5-4в до н.э. – классика (около470г),период упадка иборьбы друг с другом.396г – захват Римом города Вейи. Сиракузы уничтожает Пирги.
· 470-450 – ранняя классика,высокоразвитая декорация гробниц, монументальная живопись преобладает.
· 450-400 – зрелая классика,развивается монументальная и бронзовая, и терракотовая пластика. Гробницы почти не расписывают, всплеск внимания к грекам.
· 400-300 – поздняя классика,упадок, памятников много, почти все из бронзы. Марс из Тоди, Химера из Арецо.
3в-1в н.э. – этруски политически потеряли свою независимости, но в искусстве всплеск.
Эпоха наиболее самостоятельного развития (Тучков). Книга: усиливается влияние Греции (пропорции фигур более стройные, лицо приближается к классическим формам). 5-4в войны с Римом, обеднение, сокращается число расписанных склепов; но литье достигает совершенства (химера), так же скульптуру делают из глины и местного камня. Под влиянием греков храмы строятся из камня, фронтоны начинают украшаться. Живопись тоже под влиянием. Если в 6-н5в главное место пирам и танцам, то с 5-3в главное место мрачным картинам подземного мира, Аид, Плутон и Прозерпина, чудищам, терзающим мертвых; а в картинах заупокойного пира траурное настроение (могилы Чудовища и Щитов в Тарквинии). С 4в большое место отводится портрету (скульптурному, живописному –изображения покойных в могуле Щитов). 3-2в Этрурия под властью Рима, но культурный всплеск, два направления: эллинистическое и местное. В работах художников нашла отражение патетика пергамской школы. Влияние эллинизма в живописи –роспись могилы Тифона (гиганты со змеиными ногами повторяют образы Пергамского алтаря), здесь уже развитая живописная техника, светотени и полутона. Самобытность проявилась в портрете, широко распространяются захоронения в саркофагах и урнах, на крышке возлежит покойный, портрет только физиономический, редко поднимается до психологического.
|
Живопись:
Гробница леопардов: 480-470е – декорация, ранняя классика, продуманная архитектоническая система, выделение главной фризовой темы. Тема – изображение погребального банкета. Фризовая композиция, последовательное повествование, дискретность, внутренняя логика с выделением ключевых зон. Сохраняются иллюзионистические элементы, живость, спонтанность, нарастают натуралистические подробности. Тема банкета не имеет трагического звучания. Каждая стена самодостаточна. Боковые стены динамичны, их ритм подводит к статичной торцовой стене.
Крышка погребальной урны из собрания Компана: свобода пластической проработка тела, единственно, что есть характерная выставленная рука, не имеющая артикуляции.
Гробница чудовищ, Тарквиний: поздняя классика, 350 (?). Изображение темы банкета. Иконография та же, но трактовка изменилась. Постепенно разрушается продуманная архитектоника. Есть большие композиции, которые почти не вписываются. Вместо радостной трактовки, возникает внутренний страх, напряжение, драма. И в лицах, и в ритме, и в цвете (гамма более пестрая, менее объединенная, нет единства тональность, грубая, откровенная, декоративная). Арнд Велха похоронена здесь. Так как есть натурализм в трактовке, можно говорить о портретной трактовке. Появляется тема сражения (гладиаторские бои – пережиток обряда погребения).
|
Гробница щитов: 280г - декорация, представители клана Велха, захоронены в разное время. Несколько сбит ритм композиции, одна фигура наползает на другую. Так как нет четкой организации, возникает ощущение беспокойства. Усиливается натурализм (на лице Арвнту Апенай смешение цветов, цвет не обыгрывает форму, а наползает на нее). В середине 3в изображен Ларт Велха, эта часть сделана позже, все тенденции усиливаются.
Рельеф:
Саркофаг из Тарквиния: битва греков с амазонками, 350е. меняется и тематика, не изображение умершего, а изображение темы битвы.
Циста Фикарония: к4-н3в. Есть надпись: Диньдия Маколния дарит меня своей дочери, Новия Блат сделал меня в Рим. То есть циста часто использовалась как свадебный подарок. Этрусская традиция столь сильна, что мастера активно работают на Рим. По всему периметру рельеф с эпизодом сказания об аргонавтах: высаживаются в Эфинии, Амик, царь бебриков, пытается их убить и захватить, аргонавты справляются с Эфинием и в отместку жестоко расправляются с ним (привязывают его к дереву). Последовательное повествование. Несмотря на то, что подарок свадебный, тема путешествия, истязания, драма. Этот рассказ можно разбить на отдельные группы, есть внутренние структурные членения, будущее понимание «исторического рельефа», дискретность. Натурализм в действиях, фигурах, лицах, поступках.
Зеркало Кол Ханта: известный прорицатель, с4в. Тема гадания по печени. Тема гадания не трактуется как высокая и возвышенная, а трактовка жанровая и воспринимается как повседневное дело.
Надгробия:
Надгробие из Болоньи: н4в. Возвращение к старым художественным приемам, но к новым темам: тема сражения и монстров. Сознательное деление на отдельные регистру, рамочная композиция. Монстры, вознесение на небо, сцена сражения. В самом нижнем регистре поднятый меч разрушает рамочную композицию, привносит натурализм.
|
Урна из Арвьетто: Улис (Одиссей)и Церцея, 300е. Церцея превращает Улиса в животное, а он наказывает ее за это.
Саркофаг из Вульчи: надгробие ок 350е. Супружеская пара лежит друг к другу лицом приобнявшись.
Саркофаг Партунуса: Тарквиния, сер 3в. лежащая человеческая фигура. Рыхлое мужское тело, пластический натурализм. Верхняя часть туловищу чуть приподнята на согнутой в локте руке.
Саркофаг из Вольтерры: два саркофага. Желание не создать самостоятельную художественную реальность, а желание создать художественную реальность, которая будет копировать реальность. Терракота. Мельчайшая проработка деталей, волос, морщин. Потом это подхватывает Рим в своем скульптурном портрете.