- сюжетно-ролевая игра «Доктор Айболит» для формирования умения сообщать о самочувствии взрослым, дать представление о том, как беречь и ухаживать за своим организмом);
- ситуативные разговоры для понимания детьми ценность своей жизни и здоровья;
- рассматривание иллюстраций;
- чтение: В. Драгунский «Что полезно для здоровья», Э.Мошковская «Уши», В. Федяевская «Помощники»;
- наведение порядка в игровой комнате «Каждой вещи свое место».
Вечерняя прогулка:
- игры малой подвижности;
- наблюдение за состоянием погоды, формирование умения устанавливать простейшие взаимосвязи между состоянием погоды и одеждой людей;
- ситуативные разговоры о правилах личной безопасности (не разговаривать с незнакомыми людьми и не брать у них угощения и различные предметы; уходить из детского сада только с родителями; и др.);
- самостоятельная деятельность по выбору детей.
Примерный план
образовательной работы
С детьми 4-5 лет
Тема: «Этикет».
Программное содержание:
1. Формирование личного отношения к соблюдению (и нарушению) моральных норм
2. Формирование первичных гендерных представлений (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные).
3. Создание условий для закрепления умения самостоятельно мыть руки с мылом, вытираться полотенцем насухо, пользоваться носовым платком, расческой.
4. Развитие умения свободно ориентироваться в помещениях детского сада, принимать участие в оформлении групповой комнаты, раздевалки.
Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям:
«Познание» (конструирование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- конструирование «Мебель для куклы».
|
«Познание» (развитие кругозора)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- Беседа «Мы воспитанные дети». Расширять представлений о правилах поведения в общественных местах.
«Коммуникация», «Чтение художественной литературы»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- Чтение «Неумейка», Я. Аким. Обсуждать протчитанное, формировать адекватную самооценку, учить сравнивать себя с литературным героем. Активизировать и пополнять словарный запас на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении. Развивать диалогическую форму речи, привлекать к участию в беседах, понятно для слушателя отвечать на вопросы и задавать их.
«Художественное творчество» (рисование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- Рисование «Красиво накрытый стол». Учить правильно передавать располагать части сложных предметов на листе и соотносить их по величине;
«Художественное творчество» (аппликация, конструирование, художественный труд)
- Конструирование из бумаги «Салфетка».
«Музыка»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- для слушания «Вальс снежных хлопьев» (муз. П.Чайковского);
- для пения «Путаница» (муз. Е.Тиличеевой, сл. К.Чуковского).
В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести:
- алгоритмы умывания, одевания
- схемы правильного использования столовых приборов
|
- плакат «Что можно, а что нельзя»;
- шумовые инструменты для самостоятельного музицирования;
- образцы построек, иллюстрации построек для конструктивной деятельности детей;
- иллюстрации и книги по теме (В. Маяковский, К. Чуковский, А. Барто и др.).
Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям:
- привлекать ребенка к выполнению простых трудовых поручений;
- почитать с ребенком дома: М. Дружинина «Кто знает волшебное слово», А. Кондратьев «Добрый день!», С. Маршак «Ежели вы вежливы», С. Капутикян «Кто скорее допьет», «Маша обедает», И. Муравейка «Я сама», Н. Павлова «Чьи башмачки»;
- обсудить с ребенком правила поведения в детском саду, на улице, в общественных местах;
- подготовить альбом «Как я помогаю»;
- составить и пополнять «Словарик вежливых слов».
Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро:
- проведение игровых ситуаций: «Ласковая цепочка» и др;
- игровая ситуация «Как в шкафчике поселился фантик» (постепенное приучение аккуратно складывать и вешать одежду);
- ситуации общения по правилами этикета (книга «Правила поведения для воспитанных детей);
- ситуативные разговоры с детьми о соблюдении этических норм;
- создание ситуаций морального выбора «Как ты считаешь нужно поступить?»
- проведение пальчиковой гимнастики;
- индивидуальные и совместные игровые упражнения с акцентом на развитие умения соблюдать нормы этикета;
- проведение дидактических игр с целью обогащения чувственного опыта детей;
- организация игр с напольным и настольным строительным материалом;
|
- рассматривание картин, рисунков о культуре поведения. «Как можно себя вести и как нельзя»;
- беседа – рассуждение «Наши хорошие поступки»;
- использование словесных поручений;
- упражнения для закрепления правил безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице; держаться за перила; открывать и закрывать дверь, держась за дверную ручку и т.п.).
Гигиенические процедуры:
- ситуативные разговоры о важности самостоятельного мытья рук (перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом);
- упражнения в умывании с использованием алгоритма;
- игровые проблемные ситуации с целью совершенствования навыков пользования индивидуальными предметами (носовой платок, салфетка, полотенце, расчёска);
- использование потешек о воде, умывании;
- игровые ситуации на обучение порядку одевания и раздевания (с использованием алгоритма).
Завтрак, обед, полдник, ужин:
- разговоры о правилах поведения за столом (жевать с закрытым ртом, пользоваться салфеткой, пить из чашки);
- мотивирование детей к приему пищи;
- ситуативные разговоры о важности употребления в пищу овощей, фруктов, других полезных продуктов;
- упражнения для понимания назначения столовых приборов: столовая ложка, десертная ложка, чайная ложка, вилка и правил пользования ими;
- упражнения для совершенствования умения правильно и безопасно для себя и окружающих пользоваться столовыми приборами.
Прогулка
- наблюдения за наблюдения за птицами, прилетевшими на участок, пополнение кормушек;
- подвижные игры и упражнения на формирование навыков безопасного поведения в подвижных играх;
- индивидуальная работа по развитию основных движений;
- труд на участке (помощь в расчистке участка от снега);
- самостоятельная деятельность по выбору детей.
Вечер:
- проведение осмотров помещений групповой комнаты (опасные места);
- слушание «Вальс снежных хлопьев» (муз. П. Чайковского);
- создание ситуаций для соблюдения правил этикета при включении в совместную игру;
-создание проблемных ситуаций морального выбора (уступить девочке, пропустить вперед девочку и др.);
- чтение: М. Дружинина «Кто знает волшебное слово», А. Кондратьев «Добрый день!», С. Маршак «Ежели вы вежливы», С. Капутикян «Кто скорее допьет», «Маша обедает», И. Муравейка «Я сама», Н. Павлова «Чьи башмачки»;
- - рассматривание иллюстраций;
- обсуждение прочитанного «А как бы ты поступил на месте? Почему?»;
- использование игровых ситуаций «Кукла Таня собирается в гости», «у нас в гостях бабушка»», «Мы едем в транспорте» и др.;
- беседа-рассуждение «Чем можно порадовать взрослых»;
- наведение порядка в игровой комнате.
Вечерняя прогулка:
- игровые ситуации для формирования умения соблюдать в процессе игры правила поведения;
- упражнения для воспитания самостоятельности в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников;
- самостоятельная деятельность по выбору детей.
Примерный план
образовательной работы
С детьми 5-6 лет
Тема: «Этикет».
Программное содержание:
1. Совершенствования умения самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать одежду, сушить мокрые вещи.
2. Формирование соблюдения элементарных правил поведения во время еды, умывания.
3. Формирование ответственности за выполнение трудовых поручений
Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям:
«Социализация»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- Беседы-рассуждения «Настоящий мужчина», «Настоящая женщина» Приучать к выполнению этических норм. Поощрять стремление детей в использовании в игре положительных примеров социального поведения. Поддержка игровых объединений детей, компаний;
«Познание» (развитие сенсорной культуры)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- Экспериментирование «Вот какая пена!» игры с мылом, мыльной водой.
«Познание» (развитие кругозора)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- Игровая ситуация «Мы в магазине». Знакомить с понятием денег, их функциями (средство для оплаты труда, расчетов при покупках), бюджетом и возможностями семьи.
«Коммуникация»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- Беседа – рассуждение «Если добрый ты…». Учить использовать в повседневной жизни образцы этикета, правильного поведения в различных ситуациях. Расширять словарный запасс детей за счет использования в речи выражений, отражающих основные моральные понятия, формирование морально–оценочной лексики;
«Чтение художественной литературы»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
- М. Пляцковский «Урок дружбы». Стимулировать детей к употреблению вежливых слов, воспитывать у детей доброе отношение к людям. Приучать к выполнению правил этики. Учить детей культуре общения. Раскрыть детям значение дружбы между людьми.
«Художественное творчество» (рисование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- Рисование «Рыцари и дамы». Учить изображать человека в движении, в красивом костюме, соответствующему средневековой эпохе, совершенствовать навык работы кистью.
«Художественное творчество» (аппликация) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- Аппликация из бумаги, сложенной в несколько раз «Красивые салфетки».
«Музыка»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- для слушания «Тревожная минута» С. Майкапар, «Раскаяние» С. Прокофьев;
- для пения «Песенка друзей», В.Герчик, «Поем знакомые стихи»;
- музыкально-ритмические движения «Сударушка», обр. Ю.Слонова.
В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести:
- иллюстрации на тему: «Этикет для маленьких»
- схемы правильного использования столовых приборов
- игра – лото «Этикет. В школе изящных манер»;
- DVD диск «Уроки тетушки Совы. Этикет»;
- образцы построек, иллюстрации построек для конструктивной деятельности детей;
- иллюстрации и книги по теме (русская народная сказка «Морозко», С. Маршак «Ежели вы вежливы», М. Пляцковский «Урок дружбы» и др.).
Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям:
- привлекать ребенка к выполнению трудовых поручений
- почитать с ребенком дома: В. Осеева «Волшебное слово», В. Драгунский «Тайное становится явным», помочь ребенку в понимании текста;
- посетить с ребенком детское кафе, понаблюдать за поведением детей и взрослых;
- стимулировать и поощрять стремление детей в закреплении правил этикета в игровых ситуациях
- расширять и уточнять представления детей о правилах безопасного и этичного поведения в общественных местах.
Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро:
- педагогические ситуации с целью поощрения попыток делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ взрослого, посещение выставки, спектакля и др.);
- - приемы формирования проектной деятельности нормативного типа (проектной деятельности, направленной на выработку детьми норм и правил поведения в детском коллективе);
- дидактические игры «Уберем наш дом», «Ты в гостях» и др.;
- ситуативные разговоры с детьми о соблюдении этических норм;
- создание ситуаций морального выбора «Как ты считаешь нужно поступить?»
- приемы приобщения к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным;
- игровые приемы на расширение и уточнение представлений о некоторых видах опасных ситуаций, причинах их возникновения в быту;
- игровые и педагогические ситуации (развитие умения благодарить: спасибо, пожалуйста, мне было не трудно…), обучения детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять
- Беседы: «Школа общения, или Секрет волшебных слов», «Культура внешнего вида», «Как вести себя в общественных местах», «Будьте вежливы», «Что можно, а что нельзя делать в магазине» и др.;
- рассматривание картин, рисунков о культуре поведения. «Как можно себя вести и как нельзя»;
- игровая проблемная ситуация «Подарок»;
- использование словесных поручений;
- упражнения для закрепления умения называть свою фамилию и имя; фамилию, имя и отчество родителей, домашний адрес и телефон.
Гигиенические процедуры:
- ситуация общения «Я грязнуль не выношу»;
- упражнения в умывании с использованием алгоритма;
- игровые ситуации на умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.
Завтрак, обед, полдник, ужин:
- разговоры о правилах поведения за столом (правильная осанка, безопасное использование столовых приборов);
- мотивирование детей к приему пищи;
- ситуативные разговоры о зависимости здоровья человека от правильного питания;
- упражнения для совершенствования умения правильно и безопасно для себя и окружающих пользоваться столовыми приборами.
Прогулка
- наблюдения за наблюдения за птицами, прилетевшими на участок, пополнение кормушек;
- подвижные игры и упражнения на формирование навыков безопасного поведения в подвижных играх;
- индивидуальная работа по развитию основных движений;
- труд на участке (сгребание снега к стволам деревьев и кустарников);
- самостоятельная деятельность по выбору детей.
Вечер:
- проведение осмотров помещений групповой комнаты (опасные места);
- слушание «Тревожная минута» С. Майкапар, «Раскаяние» С. Прокофьев;
- беседа о правилах поведения на остановках общественного транспорта (остановки находятся вблизи проезжей части дороги, поэтому ожидая транспорт, нужно вести себя спокойно, держаться за руку взрослого);
-приемы развития представлений об изменении позиции ребенка в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т.д.);
- игровые приемы для коллективного включения в игры, возведение построек, необходимых для игры, применения конструктивных умений;
- чтение: М. Дружинина «Кто знает волшебное слово», А. Кондратьев «Добрый день!», С. Маршак «Ежели вы вежливы», С. Капутикян «Кто скорее допьет», «Маша обедает», И. Муравейка «Я сама», Н. Павлова «Чьи башмачки»;
- обсуждение прочитанного «А как бы ты поступил на месте? Почему?»;
- рассматривание иллюстраций;
- приемы формирования привычки убирать игрушки в отведенное для них место.
Вечерняя прогулка:
- игровые ситуации для развития умения соблюдать в процессе игры правила поведения;
- упражнения для воспитания самостоятельности в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников;
- самостоятельная деятельность по выбору детей.
Примерный план
образовательной работы
С детьми 6-7 лет
Тема: «Этикет».
Программное содержание:
1. Приемы совершенствования культурно-гигиенических навыков (одевание, раздевание, умывание и т.д.).
2. Развитие волевых качеств: умения ограничивать свои желания, подчиняться требованиям педагога и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.
3. Формирование ответственности за выполнение трудовых поручений
Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям:
«Социализация», «Безопасность»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- Игровая ситуация «Рыцари и дамы». индивидуальные и совместные игровые упражнения с акцентом на развитие умения соблюдать нормы этикета. Стимулировать и поощрять соблюдение этических норм во всех видах самостоятельной деятельности. Поощрять стремление принять точку зрения другого человека, посмотреть на себя со стороны, выбирать при этом приемлемую линию поведения с точки зрения этических норм;
- Проблемная ситуация: «Небрежное выполнение трудовых действий по самообслуживанию приводит к плохим последствиям»
«Познание» (развитие сенсорной культуры, конструирование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- «Сервировка стола». Познакомить с кольцами для салфеток, показать некоторые приемы красивого складывания льняных салфеток.
- Конструирование «Рыцарский замок»».
«Познание» (развитие кругозора)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- Игра «Деловое общение». Расширять представлений об элементах экономики (деньги, их история, разные уровни обеспеченности людей, благотворительность). Ориентировать детей в сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство, сфера услуг, сельское хозяйство), их значимость для жизни общества;
«Труд» (рукотворный мир)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- Практикум «Учимся пришивать пуговицы к одежде». Приучение детей к аккуратности, опрятности, развитие мелкой моторики.
«Коммуникация»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- игра «Гостеприимство». Развитие умение составлять рассказы из личного опыта. Познакомить с понятиями: добродушие, приветливость, гостеприимство.
«Чтение художественной литературы»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- «Песенки Винни-Пуха», Б.Заходер. Учить детей выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения (с кем, когда, зачем говорить). Учить детей считаться с мнением и интересами других. Учить детей формам выражения просьбы.
«Художественное творчество» (рисование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- - рисование «Наряд для похода в гости». Продолжать учить создавать эскиз нарядного костюма (мужского и женского). Свершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками..
«Музыка»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- для слушания «Попрыгунья», «Упрямец», Г. Свиридова;
- для пения «Дружат дети всей земли», «Всем нужны друзья», З.Компанейца;
- музыкально-ритмические движения «Смени пару»,Т.Богинич.
В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести:
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Дом», «Магазин», «Парикмахерская», «Гараж»
- схемы правильного использования столовых приборов
- создание условий для подвижных игр и игровых упражнений с пособиями и атрибутами физкультурного уголка;
- оформление «Дерева добра»;
- оформление «Уголка этикета»;
- иллюстрации и книги по теме (нанайская сказка «Айога», Я. Аким «Жадина», В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина «Веселый этикет» и др.).
Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям:
- привлекать ребенка к выполнению трудовых поручений
- побеседовать с ребенком о поведенческих правилах, от которых зависит его личное самочувствие и общение со сверстниками и взрослыми;
- во время прогулок с ребенком обращать внимание на то, как ведут себя люди в общественных местах: верно или неверно они поступают;
- поощрять попытки ребенка сочинять сказки и рассказы. Обыгрывать детские сочинения театрализованными средствами;
- посетить театр, музей, библиотеку;
- почитать рассказы: Н. Носов «На горке», «Фантазеры», В. Осеева «Волшебное слово», С. Маршак «Ежели вы вежливы», И. Пивоварова «Был ослик очень вежливый».
- поиграть в игры «Попроси вежливо», «Добрые слова»;
- расширять и уточнять представления детей о правилах безопасного и этичного поведения в общественных местах.
Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро:
- игра «Гостеприимство»;
- беседа «Речевой этикет»;
- дидактические игры «Накроем стол: сервировка праздничного и ежедневного стола» и др.;
- ситуативные разговоры с детьми о соблюдении этических норм;
- игровая ситуация «Кто мой друг».
- разыгрывание игровых ситуаций «Старенькая бабушка», «На мостике»;
- стимулирование и поощрение соблюдения этических норм во всех видах самостоятельной деятельности;
- игровые и педагогические ситуации (развитие умения благодарить: спасибо, пожалуйста, мне было не трудно…);
- составление рассказов из личного опыта;
- рассматривание картин, рисунков о культуре поведения. «Как можно себя вести и как нельзя»;
- игровые приемы знакомства с правилами речевого поведения, с общими этическими нормами;
- использование словесных поручений;
- упражнения для закрепления умения называть свою фамилию и имя; фамилию, имя и отчество родителей, домашний адрес и телефон.
Гигиенические процедуры:
- игровая проблемная ситуация «О чем нам расскажет белое полотенце?»;
- игровые ситуации на умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.
Завтрак, обед, полдник, ужин:
- разговоры о правилах поведения за столом (правильная осанка, безопасное использование столовых приборов);
- игровая ситуация «Общество чистых тарелок»;
- ситуативные разговоры о рациональном питании;
- дидактическая игра «Поведение за столом» (дамы и кавалеры);
- упражнения для совершенствования умения правильно и безопасно для себя и окружающих пользоваться столовыми приборами.
Прогулка
- наблюдения за поведением детей на соседних участках, экскурсии по территории детского сада;
- подвижные игры и упражнения на формирование навыков безопасного поведения в подвижных играх;
- индивидуальная работа по развитию основных движений;
- труд на участке (сгребание снега к стволам деревьев и кустарников);
- самостоятельная деятельность по выбору детей.
Вечер:
- «Школа Маркиза Этикета» - конкурс пословиц и поговорок об этикете;
- дидактическая игры: «Комплимент», «Рыцари и дамы», «Путешествие за вежливым словом», «Лучшее знакомство »;
- составление рассказов по схеме, коллективных, от лица героя литературного произведения «У меня друзей не мало», «Интересно мне с моими друзьями», «Мне не нравится когда…», «Плохое настроение», «Как найти друзей»;
-приемы развития представлений об изменении позиции ребенка в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т.д.);
- упражнять в соединении добрых чувств к близким с добрыми словами, которые принято говорить перед расставанием;
- активизация в речи детей слов приветствия, благодарности, просьбы, прощания;
- речевая игра «Волшебные слова»;
- чтение: Н. Носов «На горке», «Фантазеры», В. Осеева «Волшебное слово», С. Маршак «Ежели вы вежливы», И. Пивоварова «Был ослик очень вежливый»;
- обсуждение прочитанного «А как бы ты поступил на месте? Почему?»;
- рассматривание иллюстраций;
- приемы закрепления привычки убирать игрушки в отведенное для них место.
Вечерняя прогулка:
- игровые ситуации для развития умения соблюдать в процессе игры правила поведения;
- упражнения для воспитания самостоятельности в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников;
- самостоятельная деятельность по выбору детей.
Примерный план
образовательной работы
С детьми 1-3 лет
Тема: «Моя семья».
Программное содержание:
1. Закреплять знание своего имени, имен членов семьи.
2. Формировать начальные навыки ролевого поведения, учить связывать сюжетные действия с ролью.
3. Формирование первичных представлений о семье, семейных традициях, обязанностях.
4. Развитие представлений о положительных сторонах детского сада, его общности с домом и отличиях от домашней обстановки.
Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям:
«Познание» (развитие сенсорной культуры, конструирование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- игры для установления сходства и различия между предметами (одинаковые ведерки; большой красный кубик – маленький зеленый кубик);
- Конструирование «Кроватка для куклы».
«Познание» (развитие кругозора)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- «Выбери игрушку для девочки и для мальчика». Развивать представления о своем внешнем облике, гендерной принадлежности.
«Коммуникация», «Чтение художественной литературы»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- Чтение «Моя мама», Н. Саконская. Обогащать словарь детей существительными, обозначающими родственные отношения (мама, пап, бабушка, дедушка, брат, сестра, дядя, тетя);
«Художественное творчество» (лепка)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- Лепка «Мы для милой мамочки испечём два пряничка». Развивать умения отщипывать от целого куска пластилина небольшой кусок, раскатывать его круговыми движениями до шарика, затем ладонями обеих рук приёмом надавливания сплющивать пластилин.
«Художественное творчество» (конструирование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- Конструирование «Машина для папы».
«Музыка»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- для слушания «Зима», «Зимнее утро» муз. П. Чайковского;
- для пения:«Колыбельная» (муз. М. Красева).
В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести: