ПИСЬМА ШРИ АУРОБИНДО К МАТЕРИ 10 глава




Из соображений секретности в эту ночь Шри Ауробиндо был переведён в дом приятеля Мотилала. Прошёл второй день. Встретившись с Мотилалом вечером, Шри Ауробиндо попросил его о другом убежище; той же ночью Мотилал вернул его в свой дом. Поскольку дом Мотилала представлялся не слишком удачным убежищем, был рассмотрен ряд вариантов, включая вариант «в квартале Кули» в северной части Чандернагора (Чондалпара). В конце концов, был снят дом рядом с храмом Джаганнатха неподалёку от Ганга.

Шри Ауробиндо провёл в Чандернагоре полтора месяца. Мотилал регулярно виделся с ним; они много беседовали о йоге. Шри Ауробиндо дал Мотилалу Садхану. Так были посеяны семена того, что позднее стало «Прабартак-Сангхой». После августа 1920 эта группа отделилась от Шри Ауробиндо.

Мотилал так описывает впечатление, произведённое на него Шри Ауробиндо: «Человек, полностью отдавшийся милости божьей — когда он говорил, казалось, что через него говорит кто-то другой... Я поставил перед ним тарелку с едой — он взглянул на меня и немного поел, чисто механически! Даже во время еды Шри Ауробиндо был погружён в себя. Он медитировал с открытыми глазами, и видел тонкие формы и духовные явления».

В Чандернагоре садхана Шри Ауробиндо продолжалась с прежней интенсивностью. У него было множество видений тонких планов. Во время медитации он видел фигуры трёх Богинь. Видение закончилось их уходом. Позднее, когда он переехал в Пондишери, он узнал в них Илу, Маха (Бхарати) и Сарасвати — ведических Богинь. В Чандернагоре Шри Ауробиндо виделся только с Мотилалом и одним-двумя людьми, обслуживающими его.

После его отъезда на его калькуттский адрес пришло множество анонимных писем. В одном из них его просили появиться публично. Он гневно отвечал, что уехал не потому, что испугался, и не потому, что существовал ордер на его арест. Если бы это было так, его бы уже увидели. Появились слухи, что правительство выдало ордер на арест Шри Ауробиндо, и это лишь укрепило его в подозрении, что письмо было написано агентом правительства. На деле, оснований для ареста не было.

В конце марта (вероятно, и в третью его неделю) Шри Ауробиндо получил внутреннее указание отправляться в городок Пондишери, о котором он писал в письме к Баптисте (1902 г.): «моё пристанище, моя пещера тапасьи, но не аскетической, а мной самим изобретённой».

О своём решении отравиться в Пондишери Шри Ауробиндо рассказал так: «Когда надо мной нависло обвинение, я тайно перебрался в Чандернагор, некоторые из моих друзей подумывали о том, чтобы переправить меня во Францию. Я размышлял о том, что же мне делать дальше. И тут я услышал Адеш (веленье) отправляться в Пондишери».

В конце марта Мотилал Рой послал Сукумару Митре в Калькутту весть о намерении Шри Ауробиндо отправиться в Пондишери. В конце этого же месяца Мони (Суреш Чакраварти) получил записку из Чандернагора, в которой его просили отправиться в Пондишери и подыскать там дом. Тамильский еженедельник «Индия», издававшийся в Пондишери, принадлежал националистам. Некто Шринивасачари, с которым была знакома революционная группа, был связан с этим изданием. С ним работали Субраманья Бхарати и Кришнамачари. Газета поддерживала националистические революционные взгляды.

Мони отправился 28-го, ему было дано рекомендательное письмо, адресованное Шринивасачари. Он отправился на станцию Ховра и занял место в вагоне второго класса. Он был одет как англизированный индус. Саурин Боуз, двоюродный брат Мриналини Деви, и Сукумар Митра, сын Кришна Кумара, провожали его: они вручили ему билет второго класса и 30 рупий денег. В Пондишери он прибыл 31 марта.

В то время некоторые люди считали, - кое-кто и сейчас так считает, - что Шри Ауробиндо оставил политику потому, что чувствовал свою беспомощность или же страх. Вот его собственное объяснение: «Должен сказать, что я оставил политику не потому, что почувствовал для себя невозможность сделать что-то большее, - подобные идеи никогда не были близки мне. Я оставил её для того, чтобы ничто не могло помешать моей йоге, об этом я получил вполне определённый Адеш. Я полностью прервал все связи с политикой; но перед этим я увидел внутри самого себя, что работа, начатая мной, пойдёт в заданном мною направлении; исполнять же её предстояло другим. Увидел я также и полный триумф этого начатого мною движения, - успех был несомненным, и моего присутствия не требовалось. Мой уход из политики никоим образом не был связан ни с разочарованием в ней, ни с ощущением бессмысленности этого занятия».

Некоторые считают, что Шри Ауробиндо было запрещено возвращаться в Британскую Индию. Из письма, написанного Баптисте в январе 1920 года видно, что это не так. В одной из вечерних бесед он сказал: «Запрет на возвращение в Британскую Индию никогда не налагался на меня. Напротив, лорд Кэрмайкл прислал мне приглашение; он предлагал мне поселиться в местечке типа Дарджилинга и там беседовать с ним на философские темы. Я отказался».

 

ГЛАВА 8

ОТПРАВЛЕНИЕ В ПОНДИШЕРИ

Ученик: Почему вы избрали Пондишери местом своей садханы?

Шри Ауробиндо: Мне был дан Адеш (высшее веление) на то, чтобы я отправлялся сюда.

 

* * *

Из людей, участвовавших в подготовке путешествия Шри Ауробиндо из Чандернагора в Пондишери осталось в живых трое[63]. Они опубликовали статью об этом событии за подписью Нагендры Кумар Гуха Роя. Статья была одобрена Сукумаром Митрой. Факты таковы.

Шри Ауробиндо попросил Мотилала Роя заняться приготовлениями с отъезду. Мотилал написал в Уттарпару Амару Чаттерджи, извещая того, что Шри Ауробиндо отправится из Чандернагора по воде 31 марта, и просил подготовить на причале Думур-Тала другую лодку, которая переправила бы Шри Ауробиндо на пароход «Дюплекс». Прочими приготовлениями, по словам Мотилала, предстояло заняться Сукумару Митре, который должен был ожидать Шри Ауробиндо на причале в Калькутте.

Мотилал написал письмо и в Калькутту, адресовав его Сукумару Митре, в нём говорилось о намерении Шри Ауробиндо отправиться в Пондишери и о переданной им просьбе тайно сделать следующее: встретить Шри Ауробиндо и его спутников на калькуттском причале, предварительно купив два билета на пароход «Дюплекс», отправляющийся в Пондишери. Один из билетов для Шри Ауробиндо, второй для молодого человека, который его сопровождал.

Необходимо было соблюдать величайшую осторожность, чтобы не допустить утечки сведений об отъезде Шри Ауробиндо. Нынешнему поколению трудно даже представить себе удушливую атмосферу тех лет. За домом Сукумара Митры велось наблюдение по причине того, что Шри Ауробиндо недавно уже останавливался здесь. Сукумару предстояла нелегкая работа.

Едва получив письмо Мотилала, Сукумар вызвал в редакцию «Сандживани» Нагендру Кумар Гуха Роя, националиста из Ноакхали. Он дал Нагену два чемодана и попросил отнести их домой. Нагендра в-шутку спросил, не бомбы ли в них? Сукумар посоветовал ему не беспокоиться о содержимом, а чемоданы держать при себе. Нагендра отнёс их в свой дом на Колледж-Сквер, 44/1.

На следующий день Сукумар сообщил Нагену два имени и попросил его купить два билета второго класса до Коломбо. Имена были взяты из ведомости подписчиков «Сандживани», если бы полиция и узнала их, она смогла бы убедиться в том, что они принадлежат реальным людям. Билеты до Коломбо брались для того, чтобы вывести возможную слежку на Коломбо, а не на Пондишери. Сукумар попросил его зарезервировать двухместную каюту, чтобы оба пассажира путешествовали вместе. Наген купил билеты и принёс их к нему, тот же попросил держать их пока при себе.

31 марта Сукумар вызвал Нагена и сказал ему, что он и его сосед Сурендра Кумар Чакраварти, с которым Сукумар уже говорил, должны нанять лодку на Багбазарском причале. Вместе с чемоданами они должны отправиться на причал Чханд-Пал и погрузить чемоданы в каюту «Дюплекса». Он сообщил Нагену, что пассажиры прибудут в лодке.

Наген был несколько смущён. Он спросил, как же он узнает этих людей. Сукумар ответил, что всей необходимой информацией располагает Сурен. Нагену внезапно открылось, что пассажиром будет Шри Ауробиндо. Он спросил Сукума: «Не ваш ли Аурода (Ауробиндо) собрался в путь?» Сукумар был поражён; улыбнувшись, он сказал: «Ты угадал. Но скажи, как ты об этом узнал?» Наген ответил: «Я каким-то образом почувствовал это». «Всё правильно, - сказал Сукумар, - но смотри, чтобы об этом не узнали другие».

31 марта, следуя договоренности, Амар Чаттерджи вместе со своим помощником Манматха Бисвасом сняли в Уттарпаре лодку и встретили Шри Ауробиндо на причале Думур-Тала. Они перевезли его на калькуттский берег. К их разочарованию, они не встретили там ни Сукумара, ни Биджоя Нага, хотя существовала тайная договоренность. Амар нанял извозчика и отправился вместе с Манматхой и Шри Ауробиндо к дому Сукумара на Колледж-Сквер. Они остановились, не доехав до дома; Манматха Бисвас было послан в дом узнать, там ли Сукумар, Сукумара не было. Решив, что Сукумар встречает их на причале, они вернулись назад.

На деле, Наген и Сурендра, посланные Сукумаром для встречи и сопровождения Шри Ауробиндо на борт «Дюплекса», задержались, переправляясь через реку, по этой причине они не встретили лодку, в которой были Шри Ауробиндо, Амар и Манматха. Потерпев неудачи, Наген и Сурендра вернулись к Сукумару и всё ему рассказали. Сукумар приказал им немедленно отправляться на причал Чханд-Пал и забрать чемоданы из каюты. Участие в операции Сурендры на этом закончилось. Было уже шесть вечера. Наген выяснил, что врач, выдававший медицинские справки, уже закончил осмотр пассажиров и отправился домой. Наген нашёл капитана, взял у него адрес врача и приказал кули забрать чемоданы. Кули сказал Нагену, что знает, где живёт доктор, и знаком с его слугой; он мог бы уладить всё сам. Тогда Наген попросил кули подождать его на пристани, сам же, наняв извозчика, отправился к Сукумару. Сукумар ждал его, Наген доложил, что он привёз чемоданы, Сукумар приказал ему срочно отправляться на пристань, где его в экипаже ждали Шри Ауробиндо и Амар. Он должен был передать им билеты и устроить получение медицинского свидетельства. Сукумар дал Нагену деньги на оплату доктора.

Наген погрузил чемоданы в ожидавший его экипаж и вернулся на Чханд-Пал. Экипаж Шри Ауробиндо стоял в стороне. К Нагену подошёл кули и сказал ему, что пассажиры, которых он ждал, уже прибыли, он же известил господ (Бабу), что чемоданы у Нагена.

Наген поставил чемоданы в ожидавший его экипаж и сел в него сам, рядом с Амаром. Шри Ауробиндо и Биджой Наг сидели напротив. Кули сел рядом с кучером. Доктор жил в Човрингхи. Они подъехали к его дому, и кули пошёл за ним. В то же время Наген передал билеты, имена и адреса Шри Ауробиндо: имена Шри Ауробиндо и Биджоя теперь были соответственно Джотиндранатх Митра и Банкимчандра Басап. Он передал Шри Ауробиндо и 32 рупии — деньги для доктора.

Прежде, чем доктор пригласил их, прошло полчаса. Молодые люди тихо переговаривались. Шри Ауробиндо сидел молча. Носильщику показалось, что Шри Ауробиндо наполнен дурными предчувствиями. Он сказал об этом Нагену, тот же ответил: «Нет, Бабу ничего не боится; просто недавно он болел малярией, и его тело ослабло — вот вы и думаете, что он чего-то боится». Но объяснение Нагена, похоже, не удовлетворило носильщика.

Он подбежал к Шри Ауробиндо, встал перед ним и сказал: «Бабаджи, ты боишься? Доктор очень хороший человек. Бояться не надо». Он похлопал Шри Ауробиндо по плечу, спутники Шри Ауробиндо переглянулись и заулыбались из-за такого странного поведения носильщика. Улыбнулся и Шри Ауробиндо.

Через какое-то время появился слуга доктора, он пригласил Шри Ауробиндо и Биджоя в дом. Через пятнадцать минут они вышли со справками. Доктор успел заметить, что Шри Ауробиндо говорит на чистом английском. Шри Ауробиндо ответил, что он получал образование в Англии.

В том же экипаже они вернулись на причал Чханд-Пал. На лице Шри Ауробиндо не было и тени тревоги или беспокойства. Другие были несколько утомлены и озабочены тем, что события развивались не по плану; Шри Ауробиндо же, - тот, о ком все беспокоились, - был недвижен, тих и спокоен. Он сидел словно статуя, - казалось, он медитирует. Впервые Наген наблюдал такое бесстрашие Шри Ауробиндо.

Около 11 ночи они вернулись на Чханд-Пал. Все прошли в каюту, взяв с собой оба чемодана. Биджой стал готовить койку для Шри Ауробиндо, Амар и Наген встали перед ним и исполнили намаскар. Амар передал Шри Ауробиндо деньги, переданные ему заминдаром Уттарпары Раджендрой Мукерджи. Затем он и Наген ушли. Наген поклонился, и оба спустились по трапу.

Об отъезде Шри Ауробиндо знали только нижеперечисленные: Мотилал Рой, Суреш Чакраварти (Мони), который уже был в Пондишери, Амар Чаттерджи, Манматханатх Бисвас, Сурендра Кумар Чакраварти, Сукумар Митра, Нагендра Кумар Гуха Рой, Биджой Кумар Наг, сопровождавший Шри Ауробиндо, и Раджендранатх Мукерджи, заминдар Уттарпары. Ранним утром 1 апреля 1910 года пароход покинул Калькутту.

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ГЛАВА 9

ПОНДИШЕРИ: 1910-1926

Как уже было сказано, Мони прибыл в Пондишери 31 марта. Он встретился со Шринивасачари и сообщил ему, что прибытие Шри Ауробиндо ожидается 4 апреля. Но ни Шринивасачари, ни другие не поверили ему. Они считали крайне маловероятным, что Шри Ауробиндо решил поехать далеко на юг, в Пондишери, вместо того, чтобы выбрать место поближе к Бенгалии. Мони убеждал их в том, что необходимо подыскать дом; они же, похоже, не обращали на него внимания. Наконец, в день прибытия, Мони стал просить их как-то решить этот вопрос заранее. Ему ответили, что как только Шри Ауробиндо появится, ему тут же отыщут дом. Всё это время они подозревали в Мони шпиона. Говорилось и о том, что если Шри Ауробиндо действительно приедет, то ему будет устроена встреча. Мони вступил с ними в спор и в конце концов убедил их отказаться от этой идеи, поскольку Шри Ауробиндо приедет тайно, более того, он желает сохранить уединение. Встречать Шри Ауробиндо в порту отправились Мони, Шринивасачари и Бхарати. В четыре часа дня 4 апреля 1910 года пароход прибыл в Пондишери. После чая Шри Ауробиндо отвели в дом Шанкера Четти на Комти-Четти-Стрит. В качестве гостя Шанкера Четти Шри Ауробиндо оставался здесь до октября.

Тётя и дядя Шри Ауробиндо мистер и миссис Кришна Кумар Митра, а также его бабушка миссис Раджнарайан Боуз очень тревожились о нём и искали надёжного подтверждения его благополучного прибытия в Пондишери. Через неделю после того, как Шри Ауробиндо оставил Калькутту, к Кришна Кумар Митра пришёл человек, сказавший ему, что сэр Чарльз Кливленд, генеральный директор криминальной полиции, живший в отеле «Грейт Истерн», получил шифровку, в которой сообщалось о прибытии Шри Ауробиндо в Пондишери. Этот джентльмен сделал это, полагая, что Митра очень тревожится за безопасность племянника. Отсюда видно, сколь хорошо хранились секреты: Сукумар Митра, принимавший деятельное участие в подготовке отъезда Шри Ауробиндо, очевидно, ничего не сказал отцу. В мае 1910 года Мотилал Рой послал Сударшана в Пондишери, чтобы тот узнал о состоянии дел Шри Ауробиндо.

Балай Девшарма писал: «Узнав, что Шри Ауробиндо уехал в Пондишери, Монораджан Гухатхакурта и Шьямсундар Чакраварти отправили ему письмо, предлагая руководить ими (и партией). Пришёл ответ; его смысл сводился к тому, что освобождение Индии взял на себя Шри Кришна, и потому исходной точкой для них должно быть укрепление в йоге. Это письмо было зачитано в доме Шьямсундара на Видьясачар-стрит (Калькутта)».

В этом году для участия в выборах во Французскую Палату Парламента по поручению М. Поля Блиссона в Пондишери прибыл Поль Ришар. Блиссон был избран, Ришар узнал, что Шри Ауробиндо прибыл в Пондишери и что он занимается йогой. Их встречу, по всей видимости, устроил Зир Найду, друг Ришара. Они втречались в течение двух дней в доме Шанкера Четти, каждая встреча продолжалась два-три часа. Ришар задал Шри Ауробиндо множество вопросов: один из них касался символического значения лотоса. Шри Ауробиндо объяснил, что лотос символизирует открытие сознания Божественному, это видно в любом из тонких планов сознания. Через несколько лет (вероятно, в 1918) Ришар прочёл речь, - вошедшую и в его книгу, которая называлась «Заря над Азией», - в которой он говорил о Шри Ауробиндо как о будущем лидере Азии.

В Пондишери Шри Ауробиндо избегал случайного общения. Мони и Биджою была дана инструкция отваживать случайных посетителей. Живя в центре города, он практически оставался в одиночестве. Жил он на верхнем этаже дома Шанкера Четти, вниз же спускался только для купания.

Именно здесь Шри Ауробиндо устроил 23-дневное голодание. О том, что он голодает, знали только Мони и Биджой. Всё это время Шри Ауробиндо продолжал свою обычную работу — гулял, медитировал, писал и т. д. Из голодания он вышел сразу, приняв обычное для себя количество пищи; хотя обычно предписывается совершать этот переход постепенно. Ни витальная, ни ментальная энергия его нисколько не уменьшились, хотя и произошло некоторое усыхание телесной массы. Он пришёл к выводу, что физическая жизнь невозможна без пищи.

Ниже приведены две беседы, касающиеся вопроса о голодании.

«Ученик: Возможно ли обходиться без пищи?

Шри Ауробиндо: Да. Когда я устроил 23-дневное голодание в доме Четти, я едва не разрешил эту проблему. Я мог гулять как обычно — по восемь часов каждый день. Я продолжал свою ментальную работу и Садхану; по прошествии этого периода я был ничуть не слабее, чем в его начале. Но сама плоть стала усыхать, а я не нашёл источника, который мог бы компенсировать это. И ещё, когда я закончил голодание, я не стал следовать правилам тех, кто предпринимает длительное голодание, - они начинают с малого количества пищи и постепенно увеличивают его. Я же вернулся сразу к своей обычной норме... Я пробовал голодать и в тюрьме, - тогда это заняло десять дней, а спал я раз в три дня. При этом я потерял десять фунтов веса, но ощущал себя более сильным, чем прежде. После голодания я мог поднять вес, прежде непосильный для меня».

«Шри Ауробиндо: Я голодал дважды: десять дней в Алипоре и 23 дня в Пондишери. В Алипоре я был всецело занят йогой, пищу же я выливал в ведро. Суперинтендант, разумеется, не знал об этом; лишь два охранника были в курсе. Они говорили другим: «Этот джентльмен заболеет. Долго он не протянет!» Хотя моя физическая масса и уменьшилась, я стал сильнее и мог поднять над головой бак с водой, чего мне не удавалось прежде.

Когда я голодал в Пондишери, мои ментальные и витальные силы переживали расцвет. Я работал по восемь часов в день и не чувствовал усталости. Прекратив голодание, я тут же вернулся к обычному для меня количеству пищи.

Ученик: Благодаря чему становится возможным подобное голодание?

Шри Ауробиндо: Человек черпает энергию из витального плана, тем самым перестав быть зависимым от физической субстанции. Живя в Калькутте, я одно время питался лишь рисом и бананами. Это оказалось очень хорошей пищей».

В течение первых трёх месяцев пребывания Шри Ауробиндо в Пондишери регулярно проводились вечерние сеансы автоматического письма. Так была написана книга «Йогическая садхана». В день писалось по главе, таким образом, книга была закончена за восемь дней. В последний день Шри Ауробиндо показалось, что некто похожий на Раммохана Роя перешёл в тонкий мир в верхнем углу комнаты.

Он пришёл к выводу, что книга была надиктована Раммоханом Роем. Редакторский эпилог в конце книги был написан самим Шри Ауробиндо. Именем редактора значилось «Уттара-Йоги» («Йог с Севера» прим. пер.)

К.В. Рамасвами Айенгар, заминдар Кодайлама, впервые встретился со Шри Ауробиндо в доме Шанкера Четти. До 1906 года он представлял землевладельцев в Законодательной Ассамблее Дели. Он разыскивал Шри Ауробиндо по следующей причине. Один йог по имени Нагаи Джапата был его семейным гуру. Оказавшись у врат смерти, этот йог созвал своих послушников. К.В.Р. Айенгар спросил его о духовном водителе, которого следует принять для дальнейшего развития. Какое-то время йог хранил молчание, затем сказал, что с севера придёт великий йог, к помощи которого можно прибегнуть. Тогда Айенгар спросил его, как же распознать именно этого йога, ведь с севера приезжает множество йогов. Джапата ответил, что этот йог окажется на юге в поисках убежища; прежде, чем он покинет север, он заявит о трёх идеях.

Об их встрече почти ничего не известно. Разве что следующее: К.В.Р. Айенгар обещал Шри Ауробиндо материальную помощь, - более того, он тут же передал ему некую сумму. В те дни того, кто осмеливался давать революционным лидерам деньги, ждали большие неприятности. По этой причине ничего не было сказано ни о деталях встречи, ни о переданной сумме. Айенгар приезжал к Шри Ауробиндо в Пондишери ещё дважды. Именно он опубликовал для Шри Ауробиндо брошюру «Йогическая садхана».

В одной из вечерних бесед Шри Ауробиндо сказал об Айенгаре: «На юге жил известный йог, который, умирая, сказал своим ученикам, что на юг придёт Пурна-йог с Севера; он будет известен тремя идеями; этими тремя идеями и были «три одержимости», о которых я писал в письме к жене. Заминдар, бывший учеником йога, разыскал меня и издал книгу «Йогическая садхана».

В. Рамасвами Айенгар, впоследствии известный в тамильской литературе как «Ва-Ра», прибыл в Пондишери вместе с К.В.Р. Айенгаром. Приехав в другой раз, он в течение некоторого времени жил у Шри Ауробиндо. Примечательно, что Шри Ауробиндо видел В.Рамасвами тонким видением ещё до встречи с ним. Об этом и о другом подобном видении он пишет в письме: «Подобные видения бывали и у меня, но обычно я не старался запоминать или проверять их. Было два примечательных случая, относящихся к первому виду и потому оставшихся в моей памяти. Однажды я попробовал представить недавно избранного депутата, но увидел совсем другого человека, - впоследствии этот человек прибыл к нам в роли правителя. Я вряд ли смог бы встретиться с ним, если бы не произошла нелепая ошибка, в результате которой я оказался в его кабинете — и я тут же узнал его. Во второй раз я видел некоего В. Рамасвами, с которым я должен был встретиться: но увидел я его не таким, каким он был при встрече, а таким, каким он стал через год после того, как поселился в моём доме. Облик его стал полностью совпадать с образом видения, - лицо гладко выбритое, грубое, жёсткое, полное энергии, - прямая противоположность тому мечтательному облику полного энтузиазма вайшнава, который пришёл ко мне. Я видел не просто того, кого никогда не знал, - я видел его в будущем, - это было пророческое видение».

Пока Шри Ауробиндо и его молодые спутники жили на Комти-Четти-Стрит, жизнь их была нелегка. Либо Мони, либо Биджой (либо они вместе) готовили утром чай для Шри Ауробиндо. Обед тоже готовился в доме: обычно подавался рис, овощи, расам и самбар. Вечером Шри Ауробиндо обычно ограничивался чашкой пайас (сладкое молоко и рис). Все спали на полу. Шри Ауробиндо на тонком матрасе, Мони и Биджой на соломенных матрасах. В дальнейшем Мони и Биджой завели привычку покупать и готовить для Шри Ауробиндо яйца.

В октябре Шри Ауробиндо покинул дом Шанкера Четти и переехал в южную часть города, в дом, принадлежащий некоему Сандеру Четти. Здесь Шри Ауробиндо оставался до апреля 1911. В конце сентября, перед самым переездом в Пондишери, приехала двоюродная сестра Мриналини Деви — Саурин Боуз. В ноября прибыл Нолини Канта Гупта. Теперь здесь было уже четверо молодых людей: Мони, Биджой, Саурин, Нолини.

7 ноября 1910 Шри Ауробиндо сообщил через мадрасскую газету «Хинду» о своём отходе от политики. «Я буду очень обязан вам, если вы позволите мне проинформировать всех тех, кого волнует вопрос о моём местонахождении, что я живу и впредь буду жить в Пондишери. Британскую Индию я покинул за месяц до того, как против меня было начато дело; поскольку я сознательно избрал это место, где моей йогической садхане не будут мешать ни политическая работа, ни преследование, поскольку я уже нарушил связи с политической работой, я не считаю правомочными обвинения в подстрекательстве, которые могли бы наложить на меня, продолжи я активное занятие политикой. Я живу здесь подобно религиозному отшельнику, меня посещает лишь ограниченный круг индийских и французских друзей; впрочем, моё местообитание давно не является секретом, - оно известно и агентам правительства, и жителям Мадраса, узнавшим об этом по слухам, и всем обитателям Пондишери. Против собственной воли я вынужден теперь придать этому широкую огласку. Мой нынешний статус даёт некоторым людям скрытое основание для построений теорий о том, что я де нахожусь не в Пондишери, а в Британской Индии; хочу решительно заявить, что с марта прошлого года я не бывал в Британской Индии, и я не ступлю на её территорию до тех пор, пока не буду иметь право вернуться туда официально. Все противоречащие этому утверждения, которые делаются сейчас или будут делаться в будущем, ложны. Теперь хотелось бы внести ясность в другой вопрос, - сейчас я отошёл от любого рода политической активности и не стану общаться с теми, кто будет затрагивать политические вопросы. Я откладываю объяснение того, почему я покинул Британскую Индию, до момента, когда Верховный Суд Калькутты придёт к заключение о моей виновности или невиновности по поводу оценки моей статьи в «Кармайогине», которая вменяется мне в вину».

7 ноября Верховный Суд Калькутты пришёл к заключению об отсутствии состава преступления в деле о «Кармайогине» и его издателя Манмохана Гхоша (он обвинялся главным судьёй округа). Разбираемая статья «Моим соотечественником» не была признана подстрекательской.

После того, как был снят дом, все четыре молодых человека стали готовить по очереди. По утрам всем давались чай, молоко, сахар и хлеб. Ланч состоял из трёх фунтов мяса, поделенного на пять частей, иногда подавались карри и другая пища; ланч проходил между 11:30 и 12:30. От трёх до четырёх часов дня Шри Ауробиндо подавалась чашка чая. Вечером были рыба, рис и какое-нибудь овощное блюдо или блюда с карри. Единственными предметами обстановки были походная кровать Шри Ауробиндо, стол и два стула. Слуги не было.

До апреля 1911 Шри Ауробиндо снимал дом Сандера Четти. С апреля 1911 по апрель 1913 он жил в доме Рагхава Четти.

В 1911 в Пондишери прибыл Мотилал Рой. Он провёл здесь полтора месяца. Со Шри Ауробиндо он встречался два раза в неделю. Шри Ауробиндо спросил Мотилала о его садхане. Когда-то он давал Мотилалу мантру, которую тот должен был повторять. На вопрос Мотилала о том, стоит ли ему продолжать джапу, Шри Ауробиндо ответил отрицательно. Для соблюдения секретности Мотилал приходил в дом через чёрный ход.

Свой визит 1911 года Мотилал описывает в одной из своих книг; его воображение существенно окрашивает детали. Но в одном он не ошибался — это было время чрезвычайных экономических трудностей.

В этом году (1911) приходилось готовить по очереди. Все жильцы дома, свободные от дежурства на кухне, после купания ждали ланча на кухне, которая одновременно служила и столовой. Шри Ауробиндо купался последним, затем шёл прямо в столовую. В доме было всего две лампы — газовая в комнате Шри Ауробиндо и маленькая керосинка на кухне. На время ужина газовую лампу переносили на кухню.

В течение года Шри Ауробиндо давал Мони и Нолини уроки латыни, греческого и французского. Каждый месяц на 10 рупий заказывали книг. Шри Ауробиндо побывал в доме Шринивасачари, будучи приглашён туда на свадьбу дочери хозяина дома.

По достижении известной стабильности садханы Шри Ауробиндо намеревался вернуться к активной деятельности. В дневнике одного из садхаков от 30 марта 1924 была сделана такая запись: «Когда Шри Ауробиндо прибыл в Пондишери, его идея состояла в том, что садхана займёт полгода, после этого все присутствующие разъедутся и возобновят свою работу. Прошёл год, но Шри Ауробиндо не оставил садханы. Затем предельным сроком были названы четыре года. В это время началась первая мировая война».

К.В.Р. Айенгар встречался со Шри Ауробиндо в этом доме. Вероятно, он обещал финансовую помощь, но она была нерегулярной и недостаточной. В. Рамасвами (Ва-Ра), приехавший к Шри Ауробиндо из Танджора, встречался с ним каждый вечер. К.Амрита навещал В. Рамасвами. Чтобы передать атмосферу и тяготы тех дней, стоит упомянуть о едва не произошедщем инциденте. Некто Нанд Гопал Четти, чья семья обеспечивала работы по разгрузке пароходов не только в Пондишери, но и в Мадрасе, Нагапаттаме и т. д., был человеком богатым и влиятельным. Нанд Гопал играл заметную роль и в политике Французской Индии. Вероятно, он согласился принять участие в планах агентов британского правительства, задавшихся целью выдворить Шри Ауробиндо из Французской Индии силами наёмников, в результате чего британские власти смогли бы арестовать его по произвольному обвинению. Информацию о готовящейся акции Шри Ауробиндо получил от Мони, Биджоя и других. Чтобы сорвать этот план и предотвратить захват дома, молодые люди вооружились бутылками с кислотой. К счастью, ничего не произошло. Впоследствии стало известно, что в день похищения лидерами оппозиционной политической партии был выдан ордер на арест Нанд Гопала (дело касалось выборов), и чтобы избежать ареста, тому пришлось бежать в Мадрас. План был окончательно сорван.

Периодически дом Шри Ауробиндо подвергался обыску агентами французской полиции. Обстоятельства этого дела были таковы. Множество политических беженцев и революционеров из Британской Индии находили приют в Пондишери, поскольку этот город являлся французской территорией. До начала первой мировой войны французы видели в англичанах конкурентов и ревностно отстаивали права политических беженцев, выступавших против английского владычества над Индией. В.В.С. Айар, революционер, Субраманья Бхарати, поэт-патриот, и Шринивасачари в 1910 году уже находились здесь, затем сюда же приехал Нагасвами Айар, Шри Ауробиндо и ещё четыре человека из Бенгалии. В 1912 году В.В.С. Айар был вовлечён в революционную работу. Вследствие этого британское правительство увеличило число секретных агентов СТС (Отдел Уголовного Розыска) в Пондишери.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: