В нашей стране люди очень ценят время. Ну а по поводу бронирования в Интернете: они сами и бронируют, если хотят. Отдельно билеты на самолет, отдельно – отель. Но Интернет – это же опять мы. У меня на сайте они и бронируют. А я все равно свою комиссию получаю, это же всем очевидно.
– У нас в России все люди уверены, что нужно все делать напрямую, без посредников. Я‑то все это понимаю, но как их убедить?
– Да не надо никого убеждать, – улыбнулась Роза, – сами поймут, шишек себе набьют и вернутся. У нас тоже так было. Здравый смысл побеждает всегда. Нужно только подождать. Ты, наверное, думаешь, что это в Штатах так, а в России по‑другому? Но, ты же понимаешь: есть правила бизнеса, и они одинаковы во всех странах. Есть разница в налогообложении, ну и некоторые отличия в том, в какой стране, что лучше продается. Но принципы ведения бизнеса едины, и международный туризм на нашей планете работает по одним законам.
Завод, например, если будет продавать свою продукцию непосредственно клиентам, разорится, поэтому каждый завод продает оптовикам, которые сбывают товар магазинам, а те уже покупателям. Туризм – не исключение. Отели продают свои номера так называемым прямым клиентам, но только малую часть номеров. Основная реализация идет, когда они заключают договора с местными туроператорами, которые, в свою очередь, заключают договора с туроператорами в других странах, а те уже имеют дело с туристическими агентствами. Так вот, отель продает свои номера клиентам по так называемой цене стойки – это цена по прайсу, а туроператорам они продают на 30 % дешевле. Из этой суммы местный туроператор 10 % оставляет себе, а 20 % отдает зарубежному туроператору, который в свою очередь 10 % оставляет себе, а 10 % отдает туристическому агентству.
|
Поэтому клиент, когда бронирует тур напрямую в отеле или покупает его в турфирме, цену получает такую же. Но чаще всего туроператоры заключают более выгодные контракты с отелями, и те им дают скидку больше, поэтому забронировать тур в турагентстве бывает даже дешевле, чем купить в отеле напрямую.
И если кто‑то думает, что 30 % отель платит посредникам, а вот бы, мол, купить у отеля на 30 % дешевле, то этого не будет никогда, потому что принципы работы бизнеса любого, не только туристического, основаны на этих законах. Никто их не нарушит, потому что это приведет к коллапсу. Это невыгодно в первую очередь отелю. Ему нужны гарантированные продажи его номеров и в высокий сезон, и в низкий сезон, а этого можно добиться, только продавая туроператорам номера оптом дешевле. Безусловно, отель проводит свою маркетинговую политику и иногда устраивает акции и дает скидки молодоженам, например, или снижает стоимость отдельных типов номеров, что бывает чаще всего не в сезон. Но эти скидки имеют не только прямые клиенты, но и оптовики, так что, опять же, бронировать напрямую выгоды нет никакой.
В любом случае время тоже стоит денег, поэтому покупка тура в турагентстве всегда выгоднее – это все понимают, – закончила свой экскурс в процесс работы мировой туристической отрасли Роза.
Конечно, это все не было для нее открытием, она, естественно, это знала, потому что работала в туризме гораздо дольше Розы, но каждый раз, когда клиенты ее видели, они спрашивали с сожалением в голосе: ну что, бизнес‑то ваш умирает? Мы сами через Интернет все бронируем.
|
Первое время она пыталась спрашивать у клиентов, сколько они всего сами потратили денег. Но, как оказывалось, никто не складывает общую сумму, потому что сначала купили билеты дешево, потом отель тоже дешево, потом поехали, там потратили на экскурсии. Таким образом, сколько всего потратили, остается неизвестно, но общее впечатление – сэкономили! Без посредников! Вообще, все друзья завидуют. Когда они при ней всё вспоминали и складывали, а она называла им стоимость тура в агентстве, они, видя, что потратили больше, ужасно расстраивались, а она чувствовала себя виноватой.
Потом она пробовала предотвратить такие ситуации и стала объяснять весь этот принцип работы туристической отрасли. Но никто в это не верил, делал все самостоятельно. Дальше повторялась известная история, и никто ей не был за это благодарен: они‑то думали, что они сэкономили, а она убеждала их в обратном.
В конце концов, она стала относиться к этому философски. Каждый человек выбирает для себя сам, хочет ли он учиться на собственных ошибках или нет. Клиентов ей хватало, ничего страшного – пусть погуляют по просторам Интернета, где никто ни за что не отвечает. Вернутся те, кому надо вернуться.
Но чаще всего ей не удавалось остаться в стороне от любителей сэкономить. Недавно ей позвонил один из ее бывших клиентов и попросил помочь. Его друг, большой любитель Интернета, сам покупал билеты в Брюссель для всей их большой компании. Причем сначала они спросили у нее, сколько стоят билеты, но цена их не устроила, и он ей сказал: «В турагентствах всегда такое «обдиралово», мы будем все бронировать сами».
|
Потом позвонил ей – видимо, его распирало рассказать, насколько они смогли сэкономить. Она им предлагала прямой перелет за 12 000 рублей, а они взяли с посадкой, но по 7000 рублей. «Правда, перелет с посадкой, но зато в Париже. Мы можем там зависнуть на денек‑другой, а потом взять машину в аренду и до Брюсселя добраться», – он что‑то еще ей объяснял, но, если суммировать его «спич» одной фразой, то это было что‑то вроде: дни ее сочтены. Все поймут, что ее услуги дороги и бесполезны, и ей крышка. Зачем он ей все это говорил, она не понимала, но была вынуждена дослушать все его откровения – просто положить трубку было бы невежливо.
Сначала она, конечно, хотела ему объяснить, что они не могут остаться в Париже, потому что обратный билет будет недействительным, если они не воспользуются какой‑то частью перелета туда, но после его предсказаний ее ближайшего будущего решила промолчать.
За несколько дней до вылета он опять ей позвонил и долго извинялся, сказав, что был не прав. Теперь он вынужден обратиться к ней, потому что не знает никого, кто бы мог ему объяснить, что такое «самолет‑поезд». «Да‑да, именно так написано в билете: до Парижа мы летим самолет‑самолет, а потом название самолета – поезд». Он прислал ей билет по электронной почте, и она ему объяснила, что билет стоил так дешево, потому что до Парижа они летят на самолете, а из Парижа до Брюсселя они поедут на поезде два с половиной часа.
– А что же делать? Мы так не хотим, – расстроился он.
– Ну, билет вы купили по «несдаваемому» тарифу – это значит, что вернуть деньги за него вы не можете. Ничего страшного: хорошая авиакомпания, хороший самолет, хороший поезд. В чем проблема? – спросила его она.
– Проблема в том, что я хотел прилететь в Брюссель на самолете без посадки, а теперь я должен туда лететь на поездо‑самолете. И что самое обидное – винить некого, сам покупал. Как же я теперь это всем скажу, надо мной же будут все смеяться. А точно ничего нельзя поменять?
Он, оказывается, сам покупал, а говорил, что друг нашел дешевые билеты.
– Поменять можно только угол зрения. Все же боятся на самолетах летать. Лишняя взлет‑посадка – стресс. Скажи, что ты нашел классный маршрут с поездом, всем понравится и дешево к тому же, – посоветовала она ему.
– Точно, у нас друзья вообще‑то летать боятся. Как ты здорово придумала, я теперь буду только тебя всем рекомендовать. Спасибо огромное, еще раз прости дурака, – сказал он и положил трубку.
Эту историю она вспомнила, пока они с Розой пили кофе и беседовали о туризме.
Офис был небольшой. Кроме них работало еще четыре менеджера. Каждая разговаривала по телефону. Клиентов в офисе не было.
– Вот, посмотри свое расписание, – и она распечатала из компьютера длинный список на каждый день. – Сорок пять минут на каждого клиента и пятнадцать минут перерыв. А по пятницам у тебя будет шофер с машиной и ты посетишь несколько наших VIP‑клиентов у них в офисе. Ну как тебе, не боишься?
Она была удивлена организацией работы.
– Да это же моя мечта – так работать! Вот здорово! – просияла она.
– Ну, пойдем, я тебе покажу наши системы бронирования и вообще, как у нас тут все устроено. Ты девушка смышленая, быстро разберешься, – обведя рукой офис, сказала Роза.
Да, действительно, в офисе было все, что нужно для работы, но никакого намека на дизайн: не было никаких сувениров, ярких плакатов с морской волной, омывающей белый песок, со сногсшибательной блондинкой в бикини. Этот офис с тем же успехом мог бы быть офисом машиностроительной компании или отделением банка. а в Тарасове каждый старается, чтобы его офис был лучше, чем у другого, но на прибыльность бизнеса это как‑то слабо влияет. По крайней мере, записи на две недели вперед в ее офисе с коллекцией разноцветных песков с пляжей всех стран мира и со свисающими с потолка живыми цветами у нее точно никогда не было.
Первыми ее клиентами была супружеская американская пара Сэм и Лора Кэрнс, которые планировали посетить Европу. На вид им было лет по сорок. Они сразу начали с того, что придерживаются спортивного образа жизни и здорового питания. Несколько лет назад они посетили Италию. Для них это был переворот в сознании: оказывается, еда может быть такой вкусной и полезной одновременно. А про историю, которую они в общем‑то знали, можно было, оказывается, не только читать и говорить, но и ощутить ее – потрогать и почувствовать. Стариной дышала каждая улица, каждый дом был готов поделиться своим прошлым. И это были совершенно необычные впечатления, которые не померкли за два года и то останутся с ними навсегда.
– А какие города вам понравились больше всего? – поинтересовалась она.
– Сложно сказать. Сначала мы прилетели в Рим и были потрясены этим городом, потом наш путь лежал во Флоренцию и мы решили, что она нам даже больше понравилась, но Венеция, казалось, затмила все увиденное, – делился впечатлениями Сэм.
– А озеро Гарда вы не посещали? – спросила она.
– Ну как же, были, – вступила в разговор Лора, – но мы уже устали удивляться. Фотографии с озера Гарда получились такими красивыми, и мы на них выглядим такими счастливыми. В общем, поездка удалась. А теперь мы хотим опять поехать в Европу недели на две. У нас была идея поехать в Париж, как вы считаете? – спросила Лора извиняющимся голосом, как будто подчеркивала, что это просто идея, и они готовы тут же изменить свое решение.
– Париж, конечно, хорошо, но, как мне кажется, это не совсем то, что вам надо. Я бы предложила вам тур в Прованс. Дней десять вы будете путешествовать по маленьким городкам на юге Франции и дня три‑четыре пробудете на Лазурном побережье. Прованс менее всего подходит для туров «100 городов за 10 дней», в нем мало достопримечательностей и много красоты. Красота часто заключается в узких улочках, разноцветных ставнях, старинных вывесках, в море цветов на улице и в самом провансальском образе жизни. Здесь противопоказано спешить. Поэтому путешествовать нужно не спеша, гулять по улицам, заходить в лавки, отвлекаться сколько душе угодно – тогда вы сможете по‑настоящему сказать, что побывали в Провансе.
Как ей показалось, эта идея им очень понравилась: Сэм очень воодушевился:
– Это замечательно, я не люблю большие города. Мне по душе небольшие деревеньки, но с таким старинным колоритом. У нас в Штатах же нет такого. И ресторанчики небольшие, вина можно попить прямо из погребка.
– Именно такой отдых я вам и предлагаю. Вот послушайте маршрут подробнее, а потом я вам пришлю подробные карты с километражем. Вы проедете около тысячи километров за две недели. И гостиницы есть по пути.
– Итак, – приступила она к подробному рассказу, – сейчас я вам расскажу про разные городки, а вы мне скажете, если вас что‑то не заинтересовало совсем. Я смогу убрать эти места, чтобы у вас осталось больше времени на то, что вас больше интересует.
Предлагаю начать с Марселя (Marseille). Вам надолго запомнится прогулка в замок Иф на острове‑скале, где демонстрируются так называемые камеры Эдмона Дантеса и аббата Фариа. А также попробуете легендарный рыбный суп буйабес с провансальским соусом‑пастой айоли.
Потом Кассис (Cassis), городок, расположенный южнее Марселя, – жемчужина южной Франции. Прогулка на кораблике вдоль побережья к каланкам – маленьким скалистым бухтам с кристально чистой водой. Некоторые каланки напоминают норвежские фьорды.
Салон‑де‑Прованс (Salon‑de‑Provence) – в этом французском городке есть узкие старинные улочки и мощные стены Шато д’Ампер. Но главная достопримечательность этого городка – дом Нострадамуса. Здесь загадочный астролог и врач прожил последние двадцать лет своей жизни, именно здесь он написал свои знаменитые «Центурии», поэтически зашифрованные предсказания будущего, которые уже несколько веков являются для человечества источником страхов и надежд.
В Арле (Arles) есть хорошо сохранившаяся римская арена, узкие улочки, широкая Рона и картины Ван Гога на улицах. Два национальных парка окружают этот городок: к востоку от него расположен Камарг с белыми лошадьми и розовыми фламинго, к западу – Альпий с маковыми полями и римскими развалинами.
Нельзя не посетить бенедиктинское аббатство X века, которое приютилось на скалистом холме в 5 км от Арля, а также Мельницу Доде в 5 км на северо‑восток от аббатства.
Далее вы поедете в Авиньон (Avignon), который является признанным мировым центром культуры и искусства, благодаря своему Международному театральному фестивалю. Вот уже полсотни лет это одна из самых престижных театральных площадок мира.
Весь городок Иль‑Сюр‑ла‑Сорг опутан каналами реки Сорг с водяными мельницами, которые раньше использовали для производства бумаги. А еще Сорг – это рай для любителей старины, здесь сосредоточено большое количество антикварных магазинов.
Фонтен‑де‑Воклюз (Fontaine de Vaucluse) – крохотная деревня, приютившаяся между двух скал. Городок известен тем, что сюда в период с 1337 по 1353 год часто приезжал Франческо Петрарка. В городке находится источник реки Сорг – самый крупный в Европе подземный источник, глубиной 308 метров, который в полноводье кажется чистым синим озером, превращающимся в горный поток.
Вам очень понравится Горд (Gordes). Не зря его называют символом Прованса – это восхитительный городок с хорошо сохранившимся замком‑крепостью XV века.
Следующий пункт назначения – Сен‑Реми‑де‑Прованс (Saint‑Remy‑de‑Provence), похожий то ли на огромную кукольную лавку, то ли на музей под открытым небом, настолько красивы его улицы, лавки, кафе, террасы и даже обычные жилые дома с разноцветными ставнями. Это родина пророка Нострадамуса и модное место для проживания VIP‑персон, первое место среди которых занимает монакская принцесса Каролина с детьми. Городок назван в честь святого Демигия (438–530). Музей с экспозицией картин Ван Гога и монастырь Сан‑Поль де Мосоль, в лечебнице которого год провел Ван Гог.
Ле Бо де Прованс (Les Baux‑de‑Provence) – безусловно, самая посещаемая деревня Прованса (в год эту деревню с населением 25(!) жителей посещает более двух миллионов туристов). Эта деревня, с ее разрушенным замком, каменными улицами, домами в стиле провансальского барокко, статуями, спрятанными во дворах и каменным окном, смотрящим «в никуда», кажется Атлантидой.
В Ниме (Nimes), который называют «Французским Римом» вы увидите римский акведук Pont du Gard, перекинутый через красивую реку с крутыми берегами, со скалами а‑ля Аватар.
В городе Оранж (Orange), который основан в 35 году до н. э. Юлием Цезарем, сохранилась арка, воздвигнутая в честь победы Юлия Цезаря, а также единственный в мире античный театр, стена сцены которого осталась цела.
На мой взгляд, первое из двух сокровищ Прованса вы найдете в аббатстве Сенанк (Abbey Senanque). Другое название этого места – Лавандовый рай. Вокруг аббатства расположено множество полей, засеянных лавандой.
Нельзя не посетить Руссийон (Roussilon). Европейская «столица охры», наверняка самая веселая деревня Франции: ее улицы раскрашены в желтый, красный, оранжевый и розовый цвета. Рядом с деревней расположены старые охряные карьеры.
Дальше – родина Поля Сезанна – город Экс‑ан‑Прованс (Aix‑en‑Provence), один из красивейших городов Франции. Это самый интересный город для посещения в Провансе, потому что это город фонтанов, террас, книжных лавок и праздничной атмосферы.
А как же быть в Провансе и не побывать на родине трюфелей в городке Карпантра (Carpentras), который кроме того известен тем, что в Кафедральном соборе святого Сиффрена (St. Suffrein) хранится один из гвоздей Святого Креста. Гвоздь этот совершил, по преданиям, множество чудес. Во время эпидемий чумы прикосновение к гвоздю исцеляло больных и одержимых. Факты чудесных исцелений официально признаны Ватиканом.
В городке Сен‑Максимин‑ла‑Сент‑Бом (Sant Maximin la Sainte Baume) хранятся мощи Марии Магдалины (в частности, ее голова).
Лурмарен (Lourmarin) и Бонье (Bonnieux) находятся в Региональном природном парке Люберон (Luberon). Он – лучшее место Прованса вовсе не из подражания Питеру Мейлу, известному английскому писателю, который теперь поселился в Провансе. Просто такой концентрации красивой природы и очаровательных деревень, как будто сошедших со страниц сказок, невозможно найти ни в одном другом месте. Там просто красиво гулять, красиво смотреть по сторонам, красиво жить!
Ваше путешествие уже перевалило за середину. Вы посетите Лакост (Lacoste) с сильно разрушенным, но все еще эффектным родовым замком маркиза де Сада. Дорога пройдет через самый большой в Европе каньон Вердон с умопомрачительными видами на озеро Круа и приведет в деревушку Мустье‑Сан‑Мари (Moustiers Sainte Marie). Несмотря на скромные размеры, Мустье наполнена средневековыми диковинками, идеально сочетающимися с окружающими горами. Деревня стоит на двух каньонах, сливающихся в нем в один, а улицы проложены прямо по кромке каньона. Мустье пользуется славой французской столицы фаянса.
Практически в конце маршрута вы приедете в Сен‑Поль‑де‑Ванс (St‑Paul‑de‑Vence). Это средневековая укрепленная деревушка, которая благодаря своим знаменитым постояльцам и обитателям превратилась в «живую» галерею искусства и мекку арт‑дилеров Лазурного побережья. В экспозиции одного из лучших музеев современного искусства Фонд Маг – картины Боннара, Брака, Матисса, Шагала, Кандинского, Леже. Ресторан «Золотая голубка» (Lе Colombe d’Or) – один из самых дорогих ресторанов, интерьер которого украшен полотнами (оригиналами) Матисса и Сезанна.
Сант‑Рафаэль и горный массив Эстерель (Esterel) – это скалистые горы вулканического происхождения. Благодаря порфиру, включенному в породу, склоны отсвечивают огненно‑красным блеском. Далее по горной дороге, которая была построена в начале XIX века, находится «Золотой карниз», с высоты которого открываются потрясающие виды, вы наконец‑то доберетесь до Лазурного побережья. Вас встретит небольшой городок Жуан‑ле‑Пен (Juan‑les‑Pins), расположенный на мысе Антиб, на берегу живописного залива, между Каннами и Ниццей. Мягкий песчаный пляж, окаймленный сосновыми рощами, – природная достопримечательность городка Жуан‑ле‑Пен. Курорт также является европейской столицей джаза.
Второе богатство Прованса (а для кого и первое) – это Rosé, розовое вино! Жизнь, а особенно летом, без запотевшего фужера розового легкого вина здесь невозможна. Можно, конечно, купить его в супермаркете, но гораздо приятней, проезжая (или даже гуляя по окрестностям), зайти в многочисленные винные шато, милостиво продегустировать и купить вино именно в этом месте, – закончила она свой длинный рассказ. – Извините, что так долго получилось, но про Прованс быстро не расскажешь. Какие города вас совсем не заинтересовали?
Они несколько минут молчали, словно переваривая информацию, но потом Лора помотала головой и ответила: «Нет, никакие». И тут же, как‑то испугавшись, что ее могут неправильно понять, добавила: «В смысле, мы все это хотим». Сэм кивнул головой в знак согласия.
– Мы никогда даже не могли представить себе, что на юге Франции столько таких интересных мест! – воскликнул он, но потом вдруг посмотрел на часы. – Ой, извините нас, мы уже почти час у вас сидим, вам же отдохнуть еще нужно. Нас предупредили, что у вас все две недели расписаны по минутам. Мы ждем письмо с маршрутом.
Времени на осмысление первого визита у нее не было, потому что следом вошел другой клиент, и все повторилось. Ее внимательно слушали, не перебивали, что‑то записывали, переспрашивали, извинялись, что сразу ее не поняли, хотя она, безусловно, говорила с акцентом. У нее появилось чувство, что она врач. Да не просто врач, а очень известный доктор медицинских наук. Этакое светило, записаться на прием к которому невозможно, но уж если кому посчастливилось – те имеют шанс спастись от очень серьезной болезни.
Поэтому они ловили каждое ее слово и вслушивались очень внимательно в каждое ее предложение, словно от этого зависело, умрут они или выживут. Выглядело это очень ненатурально, и у нее даже мелькнула мысль, что это розыгрыш, который организовала ее подруга Леля. А что, вполне возможно, она легко могла «развести» наивную Розу и сейчас, наверное, снимает ее на камеру и смеется. Но чем больше времени проходило, тем более невероятной казалась ей возможность осуществления Лелькой такого замысла. Одни клиенты сменяли других, но играли все безупречно, что означало: если это актеры, то очень высокого уровня, и финансирование этого проекта даже для Лели, жены олигарха, было бы накладно.
Первая ее рабочая неделя пролетела незаметно. Столько восторгов и благодарностей за свою работу она не получала, наверное, за все предыдущие тринадцать лет. Сначала это восхищало, потом радовало, но после очередного громкого «вау!» она поймала себя на мысли, что лучше бы не отвлекаться на взаимные дифирамбы, а использовать время более продуктивно.
– Ой, вы так любезны, что согласились с нами встретиться, мы вам так благодарны.
– Да что вы, не стоит благодарности, мне очень приятно, что вы нашли время и посетили нашу фирму, и я в свою очередь постараюсь сделать все возможное, чтобы вы остались довольны своим отдыхом.
Да, все хорошо в меру. Простого спасибо было бы достаточно. Нет, лучше: спасибо, в следующий раз мы придем только к вам. Вот коротко и ясно, и приятно, и время экономится!
На следующей неделе у нее клиенты – VIP‑персоны. Но страшно ей не было, потому что у нее было предчувствие, что клиенты ее агентства в Тарасове – VIP‑персоны гораздо круче, чем здесь, в Америке. Поэтому она не боялась. Опыт продажи Luxury турпродукта у нее был огромный.
Субботнее утро выдалось отличным. Появилась мысль: чем бы заняться в выходные дни? Всю неделю она проводила на работе, по вечерам они с Розой ужинали в разных ресторанчиках и обсуждали все, что случилось за день. Чувствовалось, что Роза была довольна ее работой, и в конце недели она получила свою зарплату. Все складывалось удачно.
Когда она вошла в кухню, чтобы позавтракать, Ростислав спросил ее, какие у нее планы на день, и предложил пойти с ним в фитнес‑клуб. Ему, как члену клуба, выдают раз в месяц гостевые купоны, и у него уже много накопилось, так что она может ходить хоть каждый день. Предложение было интересным. Ей давно хотелось посмотреть, какие в Штатах фитнес‑клубы, да и к тому же зимой на Дубайском торговом фестивале она купила себе спортивный костюм для фитнеса из последней коллекции Nike и кроссовки из той же коллекции.
Почему бы других не посмотреть и себя не показать? Она, конечно же, согласилась и спросила, нет ли какого‑нибудь интересного заведения на вечер, а то так она и уедет и не увидит ночной жизни.
Ростислав как‑то замялся, ответив, что он не любитель тусовок, но потом почему‑то согласился с ней пойти, только ненадолго. Он сказал, что знает одно модное необычное место в Денвере, где собирается гламурная молодежь.
А надолго было и не нужно – она зачастую первой затевала всевозможные тусовки, но через час ей уже надоедало это мероприятие, и уходила она тоже первой. Так что ей нужен был, что называется, кавалер на час, и он у нее был.
Вот и нашлись развлечения на день! Она вернулась в спальню, чтобы собрать спортивную форму для клуба, но дверь в гардеробную заклинило. Она позвала Ростислава. Как оказалось, с этой дверью частенько такое случалось, и он привычными движениями быстро ее починил. Уже выходя из спальни, он остановился у ее туалетного столика, на котором стояла ее косметика.
– А ты же говорила, что ты бедная? – как ей показалось, вдруг абсолютно не к месту спросил Ростислав.
– Бедная, конечно, – ответила она. – Не богатая уж точно. А почему ты спрашиваешь?
– Ну как почему, а вот это все? – и он показал на туалетный столик.
Там стояли три флакона французских духов, косметика Chanel и лежали ее часы Rado. Она не поняла, что он имеет в виду. Может, духи?
– Да, я везла один флакон духов с собой. Но потом решила в Duty Free купить что‑нибудь новенькое. Мне два аромата понравились, я не знала, какой выбрать, и купила оба, – рассмеялась она. – Так трудно нам, женщинам, жить, особенно блондинкам, – как ей показалось, с юмором закончила она.
По виду Ростислава она поняла, что он имел в виду что‑то другое. Он как‑то нахмурился и процедил сквозь зубы:
– Бедные люди – это те, которым негде жить и нечего есть, как, например, в Денвере в бедном квартале, где живут бездомные. Он махнул в сердцах рукой и вышел, хлопнув дверью.
«Чем он опять недоволен, больной какой‑то, – подумала она, – но я уже через неделю уезжаю, а он тут пусть сам разбирается со своими комплексами».
Уже на стойке в холле фитнес‑клуба она обратила внимание, что клуб внутри сильно обшарпан и требует ремонта. Раздевалки были тесными, а дверки металлических ящиков запирались с трудом, как в дешевом супермаркете. Толстая негритянка, выйдя из душа, оделась, а потом, чтобы завязать шнурки кроссовок, поставила ногу на скамейку, которая была предназначена для сидения. Другие женщины не обратили на это внимания: видно, та не сделала ничего необычного.
Она надела свой модный спортивный наряд и вышла в зал. Оборудование было каким‑то древним. (Она не была экспертом фитнес‑клубов, но в том клубе, в который она ходила в своем провинциальном Тарасове, все было гораздо современнее.) Вокруг были только пожилые – средний возраст был за семьдесят лет Все они были в линялых растянутых футболках и «советских» синих «трикошках».
«Да, – подумала она, – нелепее, чем я в этом клубе, сложно выглядеть. Тоже мне, нашла куда вырядиться. Ведь знала же, что такое Америка, но совсем нет мозгов, сверкаешь тут, как новогодняя елка». Она вернулась в раздевалку, сняла костюм, переоделась в купальник – он, слава Богу, был не новым, сине‑серого цвета – и отправилась плавать в бассейн. В бассейне она была одна. Проплавав около получаса, она вернулась в раздевалку, где пришлось стоять в очереди на единственный фен. Да, десять лет назад все было гораздо лучше, а сейчас этот их кризис виден на каждом шагу.
Вечером она решила не наряжаться. Она надела на себя все серого незаметного цвета, что смогла найти в чемодане. Получилось: серые бриджи, светло‑серый топ и серо‑черные босоножки на низком каблуке. Сумка была черная и очень старая. Это был своеобразный талисман, который она всегда брала с собой во все поездки. Ее единственным украшением был серебристый череп, подаренный ей мексиканским женихом племянницы ее хозяйки Лилиан во время прошлой поездки в Цинциннати. Череп, по словам Микки, должен был приносить счастье. И наверное, он действительно справился со своим предназначением: ее жизнь за десять лет, прошедших с первой поездки в Америку, сильно изменилась в лучшую сторону.
Ее кавалер сменил тренировочные штаны на белесые джинсы, которые были в моде лет двадцать назад (не исключено, что в них он приехал из России). Черные кроссовки, видимо, были выходными, футболка была с рисунком мыши‑убийцы с надписью: «Go to Hell!», что в переводе означает: «Иди в ад!» Настроение кавалера было решительно‑веселым. Видимо, он оделся особенным образом, но был совершенно уверен, что именно так должна выглядеть американская мечта в поисках приключений. Ехали они недолго и остановились на большой парковке около церкви.
– А клуб где? Далеко идти? – зная проблемы с парковкой в центре города, спросила она.
– А это и есть клуб. Называется The Church! – довольный, что смог ее удивить, ответил Ростислав.
Он открыл тяжелую церковную арочную дверь, и на них сразу хлынул громкий звук музыки, многочисленно усиленный акустикой сводчатых потолков. Люди, шедшие за ними, буквально втолкнули их в зал. Это была самая настоящая католическая церковь с витражными окнами, высокими колоннами и мраморным полом. Под сферическим потолком, как в цирке, летали гимнасты, освещенные разноцветными прожекторами, а в центре зала, рядом с алтарем, разношерстная молодежь танцевала под яростное «дымц‑дымц‑дымц». Они прошли к бару и заказали по коктейлю. Публика была разновозрастная. Наряду с панкообразными личностями встречались парни в костюмах и дамы в вечерних платьях.
– Ну, как тебе здесь? – проорал ей в ухо Ростислав, пританцовывая в такт музыке. Она посмотрела на него и впервые в жизни не нашлась, что ответить. С одной стороны, она понимала, что это модный клуб, с другой стороны – чувствовала себя так, как будто люди вокруг пляшут на могилках. Кому пришла такая безумная идея – сделать из церкви клуб?