Первые контакты и первоначальная помощь




Патрик Ларэ

 

ЛЕГИОН КОНДОР.

ЛЮФТВАФФЕ В ИСПАНИИ

1936-1939

Перевел с английского Воротников В.В.

 

 

Штука 29-3, кажется, находится в ремонте, так как крышку радиатора можно видеть на переднем плане. Другие самолеты «Легиона Кондор» видны под деревьями в La Cenia, включая Bf-109B номер 6-42. 500 кг бомба ожидает помещения на крепление под фюзеляжем между стоек шасси пикирующего бомбардировщика.

 

ISBN I 902109 10 4

Редактор Barry Ketley, рисунки Jon Field, обложка Jon Field.

 

Большинство фотографий в этой книге из авторской коллекции. Другие предоставлены с любезного разрешения Бундесархива, Eddie Creek, Philip Jarren, Barry Ketley, Simon Parry, Malcolm Passingftam, Bruce Robertson, Gunther Sengfelder и Dick Ward.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Место «Легиона Кондор» в истории 4

ОПЕРАЦИЯ 'MAGIC FIRE'

Unternehmen 'Feuerzauber' 5

ЛЕГИОН КОНДОР

Организация 16

AUFKLÄRUNGSGRUPPE A/88

Организация и операции 22

DORNIER Do 17

Типовой код 27 27

HEINKEL He 45

Типовой код 15 36

HEINKEL He 46

Типовой код 11 41

HEINKEL He 70

Типовой код 14 47

HENSCHEL Hs 126

Типовой код 19 54

SEEFLIEGERSTAFFEL AS/88

Организация и операции 56

HEINKEL He 59

Типовой код 71 61

HEINKEL He 60

Типовой код 60 65

JAGDGRUPPE J/88

Организация и операции 67

HEINKEL He 51

Типовой код 2 85

MESSERSCHMITT Bf 109

Типовой код 6 95

ARADO Ar 68

Типовой код 9 115

KAMPFGRUPPE K/88

Организация и операции 116

ТИПЫОКРАСКИ САМОЛЕТОВ 129

JUNKERS Ju 52/3m

Типовой код 22 149

HEINKEL He 111

Типовой код 25 166

STUKA ПРИКЛЮЧЕНИЯ В ИСПАНИИ

Рождение легенды 193

HENSCHEL Hs 123

Типовой код 24 196

JUNKERS Ju 87

Типовой код 29 200

VERSUCHSBOMBENSTAFFEL VB/88

Закалка стали 207

JUNKERS Ju 86

Типовой код 26 216

VERSUCHSJAGDSTAFFEL V/88

Выковывание лезвия 218

ШТАБ/88

Storks и Typhoons 221

ОНИ ТОЖЕ СЛУЖИЛИ

Метеослужба и аэротакси 227

НА ИСПАНСКОЙ СЛУЖБЕ

Экспатриаты и опоздавшие 231

ПОДПИСИ К ЦВЕТНЫМ РИСУНКАМ 234

 

ВВЕДЕНИЕ

История «Легиона Кондор» замечательна. Необходимо отметить, прежде чем переходить к деталям, что выделяло этот корпус из обычных частей. Никогда не было вопросов об отъезде первых немецких добровольцев, о формировании экспедиционного корпуса столь сложного и дорогого. К первой эскадрилье Heinkel 51 и, якобы независимым силам, чей образ запомнился всему миру, путь был не столь очевиден, и растущая важность «Легиона Кондор» в Испании много раз ставилась под вопрос самими нацистскими лидерами.

Дипломатическая игра «give-give» не была в испанской войне немецкой специальностью, Советский Союз также направлял свои кадры и политические концепции, также как и необходимые материалы. Разница была в том факте, что Германия в это время в событиях играла игру гораздо опаснее для своей экономики, чем это было для СССР 30-х годов. Когда «Легион Кондор» пришлось пополнить в 1937, а затем и в 1938 для сохранения его эффективности, нацистский режим должен был заплатить высокую цену за политическое влияние, которое он хотел иметь в Испании.

Остаются многочисленные неизвестные факты, а устная история, к сожалению слишком поздняя, позволила многим актерам уйти в бесконечность. К счастью другие остались, чтобы уничтожить большое число мифов и вывести немного реальности из тени.

Если оставить в стороне недостоверность «охотничьих рассказов» немецких летчиков (и итальянских и франкистских тоже), важность «Легиона Кондор» в испанском конфликте невозможно отрицать. Было бы преувеличением утверждать, что он один выиграл войну; это обесценило бы огромное количество итальянских материалов, смелость и волю к победе других людей. Однако невозможно не заметить, что «Легион Кондор» с марта 1937 являлся базой акций, которые вели к прогрессирующему военному коллапсу республиканцев. Что касается авиации, то республиканцы были единодушны – в воздухе больше всех боялись немцев. И, вероятно, этот факт, в своей простоте, содержит больше причин, чем эмоций.

Экзотическое рискованное предприятие немецкого фашизма преобразовалось в реальную кампанию экспериментов, это история самой военной авиации в процессе изменений. Новые материалы, конечно, но также новая тактика, новая техника, «Легион Кондор» все это переосмыслил в Испании. Превзойденные советскими машинами в первых боях, немецкие технологии, гальванизированные милитаристским и мстительным режимом, были способны пойти дальше, чем нацистские кадры думали в 1936, в то время как их великий восточный противник погряз в чистках, и сделал не что иное, как отсек себе свою правую руку. Германия была в это время объединенной и эффективной, и их лучшие разъездные торговцы были названы «Легион Кондор».

Своими несомненными успехами, достигнутыми посредством развития технологий, которые непосредственно воздействовали на его деятельность, «Легион Кондор» внес большой вклад в решение нацистского режима начать польскую кампанию и Вторую мировую войну. Но сегодня можно спросить: не было ли качественное преимущество, полученное в ходе испанской кампании, в конце концов, обманчивым? И это действительно может быть, так как сроки были слишком малы, стратегия, применимая для разделенной страны среднего размера, как Испания, не очень подходила для условий огромных пространств восточных равнин или слишком длинных операционных линий, как Германия скоро будет действовать против Англии, например.

Тем не менее, «Легион Кондор» исключительное соединение, сформированное обычными людьми, должен, несомненно, оставаться и в истории авиации и истории, как глава и неотъемлемая часть парадокса: соединение близкое к совершенству, но пригодное только на короткий срок и в определенной окружающей среде.

Патрик Ларэ

 

Примечания:

1: Строго говоря, на английском его имя должно быть 'Condor Legion', но в интересах точности все немецкие названия сохранены на оригинальном языке, следовательно, и имя пишется как 'Legion Condor' во всей книге.

Командир мятежников генерал Франсиско Франко Боамонде в темном мундире, во время редкого визита в «Легион Кондор» перед Fieseler Storch (46-1 или 46-2) в котором он, генерал-лейтенант Хельмут Фолкманн (в фуражке) и испанский генерал Антонио Аранда (в очках), прибыли.

ОПЕРАЦИЯ 'MAGIC FIRE'

Unternehmen 'Feuerzauber'

 

Первые контакты и первоначальная помощь

Едва ли прошло два или три дня после 'pronuncimiento' 2, как генералы Санхурхо, Мола и Франко, уже не сомневались, что быстрый и почти безболезненный государственный переворот, как планировалось, превращается в более длительную борьбу, где республиканское правительство способно перехватить инициативу. В самом деле, последнее имело в своем распоряжении большую часть испанских войск, три четверти военно-воздушных и все военно-морские силы. Но в высших кругах республики царила вопиющая некомпетентность, очень близкая к тому, что обычно называется «беспорядок», в любом случае это имя подходит. Лучшие войска генералов-мятежников находились в Испанском Марокко и не могли без большого риска пересечь узкий Гибралтарский пролив под дулами орудий флота, который после убийства офицеров-традиционалистов, остался верным республике.

22 июля 1936 генерал Франко послал первое сообщение в Германию. Оно было доставлено полковником Juan Beigbeder Atienza генералу Kühlenthal, военному атташе в Париже, с просьбой о посылке «десяти тяжелых транспортных самолетов, способных перевозить максимальное число пассажиров»; эти самолеты должны быть куплены гражданскими компаниями. Настаивая на максимальной срочности. Франко решил послать вестника в Берлин, капитана Francisco Arranz и двух известных немцев, проживавших в Марокко, Adolf Langenheim и Johannes Bernhardt. Они вылетели на гражданском Junkers 52 Люфтганзы, пилотируемом капитаном Henke, реквизированном в Лас Пальмас на Канарских островах. Эти эмиссары, однако, прибыли к своей цели 24-го после непредвиденных технических остановках в Севилье и Штутгарте.

В тот же день немецкий министр иностранных дел ответил на сообщение генерала Beigbeder отрицательно, и три человека встретили в Берлине минимальный энтузиазм. Профессиональные политики с Вильгельмштрассе, хотя и симпатизировали по логике вещей движению мятежников против коммунистического влияния, но не собирались вступать в такое рискованное предприятие и хотели более всего защитить свои интересы, так же как и интересы своих граждан в Марокко и, конечно, свои отношения с конечным победителем в этой конфронтации, кем бы он ни был. Наконец, не надо терять из виду, что нацистский режим 1936 не был еще тем, чем он стал позднее, и Германия, хотя и на экономическом подъеме, но едва начала перевооружение. В этих обстоятельствах любая посылка тяжелых материалов заграницу из Германии представляла значительную жертву, слишком важный факт в глазах Вильгельмштрассе. Этот отрицательный ответ только разбудил амбиции новых политиков из Auslandorganisation 3 и через них в самой Национал-социалистической партии. Со своей стороны Bernhardt, и больше всех Langenheim взяли это на себя и обсудили просьбу мятежников с Gauleiter5 Bühle, который организовал встречу с Рудольфом Гессом. Когда Гесс

решил отправить посланцев Франко прямо к канцлеру Адольфу Гитлеру в разгар Байретского фестиваля, инициатива и власть по принятию решения перешла от «робких» людей с Вильгельштрассе к партии. Срочно организованный совет состоял из генерала фон Бломберга (тогда военного министра), Германа Геринга, министра авиации и адмирала Канариса. Последний преодолел сомнения Гитлера и Бломберга, он был начальником Абвера 6, другом Франко и хорошим психологом. Было решено, что помощь будет немедленной и тайной. Легальное прикрытие будет обеспечено как обмен материалами через «частные» организации.

Вкратце скажем о стратегии Гитлера. Кроме идеологии, которая одна может дать свободу в политике, долгосрочная стратегия наложилась на этот выбор. Вместо того, чтобы увидеть нацистский рейх, окруженный с востока СССР, державой с возрастающей мощью, и с запада французским Народным фронтом и подчиненной коммунистам испанской республикой, предпочтительнее установить в Испании режим похожий на итальянский фашизм. Тогда уже Франция обнаружит себя в невыгодной позиции, будучи вынужденной оборонять три потенциальных фронта одновременно. Наконец, невозможно было игнорировать, и это имело большой вес в принятии решения, что германская индустрия и новая формируемая армия могут получить только пользу, первая от испанских минералов, вторая, позднее, посредством реального боевого испытания новых материалов и тактики, только что разработанных молодыми руководителями вермахта и люфтваффе.

Вечером 26 июля пути и средства германской помощи были определены. На этой встрече присутствовали генерал Кейтель (представлявший Бломберга), Герман Геринг, адмирал Канарис, конечно, и генерал Мильх, представлявший RLM 7. Операция 'Feuerzauber' началась.

С помощью тевтонской эффективности, понадобилось менее одной недели, чтобы привести бизнес в движение. Генерал Helmuth Wilberg, кодовое имя 'Wild' получил задание сформировать 'зондерштаб W' Этот «особый штаб W» должен был централизовать отправку в Испанию добровольцев и материалов.

Параллельно две коммерческие компании должны были вскоре последовать для выполнения возникших административных задач. «Испанская» HISMA, директором которой в Севилье был ни кто иной, как Johannes Bernhardt, взяла на себя обязанности по обеспечению, снабжению и оплате немецких добровольцев, и создании необходимой связи между штабом Франко и «зондерштабом W» для облегчения создания необходимой военной организации и эффективного генерального штаба. Вскоре после HISMA, немецкий ROWAK выступил из воображения NSDAP для работы на немецком конце экономической кооперации с Франко. Среди его главных директоров находим непременного Германа Геринга. Известно, что службы Вильгельмштрассе не были сразу поставлены в известность об этих компаниях; с другой стороны министерство финансов быстро вошло в заговор, предоставив ROWAK, со дня ее создания, кредит в три миллиона рейхсмарок.

Первая помощь значительно превысила запрашиваемое в сообщении Beigbeder, и вместо десяти самолетов Германия послала 20 трехмоторных самолетов Ju 52, с экипажами Люфтганзы, под командованием Rudolf von Moreau, одного из наиболее прославленных за полеты и рекорды немецких пилотов того времени. Первый самолет вылетел из Темпельхофа 27 июля с командиром корабля Henke и приземлился в Сеуте 28-го для немедленного начала полетов между Марокко и Севильей.

Кроме того, начиная с 27-го, партия начала тайную, но эффективную рекрутинговую кампанию среди истребительных групп в Дортмунде и Деберице и бомбардировочных в Готе, Мерсбурге и Анспахе. Очевидно, что эти молодые летчики в стране, поднимающейся после беспрецедентного кризиса, все еще очарованные обещанным нацистами будущим, не могли сделать ничего другого, как выйти вперед как добровольцы. Два дня спустя, после отбора, первый контингент из 86 человек был готов к отъезду и передан под командование майора Александра фон Шееле, пилота-ветерана Первой мировой войны, который имел еще и преимущество свободного владения испанским языком. Фон Шееле отправил эту первую партию через 'Reisegesellschaft Union'—'Союз путешественников' — прикрытие, которое должно было дать покров нормальности, если не респектабельности, этим путешествиям.

31 июля генерал Мильх лично попрощался с этими волонтерами, которые этим вечером сели в Гамбурге на причале Петерсен на пароход Usaramo компании Wehrman под командованием капитана Heinz Stammer. Корабль перевозил в своих трюмах также шесть истребителей-бипланов Heinkel He 51, двадцать 20-мм зенитных пушек и около ста тонн различных военных материалов. Эта служба продолжала функционировать всю войну с частотой один корабль каждые пять дней. Всего было отправлено примерно 170 кораблей челночной связи с Испанией, в основном, отправлявшихся из Гамбурга.

Вице-адмирал Карль, командовавший немецкими силами, крейсировавшими в испанских водах, имел задачу эскортировать пароход от берегов Португалии до Кадиса. Крейсер «Дойчланд» и эсминцы «Леопард» и «Рысь» выполнили ее 5-6 августа. Когда материалы были

разгружены, вся группа продолжила свое приятное путешествие на следующий день в специальном поезде в Севилью. Шесть истребителей необходимо было собрать на месте, а затем их должны были испытать Eberhardt, Knüppel, Trautloft, von Houwald, Hefter и Klein. В выполнении задачи помогали эксперты от Хейнкеля, согласно приказу главного механика Винклера, который и сам должен был приложить руки. Heinkel 51 был вторым типом истребителя в авиации националистов, после Hispano-Nieuport 52, и был решено присвоить ему типовой код 2. Быть может по аналогии, Junkers 52 получил номер 22.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: