Оси отверстий в верхней и нижней головках шатуна должны быть параллельны между собой и перпендикулярны оси стержня шатуна.
Допускаемые отклонения от параллельности:
А) в плоскости,проходящей через оси отверстий (на пересечение),непараллельность до 0,2 мм/м;
Б) в плоскости,перпендикулярной первой (на перекрещивание), С до 0,30 мм/м.
Допускаемые отклонения от перпендикулярности осей отверстий оси стержня шатуна до 0,50 мм/м.
Допускаемые отклонения от пересечения осей отверстий головок с осью стержня шатуна до 0,50 мм/м.
Проверка координации поверхностей шатуна
1.Проверка перпендикулярности осей отверстий в головках и стержнях шатуна производится аналогично проверке перпендикулярности осей отверстия под поршневой палец и поршня.
Для получения правильных результатов необходимо, чтобы поверхность стержня шатуна, по которой производится определение, была прямолинейной, контрольный валик плотно, но легко входил в отверстие головки.Вместо контрольных валиков можно использовать универсальные самоцентрирующиеся конические оправки.
Непараллельность осей головок шатуна определяется микроштихмасом путём измерения расстояний между оправками со стороны носа и кормы.Допустимая величина непараллельности указана выше.
Для определения скручивания шатуна,одна из оправок устанавливается на домкратики и с помощью индикатора на штативе выравнивается параллельно поверочной плите.Затем индикатором проверяют непараллельность второй оправки плите.Это и есть величина скручивания.
Порядок выполнения работы.
1.Поставить в верхнюю и нижнюю головки шатуна конические оправки.
2.С помощью микроштихмаса проверить изгиб шатуна.
|
3.Установить нижнюю головку шатуна на домкратики,а верхнюю на призму.С помощью индикатора и домкратиков установить оправку параллельно плите.
4.С помощью индикатора на штативе проверить непараллельность оси оправки в верхней головке шатуна плите.
Таблица замеров на изгиб и скручивание.
№п/п | iН(мм) | IK(мм) | L(мм) | ∆i (мм/м) |
Заключительный контроль.
1.Что является причинами изгиба и скручивания шатуна?
2.Описать процесс ремонта шатуна.
3.Почему шатуны,изготовленные холодной штамповкой,нельзя править с нагревом?
Литература:
1. Инструкция по производству обмеров и определению износов основных деталей DBC. –Л.: Судостроение.
Лабораторная работа №41
Тема: Обмер и дефектация коленвала
Цель: Научить курсантов практическим приемам дефектации коленчатого вала
Материальное обеспечение:
1. Коленчатый вал на призмах на поверочной плите.
2. Скоба микрометрическая.
3. Индикатор на штативе.
Вводный контроль:
1. Из каких материалов изготавливается коленвал?
2. Термообработка шеек коленвала.
3. Типичные дефекты коленвала.
4. От чего зависят углы?
Пояснения к работе
Перед началом работы необходимо тщательно изучить «Инструкцию по производству обмеров и определению износов основных деталей ДВС»,стр 4-7,10,карты 16Т-24Т,16К-24К,приведенные в них схемы обмеров и настоящие методические указания. В процессе эксплуатации коленчатый вал изнашивается: иногда происходит равномерное утончение его шеек,но чаще искажается их геометрическая форма,появляетсяовальность,конусность и бочкообразность. Кроме того, под действием знакопеременных циклических нагрузок возможно образование на поверхностях шеек и щек усталостных трещин. Так как коленчатый вал работает в очень тяжелых условиях, к состоянию его предъявляются высокие требования. При постановке судна на ремонт коленчатый вал подвергается дефектации: тщательному обмеру для определения фактических и геометрической формы рабочих шеек,визуальному осмотру для выявления возможных трещин и прочих повреждений. Рекомендуется,кроме визуального осмотра,производить дефектоскопию,так как незаметные на глаз трещины могут в дальнейшей эксплуатации привести к поломке вала. На осмотренный и обмеренный вал составляется акт дефектации, используемый при решении вопроса о дальнейшем использовании вала,необходимом ремонте,выбраковке и т.п. Данные акты сравниваются с требованиями,предъявляемыми к состоянию коленчатого вала. Требования к состоянию при сборке нового двигателя или после большого ремонта следующие:
|
1. Несоосность рамовой шейки относительно двух крайних шеек (абсолютная несоосность) не должна превышать для шеек диаметром до 180 мм 0,015-0,02 мм,свыше 180 мм – 0,025-0.03 мм.Несоосность рамовой шейки относительно оси,проходящей через любые шейки (относительная несоосность), не должна превышать для шеек диаметром до 180 мм 0,001мм, свыше 180 мм 0,015-0,02 мм.
2. Ось мотылевой шейки должна быть параллельна оси рамовыхшеек.Допускаемая непараллельность 0,1мм/м.
3. Торцовая плоскость соединительного фланца должна быть перпендикулярна оси вала.Допускаемая неперпендикулярность составляет при жестком соединении фланца не более 0,05 при прочих соединениях не более 0,3 мм/м.
|
4. Углы разворота между мотылями относительно любого мотыля,принятого на базу,должны быть выдержаны в пределах ±30 мин.
5. Эксцентриситет,т.е. расстояние между осями мотылевой и рамовой шеек,выдерживается с точностью от ±0,1 до 0,25 мм.
6. Диаметры одноименных шеек могут различаться не более чем на величину допуска 2-го класса.
7. Овальность,конусность,бочкообразность и конусность рамовых и мотылевых шеек не могут превышать 0,03 мм у тихоходных и 0,01мм у быстроходных двигателей.
Определенную сложность представляет оценка биения вала,причиной которого могут служить 2 фактора:несоосность коренных шеек и эллиптичность этих же шеек.
Если максимальная разность показаний индикатора будет выявлена через каждые 180 градусов поворота то ось проверяемой рамовой шейки расходится с осью коленчатого вала.Величина несоосности равна половине наибольшей разности показаний индикатора.
Если через каждые 90 градусов поворота вала показания индикатора в каждой смежной паре показаний одинаковы то шейка имеет и несоосность и эллиптичность.Учтя ранее выявленную эллиптичность шейки можно определить несоосность.Уместно напомнить что вертикальная плоскость обмера всех рамовых шеек общая и проходит через оси этих шеек и ось первой мотылевой шейки.
Для жестких валов по биению шеек можно обнаружить ещё один дефект-общий изгиб вала.
Ход работы.
1.Определить состояние поверхности и выявить видимые дефекты визуально с помощью лупы.
2.Обмерить мотылеве шейки вала,результаты внести в карту,подсчитать овальность и конусность.
3.Обмерить рамовые шейки,результаты внести в карту,подсчитать овальность и конусность.
4.Определить угол скручивания коленвала.
5.Составить заключение.
6.Ответить на контрольные вопросы.