Развитие специальной выносливости




 

Выносливость развивается с самых первых занятий боксом путем увеличения количества и частоты выпол-нения специальных упражнений и упражнений, развивающих общую выносливость. К таким упражнениям относятся: быстрая ходьба, бег с преодолением препятствий, игры, передвижения на лыжах, катание на коньках и др.

 

Специфическую выносливость для серьезных состязаний в течение короткого срока развить нельзя. Вы-носливость определяется хорошо поставленным дыханием, умением сочетать напряжение с расслаблением, что достигается длительной тренировкой, рациональным применением техники и главное — минимальным нервным напряжением. Этого можно добиться в основном путем совершенствования движений, постепенным увеличением частоты боевых действий и продолжительностью раундов во время вольного боя. Если боксеры изучают и совершенствуют какой-либо из приемов во время общих занятий, то и в этом случае надо требовать от боксеров увеличения темпа. Темп боя должен быть привычным. Нельзя снижать или увеличивать темп боя, исходя из продолжительности времени боя.

 

Конечно, во время состязания боксер сам будет находить свой темп в зависимости от сил и возможностей, стиля и манеры ведения боя противниками. Но он должен быть подготовленным свободно вести бой в любом темпе, если этого требует обстановка. Например, принять предложенный противником темп и оказаться более выносливым, чем он, или самому предложить высокий темп в расчете на то, что противник не выдержит этого темпа. Боксер должен помнить, что бой выигрывает тот, кто больше нанесет ударов, кто активно действует. Каждая секунда в бою должна быть эффективно использована.

Для развития выносливости необходима систематическая тренировка. На первых этапах эта тренировка ведется по общему плану, а позднее, когда мастерство боксера возрастет, необходимо перейти на индивиду-альный план, так как развитие выносливости должно вестись с учетом индивидуальных особенностей организ-ма. Мерилом выносливости в боксе является способность боксера быстро, активно действовать в течение продолжительного времени. Чем дольше боксер может активно и быстро действовать в бою, тем он выносли-вее. Неправильно, если боксер может провести в быстром темпе только один первый раунд, а затем темп его снижается. Надо подготовить боксера так, чтобы он мог провести все три раунда в высоком темпе и чтобы по активности, мастерству применения техники в третьем раунде он был бы таким же, как в первом. С этой целью в тренировочных боях при сохранении одного и того же темпа постепенно удлиняется время боя.

Заканчивать бой боксер должен в таком состоянии, которое позволяло бы ему еще продолжать бой, если бы в этом была необходимость.

 

Продолжительную работу е активными действиями следует выполнять во время упражнений на снарядах и лапах.

 

После боевой практики, которая длится, например, три раунда (по 3 минуты), следует сделать небольшой перерыв и провести еще один- два плотных раунда в упражнениях на снарядах. Физическая нагрузка уве-личится, но нервное напряжение будет значительно снижено.

В целях сохранения выносливости необходимо обращать внимание на дыхание. Оно должно быть ровным, акцентированные удары надо сопровождать выдохом. Резкие с шумом выдохи при каждом ударе — плохая привычка некоторых начинающих боксеров. Такое дыхание лишь утомляет, но не способствует развитию вы-носливости.

 

Одной из главных причин наступления утомления во время учебного боя или состязания является излиш-няя нервная напряженность. Боксер проделывает очень большую работу вне ринга с партнером и не бывает уставшим. Обстановка состязания создает у боксера лишнюю напряженность, и именно от этого прежде всего наступает утомление. Поэтому легкие действия способствуют развитию выносливости. Наиболее выносливыми являются те боксеры, которые умеют легко тренироваться, не напрягаясь при каждом движении.

 

Объективные признаки усталости легко заметны: у боксера как бы разрушаются навыки, он не точно и не избирательно бьет, пропускает без защит большое количество ударов, теряет бдительность. Быстрота и частота активных действий падают, волевые напряжения ослабевают. Быстрота действий непосредственно связана с быстротой решения тактических задач. Два этих элемента развиваются взаимосвязанно.

Для развития скоростной выносливости в предсоревновательном периоде применяют так называемую интервальную тренировку. Делают три тура по три раунда в каждом. После общей и специальной разминки первые три раунда боксеры совершенствуют отдельные приемы в довольно высоком темпе с минутным перерывом между раундами. После 3—5 минут проводится вольный бой из трех раундов по 3 минуты. Потом следует небольшой отдых, а затем в течение одного раунда боксер в высоком темпе упражняется на снарядах, после чего еще один раунд проводит в упражнениях со скакалкой и один раунд в «бою с тенью» или на лапах.

Безусловно, для проведения девяти раундов в высоком темпе нужна соответствующая подготовка, но мы имеем в виду вполне зрелых и постоянно тренирующихся боксеров.

 

ВОЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА

 

Воля — одна из основных черт человеческого характера. Воля воспитывается в семье, в школе и в про-цессе трудовой деятельности. В спорте волевые напряжения чрезвычайно велики, особенно в тех видах, где идет единоборство.

 

Важнейшими волевыми качествами являются инициативность, уверенность, смелость, стойкость, настойчивость, решительность, В малых формах воля проявляется в состязаниях среди новичков и боксеров


 


младших разрядов. Со всей силой волевые качества проявляются на состязаниях боксеров высокого класса. Здесь из всех компонентов, определяющих мастерство боксера, воля имеет особое значение. Без инициативы, уверенности, смелости и решительности нельзя использовать свои технические и тактические возможности. В то же время уверенность в своих силах может появиться на основе технического и физического превосходства.

 

Волевые качества приобретаются на протяжении всей жизни человека. Что касается спорта, в частности бокса, то существует ряд приемов воспитания волевых качеств, необходимых боксеру.

 

Все отдельные качества, определяющие понятие воли, должны развиваться в совокупности.

Мы учим боксеров быть инициативными, действовать все время первыми, находить все новые пути для достижения победы. Поэтому, в какой бы форме ни проходила подготовка, в ней должна проявляться ини-циатива. Например, во время игры в баскетбол не дожидаться, пока мяч сам прилетит в руки, не дать захватить его противнику, а овладеть мячом. Во всех действиях надо требовать инициативности и активности.

 

Уверенность развивается на основе знаний и умений. Следует добиваться, чтобы боксеру удавалось успешно проводить в боевой практике задуманные технические приемы, чтобы при любом исходе состязаний боксер умел выйти с малыми «потерями» при помощи искусного применения надежных защитных действий. Если боксер пытался много раз провести боковые удары правой в голову и ни разу не попал, уверенность в применении этого удара пропадает. Частые победы и редкие поражения укрепляют уверенность и наоборот. Поэтому боксеру ни в коем случае нельзя выступать в состязаниях, если он не вполне к ним подготовлен. Во время проведения учебной боевой практики — вольного боя — надо требовать от боксера лишь того, что он способен сделать. Уверенность, как и инициативность, пропадает, если боксер утомился или подвергался ка-ким-либо нервным переживаниям.

Большое значение для воспитания уверенности в боксере имеет педагогическое мастерство тренера, его способность убедить ученика, правильно, объективно оценить возможности ученика и его противника.

 

Смелость и решительность — качества, которые являются решающими в бою, с ними тесно связана и уве-ренность. Если боксер уверен в своих силах, знает, какими качествами обладает его противник, то он действует смело. Неизвестность всегда в какой-то мере создает чувство неуверенности. Уверенность придает силы. Смелость боксера проявляется в его решительных действиях. Боксер проявляет смелость, если он идет на обострение боя, если он повторяет атаку за атакой, если он не боится атак противника и предпринимает решительные контрдействия. Этому надо учить во время боевой практики, внушать во время состязаний.

Стойкость в боксе — это настойчивость в достижении победы, несмотря ни на какие трудности. Стойкого боксера не поколеблет сильный удар, если даже он вызвал падение. Боксер поднимается и с прежней смелостью будет продолжать бой. Боксер устал, однако он проявил стойкость до конца боя, мобилизовался и не снижал предложенного темпа. Эти качества можно развивать в условиях боевой практики, здесь надо требовать стойкости в ведении боя. Но, требуя, надо всегда исходить из возможности боксера. Увеличенные требования могут привести не только к снижению волевых качеств боксера, но и к неприятным последствиям. Поэтому в правилах соревнований по боксу говорится, что в случае явного преимущества одного боксера над другим секундант может прекратить бой выбрасыванием полотенца.

 

Во время боевой практики важным фактором развития уверенности и смелости является руководство тренера. Надо уметь заставить ученика выполнять или хотя бы пытаться выполнять указания тренера. Если тренер дал указание (конечно, правильно оценив обстановку) решительно атаковать для подхода в ближний бой, то следует во что бы то ни стало добиваться выполнения этого указания. Или в перерыве между раундами тренер дал указание не снижать, а, напротив, увеличить темп боя, то, как бы это ни было тяжело, следует добиться увеличения темпа. Можно привести много примеров воспитания волевых качеств боксера в процессе условных и вольных боев. С особой силой проявляются волевые качества боксера в период турнирных состязаний, когда ему предстоит провести несколько боев подряд и ни в одном из них не снижать своих воз-можностей.

 

Большое значение в волевой подготовке боксера имеет воспитание навыков режима сна, работы, учебы, питания и тренировки. Надо добиваться, чтобы индивидуальный план подготовки боксера выполнялся. Вы-сокая сознательность и дисциплина являются главными условиями воспитания воли.

Педагог должен личным примером показывать образцовое поведение.

Известно, что курение снижает спортивные возможности боксера. «Боксер не должен курить», — говорит тренер, но если сам он курит, то это является отрицательным примером в воспитании воли у спортсмена. Если тренер молод и практически здоров, но боксеры знают, что он не занимается физическими упражнениями, — это тоже плохой пример.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: