Мало чисто римских памятников. Огромное влияние этрусков, греков, италийцев. Циста Фикарони (Национальный этрусский музей виллы Джулия, на ручке 3е стоят, руки на плечах друг друга), этрусское искусство, сделанное в Риме. Капитолийская волчица, 6в, этруски сделали для Рима.
Рельеф из Луцеры 3-1в до н.э. Известняк, тема «пасторального искусства». Трактовка крестьянина апеллирует к вечности, тк его труд повторяется из года в год. Искусство «не оформлено», не получило художественного осмысления.
«Юний Брут», Капитолийский музей Рима, 3в: бронзовая голова, бюст был доделан намного позже. По художественной форме – это явно италийское произведение, но по силе связан с Римом. Обобщенное пластическое решение, обрас сурового республиканца.
Орфей, музицирующий среди зверей: известняк пиперин, около 1м, найден около порта Тибуртино. Свободная, активно осваивающая пространство композиция. Трактовка очень груба и схематична, нет свободы или порыва, которые важны для эллинистического искусства.
Памятники из Ариччи: статуя Деметры, статуя Персефоны, бюст Деметры. Терракота, к2в до н.э. Используется формальный художественных опыт италийского, этрусского, греческого искусства. Очень отвлеченное, суховатое, практичное искусство.
На ряду с этим, римляне начинают коллекционировать греческие памятники. Происходит копирование (осмысленное, по иконографии, по теме, по школе, по времени). Отсюда, эклектизм и активное привлечение греческих мастеров.
Паситель. Греческий мастер, в Риме работал на протяжении 1в. Минелай (работал на Юлия Цезаря), Эвандр (на Агриппу) –тоже мастера. Для знати было очень почетно содержать художника, которых будет работать только на него.
|
Орест и Электра: Паситель, римский вкус опирается на классическую греческую традицию.
Орест и Электра: работы Минелая. Более разнообразная трактовка темы движение,более тщательная проработка элементов. Есть желание показать эмоциональное составляющее.
Эфеб с улицы изобилия в Помпеях: 1в, сложный хиазм, около 1,5м. Он переделывается для других целей, это не скульптура, а переделанная подставка для свечей. Утилитарность важнее.
Член семьи Августа в виде статуи Гермеса Оратора из Афин: голова и тело из разных кусков.
Наиболее характерным воплощениемримских гражданственных идеалов является распространенный в скульптуреобраз облаченного в тогу римлянина, занятого выполнением своихгосударственных обязанностей (тогатус). Если греком изображался философ (или оратор и др), то художник исходил из типических средств, те был обобщенный идеал, римляне же увековечивали данное конкретное лицо. Однако римляне умели создавать и яркие типические образы.
Авл Метелл, Национальный археологический музей Флоренции, к2в: переходный от этрусков к Риму. Бронза, в тоге, рука протянута вперед (типа аве). Суховатая детализация, нет внутреннего порыва.
Тогатус Барберини, мрамор, 1в до н.э., Капитолийский музей Рима.
11. Римский скульптурный портрет.
Право на изготовление портрета было только у знатных римлян, его могли отобрать. Портрет возникает благодаря римскому пониманию человека,делается не для умершего, а для потомков. Портрет возникает в патрицианской среде, направлен на определенный круг граждан. Как правило, делали греки. Тогда римская идея выполнялась с греческим совершенством. Портретные маски предков, хранились в ларариуме. Истоки: надгробие из города Вольтерра –сознательно заостряют портретные черты; нет стремления разобраться в том, кто этот человек, только конкретно передать конкретные черты. Второе, это «голова Брута» ( Капитолийский музей Рима), возможно был большой памятник, сохранилась только голова. Италийский памятник, большая сдержанность. Не только подробность, но и желание воссоздать человеческую индивидуальность. От масок берется многое, но развитие римского портрета имеет более сложный характер: это не только точное сходство, но и духовная наполненность. Тагатус Барберини (портрет римлянина с масками предков), Капитолийский музей, 1в: сама статуя и два лица (без верхнего лица) в Августовское время. Изначально, голова самого Тагатуса тоже была Августовского времени, но потом ее заменили. Портрет патриция из Отриколи, музей Торлония в Риме, 70-50е: мрамор, в республиканскую эпоху практически всегда изображает зрелого, если не старого мужчины. Лицо, кок топографическая карта, через него показывают историю человека. Стереометрия, чувство объема, массы, проработки. Это также и изображение личности и индивидуальности. Женские портреты всегда более идеализированные.
|
Портреты Августовского периода: изображения римлян входят в общественные памятники (изображение отдельного человека носит общественный характер). Обращение к греческим традициям – идеализируются образы. Стилевая, формальная, типологическая стилизация (за образцы герои, победители и так далее). Композиции понятные, симметричные, спокойные, лица узнаваемые, но обобщенные и идеальные. Продолжается идея передачи внешнего сходства, но сейчас меняются акценты и само понимание портрета. Республика – портреты четкие, застылые, суровые. Сейчас появляется взгляд в бок, в сторону, наклон головы, возникает физическое изображение, которое есть выражение движения души. Этот образ уже имеет эмоции, внутренний мир. Формируются типологии императорского портрета. Статуя Августа в тоге, Национальный музей Рима, 1в (тогатус старая иконография). Тога одета на голову, то есть он совершает жертвоприношение. Пластичность, ритмика складок указывают на греческие образцы. Фигура и голова делаются отдельно, голова вставляется в портрет, они обладают разной стилевой характеристикой. Холодная рассудочность. Император-воин, Ватикан, статуя Августа из вилле Ливии в Прима-Порте, она являлась копией грандиозной бронзовой статуи. На частной вилле правителей есть изображение Августа как общественного монумента. Стояла в нише – рассчитана на фасадную точку зрения. Рука типа в жесте Аве – ориентация на привычную римскую типологию такой статуи. На республиканскую иконографию накладывается новая идея имперской власти. Есть хиазм, подражание общеизвестной ситуации греческой пластики (подобен Дорифору). Для греков важна обнаженность (несет смысл славы и величия), римляне меняют ситуацию. Римлянин герой, когда он одет в кирасу, военные доспехи (одежды). Совмещаются важные моменты для Августовского классицизма. Доскональность римского искусства – есть кираса, на которой рельеф. При Крассе римляне проиграли и потеряли свои значки легионов. На доспехах изображено событие, когда Парфяне пришли с посольством к Августу, сказали, что они не имея с Римом никаких военных действий, просто проникнувшись величием Августа, возвращают Риму значки легионов. У ноги Амур на дельфине – атрибут Венеры. Август в виде Юпитера, Эрмитаж. Статуя Августа из Кум. До пределов доведен идеал, холодный, пример идеального августовского классицизма. Рафинированный, тонкий классицизм. Был еще и четвертый тип – конный памятник. Возрастает роль женщины –масса женских портретов. Портрет Ливии, Эрмитаж, молодой тип, мрамор, сохраняется республиканская сочность. На голове сходящийся лавровый венок. Портрет Ливии из Лувра, зрелый тип, базальт. Отвлеченность. Портрет Ливии из Национального музея Рима, мрамор, но отвлеченность, глаза навыкате, на голове чуп. На ряду с классической составляющей, есть сохранение республиканских приемов и черт, большая детальность. Портрет жреца богини Исиды из Тибура, Национальный музей. Перечисление всех черт, но есть и пластическая наполненность. Камея Августа из Вены, итог развития августовского искуссва. Регистровая композиция, снизу римские воины воздвигают трофей (историческая тема триумфа и победы); в верху сидит император Август, он сидит среди богов, на него возлагают лавровый венок.
|
Юлии-Клавдии: Портрет Клавдия в образе Юпитера, Ватикан. Стоит, у ноги орел. Усложняется композиция и хиазм. Сильнее контраст между идеализированной проработкой троса и драпировками. Портрет Калигулы, 30-40е из Копенгагена (голова). Понимание объема, трактовки лица – Август, но более реалистичен. Возникает движение, чуть повернута голова. Портрет Нерона из Римского национального музея. Усиливается моделировка объема, вновь обращение к эллинизму. Одутловатый, волосы наверх, есть баки.
Флавии: интерес к монументальной форме, статуи грандиозные, изображены в сложном движении. Изображение лица носит характер театральности, парадности, сознательного усиления экспрессии. Есть желание войти в контакт со зрителем, убедить того в своем величии. Изменяется манера трактовки мрамора, контраст света и тени, полированной и не шлифованной поверхности. Широко используется бурав. Сохраняется две типологии: частный и общественный портрет. Портрет показывает эмоцию, перепад чувств, но и обогащает характерным подчеркиванием личности. В республиканском портрете человек полон собственной достойности. Флавианский портрет другой (да я мерзавец, да у меня неправильные черты лица, но я такой, какой я есть, и этим я великолепен). Важна сама неповторимость, а не моральная оценка. Это сильное искусство. Статуя Тита из собрания Римского музея. По типологии подобен Августовскому портрету (с вытянутой рукой), но более грубо. Нерва в виде Юпитера, сидит. Август сидел спокойно и благородно, здесь он сидит развалившись, подчеркивается значение атрибута. В Ватикане Нерва-Юпитер –бюст. Портрет Веспансиана, из Римского Национального – общественный, есть некая идеализация образа, концепция мудрого правителя, думающего о народе. Из Копенгаген – другая трактовка, графичен, улыбается. Частный портрет, здесь не надо себя приукрашивать. До последней минуты у него сохраняется ощущение насмешки и иронии (он сказал, что деньги не пахну; умирая, он сказал, увы, кажется, я становлюсь богом). Цецилий Юкунд, национальный археологический Неаполя, частный бронзовый портрет. Отчетливый натурализм образа, ничего не скрывается. Кривое лицо. Вибия Матида младшая (старшая сестра Сабины, жены Адриана), Фьезоле (?). Видны возможности бурова. Шея не выдерживает тяжести прически (прям барокко в прическе), она наклоняется. Откровенная чувственность, когда свет падает, ее мочки уха пропускают свет. Цинизм барокко, позволяющий снижать высокое и возносить низкое.
Антонины: опять важна идея славы, ориентир на республиканские идеалы. Строгость, порядочность. Окончательно сформулирована тема бюста, широко используется буров. В 106 празднуется 10л династии, стилистически (более продуманно) меняется портрет. Портрет Траяна из ГМИИ, до 106г. сохраняется внутренняя изменчивость, динамика. Скупая проработка объемов, сухая трактовка волос (как будто ранний). Портрет Траяна после. Мудрый государственный муж. Портрет Платины (жена), графическая, сухая манера. Портрет Адриана, 110е, Римский национальный музей. Парадный императорский портрет, плащ и др, но есть детальная проработка лица. Есть бородка (подражал греческим философам).
Портрет Адриана из Остии. Частный императорский портрет, в трактовки видим внимание к другим ценностям.
Портрет жены Адриана, Сабины (статуя из Рима, бюст из Ватикана, статуя из Лувра (с рогом изобилия). Элемент чувствительности, нежности, эмоциональности, затаенная грусть. Портрет Антонина Пия из Палаццо Масимо (Римский национальный музей). В бровях четкая насыщенная пластически обработка. Контраст проработанного и «рыхлого» (волосы) мрамора. Момент эмоциональности, момент неопределенности состояния человеческого духа. С Марка Аврелия интерес к внутреннему миру, чувствуется ощущение безысходности, того, что уже ничего нельзя изменить. Портрет Марка Аврелия из Лувра, стремление раскрыть внутренний мир, усиливаются пессимистические настроения. Кудрявые волосы и борода. Конная статуя Марка Аврелия, 160-180е, бронза, стояла там, где жил МА и потом Константин с матерью Еленой. Поэтому считали, что это статуя Константина, поэтому то она и сохранилась до наших дней. Микеланджело, когда начал ансамбль площади, сначала поставил по центру статую. Мерный шаг коня (переднее копыто поднято и чуть-чуть выступает на объем пьедестала). Конь выезжает из прошлого Рима и едет в будущий (идея вечного Рима). Жест «городу и Вселенной», вытянутая чуть вперед рука. Конь выезжает со стороны форума Романума и головой направлен на Марсово поле (в 16в там жило основное население). В трактовке головы показан думающий человек. Коммод, Вена и Ватикан, в данном случае выступает как сложная личность, думающий, эмоциональный (концепция, важная для эпохи); памятник раннего времени. Коммод, Капитолийский музей, трактован не как человек со внутренним миром, а как символический мотив. В образе Геракла, конкретный образ Геракла, держит в руке яблоки Гесперид, а бюст укреплен на державе (то есть портрет владыки всего мира), важна идея прославить, а не раскрыть человека. Портрет «Сириянки », сер 2в, из восточных провинций. Вписывается в общую идею портрета. Внимание к проработке волос (уложены ракушкой), бровей и глаз. Но и восточные традиции. Глаза проработаны, но чуть больше (увеличение части человеческого тело –характерно для востока). Глаза показывают, что она думает.
Северы: Портрет Юлии Домны, глиптотека Мюнхена, ок200х. Большая отвлеченность и сухость. Волосы –уже не живая человеческая ткань, а тяжелая еле расчлененная шапка, самостоятельная и самодостаточная (волнами единой массой скатываются до плеч). Брови более схематичные, мрамор заглаживается, глаза увеличиваются. Каракалл из Рима и из Копенгагена. Ранний и более поздний портреты. Неприкрытая правдивость, полный отказ от идеализации. В республиканском портрете –это достоинство, здесь это грубая, обнаженная и сильная трактовка человека. Такой портрет полностью обнажает сущность во всей ее реальности. Гай Максимин Фракиец, Капитолийский музей, 235-238г. 1 из солдатский императоров. Ориентация на республиканские образцы. Но композиция сбита, невыявленность пластики, главное –портретные черты. Это примитивно, грубо. Филипп Аравитянин, 240е, Эрмитаж. Правдивость, лишенная детализации, но в лице есть ощущение тревоги. Фронтальная фиксация, на обобщенную ткань накладывается голова. Портрет Гордиана 3 (?).На саркофаге Ацилиев, около 270х. принцип жизнеподобия уже не существенен, важна утрировка внутреннего мира. Глаза – главная цель (сильно увеличены). Живет идея, а не материальный объект. Саркофаг Людовизи 3в. Сцена сражения. Вообще ситуация сражения, а не конкретного. Идея смерти, распространяющейся везде. Нет фона, все в фигурах, чуть-чуть выделена фигура правителя. Фигуры вытянуты на переднюю плоскость.
Портрет Требониана Галла, 250е. бронза, Метрополитен. Идея героизма трактуется через обнаженную мужскую фигуру, пропорции нарушены. Главное – жест и лицо. Предельно натуралистическая обработка лица и отвлеченная тела. Толстый, голова маленькая. Статуя Тетрархов, Венеция, Базилика Св.Марка. Идея величия и единство Римской Империи, пластически не прорабатываются, важна мысль. Красный порфир, обрабатывается сложнее – он обобщен. Она обобщены, идея единство – четыре фигуры как бы слиты вместе. Стоят на углу. Статуя Константина из базилики Макценция и Константина. Показывает изменение римского языка. Принцип жизнеподобия не господствует, важна идея.