ТЕМА: «ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ ПРИ НЕОТЛОЖНЫХ
СОСТОЯНИЯХ У ДЕТЕЙ.»
Студент должен знать:
принципы оказания неотложной помощи детям при:
- гипертермии;
- ларингоспазме;
- судорогах;
- одышке, стенозирующем ларинготрахеите;
- носовом кровотечении;
- обмороке, коллапсе;
- анафилактическом шоке,
- рвоте, метеоризме;
- асфиксии;
- остром расстройстве пищеварения;
- отравлении;
- при остановке дыхания и сердечной деятельности.
Студент должен уметь:
- проводить диагностический поиск по синдрому, оказывать догоспитальную помощь;
- определить транспортабельность больного, оформлять направление в стационар;
- делать инъекции внутримышечно, внутрикожно, подкожно, внутривенно;
- провести ингаляцию;
- организовать подачу увлажненного кислорода;
- рассчитать возрастную дозу лекарственных препаратов, используемых при неотложных состояниях;
- измерить АД, температуру, подсчитать ЧДД, ЧСС.
- Провести оральную регидратацию, очистительную клизму, промыть желудок, поставить газоотводную трубку, подмыть ребенка, применить грелку, пузырь со льдом, собрать мочу на общий анализ.
Содержание учебного материала.
- механизм развития, клинические проявления, дифференциальный диагноз, тактика фельдшера при остановке сердечной деятельности и остановке дыхания, ларинго-спазме, судорожном синдроме, стенозирующем ларинготрахеите, гипертермии.
- Тактика фельдшера при обмороке, носовом кровотечении, коллапсе, анафилактическом шоке.
- Тактика фельдшера при кишечном токсикозе с эксикозом, инфекционно-токсичес-ком шоке у детей;
- Тактика фельдшера при отравлениях в детском возрасте.
Самостоятельная работа:
|
- курация больных;
- отработка манипуляций по алгоритму (применение пузыря со льдом, грелки, инъекции В/м, П/к, В/в, В/к, измерение АД, подсчет ЧДД, ЧСС, проведение ингаляции, сбор мочи на общий анализ, смена нательного и постельного белья, подмывание девочек и мальчиков);
- формирование умения общения с пациентами, их семьей: расспрос и объективное обследование с использованием фельдшерской истории болезни ребенка и последующим составлением плана ухода за ребенком.
ГИПЕРТЕРМИЯ.
ГИПЕРТЕРМИЧЕСКИЙ СИНДРОМ.
ГИПЕРТЕРМИЕЙ называют повышение температуры тела свыше 38 о С. Гипер-термия – самый частый симптом заболеваний у детей.
В настоящее время известно, что гипертермия – это защитно-компенсаторная реакция, благодаря которой усиливается иммунный ответ организма на болезнь, так как:
- возрастает бактерицидность крови;
- повышается активность лейкоцитов;
- повышается выработка эндогенного интерферона;
- усиливается интенсивность метаболизма, который обеспечивает ускоренное поступление питательных веществ к тканям.
Кроме того, лихорадка – это защитная реакция, важна ее роль как симптома, свиде-тельствующего о наличии в организме патологического процесса.
Однако необходимо помнить, что, как и в большинство неспецифических защитных реакций (боль, воспаление, шок), лихорадка играет свою защитную алаптивную роль только до определенных пределов. При прогрессивном нарастании температуры проис-ходит значительное увеличение нагрузки на дыхание и кровообращение (на каждый гра-дус повышения Т более 37 о С частота дыхания увеличивается на 4 дыхания в минуту, пульс – на 10 ударов в минуту, что приводит к повышению поступления кислорода в кровь. Однако даже такое увеличенное количество кислорода в крови уже не обеспечивает возрастающие тканевые потребности в нем, развивается гипоксия, от которой в первую очередь страдает ЦНС и нередко развиваются фебрильные судороги. Чаще всего они отмечаются на фоне Т –39-40о С, хотя степень гипертермии, при которой возникают эти расстройства, очень вариабельна и зависит от индивидуальных особенностей организма ребенка.
|
Классификация гипертермии.
Тип гипертермии | Показатели температуры. |
Субфебрильная | 37-38 о С |
Умеренная | 38-39 о С |
Высокая | 39 - 41 о С |
гиперпиретическая | Более 41 град. С |
Причины, вызывающие развитие гипертермии, могут быть инфекционными и неинфекционными. У детей гипертермия часто осложняется судорожным синдромом.
При гипертермическом синдроме нарушается терморегуляция, что приводит к повы-шению теплопродукции и снижению теплоотдачи. В результате происходит перегревание организма.
Симптомы гипертермии:
- гиперемия кожных покровов;
- умеренное повышение потоотделения;
- повышение температуры тела свыше 38оС;
- разница между подмышечной и ректальной температурой составляет не более
0,5 о С;
- умеренно выраженная тахикардия;
- умеренно выраженное повышение частоты дыхания.
Симптомы гипертермического синдрома:
- возбуждение;
- неадекватность поведения;
- мраморность кожных покровов;
- акроцианоз (у детей младшего возраста цианоз носогубного треугольника);
|
- холодные конечности;
- озноб;
- разница между подмышечной и ректальной температурой больше 0,7 о С;
- судорожная готовность, судороги (чаще у детей младшего возраста).
Гипертермический синдром требует немедленной неотложной терапии!
Клиническая картина:
Различают «белую» и «розовую» гипертермию (или лихорадку).
При «белой» гипертермии появляются клинические признаки централизации кровообра-щения: сухость, бледность, мраморность кожи, холодные на ощупь конечности, тахикар-дия, повышение систолического АД.
При «розовой» гипертермии кожа розовая, влажная, горячая на ощупь. Отсутствие пот-ливости у ребенка с розовой кожей и лихорадкой должно насторожить, так как это может быть при наличии диареи, рвоты, тахипноэ.
Причины, вызывающие лихорадку, делятся на две группы: инфекционные и неинфек-ционные. Факторами, способствующими развитию лихорадки, являются возбуждение центра терморегуляции, гипоксия мозга, обезвоживание.
В зависимости от величины подъема температуры тела лихорадка может быть субфеб-рильной (37-38 град. С),умеренной (38,1-39 град. С), высокой (39,1 – 41 град. С) и чрез-мерно высокой (выше 41 град. С). Если теплопродукция соответствует теплоотдаче, у ре-бенка возникает прогностически благоприятная «розовая» лихорадка, при которой кож-ные покровы влажные, гиперемированные. Конечности на ощупь горячие. Тахикардия и частота дыхания соответствуют температуре тела. При применении жаропонижающих препаратов быстро наступает снижение температуры.
О более тяжелом состоянии – гипертермическом синдроме, («белой» лихорадке) гово-рят, когда на фоне высокой температуры сохраняется ощущение холода, появляются оз-ноб, бледность, «мраморность» кожи. Конечности холодные. Выявляется симптом «бело-го пятна». Учащение дыхания и пульса не соответствует температурной реакции. Пораже-ние центральной нервной системы может проявляться возбуждением или вялостью, галлюцинациями, бредом, судорогами.