Авторами этой теории были приглашенные в XVIII в. в Россию немецкие ученые Г.Байер, Г.Миллер и А.Шлецер. Покопавшись в летописях, они выявляют известие о призвании варягов в его первоначальной версии и излагают ее в качестве наиболее правдоподобной.
Призвание варягов принимали М.М.Щербатов, Н.М.Карамзин. "Братья, именем Рюрик, Синеус и Трувор, знаменитые или родом или делами, согласились принять власть над людьми, которые умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться".
(Н.М.Карамзин "История государства Российского")
И в XIX, и в начале XX в. традиционная версия не вызывала возражений у крупных историков. Ее принимали М.П.Погодин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский.
Слово "Русь". "По предположению автора Повести о Русской земле, первоначальное значение его было племенное: так называлось то варяжское племя, из которого вышли первые наши князья. Потом это слово получило сословное значение.
Позднее Русь или Русская земля... — получило географическое значение. Наконец в XI-XII вв., когда Русь как племя слилась с туземными славянами, оба эти термина Русь и Русская земля... яляются со значением политическим: так стала называться вся территория, подвластная русским князьям". В.О.Ключевский пишет в "Курсе русской истории" (т. I. M., 1987), что "имена первых русских князей-варягов и их дружинников почти все скандинавского происхождения; те же имена встречаем и в скандинавских сагах: Рюрик в форме Hrorekr, Олег по древнекиевскому выговору на о — Helgi, Ольга — Helga, Игорь Ingvarr и т.п."
Современные авторы сборника "История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX — начала XX в." (т.1. М., 1991) считают: "В оценке реальной роли пришлых варягов в истории Руси IX — начала X вв. особую роль сыграли археологи Внимание исследователей привлекали и привлекают раскопки Гнездова (являвшегося, по всей вероятности, предшественником Смоленска), Тимиревских и Михайловских курганов под Ярославлем. Археологи обнаружили типы скандинавских погребений с характерными предметами, в том числе так называемыми "молоточками Тора" (амулетами, связанными с культом скандинавского бога-громовержца), мечи, застежки-фибулы... Многие предметы были изготовлены явно местными мастерами, т.е. по крайней мере для X века можно с уверенностью констатировать присутствие варягов среди местных жителей".
В середине IX в. как восточные славяне, так и европейский Запад знали о скандинавском происхождении пришельцев-руеов (варягов) и отличали их от славян. Отличали их от славян и византийцы.
Немецкие ученые XVIII в. Миллер и Байер, опираясь на документы, доказали скандинавское происхождение "Руси". В финском языке "руотси" — шведы. Такое же обозначение скандинавов существует в других финно-угорских языках. Византийский император Константин Багрянородный, описывая в середине X века днепровские пороги, приводит их славянские и "русские" названия, причем последние явно:кандинавского происхождения. Но, придя к выводу о скандинавском корне в названии Русского государства, немецкие профессора, однако, пошли дальше. Они заявили, что и само Русское государство было создано выходцами с запада.
|
Антинорманизм
М.ВЛомоносов отрицал варяжское происхождение слова
"Русь". М.ВЛомоносов связывал слово "Русь" с сарматамироксоланами ("росаланами"), рекой Рось на юге.
Аргументация М. В Ломоносова
Опираясь на "Сказание о князьях Владимирских", Ломоносов пытался доказать, что Рюрик был из Прусии — это "Поруссия", "руссы" славяне, следовательно, и пруссы — славяне тоже.
"Южная" гипотеза происхождения названия Русь, идущая еще от М.В.Ломоносова, развита в XIX и в начале XX в. С.А.Гедеоновым, Д. И.Иловайским, М.С.Грушевским, ВА.Пархоменко и др., это представление было поддержано в 30-50-х годах советскими историками. Советская историческая наука пыталась обосновать тезис о внутреннем развитии древнерусского государства в Среднем Поднепровье.
|
Тонка зрения
"Территория древнерусского государства складывается в результате внутреннего процесса (с развитием нового способа производства и с распадом родоплеменных связей) на развалинах родоплеменных объединений. Оно складывается там, где появляется знать в процессе развития феодальных отношений и как результат классовых противоречий — организация принуждения".
(А.Н.Насонов)
Авторы сборника "Наше отечество. Опыт политической истории" (ч.1. М., 1991) отмечают два обстоятельства.
"Призвать на княжение можно только в том случае, если есть, где княжить, т.е. имеется хотя бы полугосударственное образование.
Второе — летопись ("Р.П." — Л.П.) свидетельствует, что произошло объединение разноязычных племен: двух славянских и по меньшей мере двух финских. Очевидно, что более ранний хозяйственный и культурный симбиоз их дополнился политическим".
Первые русские князья
Рюрик (862-879) умер, не оставив наследника (по другой версии сыном Рюрика был Игорь).
Олег (879-912), родственник Рюрика, правил за малолетством Игоря, сына Рюрика (?), с 882 г. — киевский князь.
Он завладел Смоленском (см. карту), подчинил своей власти всех кривичей, взял Любеч, завладел обманом Киевом, убив Аскольда и Дира (Рюриковых дружинников, без ведома своего предводителя захвативших Киев ранее).
882 г. (Запомните эту дату!) В 882 г. Олег, овладев Киевом, сделал его своей резиденцией, продолжал властвовать и над Новгородцами. Киев стал центром объединенного государства.