сферах.

российское экологическое законодательство представлено такими ак- тами, как Конституция рФ, Федеральный закон от 10. 01. 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Водный, лесной, Земельный, Гражданский ко- дексы, Федеральный закон от 04. 05. 1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федеральный закон от 24. 06. 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производ- ства и потребления» и ряд других. Санкции за нарушение норм закреплены, главным образом, в Уголовном кодексе российской Федерации и Кодексе рос- сийской Федерации об административных правонарушениях.

Этический анализ норм отечественного экологического законодательства свидетельствует о том, что в настоящее время ценностный базис отраслевых правовых норм соответствует, по большей части, идеям антропоцентризма. Защита окружающей среды часто уступает по приоритетности решению со- циально-экономических задач. Согласно ст. 42 Конституции рФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информа- цию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Конституционная норма, имеющая прямое действие на всей территории российской Федерации, кон- кретизируется в ряде положений федеральных законов, подзаконных норма- тивных актов, нормативных актов субъектов Федерации и муниципальных образований. Буквальное прочтение конституционной норма позволяет сде- лать вывод о том, что понятию «каждый» соответствуют граждане, чьи пра- ва и свободы гарантируются Конституцией. Однако уже в Указе Президента рФ от 04. 02. 1994 г. № 236 «О государственной стратегии российской Феде- рации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» отмечается, что право пользования природным ресурсами принадлежит не только ныне живущим людям, но и будущим поколениям.


В то же время, понятие «внутренняя ценность», применяемое по отноше- нию к природным объектам, не характерно для российского законодатель- ства. Это отражается в различных отраслевых нормах, в частности, в нормах гражданского права, где животные определяются как движимое имущество. Согласно ст. 9 Конституции рФ «земля и другие природные ресурсы могут на- ходиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах соб- ственности», таким образом, земля и другие природные объекты также опре- деляются как объекты собственности, ресурсы.

Принципы охраны окружающей среды, закрепленные в ст. 3 Федерально- го закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», включают как антропоцентрические нормы, так и нормы, соответствующие биоцен- трическим представлениям. так, в одном законодательном акте соседствуют принципы обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности челове- ка, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ре- сурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности и презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; запрещение хозяйствен- ной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут при- вести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организ- мов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окру- жающей среды (принцип предосторожности), принцип сохранения биологи- ческого разнообразия (принцип биоразнообразия) и т. п.

Итак, российское природоохранное законодательство и законодатель- ство, регламентирующее природопользование, включает в себя как ценност- но-нормативные положения антропоцентрического характера, так и био- центрические принципы. Это позволяет сделать вывод о том, что имеется существенный потенциал развития отечественного законодательства с уче- том содержания принципов экологической этики. В то же время, не следует ориентироваться на усовершенствование экологического законодательства как на единственный значимый способ решения проблем в области защиты окружающей среды.

нормативность права — формализованной, общеобязательной, санкцио- нированной государством системы норм и правил — основана, в первую оче- редь, на механизме государственного принуждения к исполнению правовых норм, а в случае, когда речь идет о диспозитивных нормах, определяющих меру возможного поведения, их действенность и защита также гарантиру- ется государством. Однако, как показывает практика, государство не всегда может эффективно применить силу государственного принуждения. Кроме того, право в принципе не гарантирует формирование и укрепление долж- ного отношения человека к природе, поскольку правовые механизмы вклю- чаются только как реакция на деяние (действие или бездействие) субъекта


 


права. Сфера мотивации начинает интересовать право только после совер- шения преступления или правонарушения. Однако неотвратимость наказа- ния далеко не всегда может послужить достаточным нормативным основа- нием не причинения вреда окружающей среде. Для этого необходимы иные нормативные регуляторы, в частности, религия и мораль.

 

Вопросы и задания

1. низкая эффективность правовых механизмов защиты окружающей среды приводит к осуществлению такой специфической деятельности, как экотаж (нелегетимная, радикальная борьба за права животных, против вмешатель- ства хозяйствующих субъектов в существование природных объектов и т. п.). найдите описание примеров акций экотажа, осуществляемых на территории рФ. Определите, какие принципы и нормы права нарушены в каждом кон- кретном случае. Какие санкции могут быть применены к организаторам и участникам экотажа? является ли экотаж морально допустимым в условиях неэффективности природоохранного законодательства?

2. Изучите содержание природоохранного законодательства в конкретном регионе (на ваш выбор). Сохраняются ли в региональном отраслевом за- конодательстве общероссийские тенденции? Имеются ли региональные особенности, свидетельствующие о расширении понимания экологической ответственности?

 

 

8.4. СтАнДАрты ЭКОлОГИЧЕСКОЙ ОтВЕтСтВЕннОСтИ

Широкой общественности достаточно сложно оценить насколько ис- кренней и моральной является деятельность организации, декларирующей свою экологическую ответственность. Вполне вероятно, что за декларация- ми скрывается безразличие по отношению к обществу и природе, или даже деструктивные по отношению к ним действия. Сложность оценки связана с тем, что требования защиты природы и этико-экологические принципы (устойчивости, ценности биоразнообразия, справедливости) являются доста-


деятельность, а общественности — оценить ее эффективность и сравнить результаты различных организаций между собой. Конечно, следует при- знать, что подобные оценочные критерии утилитарны: они слишком мало могут сказать о моральности мотивов экологически ориентированных дей- ствий, хотя вполне способны дать представление о благотворности их по- следствий.

Переход предприятий к стандартам социальной ответственности подраз- умевает институционализацию моральных норм путем создания механизмов управления, стратегий руководства, мер поощрения и стимулирования пра- вильного поведения. Для этого на предприятии создается соответствующая

«этическая инфраструктура», подразумевающая формирование этических комитетов, этического аудита, программ обучения сотрудников, тренингов для менеджмента165 Бизнес-сообщество и специалисты по этике разрабаты- вают соответствующие алгоритмы внедрения ценностей в организационную практику, оформленные в виде кодексов, регламентов, руководств и стандар- тов. Далее организация (в добровольном порядке) принимает на себя обяза- тельства следовать изложенным в этих документах требованиям.

на сегодняшнее время существуют различные международные нормати- вы и стандарты, конкретизирующие социальную ответственность бизнеса в целом и экологическую ответственность в частности. например, в стандарте

«Ответственность 1000» (AA1000) вводятся основные принципы отчетности бизнеса и определяются основания отношений организаций со стейкхолде- рами166. Стандарт «Социальная ответственность 8000» (SA 8000) фокусирует внимание на вопросах детского и вынужденного труда, здоровья и безопас- ности, дискриминации, дисциплинарных практик, рабочих часов, справед- ливого вознаграждения за труд167. Серия стандартов системы экологиче- ского менеджмента (ISO 14000) ставит своей целью снижение негативного воздействия организации на окружающую среду168. Стандарты Глобальной инициативы по отчетности в области устойчивого развития (GRI) позволяют сравнить оценки различных компаний по экономическим, экологическим и социальным показателям их деятельности и оценить их вклад в устойчивое развитие169. Эти стандарты задают нормы отчетности совместно с Глобаль- ным договором ООн (UN GS) — международной инициативой, объединяю-


точно общими и абстрактными. Следование им сложно проконтролировать.


Кроме того, если организация может документально подтвердить законность своей деятельности, то с документальным подтверждением моральности дея- тельности возникают определенные сложности.

Однако если организация все же заявляет о своей экологической ответ- ственности, общественность (подозревая, что перед ней — очередное про- явление практики greenwashing) имеет право потребовать подтверждения этих заявлений. Для этого необходима формализация экологической ответ- ственности, сведение ее к ряду конкретных алгоритмов действий и оценоч- ных критериев, позволяющих организации институционализировать свою


165 См.: Васильевене Н., Васильев А. Этика организаций и экологическая этика // Этика и экология. новгород, 2010. С. 169.

166 [Электронный ресурс] URL: https://www.accountability.org/ (дата обращения 10.06.2014).

167 [Электронный ресурс] URL: https://www.sa-intl.org

168 [Электронный ресурс] URL: https://www.iso.org/iso/iso_catalogue/ management_and_leadership_standards/environmental_management.htm (дата обращения 10.06.2014).

169 [Электронный ресурс] URL: https://www.globalreporting.org/Home (дата обра- щения 10.06.2014).


 


щей на добровольной основе корпорации из различных стран мира с целью поддержки принципов экологической и социальной ответственности170.

Примером комплексного руководства по организационному внедрению стандартов корпоративного поведения, объединившим многие идеи и кон- цепции, связанные с вопросами реализации социальной ответственности бизнеса, может служить Международный стандарт по социальной ответ- ственности (ISO 26000), принятый в 2010 г. Экологическая ответственность признается здесь интегральной частью социальной ответственности. При этом экологические вопросы рассматриваются в их связи с другими ключе- выми вопросами социальной ответственности: правами человека, социаль- ным развитием, справедливостью. Соответственно и решать их предлагается в едином комплексе. В контексте социальной ответственности организации общая проблема охраны окружающей среды рассматривается в совокупно- сти таких задач как предотвращение загрязнений, устойчивое использова- ние ресурсов, смягчение климатических изменений и адаптация к ним, за- щита окружающей среды и биоразнообразия и восстановление естественных мест обитания171.

Каждая из задач разбивается на более конкретные подзадачи. например, для повышения устойчивости использования ресурсов предлагается ори- ентироваться на повышение энергоэффективности предприятия, снижать ресурсоемкость продукта, повышать эффективность использования матери- алов, экономить воду. Каждая из подобных подзадач, в свою очередь, под- разумевает совершение определенных действий. так, экономия воды пред- полагает сокращение ее использования, изыскание возможности очистки и повторного использования, сохранение источников питьевой воды и обеспе- чение доступа к ним и т. д.

Из этого примера очевидно, что принятие стандарта позволяет прове- сти своеобразную операционализацию понятия «экологическая ответствен- ность», то есть разложить его на ряд составляющих, сопоставить с каждым из этих составляющих задачи и конкретные действия и определить индикаторы их исполнения. В рамках такого подхода создается своеобразный мост между теоретическими принципами социальной ответственности и структурами организационного управления. Абстрактная этико-экологическая озабочен- ность при этом трансформируется, воплощаясь в конкретные управленче- ские меры, коллективные взаимодействия, институционализированные мо- ральные практики.

Конечно, процесс институционализации ответственности на уровне ор- ганизаций пока находится в самом начале своей институционализации и осмысления. Многие критики обращают внимание, что институциональные

170 [Электронный ресурс] URL: https://www.unglobalcompact.org (дата обраще- ния 10.06.2014).

171 [Электронный ресурс] URL: https://www.iso.org/iso/iso_catalogue/

management_standards/social_responsibility.htm (дата обращения 10.06.2014).


практики сужают пространство индивидуального выбора, превращая чело- века из активного морального деятеля в пассивного исполнителя стандар- тов и кодексов. «тезис организационной этики о том, что этический кодекс призван поддерживать не столько моральный выбор профессионала, сколько объективированные ценности, на наш взгляд, рискован, — пишет В. И. Бак- штановский. — риск такого подхода связан с возможностью отчуждения ин- дивидуального морального выбора»172.

Сами предприятия также пока склонны использовать риторику социаль- ной ответственности в духе практики greenwashing — для создания видимо- сти ответственности, не меняя при этом своих моделей поведения. наконец, меры, предлагаемые современными стандартами по социальной ответствен- ности, носят сугубо технический и потому поверхностный характер. Они не предполагают моральной рефлексии и могут выполняться автоматически. По мнению ряда исследователей при их выполнении создаются ложные пред- ставления о том, что экологические проблемы могут быть решены без учета их глубинных социальных и культурных оснований, то есть без изменения образа жизни и системы ценностей, характерных для индустриальной циви- лизации.

тем не менее, имеется ряд оснований для признания социальной ответ- ственности бизнеса основной платформой для реализации экологической ответственности на современном этапе. Перенесение основного бремени экологической ответственности с индивида на организацию представляется перспективным путем решения проблемы воздействий на природу.

 

Вопросы и задания

1. Формирование нового экологического сознания осуществляется одновремен- но в двух направлениях: от глобального к локальному и от локального к гло- бальному. Какие образом глобальные идеи экологической этики отражаются в стандартах конкретных предприятий? Возможно ли развитие ценностно- нормативных стандартов отдельной организации на международном уровне?

2. Современные стандарты экологической ответственности имеют утилитарный характер. Возможно ли в будущем формирование стандартов, основанных на принципиально иных этических положениях (этика долга, этика добродете- лей и т. п.), т. е. формироваться не на основании оценки последствий деятель- ности, а на основании оценки мотивации субъектов ответственности?

 

 

 
 

172 См.: Бакштановский В. И. Современная прикладная этика: экстенсивная мо- дернизация «практической философии» и/или инновационная парадигма?

// Практична фiлософiя. 2010. № 2. С. 19.


 

ГлОССАрИЙ

 

 

АБСОлЮтИЗМ МОрАльныЙ — представление о существовании высших моральных ценностей, общих для всех эпох и культур. См. также релятивизм моральный.

АБСОлЮтнАя БЕДнОСть — существование человека на грани физиче- ского выживания.

АКСИОлОГИЧЕСКИЙ — относящийся к ценностям, ценностный. АльтрУИЗМ — система ценностей, при которой основным мотивом нрав-

ственного поведения являются интересы других людей и общества в целом. АнтрОПОГЕннАя нАГрУЗКА — степень воздействия человека на окру-

жающую среду.

АнтрОПОГЕнныЙ — обусловленный деятельностью человека. АнтрОПОЦЕнтрИЗМ — представление, согласно которому человек при-

знается конечной целью мироздания; отрицание внутренней ценности всех живых существ за исключением человека.

АСКЕЗА — добровольное самоограничение, жесткий самоконтроль с це- лью нравственного совершенствования, достижения иных духовных целей.

АХИМСА — принцип религиозной индийской этики, заключающийся в непричинении вреда живым существам.

БИОМ — природная зона с преобладанием растений одной жизненной формы (тайга, степи, тропические дождевые леса и т. д.).

БИОрАЗнООБрАЗИЕ — вариабельность живых организмов в экосистеме; это понятие включает в себя разнообразие в рамках вида, между видами и разнообразие самих экосистем. нарушение биоразнообразия снижает устой- чивость экосистемы.

БИОСФЕрА — область сосуществования всех живущих организмов. БИОЦЕнОЗ — сообщество живых существ (растений, животных, микро-

организмов), населяющее участок с относительно однородными условиями жизни.

БИОЦЕнтрИЗМ — признание внутренней ценности всех живых существ. БИОЦИД — истребление всего живого на больших территориях (напри-

мер, в результате войны или экологической катастрофы).

БИОЭтИКА — междисциплинарная область знания, рассматривающая связь биологического знания и человеческих ценностей. Биоэтика рассма-


тривает такие проблемы, как аборт, эвтаназия, критерии смерти, клониро- вание и т. д.

БлАГО — совершенство; высшая цель человека и все, что способствует до- стижению этой цели. Благо может быть физическим (материальным) и нрав- ственным.

БлАГО ОБщЕЕ — духовные и материальные условия, не подлежащие де- лению и являющиеся общими для какого-либо сообщества индивидов..

БлАГОГОВЕнИЕ ПЕрЕД жИЗньЮ — основной принцип биоцентрической этики А. Швейцера, согласно которому благом является все, что служит со- хранению и развитию любой жизни.

ГЕДОнИЗМ — учение, приравнивающее благо к наслаждению.

ГЕИ тЕОрИя — теория, согласно которой Земля рассматривается в ка- честве целостной устойчивой экосистемы, имеющей внутренние интересы. Предложена Дж. лавлоком.

ГЕнЕтИЧЕСКИ МОДИФИЦИрОВАнныЕ рАСтЕнИя — растения, в гене- тический код которых с целью повышения урожайности и устойчивости к бо- лезням введены новые гены.

ГлУБИннАя ЭКОлОГИя — область междисциплинарных исследований, связывающих экологию с широкими ценностными, политическими, эконо- мическими, религиозными, мистическими и пр. аспектами природопользо- вания.

ГрАжДАнСКОЕ ОБщЕСтВО — совокупность граждан, а также добро- вольных объединений и ассоциаций граждан, независимых от прямого вме- шательства государства, и ориентированных на использование доступных легитимных средств для свободного самовыражения, решения социальных проблем и т. п.

ДЕКлАрАЦИя — документ, в котором выражается позиция по какому- либо вопросу, определяются основы деятельности государства или неправи- тельственной организации или сообщества. В государственных деклараци- ях отражаются принципы внешней или внутренней политики государств в определенной сфере жизнедеятельности.

ДЕОнтОлОГИЗМ — позиция, согласно которой основной категорией мо- рали является долг, который не зависит от последствий поступков. на деон- тологизме основана религиозная иудео-христианская этика и этика И. Канта.

ДЕОнтОлОГИя — раздел этики, учение о долге.

ДИлЕММА МОрАльнАя — необходимость выбора из двух возможностей, каждая из которых имеет или свои собственные моральные обоснования, или приводит к равно негативным моральным последствиям (например, вы- бор между смертью и страданием при эвтаназии).

ДИСКОнтИрОВАнИЕ — процедура оценки блага в каком-то моменте бу- дущего на основании ценности этого блага в настоящем.

ДОБрОДЕтЕль — положительное, морально приемлемое качество чело- века.


ДОлГ — моральная обязанность, нравственная необходимость соверше- ния поступка.

ИнДУСтрИАлИЗАЦИя — переход к крупному машинному производству, увеличивающий антропогенную нагрузку на природу.

ИррАЦИОнАльнОСть — невозможность разумного постижения знания, выход за пределы требований формальной логики. См. также рациональ- ность.

КОММУнИтАрИЗМ — позиция, согласно которой моральные ценности формируется в коллективе на основе социальных традиций и обычаев.

КОнВЕнЦИОнАлИЗМ — позиция, согласно которой моральные ценно- сти устанавливаются в результате соглашения.

КОнВЕнЦИя — вид международного договора.

КОнСЮМЕрИЗМ — позиция, основанная на потребительском отношении к ресурсам.

КОнСЕКВЕнЦИАлИЗМ — позиция, согласно которой оценка любого дей- ствия должна осуществляться на основе анализа его последствий. См. также нонконсеквенциализм.

лИБЕрАлИЗМ — направление, отстаивающее свободу предприниматель-

ства и демократические права личности.

«МАлыЕ ДЕлА» — конкретные индивидуальные поведенческие практи- ки, направленные на реализацию экологического императива, на уменьше- ние собственного экологического среда, на минимизацию вреда природе.

нАтУрАлИЗМ — принцип, согласно которому предпочтение отдается тому, что согласуется с природой и следует из нее.

нОнКОнСЕКВЕнЦИАлИЗМ — позиция, согласно которой оценка любого действия должна осуществляться на основе его мотивов. См. также консек- венциализм и деонтологизм.

нООСФЕрА — область существования разумной жизни, где человечество рассматривается как природопреобразующая сила.

нОрМА — общепринятое правило, образец действия; мера, средняя вели- чина.

нОрМАтИВнОСть — свойство системного социального регулятора (пра- ва, морали, религии), которое заключается в упорядоченности и способности системы к воспроизводству. При этом элементом системы является норма.

ОнтОлОГИя — наука о бытии.

ПАтОЦЕнтрИЗМ — один из подходов в экологической этике, основанный на признании внутренней ценности только за существами, способными ис- пытывать страдание.

ПлЮрАлИЗМ — признание многообразия мнений и взглядов основой общественного развития.

ПОПУляЦИя — совокупность особей одного вида, населяющих ограни- ченную территорию.


ПОрОК — негативное и морально осуждаемое качество характера чело- века.

ПрИнЦИП — основополагающее начало, источник конкретных норм, требований и т. п.

ПрИнЦИП ПрЕДОСтОрОжнОСтИ — этико-экологический принцип, за- прещающий применять новые технологии, безопасность которых не доказа- на, в случае если существует угроза причинения серьезного ущерба окружа- ющей среде.

ПрИнЦИП ЭКОлОГИЧЕСКОЙ ОтВЕтСтВЕннОСтИ — требование добро- вольного принятия на себя обязательств не только за своих близких, но и за будущие поколения, сохранение природы и благополучие жителей бедных стран.

ПрИнЦИП ЭКОлОГИЧЕСКОЙ СПрАВЕДлИВОСтИ — требование обеспе- чения равного доступа всех индивидов к благоприятной окружающей среде, а также доступа всех индивидов, сообществ, государств к принятию экологи- чески значимых решений.

рАЦИОнАльнОЕ ПрИрОДОПОльЗОВАнИЕ — использование окружаю- щей среды, не приводящее к разрушению ее биоразнообразия и ухудшению условий жизни человека, включая его потомков.

рАЦИОнАльнОСть — соответствие знания принципам мышления, тре- бованиям логики, разумность. См. также иррациональность.

рЕлятИВИЗМ МОрАльныЙ — позиция, отрицающая существование аб- солютных моральных ценностей и признающая, что для каждой эпохи и куль- туры существуют свои особые ценности. См. также абсолютизм моральный.

рИМСКИЙ КлУБ — авторитетная неправительственная организация, соз-

данная в 1968 г. Аурелио Печчеи. ряд докладов клуба предупреждает об опас- ности неумеренного потребления природных ресурсов.

СИтУАЦИОнныЙ АнАлИЗ (CASE-STUDY) — метод обучения, заключаю- щийся в исследовании конкретного события, случая, ситуации в жизненном контексте. Как правило, метод предполагает разделение аудитории на груп- пы с наделением каждой группы ролевой позицией.

СОЦИАльнАя ОтВЕтСтВЕннОСть БИЗнЕСА — соответствие деятельно- сти организации ожиданиям всех заинтересованных лиц и общества в целом. СПЕСИЕЦИЗМ — превосходство одного вида живых существ над другими;

дискриминация животных человеком.

СтЕЙКХОлДЕры — люди, которых прямо или косвенно затрагивает дея- тельность организации.

СЦИЕнтИЗМ — принцип, абсолютизирующий роль естественных и точ- ных наук в духовной жизни общества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: