Краткое описание бизнеса
В данном Модельном бизнес-плане рассматривается комплекс вопросов, связанных с организацией выездной торговли продуктами питания в городе Ульяновске.
Основными задачами при подготовке данного бизнес-плана авторы считали:
- Ознакомление предпринимателей с особенностями рассматриваемого вида бизнеса
- Представление практических подходов к организации передвижной автолавки на примере анализа конкретной ситуации в г. Ульяновске
- Сбор и представление предпринимателю практической информации, необходимой для составления собственного бизнес-плана
- Обучение простым методикам составления финансового плана и расчета основных показателей эффективности проекта
В предлагаемом Модельном бизнес-плане в качестве конкретного примера рассматривается Общество с Ограниченной Ответственностью "Деликатесы".
Владельцы ООО решили приобрести автофургон с прицепом для организации выездной торговли мясными изделиями в городе Ульяновске. Они планируют вложить в развитие компании свои средства, не прибегая к заемному капиталу. Размер первоначальных вложений составляет 275 тыс. рублей. Срок окупаемости проекта - 12 месяцев.
При работе с данной бизнес - моделью предприниматель, используя приведенные методические рекомендации, может разработать проект организации передвижной автолавки, специализирующейся на продаже следующих видов продукции:
- молочных изделий
- рыбы
- молока, пива или кваса (для данного вида выездной торговли потребуется цистерна для перевозки)
- хлебобулочных изделий
- продовольственных товаров различного ассортимента
- непродовольственных товаров
МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ
Цели и задачи анализа рынка
Прежде, чем начинать действовать на рынке, предпринимателю необходимо иметь по возможности полное представление о том, что на нем происходит. Полная и достоверная информация о рынках, на которых действует фирма (внешние факторы), и самой компании (внутренние факторы) является основой эффективного планирования и управления. Анализ рынка является важнейшим компонентом маркетингового подхода в компании. В задачи исследования входит сбор, анализ и обработка информации о товарах, клиентах, конкурентах и рынках.
Сбор и обработка информации производятся в целях принятия решений в области стратегии маркетинга и разработки практических шагов компании.
К сожалению, предприниматели, занятые в малом бизнесе, часто пренебрегают проведением маркетингового анализа. Иногда они просто не понимают, зачем им тратить силы и средства на эти работы. Конечно, сами по себе маркетинговые исследования не гарантируют 100 - процентного успеха в бизнесе. Их задача иная - они должны помочь оценить маркетинговые возможности предлагаемого продукта или услуги и снизить риск принятия неправильных решений.
Основными вопросами при изучении рынка являются следующие:
1. Состояние отрасли
2. Характеристика целевого рынка
3. Изучение потребителей
4. Конкурентная ситуация
Методы проведения анализа рынка
План проведения исследования
Общая схема проведения маркетингового исследования состоит из нескольких этапов:
- Определение целей маркетингового исследования.
- Предварительное ("зондажное") поисковое изучение. Перед началом выполнения работ, для уточнения задач и получения представления об изучаемой области необходимо провести предварительное изучение интересующей проблемы. Здесь возможен опрос специалистов и экспертов по данной области, изучение литературы, групповые дискуссии.
- Разработка общей концепции исследования. Основным моментом на этом этапе является выработка предположений относительно того, что происходит на рынке, их проверка на практике, выявление причинно-следственных связей.
- Детальное планирование исследования. Здесь необходимо определить, что должно служить основным источником информации - уже собранный кем-то материал, т.е. "вторичные" данные (например, статистические данные, обзоры рынка) или сбор новых данных, т.е. "первичные" данные (например, выборочные опросы потребителей). Преимущества вторичных данных - простота доступа к информации, относительно небольшая стоимость, быстрота применения. Недостатки использования вторичных данных заключаются в том, что они могут быть устаревшими, неточными, неполными, для них не всегда может быть известен метод сбора и обработки информации.
- Отбор источников информации и сбор вторичных данных. Если есть альтернатива, следует начинать со сбора вторичных данных, используя их преимущества перед первичными.
- Оценка полноты и точности полученных данных и решение насколько необходимы дополнительные сведения, которые могут быть получены через первичные данные.
- Планирование сбора первичных данных. Здесь необходимо определить, какой метод сбора сведений будет применен - опрос, наблюдение, эксперимент (см. далее об этом более подробно).
- Проведение сбора первичной информации.
- Анализ полученных данных.
- Представление результатов исследования (маркетинговый отчет).
Методы сбора данных
Для получения требуемых данных в ходе маркетингового исследования используются следующие методы:
- опрос (телефонный, личный, по почте) - выяснение мнений, представлений, знаний людей по различным вопросам
- наблюдение - изучение обстоятельств без воздействия на объект наблюдения
- эксперимент - исследование влияния одного фактора на другой при одновременном контроле всех прочих факторов