Ключевые термины и понятия 6 глава




 

Помимо государственных пенсионных систем получили развитие также частные пенсионные фонды и корпоративные пенсионные системы, особенно развитые в странах с низким уровнем государственного пенсионного обеспечения (например, в США). Частные пенсионные фонды особенно привлекательны для лиц с высоким уровнем доходов, поскольку позволяют обеспечивать высокий уровень пенсий, а также некоторый уровень дохода на накапливаемые в фонде сбережения. В тоже время, как и любые частные капиталовложения, они носят рискованный характер, хотя государство и стремится ограничить эти риски.

Развитые страны довольно сильно различаются и с точки зрения исторически сложившихся систем социального страхования (см. Табл. 4.13).

 

Таблица 4.13. Схемы социального страхования (изменения в % годового располагаемого дохода для среднего производительного работника при переходе от зарплаты на выплаты из фондов социального страхования, 1996)

Страховой случай Швецияa Дания Финляндия Германия Великобритания Нидерланды Канада
Безработица в течение 12 месяцев, страховые выплаты -29 -35 -38 -42 -79 -27 -44
Болезнь в течение 1 неделиb -0.8       -0.4   -1.5
Трудовая травма, полная неработоспособность   + 26 -8 + 15 -57 -27 -10
Отпуск по беременности и родам, обычная продолжительность -2 -3 -2   -3   -4
Пенсия по старостиc, полный стаж -36 -44 -33 -25 -47 -53 -45

a1997 г. Основаны на обычной норме социального страхования в 75% с учетом увеличения нормы страхования по безработице до 80% в четвертом квартале.

b Включая корпоративные выплаты.

c Максимальный размер по государственной пенсионной схеме, но без учета корпоративных пенсий.

SOURCE: H. Hansen, "Elements of Social Security", Report 98:4 from the Danish National Institute of Social Research, 1988; ESO Report Ds 1997:73, in OECD Economic Survey of Sweden, 1999,125.

Источник: Kennet D. A New View of Comparative Economic Systems. Fort Worth FL – Orlando TX: Harcourt college publishers, 2001, p. 158

 

Согласно данным этой таблицы, наиболее полное возмещение заработной платы в результате наступления страховых случаев обеспечивают Швеция, Дания, Германия и Финляндия. Еще раз можно убедиться, что социальный трансферты достигают наибольших величин в странах с социал-демократической и в некоторых странах с социально-либеральной моделью экономики.

В развитых странах существенные различия имеют место также и в размерах оплаты детских пособий и других социальных трансфертных выплат.

Другой компонент социальных расходов государства (и, соответственно, доходов его граждан) – затраты на образование и здравоохранение.

Страны-члены ЕС по показателям удельных затрат на образование и здравоохранение, т.е. по вложениям в «человеческий капитал» находятся примерно в равных условиях. Так, доля расходов на образование в процентах от ВВП в подавляющем большинстве стран ЕС была не ниже 5%, а в ряде стран и заметно выше: Норвегия — 7,4%, Финляндия — 7,5%, Франция — 6,0%, Дания — 8,1%. Что касается доли расходов на здравоохранение в процентах от ВВП, то этот показатель для подавляющего большинства стран-членов ЕС был не ниже 6%. При этом указанный показатель в Германии был 8,3%, в Бельгии — 6,8%, Дании — 6,7%, Голландии — 6,1%, во Франции — 7,1%, Швейцарии — 7,1%. Насыщенность врачами (в расчете на 10 000 человек) во многих странах-членах ЕС была в пределах 30—38 человек. Только в Ирландии и Великобритании этот показатель был ниже, а в Греции и Италии выше указанных пределов[103].

По показателям вложений в человеческий капитал большинство западноевропейских стран не сильно отличалось от других развитых стран, в том числе от стран либеральной модели рыночной экономики (США, Австралии, Новой Зеландии, Канады), хотя последние и по уровню общих государственных расходов и расходов на социальную политику все же отстают от многих стран Западной Европы, и в особенности от стран с четко выраженной социал-демократической моделью.

Влияние этих различий на экономическое развитие стран с развитой капиталистической экономикой неоднозначно. Различный уровень отношений партнерства и социальной солидарности создает как конкурентные преимущества, так и слабости.

На первый взгляд, лидерами в борьбе за лучшие конкурентные позиции в мировой торговле среди промышленно развитых стран становятся страны с низким уровнем социальной ориентированности экономики, добившиеся ограничения роста государственных расходов вообще и социальных в частности. К ним относятся США, Швейцария, Новая Зеландия. Так, в странах ЕС на момент образования Союза доля социальных расходов в ВВП составила 28%, в то время как в США — 25%, включая частные инвестиции в социальную сферу[104]. В конкурентной борьбе США благодаря меньшим расходам на социальные программы обладает сравнительным преимуществом по отношению к другим развитым странам с более высокими социальными расходами. В результате этого США прибегает к «социальному демпингу» в международной конкуренции по отношению к своим торговым партнерам.

В США относительно более низким является не только уровень социальных расходов, но и уровень заработной платы. Средняя часовая зарплата в промышленности стран ЕС составляет 22,3 евро (в Германии – 26,5 евро), а в Соединенных Штатах – 17,5 евро. Это составляет 65% к уровню Германии и 78% к уровню Западной Европы. Следует заметить также, что в Европе почасовая оплата росла вместе с ростом производительности труда, в то время как в США рост производительности труда сопровождался падением заработной платы (которое и было одним из главных источников роста американской производительности)[105].

Однако в тоже самое время более высокий уровень вложений в «человеческий капитал» создает потенциальные преимущества в развитии современной «экономики знаний», и в последние несколько лет Европа вновь, как и в 50-е – 70-е гг. ХХ века, начинает обгонять США по многим показателям экономического развития. Рост производства в Европе обеспечивается при большей социальной однородности общества, не связан с расширением занятости и сопровождается сокращением совокупного рабочего времени общества, что как раз соответствует современным тенденциям постиндустриального развития[106].

Чрезвычайно важным для формирования уровня доходов населения любой страны с рыночной экономикой является состояние рынка труда. От его структуры, сбалансированности, и от регулирующей роли государства зависит не только формирование первичных доходов занятых, но во многом и общее состояние экономики.

В странах с либеральной моделью меры по регулированию рынка труда ограничиваются в основном выплатой временного пособия по безработице и установлением законодательного минимума заработной платы. Либеральная модель ограничивает роль профсоюзов в регулировании рынка труда, и нередко допускает применение открыто антипрофсоюзной политики. В ряде стран с либеральной моделью (США, Япония, Швейцария) довольно низок охват наемных работников профсоюзами. В этих условиях уровень занятости может поддерживаться лишь при условии хорошего состояния деловой активности и при ограничении роста реальной заработной платы. Именно устойчивый экономический рост в 80‑е – 90‑е гг. и снижение уровня заработной платы в США в начале 70-х – начале 90-х гг. ХХ века явилось главным фактором, обеспечившим в этот период сравнительно низкий уровень безработицы.

Определенными особенностями отличается состояние рынка труда либеральной экономической модели Японии. Для Японии характерен устойчиво низкий уровень безработицы, что, помимо высокого уровня инвестиционной активности и создания новых рабочих мест, объясняется традицией т.н. «пожизненного найма», охватывавшей до 1/5 рабочей силы, занятой в крупных корпорациях. Подход, согласно которому кадровое ядро высококвалифицированных рабочих, специалистов и профессионалов следует удерживать на фирме даже при неблагоприятной конъюнктуре (а в случае увольнения выплачивать корпоративное пособие по безработице, с тем, чтобы при улучшении конъюнктуры вновь принять такого работника на фирму), свойственен не только Японии. Однако в Японии он, сочетаясь с традициями взаимных обязательств руководства и персонала фирмы, получил наибольшее распространение.

Япония и США занимают полярно противоположные места с точки зрения подвижности рабочей силы. Если в середине 90-х гг. в США 28,8% работников проработали на одном рабочем месте менее 1 года, то в Японии таких было лишь 9,8%. И напротив, если в Японии 19,3% работников проработали на одном месте более 20 лет, то для США их доля составила всего 8,8%[107].

Большинству европейских стран и особенно странам с социал-демократической моделью свойственен значительный уровень регулирования рынка труда. В этом регулировании большую роль играют профессиональные объединения рабочих, что характерно не только для социал-демократической, но и для социально-либеральной модели. Уровень юнионизации (охвата наемных работников профессиональными объединениями) здесь нередко значительно выше, чем в странах с либеральной моделью, хотя однозначной прямой зависимости, видимо, нет (см. Табл. 4.14). Тем не менее, ни одна страна с либеральной моделью не имеет столь высокого уровня юнионизации, как Швеция, Бельгия, или Финляндия.

 

Таблица 4.14. Членство в профсоюзах (в % от рабочей силы)

Страна Занятые в несельскохозяйственном секторе Занятые полное время Занятые полное время работники физического труда
Швеция  
Австрия      
Австралия      
Ирландия      
Великобритания      
Италия      
Германия      
Канада   na
Нидерланды      
Швейцария      
Франция  
Япония  
США      

Источник: Kennet D. A New View of Comparative Economic Systems. Fort Worth FL – Orlando TX: Harcourt college publishers, 2001, p. 126.

 

В Швеции роль профсоюзов в регулировании рынка труда очень велика. Фактически переговоры профсоюзов, объединений предпринимателей и представителей государства задают здесь уровень заработной платы и другие параметры рынка труда.

Помощь государства шведским наемным работникам по программам регулирования рынка труда (пособия по безработице, программы переобучения и т.п.) с течением времени распространялась на все более широкий контингент рабочей силы. Если в 1970 г. ее получали работники, составляющие 1,8% всей рабочей силы Швеции, то в 1979 г. – 3,6%, а в 1984 – 4,1%[108]. В 90-е гг. ХХ века степень активного влияния государства на состояние шведского рынка труда еще более увеличилась (см. Табл. 4.15).

 

Таблица 4.15. Развитие рынка труда в Швеции, 1994-1998

           
Рабочая сила, тысяч человек 4,268 4,319 4,310 4,264 4,255
Уровень безработицы (% от рабочей силы) 8.0 7.7 8.1 8.0 6.5
Безработные и затронутые государственными программами в сфере занятости (%) 14.2 13.2 14.3 14.8 13.8
Затронутые программами создания рабочих мест (%) 5.2 4.4 4.5 4.3 3.9
Затронутые программами обучения (%) 0.9 1.2 1.7 2.4 3.4
Безработные в течение более чем года (%) 1.8 1.9 2.1 2.3 1.9

SOURCE: Statistics Sweden; National Institute of Economic Research; Ministry of Finance, in OECD Economic Survey of Sweden, 1999, 68.

Источник: Kennet D. A New View of Comparative Economic Systems. Fort Worth FL – Orlando TX: Harcourt college publishers, 2001, p. 166.

 

Шведская служба занятости, ведущая активную политику создания рабочих мест и переподготовки рабочей силы, обеспечивает также высокий уровень информационного и консультационного обслуживания лиц, обращающихся туда в поисках работы. Если в службах занятости западноевропейских стран количество обращений на одного служащего службы занятости составляет в Великобритании 375, в Германии 370, в Нидерландах 160, то в Швеции – всего лишь от 15 до 30 в зависимости от региона[109].

Рынок рабочей силы также в существенной степени зависит от законодательных норм, регулирующих продолжительность рабочего дня, режим праздников и выходных, длительность отпусков и т.д. В Швеции фактическая продолжительность рабочей недели с 1932 г. по конец 80-х гг. снизилась с 48 часов до 36 часов, а длительность оплачиваемого отпуска возросла с четырех дней в 1931 г. до пяти недель и двух дней. Сокращение совокупного рабочего времени означает при прочих равных условиях увеличение емкости рынка труда и смягчение проблемы безработицы, вызванной высвобождением рабочей силы под влиянием технического прогресса и роста производительности труда.

Аналогичная тенденция свойственна и другим странам с развитой рыночной экономикой, хотя в странах, принадлежащих к разным экономическим моделям, эта тенденция проявляется неодинаковым образом (см. Табл. 4.16 и 4.17).

Таблица 4.16. Число рабочих часов на человека в год, 1870-1979 гг.

    1870 г. 1880 г. 1890 г. 1900г. 1913 г. 1929 г. 1938 г. 1950 г. 1960 г. 1970 г. 1979 г.
Канада                      
Франция                      
Германия                      
Италия                      
Япония                      
Соединенное Королевство                      
США                      

По Италии данные 1978 г. использованы для 1979 г.

Источник: Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ-ВШЭ, 2000, с. 408.

 

Таблица 17. Потенциальное число рабочих часов на протяжении жизни, 1950-1985 гг.

  1950 г. 1960 г. 1979 г. 1980 г. 1985 г.
Франция 113 729 107 849 101 871 92 708 77 748
Италия _– 82 584
Соединенное Королевство 82 677
Западная Германия 114 170 104 076 93 051 87 367 85 015
США _– 93 688
Япония 109 694 109 647 100 068 95 418 93 976

– – нет данных

Источник: Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ-ВШЭ, 2000, с. 408.

 

Поскольку уровень годовой продолжительности рабочего времени зависит не только от сокращения рабочего дня и рабочей недели, но и от распространения в экономике неполной и частичной занятости, здесь представлена еще и таблица, показывающая потенциальное рабочее время на протяжении жизненного цикла человека. В свою очередь, эта величина также оказывается в зависимости не только от продолжительности рабочего дня и рабочей недели, но и времени фактического выхода на пенсию. В последнем случае можно констатировать, что страны с либеральной рыночной экономикой (США, Япония) предполагают более напряженное использование трудового потенциала человека в течение его жизни.

Одним из важнейших показателей состояния рынка труда является уровень безработицы (см. Табл. 4.18; наиболее поздние данные см. Табл. 4.19).

 

Таблица 4.18. Безработица в отдельных странах, % от рабочей силы, 1933-1993

Страна 1933 г. 1959-1967гг. (средний уровень) 1982-1992 гг. (средний уровень) 1992 г. 1993 г.
Бельгия 10,6 2,4 11,3 10,3 12,1
Дания 14,5 1,4 9,1 11,1 12,1
Франция 4,5а 0,7 9,5 10,4 11,7
Германия 14,8 1,2б 7,4 7,7 8,9
Ирландия - 4,6 15,5 17,2 17,6
Италия 5,9 6,2 10,9 10,7 10,2
Нидерланды 9,7 0,9 9,8 6,8 8,3
Испания - 2,3 19,0 18,4 22,7
Соединенное Королевство 13,9 1,8 9,7 10,1 10,3
Австрия 16,3 1,7 3,5 3,7 4,2
Финляндия 6,2 1,7 4,8 13,1 18,2
Норвегия 9,7 2,1 3,2 5,9 6,0
Швеция 7,3 1,3 2,3 5,3 8,2
Швейцария 3,5 0,2 0,7 2,5 4,5
США 24,7 5,3 7,1 7,4 6,9
Канада 19,3 4,9 9,6 11,3 11,2
Япония - 1,5 2,5 2,2 2,5
Австралия 17,4 2,2 7,8 10,7 10,9

а 1936 г.

б ФРГ за период 1959-1992 гг.

– – нет данных.

Источник: Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ-ВШЭ, 2000, с. 297.

 

Таблица 4.19. Безработица в отдельных странах, % от рабочей силы, 1999-2001

       
Франция 10.7 9.3 8.6
Германия 8.6 7.9 7.9
Италия 11.2 10.4 9.5
Австрия 3.9 3.7 3.6
Бельгия 8.6 6.9 6.6
Финляндия 10.2 9.8 9.1
Греция 11.6 10.9 10.2
Ирландия 5.6 4.2 3.8
Люксембург 2.4 2.4 2.4
Нидерланды 3.2 2.8 2.4
Португалия 4.5 4.1 4.1
Испания 15.7 14.0 13.0
Зона евро a 9.8 8.8 8.3
Великобритания 5.9 5.4 5.1
Дания 4.8 4.4 4.3
Швеция 7.2 5.9 5.1
Европейский Союз b 9.0 8.1 7.6
Исландия 2.1 2.3 1.4
Израиль c 8.9 8.8 9.2
Норвегия 3.3 3.5 3.6
Switzerland 3.0 2.6 2.6
Швейцария 8.6 7.7 7.5
Канада 7.6 6.8 7.2
США 4.2 4.0 4.8
Северная Америка 4.5 4.3 5.0
Япония 4.7 4.7 5.0

Source: OECD, Main Economic Indicators and Quarterly Labour Force Statistics (Paris), various issues; Eurostat, New Cronos Database; national statistics.

Внимание: все агрегатные показатели не включают Израиль.

a Двенадцать стран.

b Пятнадцать стран.

c Tбезработица определена в соответствии с правилами Международной организации труда, а не в соответствии со стандартами Eurostat/OECD.

Источник: Economic Survey of Europe, 2002, No. 1, с. 31.

 

Можно заметить, что практически для всех развитых капиталистических государств характерна тенденция к значительному возрастанию уровня безработицы в 80-е – 90-е гг. ХХ века по сравнению с 50-ми – 60-ми гг. Структурные сдвиги в капиталистической экономике (сокращение занятости в промышленности и рост занятости в сфере услуг) привели к росту «резервной армии труда». Роль безработицы, как регулятора отношений на рынке рабочей силы (обеспечение доминирующей позиции покупателя рабочей силы над ее продавцом) усилилась.

Анализ различий в уровне безработицы на национальных рынках труда показывает, что в большинстве стран за последние 10-15 лет удерживаются устойчивые тенденции национальных уровней безработицы. Уровни безработицы не обнаруживают никакой корреляции с принадлежностью страны к той или иной основной экономической модели, а связаны с исторически сложившимися структурными проблемами воспроизводства. Устойчивость исторически сложившихся уровней безработицы свидетельствует, что процесс глобализации в наименьшей степени затронул рынок труда. Не существует пока никаких видимых признаков, что глобализация оказывает выравнивающее воздействие на состояние национальных рынков труда.

 

2.5. Сравнительное исследование процессов воспроизводства и его результатов

 

Модели развитой капиталистической экономики заметно различаются как по методам регулирования процессов воспроизводства, так и по тем целям, которые при этом ставятся.

В рамках либеральной модели регулирование воспроизводства в основном ограничивается антициклическим регулированием при помощи кредитно-финансовых (ставка рефинансирования, эмиссия государственных ценных бумаг) и налогово-бюджетных рычагов. Заметную роль играют также меры, связанные с поощрением научно-технического прогресса – финансирование научных исследований и разработок, инвестиции в научную инфраструктуру, поощрение технологического обновления производства (например, разрешение ускоренной амортизации). Государство также влияет на внешнеэкономические отношения (политическое лоббирование, неформальное квотирование импорта, использование тарифных и нетарифных барьеров и т.д.) стремясь обеспечить активный торговый и платежный баланс.

В странах с социально-либеральной и социал-демократической моделью к этому прибавляется селективное регулирование экономического развития (промышленная политика), а также активная политика доходов. Шире применяются прямые субсидии и иные преференции в области внешнеэкономических отношений.

Не существует свидетельств, что процессы воспроизводства в развитых рыночных экономиках находятся под определяющим влиянием сложившихся экономических моделей. Как было показано в этой главе выше (в первом параграфе), темпы изменения основных макроэкономических показателей в каждой стране с течением времени меняются; социально-экономическое развитие то ускоряется, то замедляется. Это происходит под воздействием множества факторов, и невозможно с высокой степенью надежности вычленить из них роль именно той или иной модели развитой рыночной экономики.

Лишь в отдельных случаях, когда перемена тех или иных существенных черт экономической модели, либо (что случается гораздо реже) переход от одной модели к другой, или же, напротив, неизменность экономической модели совпадают со значительными сдвигами базовых макроэкономических индикаторов, можно выдвигать предположения о существенном влиянии модели на ход воспроизводства. Примерами такого рода могут служить отказ от чисто либеральной модели “lassez faire, lasses passé”, и переход к «новому курсу» Франклина Рузвельта в США 30-х гг., отход от наследия тоталитарно-бюрократического контроля над рынком и переход к модели «социального рыночного хозяйства» (реформы Людвига Эрхарда) в Германии, или же стагнация в Швеции в начале 80-х – начале 90-х гг., когда ярко выраженная социал-демократическая модель уже не оправдывала себя в изменившихся экономических условиях.

Это вовсе не значит, что какие-то из моделей являются «по определению» более эффективными, нежели другие. Это значит, что экономика не является неизменной, и экономические модели должны приспосабливаться к изменившимся обстоятельствам. Хотя история экономического развития демонстрирует нам довольно устойчивую приверженность (обычно в течение по меньшей мере 40-50 лет) практически каждой страны той или другой экономической модели, в рамках этого выбора конкретные элементы сложившейся конструкции регулярно испытывают колебания в диапазоне от чистого либерализма к сильному государственному регулированию экономического и социального развития.

Точно также можно заметить, что и те показатели, которые отражают характеристики именно воспроизводственных процессов (норма сбережения, норма производственного накопления, склонность к инвестированию, формирование основного капитала) являются специфичными для конкретной страны, а не для экономической модели. Например, либеральная экономика США имеет не очень высокую норму накопления, равно как и экономика Великобритании, но вот в либеральной экономике Японии норма накопления является одной из самых высоких в мире. Правда, страны с социал-демократической моделью обычно тяготеют к высокому уровню нормы накопления, но это не всегда автоматические означает и высокие темпы экономического развития (см. Табл. 4.20).

 

Таблица 4.20. Доля инвестиций и сбережений в BBП развитых стран

Cтpaнa Baловый oбъeм внyтpенних кaпиталовлoжeний Baловые внyтpeнние cбepeжeния
       
Aвcтpaлия        
Aвcтpия        
Бeльгия        
Beликoбpитaния        
Гepмания        
Гpeция        
Дaния        
Изpaиль        
Иpлaндия        
Иcпaиия        
Итaлия        
Kaнaдa        
Hидepлaнды        
Hoвaя Зeлaндия        
Hopвeгия        
Пopтyгaлия        
CШA        
Финляндия        
Фpaнция        
Швeйцapия        
Швeция        
Япoния        
Cтpaны c высоким доходом        

Пpимeчaниe: Coпocтaвимocть и oxвaт дaнныx oпиcaны в тexничecкиx пpимeчaнияx. Kypcивoм выдeлeны дaнныe зa гoды, oтличaющиecя oт yкaзaнныx.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: