Post scriptum составителя




«Давайте после драки / Помашем кулаками: / Не только пиво-раки / Мы ели и лакали, / Нет, назначались сроки, / Готовились бои, / Готовились в пророки / Товарищи мои» — писал в стихотворении 1956 года «Голос друга» Борис Абрамович Слуцкий о поэтах фронтового, военного поколения. Если заменить «товарищи» на «учители» [422], то эти слова можно отнести к поколению составителя этой книжки. Это было первое в XX веке поколение россиян, которое практически избежало войн и репрессий. Но оказалось в целом гораздо трусливее и конформнее, нежели его отцы и деды, которых убивали и свои, и чужие, и на фронтах, и в тылах… И понаубивали ни за что, ни про что миллионы соотечественников. Не все выжившие усвоили беспощадные уроки покорности. Ведь кто-то из редакторов и коллег-учёных помогал Александру Александровичу Формозову пристраиваться эту безусловно крамольную по советским временам рукопись про печальные судьбы архитектурных памятников России и всех прочих её славных древностей.

В послевоенную пору казалось, что «у археологов на лад идут дела» (ещё одно стихотворение того же поэта). Ему не довелось узнать, что при попытках в те же самые 1960–1970-е годы помыслить и гласно высказаться про общественное значение археологии, столкнёшься с такой же цензурой, как и в литературе художественной: «Был печальный. А стал печатный / Стих. Я строчку к нему приписал. / Я его от цензуры спасал. / … НЕ — две буквы. Даже не слово. / НЕ — я снял. И всё готово». Если читатель вернётся к авторскому предисловию, в котором Александр Александрович Формозов припомнил свои мытарства с этой рукописью, то не знаешь, чему поражаться: наивности автора, пытавшегося напечатать в СССР правду про Ленина, Сталина и Хрущёва, или же его смелости пробивать такое крамольное при тоталитаризме сочинение в открытую печать; а после неудачи сохранить надежду на его публикацию в будущем… Всё точно так же как у Слуцкого: «Лакирую действительность — / Исправляю стихи. / Перечесть — удивительно — / И смирны и тихи. / И не только покорны / Всем законам страны — / Соответствуют норме! / Расписанью верны! / Чтобы с чёрного хода / Их пустили в печать, / Мне за правдой охоту / Поручили начать. / Чтоб дорога прямая / Привела их к рублю, / Я им руки ломаю, / Я им ноги рублю, / Выдаю с головою, / Лакирую и лгу… / Всё же кое-что скрою, / Кое-что сберегу. / Самых сильных и бравых / Никому не отдам. / Я ещё без поправок / Эту книгу издам!»

Порой это утопическое на посторонний взгляд убеждение сбывается.

 

Издательство Курского государственного медицинского университета.

305041, г. Курск, ул. К. Маркса, д. 3.

 

Лицензия ЛР № 020862 от 30.04.99 г.

Формат 60 х 84 1/16. Усл. печ. л. 7,25.

Тираж 200 экз.

 

Отпечатано в типографии КГМУ.

305041, г. Курск, ул. К. Маркса, д. 3.

Заказ №

 

 


* Название предисловия — цитата из V раздела публикуемой рукописи
А.А. Формозова.

[1] Кондратович А.И. Новомирский дневник (1967–1970). М., Советский писатель, 1991. С. 517.

[2] См.: Библиография трудов А.А. Формозова // Человек и древности: памяти Александра Александровича Формозова (1928–2009) / Отв. ред. И.С. Каменецкий,
А.Н. Сорокин.
М., Гриф, 2010. С. 43–54.

[3] См.: Формозов А.А. Записки русского археолога (1940 – 1970-е годы). М., Гриф и К, 2011. 290 с., илл.; Его же. Классики русской литературы и историческая наука. М., Гриф и К, 2012. 280 с.

[4] См.: Формозов А.А. Русское общество и охрана памятников культуры / Центральный совет Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. 2-е изд., доп. М., Советская Россия, 1990. 108, [2] с.

«Первым изданием», как явствует из публикуемого ниже раздела «От автора», он щепетильно считал ту часть этой многострадальной работы, что ему удалось поместить в книгу «Страницы истории русской археологии» (М., 1986).

[5] См.: Формозов А.А. «Сберечь памятники сумеют только те, кому они дороги» // Человек и древности: памяти Александра Александровича Формозова (1928–2009) / Отв. ред. И.С. Каменецкий, А.Н. Сорокин. М., Гриф, 2010. С. 37–42.

[6] Н.А. Формозов — С.П. Щавелёву. 19 апреля 2017 г. (архив адресата).

[7] Стругацкий А., Стругацкий Б. Град обречённый. Фантастический роман. Л., 1989.
С. 366.

[8] Абрамов А.И., Абрамов С.А. Серебряный вариант. М., 1980. С. 5.

[9] См. ещё: Колоницкий Б. Трагическая эротика. Образы императорской семьи в годы Первой мировой войны. М., 2010.

[10] См. об этом подробнее: Щавелёв С.П. Первооткрыватели курских древностей. Очерки истории археологического изучения южнорусского края. Вып. 3. Советское краеведение в провинции: взлет и разгром (1920 – 1950-е гг.). Курск, изд-во Курского гос. мед. ун-та, 2002. 200 с.

[11] Трубецкой С.Е. Минувшее. М., 1991. С. 129–130.

[12] См. подробнее: Мусин А.Е. Вопиющие камни. Русская церковь и культурное наследие России на рубеже тысячелетий. СПб., Петербургское востоковедение, 2006. 376 с.

[13] Формозов А.А. Записки русского археолога (1940–1970-е годы). М., Гриф и К, 2011. С. 289.

[14] Первая публикация этого раздела рукописи, повторяю: Формозов А.А. «Сберечь памятники сумеют только те, кому они дороги» // Человек и древности: памяти Александра Александровича Формозова (1928–2009) / Отв. ред. И.С. Каменецкий, А.Н. Сорокин. М., Гриф, 2010. С. 37–42. — Сост.

[15] 18 июня 1963 года на заседании Пленума ЦК КПСС, целиком посвящённого вопросам идеологии, выступил С.В. Михалков, тогда ответственный секретарь Союза писателей РСФСР и главный редактор сатирического киножурнала «Фитиль». Он рассказал о многих случаях произвольного сноса памятников старины и внёс предложение создать добровольное общество их охраны, сославшись на инициативную группу интеллигенции. В Интернете опубликована архивированная стенограмма того заседания. «ХРУЩЕВ: Я хочу, так сказать, обезопасить собственную персону перед Пленумом. В этих вопросах у нас с вами, с вашей группой, может не наметиться абсолютно единого понимания, — очень возможно. Я много пожил в Москве и много поработал. Вы, видимо, помните Иверские ворота. Вы знаете, как трудно было их ломать. Они имели историческую ценность. И можно найти в архиве письма очень уважаемых людей, в том числе и коммунистов, которые подписали категорические возражения. А можно ли было терпеть эти ворота? Нет, и их сломали. Возьмите Сухаревскую башню. Когда мы взрывали её, вы знаете, сколько документов принесли нам в горком партии?! Но те, кто принес эти документы, не знали, что Сухаревская башня стоила нам почти каждую неделю две-три человеческих жизни. Там шли трамваи, и они резали людей, это была мясорубка! Её надо было убрать, и мы убрали. Другой раз отдается дань вчерашнему дню, но совершенно не учитывается сегодняшний день. (Аплодисменты). В этих делах должна быть и осторожность. Это свойственно людям ещё не вашего возраста [напомним, что Хрущев обращается к пятидесятилетнему Михалкову, который все ещё стоит на трибуне перед трехтысячным залом], — скорее всего моему возрасту ваши речи подходят. Но я хочу тоже не поддаваться влиянию своих лет, а более реально смотреть на эти вещи. Мне украинцы рассказывали: в Чернигове была какая-то церковь, стояла, как кол. Во время войны её разрушили. И что же? Нашлись ходоки, добились принятия решения о восстановлении этой церкви. Когда товарищи из ЦК [Коммунистической партии Украины] поехали посмотреть, что же это за церковь и как её восстанавливать, то оказалось, что там ничего нет. Им говорят — вот здесь была церковь, вот её фотография. И такую церковь надо восстанавливать. Но ведь это невозможно! Я проверю, как председатель Совета Министров: если они 30 тысяч рублей грохнут на охрану щебня, я скажу – убрать щебень и заасфальтировать, потому что это дешевле стоит. (Смех, аплодисменты). Знаете, здесь нам, коммунистам, нельзя поддаваться на то, что надо ценить древние, исторические ценности. Другой раз тот, кто решает это, ничего не понимает. Но раз ему говорят — это ценность, исторический памятник и так далее, он спрашивает, а сколько стоит? – Столько-то. – Ну ладно, подпишу. Подписывать можно легко, когда не из своего кармана платят, а когда из своего — это другое дело. Поэтому я не соглашусь с тем, чтобы создать добровольное общество, и оно бы, это добровольное общество, распоряжалось кассой Советского правительства. (Смех, аплодисменты). // Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ) / Бывший архив Общего отдела ЦК КПСС. Ф. 5. On. 55. Д. 49. Лл. 61–63. Цит. по: Леонид Максименков. Полчаса из жизни Сергея Владимировича Михалкова. — Сост.

[16] Артемий Владимирович Арциховский (1902–1978) — советский археолог, историк-славист. Один из учителей А.А. Формозова на историческом факультет МГУ. См. о нём: Формозов А.А. Исследователи древностей Москвы и Подмосковья. М., 2007.

«Будущий член-корреспондент АН СССР Артемий Владимирович Арциховский в середине 20-х годов прошлого века встал во главе молодой когорты московских археологов, начавших внедрять в свою науку марксизм. Он придумал «метод восхождения» от орудий производства через базис к надстройкам — метод, воплощавший в археологии марксистскую идею. Потом он возглавлял кафедру археологии Московского университета, Новгородскую археологическую экспедицию, открывшую древнерусскую письменность на бересте, стал лауреатом Сталинской премии, много лет был редактором журнала «Советская археология»... Арциховский родился в Новочеркасске, в семье профессора. И вот недавно выяснилось, что юность свою он провёл в рядах белых — ещё гимназистом ушёл добровольцем в армию Каледина, был ранен, бежал в Новочеркасск, потом в Москву и там затерялся. Вынырнул уже готовым к марксистскому переучиванию. Но Сталина всю жизнь ненавидел, считал палачом и убийцей, о чем в 1938 (!) году признавался своему студенту Г.Б. Фёдорову» (Клейн Л.С. Правленое прошлое // Троицкий вариант. 2011. 15 марта. № 74. С. 12). — Сост.

[17] Михаил Андреевич Ильин (1903–1981) — советский искусствовед, историк архитектуры; доктор искусствоведения; автор научных и популярных работ по архитектурно-художественному наследию Москвы и Подмосковья. 3 января 1934 года арестован вместе с группой сотрудников Центральных реставрационных мастерских по обвинению в воспрепятствовании властям при сломе памятников старины (в том числе Сухаревой башни) якобы «с целью воспитания молодёжи в националистическом духе»; 5 марта того же года выслан на 3 года в Казахстан. См. о нём: Янин В.Л. Научное творчество М.А. Ильина и проблемы национального художественного наследия // Ильин М. А. Исследования и очерки. Избранные работы об искусстве народных промыслов и архитектурном наследии XVI–XX веков. М., 1976. — Сост.

[18] Александр Александрович Зимин (1920–1980) — советский историк-медиевист. А.А. Формозов дружил с ним и был назначен им одним из душеприказчиков своего научного наследия. См.: Формозов А.А. А.А. Зимин. «Слово о полку Игореве» (фрагменты книги) // Вопросы истории. 1992. № 6–7. С. 96–103. Мемуары А.А. Зимина «Храм науки» наконец согласно его завещанию опубликованы и вызвали оживлённую полемику в академической среде. См.: Судьбы творческого наследия второй половины XX столетия / Сост. А.Л. Хорошкевич. М., 2015. 400 с. — Сост.

[19] Валентин Лаврентьевич Янин (1929 года рождения) — российский археолог, историк-медиевист, академик РАН (1990). Лауреат премий: Ломоносовской МГУ, Государственной и Ленинской СССР; Государственной РФ; Демидовской, Триумф, Солженицынской. Однокурсник А.А. Формозова по историческому факультету МГУ. — Сост.

[20] Борис Александрович Рыбаков (1908–2001) — советский археолог. Академик АН СССР (1958) и РАН (1991).

Вот принципиальная характеристика этого академика, данная столь же крупным и проницательным историком, как и Формозов — Александром Александровичем Зиминым: «Он-то знает, что обречён, что стал сопричастен Злу, и поэтому лютой ненавистью ненавидит всё, несущее в себе хоть маленький проблеск чистоты и правды. "А если замазать всё грязью, ведь тогда никто не узнает, что существует в мире чистота. Может, попробовать?". И вот он замешивает в своей реторте дьявольскую смесь клеветы, злобы, обрызгивая ею всех тех, кто встречается на его пути, — "все такие, не я один", и близкие и дальние. "Нет правды на земле, но нет её и выше", — говаривал старинный приятель Рыбакова Сальери. Но "мальчики кровавые" не дают ему покоя. Не мог он в юности забыться в разгульных страстях своей неуёмной чувственности, не может найти покоя и сейчас. Не охранит его от возмездия и тот боксёр, с которым он в одиночестве прогуливается по утрам по Ленинскому проспекту. Судьбы тиранов известны. Предопределены. Как же возрос сей ядовитый цветок на ниве российской науки? Отец современного российского шовинизма сам-то наполовину татарин. Обычный парадокс. На Святой Руси известны деспоты с Востока и в годы татаро-монгольского ига, и много веков позднее» // Зимин А.А. Сатана там правит бал // Храм науки // Судьбы творческого наследия отечественных историков второй половины XX столетия / Сост. А.Л. Хорошкевич. М., 2015. — Сост.

[21] См. проникновенные некрологи А.Л. Монгайта, написанные А.А. Формозовым: Советская археология. 1975. № 2; КСИА. Вып. 146. М., 1976; а также персональную статью об А.Л. Монгайте в «Большой российской энциклопедии», написанную С.В. Кузьминых. — Сост.

[22] Владимир Михайлович Турок (1904–1981) — советский историк, специалист по новейшей истории стран Центральной и Южной Европы. См. о нём воспоминания вдовы — Коки Александровны Антоновой (1910–2008) и друзей этой семьи: Владимир Михайлович Турок – историк и его время/ Сост. Л.Б. Алаев и Т.Н. Загородникова. М., 2013. 422 с., 6 с. илл. — Сост.

[23] Николай Николаевич Воронин (1904–1976) — советский археолог, крупнейший специалист по древнерусской архитектуре; вёл масштабные раскопки в целом ряде летописных городов. Один из создателей музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва в Андрониковом монастыре в Москве. В 1941 году добровольцем воевал в составе ленинградского ополчения, был ранен, демобилизован и эвакуирован в Москву. Лауреат Сталиной и Ленинской премий. См. о нём: Формозов А.А. Роль Н. Н. Воронина в защите памятников культуры России // Российская археология. 2004. № 2. С. 173–180; Лихачёв Д.С. Воспоминания. СПб., 1995. С. 386–387 («Н.Н. Воронин»). — Сост.

[24] Докторская диссертация этого советского «философа», а изначально нижегородского учителя, — «Марксизм-ленинизм о религии и её преодолении» (1940). Проработав всю войну в тылу, в аппарате ЦК КПСС, главным редактором журналов «Большевик» и «Партийная жизнь», получил таки орден Отечественной войны I степени, еще 4 ордена Ленина, 4 ордена Трудового красного знамени, орден Октябрьской революции и звание героя социалистического труда. «Труд» выразился, в частности, в преследовании академика А.Д. Сахарова за «деятельность, порочащую честь и достоинство советского учёного». — Сост.

[25] Даркевич В.П. Путями средневековых мастеров. М., 1972; Массон В.М., Сарианиди В.И. Каракумы — заря цивилизации. М., 1972.

[26] Володар Петрович Лишевский (1930–2000) — кандидат физико-математических наук, историк науки и техники, автор многих научно-популярных статей и книг; заведовал отделами в журнале «Наука и жизнь» и других изданиях. — Сост.

[27] Андрей Николаевич Сахаров (1930 года рождения) — советский историк, партийный и академический функционер: поначалу сотрудник отдела печати Комитета молодёжных организаций СССР (с 1958); Агентства печати «Новости» (с 1961); затем инструктор отдела пропаганды ЦК КПСС (1968–1971); заместитель директора, главный редактор издательства «Наука»; начальник главка художественной литературы Государственного комитета по делам печати; заместитель директора Института истории АН СССР; директор Института российской истории РАН (1993–2010); наконец-то — советник РАН (с 2011). Член-корреспондент РАН (с 1991). Инициатор гонений на тех коллег, кого причислял к так называемым «норманистам» в исторической науке. См. подробнее: Клейн Л.С. Спор о варягах. СПб., 2009; Был ли Рюрик скандинавом? Дуэль Клейна с Сахаровым на «Дилетанте» // https://diletant.media/duels/31230549/. — Сост.

[28] Сахаров А.Н. История истинная и мнимая // Молодая гвардия. 1970. № 3. С. 299.

[29] Геннадий Данилович Комков (1925 года рождения) — советский историк КПСС, в 1970–1986 годах директор издательства «Наука» (Издательское прозвище — «Давилыч»). — Сост.

[30] Георгий Карлович Вагнер (1908–1995) — советский археолог, искусствовед. О своём пребывании в концлагере на Колыме в 1937–1947 годах и об административной ссылке в Красноярский край с 1949 года оставил воспоминания, размещённые теперь в Интернете: Козлов А. Путь пролёг на Колыму // Словесница искусств. Региональный культурно-просветительский журнал. — Сост.

[31] Анджей Поппэ (1929 года рождения) — польский историк, специализирующийся на истории и культуре средневековой Руси. — Сост.

[32] Михаил Тимофеевич Белявский (1913–1989) — советский историк, доктор исторических наук, профессор МГУ; один из учредителей ВООПИК. — Сост.

[33] Марина Глебовна Мошкова (1925 года рождения) — советский археолог, доктор исторических наук; в 1967–1978 годах — ответственный секретарь журнала «Советская археология». — Сост.

[34] Татьяна Васильевна Николаева (1921–1984) — советский археолог, искусствовед, музейный работник; доктор исторических наук; специалист, автор статей и книг по культуре и искусству Древней Руси. — Сост.

[35] Наталья Игоревна Сергиевская — искусствовед, автор книг-альбомов о русских живописцах. — Сост.

[36] Каждая В. Страсти на Страстном // Журналист. 1972. № 9. С. 42–43.

[37] Вязёмы — подмосковная усадьба бабушки А.С. Пушкина, где прошло детство поэта и теперь расположен Государственный историко-литературный музей заповедник его имени. — Сост.

[38] Дубровицы — дворянская усадьба (князей Голицыных) в Подольском районе Московской области. Здесь расположена уникальная по своей архитектуре Знаменская церковь, чью постройку лично курировал Пётр I. В советские времена усадьба стояла в запустении, реставрирована в начале XXI века. — Сост.

[39] Деревянная церковь Благовещения святой Богородиц XVII века постройки в селе Благовещенье близ города Загорска. Закрыта в 1930-х годах и превращена в клуб, а затем в зерновой склад. Разобрана в 1970-х годах вроде бы для замены сгнивших брёвен сруба, но так и не восстановлена. Была самым древним памятником деревянного зодчества во всём Подмосковье. — Сост.

[40] В тот самый момент, когда составитель держал корректуру сигнального экземпляра этой книги, в интернет-новостях сообщили: «Российские реставраторы будут ориентироваться на коллег из Санкт-Петербурга». Это значит, что в Санкт-Петербурге подготовят правила реставрации памятников истории и культуры для всей Российской Федерации.— Сост.

[41] Николай Ильич Сабельников (1914–?), этот белорусский герострат, председатель Витебского горисполкома (в 1953–1963 годах, до этого руководивший стройучастком в городе Орше), в декабре 1961 года приказал взорвать Благовещенскую церковь XII века постройки. Храм уцелел после боёв и бомбёжек 1941–1944 годов. После пожара под слоем штукатурки открылась первоначальная фресковая роспись. В 1944 году в Витебск приехал и произвёл обмеры храма, а также подготовил проект его консервации и реставрации известный архитектор и реставратор Петр Дмитриевич Барановский. Ущерб, нанесённый войной памятнику архитектуры, был оценён в три миллиона рублей по курсу 1913 года. Эта сумма была включена в счёт иска, который СССР предъявил Германии на Нюрнбергском процессе. Постановлением Совета министров БССР от 13 сентября 1953 года храм Благовещения в Витебске был принят под охрану государства. Но глава белорусских коммунистов Кирилл Трофимович Мазуров не отреагировал на гневные протесты Барановского, и с молчаливого одобрения союзного и республиканского начальства, памятник был снесён. По воспоминаниям очевидцев, сначала был взрыв, а потом за работу взялись танки. Поутру на декабрьском снегу на месте храма XII столетия кроваво краснело пятно раздавленной танками плинфы… Всё же, шумиха, поднятая вокруг варварского уничтожения памятника домонгольской архитектуры, оказалась не напрасной. В 1962 году сатирический киножурнал «Фитиль» делает выпуск о витебском взрыве «Недолго думая». Руины церкви вновь берутся под охрану государством, в 1964 и 1968 годах здесь проводят раскопки, а в 1977 году их консервируют. И не напрасно! В 1992 году по остаткам стен (местами до 5 метров высоты), фундаменту Геннадием Александровичем Лаврецким (доцентом кафедры теории и истории архитектуры архитектурного факультета Белорусского национального технического унивепрситета) был разработан проект восстановления церкви в первоначальном виде. Работы по реставрации начались в 1993 году, а 1998 году храм Благовещения Пресвятой Богородицы была восстановлен в облике XII века. Оригинальную каменную кладку, в отличие от надстройки, оставили неоштукатуренной, чтобы можно было видеть, как выглядели стены в первые века после постройки. Первая служба в спасённом храме прошла 8 января 1999 года. Благовещенская церковь сегодня по праву считается самым «намоленным» из действующих православных храмов Витебска. См.: Как взрывали храмы Витебска-2 // Народные новости Витебска. Кто-то из комментаторов этого текста написал: «Надеюсь, Николай Ильич Сабельников уже в аду» — Сост.

[42] Lévi-Strauss C. La pensée Sauvage. Paris, Plon, 1962. P. 34.

[43] ПСЗ (I собр.), т. V, № 3159; т. VI, № 3738.

[44] Messerschmidt D.G. Forschungsreise durch Sibirien. 1720–1727. Teil II. Berlin, 1964. S. 7–8.

[45] Штелин Я. Подлинные анекдоты о Петре Великом. Т. II. М., 1830. С. 130.

[46] Калачов Н.В. Приложение к книге С.М. Шпилевского // Сборник Археологического института. Кн. 2. СПб., 1879. С. 88.

[47] Письмо Екатерины II к Н.И. Панину 3 июня 1767 года // Сборник Русского Исторического общества. Т. 10. СПб., 1872. С. 207.

[48] Калачов Н.В. Указ. соч. С. 96–101.

[49] ПСЗРИ (2 собр.). Т. XXIII. № 21992.

[50] Сергеева-Козина Т. Коломенский кремль // Архитектурное наследство. Т. 2. М., 1952. С. 133.

[51] «Великая пролетарская культурная революция» в маоистском Китае 1966–1976 годов, по ходу которой боевики-хунвейбины («красногвардейцы») под лозунгом «войны с феодальной культурой» разрушали старинные храмы и буддистские монастыри, разобрали часть Великой китайской стены якобы ради добычи кирпича для строительства свинарников, жгли останки императоров из гробниц древнего Китая под видом «суда» над ними. — Сост.

[52] Блок А.А. Крушение гуманизма // Собр. соч. Т. 6. М.–Л., 1962. С. 110.

[53] Краевский Б.П. Триумфальные ворота. М., 1985. С. 49.

[54] Данилов Н. Правительственные распоряжения относительно отечественных древностей с императора Петра I, особенно в царствование императора Александра II // Вестник археологии и истории. Т. VI. СПб., 1886. С. 1–50; Гаврилов А. Постановления и распоряжения Святейшего синода о сохранении и изучении памятников древности // Там же. С. 51–73; Смолин В. Краткий очерк законодательных мер по охране памятников старины в России // Известия Императорской Археологической комиссии. Вып. 63. Ч. II. СПб., 1917.
С. 121–148; К вопросу об организации и юридическом обосновании дела охраны и исследования археологических памятников в РСФСР // Материалы к Всесоюзному Археологическому совещанию. М., 1945. С. 183–195; Гарданов В.К. Музейное строительство и охрана памятников культуры в первые годы советской власти // ИМД. С. 7–36; Разгон А.М. Охрана исторических памятников в дореволюционной России (1861–1917) // Там же.
С. 73–128; Он же. Охрана исторических памятников в России (XVIII – первая половина
XIX века) // Очерки истории музейного дела в СССР. Вып. VII. М., 1971. С. 292–365; Равикович Д.А. Охрана памятников истории и культуры РСФСР (1917–1967) // Труды Научно-исследовательского института музееведения и охраны памятников истории и культуры. Вып. 22. М., 1970. С. 3–127.

[55] Messerschmidt D.G. Forschungsreise durch Sibirien. 1720–1727. Teil I. Berlin, 1964.
S. 299–300.

[56] Грязнов М.П. Минусинские каменные бабы в связи с некоторыми новыми материалами // Советская археология. XII. 1955. С. 134–137.

[57] Слово сохранилось на Дальнем Востоке в названии известного курорта углекислой минеральной воды Дарасун близ Читы. — Сост.

[58] Агапитов Н.Н., Хангалов М.Н. Материалы для изучения шаманства в Сибири // Известия Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. Т. XIV. № 1–2. Иркутск, 1883. С. 31.

См. также: Окладников А.П. Петроглифы Байкала — памятники древней культуры народов Сибири. Новосибирск, 1974. С. 11–12, 14, 17–20, 33–35, 61, 80.

[59] Gmelin J.G. Reise durch Sibirien von dem Jahr. 1738 bis zu Ende 1740. Teil. III. Göttingen, 1752. S. 346.

[60] Путешествие А. Кастрена по Лапландии, Северной России и Сибири // Магазин землеведения и путешествий. Т. VI. Ч. II. М., 1860. С. 393.

[61] Фелицын Е.Д. Кубанские древности. Екатеринодар, 1879. С. 13.

[62] Лещенко А.Ф. О времени сооружения мегалитических памятников Северо-Западного Кавказа // Известия Общества любителей изучения Кубанского края. Вып. IX. Краснодар, 1925. С. 89.

[63] Лавров Л.И. Из поездки в Черноморскую Шапсугию // Советская этнография. 1936. № 4–5. С. 127.

[64] Лунин Б.В. Дольмены Черноморья. Ростов-на-Дону, 1924. С. 22.

[65] Иессен А.А. Отчёт Кубанской экспедиции Государственного Эрмитажа 1950 г. // Архив Института археологии РАН. Р. I. № 549. С. 21–25.

[66] ПСРЛ. Т. XXIII. СПб., 1910. С. 159.

[67] Мастера искусства об искусстве. Т. 6. М., 1969. С. 14–16.

[68] ПСРЛ. Т. XIII. Мю., 1965. С. 454.

[69] См.: Батюшков П.Н. Волынь. СПб., 1888. С. 84 (Примечание).

[70] Шевырёв С.П. Поездка в Кирилло-Белозёрский монастырь. Ч. 2. М., 1850. С. 57.

[71] Маторин Н. Женское божество в православном культе. М., 1931. С. 30.

[72] Формозов А.А. Камень «Щеглец» близ Новгорода и камни-«следовики» // Советская этнография. 1965. № 5. С. 130–138.

[73] Геродот. История. Кн. IV. Гл. 82.

[74] ПСРЛ. Т. I. Вып. 2. Л., 1927. Стлб. 418. См. аналогичные записи 1185 и 1237 годов: ПСРЛ. Т. I. СПб., 1846. С. 166; Т. II. М., 1962. Стлб. 630; Т. I. Вып. 2. Стлб. 463.

[75] Погодин М.П. Древняя русская история до монгольского ига. Т. III. Отд. I. М., 1871. Лист 104.

[76] Кирпичников А.Н. Древнерусское оружие. Вып. I. М.–Л., 1966. С. 57; табл. XXVI.

[77] Спицын А.А. Археологические разыскания о древнейших обитателях Вятской губернии // Материалы по археологии восточных губерний России. Вып. I. М., 1893. С. 20.

[78] Доброхотов В. Памятники древности во Владимире Клязьминском. М., 1849.
С. 94–97.

[79] Оглоблин Н.Н. Сыскные дела о кладах в XVII веке // Чтения в Историческом обществе Нестора Летописца. Кн. VII. Киев, 1893. С. 118.

[80] Латкин Н.В. Енисейская губерния, её прошлое и настоящее. СПб., 1892. С. 377.

[81] Витсен Н. Письма к Г. Куперу // В кн.: Радлов В.В. Сибирские древности // МАР.
№ 15. 1894. Приложения. С. 129.

[82] ПСРЛ. Т. I. Вып. 1. Л., 1926. Стлб. 152.

[83] Никольский Н.К. Описание рукописей Кирилло-Белозёрского монастыря, составленное в конце XV века. СПб., 1897.

[84] Иконников В.С. Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории. Киев, 1869. С. 226.

[85] Житие Стефана, епископа Пермского, написанное Епифанием Премудрым. Издание Археографической комиссии. СПб., 1897. С. 35–36.

[86] Благосклонов К.Н., Иноземцев А.А., Тихомиров Б.Н. Охрана природы. М., 1967. С. 53–59; Чефранова Н.А. Охрана природы в эпоху Петра Первого // Охрана природы и заповедное дело в СССР. М., 1960. № 6. С. 111–117.

[87] Формозов А.А. Очерки по истории русской археологии. М., 1961. С. 25–28; ПСЗ
(I собр.). Т. V. СПб., 1830. С. 542 (№ 3159); Т. VI. СПб., 1830. С. 357–358 (№ 3738).

[88] Von Stralenberg P.J. Das Nord- und Ostliche Theil von Europa und Asia // Цит. по:
Радлов В.В. Сибирские древности // МАР. № 5. 1891. Приложения. С. 32–34.

[89] Прозвище сибирских кладоискателей: от «бугры» = курганы — Сост.

[90] Распоряжение Петра I о вознаграждении за археологические находки // Русская старина. 1872. № 10. С. 474.

[91] Уважение Петра Великого к памятникам старины // Русская старина. 1892. № 1.
С. 265–266.

И этот приказ Петра не был выполнен, как не выполнили распоряжение об охране памятников Болгара. Уже в 1708 году в Лавре колокол был переплавлен, чтобы получить металл для нового большого колокола. См.: Арсений. О царе-колоколе Свято-Троицкой Сергиевской лавры // Записки Отделения русской и славянской археологии Императорского Русского Археологического общества. Т. III. СПб., 1882. С. 71.

[92] ПСЗРИ (I собр.). Т. VI. (№ 3888).

[93] ПСЗРИ. Т. VI. (№ 3975).

Любопытно, что среди привесок к иконам впоследствии была обнаружена первая монета эпохи Киевской Руси — «Ярославле серебро». См.: Калайдович К. Биографические сведения о жизни, учёных трудах и собрании российских древностей графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина // Записки и труды Общества истории и древностей российских. Ч. II. М., 1824. С. 7–8.

[94] История одной статуи Венеры // Художественные сокровища России. Т. IV. № 10. 1904. С. 349–250.

[95] См. подробнее: Культура и искусство Петровского времени. Публикации и исследования / Ред. Г.Н. Комелова. Л., 1977. — Сост.

[96] Семёнов А.А. Нечто о среднеазиатских геммах, их любителях и собирателях // Известия Отделения общественных наук Академии наук Таджикской СССР. Вып. 14. 1957. С. 143–144.

[97] См.: Радлов В.В. Сибирские древности // МАР. № 3. 1888; № 5. 1891; № 15. 1894. Приложения.

[98] См.: Овсянников С.А. Частное собирательство в России в XVIII – первой половине XIX века // Очерки истории музейного дела в России. Вып. III. М., 1961. С. 268–299; Белявская К.П. Дворцовые музеи и хранилища XVIII – первой воловины XIX века // Там же. С. 300–364. В статье С.А. Овсянникова не учтены важные описания частных собраний древностей и картин в мемуарах иностранцев: Clarke E.D. Travels in various countries of Europe, Asia and Africa. Vol. I. London, 1817. P. 171–190; Fortia de Piles, Alphonse Toussaint de. Voyage de deux Français en Allemagne, Danmarck, Suède, Russie et Pologne fait en 1790–1792. Vol. II. Paris, Desenne, 1796. P. 326–344.

[99] Максимова М.И. Императрица Екатерина II и собрание резных камней Эрмитажа // Сборник Государственного Эрмитажа. Вып. I. Пг., 1920. С. 53.

[100] Clarke E.D. Travels in various countries of Europe, Asia and Africa. Vol. I. London, 1817. P. 111–112.

[101] Ломоносов М.В. Представление в канцелярию Академии наук о посылке живописца для снятия копий с древних живописных изображений и с надгробных надписей // Полное собрание cочинений. Т. IX. М., 1955. С. 406–407.

[102] Незеленов А. Н.И. Новиков — издатель журналов 1769–1785 годов. СПб., 1875.
С. 202, 207, 220.

О роли новиковского кружка в изучении памятников культуры см.: Формозов А.А. Когда и как складывались современные представления о памятниках русской истории // Вопросы истории. 1976. № 10. С. 203–209.

[103] См., например: Путеводитель к древностям и достопамятностям московским, руководствующий любопытствующего по четырём частям сея столицы. Ч. 1–4. М., 1792.

[104] Снегирёв В. Зодчий Баженов. М., 1962.

[105] Адарюков В.Я. Книга гражданской печати в XVIII веке // Книги в России. Т. I. М., 1924. С. 133, 138, 152, 222–225.

[106] Письмо Н.П. Румянцева А.Ф. Малиновскому от 7 сентября 1821 года // Переписка государственного канцлера Н.П. Румянцева с московскими учёными // Чтения в Обществе истории и древностей российских. М., 1882. Кн. I. С. 191.

[107] Исторические материалы из архива Киевского губернского правления. Вып. 3. Киев, 1888. С. 117–118.

[108] Мольер Ж.Б. Слава купола Валь де Грас // Собр. соч. Т. 4. Л., 1939. С. 502.

[109] Бенуа Ф. Искусство Франции эпохи революции и первой империи. М.–Л., 1940.
С. 14.

[110] Цит. по: Виппер Р.Ю. Общественные учения и исторические теории
XVIII–XIX веков. Иваново, 1925. С. 55.

[111] Бенуа Ф. Указ. соч. С. 14, 76, 86.

[112] В… [Григорович В.И.] О состоянии художеств в России // Северные цветы на
1826 год, собранные бароном Дельвигом. СПб., 1826. С. 7, 9–11,

[113] Карамзин Н.М. Сочинения. Т. 9. СПб., 1835. С. 255.

[114] Путеводитель в Москве, изданный Сергеем Глинкою. М., 1824. С. 154.

[115] Берлинский М.Ф. Краткое описание Киева. СПб., 1820. С. 16.

[116] Вестник Европы. 1818. № 14. С. 106–107.

[117] Ломоносов М.В. Древняя российская история // Полное собрание сочинений. Т. 6. М.–Л., 1952. С. 170.

[118] Белинский В.Г. Сочинения Державина // Полное собрание сочинений. Т. VI. М., 1955.

[119] Белинский В.Г. Главные черты древней финской эпопеи «Калевала» М. Эмана // Полное собрание сочинений. Т. X. М., 1956. С. 276.

[120] Соллогуб В.А. Повести и рассказы. М.–Л., 1962. С. 219–224.

Наблюдения Э.Г. Герштейн (Судьба Лермонтова. М., 1964. С. 257–258) показывают, что эта глава «Тарантаса» написана при участии Г.Г. Гагарина. О нём мы ещё будем говорить ниже.

[121] Белинский В.Г. Статьи о народной поэзии // Полное собрание сочинений. Т. V. М., 1954. С. 333–335.

[122] Белинский В.Г. Сочинения Державина… С. 612.

[123] Белинский В.Г. Петербург и Москва // Полное собрание сочинений. Т. VIII. М., 1955. С. 390.

[124] Кулаковский Ю. Прошлое Тавриды. Киев, 1914. С. 141.

[125] О сохранении и возобновлении в Крыму памятников древности и об издании описания и рисунков оных // Записки Одесского общества истории и древностей. Т. VIII. 1872. С. 363–403.

[126] ПСЗ (I собр.). Т. XXXVIII. № 29105.

[127] Во Франции, организованная в 1830 году генеральная инспекция исторических памятников, точно так же начала свою деятельность с консервации построек римского времени в Оранже, Арле и Ниме, и только позже обратилась к охране национальной архитектуры. См.: Михайловский Е.В. Реставрация памятников архитектуры. М., 1971. С. 22.

[128] Бенуа Ф. Указ. соч. С. 20–21, 59–60.

[129] Там же. С. 86–88.

[130] Аделунг Ф. Предложение об учреждении русского национального музея // Сын Отечества. СПб., 1817. Ч. 37. Т. XIV. С. 54–72; Вихман Б. Российский Отечественный музей // Там же. 1821. Ч. 71. № XXXIII. С. 289–310.

[131] Аделунг Ф. Указ. соч. С. 56.

[132] Там же. С. 63.

[133] ПСЗ (I собр.). Т. XXIX. № 22054.

[134] Историческое описание древнего Российского музея, под названием Мастерской и Оружейной палаты, в Москве обретающегося. М., 1807.

[135] Поленов Д.В. Биографическое известие о сочинителе атласа К.М. Бороздина // Труды I Археологического съезда. Т. I. М., 1871. С. 71–74.

[136] Долгоруков И.М. Славны бубны за горами или путешествие моё кое-куда 1810 года // Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1869. Кн. 3. С. 283.

[137] Гоголь Н.В. Об архитектуре нынешнего времени // Полное собрание сочинений. Издание АН СССР. Т. VIII. М., 1952. С. 56–75.

[138] Гоголь Н.В. Кровавый бандурист // Полное собрание сочинений. Т. III. М., 1938.
С. 302.

[139] Сочинения К.Н. Батюшкова. Т. III. СПб., 1886. С. 87 (Письмо к Н.И. Гнедичу от
1 апреля 1810 года).

[140] Колюпанов Н.П. Биография А.И. Кошелева. Т. I. Ч. 2. М., 1889. С. 102.

[141] Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П. Погодина. Кн. VIII. СПб., 1894. С. 408.

[142] Свербеев Д.Н. Записки. Т. II. М., 1899. С. 300, 341.

[143] Григорьев В.В. Жизнь и труды П.С. Савельева. СПб., 1861. С. 96.

[144] Архив князя Воронцова. Кн. 12. М., 1877. С. 259 (Письмо П.В. Завадовского
А.Р. Воронцову от 21 января 1801 года). Ср. там же с. 255.

[145] Лермонтов М.Ю. Планы, наброски, сюжеты // Сочинения. Т. 6. М.–Л., 1957.
С. 384–385.

[146] Рец.: «Клятва при гробе Господнем» Н. Полевого, «Шемякин суд» П. Свиньина, «Стрельцы» К. Масальского, «Последний новик» И. Лажечникова // Телескоп. 1832. № 14.
С. 237, 243, 246.

[147] Белинский В.Г. Статьи о народной поэзии // Полное собрание сочинений. Т. С. 405.

[148] Белинский В.Г. Россия до Петра Великого // Полное собрание сочинений. Т. V.
С. 94–95.

[149] Цит. по: Михайлов А.И. Баженов. М., 1951. С. 57.

[150] В том же смысловом ряду, что и заоблачных размеров Дворец Советов сталинского архитектора Б.М. Иофана (1891–1976), располагается в наши дни проект гигантской башни «Газпрома» на петербургской Охте, пока ещё неосуществлённый благодаря протестам общественности. — Сост.

[151] Сочинения Державина. Т. III. СПб., 1870. С. 191–192.

[152] Цит. по: Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI–XVII столетиях. Т. I. М., 1918. С. 129–130.

[153] Там же. С. 129–132.

[154] Карамзин Н.М. Записки старого московского жителя (1803) // Сочинения. Т. 8. СПб., 1835. С. 145.

При желании можно усмотреть в этом проекте Карамзина некий прообраз недавно созданного около Кремля (а отнюдь не за счёт него), в Зарядье ландшафтного парка — Сост.

[155] Вот несколько свидетельств из очень многих: 1829 год, И.М. Снегирёв пишет
М.П. Погодину:

«Более всего терпят древние церкви наши от нелепых пристроек и своенравных перестроек попа и старосты вместе с комиссию строения. Они походят на старух, набелённых и нарумяненных, с разновековым костюмом» (Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П. Погодина. Кн. II. СПб., 1889. С. 364);

1840 год, Погодин, ссылаясь на указ Николая I, просит архимандрита Рафаила — настоятеля Кирилло-Белозерского монастыря — сохранить раннюю живопись и слышит в ответ: «Вы, историки, судите по-своему, а богомолы — по-своему; вы любите ветхости, а те относят их к нерадению настоятелей» (Там же. Кн. VI. СПб., 1892. С. 208);

1845 год, письмо А.С. Хомякова А.В. Веневитин



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: