"968. В лето 6476. Придоша печенези на Руску землю первое, а Святослав бяше Переяславци, и затворися Волга (Ольга — Л.П.) въ граде со унуки своими. И послаша кияне къ Святославу, глаголюще: "Ты, княже, чюжея земли ищеши и блюдеши, а своея ся охабивъ, малы бо насъ не взяша печенези, и матерь твою и дети твои. А ще не поидеши, ни обраниши насъ, да паки ны возьмуть".
Святослав поспешил в Киев и прогнал печенегов в степи. "969 г. Рече Святослав къ матери своей и къ боляром своимъ: "Не любо ми есть в Киеве быти, хочю жиги в Переяславци на Дунай, яко то есть середа земли моей". (ПВЛ). По смерти Ольги Святослав "посадил" своего старшего сына Ярополка на свое место в Киеве, Олега в земле древлянской, а несовершеннолетнего Владимира с дядей его Добрынею отпустил в Новгород, а сам Святослав снова отправился на Балканы (970 г.). Византийский император Иоанн Цимисхий решил изгнать нежелательного соседа. Святослав был окружен стотысячным греческим войском. Документ ПВЛ. "971 г. И вышли болгары на битву против Святослава, и была сеча велика, и стали одолевать болгары. И сказал Святослав своим воинам: "Здесь нам и умереть! Постоим же мужественно, братья и дружина. Мертвые сраму не имут!" Святославу удалось прорвать оборону греков и с остатками дружины уйти на Русь. Был заключен договор с Византией о ненападении, но дунайские земли пришлось вернуть.
В 972 г. на обратном пути у днепровских порогов Святослав был окружен печенегами и убит.
Точка зрения
"Святослав не есть пример государя великого, ибо он славу побед уважал более государственного блага, и характером своим пленяя стихотворца, заслуживает укоризну историка".
(Н.М.Карамзин)
|
Между учеными нет единства по многим аспектам биографии Святослава.
После смерти Святослава начал княжить старший сын его Ярополк (972-980). Между сыновьями Святослава Ярополком, Олегом и Владимиром произошли раздоры. Ярополк разбил войско Олега древлянского. Олег бежал с остатками своего войска и погиб. Владимир бежал из Новгорода к варягам. Вскоре Владимир прибыл с варяжской дружиною в Новгород, прогнал посадников Ярополка. Владимир завоевал Полоцкое княжество и пошел на Киев. Ярополк был убит, и Владимир завладел Киевом в 980 г,
Владимир Великий или Святой (980-1015). Предпринял успешные походы на запад. В 981 г. Владимир отнял у поляков восточную Галицию. Затем совершил два похода на восток против вятичей. Владимир совершил удачные походы на радимичей, на литовское племя ятвягов и на волжских болгар.
Введение христианства и его значение для Руси
Многочисленные данные свидетельствуют, что христианство стало распространяться на Руси еще задолго до официального крещения (Руси) при Владимире. Христианами были княгиня Ольга и князь Ярополк.
При проведении первой религиозной реформы Владимир решил реформировать языческие представления Древней Руси. Он попытался создать единый пантеон богов. В Киеве он "поставил кумиры на холму вне двора теремного" (Даждьбог, Хоре, Семаргл, Стрибог, Мокошь). Возглавлял пантеон Перун — бог громовержец. Культ Перуна насаждался самыми жестокими мерами (Добрыня, дядя Владимира, силой принуждал новгородцев подчиняться Перуну как главному богу).
Языческая реформа Владимира не увенчалась успехом Христианскими державами языческая Русь воспринималась как варварское государство. Принятия общей религии требовали интересы единства страны.
В летописи содержится подробный рассказ о выборе веры, носящей легендарный характер (беседы с проповедниками мусульманства, иудейства, католичества, православия; посещения русскими посольствами разных государств). Реально то, что Русь давно имела прочные связи с Византией. Это и привело к тому, что Владимир в 988 г, (запомните эту дату!) принял христианство в православном его варианте. По мнению многих исследователей 988 г. обозначает лишь дату признания христианства официальной государственной религией.
|
Точка зрения историков
Академик Д.СЛихачев считает, что крещение на Руси не обошлось без эксцессов, но в целом распространение христианства на Руси было довольно мирным. Е.К-Дулуман и А.С.Глушан в книге "Введение христианства на Руси" (Симферополь: Таврия 1988) пишут: "Христианство для русского общества не было ни добром, ни злом, ни абсолютно прогрессивным, ни регрессивным явлением. Оно было и тем и другим одновременно". Принятие христианства имело большое значение для Руси. Укрепляло государственную власть и территориальное единство Древнерусского государства. Уравняло Киевскую Русь с другими христанскими странами, связи с которыми расширились. Принятие христианства сыграло огромную роль в развитии русской культуры (архитектура, живопись, литература, музыка, религиозная философия).
После смерти Владимира Святого в 1015 г. между его сыновьями произошли междоусобицы. Святополк (1015-1019) объявил себя великим князем Киевским. Он убил своих братьев Бориса, Глеба и Святослава и "нача княжити в Киеве". За свои злодейства Святополк был прозван "Окаянным". Бориса и Глеба церковь причислила к лику святых. По другой версии князья были убиты Ярославом Мудрым ("мудрый" — в старину означало — "хитрый").
Брат Святополка Ярослав с помощью варягов победил Святополка на берегу р. Альты и занял киевский великокня-жеский престол в 1019 г.
|
Ярослав I Мудрый (1019-1054).
Опасным соперником Ярослава был Мстислав Тмутараканский (Удалой). Левый берег Днепра был за Мстиславом, правый — за Ярославом. Только после смерти Мстислава Ярославу удалось объединить всю Русскую землю под своей властью (1036 г.).
В 1030 г. он совершил успешный поход в землю прибалтийской "чуди" и построил к западу от Чудского озера город Юрьев. Совершал походы в землю литовскую и в мазовецкую. В 1043 г. Ярослав послал "на Греки" (Византию) сына Владимира, но поход оказался неудачным.
Успехом закончилась борьба Ярослава с печенегами. Он нанес решительное поражение печенегам в битве под Киевом в 1036 г.
Он заселял пустынные места, построил города Юрьев (христианское имя Ярослава было Юрий) и Ярослав и замечательные соборы Св.Софии в Киеве и Новгороде, распространял христианство и грамотность, основал училище в Новгороде.
В его княжение было положено начало Киево-Печерской Лавре в 1051 г. Впервые назначил киевским митрополитом русского по происхождению Иллариона (за редчайшими исключениями митрополитами назначались греки константинопольским патриархом).
Факты и мнения
"О многом говорят нам и династические связи русских князей. Сестра Ярослава Мудрого Мария была замужем за польским королем Казимиром, а сестра Казимира была женой сына Ярослава — Изяслава... Дочь Ярослава Мудрого Анна была замужем за королем Франции Генрихом I... Другая дочь Ярослава — Елизавета была замужем за знаменитым викингом Гарольдом Смелым — впоследствии королем Норвегии".
(Д.СЛиханев)
"Подобно отцу — Владимиру, Ярослав не был князем только в значении вождя дружины, который стремился в дальние стороны за завоеваниями, славою и добычею; Ярослав, как видно, был более князем-нарядником страны. Он любил церковные уставы, был знаком с ними: неудивительно, что к его времени относится и первый писаный устав гражданский, так называемая "Русская правда".
(СМ. Соловьев)
"русская правда"
"Русская правда" (Р.П.) — сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права и на прежнее законодательство. Самую древнюю часть называют "Древнейшей правдой" или "Правдой Ярослава". Некоторые исследователи полагают, что она представляет собой грамоту Ярослава Мудрого (1016 г.). Грамота регулировала отношения княжеских дружинников между собой и с жителями Новгорода. В "Правде Ярослава" еще упоминается кровная месть. Но этот обычай уже отмирает, т.к. разрешена замена кровной мести денежным штрафом (вирой) в пользу семьи убитого.
"Р.П." предусматривала наказания за побои, нанесение увечий, укрывательство беглого холопа, порчу оружия и одежды. За уголовные преступления "Р.П." предусматривала штраф в пользу князя и вознаграждение в пользу потерпевшего. За тяжелые преступления по "Р.П." конфисковывали все имущество виновного, изгоняли из общины или лишали свободы.
В состав "Р.П." входят: "Правда Ярославичей" (ок. 1072 г.), "Устав Владимира Мономаха" (1113 г. и др. юридические памятники).
Устройство вотчин по "Русской Правде".
Центр вотчины — княжеский или боярский двор. Во главе управления вотчиной — огнищанин (от слова "огнище" — дом). Сбором налогов ведал княжеский подъездной. На земле вотчины работали феодально зависимые крестьяне.
Категории зависимых крестьян
Основная масса сельского населения называлась:
"смердами". Они жили как в крестьянских общинах (несли повинность в пользу государства), так и в вотчинах.
Закупы — разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг "купу" — часть урожая, скота, деньги. Закуп должен был работать на феодала-кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг.
"Холопы" или "челядь" были на положении рабов. Пополнялись из числа пленников, или через патриархальное домашнее рабство, когда в рабство попадали соплеменники.
"Правда Ярославичей" отменила кровную месть и усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения. Самый большой штраф платился за убийство старших дружинников, огнищан, княжеских подъездных (их жизнь оценивалась в 80 гривен).
Жизнь свободного населения — людей,
мужей — оценивалась в 40 гривен;
жизнь сельских и ратейных старост, ремесленников — в 12 гривен;
холопов — в 5 гривен.
Народные восстания
Усиление роли вотчин, дальнейшее развитие феодальных отношений привели к массовым народным выступлениям. Суздаль, 1024 г. Причина — голод, неурожай. Восстание возглавляли волхвы. Киев, 1068 г. Всыхнуло в результате поражения Ярославичей (Изяслав, Святослав и Всеволод) от половцев. Князья побоялись выдать оружие киевлянам, которые хотели сразиться с половцами. Городские "низы" разгромили дворцы богатых бояр. Великий князь Изяслав бежал в Польшу и вернулся с помощью поляков на киевский престол в 1069 г.
В 1113 г. вспыхнуло восстание в Киеве. "Чернь" громила дворы княжеских управителей, крупных феодалов и ростовщиков. Восстание бушевало четыре дня. Киевские бояре выбрали великим князем Владимира Мономаха (1113-1125). "Устав Владимира Мономаха" определил размер процен- тов при займах, улучшил правовое положение купечества, регламентировал запись в холопство. Установил виры, т.е. штрафы по уголовным делам в пользу обиженных.
Летопись называет Владимира II Мономаха "братолюбцем: нищелюбцем и добрым страдальцем за Русскую землю". Сын Владимира Мономаха — Мстислав I Владимирович (1125-1132). Его первым прозвали "Великим" до Петра I и Екатерины II. Но после смерти Мстислава Киевская Русь распалась на полтора десятка княжеств-государств.
Причины феодальной раздробленности на Руси
(Вторая треть XII в. — конец XV в.)
Многие русские дореволюционные историки объясняли причины феодальной раздробленности многодетностью русских князей, которые делили свои земли на отдельные княжества между сыновьями.
Современная историческая наука считает, что феодальная раздробленность на Руси явилась закономерным итогом экономического и политического развития раннефеодального общества.
Экономические факторы феодальной раздробленности (натуральное хозяйство и экономическая самостоятельность вотчин, замкнутость вотчин и общин, рост и укрепление городов); Политические факторы (родовые и территориальные конфликты, усиление политической власти местных князей и бояр); Внешнеэкономические — устранение на время половецкой опасности (В 1111 г. Владимир Мономах разгромил половецких ханов. Некоторые половцы откочевали на Кавказ).