- беседа «К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице»;
- ситуация общения «Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить, где живешь?»;
- чтение и заучивание стихотворений по выбору детей: С. Михалков «А что у вас?», М. Родина «Мамины руки», Е. Благинина «Вот какая мама», «Посидим в тишине»;
- пальчиковая гимнастика «Пальцы – дружная семья»;
- игровые и педагогические ситуации (развитие умения благодарить: спасибо, пожалуйста, мне было не трудно…), обучения детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять;
- сюжетно-ролевые игры: «Семья путешествует», «Дом», «Магазин», «Мама на работе» и др.;
- отгадывание загадок по теме.
Гигиенические процедуры:
- побуждение называть при выполнении гигиенических процедур некоторые свойства и качества предметов и действий (мыло розовое, гладкое, пенится; полотенце пушистое, красивое, чистое, белое с полосками);
- игровые ситуации на формирование привычки следить за опрятностью одежды, прически.
Завтрак, обед, полдник, ужин:
- ситуативные беседы о правилах поведения за столом во время приёма пищи: воспитывать культуру поведения за столом для психологического комфорта при приеме пищи;
- упражнения для совершенствования навыков пользования столовыми приборами.
Прогулка
- наблюдение за увеличением продолжительности дня; образованием сосулек; снегом на ветках; лужами; оттепелью; капелью; солнцем; погодой; снеговиком. Рассматривание: снежного покрова; следов птиц; одежды людей, травянистых растений под снегом; почек на деревьях;
- определение поды по приметам;
- подвижные игры и забавы «Снежная карусель», «Кто дальше», «Проезжай и собирай», «Кто быстрее», «Снайперы», «Пробеги и не задень», «Ловкие и быстрые» и др.;
|
- индивидуальная работа по развитию основных движений и физических качеств;
- труд на участке (очищение участка от снега, помощь детям младших групп в расчистке участков);
- самостоятельная деятельность по выбору детей.
Вечер:
- рассказывание на тему «Бабушкины заботы»;
- беседа – рассуждение о бабушке по вопросам;
- беседа о родном городе, рассматривание фотографий памятников, красивых мест родного города;
-рассматривание обозначений городов на карте;
- сюжетно-ролевая игра «Варим суп»;
- отгадывание загадок о профессиях;
-ситуативные беседы по теме;
- музыкально - ритмическая импровизация «Казачок» (рус. Нар. мелодия, обр. М. Иорданского);
- сюжетно-ролевая игра «Путешествие на поезде»;
- дидактические игры «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус», «Назови ласково», «Собери посуду» и др.;
- дидактическая игра «Скорая помощь» для упражнений в оказании элементарной медицинской помощи при обморожении, травмах;
- беседа о профилактике нарушений осанки;
- рассматривание иллюстраций;
- последовательное приучение наводить порядок в групповой комнате.
Вечерняя прогулка:
- определение погоды по приметам;
- игровые ситуации организации подвижных игр с малой группой детей;
- самостоятельная деятельность по выбору детей.
Примерный план
образовательной работы
С детьми 6-7 лет
Тема: «Моя семья».
Программное содержание:
1. Систематизация и расширение знаний о семье.
2. Расширение гендерных представлений, формирование у мальчиков стремления быть сильными, смелыми, воспитывать у девочек уважение к мальчикам как будущим мужчинам.
|
3. Формирование бережного и чуткого отношения к самым близким людям, потребность радовать близких добрыми делами.
Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям:
.
«Социализация», «Безопасность»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- разыгрывание стихотворений о семье, и её членах;
- игры - тренинги «Я звоню в службу спасения», «Опасная ситуация: контакт с незнакомыми людьми дома»;
«Познание» (развитие сенсорной культуры, конструирование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- сравнение пропорций фигуры взрослого и ребенка, их соотношений по величине при изображении на бумаге;
-конструирование из Лего – конструктора «Мой дом».
«Познание» (развитие кругозора)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- Составление рассказов «Моя семья», «Моя мама – лучше всех», «Мужчины и женщины в семье». Совершенствовать навык составления связного рассказа по опыту, по плану. Развивать навык самостоятельной связной речи.
«Труд» (рукотворный мир)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- изготовление атрибутов для кукольного театра: «Куклы из пластмассовых ложек»
«Коммуникация»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- Составление рассказов из личного опыта. Учить детей описывать членов семьи (по заданному плану). Формировать способность выражать наблюдаемое в своей речи. Обогащать бытовой, природоведческий, обществоведческий словарного запаса
|
- развитие умения содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их
«Чтение художественной литературы»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
;
- чтение В. Берестов «Читалочка». -Развитие чувства ритма и рифмы стихотворения. Совершенствование навыков выразительного чтения стихотворения. Развивать умение сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни.
«Художественное творчество» (рисование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- рисование по замыслу «Моя семья»;
- самостоятельное и творческое отражение своей семьи, разными изобразительно –выразительными средствами;
- формирование умения использовать в рисунке разные материалы (угольный карандаш) наряду с уже знакомыми цветными карандашами;
«Художественное творчество» (декоративно-прикладное искусство)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- рассматривание репродукций произведений художников – портретистов (автопортрет, парадный, семейный, исторический и др.);
- рисование портрета своей семьи, упражнения в оформлении портрета.
«Художественное творчество» (конструирование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- конструирование из бумаги в технике оригами «Тюльпаны для мамы».
«Музыка»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- для слушания «Колыбельная» (муз. В.А. Моцарт);
- для пения «Самая хорошая» (муз. В. Иванникова, сл. О. Фадеевой), «Тихая песенка», «Громкая песенка» (муз. Г. Струве);
- музыкально-ритмические движения «Шагают девочки и мальчики» (муз. В. Золотарева), «Вальс» (муз. Е. Макарова).
В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести:
- оформление выставки «Коллекции старинных семейных реликвий»;
- газеты, журналы по теме, семейные газеты, фотоальбомы;
- оформление выставки проектов «Моя родословная»;
- обогащение сюжетно-ролевой игры «Семья», учить развивать сюжет на кухне и в гостиной, внести кухонную, столовую, чайную посуду;
- иллюстрации для рассматривания: о пожаре (в доме, в лесу), о здоровье человека, электрические и бытовые приборы; к произведениям К.Я.Чуковского «Федорино горе», Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»;
- оформление книжной выставки «Книги о семье»;
- фотографии, открытки, картины с изображениями достопримечательностей родного города, карты России, Челябинской области;
- дидактические игры по теме;
- атлас «Организм человека и охрана здоровья» Е.Б. Катинас, «Как мы устроены» Э. Дами;
- цветные иллюстрации или картинки с изображением продуктов питания, лекарственных растений.
- силуэтное изображение тела человека со схемой воздействия витаминов на тело человека;
- репродукции произведений художников - портретистов;
- иллюстрации и книги по теме: «Снегурочка», «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться», В. Осеева «Почему?», Б. Заходер «Никто», В. Берестов «Читалочка», Ю. Яковлев «Мама», У. Раджаб «Как пройти к отцу», Я. Сегель «Как я был мамой», Л. Воронкова «Что сказала бы мама?», Б. Емельянов «Рассказы о маме» и др.
Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям:
- экскурсия вместе с детьми «Дворцы спорта, стадионы нашего города»;
- катание на лыжах, коньках;
- составить совместно с детьми коллаж «Режим дня в моей семье»;
- рассматривание семейных фотоальбомов - развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной;
- прочитать рассказ Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек»;
- продолжать семейную традицию ежедневных бесед о прожитом дне. (Чем тебя порадовал сегодняшний день? Чем огорчил? Чем удивил? и т.д.); обсуждать и планировать все совместные мероприятия вместе с ребенком;
- вместе с ребенком нарисовать план своей квартиры (дома) и отметить на нем наиболее опасные места.
- добиваться осознанного выполнения основных правил безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях (переходить улицу в указанных местах в соответствии со световыми сигналами светофора, не ходить по проезжей части и не играть вблизи дороги, не играть с огнем, в отсутствие взрослых не пользоваться электроприборами, не трогать без разрешения острые, колющие и режущие предметы);
- научить в случае необходимости набрать телефонный номер службы спасения;
- беседовать с детьми о строении и функционировании человеческого тела, о пользе продуктов питания и наличии в них полезных веществ и витаминов;
- почитать: «Снегурочка», «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться», В. Осеева «Почему?», Б. Заходер «Никто», В. Берестов «Читалочка», Ю. Яковлев «Мама», У. Раджаб «Как пройти к отцу», Я. Сегель «Как я был мамой», Л. Воронкова «Что сказала бы мама?», Б. Емельянов «Рассказы о маме» и др.;
- сочинение загадок о членах семьи.
Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро:
- сюжетно- ролевые игры по семейной тематике и их варианты («Семья», «Поход в магазин семьей», «Бабушка приехала в гости», «Поездка на дачу» (семьей)), разыгрывание стихотворений о семье, и её членах;
- трудовые поручения, дежурство, заполнение «Календаря природы»;
- дидактические игры «Кто где работает?», «Кем быть?» (о профессиях членов семей);
- рассматривание сюжетных картин и фотографий по теме, составление рассказов о родственниках их судьбах, интересных случаях из жизни;
- беседа на тему «Мой дом, моя семья»»;
- пальчиковая гимнастика «Моя семья»;
- составление рассказа из личного опыта «Моя мама»;
- ситуация общения «Мои увлечения»;
- творческое задание «Составь меню для своей семьи на обед» с целью расширения представлений о рациональном питании (объём пищи, последовательность приёма, разнообразие, питьевой режим);
- речевые игры «Моя бабушка умеет…»;
- упражнения в описании членов семьи (по заданному плану). Формировать способность выражать наблюдаемое в своей речи;
- приготовление вкусного салата для своей семьи (закрепление навыков обработки овощей);
- сюжетно-ролевые игры с опорой на личный опыт детей;
- стимулирование детей на ситуативные беседы о профессиях родителей;
- систематизация представлений о труде взрослых.
- физиологические опыты (обращать внимание детей на то, как изменяется работа нашего организма во время подвижных игр, физической нагрузки (покраснение, потоотделение, учащенное сердцебиение), упражнения в определении пульса в разных состояниях (за 10 с.);
- чтение, обсуждение рассказа Л. Толстого «Старый дед и внучек», обсуждение прочитанного;
- упражнения для закрепления умения называть свою фамилию и имя; фамилию, имя и отчество родителей, домашний адрес и телефон.
Гигиенические процедуры:
- игра-соревнование «Я лучше и аккуратнее всех сложил одежду» для закрепления умение быстро, аккуратно раздеваться, раскладывать одежду в определенные места;
Завтрак, обед, полдник, ужин:
- ситуативные разговоры о правилах поведения за столом;
- игровая ситуация для совершенствования умений аккуратно пользоваться столовыми приборами, обращаться с просьбой, благодарить;
- дидактическая игра «Поведение за столом» (дамы и кавалеры);
- последовательное приучение после еды относить посуду и аккуратно складывать ее в раковину.
Прогулка
- наблюдение за красотой деревьев, следами птиц на снегу, морозными узорами на стеклах, снежинками, метелью, движением солнца, снегопадом, скрипучестью снега под ногами, красотой зимнего пейзажа;
- подвижные игры разных народов;
- индивидуальная работа по развитию основных движений и физических качеств;
- труд на участке (уборка участка, помощь детям младших групп);
- самостоятельная деятельность по выбору детей.
Вечер:
- беседы: «Что ты будешь делать, когда останешься дома один, без родителей, а в дверь позвонили?», «Пожар в лесу»;
- работа со схемой безопасного подхода к детскому саду, с картами микрорайона;
- самомассаж с целью закаливания и укрепления организма (на выбор) «Поиграем с ушками», «Поиграем с ручкам», «Поиграем с носиком», разучить «Поиграем с ножками» (А. Уманская, К. Динейка);
- составление рассказа «Мой путь в детский сад»;
-кукольный театр по мотивам произведения К.Я.Чуковского «Федорино горе»;
- творческое рассказывание на тему: «Я и мое здоровье»;
- создание атрибутов для сюжетно- ролевых игр, изготовление декораций для театрализованных и режиссерских игр;
- рассматривание иллюстраций;
- отгадывание загадок, дидактические игры «Четвертый лишний», «Лото» и др.;
- приемы закрепления привычки убирать игрушки в отведенное для них место.
Вечерняя прогулка:
- наблюдения за красотой вечернего неба, вечернего зимнего пейзажа;
- подвижные игры;
- самостоятельная деятельность по выбору детей.
Примерный план
образовательной работы
С детьми 1,5-3 лет