1 августа 1945 г.
Происходившая с 17 июля по 2 августа 1945 г. в Берлине Конференция Глав правительств Союза Советских Социалистических Республик, Соединенных Штатов Америки и Великобритании пришла к следующим заключениям:
I. ОБ УЧРЕЖДЕНИИ СОВЕТА МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ 129
А. Конференция достигла следующего соглашения относительно создания Совета министров иностранных дел для проведения необходимой подготовительной работы по мирному урегулированию:
Учреждение Совета министров иностранных дел
1. Должен быть учрежден Совет в составе министров иностранных дел Соединенного Королевства, Союза Советских Социалистических Республик, Китая, Франции и Соединенных Штатов Америки.
2. а) Нормально Совет будет заседать в Лондоне, который будет являться постоянным местом пребывания Объединенного Секретариата, который будет создан Советом. Каждого министра иностранных дел будут сопровождать заместитель высокого ранга, должным образом уполномоченный вести работу в Совете в отсутствие его министра иностранных дел, и небольшой штат технических советников.
Ь) Первое заседание Совета состоится в Лондоне не позднее 1 сентября 1945 г. Заседания могут созываться по общему соглашению в других столицах, о чем можно будет время от времени договариваться.
3. а) В качестве немедленной и важной задачи Совета на него возлагается составление мирных договоров для Италии, Румынии, Болгарии, Венгрии и Финляндии для представления их Объединенным Нациям и выработка предложений по урегулированию территориальных вопросов, встающих в связи с окончанием войны в Европе. Совет будет использован для подготовки мирного урегулирования для Германии, с тем чтобы соответствующий документ был принят пригодным для этой цели правительством Германии, когда такое правительство будет образовано.
|
Ь) Для разрешения каждой из этих задач Совет будет состоять из членов, представляющих те государства, которые подписали условия капитуляции, продиктованные тому вражескому государ"
ству, которого касается данная задача. При рассмотрении вопроса мирного урегулирования с Италией Франция будет рассматриваться как подписавшая условия капитуляции Италии. Другие члены будут приглашаться участвовать в Совете, когда будут рассматриваться вопросы, прямо их касающиеся.
с) Другие дела будут время от времени передаваться Совету по соглашению между правительствами, являющимися его членами.
4. а) Когда Совет будет рассматривать вопрос, в котором непосредственно заинтересовано государство, не представленное в нем, это государство должно быть приглашено прислать своих представителей для участия в обсуждении и изучении этого вопроса.
Ь) Совет может приспособить процедуру своей работы к характеру данной рассматриваемой им проблемы. В некоторых случаях он может предварительно обсудить вопрос в своем составе до участия других заинтересованных государств. В другом случае Совет может созвать официальную конференцию государств, наиболее заинтересованных в решении какой-либо данной проблемы.
В. Решено также, что все три правительства пошлют идентичные приглашения правительствам Китая и Франции принять этот текст и присоединиться к учреждению Совета. Текст одобренных приглашений гласит следующее:
|
СОВЕТ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
Проект идентичного приглашения, которое должно быть послано отдельно каждым из трех правительств правительствам Китая и Франции
“Правительства Соединенного Королевства, Соединенных Штатов Америки и Союза Советских Социалистических Республик считают необходимым начать без промедления проводить важнейшую подготовительную работу по мирному урегулированию в Европе. С этой целью они согласились относительно создания Совета министров иностранных дел пяти великих держав для подготовки мирных договоров с бывшими вражескими европейскими государствами для представления этих договоров Объединенным Нациям. Совет будет также уполномочен делать предложения относительно урегулирования неразрешенных территориальных вопросов в Европе и рассматривать также другие вопросы, которые правительства — члены Совета, по соглашению между ними, могут поручить ему (текст, принятый тремя правительствами, приведен выше),
По соглашению с Правительствами..........
...... Правительство..... приглашает
_. Китая
Правительство франции принять приведенный выше текст и при-,
соединиться к мероприятиям по учреждению Совета.
Правительство........ придает большое значение
Китайского правительства Участию французск— правительства в предлагаемых мероприятиях,
и оно надеется получить быстрый и благоприятный ответ на это приглашение”.
С. Учреждение Совета министров иностранных дел для специальных целей, названных в этом тексте, не будет противоречить соглашению, достигнутому на Крымской конференции, о том, что должны иметь место периодические консультации министров иностранных дел Соединенных Штатов Америки, Союза Советских Социалистических Республик и Соединенного Королевства.
|
D. Конференция рассмотрела также положение Европейской консультативной комиссии7 в свете соглашения об учреждении Совета министров иностранных дел. С удовлетворением было отмечено, что Комиссия успешно справилась с ее основными задачами, представив рекомендации относительно безоговорочной капитуляции Германии, зон оккупации Германии и Австрии и межсоюзного контрольного механизма в этих странах. Было установлено, что дальнейшая работа детального характера по координации политики союзников в отношении контроля над Германией и Австрией должна в будущем входить в компетенцию Контрольного совета в Берлине п Союзнической комиссии в Вене. В соответствии с этим рекомендуется распустить Европейскую консультативную комиссию.
II. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫМИ НЕОБХОДИМО РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ
ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ГЕРМАНИЕЙ В НАЧАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Были приняты следующие политические и экономические принципы обращения с Германией:
А. Политические принципы
1. В соответствии с Соглашением о контрольном механизме в.Германии верховная власть в Германии будет осуществляться главнокомандующими вооруженных сил Союза Советских Социалистических Республик, Соединенных Штатов Америки, Соединенного Королевства и Французской республики, каждым в своей зоне оккупации, по инструкциям своих соответствующих правительств,
а также совместно по вопросам, затрагивающим Германию в целом, действующими в качестве членов Контрольного совета.
2. Поскольку это практически осуществимо, должно быть одинаковое обращение с немецким населением во всей Германии.
3. Целями оккупации Германии, которыми должен руководствоваться Контрольный совет, являются:
I) Полное разоружение и демилитаризация Германии и ликвидация всей германской промышленности, которая может быть использована для военного производства, или контроль над ней. С этими целями:
a) все сухопутные, морские и воздушные вооруженные силы Германии, СС, СА, СД и гестапо со всеми их организациями, штабами и учреждениями, включая Генеральный штаб, офицерский корпус, корпус резервистов, военные училища, организации ветеранов войны и все другие военные и полувоенные организации, вместе с их клубами и ассоциациями, служащими интересам поддержания военных традиций в Германии, будут полностью и окончательно упразднены, дабы навсегда предупредить возрождение или реорганизацию германского милитаризма и нацизма;
b) все вооружение, амуниция и орудия войны и все специализированные средства для их производства должны находиться в распоряжении союзников или должны быть уничтожены. Поддержание и производство всех самолетов и всякого вооружения, амуниции и орудий войны будет предотвращено.
II) Убедить немецкий народ, что он понес тотальное военное поражение и что он не может избежать ответственности за то, что он навлек на себя, поскольку его собственное безжалостное ведение войны и фанатическое сопротивление нацистов разрушили германскую экономику и сделали хаос и страдания неизбежными.
III) Уничтожить национал-социалистскую партию и ее филиалы и подконтрольные организации, распустить все нацистские учреждения, обеспечить, чтобы они не возродились ни в какой форме, и предотвратить всякую нацистскую и милитаристскую деятельность или пропаганду.
IV) Подготовиться к окончательной реконструкции германской политической жизни на демократической основе и к эвентуальному мирному сотрудничеству Германии в международной жизни.
4. Все нацистские законы, которые создали базис для гитлеровского режима или которые установили дискриминацию на основе расы, религии или политических убеждений, должны быть отменены. Никакая такая дискриминация — правовая, административная или иная — не будет терпима.
5. Военные преступники и те, кто участвовал в планировании или осуществлении нацистских мероприятий, влекущих за собой
или имеющих своим результатом зверства или военные преступления, должны быть арестованы и преданы суду. Нацистские лидеры, влиятельные сторонники нацистов и руководящий состав нацистских учреждений и организаций и любые другие лица, опасные для оккупации и ее целей, должны быть арестованы и интернированы.
6. Все члены нацистской партии, которые были больше чем номинальными участниками ее деятельности, и все другие лица, враждебные союзным целям, должны быть удалены с общественных или полуобщественных должностей и с ответственных постов в важных частных предприятиях. Такие лица должны быть заменены лицами, которые по своим политическим и моральным качествам считаются способными помочь в развитии подлинно демократических учреждений в Германии.
7. Образование в Германии должно так контролироваться, чтобы полностью устранить нацистские и милитаристские доктрины и сделать возможным успешное развитие демократических идей.
8. Судебная система будет реорганизована в соответствии с принципами демократии, правосудия на основе законности и равноправия всех граждан, без различия расы, национальности и религии.
9. Управление в Германии должно проводиться в направлении децентрализации политической структуры и развития на местах чувства ответственности. С этой целью:
I) Местное самоуправление будет восстанавливаться по всей Германии на демократических началах, и в частности через выборные советы, настолько быстро, насколько это совместимо с сохранением военной безопасности и целями оккупации.
II) Во всей Германии должны разрешаться и поощряться все демократические политические партии с предоставлением им права созыва собраний и публичного обсуждения.
III) Принципы представительства и выборности должны вводиться в районные, провинциальные управления и управления земель настолько быстро, насколько это может быть оправдано успешным применением этих принципов в местном самоуправлении.
IV) Пока что не будет учреждено никакого центрального германского правительства. Однако, несмотря на это, будут учреждены некоторые существенно важные центральные германские административные департаменты, возглавляемые государственными секретарями, в частности, в областях финансов, транспорта, коммуникаций, внешней торговли и промышленности. Эти департаменты будут действовать под руководством Контрольно* го совета.
10. С учетом необходимости поддержания военной безопасности будет разрешаться свобода слова, печати и религии и религиозные учреждения будут уважаться. Будет разрешено создание свободных профсоюзов, также с учетом необходимости поддержания военной безопасности.
В. Экономические принципы
11. В целях уничтожения германского военного потенциала производство вооружения, военного снаряжения и орудий войны, а также производство всех типов самолетов и морских судов должно быть запрещено и предотвращено. Производство металлов, химических продуктов, машиностроение и производство других предметов, необходимых непосредственно для военной экономики, должно быть строго контролируемо и ограничено в соответствии с одобренным уровнем послевоенных мирных потребностей Германии, достаточным для осуществления целей, изложенных в пункте 15. Производственные мощности, ненужные для промышленности, которая будет разрешена, должны быть либо изъяты в соответствии с репарационным планом, рекомендованным Межсоюзной репарационной комиссией, и утверждены заинтересованными правительствами, либо уничтожены, если не будут изъяты.
12. В практически кратчайший срок германская экономика должна быть децентрализована с целью уничтожения существующей чрезмерной концентрации экономической силы, представленной особенно в форме картелей, синдикатов, трестов и других монополистических соглашений. Несмотря на это, однако, и для достижения целей, изложенных в настоящем документе, должны быть сохранены или восстановлены определенные формы центрального административного аппарата, особенно в области финансов, транспорта и коммуникаций.
13. При организации экономики Германии главное внимание должно быть обращено на развитие сельского хозяйства и мирной промышленности для внутреннего потребления.
14. В период оккупации Германия должна рассматриваться как.единое экономическое целое. С этой целью должна быть установлена общая политика относительно:
a) производства и распределения продукции горной и обрабатывающей промышленности;
b) сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства;
c) зарплаты, цен и рационирования;
d) программы импорта и экспорта для Германии в целом;
e) денежной и банковской системы, централизованных налогов и пошлин;
f) репараций и устранения военно-промышленного потенциала;
g) транспорта и коммуникаций.
При проведении этой политики по мере надобности должны приниматься во внимание различные местные условия.
15. Должен быть установлен союзный контроль над германской экономикой, но только в пределах, необходимых:
a) для выполнения программы индустриального разоружения и демилитаризации, репараций и разрешенного экспорта и импорта;
b) для обеспечения производства товаров и обеспечения услуг, необходимых для удовлетворения нужд оккупационных сил и перемещенных лиц в Германии и важных для поддержания в Германии среднего жизненного уровня, не превышающего средний жизненный уровень европейских стран (европейские страны означают все европейские страны, за исключением Соединенного Королевства и Советского Союза);
c) для обеспечения в порядке, который установит Контрольный совет, равномерного распределения основных предметов между различными зонами, с тем чтобы создать сбалансированную экономику во всей Германии и сократить необходимость в импорте;
d) для контроля над германской промышленностью и всеми экономическими и финансовыми международными сделками, включая экспорт и импорт, с целью предотвращения развития военного потенциала Германии и достижения других названных здесь задач;
e) для контроля над всеми германскими общественными или частными научными, исследовательскими и экспериментальными учреждениями, лабораториями и т. д., связанными с экономической деятельностью.
16. Для введения и поддержания экономического контроля, установленного Контрольным советом, должен быть создан германский административный аппарат, и германским властям должно быть предложено в полном, практически возможном объеме заявить и принять на себя управление этим аппаратом. Таким образом, германскому народу должно быть внушено, что ответственность за это управление и любой срыв его будет лежать на нем. Любое германское управление, которое будет противоречить целям оккупации, будет запрещено.
17. Должны быть приняты немедленные меры в отношении:
a) проведения необходимого ремонта транспорта;
b) увеличения добычи угля;
c) максимального увеличения сельскохозяйственной дро-> Дукции и
d) проведения срочного ремонта жилищ и основных коммунальных предприятий.
18. Контрольный совет должен предпринять надлежащие шаги для осуществления контроля и распоряжения теми германскими активами за границей, которые еще не поступили под контроль Объединенных Наций, принимавших участие в войне против Германии.
19. После оплаты репараций германскому народу должно быть оставлено достаточно ресурсов, для того чтобы он мог существовать без помощи извне. При составлении хозяйственного баланса Германии должны быть выделены необходимые средства для импорта, одобренного Контрольным советом в Германии. Выручка от экспорта продуктов текущего производства и товарных запасов идет в первую очередь для оплаты такого импорта.
Указанное здесь условие не будет применяться к оборудованию и продуктам, упомянутым в пунктах 4 “а” и 4 “Ь” Соглашения о германских репарациях.
III. РЕПАРАЦИИ С ГЕРМАНИИ
1. Репарационные претензии СССР будут удовлетворены изъятиями из зоны Германии, оккупированной СССР, и из соответствующих германских вложений за границей.
2. СССР удовлетворит репарационные претензии Польши из своей.доли репараций.
3. Репарационные претензии Соединенных Штатов, Соеди-венного Королевства и других стран, имеющих право на репарации, будут удовлетворены из Западных зон и из соответствующих германских вложений за границей.
4. В дополнение к репарациям, получаемым Советским Союзом из своей зоны оккупации, СССР получит дополнительно из Западных зон: а) 15% такого пригодного к использованию и комплектного промышленного капитального оборудования, в первую очередь металлургической, химической и машиностроительной отраслей промышленности, которое не является необходимым для германского мирного хозяйства и должно быть изъято из Западных зон Германии в обмен на эквивалентную стоимость в продовольствии, угле, поташе, цинке, лесных материалах, глиняных изделиях, нефтяных продуктах и других видах материалов, о которых будет обусловлено договоренностью.
Ь) 10% такого промышленного капитального оборудования, которое не является необходимым для германской мирной экономики и которое должно быть изъято из Западных зон для передачи Советскому правительству в счет репараций без оплаты или возмещения любым образом.
Изъятия оборудования, обусловленного в вышеизложенных параграфах “а” и “Ь”, будут производиться одновременно.
5. Количество оборудования, подлежащего изъятию из Западных зон в счет репараций, должно быть определено самое позднее в течение шести месяцев, начинающихся с настоящего времени.
6. Изъятия промышленного капитального оборудования начнутся так скоро, как это возможно, и будут закончены в течение двух лет после решения, указанного в пункте 5. Поставки продуктов, обусловленных параграфом 4 “а”, начнутся так скоро, как это возможно, и будут произведены Советским Союзом партиями, обусловленными по договоренности в течение пяти лет от упомянутой даты. Решения о количестве и характере промышленного капитального оборудования, которое не является необходимым для германской мирной экономики и поэтому подлежащего репарациям, будут приняты Контрольным советом, согласно политике, принятой Союзной комиссией по репарациям, с участием Франции, причем окончательные решения будут выноситься командующим зоной, из которой будет изъято обору-дование.
7. До определения общего количества оборудования, подлежащего изъятию, будут произведены авансовые поставки такого оборудования, которое будет определено в соответствии с порядком, указанным в последней фразе пункта 6.
8. Советское правительство отказывается от всех претензий в отношении репараций на акции германских предприятий, находящихся в Западных зонах оккупации Германии, а также на германские заграничные активы во всех странах, за исключением тех, которые указаны в пункте 9.
9. Правительства США и Соединенного Королевства отказываются от всех претензий в отношении репараций на акции германских предприятий, находящихся в Восточной зоне оккупации Германии, а также на германские заграничные активы в Болгарии, Финляндии, Венгрии, Румынии и Восточной Австрии.
10. Советское правительство не имеет претензий на золото, захваченное союзными войсками в Германии. [...]
И. Сталин
Г. Трумэн
К. Р. Эттли
Печат. по изд.: Советский Союз на меж* дународных конференциях периода Be-: ликой Отечественной войны 1941—1945 гг. Сборник документов. М., 1980, т. 6, Берлинская (Потсдамская) конференция руководителей трех союзных держав — СССР, США, Великобритании (17 июля — 2 августа 1945 г.) (далее — Берлинская конференция...), с. 459—468.
177. Нота посольства СССР во Франции министерству иностранных дел Французской республики
2 августа 1945 г.
Уважаемый господин министр,
По поручению правительства Союза Советских Социалистических Республик имею честь Вам сообщить, что правительства Соединенных Штатов Америки, Соединенного Королевства и Союза Советских Социалистических Республик согласились о следующих политических принципах, которые они считают руководящими при обращении с Германией в начальный контрольный период.
Они намерены после окончания настоящей конференции передать текст этих принципов главнокомандующим их соответственных оккупационных сил в Германии и дать им указание руководствоваться этими принципами в своих действиях в их соответственных зонах оккупации и действовать согласно с их коллегами в Контрольном совете в проведении этих принципов в жизнь таким путем, чтобы обеспечить соответствующее единство действий во всех зонах оккупации.
Три правительства искренне желают, чтобы временное правительство Французской республики смогло согласиться с этими принципами и после окончания настоящей конференции послало бы соответственные инструкции Главнокомандующему французскими оккупационными силами.
Три правительства были бы благодарны, если бы временное правительство Французской республики рассматривало настоящее сообщение строго секретным до того времени, пока не будет опубликовано официальное сообщение конференции.
“ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫМИ НЕОБХОДИМО РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ
ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ГЕРМАНИЕЙ В НАЧАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ПЕРИОД
1. В соответствии с Соглашением о контрольном механизме в Германии49, верховная власть в Германии будет осуществляться главнокомандующими вооруженных сил Союза Советских Социалистических Республик, Соединенных Штатов Америки, Соединенного Королевства и Французской республики, каждым в своей зоне оккупации, по инструкциям от своих соответствующих правительств, а также совместно по вопросам, затрагивающим Германию в целом, действующими в качестве членов Контрольного совета.
2. Поскольку это практически осуществимо, должно быть одинаковое обращение с немецким населением во всей Германии.
3. Целями оккупации Германии, которыми должен руководствоваться Контрольный совет, являются:
I. Полное разоружение и демилитаризация Германии и ликвидация всей германской промышленности, которая может быть использована для военного производства, или контроль над ней. С этими целями:
a) все сухопутные, морские и воздушные вооруженные силы Германии. СС, СА, СД и гестапо со всеми их организациями, штабами и учреждениями, включая Генеральный штаб, офицерский корпус, корпус резервистов, военные училища, организации ветеранов войны и все другие военные и полувоенные организации, вместе с их клубами и ассоциациями, служащими интересам поддержания военных традиций в Германии, будут полностью и окончательно упразднены, дабы навсегда предупредить возрождение или реорганизацию германского милитаризма и нацизма;
b) все вооружение, амуниция и орудия войны и все специализированные средства для их производства должны находиться в распоряжении союзников или должны быть уничтожены. Поддержание и производство всех самолетов и всякого вооружения, амуниции и орудий войны запрещается.
II. Убедить немецкий народ, что он понес тотальное военное поражение и что он не может избежать ответственности за то, что он навлек на себя, поскольку его собственное безжалостное ведение войны и фанатическое сопротивление нацистов разрушили германскую экономику и сделали хаос и страдания неизбежными.
III. Уничтожить национал-социалистскую партию и ее филиалы и подконтрольные организации, распустить все нацистские учреждения, обеспечить, чтобы они не возродились ни в какой форме, и предотвратить всякую нацистскую и милитаристскую деятельность или пропаганду.
IV. Подготовиться к окончательной реконструкции германской политической жизни на демократической основе и к эвен-туальыому мирному сотрудничеству Германии в международной жизни.
4. Все нацистские законы, которые создали базис для гитлеровского режима или которые установили дискриминацию па основе расы, религии или политических убеждений, должны быть отменены. Никакая такая дискриминация — правовая, административная или иная — не будет терпима.
5. Военные преступники и те, кто участвовал в планировании или осуществлении нацистских мероприятий, влекущих за собой
или имеющих своим результатом зверства или военные преступления, должны быть арестованы и преданы суду. Нацистские лидеры, влиятельные сторонники нацистов и руководящий состав нацистских учреждений и организаций и любые другие лица, опасные для оккупации и ее целей, должны быть арестованы и интернированы.
6. Все члены нацистской партии, которые были больше чем номинальными участниками ее деятельности и все другие лица, враждебные союзным целям, должны быть удалены с общественных или полуобщественных должностей и с ответственных постов в важных частных предприятиях. Такие лица должны быть заменены лицами, которые по своим политическим и моральным качествам считаются способными помочь в развитии подлинно демократических учреждений Германии.
7. Образование в Германии должно так контролироваться, чтобы полностью устранить нацистские и милитаристские доктрины и сделать возможным успешное развитие демократических идей.
8. Судебная система будет реорганизована в соответствии с принципами демократии, правосудия на основе законности и равноправия всех граждан, без различия расы, национальности и религии.
9. Дела администрации в Германии должны проводиться в направлении децентрализации политической структуры, развития местной инициативы. С этой целью:
Ï. Местное самоуправление будет восстанавливаться по всей Германии на демократических началах, и в частности через выборные советы, настолько быстро, насколько это совместимо с сохранением безопасности оккупационных сил и осуществлением целей оккупации.
II. Все демократические политические партии с правом созыва собрания и публичного обсуждения должны разрешаться и поощряться во всей Германии.
III. Принципы представительства и выборности должны вводиться в районные, провинциальные управления и управления земель настолько быстро, насколько это может быть оправдано успешным применением этих принципов в местном самоуправлении.
IV. Пока что не будет создано никакого центрального гер
манского правительства103. Однако, несмотря на это, будут уч
реждены некоторые существенно важные центральные герман
ские административные департаменты, возглавляемые государст
венными секретарями, в частности, в областях финансов, транс
порта, коммуникаций, внешней торговли и промышленности. Эти
департаменты будут действовать под руководством Контрольного
совета. 372
10. С учетом необходимости поддержания военной безопасности будет разрешаться свобода слова, печати и религии и религиозные учреждения будут уважаться. Будет разрешено создание свободных профсоюзов, также учитывая поддержание военной безопасности”.
Примите, господин министр, мои уверения в самом высоком к Вам уважении.
А. Богомолов
Лечат, по арх.
178. Нота посольства СССР во Франции министерству иностранных дел Французской республики
2 августа 1945 г.
Уважаемый господин министр,
По поручению правительства Союза Советских Социалистических Республик имею честь сообщить Вам следующее:
Правительства Союза Советских Социалистических Республик, Соединенного Королевства и Соединенных Штатов Америки имеют удовольствие пригласить временное Французское правительство принять участие в работе Союзной комиссии по репарациям115. Они надеются, что временное Французское правительство будет готово принять это приглашение и возможно скорее назначить своего представителя.
Примите, господин министр, мои уверения в самом высоком к Вам уважении.
А. Богомолов
Печат. по арх.
179. Нота министерства иностранных дел Французской республики посольству СССР во Франции
7 августа 1945 г. Господин посол,
В ответ на Ваше сообщение от 31 июля * я имею честь довести до Вашего сведения, что Французское правительство охотно принимает направленное ему в согласии с правительствами Великобритании и США, правительством Союза Советских Социалистических Республик приглашение участвовать в Совете министров иностранных дел пяти великих держав 129 и присоединиться теперь же к организации этого Совета, который соберется в Лондоне не позднее 1 сентября.
Однако в том, что касается текста “о создании Совета министров иностранных дел”, приведенного в Вашем сообщении, Французское правительство считает долгом сформулировать следующие важные оговорки:
* См. док. № 175.
Франция, конечно, заинтересована во всяком важном вопросе, касающемся Европы или какой-либо части Европы. Это, в частности, относится к решениям, которые касаются Румынии, Болгарии, Венгрии и Финляндии. Французское правительство должно заметить, что положения, предусмотренные соглашением, заключенным между правительствами Союза Советских Социалистических Республик, Великобритании и США, относительно выработки мирных договоров с Румынией, Венгрией и Финляндией, ему кажутся не находящимися в соответствии с Декларацией об освобожденной Европе, сделанной в Ялте правительствами СССР, Великобритании и США. Процедура, которая предусмотрена этой Декларацией и к которой Франция была приглашена присоединиться, распространяется не только па страны, освобожденные от нацистского господства, но также на страны, бывшие сателлитами “оси” 86.
С другой стороны, Французское правительство не может при-пять apriori предусмотренного, по-видимому, на неопределенный момент восстановления центрального правительства в Германии 103. К тому же это восстановление до сих пор не было предметом обмена мнениями между Французским правительством и его союзниками.
Что касается Италии, Франция не была в числе подписавших документ о капитуляции, хотя она первая подверглась агрессии итальянского фашизма и в значительной мере приняла участие и его поражении. Французское правительство не видит поэтому основания рассматривать себя в настоящее время в качестве подписавшего этот документ 13. Оно тем не менее готово участвовать в заключении мирного договора с Италией и благосклонно относится к вхождению демократической Италии в число Объединенных Наций4.
Соблаговолите, господин посол, принять уверения в моем высоком уважении.
Ж. Вида
Печат. по арх.
180. Нота министерства иностранных дел Французской республики посольству СССР во Франции
7 августа 1945 s.
Господин посол, 1 августа Вы соблаговолили уведомить меня, что правительство Союза Советских Социалистических Республик в согласии с правительствами Соединенных Штатов и Соединенного Королевства приглашает временное правительство Французской республики участвовать в работах Союзрой репарационной комиссии.
Французское правительство весьма охотно принимает сделанное ему таким образом предложение.
Оно уполномочивает представлять себя в этой комиссии в качестве первого делегата г-на Роберта Кулондра, бывшего посла Франции в Москве ив Берлине, и в качестве заместителя делегата г-на Руеффа, генерального инспектора финансов.
Ссылаясь на сообщение, которое было ему сделано 2 августа, Французское правительство сохраняет за собой право окончательно сообщить свою точку зрения относительно экономических принципов, которые должны руководить контролем Германии, в частности относительно основ, предусмотренных для урегулирования проблем репараций.
Примите, господин посол, уверения в моем самом высоком к Вам уважении.
Ж. Вида'
Печат. по арх.
181. Нота министерства иностранных дел Французской республики посольству СССР во Франции
7 августа 1945 г.
Господин посол,
Письмом от 2 августа * Вы соблаговолили мне сообщить от имени правительства Союза Советских Социалистических Республик и в согласии с правительствами Соединенного Королевства и Соединенных Штатов текст соглашения, заключенного между этими правительствами относительно “Политических принципов, которыми необходимо руководствоваться при обращении с Германией в начальный контрольный период”.
Учитывая жизненную важность, которую представляет для Франции германская проблема в целом, Французское правительство сожалеет, что текст, относящийся к наиболее важным аспектам этой проблемы, был выработан без его участия тремя его главными союзниками, тогда как оно само является участником соглашений, выработанных Европейской консультативной комиссией7 и находящихся в настоящее время в силе об оккупации и контроле над Германией49.
С оговоркой необходимости более глубокого изучения оно считает должным сформулировать уже сейчас некоторые замечания в отношении запроса, который был ему направлен.
Французское правительство признает необходимость некоторого единообразия в обращении с населением всей Германии. Оно
* См. док. № 177.
может лишь одобрить важнейшие цели оккупации в том виде, как они предусмотрены: полные и окончательные разоружение и демилитаризация Германии, радикальное искоренение милитаризма, ликвидация всей промышленности вооружений, уничтожение германского военного потенциала, устранение нацизма, всех законов, нацистских организаций и учреждений, принятие всех мер, способных помешать возрождению милитаризма и нацизма, быстрое наказание военных преступников, контроль за народным образованием, реорганизация судебного аппарата, административная децентрализация, перестройка административного аппарата, начиная с автономных муниципалитетов и на базе представительной и выборной системы, невозможность в настоящее время воссоздать центральное германское правительство 103.
Французское правительство считает также необходимым наметить уже сейчас средства, способные благоприятствовать появлению и развитию демократических идей в Германии с целью будущего возврата немецкого населения в сообщество миролюбивых и демократических народов.
Другие изложенные принципы вызывают, наоборот, с его стороны оговорки. Некоторые из предусмотренных мер кажутся заранее исходящими из будущей политической эволюции Германии, соответствие которой интересам европейского мира и самим пожеланиям заинтересованного населения невозможно в настоящее время предусмотреть.