Каббалистические видения Юнга




 

Сам же я находился ‑ так мне чудилось ‑ в Пардес‑Римоним, в гранатовом саду, где происходила свадьба Тифарет и Малкут. Еще я представлял себя Раби Шимоном бен Йохаи, чей мистический брак праздновали сейчас. Это выглядело именно так, как изображали каббалисты. Невозможно передать, как это было удивительно. Я только твердил себе: "Это гранатовый сад! И здесь, сейчас празднуют соединение Малкут и Тифарет!" Какова была моя роль, я точно не знаю, но я испытывал чувство, будто я сам и есть это празднество, и замирал от блаженства [1].

В этой главе я возвращаюсь к каббалистическим видениям Юнга 1944, исследуя их с точки зрения его предшествующих провокационных замечаний о еврейской психологии и национал‑социализме, отношении Юнга к еврейским источникам его собственных теорий, и с точки зрения каббалистической основы его видений. Главная цель этой главы состоит в том, чтобы показать, что видения Юнга сигнализировали о трансформации его личности и взглядов, что очень важно для полного понимания его сложного отношения к иудаизму. Мы убедимся, что видения Юнга не только имели глубоко личное, психологическое, и даже мистическое значение, но также и предвещали чрезвычайно творческий период в карьере Юнга, во время которого его психологические теории шли вровень с еврейской мистической традицией. Вторая цель этой главы состоит в том, чтобы сравнить видения Юнга с каббалистическими доктринами, пролить на них свет и затем исследовать важные моменты соприкосновения еврейской мистики и аналитической психологии. Наконец, я рассмотрю, как собственная мистическая интерпретация Юнга своих видений поднимает важные вопросы использования мистических символов и терминов на границе между психологической наукой и духовным опытом.

 

ВИДЕНИЯ

Юнг описал свои каббалистические видения, которые он переживал по ночам в течение приблизительно трех недель после сердечного приступа в 1944, в автобиографии Воспоминания, Сновидения, Размышления [2]. Там он пишет, что Ничего подобного я не испытывал ни до, ни после" [3] видения, явившиеся в тот момент, когда, согласно собственным словам Юнга, он " был на грани смерти "[4]определенно несут в себе еврейскую каббалистическую тематику. Юнг говорит нам, что переживал эти видения в состоянии совершенного блаженства. Он пишет " будто я был погружен в глубины космоса и сокрыт в матке Вселенной "[5]. Видения воспроизводят божественную свадьбу Тифарет и Малкут, которые, в еврейской мистической традиции являются божественными архетипами или Сефирот[6], представляющими собой мужские и женские аспекты Бога и мира. Юнг описывает свой опыт как явление неописуемого "вечного блаженства":

Все окружающее тоже казалось мне зачарованным. Именно в это время сиделка готовила для меня какую‑то еду, потому что только в эти минуты я мог есть и ел с аппетитом. Поначалу она казалась мне старой еврейкой – много старше, чем была на самом деле, и что она готовит мне ритуальные кошерные блюда, что голова ее повязана голубым платком. Сам же я находился – так мне чудилось – в Пардес‑Римоним, в гранатовом саду, где происходила свадьба Тиферет и Мальхут. Еще я представлял себя Раби Шимоном бен Иохаи [7], чей мистический брак праздновали сейчас. Это выглядело именно так, как изображали каббалисты. Невозможно передать, как это было удивительно. Я только твердил себе: «Это гранатовый сад! И здесь, сейчас празднуют соединение Мальхут и Тиферет!» Какова была моя роль, я точно не знаю, но я испытывал чувство, будто я сам и есть это празднество, и замирал от блаженства [8].

Видение продолжается "Свадьбой Агнца" в Иерусалиме посреди "ангелов и света. " "Я сам" говорит он нам, "был Agnus Dei". Видение завершается в античном амфитеатре, расположенном на высоких холмах:

"На помост выходили танцовщики и танцовщицы и на убранном цветами ложе представляли священный брак Зевса и Геры, так как это описано в «Илиаде» [9].

Юнг пишет, что после этих событий, у него навсегда осталось ощущение, что эта жизнь ‑ "лишь некий фрагмент бытия", и что время, как оно обычно испытывается, есть всего лишь иллюзия, в его видениях прошлое, настоящее и будущее слиты воедино. Не возникает сомнения в том, что Юнг отнесся к этим впечатлениям серьезно, он утверждает, что "видения и переживания были совершенно реальны; в них не было ничего субъективного"[10]. У нас еще будет случай рассмотреть утверждение Юнга об "объективности" видений, когда мы обратимся к соответствующим цитатам из Зоара.

Стоит отметить, что Юнг пишет о том, что серьезная доля его опыта "индивидуации" связана с этими каббалистическими видениями. В этом видении он оказывается в "гранатовом саду" ‑ намек на одноименную каббалистическую работу Pardes Rimmonim Моисея Кордоверо (1522‑1570). Далее, Юнг идентифицирует себя с союзом сфирот Тиферет и Малкут, мужского и женского аспектов Бога, чей союз, согласно теософической каббале, вернул гармонию Богу и миру. Наконец, и возможно наиболее значимо, в своем видении Юнг идентифицирует себя с раввином Симоном бен Йохаи, который, согласно еврейской традиции, является автором классического текста Сефер ха‑Зоар.

Не только содержание видений Юнга, но и впечатления о них отзываются эхом во всех мистических темах, которые он затрагивает. Юнг упоминает, что эти видения наполнили его "наивысшим чувством блаженства," и "знанием вечного счастья.". Он сообщает, что ушел от этих видений с убеждением, что ему так или иначе предоставили пропуск в высшую реальность или мир. Юнг говорит нам, наш собственный мир по сравнению с этим, ‑ серый, подобный ящику, слишком материальный и смешной"[11].

Описывая свои видения, Юнг выражает идею, что этот мир ‑ всего лишь "фрагмент бытия"[12]‑ идея, которая напоминает каббалистическую доктрину о том, что наше бытие ‑ всего лишь одно из несметного числа уровней или "миров". Его ощущение, что этот фрагмент бытия "специально для меня определенный в трехмерной, словно наспех сколоченный ящик, вселенной", напоминает лурианскую доктрину о том, что пространственно‑временная вселенная ‑ функция сжатия Бога (цимцум), ‑ сокращения, которое создает метафизический куб, в котором проявляется пространство, время и конечный мир[13]. Далее Юнг описывает преодоление вневременного состояния, когда настоящее, прошлое и будущее сливаются воедино. Все, что происходит во времени, все, что длится, явилось вдруг как нечто целое". Такая вневременность также характерна для каббалистической концепции "высших миров" и Бога[14].

Важно отметить, однако, что видение, описываемое Юнгом, не остается чисто каббалистическим. Из Гранатового сада оно перемещается в Иерусалим, описанный в книге Откровения ("свадьба Агнца," "ангелы света"), и затем в древние Афины. Такое движение от еврейских к христианским и греческим образам ‑ отражение пути мысли Юнга, то есть отражение его отхода от того, что он позже назвал "еврейской психологией" Фрейда к психологии, выраженной христианскими и греческими идеями. Единственный способ понять переход от каббалы к христианству и эллинизму в видениях Юнга состоит в том, что эти переходы представляют психологическую потребность Юнга установить и укрепить его мысль и его индивидуальность в христианстве и античности в противовес иудаизму. Здесь мы должны вновь вспомнить письмо Юнга 1935 года Нойманну, в котором он утверждал, что " у аналитической психологии есть свои корни в христианском средневековье и в конечном счете в греческой философии со связующим звеном, ‑ алхимией "[15].

Каббалистические видения Юнга можно толковать как его побуждение (не полностью сознательное) признать значение каббалы для его собственной работы. Действительно, эти видения совпадают с глубокой личной трансформацией самого Юнга и его отношения к иудаизму. Розен описывает сердечный приступ Юнга 1944 года и видения как

'"удар души/духа', реализовавший его неправоту относительно немецкого (и его собственного) психэ." [16]

Юнг признал, что его видения способствовали преобразованию и индивидуации его собственного психэ. В результате этих видений он постиг смысл бессмертия и личной индивидуации. Юнг считает, этот его опыт задействовал "объективное познание", которое превосходило принятое межличностное сдерживание желаний. Это был опыт, в котором все эмоциональные связи, "несущие с собой принуждение и несвободу ", были превзойдены в сторону истинного coniunctio, единения с собой, другими и миром, которое проистекает вне и позади желания.

ИСКУПИТЕЛЬНОЕ ВИДЕНИЕ?

В описании Юнгом его видений прослеживается тема искупления. Юнг говорит нам: " Было и еще одно отчетливое воспоминание. Когда передо мной возник гранатовый сад, я попросил прощения у сиделки, думая, что причиняю ей вред"[17]. В то время как Юнг полагает, что "сам воздух был наполнен таинством" (христианское представление[18]), и поэтому был вреден для сиделки, которая в видении Юнга казалась старой еврейской женщиной, готовившей ему "ритуальные кошерные блюда". Когда она стала "кошерной" женщиной, Юнг описывает "синий ореол вокруг ее головы"[19]. Появляется новый возможный шаг интерпретации ‑ в своем видении Юнг просил прощения у евреев, от которых он духовно питался, и в отношении которых он беспокоился, что нанес им существенный ущерб. Возможное подтверждение этому указано в предыдущей главе, может быть выведено из слов самого Юнга в Ответе Иову, где он пишет: "Яхве должен стать человеком точно, потому что он сотворил человека неправильно"[20]. Вслед за собственным рассуждением Юнга, мы имеем право предположить, что в своем видении Юнг должен стать евреем по той же самой искупительной причине. Снова, символически становясь евреем на своем "смертном ложе" в 1944, провозглашая все более и более еврейскую/мистическую психологию, развивая все более тесные связи с еврейскими учениками к концу своей жизни, и, наконец, признавая, что хасидский раввин предварил всю его психологию, Юнг на примере проиллюстрировал собственный принцип: Юнг должен стать евреем, потому что он сотворил евреев неправильно.

Юнг полагал, что видения во время его болезни 1944 года обеспечили стимул для дальнейшей дифференциации психэ, что позволило четче сформулировать его собственный отдельный характер, мысли и судьбу, и подтвердить реальность единого бесконечного мира, которую он пепежил[21]. Далее, только после этих видений, Юнг почувствовал, что сможет написать Mysterium Coniunctionis и несколько других своих фундаментальных работ, включая Ответ Иову, в котором еврейские и в том числе каббалистические идеи играют намного большую роль, чем в любом из его предыдущих трудов. Юнг утверждает:

"После болезни для меня начался плодотворный период работы. Очень многие мои фундаментальные труды были написаны только тогда. Откровение, которое я получил, или в и дение завершенности всего сущего, внушило мне смелость создать новые формулировки. " [22]

Видения Юнга 1944 можно толковать как поворотный момент, который на иврите называют тешува ("трансформация", то есть, преобразование) ранних взглядов Юнга относительно "еврейской психологии". Тем не менее, согласно Майденбауму, Юнг никогда не мог полностью ощущал себя тем, кого другие могли бы назвать антисемитом[23], поэтому он никогда полностью не ощутил (то есть не осознал) преобразования своих взглядов касательно иудаизма, еврейской психологии и еврейского народа. Если это правда, то это имеет немаловажное значение, поскольку как сам Юнг сказал в "После Катастрофы," "психологические преобразования могут быть сделаны только в сознании"[24]. В действительности, даже после переживания каббалистических видений, Юнг продолжал выражать довольно отрицательное мнение о евреях в личной переписке. В письме бывшей пациентке, Мэри Меллон (которая позже основала фонд Боллинген, издавший Собрания сочинений Юнга), Юнг в 1945 сердито защищает себя от обвинений в нацизме, и предполагает, что евреи, возможно, сами были глубоко замешаны в своем собственном истреблении. Юнг пишет, что

"трудно упомянуть антихристианские настроения евреев после ужасных вещей, которые произошли в Германии. Но евреи не так невинны, в конце концов, роль, сыгранная интеллектуальной еврейской элитой в довоенной Германии, могла бы стать интересным объектом исследования" [25].

Можно оправдать это тем, что преобразование Юнга (или в его собственных терминах, "компенсация") была до некоторой степени глубокой, но не полной. Он изменился до точки, когда понимал "еврейскую психологию" как предварение его собственной психологии, ‑ эпитет, который он ранее использовал в качестве безобразного и оппортунистического средства нападения на Фрейда и симпатизирования нацистскому режиму в течение 1930‑ых. Однако, когда вопрос был исследован открыто и подробно[26], стало очевидно, что Юнг никогда полностью не признавал и поэтому не отрицал свою раннюю, на вид сочувствующую точку зрения относительно Гитлера и нацистского режима и свои равнодушные и подстрекательские замечания относительно еврейского народа и еврейской психологии. Однако, в отличие от многих, кто изменился словом, но не делом, Юнг на деле, показал не только признание аспектов еврейской мистики в свои поздние годы, но, как подтвердил Джеймс Кирш и другие, стал чем‑то вроде "реббе" для многих своих еврейских учеников.

"ВЕЛИКИЙ МАГГИД... ПРЕДВАРИЛ ВСЮ МОЮ ПСИХОЛОГИЮ"

Несмотря на все внимание к отношению Юнга к Иудаизму, любопытно, что поздними положительными комментариями Юнга о еврейской мистике (так же как и о его еврейских мистических видениях) пренебрегают почти во всех обсуждениях его предполагаемого антисемитизма Юнга. К 1950‑ым Юнг начал включать многочисленные ссылки на еврейские и особенно каббалистические источники и идеи. Например, в Психологии и Религии Юнг в положительном контексте указывает Талмудическое представление об интерпретации сновидений[27]. В Ответе Иову Юнг предпринял серьезное размышление и исследование Бога Ветхого Завета, и в значительной степени использовал еврейские мистические категории, доказывая цель сотворения, говоря об исконной тьме божественно сотворенного мира, также живущей в глубине человеческой души[28]. Наконец, последняя серьезная работа Юнга, Mysterium Coniunctionis, законченная на восьмидесятом году жизни в 1954, хотя вроде как представляет собой трактат на алхимии, наполнена толкованиями таких каббалистических символов как Адам Кадмон (Предвечный Человек), сефирот (образцы сотвоания), и "союз Всевышнего, будь Он благословен, и Шекины его (женский аспект или духовная невеста)". Эти еврейские символы (который в некоторых, но не всех случаях открылись для Юнга через алхимию и христианскую каббалу) стали важными центрами, вокруг которых Юнг построил свои заключительные интерпретации таких понятий как архетипы и коллективное бессознательное, так же как и свою теорию конечной психологической цели человека. В то время как еврейская мистика, которая стала все более и более существенной для Юнга в поздние годы его жизни, отличалась и от нормативного Иудаизма и от "еврейской" (то есть фрейдисткой) психологии, от которой Юнг открестился в 1930‑ых, я уверен, что она стала катализатором для пересмотра его собственного отношений к еврейской традиции как таковой[29].

Во время 1950‑ых Юнг начал формировать сочувствующее представление о еврейском происхождении психоанализа и его собственной аналитической психологии. Именно тогда Юнг прокомментировал еврейское мистическое происхождение фрейдистского психоанализа, заявив, что для того, чтобы постичь происхождение теорий Фрейда, нужно было бы исследовать "глубинные работы хасидизма... и... хитросплетения каббалы"[30]. Юнг в конечном счете пришел к заключению, что не только Фрейд, но и его собственные психологические теории предвосхищались еврейскими мистиками, сказав в 1955, что хасидский раввин Великий Маггид предварил "всю мою (Юнга) психологию"[31]. Маггид считал, что у Божественности есть скрытая жизнь в пределах человеческого разума и что, в то время как Бог сам по себе ‑ основа и источник мысли, фактические взгляды могут появится только в рамках человеческого разума[32], ‑ понятие, которое ясно предваряет собственную психологизацию Юнга объектов духовного дискурса.

Послевоенные письма и заявления Юнга отражают глубокие перемены в понимании и оценке, по крайней мере, некоторых аспектов еврейского мистицизма и, в частности потенциального вклада иудаизма в его аналитическую психологию. Что произошло между 1934, когда Юнг протестовал против еврейской психологии, и 1954, когда он приветствовал еврейский мистицизм как предшественника и подкрепителя его собственной мысли? Наше исследование предполагает, что в преобразовании Юнга играли роль два фактора. Прежде всего, в то время как у Юнга были побуждения проигнорировать еврейские источники его собственной психологии в течение 1930‑ых, то после войны он не стеснялся признавать их как для себя, так и для других. Второе ‑ Юнг пережил более глубокое психологическое, духовное и потенциально искупительное преобразование во время каббалистических видений мистического толка, которые он испытал после своего сердечного приступа в 1944, едва не ставшего для него фатальным.

КНИГА ЗОАР В СНОВИДЕНИЯХ И ВИДЕНИЯХ ЮНГА

Один из наиболее удивительных аспектов каббалистических видений ‑ то, что они отражают решительно не психологическое и даже не научное представление о духовности и мистике. Дж. В. Хейсиг утверждал, что взгляды Юнга на Бога и духовный мир преодолели три этапа. Во время первого этапа (примерно, 1900‑1921), Юнг понимал духовный опыт как проекция эмоций человека; на втором этапе (1921‑1945) этот опыт понимался им как взаимодействие с архетипами, и таким образом проецирование глубинных слоев коллективного психэ; и на третьем этапе (начавшемся приблизительно в 1945), Юнг, кажется, приостановил суждение относительно объективной природы того, что представляют архетипические образы психэ [33]. В то время как чтение Семи Наставлений, а теперь и Красной Книги, ставит под вопрос различия Хейсига, ясно, что у Юнга было решительно непсихоаналитическое представление о своих видениях 1944. Вспомним, что относительно этих видений Юнг решительно заявил: "Это не было порождением воображения. Видения и события были совершенно реальны; в них не было ничего субъективного; они отличались абсолютной объективностью"[34]. Действительно, эти мистические видения отмечают начало периода мысли Юнга, когда он всерьез признавал возможность, что "эта жизнь ‑ [всего лишь] фрагмент бытия",[35]и что архетипы указывают не только на внутреннюю надличностную действительность, но также и на внешнюю, "объективную".

Именно в этом контексте я предпринимаю исследование видений Юнга с точки зрения каббалистической теории о сновидениях и видениях. Подобное исследование неизбежно поднимает серию вопросов об "объективности" визионерского/мистического опыта и подобных утверждений, которые служат основой каббалы и мистицизма как такового. Мы, например, должны будем спросить, отражает ли опыт Юнга существование бессмертия, ‑ то, что видимый мир не все бытие, что прошлое, настоящее и будущее так или иначе иллюзорны, и что все "примирено в единой целостности"? Это психологический регресс, инфляция эго, и, как предположил Вольфганг Гигерич, уход в духовную отстраненность и отступление в воображение[36], или прогресс к высшему состоянию сознания, в котором завеса конечности, временности, материальности и различия спадает путем переживания мистического или иного экстатического опыта? Эти главные вопросы, конечно же, не получат окончательного ответа и останутся спорными. Однако, путем их решения для себя, мы определяем наше отношение к психологии и религии вообще и юнгианской психологии в частности. Я вернусь к этой теме после обсуждения толкования каббалистических видений и сновидений.

Зоар[37]не всегда соблюдает острое различие между сновидениями и видениями в состоянии бодрствования. Согласно Зоару, сновидения, содержащие мистические или предсказательные откровения, берут начало от ангела Гавриила, упоминается, что подобные "видения" и нужно отличать, с одной стороны от сновидений, которые содержат главным образом неправду, а, с другой стороны, от истинного (бодрствующего) откровения[38]. Это приводит к трехстороннему различию[39], которое делали еврейские философы, особенно Маймонид. Возникает любопытный, но несвоевременный и поэтому праздный вопрос о том, были ли каббалистические видения Юнга действительно видениями в том смысле, который подразумевает Зоар. Юнг описал эти события как видения, потому что, хотя они пришли ночью, по крайней мере наполовину, были пережиты в состоянии бодрствования[40]. Однако, в дальнейшем я исследую опыт Юнга в контексте понятия Зоара о сновидениях[41].

Согласно каноническому тексту каббалы, во сне душа оставляет тело и поднимается в высшие миры, оставляя лишь часть его энергии для поддержания жизни сновидца. Талмуд утверждает, "сон ‑ предварение смерти"[42], и из‑за этой ассоциации со смертью и разрушением, сон в Зоар связан с Шекиной (Женским божественным "присутствиеи") и Ситра Ахра ("Другой Стороной"), с первой из‑за ассоциации со "строгим наказанием" (Дин)[43], а со второй, потому как Другая Сторона ‑ отрицательный мир зла и смерти. Зоар говорит нам, что сны контролируются "Древом Смерти"[44], и когда человек утром просыпается, это все равно, что он заново родился. После пробуждения, сновидец, по крайней мере потенциально, духовно перерожден и восполнен[45]. Это происходит после того, как душа поднялась ввысь и свидетельствовала о делах сновидца, совершенных им во время бодрствования[46].

В то время как, с одной стороны, сон ‑ пугающее пребывание в сфере правосудия, зла, разрушения и смерти, это также возможность для души подняться от земли и возвратиться в место своего происхождения в высших мирах[47]. В этих мирах души справедливого изучают тайны Торы, поскольку они облачаются Шекиной (женской ипостасью Бога) и купаются в свете высших сфирот. В то время как путешествие опасно, потому что душа должна пересечь сферы, подчиненные духу разрушения, высшая душа (нешама)[48]тех, кто достоин, может пройти вне сферы зла и подняться туда, где она обретет не только сияние сфирот, но и видение Царя небесного[49]. В то время как души грешников завлекаются темными силами Другой Стороны, во время сна душа преодолевает их тиски и поднимается ввысь.

Тем самым сновидения несут в себе опыт, полученный и в высших и в низших мирах. Также, сновидения позволяют сновидцу получить мистические и даже пророческие откровения[50], которые по пробуждении можно выразить с помощью речи[51]. Далее, согласно Зоару, сновидцу даются подсказки о будущих событиях, так, чтобы он мог принять необходимые меры для того, чтобы предотвратить или способствовать тем или иным событиям:

И множество служителей Царя нисходят к нему для охраны, и дают знать его духу о будущем во снах, пророчествах и разных тайнах, таким образом, они могут спасти себя от Суда[52].

В то время как, теоретически, сновидения приходят или из высших миров или из злой сферы Другой Стороны, практически все они содержат в себе добро и зло, правду и ложь[53], и в их толковании нужно всегда сделать все возможное, чтобы отделить зерна от плевел[54]. Зоар в соответствии с Талмудическими стихами утверждает, что " сновидение, которое не помнят и не толкуют, походит на писание, которое не прочитано "[55], и смысл сновидения, " следует после толкования "[56]то есть значение и следствие сновидения зависит не от него самого, а от его интерпретации[57]. Зоар подтверждает, что у речи есть власть над сновидениями, и по этой причине " Все сны в мире являются следствием устного толкования "[58].

Согласно Зоару сновидения должны толковаться путем открытия их содержания товарищам, чтобы они пребывали вне желания и мысли (Кетер и Хокма, высших сфирот), а были выражены речью (на низшем уровне сфира Малкут, которая завершает систему сфирот). " Зоар говорит нам, что желание "о котором думают, ‑ начало всего сущего, и Произнесение – его завершение"[59].

Далее мы убедимся, что каббалистическое понимание сновидений и видений в состоянии бодрствования представляет интерес не только потому, что позволяет нам пролить свет на видения Юнга, но также и потому что оно во многих отношениях близко к тому, как Юнг сам понимал эти видения, кроме того, полностью совпадает со взглядом Юнга на сновидения. Однако, прежде, чем вновь вернуться к видениям Юнга, стоит суммировать некоторые основные особенности понимания сновидений, которое дает Зоар. Эти особенности, наряду с их "психологическими эквивалентами" (которые соответствуют тому, что Хайсиг именует "вторым этапом" понимания Юнгом духовного опыта – как отражение глубинных слоев коллективного психэ[60]), перечислены в Таблице I.

 

ТАБЛИЦА I: ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАББАЛИСТИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ СНОВИДЕНИЙ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКВИВАЛЕНТЫ

 

ОСОБЕННОСТИ ТЕОРИИ КНИГИ ЗОАР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ (АРХЕТИПИЧЕСКИЕ)ЭКВИВАЛЕНТЫ
(1) Сновидения, фантазии и видения связаны со смертью. Душа сновидца покидает его тело, пребывая в высших и низших мирах, оставляя позади лишь малую долю себя, чтобы человек сохранил жизнь. Далее, сновидения находятся в значительной мере в пугающей сфере обмана, разрушения и смерти. (1) Сновидения отражают экзистенциальные проблемы и показывают позицию человека и его отношение к собственной смерти. Благодаря этому они позволяют получить доступ к творчески озаряющим аспектам души, так же как и к тем ее сторонам, которые являются угнетающими, обманчивыми и разрушительными.
(2) Душа, возвысившаяся во время сна, должна объяснить действия сновидца во время бодрствования, а сам сновидец оценен во время сна по достоинству. (2) Сновидение дает оценку или суждение бессознательной Самостью некоторых аспектов бодрствующей жизни сновидца.
(3) Сновидение, однако, также позволяет душе праведника пребывать в высших мирах, вернуться к своему происхождению, получить сияние сфирот (божественных паттернов), достичь мистического откровения и связи с высочайшим. (3) Сновидение – контакт каждого человека с фундаментальными коллективными идеалами, тенденциями и ценностями человечества. Сновидение, открывая доступ к архетипам коллективного бессознательного, предоставляет откровение, которое вне личной психологии.
(4) Сновидения или видения могут дать сновидцу подсказки относительно будущих событий, на основе которого он может решить, что ему делать. (4) Сновидения обрабатывают данные, которые могут оказаться труднодоступными или непонятными с точки зрения разума, но это подсознательно присутствует в душе человека, и поэтому он в состоянии предвидеть будущие события, которые к нему относятся.
(5) Сновидения и видения, на основании своей причастности к смерти и пророчествам, дают сновидцу возможность духовного возрождения. (5) У сновидений есть великая сила для преобразования творческого потенциала и самореализации сновидца.
(6) Все сновидения содержат сочетание добра и зла, правды и лжи, и должны толковаться, дабы отделить "зерна от плевел". (6) Сновидения не всегда несут свою интерпретацию на поверхности, часто смысл скрывается в символах и, как говорил Фрейд, «бессознательное стремится обмануть внутреннего цензора сновидца».
(7)Толкование сновидения должно быть предоставлено в состоянии бодрствования и выражено через речь. Толкование при этом значит больше, нежели само подразумеваемое (изначальное) сновидение. Далее, главное значение сновидения не в том, чтобы открыть его происхождение, а скорее в его толковании, понимании и впечатлениях, которые оно произведет на сновидца. (7) Сны должны толковаться, чтобы их можно было осмыслить, и тогда они могут оказать самое большое и самое значащее влияние на сновидца. Значение сновидения зависит не от него самого, а от того, как оно будет воспринято и понято сновидцем, а не как она повлияет на него самого и его будущее.
(8) Интерпретация любого сновидения может быть полной только тогда, когда она превыше "желания", "мысли" и "речи", и отражает всю систему сфирот. (8) Каждое сновидение представляет многочисленные аспекты, и подвергается большому разнообразию интерпретаций с точки зрения желания сновидца, познания, эмоций, этики, духовной жизни, и т.д.

Каждая из ключевых идей Зоара о сновидениях четко применима к пониманию сновидений Юнга ‑

(1) Касательно того, что сновидения и видения в состоянии бодрствования – это своего рода "смерть", мы находим, что видения Юнга пришли к нему, когда он был на грани смерти, и что образы, которые он пережил, побудили его придти к заключению, что он действительно умирал[61], говоря языком психологии ‑ глубокий "танатический" аспект его видений прослеживается очень ясно; его первое переживание было связано с темой "аннигиляции"[62], которая вскоре уступила непреодолимому убеждению в том, что казалось, было его "зарождением"[63].

Согласно Соломону Алимоили (1485‑1542), чья книга Питрон Халомот, Интерпретация сновидений предоставляет еврейскую каббалистическую теорию сновидений более полно, видения происходят во время сна и связаны со смертью, потому что только в такие времена, когда тело неактивно, "душа высказывается с полной ясностью". Он добавляет, что для видений в состоянии бодрствования,

"пророческое вдохновение не могло иметь место, если душа не пребывала на грани выхода из тела, как тогда, когда приближается смерть" [64].

Во время видений Юнга, приближение его смерти было так сильно, что он сообщил своему врачу, что чувствует "сильное сопротивление" тому, чтобы его вернули к жизни.

Близость Юнга к смерти, казалось бы, и обусловила всю глубину его видения, и действительно Юнг вначале считал, что столкновение со смертью – необходимое условие духовного роста[65]. Однако, как и Зоар, Юнг подтверждает, что пребывание в сфере смерти не безопасно. Зоар говорит нам, что спящий должен сначала спуститься в Ситра Ахра, сферу "злых скорлуп" и духов разрушения, и только праведники могут выйти из этой сферы и узреть "Царя". Точно так же Юнг говорит нам, что путь к индивидуации (путь его собственных видений) начинается со смерти.

Нет никакой гарантии, ни на секунду, что мы не совершим ошибку или столкнемся со смертельной опасностью. Мы можем думать, что есть верная дорога. Но она была бы дорогой к смерти [66].

(2) Возможность "ошибки", вероятность того, "что можно столкнуться со смертельной опасностью" приводит нас ко второму указанию Зоара о сновидениях, а именно, что сновидца судят во время его сна. Как я указал выше, Юнг в своем видении не уделяет много внимания тому, что последователи Фрейда называют аспектами "супер‑Эго". Эти аспекты, как говорят каббалисты, происходят от сфиры "Суд" (Дин). В этом отношении Юнг утверждает, что отчетливо помнит, как просил сиделку, которая кормила его кошерной пищей, "простить его, если ей был нанесен вред"[67]. Так как Юнг не останавливается подробно на природе этого вреда, я интерпретировал это, как подсознательное упоминание вреда, который, как чувствовал Юнг, он, возможно, причинил еврейскому народу. Эта интерпретация получает свое подтверждение двумя страницами позже, когда Юнг использует те же самые идеи ("совершить ошибку", "столкнуться с опасностью"[68],) в описании опасностей, связанных с рассуждениями, которые он использовал, описывая свой путь отношения к нацистам до войны, то есть, когда он сказал Лео Ваек, что он "потерял свою опору" и "оступился"[69].

(3) Мы уже видели, как видения Юнга выполняют третье указание Зогара о сновидениях, а именно, что сновидения дают возможность спящему пережить мистическое озарение и сияние сфирот и высших миров. Действительно, видения Юнга начались с образов того, что он пребывал высоко над землей, над субконтинентом Индии и островом Цейлон, и созерцал сверху пустыни Аравии и Красное море[70], как будто он предсказал картины, которые астронавты будут позже наблюдать из космоса. Земная жизнь Юнга, казалось, спала с него пеленой, и только во время видений Юнг испытал то, что он описал как "вечное блаженство" безопасное пребывание в "матке вселенной,", которая была также "огромной пустотой."[71]

Видения Юнга можно трактовать, как современную версию "Колесницы" или "Престола" ранних еврейских провидцев, чьи мистические медитации создали образ меркаба, колесницу или лодку восхождения к небесному Божественному Престолу. Психологически его видения можно также интерпретировать как опыт индивидуации, целостности и завершенности перед лицом того, что он осознавал как приближающуюся смерть.

Юнг полагал, что его сновидения или видения преподнесли ему мистическое откровение. Он утверждает, что он вышел из своих переживаний с обновленным убеждением что "вещи таковы каковы они есть"[72], смысл абсолютной целостности его собственного прошлого, настоящего и будущего[73], смысл слияния "пустоты" и безопасности вселенной[74], смысл, что земная жизнь это не что иное, как фрагмент великого существования[75].

(4, 5) В соответствии с четвертым учением Зоара о предсказательных аспектах сновидений, Юнг интерпретирует свое видение как предзнаменование смерти его врача, чья болезнь началась в тот самый день, 4 апреля 1944 года, когда болезнь Юнга стала отступать. Комментируя совпадение своего собственного выздоровления и болезни доктора, Юнг говорит, что он был напуган мыслью о том, что его врач умирает вместо него[76]. Юнг сам описывает, что есть равноценного возрождению после его выздоровления и видений; а именно, в его замечаниях о том, как эти видения подтолкнули его собственную индивидуацию[77]и дали ему возможность написать позднее его работы по алхимии и этиологии[78].

(6) Шестое указание Зоара, что все сновидения содержат сочетания добра и зла, правды и лжи (и, следовательно, должны интерпретироваться так, чтобы отделить "зерна от плевел" поясняется (на основе вышесказанных здесь интерпретаций) в той части видения Юнга, где Юнг уходит от еврейского мистицизма и возвращается к "свадьбе Агнца" в Иерусалиме и "Отцу Всех Зевсу, поглощающему мистическую свадьбу"[79]. Не забывая талмудическое, каббалистическое и юнгианское понятие, что каждое сновидение имеет много возможных интерпретаций, я склонен понимать видения Юнга как трансформацию в христианский и греческий контекст, отражающий ранние стремления Юнга избежать еврейского происхождения его собственной психологии и, таким образом, признать "плевела", смешанные с зернами его каббалистического видения.

(7) Стоит отметить, что Юнг не обращает никакого внимания на корни его видений в переживаниях и конфликтах его собственного прошлого. Но согласно тому, что я описывал как 7 указание Зоара, отношение Юнга к своим видениям направленно в будущее, к глубинным причинам и откровению. Для Юнга имеет значение откровение о единстве его личности и мира в целом, которое он получил через свое видение. Для фрейдистов не составит усилий проследить смысл видения обратно к его скрытому содержанию или связи с событиями прошлого. Конечно, собственная интерпретация Юнга едва ли единственная, которая могла бы соответствовать содержимому его видений.

Алимоли ссылается на отрывок в Вавилонском Талмуде[80], где написано, что один мудрец видел сновидение и советовался со всеми 24



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: