Иногда мы не замечаем героев, которые живут и работают рядом с нами, а когда их теряем, то сожалеем, как мало общались, как мало сказали добрых слов друг другу, как несправедливо отнеслась к ним жизнь. И мы утешаем себя одним - мы будем их помнить!
Среди моих друзей в Калининграде я бы мог отнести к этому числу полковника в отставке Геннадия Сальникова, бывшего старшего инспектора Управления авиации округа. На его счету тысяча спасённых солдат и офицеров, эвакуированных с поля боя под шквальным огнём моджахедов в Афганистане. Это были раненые, истекающие кровью бойцы, и их надо было вовремя доставить в ближайший медсанбат. Он делал для них всё что мог, оставляя страх встречи со «стингерами»***** за спиной. Нет, он не боялся за себя, он боялся не успеть посадить вовремя машину у палатки с крестом.
И всё же ему не удалось уйти от вездесущих «стингеров». Был ли страх? «Да, конечно, был», - всегда говорил Геннадий Иванович. – «Я боялся, что меня собьют с ранеными на борту или бойцами, которых приходилось доставлять к месту боя, и я ничем не смогу им помочь». Судьба именно так и распорядилась его желанием.
Высадив десантную группу в тыл к моджахедам, Сальников вёл машину к себе на «точку». Буквально за полкилометра до своих позиций вертолёт был подбит «стингером» и стал гореть. Пытаясь удержать плохо управляемую машину на лету, Геннадий принял решение посадить её на островок земли между скал, а экипажу дал команду прыгать с парашютом.
Два лётчика покинули кабину вертолёта, но тут же, в воздухе, были расстреляны моджахедами. Остальные члены экипажа приняли решение разделить свою судьбу с командиром в горящем вертолёте. Совершить посадку в такой ситуации было практически невозможно, и объятая пламенем машина, перестав управляться, рухнула на землю. Только благодаря высокому боевому мастерству Сальникова, удар удалось всё же погасить, и экипаж получил незначительные ранения и ожоги.
|
Но радоваться спасению было рано, к горящему вертолёту спешила большая группа моджахедов. Завязался неравный бой. Отстреляв из пистолета боезапас, Сальников, сжав в руке гранату, приготовился к последней схватке. Положение спасла оперативная группа Главного разведывательного управления Генштаба, оказавшаяся недалеко от боевого столкновения.
Офицеры, входящие в группу, стремительным ударом рассеяли моджахедов, а потом и уничтожили их. Так внезапно в коротком бою могли действовать только «ГРУ-шники». Они всегда появлялись там, где их не ждали, а если и ждали, то итог был только один - полное поражение «духов». В свою очередь, афганцы называли советских солдат «шурави», но это не влияло на их боевой дух и успех в бою.
Те, кто был на войне, отмечает два своих рождения. Одно из них это возвращение из «ада» или «свидания со смертью». В бою это непременно произойдёт, но страх наступит уже потом, когда минует опасность. Таким днём у Сальникова будет 18 мая. И он его будет отмечать каждый год в кругу своих друзей на даче, когда цветёт сирень и распускаются тюльпаны, как той весной в Афганистане.
В апреле 1986 года Геннадий Сальников первым вылетел на разведку пылающего реактора в Чернобыле, а потом тушил его в самый разгар пожара. Вертолёт командира всегда шёл первым, а за ним и остальные экипажи эскадрильи. Когда я его спросил, живы ли теперь летчики, которые были с ним в Чернобыле? Он коротко, с присущим ему откровением, ответил: «Нет, жив остался только я один!» Потом махнул рукой и в сердцах продолжил: «А что ты хочешь, защитой от радиации у нас была лишь свинцовая пластина на сиденье пилота, и всё!»
|
Нет! «Звезду Героя» он не получил, хотя был одним из тех, кто спас Европу от большой беды. В тот сложный период «плюрализм» и «перестройка» пестовали своих героев, говорунов и авантюристов, приведших большую страну уже к другой катастрофе - распаду. А им героям Афганистана и Чернобыля пришлось тушить пожары междоусобных конфликтов на границах бывшего Советского Союза.
Минувшим летом не стало и Геннадия Ивановича, несмотря на отменное здоровье, Чернобыль сломал и его. С ним ушло душевное тепло, бойцовский задор и его личное обаяние, которое светило нам в эти трудные годы. Его место в первых рядах осталось свободным, и, чтобы занять его, нужно быть таким, как он. И это тоже вызов нынешнему поколению. А их, прошедших Афганистан, Чернобыль и многие другие «горячие точки», мы тоже будем помнить всегда и будем у них в долгу.
Конечно, Сальникова не забыли. В Калининградском Союзе «Чернобыль» на стенде есть и его фотография. А на лицевой стене висит картина, написанная маслом. На ней реактор и зависший вертолёт с подвешенной гондолой, загруженной специальной смесью. Картину написал штурман Геннадия Ивановича Шмаков в память о своём командире и тех незабываемых днях с привкусом полыни.
Реляция
Слово реляция многогранно по своему значению, но в данном случае оно означает описание подвига, представление к награде. Ответ на вопрос, что мешало командованию представить Василия Козенкова к высшей правительственной награде ещё при жизни, проявился в ходе изучения архивного материала. Но вопрос всё равно остался, только видоизменился и стал звучать по – другому: «Почему он не получил это высокое звание?» К сожалению, однозначного ответа на него найти так и не удалось, но вернёмся к фактам.
|
Всё же командование дважды, в марте и ноябре 1944 года, представляло Василия Козенкова к званию Герой Советского Союза за мужество, отвагу и героизм, проявленные в боях с немецкими оккупантами. Что соответствовало Положению о наградах, введённого Приказом Народного комиссара обороны СССР № 294 в 1943 году. В штурмовой авиации летчики и воздушные стрелки (на двухместных самолетах) представлялись к высшей правительственной награде - званию Героя Советского Союза - за 80 успешных боевых вылетов или за 10 лично сбитых в воздушных боях самолетов противника.
Кстати, на одноместных Ил-2 к званию Героя Советского Союза представляли лётчиков за 30 боевых вылетов, но мало кому удавалось их сделать. Немецкие лётчики быстро обнаружили промах советских конструкторов и, заходя с задней полусферы, расстреливали штурмовик в упор. Несмотря на попытки генерального конструктора Ил-2 Сергея Ильюшина отстоять эту модель штурмовика, военное командование настояло на его двухместном варианте, который был принят и эффективно применялся в войсках до конца войны.
Проблемы были не только в отсутствии стрелка, но и в тактике применения Ил-2, особенно в начальный период его освоения. В связи с большой потерей боевых машин, менялись и поощрительные стимулы. Проблемой приходилось заниматься даже Сталину, но «летающий танк» нужен был фронту, и власть не скупилась. В 1941-1942 годах даже за 16-18-21 боевой вылет награждали «Золотой Звездой». По мере освоения тактических приёмов поднималась и планка стимула, геройские звания получили за 40-50 боевых вылетов.
В самый звездный для штурмовиков 1944 год к высшей награде представляли за - 83-88-93 боевых вылета. В этом же году другие лётчики были удостоены этого звания за 100-112-161 боевой вылет. Объяснить разницу в таких оценках можно только идеологическими соображениями. Штурмовики по-прежнему остро нужны были фронту, и их ратный труд всегда был в поле зрения командования армии и руководства страны.
Конечно, нельзя не сказать о штурмовой авиации Люфтваффе. Там «норма», необходимая для представления к Рыцарскому Кресту, порою в 5-6 и более раз превышала аналогичные критерии оценки лётчиков штурмовой авиации Красной Армии. Но это уже другая тема и другие изыскания.
В любом случае хотелось бы заглянуть во фронтовые будни лётчика- штурмовика, увидеть его нелёгкий труд и понять, что стоит за каждым боевым вылетом и тем мерилом, которое определяет геройский поступок.
Сохранившиеся архивные материалы дают возможность увидеть прошлое и оценить подвиг пилота в рамках нескольких фронтовых дней, положенных в основу представления его к высшей правительственной награде. По понятным причинам описать каждый день и каждый вылет Василия Козенкова просто не представляется возможным.
С октября по декабрь 1942 года Козенков летал на самолёте У-2 в 114 штурмовой авиационной дивизии, на Западном фронте, где произвёл 12 вылетов для обеспечения связи с войсками.
С декабря 1942 года по март 1943 года принимал активное участие в обороне Сталинграда в составе 969-го ночного легкобомбардировочного авиационного полка, 2-й гвардейской ночной бомбардировочной авиационной дивизии, где произвёл 115 ночных боевых вылетов на лёгком бомбардировщике У-2.
За 62 успешных боевых вылета, в результате которых на головы врага было сброшено более 13 тонн авиационных бомб, награждён орденом Красная Звезда и медалью «За оборону Сталинграда».
После переучивания на самолёте Ил-2 Козенков прибыл на Южный фронт в 655-й штурмовой авиаполк. Уже первые боевые вылеты на штурмовку немецких войск стали выделять его из среды лётчиков исключительной смелостью, отвагой, мужеством и знанием военного дела.
В совершенстве овладев техникой пилотирования, штурмовки и бомбометания, Козенков проявляет себя отличным ведущим группы штурмовиков. Из 131-го боевого вылета 78 раз водил ударные группы на боевые задания. Более 20-ти раз вёл групповые воздушные бои с бомбардировщиками и истребителями противника и каждый раз выходил победителем. В групповом воздушном бою лично сбил один «Юнкерс» и «Фокке-Вульф», а в группе один «Юнкерс», «Мессершмитт» и «Фокке-Вульф».
Примером его самоотверженной работы и героических подвигов, совершённых в боевой обстановке, служат следующие факты:
q 20 августа 1943 года, через два дня после первого боевого вылета на самолёте Ил-2, Козенков в составе группы из 11-ти самолётов Ил-2 напал на колонну бомбардировщиков противника численностью в 50 самолётов. Бомбардировщики прикрывались сильной группой истребителей «Мессершмитт» и «Фокке-Вульф», но, несмотря на это, Козенков смело ринулся в боевой порядок противника и в завязавшемся бою лично сбил один самолёт типа «Юнкерс». Таким образом, бомбардировщики, не достигнув своей цели, понесли большие потери и в панике бежали.
q 23 августа 1943 года Козенков снова встречается с бомбардировщиками противника в составе 64-х «Юнкерсов» под прикрытием 19-ти истребителей, которые шли бомбить боевые порядки наземных войск. В это время Козенков в составе группы из 6-ти Ил-2 штурмовал вражеские танки, но, заметив бомбардировщики, не теряя боевого порядка, пошёл в атаку на противника. Врезавшись в боевые порядки и расстроив их, вынудил немецких лётчиков сбросить бомбы в расположение своих же войск и в панике покинуть поле боя.
q 27 августа 1943 года во время штурмовки по отступающим войскам противника в районах Анастасиевка и Тельмоного Козенков вместе с небольшой группой штурмовиков уничтожил до 70-ти автомашин с пехотой. С бреющего полёта в упор бил и расстреливал фашистов, впервые применив блокировку вражеских колонн путём уничтожения головных и замыкающих машин, вследствие чего создавалась пробка. Штурмовка осуществлялась без прикрытия истребителей, но она также была исключительно успешной.
q 30 августа 1943 года при полёте в район Таганрога без истребительного прикрытия Козенков встретился с группой истребителей противника из сильного отряда «Удэт», базировавшегося в Таганроге. Ведя воздушный бой, Козенков одновременно мастерски наносил штурмовые удары по танкам врага, пытающегося прорвать блокаду города. В результате группа, в которой был Козенков, уничтожила 4 танка и 7 бронетранспортеров и вышла из боя без потерь и поврежденных самолётов.
q 7 сентября 1943 года, несмотря на исключительно жёсткое противодействие фашистов, группа штурмовиков, где Козенков был заместителем ведущего, взорвала большой склад боеприпасов в районе Ласпа. Боевая дерзость Козенкова в сочетании с мастерством штурмового удара явились поучительным примером для других лётчиков.
Во время штурмовок, отступающих войск врага, Козенков неутомимо громил с воздуха живую силу и технику противника. За сентябрь месяц он уничтожил более 30-ти автомашин с войсками и грузами, подавил 4 артиллерийских батареи, пытавшихся задержать наступление наших войск на промежуточных рубежах, в районах Анастасиевка. Волноваха, Чеморлык, при этом уничтожил до роты вражеских солдат и 7 зенитных орудий.
В боях за Мелитополь Козенков вступил зрелым воздушным бойцом. К этому времени он вырос до заместителя командира эскадрильи и стал полноценным мастером штурмового удара. Он уже лично точно и быстро оценивал с воздуха тактическую обстановку, сложившуюся на поле боя. Самостоятельно водил на штурмовку боевые группы. Командование полка поручало ему ответственные и сложные полёты, и во всех случаях Козенков отлично их выполнял.
q 10 октября 1943 года во время штурмового удара по укреплённому пункту противника в районе Ново-Мунталь Козенков взорвал склад с боеприпасами, подавив предварительно зенитную батарею противника, прикрывавшую этот склад.
q 25 октября 1943 года Козенков взорвал большой склад с боеприпасами в районе Мариенфельд.
q 27 октября 1943 года Козенков блестяще провёл штурмовой удар по скоплению войск противника в районе Малая Белозерка. Группа штурмовиков, которую он вёл, встретила 10 истребителей противника «Мессершмитт» и «Фокке-Вульф», которые пытались сорвать удар наших штурмовиков по наземным войскам фашистов. Умелым маневром Козенков нанёс удар, преодолев сопротивление истребителей. В этот вылет было уничтожено 25 автомашин и 10 повозок. Удар, нанесённый по наземным войскам с воздуха в сочетании с воздушным боем, навязанным истребителями противника, был поучительным в тактике ведения боя для всего лётного состава полка.
q 6 ноября 1943 года Козенков группой самолётов наносил удары по танкам противника в районе Большой Рогачик. В результате этих ударов было уничтожено 3 и повреждено 6 танков, уничтожена одна самоходная пушка.
q 15 ноября 1943 года группа Козенкова в районе Карлаутское разгромила артиллерийские позиции противника, уничтожила при этом 6 орудий, 2 автомашины, 3 зенитных орудия, прикрывающих артиллерийские позиции.
q 20 ноября 1943 года группа Козенкова, несмотря на сильное противодействие зенитной артиллерии противника, за один вылет уничтожила 2 танка и 22-е автомашины в районе посёлка Днепровка.
q 21 ноября 1943 года Козенков, летая ведущим группы в район Шевченко, меткими бомбардировочно-штурмовыми ударами с 3-х заходов уничтожил 5 танков и 9 автомашин.
q 27 ноября 1943 года группа Козенкова, летая в район Большая Лепатиха, уничтожила большое бензохранилище и баркас, переправлявший войска через Днепр.
q 28 ноября 1943 года группа Козенкова бомбардировочно-штурмовыми ударами в районе Джубга подавляла артиллерийские позиции противника, несмотря на плохие метеоусловия и сильный огонь зенитной артиллерии противника, уничтожила 4 орудия.
q 17 декабря 1943 года, выполняя боевое задание, Козенков группой самолётов Ил-2 в районе Олешки разгромил артиллерийские позиции противника, где уничтожил до 10 орудий и взорвал склад с боеприпасами.
q 13 января 1944 года группа Козенкова в районе Большая Лепатиха меткими штурмовыми ударами уничтожила 4 орудия, 2 склада с боеприпасами и 2 автомашины.
В период прорыва обороны противника и окончательного разгрома немецко-румынских войск в Крыму Козенков неоднократно водил группы штурмовиков громить вражеские войска на Перекопе, Сиваше, а также в районе Симферополя и Севастополя. Вот характерные его вылеты в борьбе за Крым:
q 24 апреля 1944 года Козенков водил группу самолётов на сопровождение наших наступающих войск, с целью подавить огневые средства и уничтожить живую силу противника на подступах к городу Севастополь. На рубеже Совхоза №10 с первого захода атаковал артиллерию противника, а на втором заходе его группу атаковали немецкие истребители в количестве 12-ти «Фокке-Вульфов» и 8-ми «Мессершмиттов», но Козенков, не теряясь, подал команду по радио: «Плотнее замкнуть круг и вести бой». В результате воздушного боя группа сбила 2 «Фокке-Вульфа» и один «Фокке-Вульф» был подбит. В этом бою лично Козенков сбил один «Фокке-Вульф», остальные самолёты противника повернули вспять. За отличное выполнение боевого задания и умело проведённый воздушный бой Козенков получил благодарность от Командующего 8-ой Воздушной армии.
q 7-8 мая 1944 года трижды водил группу штурмовиков уничтожать огневые средства и живую силу противника в районе Гребня и восточных склонах севернее Сапун-горы. В результате штурмового удара подавлено 2 артиллерийские батареи, 2 миномётные батареи, 3 батареи малой зенитной артиллерии и взорван склад с боеприпасами. Кроме того, Козенков дважды вёл воздушный бой с истребителями противника, в первый раз с 2-мя, а второй раз с 4-мя «Мессершмиттами». В этих воздушных боях группа сбила один «Мессершмитт» и один быт подбит.
q 9 мая 1944 года Козенков летал штурмовать огневые средства и живую силу врага на восточной окраине города Севастополя. Над целью группа обнаружила 6 вкопанных танков «Фердинанд», две батареи полевой артиллерии, большое скопление автомашин и повозок. Кроме того, в северной бухте было обнаружено 4 больших транспорта, загружающихся людьми и военным имуществом. Козенков, атаковав эти цели группой, разбил два «Фердинанда», до 15-ти автомашин, повредил один транспорт и создал четыре больших очага пожара, сопровождающихся сильными взрывами. Этот удар был невиданный по своей силе и значимости нанесённого ущерба противнику, за что вся группа получила благодарность от командования наземных войск и Командующего 8-ой Воздушной армии.
С 23 июня 1944 года Козенков на 3-ем Белорусском фронте всё также без устали, со всей своей энергией и мастерством наносит штурмовые удары по противнику.
Одним из замечательных дней отважного лётчика на этом фронте был боевой вылет 24 июня. Его группа из 4-х самолётов Ил-2 нанесла большой урон противнику в технике и живой силе и одновременно вела воздушный бой с 6-ю истребителями противника, за что командование наземных войск объявило ей благодарность, а Командующий 1-ой Воздушной армии приказал представить на Козенкова наградной материал.
В этот день 24 июня командиром полка была поставлена задача группе Козенкова на уничтожение артиллерии и живой силы в районе деревни Бабичи. Козенков свою группу в количестве 4-х Ил-2 привёл точно на цель и подал команду бомбить артиллерийские батареи противника, где было сделано три захода. На третьем заходе группу Козенкова атаковали 4 «Мессершмитта» и 2 «Фокке-Вульфа». Несмотря на численное превосходство истребителей противника, Козенков подал команду замкнуть плотнее круг и идти на четвёртый заход, атакуя наземного противника с одновременным отражением атак истребителей. В результате меткого попадания бомб и смелой штурмовки была полностью подавлена артиллерийская батарея и уничтожено до 50 солдат и офицеров.
Разъярённые хладнокровием штурмовиков, и не обнаружив авиационного прикрытия, истребители противника вновь яростно атаковали группу Козенкова. Но, благодаря умелой организации боя и мужеству ведущего, все атаки истребителей были отбиты. Результатом этого ожесточённого, воздушного боя между четырьмя Ил-2 и шестью истребителями противника была одержана победа штурмовиков. Дымясь, два вражеских истребителя с атакующей группой ушли на свою территорию. При этом самолёты группы Козенкова не имели ни одного повреждения и благополучно пришли на свой аэродром.
q 26 июня 1944 года Козенков группой в составе 6-ти Ил-2 дважды штурмовал, отходящие из Орши железнодорожные эшелоны противника, численностью до 20-ти составов с военным имуществом, техникой и боеприпасами. На перегоне Тращилово-Толочин было обнаружено три эшелона, один из них своей группой атаковал Козенков. В результате меткого удара разбили один паровоз, до 15-ти вагонов и платформ с танками. На шоссейной дороге, идущей параллельно железнодорожным путям, атаковали большую автоколонну, где разбили и сожгли до 25-ти автомашин и 10 повозок. Результаты боевых действий были подтверждены материалами фотосъёмки.
q 9 августа 1944 года группа из 6-ти Ил-2, ведомая Козенковым, трижды летала в районы Бедезеры, Пусронедзе, Бардовеке, нанося удары по танкам, самоходной артиллерии, автомашинам и пехоте. В результате первого же вылета было накрыто бомбами 10 танков, до 12-ти автомашин и подавлена зенитная батарея. Несмотря на сильный зенитный огонь, группа без повреждений вернулась на свой аэродром.
Во второй вылет группа ходила без прикрытия истребителей и вела воздушный бой. Благодаря умелому маневру и большому опыту Козенкова, атаки истребителей были отбиты, а основная боевая задача выполнена.
q 10 августа 1944 года Козенков выполнял задачу отыскать и уничтожить железнодорожный состав противника численностью до 30-ти цистерн с горючим. На станции Ольвита этот состав был найден и атакован. В результате было сожжено пять цистерн и подавлено несколько зенитных точек.
q 26 сентября 1944 года Козенков выполнял боевую задачу по уничтожению артиллерии и живой силы в районе Суходолы. Несмотря на сильный зенитный огонь, сумел точно выйти на цель и бомбардировочно-штурмовыми ударами подавил батарею полевой артиллерии, которая непрерывно вела огонь по нашим войскам. На окраине населённого пункта Козья-Шуя создал три очага пожара, сопровождающиеся сильными взрывами.
Все вышеперечисленные примеры отважной работы Козенкова не исчерпывают заслуг этого замечательного молодого, растущего лётчика-штурмовика, показывающего героические подвиги на фронте борьбы с немецкими захватчиками.
За самоотверженную боевую работу, мужество, отвагу и героизм, проявленные при выполнении 131-го боевого вылета на самолёте Ил-2 и умелое руководство эскадрильей, командование полка, дивизии и 1-ой Воздушной армии представят Козенкова к высшей правительственной награде.
Спустя лишь два месяца Командующий войсками 3-го Белорусского фронта, генерал армии Иван Черняховский, напишет в его наградном листе: Достоин высшей правительственной награды, звания Герой Советского Союза. А через 18 дней Иван Данилович погибнет от случайного снаряда на боевом посту. Самый молодой генерал армии и самый молодой Командующий фронтом в истории Советских Вооруженных Сил. Ему было 39 лет.
Пройдёт ещё чуть более полутора месяцев, и при штурме Кенигсберга в бою от зенитного снаряда погибнет один из лучших командиров эскадрилий в штурмовой авиации, гвардии майор Козенков Василий Георгиевич. Ему было 22 года. Звание Герой Советского Союза он получит «посмертно» - 19 апреля 1945 года.
* * *
Конечно, не ответить на поставленный вопрос и не сделать выводов не хотелось бы. Уж слишком часто, боясь правды, мы заменяем её дежурной фразой «не установлено» или «нет сведений». Когда есть реальные факты, то должны быть и оценки. В крайнем случае, своё мнение или своё видение проблемы.
Порог в 80 успешных боевых вылетов штурмовики перешагнули быстро, так как обстановка на фронте принуждала их не выходить из боя. Пустых вылетов у них тоже не было. Каждый вылет завершался боем с поражением противника и был результативным.
Штурмовики в два раза чаще выходили на боевые задания, чем бомбардировочная авиация. Они, как спасатели или пожарники, были нужны всегда и везде. Чаще их работали только истребители, но в зону действия штурмовиков никогда не входили, уж слишком много там было огня. Да и прикрывать «горбатых» следовало, соблюдая дистанцию, на которой их не смогли достать истребители противника.
С другой стороны, власти понимали, что все процессы должны быть отрегулированы таким образом, чтобы достичь максимальной эффективности и отдачи от действий каждого лётчика. Поэтому в оценке их боевой работы присутствовали и нестандартные критерии, к которым можно отнести самопожертвование, а также другие мероприятия показательного характера.
Реальные факты оценки пилотов умышленно сдерживались в реализации из-за массового проявления героизма и перекрытия установленных норм. Поэтому не случайно время прохождения реляции от полка до фронта иногда составляло три и более месяца. А ёщё необходимо приложить время на рассмотрения представления в Верховном Совете, это тоже может быть месяц или два. Это огромный срок для военного времени. За этот период человек мог погибнуть или представление «засохнуть» в чьём-то столе, или вовсе затеряться.
С представлениями тоже не торопились и давали им движение по инстанции вверх, когда лётчик совершал 100 и более вылетов. Таким образом, руководство обеспечивало запас прочности в успехе реляции.
По-другому обстоял вопрос с награждением погибших в бою лётчиков, заслуживающих высокие награды. Здесь действовали другие правила и сроки. Время от момента гибели и до момента опубликования Указа Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Герой Советского Союза составляло одну-две недели, а иногда и меньше. Таким образом, осуществлялась поддержка боевого духа лётного состава и обеспечивался показательный аспект мероприятия.
Зеленый свет также включался к юбилейным событиям, государственным праздникам, победам на фронте. Пропускная способность представлений увеличивалась, а сроки сокращались. Всё это соответствовало духу времени. Шла война, которая диктовала свои нормы и правила. Так вершились судьбы героев той, уже ушедшей страны.
Ведомый Козенкова
Своё первое боевое крещение Борис Бучин получил в июле 1943 года в сражениях на Миусском рубеже. За первые семь боевых вылетов дважды участвовал в воздушных схватках с истребителями противника. В одном из таких боёв, отбив восемь атак, уничтожил один «Мессершмитт», чем спас жизнь ведущего группы, и был награждён орденом Красная Звезда. Потом ещё более 15-ти раз участвовал в воздушных боях с истребителями и бомбардировщиками Люфтваффе, показав при этом отличную технику пилотирования и тактику ведения воздушного боя. В действиях по наземным войскам смело и точно наносил бомбово-штурмовые удары по заданным и обнаруженным целям.
На его счету 9 танков, 60 автомашин, железнодорожный эшелон, 2-е переправы, 3 склада с горючим. Пикировочными атаками подавлено 25 батарей зенитной артиллерии, 6 самоходных орудий и много другой техники. Уничтожено до батальона солдат и офицеров Вермахта.
Ø 17 июля 1943 года, выполняя боевое задание в составе 6-ти Ил-2, Бучин в течение шести заходов над целью уничтожил до 50-ти солдат и офицеров противника. Точными ударами подавил огонь 4-х точек зенитной артиллерии, израсходовав при этом все боеприпасы. После чего сделал три «холостых» захода, действуя на врага психически с целью отвлечь его внимание от действия своих товарищей. После выполнения задачи группой штурмующей объект, благополучно вышел из боя.
Ø 18 июля 1943 года Бучин произвёл два боевых вылета на уничтожение техники и живой силы противника. На втором вылете он прикрывал самолёт ведущего группы - командира эскадрильи. Во время атаки цели оба экипажа подверглись ударам со стороны вражеских истребителей. Самолёт Бучина был трижды атакован «Мессершмиттами», и он получил тяжёлое ранение в спину, но, не теряя самообладания, отбил все воздушные атаки. Превозмогая боль, пошёл на выручку своему ведущему, отразив ещё три нападения истребителей. После чего истекая кровью и теряя силы, перелетел линию фронта, произведя благополучную посадку на своей территории. В этот день за смелость и дерзкие действия над полем боя Борис Владимирович получил благодарность от Военного Совета фронта.
Ø 21 октября 1943 года Бучин произвёл два боевых вылета на штурмовку и бомбометание артиллерийских позиций, и укреплений противника. Несмотря на плохие метеоусловия и сильное противодействие зенитной артиллерии, находился над целью в течение 25-ти минут. Смело атаковал укрепления и расстреливал в упор с бреющего полёта живую силу врага. С высоты 150 метров над целью произвёл 14 заходов, подавляя огневые точки перед нашими танками и пехотой.
Своими меткими ударами по врагу содействовал наступлению и захвату крупных опорных пунктов противника. За эти два вылета Бучин уничтожил одну артиллерийскую и одну миномётную батареи с боевыми расчётами.
В боях за Миус, Донбасс, Мелитополь Борис Бучин завоевал себе славу бесстрашного воздушного воина, мастера штурмовых ударов, наносимых врагу на поле брани.
В боях за ликвидацию Никопольского плацдарма им произведено 19 боевых вылетов, уничтожено 2 танка, 3 самоходных орудия, взвод немецких солдат, взорвано 2 склада с боеприпасами.
Ø 5 февраля 1944 года Бучин в составе 6-ти Ил-2 летал штурмовать скопление войск противника у переправы в районе Малая Лепатиха. Прямым попаданием бомб он сжёг один танк и в последующих заходах с бреющего полёта расстреливал немецкую пехоту, уничтожив до 70 солдат и офицеров.