А. А. Сычев, Е. А. Коваль, А. Ю. Гусева 11 глава




В период первоначального накопления капитала бизнес не был озабочен

ответственностью перед обществом. так, в эпоху промышленной революции, когда создавались первые крупные капиталы, бизнес был нацелен исключи- тельно на получение прибыли, ради которой рабочие подвергались самой безжалостной эксплуатации. нечто похожее наблюдалось в период становле- ния рыночных отношений и в постсоциалистических странах, где получение всякого крупного состояния подразумевало совершение противозаконных действий. рассматривая этот период, можно говорить даже не о социальной безответственности, а об антиобщественной направленности бизнеса.

По окончании периода накопления, капитал необходимо было легализо- вать, склонив мнение общественности на свою сторону. Этот период можно назвать временем декларирования ответственности бизнеса перед обще- ством. на этом этапе бизнес пытается добиться общественного оправдания и признания при помощи саморекламы и резонансных точечных действий: благотворительных акций, патронажа, спонсорства. Поскольку основной целью бизнеса в этот период является не содействие общему благу, а само- оправдание, очень часто социальная ответственность не простирается даль- ше деклараций. Для обозначения подобной модели поведения в английском языке существует слово window-dressing, которое в данном случае обознача- ет стремление приукрасить свои филантропические достижения. Примени- тельно к природоохранной деятельности этому понятию соответствует слово greenwashing, которое обозначает попытки бизнеса ввести общество в за- блуждение, создавая ложные представления о своей ответственности за эко- логическую безопасность продукции и производства. При этом предприятие продолжает (в скрытой форме) оказывать негативное воздействие на окру- жающую среду.

лишь после периода самооправдания и примирения с общественностью бизнес может перейти к конструктивным действиям, то есть собственно к реализации ответственности перед обществом. только в ходе осознания и признания своей реальной ответственности становятся возможными раз- витие эффективного социального партнерства коммерческой организации


 


со всеми заинтересованными лицами (акционерами, персоналом, органами власти, журналистами, общественностью) и формирование эффективных технологий институционализации ответственности142. В этом случае ответ- ственность корпорации можно назвать социальной в полном смысле слова.

начальный этап развития идей социальной ответственности связан с ответственностью организации исключительно перед ее владельцами (shareholders). В полном соответствии с идеями классической экономики предполагалось, что если для бизнеса будут созданы благоприятные условия в виде законодательной системы, поощряющей свободную конкуренцию, то частный интерес автоматически удастся направить в русло общего блага.

на втором этапе эволюции представлений о социальной ответственно- сти предприятие начало осознавать свою ответственность не только перед акционерами, но и перед другими заинтересованными лицами, обычно на- зываемыми стейкхолдерами (stakeholders). Согласно первоначальному, уз- кому подходу, к стейкхолдерам следует относить только те группы заинтере- сованных лиц, которые оказывают непосредственное, прямое воздействие на функционирование организации, и без поддержки которых организация может прекратить свое существование. Это собственно сами акционеры, ра- бочие и служащие, поставщики и потребители. Принятие организацией на себя ответственности перед этими лицами ведет к переориентации ее дея- тельности. так, учет организацией требований рабочих предполагает рабо- ту по созданию комфортных условий для труда, повышение заработной пла- ты, предоставление возможностей для самореализации и развития рабочих. Учет требований потребителей приводит к снижению цен и повышению ка- чества товаров и услуг. В процессе выполнения этих требований не только улучшается положение основных стейкхолдеров, но и повышается произво- дительность труда, завоевывается доверие потребителей, а в итоге — увели- чиваются доходы организации. Следовательно, расширение круга инстанций ответственности, сопряженное с грамотными действиями руководства, при- носит прибыль владельцам компании.

на третьем этапе развития идей социальной ответственности круг стейк- холдеров начал расширяться — теперь к ним относят не только тех, кто ока- зывает прямое воздействие на компанию, но и вообще всех лиц, которых прямо или косвенно затрагивает деятельность организации. Согласно р. Эд- варду Фриману это «любая группа индивидов, которая может повлиять на ре- шение задач организации или на которую эти задачи оказывают влияние»143. Стейкхолдеры в широком смысле слова — это правительство и государствен- ные органы, банки, кредиторы, конкуренты и партнеры по бизнесу, налого-

 

142 См.: Тульчинский Г. Л. Социальный аудит и гуманитарная экспертиза как тех- нологии эффективности социального партнерства // Ведомости. Выпуск 32, 2008. С. 245.

143 См.: Freeman R. E. Strategic Management: A Stakeholder Approach. Boston, 1984. P. 46.


плательщики, неправительственные организации, локальные сообщества, средства массовой информации, университеты, различные институты куль- туры, научно-исследовательские организации, экспертные группы, междуна- родные фонды и агентства. Эти группы в совокупности представляют собой все общество, поэтому на современном этапе можно говорить о формирова- нии социальной ответственности в полном смысле этого слова.

Социальная ответственность бизнеса в этом аспекте может быть опре- делена как соответствие деятельности организации ожиданиям всех заинте- ресованных лиц и общества в целом. Она с необходимостью включает в себя и экологическую ответственность, поскольку интерес ряда стейкхолдеров (прежде всего, локальных сообществ и ряда неправительственных организа- ций) связан с охраной окружающей среды от деструктивных производствен- ных практик.

Переход от узкого понимания стейкхолдерства к широкому стал одно- временно и переходом от инструментального, прагматического понимания задач социальной ответственности к собственно моральной их трактовке. Возник новый взгляд на стейкхолдеров — теперь они рассматриваются как стороны, обладающие внутренней ценностью, то есть как ценные сами по себе, а не в силу их полезности или бесполезности для организации. на этом этапе изменяется и риторика теории социальной ответственности — место рассуждений о рентабельности и убытках занимает рефлексия по поводу честности, взаимности, добросовестности, прав человека, устойчивого раз- вития, уважения ко всем формам жизни.

В ходе смены приоритетов с экономических на моральные особое значе- ние приобретает проблема мотивов. Если индивид или межгосударственная структура могут осознавать важность и необходимость защиты окружающей среды и ставить перед собой соответствующие цели, то промышленное пред- приятие изначально ориентировано на производство и получение прибыли. решение задач, стоящих перед предприятием, прямо не связано с задачами защиты окружающей среды, а иногда и противоречит их реализации. Иными словами, если на индивидуальном и глобальном уровнях желание сохранить природу не всегда поддерживается соответствующими возможностями, то организация, обладающая широким спектром возможностей, не всегда мо- тивированна на то, чтобы эти возможности реализовать.

В этой ситуации важно продемонстрировать, что принятие социальной ответственности несет определенные выгоды организации, а отказ от ответ- ственности способен усложнить отношение со стейкхолдерами. так, пред- ставители бизнеса все чаще признают, что в ситуации современного инфор- мационного общества экономическая успешность предприятия зависит от репутации, привлекательности в глазах потребителей, качества отношений с правительством. репутация, в свою очередь, все больше связывается с эко- логической ответственностью предприятия. Взаимодействуя со всеми за- интересованными лицами, организация повышает доверие к себе. Все это


 


в перспективе может быть конвертировано в материальный капитал. Если компания стремится к долгосрочному лидерству на рынке, то принятие на себя социальной ответственности становится ее важным конкурентным пре- имуществом. Иными словами, признание ответственности перед обществом приносит значительные финансовые выгоды, но надо учитывать, что эти вы- годы значительно отстрочены во времени и требуют серьезных первоначаль- ных вложений.

 

Вопросы и задания

1. Проанализируйте миссии 1–2 крупных кампаний. Попытайтесь выделить кри- терии, по которым определяется степень социальной ответственности бизнес- организаций.

2. Можно ли предположить дальнейшее расширение сферы социальной ответ- ственности бизнеса?

3. Каким образом можно отличить декларативную ответственность предпри- ятия от фактической социальной ответственности? Что может выступить кри- териями формализации экологической ответственности?

4. Каким образом дискриминируемые в классических моделях экономики субъ- екты могут влиять на политику бизнес-сектора в современном мире?

 

 

7.3. ПрИрОДООХрАннАя ДЕятЕльнОСть ГрАжДАнСКОГО ОБщЕСтВА

Природоохранная деятельность, осуществляемая таким субъектом, как гражданское общество, во-первых, связана с распространением, массовиза- цией индивидуальной практики «малых дел», во-вторых, ориентирована на оказание влияния на бизнес-сектор, понуждение бизнеса, а также госструк- тур к несению ответственности перед обществом, и, в-третьих, связана с уча- стием заинтересованной общественности в принятии решений, связанных с экологическими проблемами (участие в общественных слушаниях по поводу строительства потенциально опасных объектов, организации свалок, захо- ронения отходов; привлечение внимания общественности к проблемам ло- кального характера путем публикации сообщений в СМИ; проявление граж- данской активности при получении предусмотренной законом информации о проектах, реализация которых может оказать воздействие на окружающую среду; отстаивание своих прав на благоприятную окружающую среду в досу- дебном и судебном порядке и др.).

Гражданское общество, как совокупность ответственных индивидов, под- держивает формирование следующих практик.

Экономия ресурсов. Предметами экономии, как правило, являются элек- троэнергия (использование энергосберегающих ламп и бытовых приборов,


правильная эксплуатация приборов, переход на альтернативную энергию солнца или ветра); вода (установка счетчиков воды, использование водо- сберегающих приборов, ограничение личного потребления воды); тепло (те- плоизоляция жилища и установка автоматических терморегуляторов); не- возобновляемые природные ресурсы и продукты их переработки (такие как бензин); бумага и прочие продукты переработки древесины.

Оптимизация пользования транспортом. К этому разряду относятся ограничение пользования личным транспортом в пользу общественного (а также велосипедных или пеших прогулок); предпочтение экономичных мо- делей машин или моделей на альтернативном топливе; расчет маршрутов для уменьшения пробега, настройка и своевременное обслуживание автомо- биля; предпочтение экотуризма традиционным туристическим маршрутам; покупка товаров, на перевозку которых тратится меньшее время (т. е. в ос- новном местных продуктов).

Эффективная утилизация отходов. такие действия направлены на за- мену одноразовых товаров более долговечными; сортировку отходов и (при наличии условий) самостоятельную переработку органики в компост; пред- почтение ремонта утилизации; отказ от товаров, не предназначенных к по- вторной переработке, не разлагающихся самостоятельно, неэкономично упа- кованных, ненужных, но привлекательно выглядящих; отказ от загрязнения окружающей среды бытовым мусором (особенно мест, где регулярной убор- ки не производится — лесов, водоемов, берегов рек и озер).

Отказ от товаров, наносящих ущерб природе. К таким товарам относятся токсичные химические вещества (пестициды, гербициды, некоторые краски, растворители, моющие средства и химические удобрения); вещи, при про- изводстве которых уничтожаются животные (слоновая кость, китовый жир, меха) или которые тестировались на животных (некоторые товары бытовой химии и косметические средства). желательно также ограничение потребле- ния мясной пищи и предпочтение экологически чистых товаров.

Отказ от поддержки лиц и организаций, наносящих ущерб природе. Име- ется в виду прекращение сотрудничества с организациями, реализующими экологически опасные проекты (например, строительство в природоохран- ной зоне); с банками и фондами, финансирующими такие проекты; а также отказ голосовать за политиков и партии, поддерживающие подобные проек- ты. И наоборот — необходимо голосовать за партии и политиков, поддержи- вающих природоохранную деятельность, принимать участие в финансирова- нии благотворительных проектов по охране окружающей среды и т. д.

Эффективность этико-экологических действий качественным образом увеличивается на уровне организаций. Организованные группы способны оказывать заметное давление на государственную политику, лоббировать экологические интересы, успешно отстаивать в судах права человека на без- опасную окружающую среду, устраивать резонансные публичные акции: ко- личество возможных тактик и форм групповой деятельности огромно.


 


на «среднем» уровне реализации идей экологической этики в граждан- ском обществе наиболее значимы группы политического давления; эко-со- общества и коммуны; а также коллективные коммерческие субъекты: компа- нии, предприятия и т. д.

Группы политического давления — это негосударственные некоммерче- ские организации, целью которых является оказание влияние на принятие политических решений. такие группы, как правило, объединяют активистов движения в защиту окружающей среды.

Многие из наиболее влиятельных организаций были образованы на вол- не всплеска интереса к экологическим проблемам в 1960-х — 1970-х гг. и первоначально представляли собой протестные группы, иногда довольно ра- дикально настроенные к государству и бизнесу. Со временем, однако, боль- шинство таких групп институционализировалось: они приобрели четкую структуру, уставы, этические кодексы и отработали эффективные способы взаимодействия с обществом и государством.

нормативной основой для деятельности групп политического давления является, прежде всего, соответствующие положения Стокгольмской декла- рации и Декларации рио, провозглашающие право человека на достойную и здоровую окружающую среду. Соответственно, обязанностью каждого граж- данина является борьба за то, чтобы это право было не просто декларирован- ным, а реально гарантированным.

Конкретные формы практической деятельности групп политического дав- ления разнообразны. К ним относятся:

1. лоббирование интересов окружающей среды в правительстве. «Зеленые» могут иметь свои партии, места в парламенте или представителей в пра- вительстве, однако давление может происходить и косвенным путем: че- рез общественное мнение, прессу и т. д.

2. Подготовка коллективных петиций, адресованных органам власти. От- крытые письма, подписанные представителями широкой общественно- сти, помогают привлечь внимание к конкретной экологической пробле- ме, требующей немедленного решения.

3. Информирование населения по поводу ситуации с экологией. такое ин- формирование, как правило, подразумевает организацию и поддержку научных исследований в области различных экологических проблем. на- пример, проблема кислотных дождей была официально признана после ис- следований, проведенных при поддержке негосударственных организаций.

4. Организация бойкотирования товаров тех компаний, чье поведение на- рушает принятые в бизнесе моральные нормы. Сюда можно отнести при- зывы игнорировать косметику, тестирующуюся на животных; бойкот, объявленный компании «нестле» после ряда недобросовестных действий


5. Правовое обеспечение деятельности по охране окружающей среды и ини- циирование исков против компаний, нарушающих нормы экологическо- го права. ряд норм экологического права вводился в законодательство под давлением общественных групп. таким же образом многие действия, опасные для окружающей среды, были прекращены только после соответ- ствующих судебных решений.

6. Организация митингов, демонстраций, маршей протеста, пикетов и про- чих коллективных действий, демонстрирующих общественную поддерж- ку экологическим инициативам или выражающих публичное неодобре- ние по поводу ряда рискованных правительственных и коммерческих решений (например, массовые протесты против ввоза в страны третьего мира ядерных отходов).

7. работа со средствами массовой информации: организация пресс- конференций, публикация собственных изданий, использование возмож- ностей интернет-коммуникации, размещение социальной рекламы, орга- низация PR-кампаний и т. д.

8. Организация акций гражданского неповиновения, а в некоторых случаях и акций прямого насильственного сопротивления. такая форма практи- ческой деятельности, впрочем, более характерна для радикальных аболи- ционистских организаций, и применяется группами политического дав- ления, только если все остальные методы не принесли результатов144.

В целом, организованные практические действия групп политиче- ского давления на порядок эффективнее, а возможности несоизмеримо шире, чем у отдельных индивидов. Ценности, лежащие в основании этих действий, также многообразны. Они включают в себе те же ценности, что существуют на индивидуальном уровне (биоразнообразие, благополучие животных, безопасная окружающая среда, качество жизни, чистота воды и воздуха, стабильность климата и т. д.), но воспринимаются они через при- зму ценностей, относящихся к социальным взаимодействиям (справедли- вость, равенство, участие, самоуправление, права человека, гражданствен- ность, демократизм и т. д.). Итоговые ценностные конфигурации основаны на комплексных взаимодействиях между экологическими и социальными ценностями и принципами. так, соединение представлений о правах при- роды и ценности гражданственности выражено в концепции экологиче- ского гражданства, а представлений о правах человека на благоприятную окружающую среду и идей социальной справедливости — в принципе эко- логической справедливости. Многообразие таких взаимодействий часто приводит к необходимости определения итоговых принципов и норм, ко- торые постепенно закрепляются в уставах организаций, внутренних прави- лах, кодексах.


этой компании при продвижении своих товаров; отказ от покупки бен-


зина корпорации «Бритиш Петролеум», чьи действия привели к разливу нефти в Мексиканском заливе и т. д.


144 См.: Connely J., Smith G. Politics and the Environment: From Theory to Practice.

London, 2003. P. 95.


 


Будучи формами существования гражданского общества, группы полити- ческого давления служат «средним звеном» в политической коммуникации между обществом и государством. Они, с одной стороны, имеют опыт уча- стия в политических решениях, а с другой — опираются на широкое обще- ственное мнение.

Эко-сообщества — это организованные группы, ориентированные на из- менения в собственном образе жизни. В отличие от групп политического дав- ления они дистанцируются от государства и политики. Их основные усилия направлены не на публичную деятельность, а на налаживание гармоничных взаимоотношений своей группы с природным окружением. разнообразные экологически ориентированные сообщества создают локальные простран- ства для альтернативных практик, которые в будущем могут стать общепри- нятыми. Это, например, сельскохозяйственные коммуны, выращивающие экологически чистые продукты; локальные сообщества, использующие энер- гию ветра или солнца; добровольческие ассоциации, регулирующие свое по- требление.

любое эко-сообщество строит свою деятельность на определенных цен- ностных предпосылках, которые и обусловливают практические действия его членов. При этом экологические ценности переплетаются с коллективистски- ми: сопричастности, согласованности действий, единения, поддержки, дове- рия и т. д. Часто в этом процессе воспроизводятся элементы существующих традиционных систем: крестьянские и фермерские ценности, религиозные нормы, некоторые национальные традиции охраны биоразнообразия и т. д.

Включение индивида в такие сообщества наиболее естественным об- разом формирует его внутреннюю мотивацию на ряд моральных действий. Пример других, постоянное общение, доверие, совместная деятельность — все это является мощным фактором социализации, в процессе которой этико-экологические ценности интериоризируются индивидом. Ценности опосредованы постоянной практикой т. к. членство в группах — это, прежде всего, совместная деятельность. Участвуя в ней, человек не просто восприни- мает ценности, а постоянно практикует экологические добродетели. таким образом, для таких сообществ не существует разрыва между пассивным при- ятием ценностей и активными действиями. Можно сказать, что теорию здесь невозможно отделить от практики, а фраза «быть добродетельным» значит то же, что «практиковать добродетель».

Особое значение экологически ориентированных сообществ состоит в том, что они представляют обществу готовые примеры альтернативных практик, основанных на этико-экологических ценностях. В процессе разви- тия коммун происходит отбраковка нежизнеспособных форм деятельности и закрепление жизнеспособных. Последние могут со временем стать общепри- нятыми, а некоторые из сообществ способны превратиться в центры притя- жения, вокруг которых будут кристаллизоваться ценности, важные для фор- мирования устойчивых укладов жизни будущего.


Коммерческие компании также играют чрезвычайно важную роль в вы- страивании взаимоотношений человека и природы. В отличие от экологиче- ски ориентированных организаций гражданского общества, бизнес-субъек- ты ставят перед собой задачи, отличные от этико-экологических. Их основная цель — приносить прибыль владельцам. но реальные возможности влияния на экологическую ситуацию у компаний гораздо шире, чем у некоммерче- ских организаций. К сожалению, чаще всего это влияние негативно. Именно на бизнес традиционно возлагается ответственность за разрушение окружа- ющей среды: загрязнение атмосферы, сбрасывание отходов производства в водоемы; вырубку лесов, осушение рек и т. д.

Основным механизмом перевода бизнеса на «экологические рельсы» слу- жит общественное мнение. Оно обладает необходимыми возможностями для давления на бизнес, практикуя бойкот некоторых товаров, организовывая демонстрации и пикеты, публикуя соответствующие материалы. развитие коммуникационных сетей превратило общественное мнение в серьезный фактор влияния на принятие решений.

Однако практика показывает, что многие факты могут скрываться, а об- щественным мнением можно легко манипулировать, дезинформируя и дезо- риентируя публику. В таких условиях многие компании склонны к наруше- нию экологических норм, надеясь на то, что эти действия удастся утаить или правдоподобно обосновать. В особенности это касается тех стран, где граж- данское общество слишком слабо.

Большинство исследователей согласны в том, что для достижения эти- ко-экологических целей помимо общественного мнения необходима и гра- мотная система запретов и стимулов, поддержанная политической волей государства. Экологическая политика представляет собой систему экономи- ческих, правовых, информационных и прочих мер, применяемых государ- ством для уменьшения негативного воздействия общества на природу. По- скольку основное воздействие на природу оказывают производители товаров и их потребители, важное место в экономической политике занимают меры, создающие мотивацию, направленную на изменение характера деятельно- сти коммерческих организаций и отдельных индивидов.

Политика государства во многом зависит и от степени того давления, которое оказывает на него общественное мнение и негосударственные ор- ганизации. развитое гражданское общество может вынудить государство принять этико-экологические ценности в качестве руководства к действию. Коллективные петиции, демонстрации, марши протестов, сознательное голо- сование — все это способно скорректировать политику в сторону большей экологической ответственности. не меньшее значение имеет и прямое лоб- бирование экологических интересов группами политического давления и по- литиками «зеленой» направленности.

таким образом, гражданское общество обладает инструментами влия- ния на индивидов (популяризация эко-ориентированных практик), бизнес-


 


сообщество (бойкотирование) и на экологическую политику государства. В целом, ключевой задачей природоохранной деятельности гражданского об- щества сегодня может являться использование всех доступных способов для создания пространства, открытого для индивидуальных и социальных эко- ориентированных практик.

 

Вопросы и задания

1. Какие механизмы экологической политики, на ваш взгляд, более эффективны: принуждение, основанное на страхе, или стимулирование? Аргументируйте свой ответ.

2. Проанализируйте природоохранную деятельность гражданского общества в регионе вашего проживания. Оцените эффективность данной деятельности.

 

 

7.4. МЕжДУнАрОДнАя

ЭтИКО-ЭКОлОГИЧЕСКАя ДЕятЕльнОСть

В 70-е годы прошлого века стало совершенно очевидно, что экологиче- ские проблемы чрезвычайно масштабны, и их невозможно понять, а тем бо- лее решить, исходя из частных, региональных или национальных представ- лений и интересов. Земля — закрытая система, и все локальные проблемы неразрывно связаны, составляя, по сути, единую планетарную проблему. Именно в это время развитие компьютерной техники предоставило возмож- ности для количественного анализа кризисных факторов (экономических, экологических, демографических и социальных) в их взаимодействии. Пер- вые прогнозы на будущее, учитывающие эти расчеты были представлены в докладе «Пределы роста» (1972), который был выполнен группой ученых под руководством Денниса Медоуза в рамках проекта римского клуба. В докла- де локальные проблемы природоохранного характера были представлены в качестве составных элементов единой глобальной проблемы. При помощи математических подсчетов и программного моделирования ученые предпо- ложили, что уже ближайшие поколения дойдут до пределов роста, а эколо- гическая катастрофа станет необратимой к середине XXI в. Выводы доклада имели широкий общественный резонанс, в очередной раз подтвердив, что любое развитие не безгранично, и человечество для того, чтобы не допустить самоуничтожения, должно в сжатые сроки изменить образ жизни и ценност- ные приоритеты.

Параллельно с осознанием масштабности проблем, в 1970-е гг. проходи- ла институционализация и формализация природоохранной деятельности. Появились национальные законы об охране окружающей среды, после чего были организованы специализированные органы (комиссии, комитеты, ми- нистерства), отвечающие за реализацию этих законов. В 1972 появились пер-


вые партии «зеленых» (в Австралии и новой Зеландии). начали создаваться и международные природоохранные организации. например, в 1971 г. был основан «Гринпис», а годом позже — ЮнЕП. В ходе этих процессов прояви- лись тенденции смещения акцентов в природоохранной деятельности с ло- кального на национальный и далее — на международный уровень.

Международное взаимодействие является необходимым условием для решения любых глобальных вопросов. Глобальный характер экологической проблемы обозначает не только то, что она затрагивает интересы всех лю- дей, но и то, что ее можно решить только в результате скоординированных действий международного сообщества. Общая конфигурация такого взаимо- действия задается как самими государствами, так и другими субъектами гло- бальной политики: надгосударственными образованиями (например, ООн), международными общественными организациями (такими как «Гринпис»), транснациональными корпорациями.

Выход на международный уровень открывает новые возможности для реализации идей экологической этики. Субъекты международного взаимо- действия могут идентифицировать важнейшие глобальные экологические проблемы; информировать общественность о возможных последствиях этих проблем; создавать международные коллективы ученых и политиков для ре- шения сложных вопросов; разрабатывать соответствующие международные документы, декларации и кодексы; оказывать нормативное давление на го- сударства; контролировать и инспектировать процесс выполнения принятых решений; координировать действия различных государств на пути решения проблем.

Помимо прочего, глобальный подход позволяет выйти за рамки узкого традиционализма. Каждая отдельная культура обладает уникальным видени- ем глобальной ситуации в силу особенностей своего цивилизационного раз- вития, религиозного опыта, уровня благосостояния. на локальном уровне эта уникальность может превратиться в ограниченность. но на глобальном уров- не уникальность необходима, поскольку целостная, стереоскопическая кар- тина проблемы создается в результате соединения несхожих, оригинальных взглядов на нее. Свой вклад в решение проблемы могут и должны сделать все культуры, поскольку в каждой из них имеются свой уникальный опыт вы- страивания отношений с природой.

Движение от моральных ценностей к конкретным рекомендациям на международном уровне проходит несколько этапов, которые условно мож- но назвать этическим, научным и политическим. Х. тен Хаве, координиро- вавший нормативную деятельность Отделения по этике науки и технологии ЮнЕСКО, описывает процесс рождения этико-экологических принципов таким образом: «Первый шаг — консультирование с сообществом этиков и философов. Принимая их рекомендации в качестве основы, мы затем пред- лагаем специалистам по экологии развить содержание идей, представленных на первом этапе. на третьем этапе мы приглашаем политиков и рассматри-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: