Материал очень ограничен. Упускаем монументальный характер живописи, так как из стены вырезали куски. Интерьер римского дома представлял собой музей, важен принцип иллюзионизма (подобия). Римская декорация – всегда некая декорация (римский бетон), наложенная на архитектурную систему. Повествовательность (то же видели на рельефных композициях).
Фреска из базилики Геркуланума, 60е-70е г н.э. Тесей-освободитель. Трактовка опирается на греческое понимание, фигура приближена к переднему плану, занимает все пространство, почти не понимаем где все происходит. Нет конкретики изображение, нет подробного изображения. Тема апофеоза, прославления героя. Совершенен по художественной форме.
В другой фреске на ту е тему уже другое восприятие. Повествовательность есть –желание показать, что произошло до описываемого события, включается архитектурный пейзаж. Ключевой эпизод включен в контекст.
Триумфальные картины. До нас они не дошли. У Мантенья (Триумф Цезаря) на заднем плане видно, как во время триумфа несут такие картины. Еще известны по литературным сведениям. Картины всегда связаны с триумфом, проносятся во время шествия, потом выставляются в каком то памятном месте. Первое упоминание о них –н 3в до н.э. Такие картины практически не характерны для греческого искусства. Триумфальная картина в римском сознании воспринимается как точное воспроизведение событий. То есть важен принцип предельного жизни подобия. Часто эти картинные рассказы сопровождались аллегорическими изображениями, важно жизнеподобие рассказа.
Памятники декорации условно делятся на 4 Помпеянских стиля:
Первые два относятся в периоду Республики.
· 200-100/80г до н.э. 1й Помпеянский стиль.
|
Имитация мраморной декорации, причем в стене были реальные углубления. Такие примеры известны и в греческом искусстве. Как правило греки изображали только горизонтальные мраморные плиты (горизонтальное членение), римляне вводят и вертикальное членение (декорация тектонична, живопись не только украшает, но и организовывает), возникают карнизы, зона цоколя (часто были сделаны в конкретном объеме). Памятники еще нейтральны относительно стены, организуют плоскость. Декорация дома самнита. Дом Саллюстия в Помпеях.
· 100/80г – 20/15г до н.э. 2й Помпеянский стиль.
Радикально меняется система монументально-декоративного убранства интерьера. Стена еще украшается «мрамором», возникают и некоторые архитектурные членения. Дом Грифонов, Рим, на Палатинском холме. Сохраняет и элементы 1 и намечающиеся элементы 2го (позже был включен в ансамбль другого дома). Включается архитектурная декорация, уподобляет стену дома сложным архитектурным формам, эффект подчеркнутого натурализма. Стена лишена плоскостности, имеет некоторые прорывы в пространстве за собой. Интерьер лишается определенности и ограниченности. Важна связь живописи с развитием архитектуры, сознательно усложняется декорация, для того, чтобы сделать пространство более развитым. В это время и архитектура усложняется.
Вилла Фания Финистра в Боско-Реале. Содрали со стены, воссоздана комната. Вся стена расчленена на отдельные композиции с помощью иллюзорной архитектурной декорации, уподобляющейся реальной архитектуры (большой и малый ордера). Сознательно подчеркивается мотив портика, сквозь который мы смотрим на «реальный» пейзаж. Как правило реальный пейзаж, видимый из-за окна, совпадал с нарисованным пейзажем. Каждая стена самодостаточна. Каждый из элементов пейзажа четко отделяется один от другого.
|
Есть сознательная драматизация изображения. В частном доме мы видим декорация театрального зала. Театрализация загородного быта крайне важна. Декорация обязательно соответствует назначению здания и функции помещения. Между темами есть перекличка, декорации перекликаются, но это не копия, в некоторых нюансах они всегда разнятся.
Вилла Мистерий. Декорация предназначена для этого конкретного архитектурного интерьера. Не известно, подражали ли грекам. Скорее всего, здесь посвящение новенькой в Диониссийскую мистерию.
Дом на Исквилинском холме в Риме, сейчас в музее Ватикана. История путешествий Одиссея (из 10 книги), приезд Одиссея в страну листригонов, Аид, и Церцея. Наиболее драматичные сюжеты. Пейзажи имеют один фон, но мы смотрим на них сквозь архитектурный глубокий портик. Возникает пейзажная декорация. Пейзажная композиция трактуется через те эмоции, которые характерны для персонажей. Нападение листригонов на спутников Одиссея –волнующийся пейзаж. То есть пейзаж разъясняет то, что нарисовано.
Фреска «Альдобрандинская свадьба » (Ватикан). Брачная церемония (девушка и 2-3 богини подготавливают ее?). Тона мягкие. Центр –ложе, там сидит взволнованная невеста, ее успокаивает Афродита, у изголовьяждет Гименей, в ногах, облокотившись, стоит Харита с флаконом благовоний в руке.
Живописная традиция овладевает основными жанрам.