Типовое обозначение М-14П
Направление вращения коленчатого вала и воздушного винта Левое
Число цилиндров 9
Высотность двигателя Невысотный
Применяемое масло МК-22 или МС-201
Применяемое топливо Бензин Б-91/115с октановым числом 91
Система смазки Принудительная и разбрызгиванием
Давление масла на входе в двигатель (4—6) кгс/см2
Минимально допустимое давление масла 1 кгс/см2
Температура масла на входе в двигатель:
минимально допустимая для пробы двигателя 40°
рекомендуемая для работы 50-65°
максимально допустимая для длительной работы 75°
максимально допустимая (не более 15 мин) 85°
Температура головок цилиндров:
Рекомендуемая 140-190°
максимально допустимая на взлете и наборе высоты (не более 15 мин) 240°
максимальная для длительной работы 220°
минимально допустимая 120°
Запуск двигателя Воздушный
Давление топлива перед карбюратором на малом газе 0.15 кгс/см2
Давление топлива перед карбюратором на рабочих режимах (0,2—0,5) кгс/см2
Тип винта В-530ТА-Д35
РЕЖИМЫРАБОТЫДВИГАТЕЛЯ
Наименование режима | Мощность у земли, л. с. | Обороты коленчатого вала, % | Удельный расход топлива, г/с (л/ ч) | Давление за нагнетателем, мм рт. ст. |
Взлетный | 360-2% (приведенная) | 285—310 | 125±15 сверх атмосферного (полное открытие дросселя) | |
I номинальный | 290-2% (приведенная) | 285—310 | 96±15 | |
II номинальный | 240-2% (приведенная) | 265—300 | 75±15 | |
I крейсерский | 0,75 от I номинальной | 210—230 | 735±15 | |
II крейсерский | 0,6 от II номинальной | 215—235 | 670±15 |
Приложение 7
НОРМАТИВЫОЦЕНОК ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНИКИ ПИЛОТИРОВАНИЯ И САМОЛЕТОВОЖДЕНИЯ
НА САМОЛЕТЕ Як-18Т
Элементы полета | Оценки | ||
«5» | «4» | «3» | |
ПОЛЕТ ПО ПРЯМОУГОЛЬНОМУ МАРШРУТУ | |||
Осмотрительность на земле и в полете | Без замечаний | Одно замечание | Два замечания |
Руление | |||
1. Пользование тормозами и управление двигателем | Торможение плавное с координированным управлением | Одно замечание | Два замечания |
2. Эксплуатация материальной части | Без замечаний | Одно замечание | Два замечания |
Взлет | |||
1. Выдерживание направления на разбеге | Без отклонений | ±3° от курса взлета | ±5° от курса взлета |
2.Скорость подъема переднего колеса | Заданная | ±5 км/ч от заданной | ±10 км/ч от заданной |
3. Отрыв | На установленной скорости | ±5 км/ч от заданной | ±10 км/ч от заданной |
|
Элементы полета | Оценки | ||||||
«5» | «4» | «3» | |||||
4. Скорость перехода в набор высоты | 170 км/ч | 170 ±5 км/ч | 170±J° км/ч | ||||
Набор высоты | |||||||
1. Выдерживание скорости | 170 км/ч | 170 ±5 км/ч | 170 ±5° км'4 | ||||
2. Выдерживание направления | Без отклонений | ±3° от курса | ±5° от курса | ||||
Развороты | |||||||
1. Выдерживание скорости | Заданная | ±5 км/ч от заданной | + 10 / -5 км/ч от заданной | ||||
2. Координация | Точная | Отклонение шарика на 0,25 | Отклонение шарика на 0,5 | ||||
3. Сохранение крена | Заданный | ±5° от заданного | ±10° от заданного | ||||
4. Направление вывода | Точное | ±10° от заданного | ±15° от заданного | ||||
Горизонтальный полет | |||||||
1. Выдерживание скорости | Заданная | ±5 км/ч от заданной | ±10 км/ч от за- данной | ||||
2. Сохранение высоты | ±10 м от заданной | ±20 м от заданной | ±30 м от заданной | ||||
3. Построение прямоугольного маршрута и выдерживание направления | Правильное | Одно замечание или отклонение ±5° | Два замечания или отклонение ±10° | ||||
Расчет на посадку | |||||||
1. Направление снижения относительно посадочных знаков | Параллельно линии посадочных знаков | С доворотом не более 10° до Н = 50 м | С доворотом не более 15° до Н= 50 м | ||||
2. Глиссада снижения | Постоянная до вы соты выравнивания | Постоянная с исправлением расчета до Н=30 м | Постоянная с исправлением расчета до начала выравнивания | ||||
3. Скорость снижения до и после выпуска щитка | Заданная | ±5 км/ч от заданной | + 10/-5 км/ч от заданной | ||||
Элементы полета | Оценки | ||||||
«5» | «4» | «3» | |||||
Посадка | |||||||
1. Высота начала выравнивания | Заданная | ±1 м от заданной | ±2 м от заданной | ||||
2. Профиль выдерживания | Без взмывания | Небольшое взмывание с исправлением | Взмывание до 0,5 м с исправлением. | ||||
3. Высота посадочного положения перед приземлением | 0,15 м | 0,2—0,25 м | 0,3—0,35 м | ||||
4. Приземление | Мягкое, на два основных колеса с нормально поднятым передним колесом | Мягкое, на два основных колеса с поднятым передним колесом выше нормального | Мягкое, на два основных колеса с быстрым опусканием носа или из- -лишне поднятым передним колесом | ||||
5. Точность приземления по дальности | В полосе «А» | В полосе «Б» | В полосе «В» | ||||
6. Точность приземления по боковому удалению | Не ближе 20 м и не далее 40 м от линии посадочного «Т» | Не далее 50 м от линии посадочного «Т» | Не далее 60 м от линии посадочного «Т» | ||||
7. Направление на пробеге | Без отклонений | ±5° с последующим исправлением | ±10° с последующим исправлением | ||||
8. Уход на 2 круг | Без замечаний | Одно замечание | Два замечания | ||||
9. Имитация отказа работы двигателя (дросселированием) | Действия своевременные и правильные | Действия правильные с незначительным замечанием | Действия замедленные, но правильные | ||||
10. Ведение двусторонней связи по командной радиостанции | Без замечаний | Одно замечание | Два замечания | ||||
|
|
Элементы полета | Оценки | ||
«5» | «4» | «3» | |
ПИЛОТАЖ В ЗОНЕ | |||
Виражи | |||
1. Выдерживание скорости | Заданная | ±5 км/ч от заданной | ±10 км/ч от заданной |
2. Координация | Точная | Отклонение шарика на ±0,25 | Отклонение шарика на ±0,5 |
3. Выдерживание крена | Заданный | ±5° от заданного | ±10° от заданного |
4. Сохранение высоты | ±25 м от исходной | ±50 м от исходной | ±75 м от исходной |
5. Направление вывода | Точное в направлении ввода | ±5° от заданного | ±10° от заданного |
Штопор | |||
1. Техника ввода и вывода | Точно по КУЛП | Точно по | Точно по КУЛП |
2. Скорость на выводе | ±10 км/ч от заданной | ±15 км/ч от заданной | ±20 км/ч от заданной |
3. Направление вывода | Заданное | ±45° от заданного | ±90° от заданного |
Переворот через крыло | |||
1. Скорость ввода | Заданная | +5 км/ч от заданной | + 10 км/ч от заданной |
2. Направление вывода | Точно на 180° | ±10° от заданного | ±20° от заданного |
3. Скорость на выводе | Заданная | ±10 км/ч от заданной | ±15 км/ч от заданной |
Боевой разворот | |||
1. Скорость ввода | Заданная | ±5 км/ч от заданной | ±10 км/ч от заданной |
2. Направление вывода | Точно на 180° | ±10° от заданного | +20° от заданного |
3. Скорость на выводе | Заданная | ±5 км/ч от заданной | ±10 км/ч от заданной |
Элементы полета | Оценки | ||
«5» | «4» | <3» | |
4. Координация | Точная | Отклонение шарика на 0,5 | Отклонение шарика на 1,0 |
Петля | |||
1. Скорость на вводе | Заданная | ± 10 км/ч от заданной | +20/-10 км/ч от заданной |
2. Положение в верхней точке петли | Без крена | Крен до 5° | Крен до 10° |
3. Направление вывода | Точное | Отклонение до 10° | Отклонение до 20° |
4. Скорость на выводе | Заданная | ±5 км/ч от задан- ной | ±10 км/ч от заданной |
Полупетля | |||
1. Скорость на вводе | Заданная | ±5 км/ч от заданной | ±10 км/ч от заданной |
2. Направление вывода | Отклонение ±5° | Отклонение ±10° | Отклонение ±20° |
3. Скорость на выводе | Заданная | ±5 км/ч от заданной | ±10 км/ч от заданной |
Бочка | |||
3. Скорость ввода | Заданная | ±5 км/ч от заданной | ±10 км/ч от заданной |
2. Темп вращения | Равномерный, за 4—5 с | Равномерный, за 3—4 с | Равномерный, за 2-3 с |
3. Сохранение вы- -соты | Без потери высоты | Потеря высоты до 20 м | С зарыванием на выводе и потерей высоты до 50 м |
4. Наличие крена на выводе | Без крена | Крен до 10° | Крен до 15° |
Пикирование | |||
1. Скорость ввода | Заданная | ±5 км/ч от заданной | ±10 км/ч от заданной |
2. Угол пикирования | Заданный | ±5° от заданного | ±10° от заданного |
Элементы полета | Оценки | ||
«5» | «4» | «3» | |
3. Скорость при выводе из пикирования | Заданная | Не более 300 км/ч | Не более 300 км/ч |
Горка | |||
1. Скорость ввода | Заданная | ±5 км/ч от заданной | ±10 км/ч от заданной |
2. Угол горки | Заданный | ±5° от заданного | ±10° от заданного |
3. Скорость вывода | Заданная | ±5 км/ч от заданной | ±10 км/ч от заданного |
Спираль | |||
1. Выдерживание скорости | Заданная | ±5 км/ч от заданной | ±10 км/ч от заданной |
2. Координация | Точная | Отклонение шарика на ±0,25 | Отклонение шарика на ±0,5 |
3. Выдерживание крена | Заданный | ±5° от заданного | ±10° от заданного |
Скольжение | |||
1. Выдерживание скорости | Заданная | ±5 км/ч от заданной | ±10 км/ч от заданной |
2. Направление полета | Заданное | ±5° от заданного | ±10° от заданного |
3. Направление вывода | Без отклонений | ±5° от исходного | ±10° от исходного |
ПОЛЕТ ПО ПРИБОРАМ ПОД ШТОРКАМИ ИЛИ В ОБЛАКАХ) | |||
Горизонтальный полет | |||
1. Выдерживание скорости | Заданная | +10/— 5 км/ч от заданной | + 15/ — 10 км/ч от заданной |
2. Сохранение высоты | ±10 м от заданной | ±30 м от заданной | ±50 м от заданной |
3. Выдерживание курса | Заданный | ±5° от заданной (временно) | ±10° от заданного (временно) |
Элементы полета | Оценки | ||
«5» | «4» | «3» | |
4. Вывод из сложного положения определяется проверяющим в зависимости от созданного им положения | |||
Виражи и развороты | |||
1. Выдерживание скорости | ±5 км/ч от заданной | + 10/-5км/ч от заданной | + 15/— 5 км/ч от заданной |
2. Выдерживание крена | заданный | ±5° от заданного | ±10° от заданного |
3. Координация | Точная | Отклонение шарика на 0,25 | Отклонение шарика на 0,5 |
4.Сохранение вы- соты | ±10 м от заданной | ±30 м от заданной | ±50 м от заданной |
5. Выход на заданный курс | Точный | ±5° с последующим доворотом | ±10° с последующим доворотом |
Набор высоты и снижение | |||
1. Выдерживание скорости | Заданная | ±5 км/ч, от заданной | ±10 км/ч от заданной |
2. Выдерживание курса | Точное | ±5° от заданного | ±10° от заданного |
3. Вертикальная скорость набора и снижения | Заданная | ±1 м/с от заданной | ±2 м/с от заданной |
САМОЛЕТОВОЖДЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РТС | |||
1.Предполетная подготовка | Проведена в соответствии с требованиями НШС | Одно замечание | Два замечания |
2. Выдерживание | |||
режима полета: скорости | Заданная | ±5 км/ч от заданной | ±10 км/ч от заданной |
Элементы полета | Оценки | ||
«5» | «4» | «3» | |
высоты | ±10 м от заданной | ±30 м от заданной | ±50 м от заданной |
курса | Заданный | ±5° от заданного с исправлением | ±10° от заданного с исправлением |
3. Определение навигационных элементов в полете | Правильное | Одно замечание | Два замечания |
4. Опознавание заданных ориентиров | Опознаны все ориентиры | Один из ориентиров не опознан | Два ориентира не опознаны |
5. Отметка МС и времени на карте | Без ошибок | Одна ошибка | Две ошибки |
6. Выход на К.П.М | Точный | Отклонение 1—2км | Отклонение 2—3 км |
7. Расчет времени прибытия в пункт назначения | ±2 мин | ±3 мин | ±5 мин |
8. Настройка АРК на радиостанцию | В течение 2 мин | В течение 3 мин | В течение 5 мин |
9. Активный полет на радиостанцию и от нее | Полет с подобранным курсом после одного исправления | Подбор курса следования после двух исправлений | Подбор курса следования после трех исправлений |
10. Определение пролета РНТ | Точное | Пролет в 100 м (с учетом высоты полета) | Пролет в 200 м |
11. Выполнение захода по схеме пробивания облачности стандартным разворотом или построением прямоугольного маршрута | Выдерживание режимов, предусмотренных схемой | Одно замечание | Два замечания |
Элементы полета | Оценки | ||
«5» | «4» | «3» | |
СНИЖЕНИЕ ПО СХЕМЕ ПРОБИВАНИЯ ОБЛАЧНОСТИ | |||
1. Выдерживание глиссады снижения: | |||
по скорости | Заданная | ±5 км/ч | ±10 км/ч |
по направлению | Заданное | ±5° | ±10° |
по вертикальной скорости | Заданная | ±1 м/с | ±2 м/с |
2. Своевременность разворотов по КУР | Без замечаний | Одно замечание | Два замечания |
РАСЧЕТ НА ПОСАДКУ О СИСТЕМАМ OCП, СП | |||
1. Построение маршрута захода на посадку | В соответствии со схемой | Одно замечание | Два замечания |
2. Активный полет в створе приводных радиостанций | Полет с правильно подобранным курсом | Одно исправление для выхода на линию пути | Два исправления для выхода на линию пути |
3. Пилотирование в зоне курса | В пределах кружка | На обрезе кружка | Отклонение до первого деления, шкалы |
4.Выдерживание глиссады снижения: | |||
по указателю скорости | Заданная | + 10/-5 км/ч | +15/-10 км/ч |
по вариометру | Расчетная вертикальная скорость | ± 1 м/с от расчетной | ±2 м/с от расчетной |
пилотирование в зоне глиссады | В пределах кружка | На обрезе кружка | Отклонение стрелки на одно деление вниз |
Элементы полета | Оценки | ||
«5» | «4» | «3» | |
5. Выдерживание высот при пролете РНТ: | |||
дальней приводной | Установленная или + 10 м | +20 /— 5 м | +30/—10 м |
ближней приводной | Установленная | + 15 м | +30/—10 м |
точность выхода на ВПП | В пределах ширины ВПП | С доворотом ±5° | С доворотом ±10" |
ПОЛЕТ НА РАДИПЕЛЕНГАТОР И ОТ НЕГО | |||
1. Выход на ЛЗП по полученному пеленгу | Без ошибок | Ошибка ±5° | Ошибка ±10° |
2. Подбор устойчивого курса следования при полете на пеленгатор и от него | После получения двух-трех пеленгов | После получения четырех-пяти пеленгов | Ошибка в подборе курса более чем на 5° после четырех-пяти пеленгов |
3.Определение момента пролета радиопеленгатора | По первому пеленгу после пролета | По второму пеленгу после пролета | По третьему пеленгу после пролета |
Примечания: 1. Оценки выставляются: «отлично»—если в частных оценках не более одной оценки «хорошо» (при двух частных оценках, из которых одна «хорошо», а другая «отлично», окончательная оценка выставляется «хорошо»); «хорошо»—если в частных оценках не более одной оценки «удовлетворительно»; «удовлетворительно»—если в частных оценках более одной оценки «неудовлетворительно». Упражнение и задача считаются законченными, при выставлении оценки «удовлетворительно» (в том числе и экзаменационная задача), 2. Во всех случаях, когда проверяемый допустил ошибку, связанную с нарушением наставлений, инструкций или других документов,. определяющих правила полетов и эксплуатации самолетов на земле и в полете, или своими действиями создал угрозу безопасности полета—выставляется общая оценка «неудовлетворительно».
Приложение 8
СХЕМЫУЧЕБНЫХ СТАРТОВ
Рис. 36. Рулежный старт
Рис. 37. Разбивка старта с НПП при полетах с левым кругом: 1 — место личного состава; 2 — место техсостава
Рис, 38. Разбивка старта с НПП при полетах с правым кругом 1— место личного состава; 2 — место техсостава
Рис. 39, Разбивка двойного старта с НПП: 1 — место личного состава; 2 — место техсостава
Рис. 40. Ночной старт
Рис. 41. Схема разбивки двух дневных стартов
Рис. 42. Схема разбивки ночного однополосного старта