ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СЕМЕЙНОМ УКЛАДЕ 4 глава




Минимальные отличия между двумя способами определения толерантности и интолерантности субъектов (демонстрируемой и неосознаваемой) фиксируются в ролевой позиции Я и в управленческих


ролевых позициях (сокращается количество типов творцов с максимальными индексами толерантности). Значительные отличия между двумя способами определения толерантности и интолерантности субъектов фиксируется по ресурсной роли «криэйтора» (по одному из творческих типажей, – Орфею, – изменение индексов на противоположные). Максимальные отличия между двумя способами определения толерантности и интолерантности фиксируются по индексам интолерантности. Во втором варианте (на основе факторного анализа) могут выявляться более высокие значения интолерантности типов творцов, которые в первом варианте (на основе частотного анализа выборов на ролевые позиции) не выявлялись. Результаты исследования позволяет в определенной степени прогнозировать интеграцию творца, инноватора того или иного личностного типа в различных группах и организациях. Выявлены степени единства субъектов в отношениях (толерантности – интолерантности) к управленческим (статусным) и ресурсным социальным ролям. Проведен анализ соотношения индексов толерантности – интолерантности по ролевым позициям без учета выбираемых на них типов творческих личностей. Такой анализ позволяет определить уровень толерантности или интолерантности субъектов в группе, в организации к той или иной роли, прежде всего, к роли «криэйтора». В выборках менеджеров толерантность к типам творческих личностей в управленческих (статусных) ролевых позициях наиболее высокая, а интолерантность наиболее низкая; по ролевой позиции криэйтора фиксируются самые низкие значения индекса толерантности и самые высокие индексы интолерантности. Таким образом, в исследованных выборках менеджеров творческая личность не интегрирована на уровне социальной роли криэйтора, социальная функция которой – создание креативных продуктов, новых технологий, приносящих максимальную прибыль, участие в развитии культуры и цивилизации. Социальная интеграция возможна для некоторых типов творческих личностей в контексте их управленческого статуса. Выявленные особенности толерантности к творческим личностям являются основаниями для консультационной и тренинговой работы, направленной на оптимизацию взаимоотношений субъектов в группах, проектных командах, организациях, реализующих творческие и инновационные проекты. Работа поддержана грантом РГНФ № 08-06-00633а.

О НЕОБХОДИМОСТИ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ Зеленская Ю.Н., Россия, г. Рязань Современная социокультурная ситуация характеризуется демократическими преобразованиями, крахом режимов тоталитаризма, позитивными изменениями в международной политике. Однако наряду с этим человечество сталкивается с такими реальными опасностями, угрожающими реализации прав и свобод человека и гражданина, как международный экстремизм, обострение ксенофобии, национально-этнические и религиозные конфликты, международный терроризм. Острота этих глобальных проблем современности выдвинула на первый план в качестве неотложного императива необходимость сохранения целостности и многообразия современного мира. Толерантность в этой ситуации есть условие выживания человечества, а в более широком контексте - всего живого на планете. Сегодня нетерпимость имеет непосредственное отношение к политике и рассматривается как угроза миру и безопасности. Поэтому правозащитники выступают с позиции трактовки толерантности прежде всего как преодоления всех форм расизма и расовой дискриминации и считают, что такой подход к толерантности вовсе не означает игнорирование других форм нетерпимости. По их мнению, именно в дискриминации, основанной на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, нетерпимость в современном мире выражается наиболее ярко. Приверженцы социокультурного подхода понимают «толерантность» как терпимость и уважение ко всему инаковому. Они связывают толерантность с необходимостью просвещать общество, воспитывать терпимость и уважение, уничтожать психологические барьеры, способствующие возникновению фобий. Терпимость, толерантность в этом контексте означают отказ от догматизма, признание многообразия истины, что трепет внутренней силы, уверенности в своей способности найти истину в диалоге. Подавляющим большинством специалистов отмечается специфическая роль культуры как механизма сдерживания, обуздания нетерпимости. Считается, что наиболее эффективный механизм воспитания толерантности - изучение иных культур. На него нацелено большинство международных образовательных программ и на нем же строится вся политика ЮНЕСКО. Сегодня определена государственная политика в области создания условий для социализации личности, переосмысления традиционных основ воспитания. Это нашло отражение в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Национальной доктрине образования в Российской Федерации и других нормативных правовых документах. В Национальной доктрине образования сформулирован социальный заказ на качество выпускника общеобразовательного учреждения, в соответствии с которым российскому обществу требуются образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные сотрудничать, обладающие критическим мышлением, готовые к международному взаимодействию, ответственные за судьбу страны и планеты в целом.

В статье 4 Декларации принципов толерантности подчеркивается, что воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с


обучения людей тому, в чем заключаются их общие права, и свободы. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива. В связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучение толерантности. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, религиозными, социальными, культурными и языковыми группами, а также нациями. Это означает необходимость уделять особое внимание повышению уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержанию учебников и занятий, совершенствованию других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами. Исходя из перечисленных выше постулатов следует, что самое непосредственное отношение к такой важной миротворческой категории, как толерантность, имеет сфера образования. Именно сфера образования способна активно и целенаправленно формировать соответствующие ментальные качества и человека, и социума. Воспитание толерантности в человеческих отношениях, формирование менталитета толерантности является важнейшей стратегической задачей образования в XXI веке. ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ТЕРПИМОСТЬ В АСПЕКТЕ МНОГОГРАННОСТИ И НЕСХОДСТВА РЕЛИГИОЗНЫХ ТРАДИЦИЙ Кубинева Л.А., Медведева В.Е., Россия, г. Орел Религия, являясь формой общественного сознания, определенным образом отражает общественные отношения, интегрирует их. Религиозное сознание одно из наиболее массовых и стойких социально-психологических явлений, играющих значительную роль в истории человечества в разных уголках мира, начиная с доисторических времен и до наших дней. Каждая религия вырабатывает ту или иную систему ценностей и установок, которые в процессе общения в религиозных группах передаются из поколения в поколение, влияя на эмоционально-волевую и духовную жизнь религиозной личности. По В. Джемсу («Многообразие религиозного опыта») религиозный опыт присущ всем людям независимо от их национальностей принадлежности, он коренится в глубинах психики человека, но проявляется этот религиозный опят различно: одни – религиозные гении – исключительно восприимчивы к присутствию в своей душе божества; другие – обычные верующие – менее одарены такой способностью; третьи – неверующие – вообще не слышат в себе «голос божества». Джемс считает, что религиозный опыт одинаков у всех верующих – буддистов, мусульман, христиан, но в зависимости от конкретных социальных условий и воспитания человек становится либо буддистом, либо католиком, либо мусульманином. (Но, например, иное в Православии – все определяет благодать Божия: «не вы Меня избрали, а Я избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод». Евангелие от Иоанна – Ин. 15,16). Одной из важнейших функций религии называют мировоззренческую или смыслополагающую (Э. Фромм, К.Г.Юнг). Человек становится слабым и беспомощным, если он утрачивает понимание смысла в том, что с ним происходит. Религия позволяет человеку на мировоззренческом уровне разрешать противоречия реального мира, достойно преодолевать жизненные невзгоды, страдания и даже смерть, т.к. для религиозного человека они исполнены глубоким смыслом. Двумя основными понятиями сакрализация и секуляризация можно описать влияние религии на общественную жизнь, на жизнь личности, динамику этого влияния в ходе развития общества. «Сакрализация» (от лат. – священный), «Секуляризация» (позд.лат. – мирской, светский) – освобождение от влияния религии, сужение круга, выполняемых ею функций. Степень влияния религии меняется в контексте этих двух процессов. В каждой культуре, в каждом обществе процесс сакрализации, «живительной силы» имеет свое собственного выражение и свои особенности вовлечения в сферу религиозного сознания. На ранних этапах человеческой истории признание «священного», принятие определенных символов, обрядов, типа верований осуществлялось непосредственно в процессе общения. Позднее на основе клерикализации (от позд.лат – церковный) происходила канонизация и догматизация вероучения, регуляция на этой основе личной и общественной жизни. В процессе сакрализации в современных развитых странах меняется положение религии в обществе. Человек критически принимает и оценивает мир, не считает необходимым слепо подчиняться традициям, что-то принимать на веру, но думает возможным перестраивать мир, руководствуясь своими целями и возможностями. Непосредственная религиозная практика всегда ставит человека в определенные взаимоотношения с высшей реальностью. В поисках смысла человек пытается ответить на вопрос: «Как я живу (и должен) жить, чтобы достичь высшей цели моей жизни?» В процессе персонального духовного поиска смысла, в стремлении к самореализации, раскрытию личностного потенциала человек в религии может найти идеал, который трудно достичь, но он ведет человека к конечной цели поиска, например «спасению» в христианстве, или «просветлению» в буддизме. Психологический, теологический и философский подходы к религии отражают именно эту «идеальную» сторону религии.

Прослеживается некое единство всей религиозной жизни человечества в целом от доисторических до наших дней, даже если область «сакрального» имеет свое собственное выражение в каждой отдельной культуре. Религиозные традиции передаются из поколения в поколение, отличаясь при этом непрерывной


самотождественностью и в тоже время способностью к какой-то мере к обновлению и трансформации, например, религию современной Мезоамерики можно представить на примере культа Девы из Гваделупы – это сочетание христианского культа Девы Марии с ацтекским культом богини-матери. Северная Америка, как и Африка, характеризуется сотнями самостоятельных религий. В настоящее время происходит трансформация и взаимодействие местных религиозных традиций с христианством. В тесном историческом родстве друг с другом находятся и имеют много общих черт иудаизм, христианство и ислам. Первым возник иудаизм, затем христианство и позднее ислам. Христианство (включающее три ветви – православную, католическую и протестантскую) наиболее распространенная мировая религия, которую исповедуют преимущественно в Европе, Америке и Австралии; второе место по числу верующих занимает ислам (мусульманство), который объявлен государственной религией почти в 30 странах мира, главным образом в Азии и Африке. Иудаизм (национальная религия) одна из древнейших религий, многие положения которой были восприняты христианством. Это так называемые библейские земли, расположенные в восточной части Среднеземноморья и народ, который вместе со своей религией оказался рассеян по всему миру. Иудаизм не знает своего основателя, хотя в его преданиях фигурирует большое количество религиозных вождей, величайшими из которых были Авраам и Моисей. Религия иудеев была составлена на основании завета между Богом и людьми, о чем имеются свидетельства в божественном Откровении, известном под названием Торы. Христиане веруют в Единого Бога и в Единое Откровение, зафиксированное в Писании (Новый Завет). Основателем своей религии они считают Иисуса Христа, чью божественную природу отрицают иудеи (это один из спорных моментов, существующих между христианством и иудаизмом). Ислам, его родина Аравийский полуостров; места распространения – Африка, Европа, значительная часть Азии – появился позже иудаизма и христианства и много заимствовал из духовного наследия Авраама и Иисуса. Подобно иудаизму и христианству, ислам призывает к поклонению Единому Богу и к вере в Единое Откровение, зафиксированное в Коране. Основатель ислама Мухаммед, его почитают как пророка. В жизни общины важное место занимает формализованное богослужение, совершаемое 5 раз в день. В настоящее время наблюдается рост мусульманского присутствия в западных странах. Исламу свойственна тенденция к фундаментализму (феномен, порожденный ХХ-м веком). Эта тенденция характерна для многих религий мира. По мере формирования секулярного (мирской, светский) мировоззрения традиционные религии пытаются сохранить веру в сверхъестественную реальность, выступая противником современного общества и порождая нетерпимость к иному опыту. Социальная роль религии оценивается разнопланово. Э. Фромм в работе «Психоанализ и религия» выделяют две основные тенденции, которые присущи в той или иной степени всем религиозным учениям: гуманистическую и авторитарную. Под гуманизмом он понимает определенный тип мировоззрения, утверждающий самоценность человеческого бытия, стимулирующий возможности его самореализации. Этой ранний буддизм, даосизм, учения пророка Исайи, Иисуса Христа. Гуманистический потенциал религии состоит в том, что она возвышает человека над природой. Христианство, например, изменило характер духовной жизни общества, подняв его на более высокий уровень. Иисус Христос фактом своего воскресения преодолел обреченность человека на смерть, предложив ему путь к бессмертию, победив природную необходимость. Христианский опыт, постигаемый мыслью и любовью, развивает способность любви к Богу, к другому человеку, позволяет почувствовать единство всех живых существ. В буддизме же преобладает человеческое начало. Гуманистический потенциал религии реализуется через формирование духовной жизни человека. Духовность – это область связи человека с Абсолютом, с Бытием как таковым. Авторитарная тенденция в религии связана с признанием человеком некоей внешней силы, управляющей его судьбой и требующей послушания и поклонения. Отказ от послушания обозначает совершение греха. Функционирование религиозных систем в социальном контексте связано с формированием отличающихся друг от друга и противоречащих друг другу вероучений и культовых систем. Содержание данного вероучения считается безусловной, исключающей все остальные, истиной. Претензия каждой религии на исключительность, пишет Э. Фромм, не аномалия, не извращение основ вероучения какими-то людьми, она основывается на самих первоисточниках религии: Библии, Коране и других вероучительных документах, она заложена в самом смысле понятия «откровение», которое дается Богом людям через пророков, точнее только тем людям, которые в этих пророков верят. Более того, противостояния проникли вглубь самого христианства – между христианскими конфессиями: православием, католицизмом и протестантизмом. Факт наличия многообразных религиозных организаций со своими вероучительными документами, культом ведет к развитию дегуманизирующей, авторитарной тенденции. Религиозное противоречия часто переплетаются с расовыми, национальными, приводя к возникновению долго незатухающих очагов напряжения, а человек оказывается бессилен перед обстоятельствами. Православному христианству в преодолении невзгод поможет вера в то, что «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18.27.) Наше сложное время многоликое, динамичное, приучившее людей к войнам, жестокости, умению манипулировать общечеловеческими ценностями, у одних вызывает равнодушие, апатию, у других – агрессию. Как важно в этих условиях пробудить в человеке способность понять Другого, терпимо относиться к его недостаткам, умение прощать. Наша же гордость, самолюбие терпят еще, когда с нами обращаются дружелюбно. А если кто-то поступит вопреки нашей воле, что мы будем чувствовать?


Слова Нагорной проповеди знают многие, но кто сможет поступать так? – «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте приклоняющих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Евангелие от Матфея – Мф.5, 43-44). В вопросах веры, многообразия религиозного опыта важны позиции взаимной терпимости, уважения между людьми верующими и неверующими, представителями разных конфессий и религиозных традиций; стремление решать конкретные проблемы, их существования на основе диалога, проявляя толерантность, но не как терпимость в виде безразличия или снисходительности, а как возможность иного видения, критического диалога, ведущего к обогащению и личного опыта. Важно помнить, что твой опыт веры и участие в религиозной жизни будут отличаться от опыта религиозных традиций в других культурах и не станут образцом для представителей иных религий. Государственное образование не преследует цели формирования определенного отношения к религии, но в образовательных программах должны быть отражены позиции взаимной терпимости и толерантности в вопросах веры. ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА Ларионова М. А., Россия, г. Омск Состояние системы высшего профессионального образования обращает нас к вопросу толерантности современного профессионала. Студент, поступающий вуз, продолжает развиваться как личность. И немаловажная роль в этом принадлежит преподавателю вуза, который непосредственно влияет на дальнейшее развитие личности будущего профессионала. При обучении студента преподаватель способствует развитию умения принимать убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных, признавать право другого человека на самовыражение. Этому способствует применение активных методов обучения, и, в частности, интерактивных методов обучения. Однако сегодня, когда повсеместно внедряется балльно-рейтинговая система оценивания образовательных успехов студента, при которой ориентация на индивидуальную работу со студентом усиливается, мы получаем прямо противоположные результаты. У преподавателя не остается времени на организацию, например учебной дискуссии, чтобы углубленно изучить учебный материал и способствовать развитию толерантности в ситуации учебного взаимодействия. Отчасти и сам преподаватель оказывается не готовым к применению активных методов обучения, что связано с его профессиональными характеристиками как профессионала. Этот аспект рассмотрения проблемы возвращает нас к исследованиям профессионально важных качеств педагога, преподавателя в психологии и педагогике. В некоторых исследованиях делается акцент на ведущее качество или способность, структурирующих личность профессионала. Например, Н. В. Кузьмина - Гаршина говорит о педагогических способностях и профессиональной компетентности [3]. А. И. Щербаков видит профессионализм педагога в «синтезе научных знаний, умений и навыков, методического искусства и личных качеств…» [9, С. 30]. Л. М. Митина и другие исследователи утверждают, что именно личностные качества педагога определяют его профессионализм и качество педагогической деятельности [6]. В целом, исследователи приходят к двум основным положениям: во-первых, процесс профессионального развития и движения к профессионализму длится всю жизнь человека; во-вторых, профессиональное развитие человека, а также отдельные этапы этого процесса связаны с развитием личности. Для нас особый интерес представляют современные исследования в данном направлении, а именно: А. А. Деркача, А. К. Марковой, М. И. Плугиной и других ученых, – в которых рассматриваются акмеологические основания развития личности в профессии, в профессиональной деятельности [2; 7 и др.]. В акмеологии взаимосвязь личностного и деятельностного аспектов в развитии профессионализма рассматривается в контексте осознанного движения человека к вершине или вершинам профессионального мастерства, основанного на зрелости личности. На наш взгляд, толерантность – профессиональное качество преподавателя вуза, развитие которого сопряжено со зрелостью личности, к движению к акме. Многие авторы, исследуя проблему профессионального развития педагога, пишут о толерантности как важнейшем факторе. Трудно не согласиться, что педагог, не обладающий толерантностью в личностном и деятельностном аспекте в профессии, не сможет воспитать толерантного человека. Всѐ богатство научного и практического профессионального знания можно передать только при толерантности к обучающемуся – бакалавру, магистранту и т.д. Поэтому вопрос о важнейших профессиональных качествах преподавателя высшей школы и сопряжѐнная с ним проблема определения специфики его профессионализма, закономерностей развития в современной научной литературе стоит достаточно остро.

Отметим, что выявлением профессиографических характеристик преподавателя высшей школы занимались В. М. Антипова, А. В. Барабанщиков, З. В. Есарева, М. Г. Рогов и др. Авторы получали различные данные о том, какие качества необходимы преподавателю вуза для эффективного осуществления профессиональной деятельности. В.Н. Тарасюк подчѐркивает, что важнейшими для преподавателя вуза являются организаторские качества, которые направлены на самоорганизацию (от планирования занятий до


научно-исследовательской работы), на коллектив студентов, а также на обработку нового информационного материала, который необходим сегодня при чтении лекций [8]. Л. А. Данилевская, занимаясь данной проблемой, предлагает перечень профессионально важных качеств преподавателя вуза с точки зрения студентов. Она располагает качества в порядке важности для успешной профессиональной деятельности: требовательность к себе, уважение студента, знание своего предмета, справедливость, принципиальность [1]. Эти качества позволяют представить себе идеального преподавателя вуза, который должен быть не только профессионально компетентным, но и высоконравственным. Г. У. Матушанский, М. Г. Рогов, Ю. В. Цвенгер экспертным путѐм выделили профессионально важные качества преподавателя вуза с целью разработки программы развития личности слушателей курсов повышения квалификации, взаимосвязанную с «профессиографической моделью преподавателя вуза» [5, С.35]. В итоге авторами были выделены четыре группы качеств: профессионально значимые способности (педагогическое проектирование, организаторские и т д.); качества профессионально-педагогической направленности (педагогическое призвание, профессионально-педагогическая компетентность и т.д.); нравственные качества личности (гуманизм, порядочность и др.); индивидуально-психологические особенности (обаяние, терпимость, чувство юмора и др.) [5]. При очевидной продуктивности и значимости большинства исследований существует явное противоречие между предлагаемым пониманием профессионализма, видами компетентности, структурой деятельности и спецификой профессионально важных качеств преподавателя вуза в целом, поскольку предлагается только структура собственно педагогической деятельности, а называются профессиональные умения, обеспечивающие, в том числе успешность научно-исследовательской деятельности преподавателя вуза (использование диагностических методик, умение проанализировать деятельность коллег, пользуясь достижениями психологической и педагогической науки и др.). Морально-этическая и коммуникативная направленность выделяемых профессионально важных качеств преподавателя обнаруживается в работах Л. А. Данилевской, В. М. Рогинского, А. К. Марковой и др. Взаимосвязь всех сторон личности преподавателя, центральным звеном профессионализма которого являются профессионально важные качества, для нас является необходимым условием эффективности профессиональной деятельности преподавателя вуза. Таким образом, обозначив существенные отличия имеющихся в психолого-педагогической литературе результатов изучения профессионально важных качеств преподавателя вуза, мы обнаружили, что специфика профессионально важных качеств преподавателя вуза чѐтко не прописана. Поэтому предприняли попытку на основе проведѐнного анализа научной литературы, а так же опроса преподавателей и студентов определить качества, необходимые в профессии преподавателя высшей школы. Основанием выделения четырех групп профессионально важных качеств является наше понимание профессионализма преподавателя высшей школы как субъектного качества, проявляющегося в способности эффективно выполнять профессиональную деятельность, постоянно осуществляя личностно-профессиональное саморазвитие посредством ценностно-рефлексивного отношения к себе, к другим людям, к жизнедеятельности в целом. Выделив морально-этическую, коммуникативную, общепедагогическую и специальную группу качеств, мы пришли в ходе исследования к выводу, что морально-этические качества являются личностным базисом для других групп качеств, определяют профессиональную пригодность преподавателя вуза, его интеллигентность и позитивный настрой на взаимодействие с окружающими людьми, определяет имидж преподавателя в глазах общественности. При этом профессионально важные качества преподавателя вуза образуют ядро личности профессионала высшей школы и находятся во взаимосвязанном единстве друг с другом, происходит их соразвитие, то есть такая продуктивная взаимосвязь профессиональных качеств друг с другом, при котором осуществляется взаимообусловленное их развитие. В основе этого процесса лежат рефлексивный, мотивационный и другие психологические механизмы развития профессионализма личности и деятельности преподавателя вуза. Таким образом, сложно себе представить продуктивное взаимодействие в образовательном процессе вуза, если современный вузовский преподаватель не обладает толерантностью как профессиональным качеством, которое вписывается по своим характеристикам в морально-этическую, в коммуникативную, в общепедагогическую, в специальную группу его профессионально важных качеств. Литература:

1. Данилевская, Л. А. Мастерство преподавателя вуза и его влияние на воспитание будущих учителей [Текст] / Л. А. Данилевская // Профессиональное мастерство преподавателя высшей школы: сб. статей / под ред. А. В. Барабанщикова.- М.: Б. из.,1980. - С.59-62.

2. Деркач, А. А., Селезнева, Е. В. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития [Текст]: монография / А. А. Деркач, Е. В. Селезнева. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж МОДЭК, 2006. – 496 с.

3. Кузьмина – Гаршина, Н. В. Акмеологическое исследование медико-биологического и поэтического творчества двух ученых: английского – Эразма Дарвина и российского – Оскара Боксера [Текст]: монография / Н. В. Кузьмина-Гаршина, Л. Ф. Лунева/ под ред. А. А. Деркача. – Шуя, Ивановской обл. Весть: ШГПУ, 2007. – 141 с.


4. Маркова, А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя [Текст] / А. К. Маркова // Педагогика. – 1995. – №6. – С.55 -63.

5. Матушанский, Г. У., Информационно-технологическая подготовка преподавателей высшей школы как средство развития их профессионально важных качеств [Текст] / Г. У. Матушанский, М. Г. Рогов, Ю. В. Цвенгер. // Психологическая наука и образование. – 2001. – № 3. – С.35-42.

6. Митина, Л. М. Психология развития и здоровья педагога: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности [Текст] / Л. М. Митина. – 2005. - Ч. 2. - №7. – 80 с. – (Библиотечка журнала «Вестник образования»).

7. Плугина, М. И. Акмеологические основы исследования и формирования имиджа преподавателя высшей школы [Текст]: монография / М. И. Плугина, Л. Ю. Донская. – Ставрополь: ГОУВПО СевКавГТУ, 2007. – 199с.

8. Тарасюк, В. Н. Методическое мастерство преподавателя [Текст] / В. Н. Тарасюк // Профессиональное мастерство преподавателя высшей школы: сб. статей / под ред. А. В. Барабанщикова. – М., 1980. – С.71 -73.

9. Щербаков, А. И. О методологии и методике психологии труда и личности учителя [Текст]: монограф. очерк / А. И. Щербаков. – Л.: Знание, 1978. – 32 с.

 

ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Мартынова О.В., Россия, г. Москва В современном динамично меняющемся мире есть целый ряд проблем, от решения которых зависит благосостояние современного социума, течение социальных процессов и мироустройство в целом. Наряду с рядом экономических и политических проблем, проблем, связанных с экологией, к ним можно отнести проблемы духовного порядка, связанные с нравственными смысловыми ориентирами современного человека, этикой общения и поведения людей, а также культурой общения. Современное общество столкнулось с разными проблемами, наблюдаемыми в повседневной жизни. Это: разобщенность людей, крайний индивидуализм, эгоистические тенденции, прагматизм, отсутствие широкой культурной составляющей мировоззрения, узость интересов и кругозора, замкнутость на бытовых проблемах, антигуманизм и эгоцентризм. Все это отразилось на человеческих взаимоотношениях, что вызвало регресс культуры общения. Социологи отмечают, что внешние и внутренние конфликты стали в жизни людей постоянным отрицательным фактором воздействия на духовный облик каждого отдельного человека и на общество в целом. И тем ярче все это проявляется в контексте многообразия культур нашего мира, когда усиливается нетерпимость и даже некоторая враждебность по отношению к иным, «не своим» формам самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. В данной ситуации формирование толерантности субъектов социума выступает одним из главных способов преодоления чреды противоречий и проявления конфликтных настроений. Сегодня понятие «толерантность» стало довольно часто употребляться в различных сферах. Понимание данного термина постепенно расширяется, обогащается, выходит из узкой плоскости чисто научного или культурного феномена, затрагивает целый блок политических и социальных вопросов. В современном социуме довольно часто приходится наблюдать отношения нетерпимости людей друг к другу. Это выражается как в отдельных аспектах восприятия того или иного качества, свойства личности, манеры общения, поведения другого человека, так и в восприятии целостной структуры личности, цельного облика индивидуума, его культурного фенотипа. В современных условиях проблема культуры общения и взаимоотношений является одной из наиболее острых. И в данной ситуации проблема толерантности, вектор ее решения играет существенную роль. Толерантность – это терпимость, снисходительность к кому-либо; это установка на либеральное, уважительное отношение и принятие поведения, убеждений, традиций и ценностей других людей, отличающихся от собственных. Сформированная у человека толерантность позволяет ему легко вступать в коммуникативные связи с другими людьми, этически грамотная позиция в общении делает человека толерантным. Толерантность в общении способствует познанию позиции, мнения другого человека. Согласно Декларации принципов толерантности, утвержденной резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года, толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: