Древнерусское государство




Глава I

 

Восточные славяне в древности.
Киевская Русь.
Период феодальной раздробленности.

 


1. Праславяне на рубеже I тысячелетия н.э.
Предки славян (в научной литературе их называют (праславяне) жили к востоку от германцев: от Эльбы и Одера до Донца, Оки и Верхней Волги; от Балтийского Поморья до Среднего и Нижнего течения Дуная и Черного моря (см. карту).
Первые письменные свидетельства (I — VI вв.) о славянах мы находим у греческих, римских, арабских, сирийских и византийских историков (I — VI вв. н.э.). Античные авторы упоминают славян под именами антов, венедов, склавинов.

Свидетельство историка

 

"Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим... Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды... У тех и других один и тот же язык... И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же".

(Прокопий Кесарийский "Война с готами")


В VI в. н.э. славяне совершают военные походы против Византийской империи. Походы на Византию способствовали обогащению племенной верхушки славян, что ускоряло распад первобытнообщинного строя. Расселение восточных славян — VI в. Из единой славянской общности выделяется восточнославянская ветвь. Летописные предания о княжении в Среднем Поднепровье братьев Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди и об основании Киева. Крупные племенные объедиинения восточных славян Куяба (Куява) область вокруг Киева (арабский источник — Истархи). Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был Новгород. Местоположение Артании точно не установлено.
Самая известная древнерусская летопись "Повесть временных лет" (составленная, как полагают, в XII в. монахом Киево-Печорского монастыря Нестором) дает описание каждого племенного союза славян с указанием места его расселения. Племенной союз мог включать в себя 100-200 отдельных племен.

По среднему течению Днепра, т.е. в районе города Киева, жилиполяне;
южнее полянуличи;
к северу от полян, по левому берегу Днепра и по Деснесеверяне;
по верхнему течению Днепра и по Западной Двинекривичи;
по берегам Припятидревляне;
к северу от Припяти до Западной Двиныдреговичи;
по рекам Оке и Москвевятичи;
в междуречье Днепра и Деснырадимичи;
вокруг озера Ильменьильменские славяне (словёне).

Летописец показывает наиболее развитыми и культурными полян. К северу от земли полян образовалась своеобразная граница, за которой племена жили "зверинским образом". (См. Атлас отечественной истории 8 класс. Карта № 3 Киевская Русь в IX - н. XII в.). По данным летописца, земля полян также носила название "Русь" (от названия реки Рось). Это лишь одно из возможных объяснений термина "Русь", но есть и другие теории (см. норманская теория).


Соседи восточных славян


Соседями восточных славян на западе были прибалтийские народы, западные славяне (поляки, словаки, чехи) и венгры (IX в.); на востоке — волжские булгары и многочисленные угро-финские племена (мордва, марийцы, меря, мурома); на юге — печенеги и хазары. " Хазарыкочевое племя тюркского происхождения"

(В. О.Ключевский)


Хазары (хозары) образовали в VIII-IX вв. обширное го сударство ("каганат"), его границей на юго-востоке были Кавказские горы, а на западе оно простиралось до области нижнего и среднего Поднепровья; одно время славянские племена полян, северян, родимичей и вятичей подчинялись хазарам и платили им дань.
"... А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке с дыма..." (ПВЛ).

Мнение историка


"Хозарское иго было для днепровских славян не особенно тяжело и не страшно. Напротив, лишив восточных славян внешней независимости, оно доставило им большие экономические выгоды. С тех пор для днепровцев, послушных данников хозар, были открыты степные речные дороги, которые вели к черноморским и каспийским рынкам".

(В. О.Ключевский)

 

Высшее сословие хазарского царства, во главе с каганом, приняло иудаизм. Столицей хазарского царства в эпоху его расцвета был город Семендер (Семендер до 723 г.), а затем Итиль (на Волге) 840 г. "Итиль и Саркел (на Дону) были громадными рынками, на которых торговали азиатские купцы с европейскими, и одновременно сходились магометане, евреи, язычники и христиане".

(С.Ф.Платонов)

 

Под властью хазарского кагана соединялись люди разных племен и религий. Под прикрытием и под покровительством хазарской власти и восточные славяне вели оживленную торговлю с Арабским Востоком. Следами этой торговли служит множество находимых в русских кладах арабских монет (дирхемов) (VIII-X вв). По мнению ряда историков хазары являлись заслоном для славян от набегов персов и арабов. Важную роль в начальной истории восточных славян играли отношения со Скандинавией на севере и Византией на юге.
"VII-X вв. были временем энергичной и бурной экспансии скандинавских народов-норманов, или "варягов".

(С.Г.Пушкарев)

 

В эпоху раннего средневековья Византийская империя, наследница и преемница греческой культуры и государственноправовой организации Римской империи, была сильным, экономически развитым и просвещенным государством.
Ее столицу — Константинополь, славянские народы неслучайно называли Царьградом. Его дворцы и храмы (напр., Св.Софии) поражали посетителей своей красотой и величием. Купцы со всего тогдашнего мира, в том числе купцы русские, стремились в Византию, чтобы завязать с нею оживленные торговые связи.

Занятия славян

Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, свекла, морковь, редька, огурцы). Выращивались и технические культуры (лен, конопля). О том, что земледелие было основным занятием восточных славян, свидетельствуют и многочисленные названия хлебных изделий в лексике: коврига, калач, пироги. Человек в те времена отождествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название зерновых культур — жито.
На севере, в районе густых таежных лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали, и они засыхали, оставаясь на корню. На второй год их сжигали и в золу сеяли зерно. Два-три года участок давал довольно высокий урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями труда были: топор-мотыга, заступ и борона-суковатка. Серпами жали хлеба. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами.
В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. Здесь было много плодородных земель, и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили ("перекладывались") на новые участки. Основные орудия труда: рало, а впоследствии — деревянный плуг с железным лемехом.
С земледелием тесно было связано скотоводство Славяне разводили свиней, коров, овец, коз.

Из трудов историков

"В пустынном лесистом краю пришельцы занялись ловлей пушных зверей, лесным пчеловодством и хлебопашеством. Пространства, удобные для этих промыслов, не шли обширными сплошными полосами... Такие места являлись удаленными один от другого островками среди моря лесов и болот. На этих островках поселенцы и ставили свои одинокие дворы, окапывали их и расчищали в окрестностях поля для пашни, приспособляя в лесу борти и ловища".

(В. О,Ключевский)

Община. В начале I тысячелетия н.э. славяне жили родовыми общинами. Трудоемкие работы мог выполнять только большой коллектив. В его задачу входило также следить за правильным распределением и использованием земли. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобрела община — мир, вервь (от слова " веревка ", которой измеряли землю при разделах).
Развитие земледения, появление избыточного продукта дало возможность отдельной семье обеспечивать самостоятельное существование.
На смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Каждая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственость каждого общинника. В общем пользовании находились земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья и т.п. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.
Единство соседской общины поддерживалось не кровными, а хозяйственными связями. Город. К моменту возникновения Древнерусского государства на его территории было уже несколько больших городов. Среди них Киев (легендарное летописное свидетельство о его основании восходит к VI в.), Новгород, Чернигов, Суздаль, Муром, Смоленск и др.
Город, как правило, возникал на холме, на месте слияния двух рек, т.к. это обеспечивало надежную защиту от нападения врагов. В большинстве случаев города строились на торговых путях. Одним из важнейших торговых путей того времени был путь из "варяг в греки" (см. карту):
через Западную Двину и Волхов — суда через систему волоков перетаскивались в Днепр, доходили до Черного моря и далее вдоль морского берега до Византии.
Полностью этот путь сложился в IX веке.
Общественный строй. Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати. Князей окружала бывшая родовая знать — "нарочитые люди", "лучшие мужи". Важнейшие вопросы решались на народных собраниях — вечевых сходах.
Существовало общеплеменное ополчение ("полк", "тысяча", разделенная на "сотни"). Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Постепенно вокруг князя складывается особая организация профессиональных воинов — дружина. Дружина делилась на старшую (послы, управители), и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство.
Религиозные верования древних славян. Восточные славяне были язычниками. Поклонения явлениям природы и культ предков. У древних славян не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, но были отдельные волхвы, кудесники, которые почитались служителями богов и толкователями их воли.
Главные боги славянского Олимпа были:
Даждьбог - (у других племен Хоре) был богом солнца;
Перун —- бог грома,молнии, войны;
Стрибог был богом ветра;
Волос, или Велес, был покровителем скотоводства;
небо иногда называлось Сварогом (и поэтому Даждьбог был "сварожичем", т.е. сыном неба);
мать Земля-сырая тоже почиталась как божество. Богиня земли и плодородия — Мокошь.
Восточные славяне верили, что в лесах живут лешие, в реках водяные.
Важное место в религии древних славян занимал культ предков. При погребении князя вместе с ним сжигали коня и одну из его жен или рабыню. В честь умершего устраивали пир-тризну и военные состязания.
У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года.

 

Древнерусское государство

И стали все под стягом,
И молвят: "Как нам быть?
Давай пошлем к варягам:
Пускай придут княжить.
И вот пришли три брата,
Варяги средних лет,
Глядят - земля богата,
Порядка ж вовсе нет ".

А.К.Толстой. "История государства
Российского от Гостомысла до Тимашева"

Документ. "Повесть временных лет".

 

"В год 6370 (862) изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами, судил по праву". И пошли за море, к варягам, к руси ("идоша за море к варягом, к руси"). Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманы и англы ("сице бо тии звахуся варязи русь..."), — вот так и эти прозывались. Сказали русь, чудь, славяне, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка ("наряда") в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске".

Точка зрения

Немецкий ученый Иоганн Готфрвд Байер, трудившийся в 30-60-е гг. XVIII в. в России, доказывал, что летописная версия искажена, т.е. имена братьев Рюрика — в действительности скандинавские слова, обозначающие, что он пришел в землю словен со своей дружиной — "тру-вор" и своим домом "сине-хус".

Норманская теория


Если верить летописцам нач. XII в., то в 862 г. князь Рюрик (862-879)* и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии. Легенда о призвании варяжских князей послужила основанием для создания норманской теории.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: