Устное народное творчество.





Былины — новый жанр, возникший в X в. Большинство былинных сюжетов связано со временем княжения Владимира Святославича — временем единства и могущества Руси, успешной борьбы со степными кочевниками.
Истинный герой былинного эпоса — герой-богатырь, олицетворявший сам народ. Любимейший народный герой — Илья Муромец, крестьянский сын, воин-патриот, защитник "вдов и сирот". Народ воспел и крестьянина-пахаря Микулу Селяниновича.
Существовала устная поэзия и в княжеско-дружинной среде. В дружинных песнях прославлялись князья и их подвиги. Устное народное творчество продолжало жить и развиваться и после появления письменной литературы.
Письменность. Создание славянской азбуки связывают с именем византийских монахов-миссионеров Кирилла и Мефодия. По мнению ряда исследователей, на рубеже IX-X вв. на территории Болгарского царства, в результате синтеза греческого письма и элементов глаголицы, возникла азбука, получившая позднее название "кириллица". Более легкий и удобный алфавит ("кириллица") со временем вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян. Основным жанром раннесредневековой письменной культуры стало летописание — ежегодные записи событий по летам. Летописания включали в себя библейские сюжеты, сказания, тексты дипломатических документов.
Одним из первых памятников летописания является "Повесть временных лет"(ПВЛ), написанная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором ("Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первее княжити, и откуда Русская земля стала есть", ок. 1113 г.).
ПВЛ рассказывает историю Русской земли, начиная с расселения славян и легендарных князей Кия, Щека и Хорива.

Появление житийной литературы


Образцом житийной литературы является "Сказание о Борисе и Глебе". Культ Бориса и Глеба (они были убиты в 1015г. их братом Святополком), имел глубокий политический смысл. Проводилась идея, согласно которой все русские князья — братья.
Нестора считают автором жизнеописания первых русских святых Бориса и Глеба, игумена Феодосия. В "Чтении о Борисе и Глебе" Нестор усилил назидательные и церковные элементы. Важные социальные, политические и нравственные проблемы затронуты в "Поучении" Владимира Мономаха.
Жанр хожений. "Хожение" игумена Даниила на Восток (ок. 1107 г.), первого известного нам русского паломника. Даниил посетил святые места в Иерусалиме и описал свое путешествие.
Большинство памятников письменности домонгольского времени погибло во время пожаров и иноземных нашествий. Сохранилась лишь незначительная часть книжных богатств Древней Руси — всего около 150 книг. Древнейшими из них являются "Остромирово евангелие", написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 г. и два "Изборника" князя Святослава Ярославича (1073 и 1076 гг.).
Одним из древнейших памятников русской литературы является "Слово о законе и благодати". Оно написано в 30-40 гг. XI в. священником Илларионом, который стал позднее первым русским митрополитом. Илларион использовал форму церковной проповеди и создал политический трактат. Идея равноправия всех христианских народов независимо от времени их крещения. "Слово" пронизано патриотическим пафосом, гордостью за Русскую землю, которая "ведома и слышима есть всеми конци земля".
Наиболее выдающимся произведением древнерусской литературы является "Слово о полку Игореве". Личность автора "Слова ..." не установлена. Подлинник "Слова..." не сохранился. До нас дошел один из его списков, сделанный безвестным переписчиком.
В основу сюжета положено описание исторического факта — неудачного похода на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича весной 1185 г. Автор называет главную причину поражения Руси в борьбе со степью — междуусобные смуты среди русских княжеств. Он призывал к единению русских земель и преодолению княжеских междуусобиц. "Плач" Ярославны, жены князя Игоря, по своему мужу можно отнести к лучшим лирическим страницам отчественной литературы.

Архитектура


До конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства. Некоторые формы деревянного зодчества (шатровые церкви, колокол) повлияли впоследствии на каменную архитектуру. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. На Руси получил распространение крестово-купольный тип храма. Внутреннее пространство здания расчленялось массивными столбами, соединенными попарно арками, возводился "барабан", завершавшийся полусферическим куполом.

Первой каменной постройкой была Десятинная церковь, возведенная в Киеве в конце X в. греческими мастерами.
Церковь была разрушена монголо-татарами в 1240 г.
В 1031-1036 гг. в Чернигове был воздвигнут греческими зодчими Спасо-Преображенский собор — самый "византийский", по мнению специалистов, храм Древней Руси.
Вершиной зодчества XI в. является Софийский собор в Киеве, построенный в 1037-1054 гг. греческими и русскими мастерами. Стены сложены из рядов тесаного камня, чередующихся с рядами плоского кирпича (плинфы). Такая же кладка стен была и у большинства других храмов Киевской Руси.
Вслед за Киевской Софией были построены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. Новгородская София (1045- 1050) значительно отличается от киевского собора. Для нее характерны некоторые художественные и конструктивные решения, не известные ни южно-русскому, ни византийскому зодчеству. Это объясняется связями Новгорода с Западной Европой и влиянием романской архитектуры.
Новгородская София проще, лаконичнее, строже своего киевского оригинала.
Новгородские постройки начала XII в.:
Николо-Дворищенский собор (1113),
соборы Антониева (1117-1119) и Юрьева (1119) монастырей,
церковь Иоанна на Окопах (1127).
Шатровые церкви, звонницы.
Каменное строительство во Владимиро-Суздальской земле на рубеже XI-XII вв. Возведение Владимиром Мономахом собора в Суздале. Наивысшего расцвета каменное строительство достигает во второй половине XII — н. XIII вв. Оно носило парадный и торжественный характер.
Большого подъема достигло строительство во Владимире при Андрее Боголюбском, Возводились городские укрепления, от которых сохранились белокаменные Золотые Ворота. В загородной княжеской резиденции Боголюбове был сооружен замок, состоявший из комплекса построек, окруженных стенами с белокаменными башнями. Собор Рождества Богородицы являлся центром всего ансамбля. В 1158-1161 гг. был построен Успенский собор, богато декорированный резным камнем.
Шедевром древнерусской архитектуры является церковь Покрова на Нерли (1165), которая отличается совершенством и легкостью пропорций, стройностью и устремленностью ввысь.
Традиции и приемы, выработанные мастерами владимирской школы, продолжали развиваться в Суздале, Юрьеве-Польском, Нижнем Новгороде. Георгиевский собор Юрьева-Польского (1230-1234) был покрыт декоративной резьбой сверху донизу.
Памятники зодчества Галицко-Волынской земли сохранились плохо. 30 каменных построек Галича известны лишь по археологическим данным. Образцом Галицкой архитектурной школы был Успенский собор, сооруженный в Галиче при Ярославе Осмомысле. Особенность Галицкой архитектуры состояла в органическом соединении византийско-киевской пространственной композиции с романской строительной техникой и элементами романского декоративного убранства.

Живопись


От живописи Владимиро-Суздальской Руси домонгольского времени до нас дошли фрагменты фресок Дмитриевского и Успенского соборов во Владимире и церкви Бориса и Глеба в Кидекше. Наилучшей сохранностью отличается фреска Дмитриевского собора с изображением "Страшного Суда". К владимиро-суздальской школе относятся несколько больших икон ХПн.ХШ в. Самой ранней из них является "Боголюбская Богоматерь" (сер. XII в.) стилистически близкая к знаменитой "Владимирской Богоматери" — иконе византийского происхождения. Известна икона "Дмитрий Солунский". Предполагают, что это портретное изображение князя Всеволода Большое Гнездо.


Глава II





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!