Футбол – это игра. Вряд ли кто-то станет спорить с этим. Но в чем смысл этой игры для играющих и для наблюдателей, вовле- ченных в нее на высочайшем эмоциональном уровне переживания? Известный исследователь культуры игры й. Хёйзинга определяет игру как «содержательную функцию со многими гранями смысла» и утверждает, что «всякая игра что-то значит»1. Значимость игры подчеркивает и антрополог К. Гирц. Руководствуясь его теорией, ис- следуя футбол с культурологической точки зрения, интересоваться следует не только его онтологическим статусом. Он такой же, как у всех явлений нашего мира. Интересоваться следует его значением: что именно – гнев, высокомерие, гордость – выражается в нем и с его помощью2. Исследуя футбол, мы попытаемся дать его интерпрета- цию как социокультурного феномена и, таким образом, проникнуть в его суть. «Хорошая интерпретация, – утверждает К. Гирц, – погру- жает нас в самый центр того, что она интерпретирует»3. Хёйзинга, известный своей игровой интерпретацией культуры, утверждает:
В игре мы имеем дело с безусловно узнаваемой для каждого, абсолют- но первичной жизненной категорией, некой тотальностью, если вообще существует что-нибудь, заслуживающее этого имени. Мы должны понять и оценить игру только в ее целостности4.
Эта целостность в случае футбола составляет некое сложное пространство, в центре которого находится футбольное поле, на
1 Хёйзинга Й. Homo Ludens. М., 1992. С. 10.
2 См.: Гирц К. Интерпретация культур. М., 2004. С. 17.
3 Там же.
4 Хёйзинга Й. Указ. соч. С. 12.
котором, собственно, происходит игра. Вторая часть этой целост- ности – болельщики на стадионе, которые являются активной час- тью игры и представляют собой активно действующее и сплочен- ное образование, хотя и носящее временный характер. И, наконец, самый широкий слой этого пространства тотальности – медиаауди- тория, которая присутствует на игре виртуально, но это не умень- шает эмоционального накала перед экраном телевизора. Мы наме- ренно выпускаем из этого пространства тотальности фанатов, чья деятельность, чаще всего носящая характер насилия, проходит за пределами стадиона, причем футбол становится в этом случае лишь поводом для различных субкультурных или контркультурных про- явлений. Об этой части футбольного (вернее, околофутбольного) пространства, мы будем говорить отдельно.
|
Итак, мы имеем своего рода симбиоз играющих и наблюдате- лей, максимально вовлеченных в игровое действо. Перефразируя К. Гирца, мы могли бы сказать, что в футболе болельщик и игрок, добро и зло, «Я» и «Оно», творческая сила возбужденной маску- линности и разрушительная сила отпущенной на волю животнос- ти, сливаются в драме страсти, переживания, ненависти, насилия, счастья и экстаза. И вся эта драма окружена целым сводом тща- тельно разработанных правил5. Эти правила, разрабатывающиеся в течение многих лет, придают игре в футбол характер ритуала, а за их тщательным выполнением следит судья – одна из ключевых фигур матча. Его можно сравнить с царем, с жрецом или с поли- цейским – он воплощает в себе черты всех их, это под его твердым руководством страсть боя находит выражение в институционально приемлемых формах. Такая форма ритуала, как и всякого древне- го ритуала (а футбол, как мы увидим, уходит корнями в древность) окружена легендами, и недаром слово «легендарный» очень часто применяется по отношению к матчам, командам, футболистам, за- битым ими голам. В качестве примера можно привести вышедшую недавно книгу «Как убивали “Спартак”»6, где низведение с пьедес- тала команды рассматривается как развенчивание легенды:
|
Легенду о «Спартаке» жестоко и изощренно убивали, да и сейчас жизнь в ней еле теплится. Но за этой легендой – такая история и такая гордость, что до конца замарать ее не удастся никому и никогда.
Автор – известный спортивный журналист – верит в живучесть легенды:
Спартаковский дух жив… иначе не остался бы «Спартак», несмотря на все свои беды, самой популярной командой страны. Иначе не жили бы люди в лос-анджелесах и сиднеях – не своей собственной жизнью, а жизнью «Спартака». Иначе не перечитывали бы тысячи людей более чем 800-страничную энциклопедию клуба как Библию7.
5 См.: Гирц К. Указ. соч. С. 485.
6 Рабинер И. Как убивали «Спартак». М., 2006.
7 Там же. С. 456.
МИФОЛОГИЯ ФУТБОЛА
Футбол, как и всякий ритуал, сопряжен с мифологией, которая связана с прошлым этой игры, но и постоянно порождается, изме- нения в футболе ведут к созданию все новых мифов. Понятие мифа имеет в современной культуре самые разные толкования, начиная от лосевской трактовки мифа как фундаментальной реальности и кончая популярным уравниванием мифа с легендой, вымыслом, с тем, что противоположно истине. Все эти интерпретации мифа при- менимы к футболу, поскольку, с одной стороны, он является реаль- ностью, но реальностью иной, чем «конкретная» реальность повсед- невности, с другой, о футболе существует масса мифов, некоторые из которых мы приведем ниже, которым противостоит эмпиричес- ки проверяемая «истина». Во время формирования современно- го футбола в Англии элитные круги общества считали футбольное поле местом, где возрождаются идеалы. Поведение игрока должно было быть полным благородства и выдержки. Воспитательный ха- рактер был поставлен во главу угла. Футбол должен был стать ме- рилом морального поведения и закалки характера, духа солидарнос- ти, воли и мужества. Надеялись, что зрители будут следовать этим добродетелям, наблюдая за поведением игроков. Акцент делался на британском принципе fair play – стремление повлиять на молодежь, претворить ценности спорта в повседневную жизнь – спорт и жизнь должны были быть единым целым.
|
Но прошло время, и принцип fair play превратился в миф и вы-
шел за пределы спортивных кругов. Реальность же футбола была другая – он развивался в контексте возрастающей коммерциализа- ции культуры. Увеличение ставок отодвинуло на второй план перво- начальный дух игры. Невольно напрашиваются сравнения с иными эпохами и динамическими процессами в их культуре. Футбол мож- но рассматривать как сражение команд воинов, но в эпоху массо- вой культуры и индустриального общества «воины» становятся «на- емниками» – это уже не люди героической эпохи, подобные героям
«Илиады» с их культом воинской славы, а скорее наемники эпохи архаики, коих столь ярко живописал Архилох8. Труд начинает за- менять игру. В современном мире миф о великих игроках, карьера которых началась игрой тряпочным мячом на пустырях, больше не работает. Став профессией для одних и серьезным занятием для других, футбол превратился в предмет изучения в школах, спортив- ных секциях и т.д. Это не означает, что вокруг футбола не возникает новой мифологии. Миф создает некоторую новую фантастическую
«высшую реальность, которая парадоксальным образом восприни- мается носителями соответствующей мифологической традиции
8 См.: Архилох: Носит теперь горделиво саиец мой щит безупречный // Волей-неволей его бросить пришлось мне в кустах// Сам я кончины зато избежал. И пускай пропадает// Щит мой. Новый не хуже ничуть снова могу я добыть (Античная литература. Греция. Антология. М., 1989. С. 104).
как первоисточник и идеальный прообраз. Более того, любое ма- гическое средство в такой системе является отсылкой и способом возвращения в эту реальность, в «первовремя», когда начинался мир и создавались его установления. В этой реальности действуют персонажи, представляющие собой идеальную модель человеческо- го поведения. Только подражая им, идентифицируя себя с ними, че- ловек может войти в эту изначальную реальность. Приведем лишь несколько из распространенных футбольных мифов.
1. Миф: Футбол – здоровый вид спорта.
Правда: Футбол вредит здоровью. Ученые университета Лейсес- тер в Англии доказали, что опасность травмы у футбольных про- фессионалов в среднем составляет около 12% за матч, что в 1000 раз выше, чем аналогичная опасность в промышленности. Каждый тре- тий игрок получает в течение сезона настолько серьезную травму, что он должен уйти с поля или сделать перерыв в игре. В среднем 1,3 раза за сезон профессиональный футболист получает настолько серьезные повреждения, что он вынужден пропускать несколько матчей подряд.
5. Миф: Пенальти – это легкий вид игры для хорошего игрока.
Правда: Пенальти – это сложный элемент игры даже для хоро- ших игроков. Бразильский «король» футбола Пеле называл пеналь- ти «самым трусливым способом для того, чтобы забивать голы», но, может быть, это был только предлог, чтобы уйти от волнующего процесса исполнения такого удара. История знает случаи, когда за- бить гол с пенальти не смогли даже гениальные футболисты…
7. Миф: Матч длится 90 минут.
Правда: Матч длится дольше. Но вообще он короче. На самом деле «брутто» игрового времени почти всегда больше 90 минут. Так было еще до того, как ФИФА установила перед чемпионатом мира 1998 г. правило, по которому стало необходимо указывать количес- тво добавленных арбитром минут. Из-за игровых пауз, связанных с травмами игроков, моментов, когда забиваются голы и других оста- новок, один тайм длится обычно 46–49 минут, соответственно, весь матч длится около 92–98 минут.
8. Миф: Мяч круглый.
Правда: Возможно, но только не в футболе. В идеале мяч, ко- нечно же, можно считать круглым… Геометрическая форма мяча бывает круглой только в состоянии его покоя. Если по нему бьют, в чем и заключается смысл футбола, она, естественно, тут же из- меняется. Как показывают фотографии и замедленные повторы, изменения эти весьма драматичны. Благодаря своим эластичным свойствам наполненный газом мяч возвращается в первоначальное состояние так же быстро, при этом использует полученную энер- гию для того, чтобы изменить характер движения. Таким образом, становится понятно, что именно из-за того, что мяч не полностью круглый, он приобретает особую динамику. А значит, футбол су- ществует потому, что мяч не всегда круглый. Футбольный мяч име- ет своеобразную «душу» и на некоторое время может даже проти- востоять земному притяжению. Как все круглое, футбольный мяч
символизирует неопределенность, удачу и будущее. А первый из этих трех пунктов как нельзя лучше характеризует футбол.
9. Миф: Хорошие футболисты становятся хорошими тренерами. Правда: Футболисты похуже иногда становятся еще лучшими тренерами. Начиная с итальянца Арриго Сакки, который сделал
«Милан» в период с 1981 по 1991 г. лучшей командой Европы, посту- лат о том, что хороший тренер обязательно должен был быть хоро- шим игроком, забыт… Отметим при этом, что далеко не все плохие футболисты способны стать хорошими тренерами9.
Это только некоторые из современных мифов, возникающих вокруг футбола, но ритуалы и легенды, связанные с этим спортив- ным состязанием, уходят в далекое прошлое и имеют универсаль- ное значение. Этот универсализм и архаичность подмечал И. Хёй- зинга:
Главные формы спортивных состязаний по самой своей природе су- ществуют очень давно и почти не меняются. Наряду с «неорганизованны- ми» формами (бег, гребля, плавание) существуют и такие формы, которые сами собой развиваются в органические игры с системой правил. Особенно это относится к играм в мяч10.
Хёйзинга отмечает динамику этих игр, переход от случайных развлечений к твердо организованной системе клубов и соревнова- ний, причем групповые игры наиболее жестко структурированы с точки зрения системы правил:
Это древний как мир процесс – деревня меряется силой с деревней, школа играет против школы, один район города против другого. Прежде всего, это большие игры в мяч, которые требуют натренированной сыг- ранности постоянных команд, и именно отсюда вырастает современный спорт11.
Находя истоки современного спорта в древних ритуалах, Хёйзинга, тем не менее, проводит четкую грань между спортивны- ми состязаниями далекого прошлого и современной ему (мы имеем в виду 1930-е годы) спортивной деятельностью:
В архаических культурах состязания были частью ритуальных празд- неств. Они были необходимы как священные и освящающие действия. В современном спорте эта связь с культом полностью утрачена. Он стал совершенно светским и не имеет никакой органической связи со структу- рой общества <…> соревнования между странами не в состоянии поднять спорт до активной силы, созидающей стиль и культуру. Несмотря на все свое значение для участников и зрителей, он остается бесплодной функ- цией, в которой древний игровой фактор уже успел отмереть12.
Возможно, в эпоху, когда писал Хёйзинга, у него были осно- вания говорить о некоторой деградации спортивной игры как ри-
9 См.: http// www.rusfootball.info/2006/05/06/futbolnaja mifologija.html.
10 Хёйзинга Й. Указ. соч. С. 222.
11 Там же.
12 Там же. С. 223.
туального действа, как и о его асоциальности, но динамические процессы в культуре и обществе, изменившие их характер в пери- од перехода к постиндустриальному обществу, постмодернистской культуры и мощного вторжения популярной медиатизированной культуры во все области жизненного пространства можно говорить о двух процессах, непосредственно связанными с футболом.
Во-первых, это новая волна мифологизации с ее культом звезд и обилием мифов популярной культуры (о некоторых футбольных мифах мы уже говорили выше). Игра в современном обществе об- ретает новые смыслы, вполне согласуясь с обобщениями Хёйзинги относительно игры, которая, «когда она что-то означает или что- то знаменует, находит место в сфере праздника и культа, в сфере священного»13. В массовом десакрализованном обществе футбол становится новым культом, праздником и выходом из рутины обы- денной жизни.
Во-вторых, футбол теснейшим образом связан с общественны- ми структурами. Кроме того, что он служит «социальным цемен- том», вырабатывает чувство групповой идентичности, футбол яв- ляется непосредственным фактором социальной стратификации, будучи основой для формирования определенных субкультур. По мнению французского исследователя К. Бромбергера, феномен футбола заключает в себе не только непосредственный интерес в исходе матча, но и то, что «на поле разыгрывается глубоко зна- чимая игра, которая усиливает и демонстрирует фундаментальные ценности современной жизни»14.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФУТБОЛА
Как мы уже говорили, ритуализация этого действа, превраще- ние стихийной борьбы в «игру по правилам» происходила посте- пенно. Поскольку человек всегда любил играть, прообраз футбола мы находим в Древней Греции, Риме (знаменитый «Гарпастум»), в Древнем Китае, Японии. Жестокость, с которой проходили игры, была прообразом войны. В Англии, которая считается родиной сов- ременного футбола, с ХII в. существовала традиция проведения игры между юношами соседних деревень в масленичный вторник. Количество игроков не ограничивалось, мяч пинали ногами. Вражда между селениями приводила к увечьям и даже смерти. Роль мяча была символической – игра представляла узаконенную возмож- ность свести старые счеты15. Из-за присущему футболу насилия он неоднократно запрещался властями. Недаром Т. Элиот в романе
«Правитель» назвал футбол игрой, которая будит в людях зверскую
13 Хёйзинга Й. Указ. соч. С. 19.
14 Bromberger C. Football as World-View and as Ritual // French Cultural Studies, 1995, № 6. P. 294.
15 См.: Валь А. История футбола. М., 2003.
ярость и страсть к разрушению и которая недостойна ничего боль- шего как быть забытой вовек. Футбол не был забыт, но окружаю- щий его ореол насилия не исчез, найдя самое яркое выражение в ярости фанатов, о чем мы будем говорить ниже. Для придания фут- болу более цивилизованных форм, для предотвращения драк начал осуществляться надзор, что привело в середине ХVIII в. к созданию правил, регламентирующих количество игроков, разметку поля, по- ложение и размер ворот.
Важным этапом в становлении футбола как «респектабельной» игры было введение его в учебных заведениях. Через групповое действо дети богатых родителей приобщались к коллективизму. С 1717 г. стал действовать так называемый Итонский ритуал, предпо- лагавший игру на узком поле осенью. В 1823 г. произошло еще одно знаменательное событие – отделение футбола от регби. И, наконец, в 1846 г. были написаны самые старые правила игры.
Середина ХIХ в. – время появления нового футбола, который оформляется ко второй половине ХХ в. В расчет принимается толь- ко результат – это догма руководителей и игроков. Во время на- ступательных действий игроки середины поля и даже защитники превращаются в нападающих. Команда в полном составе готова участвовать как в защите, так и в нападении. Этот «тотальный фут- бол» был впервые применен командой «Аякс» из Амстердама. На место «узких специалистов» приходят игроки-универсалы.
Но при всей кодификации футбол не теряет старого боевого духа. В нем возрождается старое соперничество между деревнями, а матчи служат поводом для утоления древней и часто неразумной ненависти или для решения вопросов превосходства. Встречи на поле способны разбудить столь сильные чувства, что властям при- ходится принимать меры безопасности. Страсти достигают высшей степени, когда соперничество подогревается социальным и куль- турным противостоянием (к примеру, игры между клубами одного города – «Милан» и «Интер» в Милане). Можно также сказать об отождествлении южноамериканцев со своими сборными, что вызы- вает небывалый и повсеместный накал страстей в этих странах.
ЗВЕЗДы ФУТБОЛА
Так же как в битвах, есть свои герои, в футбольных сражениях есть свои «великие». Механизм превращения спортсмена в звезду во многом соответствует «производству» звезд политики или индуст- рии развлечений. Если смотреть с профессиональной точки зре- ния, можно говорить об определенных формулах, по которым под- считывается значимость того или иного игрока. Англичанин Альф Рамсей вывел тройную формулу скорости игрока: скорость работы с мячом, физическая скорость и скорость мышления на поле. Но в качестве продуктов популярной культуры футбольные звезды пред- ставляют собой мифические культовые фигуры. С этой точки зре- ния вполне символичен союз Дэвида Бэкхема и Виктории Адамс –
звезд футбола и шоу-бизнеса. Недаром такой ажиотаж в медиа вызвала поездка команды «Спартак» на метро (чтобы не опоздать на матч с «Интером»), когда произошло смешение звезд с толпой обычных людей, которым трудно было воспринять такое снисхож- дение их героев на уровень московской подземки.
Система звезд необходима для поддержания статуса «большого спектакля». Т. Адорно в своей работе «Пересматривая культурную индустрию» (1975) пишет:
Идеология культурной индустрии прежде всего использует систему звезд, которая заимствована у индивидуального искусства и его коммер- ческой эксплуатации. Это индустриализация в социологическом смысле, в инкорпорации индивидуальных форм организации даже туда, где ничего не производится16.
Громадная роль в создании культа футбольных звезд принадле- жит массмедиа. В 1960-е годы Кубку европейских чемпионов, бу- дущей Лиге чемпионов, удается держать в напряжении любителей футбола в Европе благодаря телевидению. Известность великих иг- роков переходит все границы. Появляются многочисленные фут- больные журналы, среди которых можно назвать «Total Football», посвященный исключительно футбольным звездам, как известным, так и начинающим.
Несомненно, звезда должна отвечать определенным требовани- ям – нужно быть готовым ответить на любой «физический вызов», говорят тренеры, которые заставляют игроков выигрывать все ду- эли, даже прибегая к грубым приемам. Величины ставок требуют победы любой ценой. Но в то же время игра должна оставаться зре- лищной, отвечать требованиям индустрии развлечений, удовлетво- рять болельщиков. Что же происходит в сердцевине игры, на фут- больном поле?
ПРОСТРАНСТВО ПОЛЯ
Вот как описывает действо, происходящее на поле, человек, при- нимавший в нем непосредственное участие. Мы можем отметить, что «изнутри» это пространство выглядит и ощущается совершенно иначе, чем в том виде, в каком оно предстает перед болельщиками (как и любой спектакль):
Вы будете поражены обилием звуков настоящей сечи (снова мы стал- киваемся со сравнением с сражением. – Е.Ш.), хрипами упавших на траву от ударов по голени, проклятиями за незабитый гол или плохой пас17.
Автор утверждает, что когда играешь, то это лишь кажется, что видишь только происходящее на поле. На самом деле футболист ус- троен так, что он и слышит, и видит почти каждого болельщика вся-
16 Adorno T. Cultural Industry Reconsidered // Culture and Society. Сambridge, 1995. P. 277.
17 Idem. P. 5.
кими видами зрения – боковым, периферийным и т.д. Все, что проис- ходит в самой игре, происходит в рамках прямоугольника 110 × 60 м.
Когда-то, говорят, играли просто с мячом, отбирая его друг у друга, но потом подняли глаза к небу, поняли, что если жизнь ограничена, то и поле должно быть ограниченным. Нарисовали прямоугольник и поставили в ворота человека, который обладает единственной привилегией – брать мяч руками, прерывать ход игры – вратаря <…> тот, кто забивает гол, – он взрывает пространство, он поднимает стадион на ноги, он не просто мячом пересекает линию запредельного, он прорывается в другое пространство, где ему соперник – Творец18.
Для игрока велико искушение «забить и нарушить линию раз- деления между высоким и низким, между бытовым и божествен- ным, заставить людей дрогнуть и ликовать именно из-за тебя. Вот почему многие великие игроки – великие страдальцы, их жизнь – это жертва Творцу за уровень Творца»19. В реальности век футбо- листа недолог, и немногим из них удается сохранить «гламурность» или хотя бы остаться в профессии в каком-либо ином качестве (вспомним миф о тренерах). Футбольная слава, как и слава многих звезд шоу-бизнеса, недолговечна, и мало кому удается адаптиро- ваться к жизни вне игры.
ПРОСТРАНСТВО СТАДИОНА. БОЛЕЛЬЩИКИ
Возвращаясь к нашему делению тотальности футбола на три про- странства, можно сказать, что социализирующий аспект принадле- жит ко второму пространству, пространству публики. Болельщики на стадионе представляют второе выделенное нами пространство футбола как тотальности. Часто футбольный фанатизм ассоцииру- ется с насилием на трибунах и вокруг стадиона, что является одной из проблем современного футбола. Наиболее яркими примерами яв- ляются Латинская Америка 1950-х годов, Великобритания 1970-х20, потом хулиганство переходит на континент. Для тех, кто регулярно посещает футбольные матчи и «соучаствует» в них, футбол – это, прежде всего, выход из обыденности. Недаром й. Хёйзинга писал о том, что игра не есть «обыденная» жизнь и жизнь как таковая. Она скорее выход из рамок этой жизни во временную сферу деятель- ности, имеющую собственную направленность. Что же такое фут- бол? Ответ на этот вопрос пытается дать А. Ткаченко, сам прошед- ший путь игрока, а затем попытавшийся осмыслить существование в пространстве футбола:
Футбол – не война. Я даже не знаю, что. Игра? Да нет, больше. Жизнь? Да нет, меньше. Но почему же здесь все на тонкой грани жизни и смерти?21
18 Idem. P. 195.
19 Idem. P. 196.
20 О футбольных фанатах в Великобритании. См.: Кинг Дж. Фабрика футбола. М., 2005.
21 Ткаченко А. Футбол. М., 2001. С. 41
Значимость игры для болельщиков связана со специфической структурой этой группы людей. К. Гирц ссылается на Э. Гоффмана22, определяющего ее как то, что недостаточно организовано, чтобы именовать его группой (отдельные группы организованы, но это не относится ко всему пространству стадиона), и недостаточно бес- структурна, чтобы именовать ее «толпой». Гоффман обозначает это как «сфокусированное собрание», т.е. круг людей, увлеченных не- которым общим действием и относящихся друг к другу исходя из обстоятельств этого действия. Такие собрания сходятся и расходят- ся. Деятельность, которая их объединяет дискретна (проходит от матча к матчу). Форма такого собрания определяется ситуацией, которая его порождает, платформой, на которой оно стоит, но все же это форма, и притом вполне определенная23.
В начале статьи мы говорили о значимости игры для человека. Что же делает футбол? В чем смысл забитого гола для болельщи- ков? Они никоим образом не влияют на ход их жизни (кроме тех случаев, когда делаются большие ставки). Тем не менее, победа или поражение «своей» команды весьма значимо для болельщика:
Люди аллегорически унижают друг друга и аллегорически терпят уни- жение друг от друга. <…> Но в действительности ничей статус не меняется.
<…> Все, что вы можете – это получать удовольствие и наслаждаться или страдать и проявлять стойкость.
Футбол «реален» только для футболистов и фанатов-экстремалов, которые физически подтверждают свою приверженность любимой команде. Он делает то же самое, что с другими людьми, обладаю- щими другим темпераментом и вкусом, делают «Король Лир» или
«Преступление и наказание», поднимая те же темы – мужествен- ности, ярости, гордости, утраты, удачи – и организуя их в некую за- вершенную структуру. Взволновывающее качество игры возникает, по мнению Гирца, из соединения трех ее свойств: непосредствен- ной драматической формы, метафорического содержания и соци- ального контекста24. «Каждый поединок – это мир в себе, отдельный взрыв формы». Это гарантированный выход из рутины в простран- ство игры, сражения, страсти, и каждый раз все повторяется как дискретное событие, но не становится новой рутиной именно благо- даря этой дискретности и непредсказуемости каждой игры. «Любая выразительная форма живет только в своем собственном настоящем, но в данном случае это настоящее разделено на серию вспышек»25.
«Сфокусированное собрание» болельщиков на стадионе состав- ляет социальный контекст футбольного матча, причем он весьма неоднороден, от респектабельных любителей игры, приходящих не- редко на стадион целыми семьями (чему автор сам был свидетелем,
22 Hoffman I. Encounters. Indianopolis, 1961.
23 См.: Гирц К. Указ. соч. С. 486.
24 Там же. С. 503–504.
25 Там же. С. 505.
в особенности на престижных международных матчах) до предста- вителей фанатских молодежных субкультур, несущих в себе взры- воопасный импульс.
Несмотря на неоднородность состава болельщиков, наиболее манифестными продолжают оставаться молодежные группировки, носящие субкультурный характер. Их групповая идентификация настолько ярко выражена, а возраст «молодежи» охватывает на- столько широкий круг людей, имеющих различные потребности и запросы, что вряд ли возможно говорить о какой-то единой моло- дежной субкультуре – даже тинейджеры формируют субкультурные образования по совершенно разным основаниям. И среди фанатов можно выделить различные страты, объединенные общим центром – футболом – который «иррадиирует» различные смыслы в различ- ных группах молодежи. С 1980-х годов различные субкультурные образования начинают привлекать все большее внимание антропо- логов, культурологов, социологов. Многие исследователи считают, что молодежная субкультура – характеристика целого поколения, что существует некоторое субкультурное «ядро», присущее всему молодому поколению. На наш взгляд, такая точка зрения страда- ет некоторой схематичностью и не учитывает не только стилевого многообразия субкультур, но и сложностей системы культурной стратификации, делающей понятие «молодежь» весьма абстракт- ным теоретическим конструктом. Так, «романтические» субкульту- ры позволяют избежать повседневной рутины и создать собствен- ный фантазийный мир с соответствующей стилевой атрибутикой. Одной из наиболее распространенных типов субкультур являются
«фанаты», будь то спортивные болельщики или фанаты идолов поп-
культуры – они разделяют многие характеристики.
Спортивные фанаты составляют одно из наиболее многочис- ленных субкультурных образований, причем оно не ограничива- ется участниками, которые могут быть причислены к «молодежи». Тем не менее экстремальные проявления этой субкультуры свойст- венны именно молодежи, в то время как «взрослые» ограничива- ются ролью болельщиков у экранов телевизора или посетителей матчей, соблюдающие установленные нормы поведения. Первое место среди спортивных фанатов принадлежит, конечно, футболь- ным болельщикам. Матч для фанатов – не столько включенность в происходящее ритуально-игровое действо, сколько возможность эмоциональной разрядки, которая нередко принимает криминаль- ные формы. В то же время футбольные фанаты имеют ярко выра- женную стилевую специфику (многочисленная атрибутика, связан- ная с командой, за которую они болеют, поведение на стадионе и т.д.). «Поведению, – считает К. Гирц, – безусловно следует уделять внимание и довольно пристальное, потому что именно в поведе- нии – или, точнее, в социальном действии, проявляются, артикули- руются культурные формы»26. Футбольные фанаты представляют
26 См.: Гирц К. Указ. соч. С. 486.
собой сложное по организации сообщество, имеют своих вожаков, свою символику, свои способы коммуникации и межгруппового взаимодействия. Наиболее экстремальную часть фанатов, склон- ных к насилию, часто называют «футбольными хулиганами», хотя для многих чуждых субкультурных тонкостей людей эти два поня- тия являются синонимами. Джон Кинг, тщательно изучивший все стороны футбольного фанатизма и хулиганства в Великобритании, стране, где они возникли и получили наибольшую известность, пы- тается понять смысл этого явления: