За образец берется искусство Греции 5-4в, холодная рассудочность, ясность, покой. Менее творческий характер. Искусство Августа политизировано.
Алтарь Мир, 15-9г до н.э., на Виа Лакра (продолжение Виа Фламиния), по Марсову полю (уже есть мавзолей Августа).
Дом на Исквилинском холме в Риме (Ватикан), сохранилась живописная декорация, посвящена первым шагам римского государства (пастух, мужчине подносят двух близнецов). Тема интересовала и частных лиц. Путешествия Одиссея (нападение листригонов, Аид, Церцея), наиболее драматичные сюжеты, в пейзажном окружении (смотрим сквозь а/д ->пейзажная деклорация), пейзаж трактуется через человеческие эмоции.
Портреты Августовского периода: изображения римлян входят в общественные памятники (выходят за пределы частного употребления). Изображение отдельного человека носит общественный характер. Обращение к греческим традициям – идеализируются образы. Стилевая, формальная, типологическая стилизация (за образцы герои, победители). Композиции понятные, симметричные, спокойные, лица узнаваемые, но обобщенные и идеальные. Продолжается идея передачи внешнего сходства, но меняются акценты и понимание портрета. Республика – портреты четкие, застылые, суровые. Сейчас появляется взгляд в бок, в сторону, наклон головы, возникает физическое изображение, которое есть выражение движения души (есть эмоции, внутренний мир). Формируются типологии императорского портрета.
Статуя Августа в тоге, Национальный музей Рима, мрамор, 1в (тогатус – человек, одетый в тогу). Тога одета на голову, то есть он совершает жертвоприношение. Обращается к старой иконографии – тогатус, пластичность, ритмика складок указывают на греческие образцы. Фигура и голова делаются отдельно, голова вставляется в портрет, они обладают разной стилевой характеристикой. Холодная рассудочность
|
Император-воин, Ватикан, статуя Августа из виллы Ливии в Прима-Порте, копия грандиозной бронзовой статуи. На частной вилле правителей есть изображение Августа как общественного монумента. Стояла в нише – рассчитана на фасадную точку зрения. Рука типа в жесте Аве – ориентация на привычную римскую типологию такой статуи. На республиканскую иконографию накладывается новая идея имперской власти. Есть хиазм, подражание общеизвестной ситуации греческой пластики (подобен Дорифору). Для греков важна обнаженность (несет смысл славы и величия), римляне меняют ситуацию. Римлянин герой, когда он одет в кирасу, военные доспехи (одежды). Совмещаются важные моменты для Августовского классицизма. Доскональность римского искусства – есть кираса, на которой рельеф. При Крассе римляне проиграли и потеряли свои значки легионов. На доспехах изображено событие, когда Парфяне пришли с посольством к Августу, сказали, что они не имея с Римом никаких военных действий, просто проникнувшись величием Августа, возвращают Риму значки легионов. У ноги Амур на дельфине – атрибут Венеры.
Август в виде Юпитера из Кум, Эрмитаж. До пределов доведен идеал, холодный, пример идеального августовского классицизма. Рафинированный, тонкий классицизм. Сидит, полуобнажен, идея хиазма (левая нога и правая нога выдвинуты), в правой руке держава, на ней Ника, в левой –скипетр.
Был еще и четвертый тип – конный памятник. Та же система важна и для бюстов.
|
Возрастает роль женщины. Масса женских портретов. В мужских портретах продолжали идею императора, в женских, портретов императрицы.
Портрет Ливии, Эрмитаж, сохраняются республиканская сочность. Мрамор, молодой тип. На голове лавровый венок (у лба расходится). Портрет Ливии из Лувра, зрелый тип, базальт. Отвлеченность. Портрет Ливии из Национального музея Рима, мрамор, зрелый тип, глаза навыкате, на голове какой-то начес.
На ряду с классицизирующей составляющей, есть сохранение республиканских приемов и черт, но большая детализированность. Портрет жреца богини Исиды из Тибура, Римский Национальный. Перечисление всех черт, но есть и пластическая наполненность. Камея Августа из Вены, итог развития августовского искусства. Регистровая композиция, снизу римские воины воздвигают трофей (историческая тема триумфа и победы); в верху сидит император Август, он сидит среди богов, на него возлагают лавровый венок.
В живописи имеем дело с провинциальными памятниками и римскими, связанными с императорской семьей. Дом Ливии на Палатине, декорация таблинума –показательный 2й стиль, разработанная архитектурная декорация не вымышлена, а реальна; а/д совмещается с панно (разрывают стену, не картина, а реальный вид за окном). Копия Никея «Ио, Гермес, Аргос», иллюзионизм, а/д реальные масштабы; напротив триумф Галатеи.
Дом на правом берегу Тибра (на месте виллы Фарнезино), 30-35г, Марка Аргиппы, художник Селевк (грек), граница между 2м и 3м (15-62г н.э.) стилем. Архитектура начинает терять реалистический характер. 3й стиль: торжество плоскости стены, архитектура не реалистична, нарушены законы тектоники, декорация отрицает проломы в стене, усиливаются пространственные и иллюзионистические приемы. В «окошечке» воспитание младенца Диониса, «оконный проем» оформляется ордерным портиком с цоколем. Консоль держит мраморную картину (живописную картину на мраморе). Это помещение имело цилиндрически своды. На сводах развитая стуковая декорация. Умение и желание разбить композицию на отдельные сегменты, сцены обычно пейзажные, туда могут включаться мифологические персонажи, много тем, связанных с Египтом и востоком. Во второй спальне меняется колорит, больше элементов 3го стиля. В убранстве спальни эротические сюжеты. Возникает тема фестонов, но более декоративная. Есть нечто вроде фантастического пейзажа, но черный фон (игра, прихотливость, сложность). В коридоре стада, пастухи, театральные маски, статуи богов, гавани, корабли, море, портики и так далее. Культ разнообразия и вариативности.
|
Альдабрагинская свадьба (Ватикан) – уравновешенность в композиции, последовательность рассказа (августовский классицизм в живописи). Благодаря архитектурным формам, есть отдельные части фрески. Все более спокойно, ясно, естественно.
Вилла Ливии в Прима Порте. Прямоугольный вытянутый зал с одним входом на длинной стороне (подземное помещение, иппогей – подземный зал). Важны принципы иллюзионизма, ощущение, что мы в саду. Напротив входа декорация лавровой рощи, много моментов связывают декорацию с личной жизнью Августа, с его поступками, восприятием. Август построил виа Фламинию, вилла стоит на ней. Лавр – культ Аполлона, символ триумфа, спасение от молнии, связан с виллой и с ее здоровьем. Август боялся молний и солнечного света, боялся спать один, то есть подземное, затемненное помещение было его любимым. Август не любил больших помещений, виллы он любил скромные, украшал их рощами, а не статуями и картинами. Мы как бы находимся в беседки, то есть сначала на стене плетеная загородка с проемами (по осям), за первой оградой есть перспектива, а дальше мраморная ограда, по бокам она чуть отступает и там изображаются елочки, за оградой лавровая роща. Это изображение конкретной зелени. С одной стороны пиния (торцевая, находится в «экседре» мраморной стенки), напротив изображен дуб. Есть регулярная планировка в саду, деревья семантичны, декорация имеет прямое отношение к Августу. Декорация отражает личность заказчика. Наверху стуковая декорация.
Картины имеют разные жанры: мифологические (дом наказанного Амура в Помпеях), мифологическая тема лишается пафоса, подобна простой бытовой, помещается в великолепный пейзаж. Дом золотого браслета в Помпеях – садовая живопись. Портреты (девушка, пишущая письмо из Неаполитанского музея) – тондова композиция. Есть тип портрета на щите, на который помещается или живопись или скульптурная голова – идея прославления. Портрет воссоздает эмоцию человека, персонаж имеет изменчивый внутренний мир (а не прославление личности). Портрет Теренция Нео с женой, он был юристом, важен атрибут (свиток). Натюрморт, также носит сакральный смысл (так как часто изображен в ларарии, то есть является приношением ларам). Проходной дворец Нерона, есть гротески (термин используется, так как Нероновскую живопись находили в гротах, остатках Золотого дворца). Уход Патрокла в бой.
30. Искусство I века н.э.
Юлии-Клавдии (14-68г):
Августовские традиции продолжаются, но искусство становится более разнообразным, не столь прямолинейным. Больше набирает силу внесение в спокойный язык элементов большей реалистичности и разнообразия композиции, возникает живописность, драматизм. Алтарь Благочестия (Милосердия), виа Фламиния, публичный монумент, стоял на Марсовом поле. Выполнял ту же функцию, что и алтарь Мира. Алтарь Магистратов из палаццо Канчелерия, 40е гг. Показывает церемонию римских магистратов в честь праздника гения Августа. Пластический язык, но другая ритмика. Возникает обращение к предшествующему республиканскому языку. Лица более грубые и мужиковатые. Портрет Клавдия в образе Юпитера, Ватикан(?). Вместо сидящей, стоящая статуя. Усложняется композиция, более сложный и драматичный хиазм. Еще сильнее контраст между идеализированной проработкой троса и драпировками. Портрет Калигулы (голова), 30-40е из Копенгагена. Понимание объема, трактовки лица – Август, но более реалистичен. Возникает движение, чуть повернута голова. Портрет Нерона из Римского национального музея. Усиливается моделировка объема, вновь обращение к эллинизму.
Живопись: Дом на Эсквилинском холме в Риме, сохранилась живописная декорация, посвящена первым шагам римского государства (пастух, мужчине подносят двух близнецов). Тема интересовала и частных лиц. Там же путешествия Одиссея. Мы имеет дело с римскими памятниками, связанными с императорской семьей. Дом Ливии на Палатине, декорация таблинума. Один из наиболее показательных памятников 2стиля. Разработана архитектурная декорация, но не вымышленная, а реалистичная. Архитектурная декорация совмещается с панно, которые разрывают пространство, это не просто картина, а вид, который мы можем видеть из окна. Это всегда мифологические сцены. Копия картины Никия, изображает Ио, Гермеса и Аргоса. В росписи глубинная архитектура, иллюзионизм, архитектурная декорации имеет реальные масштабы и пропорции, используются разные размеры ордеров, раскрепованый антаблемент. Напротив, триумф Галатеи. Дом на правом берегу Тибра (на месте виллы Фарнезино). Позднее дома Ливии, 30-35г, принадлежала Марку Аргиппе. Есть подпись художника Селевка, то есть греческий художник исполняет римскую монументальную декорацию. Здесь граница между 2м и 3м (15-62г н.э.) Помпеянским стилем. Архитектура начинает терять свой реалистический характер, меняется язык архитектурной декорации. 3й Помпеянский стиль: торжество плоскости стены, архитектура не реалистична, нарушены законы тектоники, декорация отрицает проломы в стене, усиливаются пространственные и иллюзионистические приемы. В «окошечке» воспитание младенца Диониса, «оконный проем» оформляется ордерным портиком с цоколем. Консоль держит мраморную картину (живописную картину на мраморе). Это помещение имело цилиндрически своды. На сводах развитая стуковая декорация. Умение и желание разбить композицию на отдельные сегменты, сцена обычно пейзажные, туда могут включаться мифологические персонажи, много тем, связанных с Египтом и востоком. Во второй спальне меняется колористическое решение, больше элементов 3го Помпеянского стиля. В убранстве спальни эротические сюжеты. Возникает тема фестонов, но более декоративная. Есть нечто вроде фантастического пейзажа, но черный фон (игра, прихотливость, сложность). В коридоре стада, пастухи, театральные маски, статуи богов, гавани, корабли, море, портики и так далее. Культ разнообразия и вариативности. Альдабрагинская свадьба, Ватикан – уравновешенность в композиции, последовательность рассказа (августовский классицизм в живописи). Благодаря архитектурным формам, есть отдельные части фрески. Все более спокойно, ясно, естественно. Вилла Ливии в Прима Порте. Прямоугольный вытянутый зал с одним входом на длинной стороне (подземное помещение). Важны принципы иллюзионизма, ощущение, что мы в саду. Напротив входа декорация лавровой рощи, много моментов связывают декорацию с личной жизнью Августа, с его поступками, восприятием. Мифологический жанр (дом наказанного Амура в Помпеях), мифологическая тема лишается пафоса, подобна простой бытовой, помещается в великолепный пейзаж. Дом золотого браслета в Помпеях – садовая живопись. Портреты (девушка, пишущая письмо из Неаполитанского музея) – тондова композиция. Есть тип портрета на щите, на который помещается или живопись или скульптурная голова – идея прославления. Портрет воссоздает эмоцию человека, персонаж имеет изменчивый внутренний мир (а не прославление личности). Портрет Теренция Нео с женой, он был юристом, важен атрибут (свиток). Натюрморт, также носит сакральный смысл (так как часто изображен в ларарии, то есть является приношением ларам). Проходной дворец Нерона, есть гротески (термин используется, так как Нероновскую живопись находили в гротах, остатках Золотого дворца). Уход Патрокла в бой.
Флавии(69-98).
Утверждение легитимности, значение, славных дел. Идея божественности императора, прославление носит более откровенный характер. Прославление с точки зрения военных триумфов. «Трофей Мария », на самом деле это трофей Домициана, скульптурный памятник, больше 4х метров. Несет идею славы и возвеличивания воинских подвигов. В отличие от Юлиев-Клавдиев, которые изживали классицизм, здесь к классицизму уже не обращаются. Обилие сочных деталей в большом количестве, интерес к драматическим эффектам, усиление контраста и экспрессии (искусство носит «барочные черты»). Трофей – это столб, на который вещались военные доспехи, который украшался военной атрибутикой. Рельеф сената и римского народа во время процессии из палаццо Канчелерии. Большой масштаб (6 Х 2). Меняется характер рельефа, трактовка рассказа, ритмическая организация. Интересует подробный рассказ, имеет внутреннюю дискретность но большая простонародность, сухость, ритмика сдержанная. Рассказ очень подробный, с обилием деталей, трактовки портретов, жестов. Не только движение вдоль поверхности, но и движение в глубину. Движение резкое, порывистое, динамичное (более пластически артикулированный, «барочный» эффект). Рельеф сильно выступает из плоскости изображения. Рельефы арки Тита. Интерес к монументальной форме, статуи громадный, сложное движение. В портретеизображение лица носит характер театральности, парадности, сознательного усиления экспрессии, желание войти в контакт со зрителем, убедить того в своем величии. Изменяется манера трактовки мрамора, есть контраст света и тени, полированной поверхности и поверхности не шлифованной. Широко используется бурав. Сохраняется две типологии: частный и общественный портрет. Портрет показывает эмоцию, перепад чувств, но и обогащает характерным подчеркиванием личности. В республиканском портрете человек полон собственной достойности. Флавианский портрет другой (да я мерзавец, да у меня неправильные черты лица, но я такой, какой я есть, и этим я великолепен). Важна сама неповторимость, а не моральная оценка. Это сильное искусство. Статуя Тита из собрания Римского музея. По типологии подобен Августовскому портрету (с вытянутой рукой), но более грубо. Нерва в виде Юпитера, сидит развалившись, подчеркивается значение атрибута. Портреты Веспансиана, из собрания Римского Национального музей – общественный, есть некая идеализация образа, концепция мудрого правителя, думающего о народе. Из собрания в Копенгагене – другая трактовка, графичен, улыбается. Частный портрет, здесь не надо себя приукрашивать. До последней минуты у него сохраняется ощущение насмешки и иронии (он сказал, что деньги не пахну; умирая, он сказал, увы, кажется, я становлюсь богом). Цецилий Юкунд, Национальный музей Неаполя, частный бронзовый портрет. Отчетливый натурализм образа, ничего не скрывается. Вибия Матида младшая (старшая сестра Сабины, жены Адриана). Видны возможности бурова. Шея не выдерживает тяжести прически (прям барокко в прическе), она наклоняется. Откровенная чувственность, когда свет падает, ее мочки уха пропускают свет. Цинизм барокко, позволяющий снижать высокое и возносить низкое.
Живопись: после землетрясения 62г в Помпеях центральная власть помогает, реставрационные работы. Художники приносят новые столичные вкусы. Возникает 4й Помпеянский стиль, сбирает в себя элементы 2го и 3го стилей. Интерес к пропорциональной архитектуры, к прорыву пространства (декорация очень пластична и драматична), но есть необязательность и прихотливость, сложность и экспрессия. Фигуры как бы выходят из дверей (сюжетные и пространственные эффекты). Обилие театральной декорации и тематики. Есть изображение театральной пьесы, а не изображение самого сюжета. Дом Веттиев. Помещение, выходящее в перистильный двор. Украшено копиями произведений греческих художников разных эпох и центров. Сюжетные композиции вписываются в интерьер. Вход – тема Приапа (плодородия дома). Атрий – желание рассказать о необычном (то есть амурчики занимаются не своим делом, а сельским хозяйством и играми). Левая композиция – младенец Геракл со змеями (Зевксис, 5в), смерть Пентфея (отказался участвовать в Диониссийских мистериях, мать и сестры растерзали, 5в), казнь Дирки (3в). На левой композиции мы входим и свет падает слева. Все три сюжета драматические. Рассказ в построении композиции тоже с лева направо (как мы двигаемся), рассказ не нарушает наше пребывание в пространство, развиваются вдоль передней плоскости, не дают взгляду уйти вглубь (слева к краю алтарь).
31. Искусство II века н.э.
Антонины (96-192).
Траян (98-117): колонна Траяна (113), арка в Беневенте. Портрет: опять важна идея славы, ориентируется на республиканские идеалы (то, что понятно), строгость, порядочность, добродетели, окончательно сформулирована тема бюста. В 106г празднует 10л династии, искусство меняется на более сдержанное, но продуманное. Портрет Траяна из ГМИ, до 106г. сохраняется внутренняя изменчивость, динамика. Скупая проработка объемов, сухая трактовка волос. Портрет Траяна после. Мудрый государственный муж, обнаженный быст.
Адриан (117-138): грекофил, еще 1 всплеск классицизма. Интерес к классике и поиск новых тенденций (это ново), кризисные явления или новые средства выражения. Очень сильна личность императора. Адриан не был человеком цельного мировоззрения. Впервые в культуре не цельное мировоззрение, борение, метания (раздрай). Характерное восприятие –конец века, желание насаждать старое, но и понимание, что старое сохранить уже нельзя. В Риме много греческих философов, многие императоры издавали указы, изгоняющие философов, а сейчас в Риме очень много философов. Интерес к стоической философии, к научным мыслям, к физиогномии (через лицо раскрывают человека). Более пластическое понимание образа, насыщенность, проработка мрамора. Мода на философию –появляются борода и волосы (замечательные пластические возможности). Бурав стали использовать при Флавиях, здесь дальнейшее развитие (глав прям как живой). Интерес к внутреннему миру модели, глазное яблоко заводят чуть-чуть под верхнее веко (тогда человек погружен в самого себя, он думает и чувствует). Заложена экспрессия, пика достигнет у поздних Антонинов и в 3в. Интерес к восточным традициям. По-другому воспринимают мрамор – он уже не раскрашивается, проработка краски сохраняется в губах и волосах (большая жизненность и наполненность). Виппия Матльда Младшая (сестра Сабины, жены Адриана), Капитолийский музей, буравчик, похожа на барокко, стоит у окна, мочка уха пропускает свет. Портрет Адриана, 110е, римский национальный музей. Парадный императорский портрет, плащ и др, но есть детальная проработка лица. Портрет Адриана из Остии. Частный императорский портрет, в трактовки видим внимание к другим ценностям. Портрет жены Адриана, Сабины (Ватикан, в Лувре и Риме статуи). Элемент чувствительности, нежности, эмоциональности, затаенная грусть. Бюст Антиноя (любимец, который утонул), Эрмитаж. Венок из плюща –атлетические мистериии (венок темный).Тондовые рельефы Антонинов, перенесены на арку Константина (не известно откуда). Характеризуют личность Адриана в разных проявлениях: ученый, охота (очень порицалась современниками), жертвоприношение Аполлону (тондовая композиция, подчеркнутая симметричная композиция, сцена показана в пейзажном окружении (углубление показа человека, эмоций)). Триумфальная колонна Антонина Пия (база, идея апофеоза). Язык изменяется в сторону символичности. Саркофаг с мифом об Оресте (Рим). Берется мифологический сюжет, но обыгрываются темы борьбы, смерти, динамичные и драматичные. Здесь тема борьбы со смертью. Бурное движение, сильная пластика проработки объемов, сильные светотеневые эффекты, каждый пластический объем теряет свою самостоятельность (дробность и невыявленность темы рассказа, но появляется драматичность).
Портрет Антонина Пия из Палаццо Масимо (Римский национальный музей). В бровях четкая насыщенная пластически обработка. Контраст проработанного и «рыхлого» (волосы) мрамора. Момент эмоциональности, момент неопределенности состояния человеческого духа. Колонна Марка Аврелия (нарушение принципа достоверности ради идеи прославления, Коммода нет, хотя заканчивал кампанию). В портретах интерес к внутреннему миру, ощущение безысходности, пессимизм. Портрет Марка Аврелия из Лувра, стремление раскрыть внутренний мир, усиливаются пессимистические настроения. Конная статуя Марка Аврелия, считали, что это статуя Константина, поэтому сохранилась до наших дней. В трактовке головы показан думающий человек, человек-правитель, человек-философ. Коммод, Ваттикан, в данном случае выступает как сложная личность, думающий, эмоциональный (концепция, важная для эпохи); памятник раннего времени. Коммод, Капитолийский музей, уже не трактовка человека и его внутреннего мира, а знаковый и символический мотив. Представлен в образе Геракла, конкретный образ Геракла, держит в руке яблоки Гесперид, а бюст укреплен на державе (то есть портрет владыки всего мира), важна идея прославить, а не раскрыть человека. Портрет «Сириянки », сер 2в, из восточных провинций. Вписывается в общую идею портрета. Внимание к проработке волос, бровей и глаз. Но все таки это восточные традиции, которые накладываются на греческие. Глаза проработаны, но показаны чуть больше (увеличение части человеческого тело –характерно для востока). Глаза показывают, что она думает.
32. Искусство III - начала IV века н.э.
Северы (193-235).
Время кризиса, разрушается прежняя идеология, интерес к мистериям и культам. Многообразие философских и религиозных доктрин. На смену старым фамилиям приходят люди, лишенные принципов, нацеленное на получение успеха. Люди, из провинций и из самых низов. Лишены культуры (античной, рафинированной, проработанной). Так как кризис, много течений и традиций. Арка Септимия Серева, скульптура преобладает над архитектурой, начинает разрушать образ. Главное внимание в декорации на огромное панно, которое расположено на главной фасадной стороне. Панно связаны с военной кампанией Севера (на востоке в Месопотамии), изображено взятие крупных месопотамских городов. Взятие Селеуса –возвращает нас к триумфальным картинам, принцип дотошности и картографичности. Действие начинается в нижнем левом и завершается в верхнем правом углу. Сцены разбиты на отдельные регистры, но нет внятной последовательной композиции, подчеркивается символическая составляющая, вырабатывается новый естественный язык. Нарушения идут для создания художественного впечатления. Ящекообразный рельеф, пространство не изображается, а дается художественными средствами. Арка Агентариев (частная, посвящена правящей династии). На правом пилоне Септимий Север и Юлия Домна, совершающие жертвоприношение. Одеяния –самостоятельные объемы, пространство не имеет глубины, задняя поверхность – плоскость. Объем фигур распластан, растягивается по плоскости. На другом пилоне рельеф с Каракаллом и Геттой (их сын), после смерти Гетты, его изображение было стерто. Форум г. Лептис Магна. Построен при Септимии Севере (он оттуда происходил). В провинции почти прямая калька столичного памятника. Повторял форум императора Траяна. Переиначивание за счет переработка провинциальных традиций. Портрет Юлии Домны, глиптотека Мюнхена. Необычное понимание портретного образа. Большая отвлеченность и сухость. Волосы –уже не живая человеческая ткань, а тяжелая еле расчлененная шапка, самостоятельная и самодостаточная. Брови более схематичные, мрамор заглаживается, глаза увеличиваются. Каракалл из Рима и из Копенгагена. Ранний и более поздний портреты. Неприкрытая правдивость, полный отказ от идеализации. В республиканском портрете –это достоинство, здесь это грубая, обнаженная и сильная трактовка человека. Такой портрет полностью обнажает сущность во всей ее реальности. Гай Юлий Вин Максимин Фракиец, Капитолийский музей, 235-238г. Портрет одного из солдатский императоров. Ориентация на республиканские образцы. Но композиция сбита, невыявленность пластики, главное – выявить портретные черты. Это примитивно, грубо. Филипп Аравитянин, Эрмитаж. Правдивость, лишенная детализации, но в лице есть ощущение тревоги. Фронтальная фиксация, объем почти не проработан, на обобщенную ткань накладывается голова. Портрет Гордиана 3 (?). портрет на саркофаге Ацилиев, около 270х. принцип жизнеподобия уже не существенен, важна утрировка внутреннего мира. Глаза – главная цель (сильно увеличены). Живет идея, а не материальный объект. Саркофаг Людовизи, 3в. Сцена сражения. Вообще ситуация сражения, а не конкретного. Идея смерти, распространяющейся везде. Нет фона, все в фигурах, чуть-чуть выделена фигура правителя. Фигуры вытянуты на переднюю плоскость. Портрет Требониана Галла, 250е. бронза, Метрополитен. Идея героизма трактуется через обнаженную мужскую фигуру, пропорции нарушены. Главное – жест и лицо. Предельно натуралистическая обработка лица и отвлеченная тела (толстый с маленькой головой). Статуя Тетрархов, базилика Св. Марка в Венеции. Идея величия и единство Римской Империи, пластически не прорабатываются, важна мысль. Красный порфир, обрабатывается сложнее – он обобщен. Она обобщены, идея единство – четыре фигуры как бы слиты вместе.
Статуя Константина из базилики Макценция и Константина. Показывает изменение римского языка. Принцип жизнеподобия не господствует, важна идея.