Изменения касаются атриумно-перистильного дома. Меняются материалы, строятся в технике римского бетона. Из-за социального расслоения появляется развитой средний класс, помимо знати и плебса. Переориентация на загородную виллу. Уменьшение роли и значения атрия, вся функция сосредотачивается вокруг перистиля, атрий становится парадной прихожей, теряет свое архитектурное значение, теряется осевая композиция, он меньше, может быть в стороне. Наиболее популярные – коринфский атрий (уподобляется перистилю). Ко 2в атрий исчезает. Геркуранум: дом мозаичного атрия и дом олений (62-79г н.э.). Оба на границе города, ориентированы на морское побережье (пейзажная ориентация). Дом мозаичного атрия. Нарушается логика осевой композиции, вестибюль находится сбоку. Разные оси: вестибюль, атрий, таблинум. Вторая ось: перистиль, триклиний, маленький портик и морской вид. В перестильном дворе бетон, перистиль выделяется. В конце двора огромный триклиний и вид на море, то, ради чего строится весь дом. Дом Лареи Тибуртино в Помпеях. Террасный дом, осевая композиция вокруг перистиля. Дом Веттиев. Небольшой вестибюль, тосканский атрий, нет таблинума, потом переход в перистильный двор (то есть атрий становится как бы большим вестибюлем).
Дом Фортуны Ананарии в Остии и Дом Купидона и Психеи. Атрий полностью отсутствует. Через вестибюль сразу попадаем в перистиль, он становится главный украшением, сосредоточение всей жизни. Здесь арка опирается на колонну – восточная традиция, так как у Рима арка опирается на столб. Эта колонна состоит из 4х пилястр, более сложное решение; виден контраст между тяжелым верхом и легким низом. Триклиний украшен Нимфеем (вода, пластика стены). В доме Купидона и Психеи вообще нет атрия. В маленькой кубиколе статую Куподона и Психеи.
|
Инсула – многоэтажный жилой дом. Новая типология, появилась в конце республики, распространилась в Империи. За основу берется таберна. Параллелепипед, 7-8этажей, центральная власть проводила ограничение этажей, но его не соблюдали. Внутри деревянные перегородки, они горели (власть ограничивала использование дерева). Подрядчики воровали, в бетон подмешивали много песка, поэтому они часто разрушались. В нижнем этаже ряды таберн, вверху жилые помещения. Вводится система внутреннего двора для дополнительного освящения. Отдельные ярусы выделяются карнизом. Инсула около Капитолийского холма – идея единой бетонной массы. Четко делятся по социальному принципу (для более богатых и для бедняков). Дом в саду в Остии при Траяне, для более богатых. Таберны ориентированы и во внешний мир и во внутренний двор, инсулы трех этажные, большие многоквартирные, многокомнатные помещения, продумана композиция каждой из квартир. Большие окна, не нужен внутренний двор, так как дом неширокий. Инсула Дианы, Остия, более скромный. Выходит на боковой фасад Капитолийского храма. Выделяются вертикальные оси, завершает карниз. Обязательно укрепление угла. Возникает замкнутый отгороженный архитектурный объем. Здесь есть внутренний двор, так как комнаты меньше, их больше, они ориентированы как на внешнюю сторону, так и на внутренний двор. Источник огня выносился во внутренний открытый двор, для снижения угрозы пожара. На первом этаже могли быть таберны; могла полностью состоять из квартир или по периметру окружалась портиками (не подает из окон, для 2эт –терраса). Инсула на ул. Джулио Романо, Рим, 2в. 5-6эт (сохранилось 4), кирпичные стены, бетонные своды, длинный общий коридор, туда выходят квартиры (коридор и 3комн). На 3эт внешний коридор (балкон на консолях).
|
Виллы: изменяется типология, идеи остаются. Вилла рустика (1) существеует, но несколько усложняется композиция. Вилла Франколизе в Сан роке. Вилла рустика разделяется на две части: хозяйственный дворы в стороны, дальше дорога, потом уже вилла (господский дом). Вилла на платформе (Мистерий) трансформируется в сторону виллы маритима (2). Вилла Тиберия на Капри (вилла Юпитера). Огромный ансамбль на вершине холма, весь сделан на субструкциях (а не следует за природой). Он страдал манией преследования, поэтому все комнаты сделаны так, чтобы изолировать царские покои от придворных и от стражи. Центр, по сути, функциональная постройка, в ансамбль включаются термы, есть помещение стражи, на верху тронный зал с экседрой и в то же время, видовая площадка. Есть огромный протяженный портик для прогулок, там были комнаты для еды переодеваний, прогулок. Вилла террасная (2.1). Вилла «Грот Катулла », 2в. Катулл отношения к ней не имеет, на берегу Гардского озера. Огромная терраса на субструкциях из монолитного бетона. Внутренний двор имеет функциональное назначение. Регулярный, четкий, симметричный характер. Вилла в заливе Валькотена на Брионских островах. Здесь возникает пейзажный тип виллы (2.2). С одной стороны вписана в рельеф, с другой нарушает и достраивает. Виды имеют архитектурное оформление. Неправильная по плану, может легко развиваться, не симметричная, состоит из маленьких помещений, расположенных вдоль побережья залива (иногда смотрит сама на себя). Еще один тип виллы (третий). Вилла с двух башенным фасадом (3) (лоджия связывает две башни), возникает во 2в. Вилла Сета Бассы на Виа Латина в Риме, 140-160г в несколько приемов. Главный корпус и парк, потом другие объемы и термы, потом двух башенные фасады. Большая отгороженность от окружающего ландшафта, но есть лоджии (архитектурно оформленная видовая точка). Обилие такой типологии на территории всей империи обеспечило ее сохранение (местами латентное) до 15 века, где она пережила трансформацию и оказала влияние на виллы нового времени. В Галлии возникает П-образный план, две башни и лоджии как начало (въезд) в виллу рустика. Вилла Диоклетиана в Сплите.