Он тем брал людей, что был сам трепещущим человеком. 18 глава




«12 апреля 1910....Все недовольны. Эти „правые" — дураки. С ними все дальше расхожусь. Ни одного поддерживающего министра. Царь — „разочаровался"... Но и я со своей стороны во всех них разочаровался, так что делать с ними мне нечего <...>.

18 июня 1910....Царя нет, и никто его не хочет, да и сам он не верит ни в себя, ни в свое дело, и притом не хочет ничего делать. Вероятно, чувствовать себя в бездейст­вии скорее приятно. Вероятно, совесть немножко тревожит, да что совесть! Зато нахо­дит себя безопасным, в чем, вероятно, жестоко ошибается.

Церковь... Да и она падает. Вера-то исчезает. Пожалуй, и вправду песенка старой церкви спета. Положение иерархов сходно с положением царя <...>.

Народ русский!.. Да и он уже потерял прежнюю душу, прежние чувства...

А я — ни такому новому народу, ни конституции не хочу служить, да и не могу. Мне это не интересно. Я нахожу глупой „новую" Россию... Это не Россия, а что-то иное» Л04, с. 173-174].

«19 июля....Я не люблю своей молодости: она полна порывов испорченного сердца, полна нечистоты, полна глупой гордости ума, сознающего свою силу, но недораз­вившегося ни до действительной силы мышлений, ни до самостоятельности... Я начи­наю любить свою жизнь только с той эпохи (последние годы Парижа), когда я дозрел до освобождения (хотя бы постепенного) от этой ненужной „la hauteur du siecle", стал пони­мать законы жизни, стал искать и бога... И господь, как будто в помощь мне, послал Александра


III, показал, что такое православный царь... Ведь и в личности его не много ярко талантливого, и не сделал многого, что бы должен был сделать гений... Ведь эти нынеш­ние мерзавцы все переврут в истории, все исказят, оклевещут, скроют...

Промелькнуло царствование Александра III. Началось новое царствование. Нельзя придумать ничего более противоположного! Он просто с первого дня начал, не имея даже и подозрения об этом, полный развал всего, всех основ дела отца своего и, ко­нечно, даже не понимал этого, т. е., значит, не понимал, в чем сущность царствования от­ца. С новым царствованием на престол взошел „русский интеллигент", не революцион­ного, конечно, типа, а „либерального", слабосильного, рыхлого, „прекраснодушного" ти­па, абсолютно не понимающего действительных законов жизни. Наступила не действи­тельная жизнь, а детская нравоучительная повесть на тему доброты, гуманности, миро­любия и воображаемого „просвещения", с полным незнанием, что такое просвещение...

И этот гнусный сифилитик душой и телом, этот тип мерзейшего интеллигента, не помнящего духовного родства,— Витте, как отвратительнейший из бесов, возвысился, властвовал, насиловал Россию своим чиновничьим, растлевающим либерализмом и был, как он сам выражался, „престолоначальником"...

Боже мой, сколько ты послал испытаний и страданий, и безнадежности всем, чающим служить твоему делу!» [105, с. 174—176]

ГОД СПУСТЯ премьер снова поднимает в верхней палате вопрос о Западном крае, крайне болезненный не только для польской аристократии, но и всего дворянства России, традиционно стоявшего против преобразований, лишавших его привилегий. Вы­сказывались и другие соображения, свидетельствующие о крайней сложности этого дела. Например, в мартовской статье «Нового времени» М. Меньшиков пишет «о полученном им из Вильны протесте от местных русских общественных деятелей против предполагае­мого соглашения национальной фракции с октябристами относительно правительствен­ного проекта о введении земства в западных губерниях. В протесте отмечается „остающе­еся до сих пор враждебное настроение польских помещиков к России и русской государ­ственности", при котором „введение земства будет сигналом не к умиротворению края, а к страшному, небывалому обострению национальной розни"». Возражения были высказа­ны и против «„религиозных курий", вместо желательных национальных, без которых за русскими земскими гласными не будет обеспечено большинство, кроме того, протест вы­ражал пожелание, чтобы в составе „третьего элемента" служащих из земств, если оно бу­дет все-таки введено, было наименьшее количество поляков» [131, Д. 85].

Интересны отзвуки этого спора — на полях документов департамента МВД: Сто­лыпин пишет Гурлянду, что Меньшиков «нагло все перепутал. Надо его перепроверять» [131, Д. 85].

7 мая 1910 года Председатель Совета Министров выступает в Государственной Думе с речью по поводу законопроекта о распространении Земского положения 1890 года на девять губерний Западного края. Докладчик привел две точки зрения, «два течения мыс­ли» по коренному вопросу о способах земских выборов — польских уроженцев Западных гу­берний и российской оппозиции, стоявших за пропорциональное представительство и правительства, обеспокоенного необходимостью защиты «русских государственных на­чал» от «напора многочисленных местных влияний и вожделений» и признававшего «не­обходимость подчинения земской идеи идее государственной» [57, с. 271—272].

Обратившись к сложной истории этого вопроса, дав оценку его государствен­ной перспективе, П. А. Столыпин высказался, во-первых, в пользу разграничения поль­ского и русского элемента во время земских выборов; во-вторых — установления процен­тного отношения русских и польских гласных, «не только фиксировав их имущественное


положение, но и запечатлев исторически сложившееся соотношение этих сил»; в-третьих — в пользу учета в будущем земстве исторической роли и значения православ­ного духовенства и, наконец, предложил «дать известное ограждение правам русского элемента в будущих земских учреждениях» [57, с. 273].

Примечательно, что от лица правительства Столыпин высказался за отсрочку введения земства в трех губерниях Виленского генерал-губернаторства (хорошо знако­мого ему по прежней службе.— Г. С), где русская недвижимая собственность была очень мала, с одновременным введением земства в остальных 6-ти губерниях, в которых, по его мнению, было «достаточно элементов для свободной земской самодеятельности, при од­новременном сохранении и интересов государственности» [57, с. 273].

В этом принципиальном месте своего выступления премьер-министр обрисо­вал перспективу:

«<...> будьте справедливы и отдайте себе отчет, рассудите беспристрастно, как отзовется на населении передача всех местных учреждений в руки местного населения. Ведь сразу, как в театре при перемене декорации, все в крае изменится, все будет переда­но в польские руки, земский персонал будет заменен персоналом польским, пойдет поль­ский говор. В Виленской, Ковенской и Гродненской губерниях, где с 1863 г. ведь отвык­ли от польских порядков, огорошенный обыватель сразу даже не разберется, не поймет, что случилось, но потом очень скоро он твердо уразумеет, что это означает, что край перешел в область тяготения Царства польского, что Правительство не могло удержать его в своих руках, вследствие ли своей материальной слабости, или отсутствия государствен­ного смысла. (Голос справа: браво, браво!)» [57, с. 274—275].

Развивая далее свою мысль, глава правительства обстоятельно изложил также аргументы в пользу предложенных выше мер, напомнив о метаморфозах в русско-поль­ских отношениях, вынуждающих русскую власть быть твердой и бдительной:

«Я прохожу мимо общих государственных мероприятий, которые приняты бы­ли этими Государями и которые привели край к прежнему положению. Но позвольте ос­тановить ваше внимание на том доверии, которое было оказано местным, хозяйским, так сказать, земским течением края. Русские люди, которые были поселены в крае, были опять выселены: был восстановлен опять литовский статус, были восстановлены сейми­ки, которые выбирали маршалков, судей и всех служилых людей. Но то, что в великодуш­ных помыслах названных Государей было актом справедливости, наделе оказалось поли­тическим соблазном. Облегчали польской интеллигенции возможность политической борьбы и думали, что, в благодарность за это, она от этой борьбы откажется!

Немудрено, господа, что Императора Александра I ждали крупные разочарова­ния. И, действительно, скоро весь край принял польский облик. Как яркий пример, я приведу вам превращение старой православной метрополитенской церкви в анатомиче­ский театр при польском виленском университете. К концу царствования Императора Александра I весь край был покрыт тайными обществами. Везде гнездились заговоры, в воздухе носилась гроза, которая и разразилась, после смерти Александра, в 1831 г. пер­вым вооруженным восстанием.

Это восстание, господа, открыло глаза русскому Правительству <...>.

Вот, г.г., те исторические уроки, которые, я думаю, с достаточной яркостью ука­зывают, что такое государство, как Россия, не может и не в праве безнаказанно отка­зываться от проведения своих исторических задач. (Г. С.) (Рукоплескания и голоса, спра­ва, и в центре: браво, великолепно!) <...>.

Ведь после указа 12 декабря 1904 г. и воспоследовавшего в разъяснение этого указа Высочайше утвержденного положения комитета Министров, от 1 мая 1905 г., о ко­тором тут упоминалось, представлялась возможность польскому населению идти вместе,


идти рука об руку с русскими по культурному пути, по спокойному государственному рус­лу. Как же воспользовалась польская интеллигенция этой возможностью? Да так же, как и в первые два раза: сильным поднятием враждебного настроения по отношению ко все­му русскому. Случилось то г.г., что должно было случиться: каждый раз, когда слабеет в крае русская творческая сила, выдвигается и крепнет польская (Г. С.) <...>.

Вам понятно, что все историческое прошлое Западного края говорит за не­обходимость оградить его от племенной борьбы во время выборов (Г. С.) в земства, оградить его от преобладающего влияния польского элемента в экономической, хозяйст­венной жизни, которою, главным образом, и живет местное население. Да, необходимо ввести земство, необходимо дать простор местной самодеятельности, необходимо раз­вить силу тех племен, которые населяют Западный край; но исторические причины за­ставляют поставить государственные грани для защиты русского элемента, который ина­че неминуемо будет оттеснен, будет отброшен.

Из всего этого, г.г., вытекает для меня необходимость национальных курий. Но курии эти должны быть только избирательные. Превращение этих курий в собрания по­литические, разжигающие страсти, сеймики, решающие вопросы о том, настала или нет пора совместной выборной кампании поляков с русскими, и решающие вопрос этот мо­заично, случайно воздающие действительно враждебную атмосферу для совместной дея­тельности польских и русских классов,— это, господа, по мнению Правительства, недопу­стимо и предложение комиссии Государственной Думы о факультативном соединении национальных курий неприемлемо.

Нельзя забывать, г.г., что польскому элементу, полякам, при их прекрасной дис­циплине, при их культурности, при их силе, нетрудно будет склонять русские избира­тельные собрания избирать гласных совместно, но затем, пользуясь или большинством избирателей-поляков, или, к сожалению, абсентеизмом русских, добиться избрания тех из русских, которые им угодны. Но даже самое установление национальных курий не обеспечит еще, г.г., не оградит русских государственных интересов. Преобладание этих начал, преобладание над всеми другими интересами может осуществляться только путем преобладания русского элемента в земских собраниях» [57, с. 276, 278—279, 281—282].

Далее П. А. Столыпин объяснил основания и выгоды «имущественно-культур­ного признака», предложенного правительством для земских выборов — как более спра­ведливого и отвечающего государственным интересам. Глава правительства также под­черкнул роль русского духовенства, которое должно было оказать благотворное влияние на уездные и губернские собрания, и говорил о необходимости установления «силою твердого закона... минимума русского элемента в этих учреждениях» [57, с. 284].

Ввиду крайней важности, значительности высказанных положений, речь Сто­лыпина не раз прерывалась возгласами и аплодисментами: в зале не было равнодушных, и каждая фракция реагировала на свой лад. Голоса справа: «браво!» прерывались возгла­сами слева: «шовинизм!». Столыпин завершил свою речь самым замечательным образом:

«Но я бы не хотел сойти с этой трибуны, не подчеркнув еще раз, что цель пра­вительственного законопроекта не в угнетении прав польских уроженцев Западного края, а в защите уроженцев русских. Законопроект дает законное представительство всем слоям местного населения, всем интересам: он только ставит предел дальнейшей многовековой племенной политической борьбе. Он ставит этот предел, ограждая власт­ным и решительным словом русские государственные начала. Подтверждение этого принципа здесь, в этой зале, господа, разрушит, может быть, немало иллюзий и надежд, но предупредит и немало несчастий и недоразумений, запечатлев открыто и нелицемер­но, что Западный край есть и будет край русский навсегда, навеки (Продолжительные руко­плескания справа и в центре и голоса: браво!)» [57, с. 285].


Основные положения, высказанные в этой речи, П. А. Столыпин развил далее 15 мая 1910 года, снова выступив в Думе с речью о числе польских гласных в Западном земстве. Здесь он напомнил, что «<...> дело идет не о Царстве Польском, дело идет об об­ласти, обнимающей шесть губерний, в которых среднее число поляков определяется цифрой в 4,2%», и о том, что «частное землевладение образовалось и приняло особую ок­раску в Западном крае не так, как оно образовалось в остальных губерниях России — не путем естественного, правильного, местного нарастания, а в силу исторического шквала, который налетел на этот край и опрокинул в нем все русское. Нельзя исключительное, притом неблагоприятное для русских антинациональное историческое явление брать в основу, единственную основу всего законопроекта; нельзя забыть все про­шлое, нельзя на все махнуть рукой; торжествовала бы только теория, шаблон, оди­наковый навею Россию (Г. С.)» [57, с. 286].

Высказав критическое отношение к различным поправкам, внесенным Думой, он предупредил:

«Помните, господа, что если в настоящее время не будет принят земский зако­нопроект, то, несомненно, край лишится возможности к дальнейшему процветанию, ко­торое так дорого и правительству, и Государственной думе. Не принят будет этот законо­проект — край будет долгое еще время пребывать в той экономической дремоте, в кото­рой доселе пребывает Западная Россия. Не забывайте этого. (Рукоплескания справа и в цен­тре.)» [57, с. 287].

Борьба вокруг поднятых в Совете и Думе вопросов на этом не остановилась, причем центр проблемы обозначился как раз в проблеме создания национальных курий. Национальный вопрос начинал все больше будоражить Россию.

21 МАЯ 1910 ГОДА премьер-министр снова выступает в Государственной Ду­ме с речью о Финляндии, в которой изложил государственную точку зрения на пробле­мы, возникающие в связи с особым положением этой составной части Российской импе­рии. Говоря о законе, о всеобщей воинской повинности, который был приостановлен, а затем отменен в этом крае, он, таким образом, напомнил, почему был поднят финлянд­ский вопрос. Обращаясь далее к исторической ретроспективе, он приводит свидетельст­ва того, как ослабление связей до полного невмешательства в дела Финляндии наносило России только ущерб: от отчужденности и враждебности ко всему русскому до гружен­ных оружием для русской революции кораблей «красных гвардий» и подготавливающих­ся в Финляндии террористических актов против России. Говоря далее о попытках «урав­нять имперские интересы с международными» и стремлении «отменить в финляндском порядке целый ряд русских узаконений» [57, с. 292], Столыпин утверждал, что такое го­сударственное самоопределение Финляндии оборачивается прямым экономическим ущербом России. Открывая финансовую подоплеку экономии Финляндии за счет граж­дан остальной части Российской империи, он говорит:

«Сопоставляя все это, будет ясно, почему Финляндия, расходуя на каждого жи­теля совершенно столько же, сколько и Россия, т. е. по 15 руб. с копейками, может упот­реблять на культурные надобности вдвое больше, а на управление, несмотря на все при­певы о нашем бюрократизме, втрое больше, чем Россия.

Господа, я привел все эти цифры только для того, чтобы доказать, что развива­ющаяся государственность Финляндии с материальной стороны особых выгод Империи не приносит» [57, с. 294].

Вновь обратившись к истории отношений русских и финнов, воззрений раз­ных государственных деятелей, «юридических построений финляндцев» и определив сечь возникших противоречий, премьер говорил:


«Я бы не хотел утаить ни одного из доводов, которые говорят в пользу финлян­дской точки зрения, я не возьму на себя неприглядной для правительства обязанности выискивать отдельные слова, выражения, опорочивающие эти акты: нельзя историче­ский спор ставить в зависимость от адвокатской ловкости ораторов и ловить на слове ис­торических деятелей, давно уже сошедших в могилу. (Голос в центре: это правильно!) Зада­ча правительства иная: правительство считает, что Финляндия пользуется широкой мес­тной автономией, что Финляндии дарована провинциальная конституция, но правитель­ство вполне убеждено, что те предметы, которые обнимают всю империю, или те фин­ляндские законы, которые затрагивают интересы России, выходят за пределы компетен­ции финляндского Сейма. Всякое другое понимание завело бы нас в исторический ту­пик... (Голоса в центре: правильно!)» [57, с. 297—298]

Обстоятельное выступление Столыпина с массой существенных уточнений и ссы­лок свидетельствовало о тщательном изучении финляндского дела и стремлении его разре­шить самым решительным образом, несмотря на некоторые неудачи, сопутствующие рус­ской политике в этом северо-западном крае. Подытоживая свое выступление, он говорил:

«Обзор действий пяти Монархов приводит нас к неопровержимому выводу, что общегосударственное законодательство, хотя иногда, может быть, и в немногих очертаниях, иногда с отступлениями, с колебаниями, но осуществлялось в течение ста лет волею и властью Русских Государей. Ни один из них не отказался от своих общеим­перских прав, ни один из них тем более не отказался от державных или, как их называ­ли, от учредительных прав Русской Империи. Отказ этот был бы равносилен признанию Финляндии самостоятельным государством, всякое столкновение, всякий конфликт с ко­торым был бы неразрешим, так как не было бы такой власти, которая была бы в праве эти осложнения, эти конфликты разрешать» [57, с. 302].

Доводя логическим путем до единственно возможного вывода — права Россий­ского Императора на решение общегосударственных законов, один из которых Манифе­стом 14-го марта и предлагался на обсуждение Государственной Думы, Столыпин априо­ри отвергнул упреки в том, что «русская реакция стремится задушить автономию свобод­ного народа». Речь Столыпина в ее завершающей части имеет историческое значение, которое не утеряно и сейчас, в наше смутное время. Кажется, что П. А. Столыпин обра­щается ко всем нынешним россиянам и гражданам ее недавних республик:

«Разрушьте, господа, опасный призрак, нечто худшее, чем вражда и нена­висть,— презрение к нашей родине (Г. С). Презрение чувствуется в угрозе пассивного сопротивления со стороны некоторых финляндцев, презрение чувствуется и со стороны непрошеных советчиков, презрение чувствуется, к сожалению, и со стороны части наше­го общества, которая не верит ни в право, ни в силу русского народа. Стряхните с себя, господа, этот злой сон и, олицетворяя собою Россию, спрошенную Царем в деле, равно­го которому вы еще не вершили, докажите, что в России выше всего право, опирающее­ся на всенародную силу. (Продолжительныерукоплескания правых и центра.)» [57, с. 304].

Примечательна реакция на твердую позицию Столыпина в финляндском во­просе отечественной прессы. Вот отклик в «Новом времени» на приведенные выше ре­чи премьера, направленные против сепаратизма, ослабляющего Россию:

«В финляндском вопросе П. А. Столыпин имеет за собою бесспорно крупную заслугу перед русским обществом. Еще недавно финляндский вопрос не выходил из узких рамок схоластических споров на почве толкования исторических наслоений финлянд­ского законодательства шведских времен, над которым, под злорадные усмешки финлян­дцев, просиживали стулья петербургские чиновники.

П. А. Столыпин решился вынести финляндский вопрос из пыли архивов на дневной свет и взглянуть на вопрос не только с юридической, но также и с государствен-


но-политической точки зрения интересов России. Думский запрос 5 мая 1908 г., порож­денный финляндскими событиями 1905 г., имел в этом отношении значение сильного толчка. Правительство в финляндском вопросе теперь уже твердою ногою стало на пра­вильный путь.

Речь Председателя Совета Министров оставляет поэтому самое отрадное впе­чатление. С прямодушной твердостью П. А. Столыпин заявил прежде всего, что Прави­тельство смотрит на финляндский вопрос с точки зрения реальных современных госу­дарственных потребностей, а не со стороны тех взаимоотношений, которые установи­лись между Россией и Финляндией в начале XIX века. Правильность этой исходной точ­ки зрения главы Правительства, разумеется, очевидна сама собой. Невозможно тракто­вать вопросы телеграфного или железнодорожного законодательства со стороны соот­ветствия его требованиям форм правления 1772 г. П. А. Столыпин отмечает затем и не­нормальность современного положения Финляндии в составе Российской Империи, для которой эта окраина является слишком дорогим предметом роскоши, содержание кото­рого падает на каждого Русского в размере 6 копеек на душу, в то время как каждый Фин­ляндец сохраняет у себя в кармане 3 р. 19 к., благодаря освобождению его от разного ро­да финансовых тягот, падающих на все прочие части Империи. „Нужно же считаться с интересами русского народа!" Эти слова — слова практического политика — мы можем только приветствовать. Россия, увлекшаяся в начале XIX века великодушными поры­вами победителя, слишком долго питала своими соками окраины, чтобы продол­жать это и в XX столетии без риска сделаться жертвою более расчетливых наций (Г. С). Нисколько не покушаясь на культуру и самодеятельность своих окраин, русский народ в праве требовать по крайней мере уравнения их с собою в несении государствен­ных тягот и повинностей. Век романтизма и сантиментальной маниловщины безвозврат­но канул в вечность. XX век — век прежде всего практического патриотизма и экономи­ческой конкуренции. В напряженной борьбе наций за преобладание побеждают те наро­ды, которые наиболее вооружены этим практическим патриотизмом. Остальные нации, живущие пережитками психологии прежних веков, неизбежно обречены стать жертвою своих же окраин.

Финляндский вопрос — это серьезный шаг новой русской государственности в области ее окраинной политики» [8, ч. I, с. 145—147].

8 и 11 июня Столыпин выступает в Государственном Совете в прениях о но­вых законах, касающихся Финляндии. В своей первой речи он, прежде всего, оговари­вает позицию:

«<...> так как правительство, разрешая каждое дело, должно иметь в виду всегда и прежде всего интересы России, то позорным оно считало бы лишь полное равнодушие или, скорее, малодушие — забвение об этих интересах. Отсюда, я думаю, понятно вам, по­чему правительство считало необходимым подняться в финляндском вопросе выше мес­тной узкой точки зрения и, столкнувшись с ней, оглянуться на прошлое, оценить насто­ящее и проникнуться, главным образом, одною мыслью: не попасть в юридическую ло­вушку, не утерять всего того, что в прежние времена было создано напряжением воли и порывом гения русского народа» [57, с. 305].

После краткого анализа ситуации, сложившейся в силу исторических причин, законодательных противоречий и субъективных взглядов, премьер-министр, обращаясь к противникам законопроекта, сказал:

«Я не могу согласиться на признание внутренним делом автономной провинции общегосударственных вопросов, касающихся всех русских граждан, бьющих по их право­сознанию, по их карману... Разрешение этих вопросов одним Сеймом я считал бы грубей­шим нарушением русских Основных законов, разрешение их сначала Сеймом, а потом на-


шими Законодательными учреждениями я признавал бы, во-первых, бесплодными, ввиду редкой возможности достигнуть таким путем согласованных решений, а во-вторых, по по­нятиям самих финляндцев, едва ли менее антиконституционными, чем тот способ общего­сударственного законодательства, который предлагает правительство» [57, с. 306—307].

И далее на ряде примеров премьер-министр доказывает государственную и юридическую неправомерность позиций своих оппонентов, высказывая, между прочим, смелую мысль и о том, что «великодушные обещания наших Монархов о сохранении ме­стного законодательства, местного управления равносильны пренебрежению русскими интересами и подчинению их интересам финляндским» [57, с. 309].

Предлагая далее наиболее правильный путь — «поворот к решительной охране русских имперских интересов при сохранении полного уважения к финляндской автоно­мии, к финляндским привилегиям», он в заключение говорит: «нужно верить, что Рос­сия не культурогаситель, что Россия сама смело шагает вперед по пути усовершенст­вования, что Россия не обречена стать лишь питательной почвой для чужих культур и для чужих успехов (Г. С). И в зависимости от крепости этой веры законодатели дол­жны решать» [57, с. 310—311].

11 июня после выступлений некоторых противников законопроекта П. А. Сто­лыпин, прояснив некоторые возникшие в ходе полемики недоразумения, снова изложил точку зрения правительства по ряду спорных моментов этого принципиально важного для России вопроса и закрепил свой прежний подход.

В конечном счете, после постатейного чтения Государственным Советом, были отклонены все внесенные противниками законопроекта поправки. Несмотря на самую активную фронду, оппозиция сделать ничего не смогла. Значение позиции, высказанной в решительной речи П. А. Столыпина, смелый и оригинальный строй его мысли, сводя­щий на нет все аргументы его оппонентов, в полной мере могут оценить, видимо, толь­ко специалисты: юридические тонкости и законотворческие детали затрудняют свобод­ное восприятие перипетий этой долгой, упорной борьбы. Но, главное, этот титаниче­ский труд Столыпина по защите интересов России не пропал, поход сепаратистов не увенчался успехом.

17 июня 1910 года Государь Николай II утверждает одобренный Государствен­ным Советом и Государственной Думой закон о порядке издания касающихся Финлян­дии законов и постановлений общегосударственного значения. Этот важный доку­мент при сохранении прежнего курса правительства мог поставить точку в давнем спор­ном вопросе.

ИЗВЕСТНО ВНИМАНИЕ, с которым относился к нуждам, делам, примечатель­ным датам Православной церкви Председатель Совета Министров. Ни одно значительное для православных событие не оставляло его равнодушным. Так в конце мая его телеграмма была получена в Полоцке, куда были доставлены святые мощи преподобной Евфросинии:

«В молитвенном единении со всеми присутствующими на торжестве прибытия в город Полоцк честных мощей преподобной Евфросинии, я искренне радуюсь осущест­влению заветного желания полочан и мысленно сопровождаю нетленные останки пре­подобной в основанный ею Спасо-Евфросининский монастырь.

Статс-Секретарь Столыпин» [8, ч. I, с. 147].

19 ИЮНЯ 1910 ГОДА министром внутренних дел П. А. Столыпиным направ­лены губернаторам циркуляры с указаниями по применению Закона 14 июня 1910 го­да об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении.


Главный вопрос крестьянской державы, ставший для Столыпина и главным делом его жизни,— земельный вопрос — получил новый волевой импульс главы правительства. В первом циркуляре губернским присутствиям вменялось в обязанность немедленно уведо­мить уездные съезды и земских начальников об обнародовании закона 14 июня 1910 года и определялся порядок учета и контроля за выделением и закреплением земельных наде­лов, а также выдачи укрепительных и удостоверительных актов. Во втором, обращаясь к губернаторам, Столыпин просил установить «неослабное внимание за своевременным разрешением подведомственными вам крестьянскими учреждениями ходатайств об ук­реплении надельной земли в личную собственность и, в случае обнаружения медлен­ности, безотлагательно принимать меры к ее устранению (Г. С)» [8, ч. I, с. 173].

В циркуляре также говорилось о том, что «укрепление надельной земли в лич­ную собственность является лишь переходною ступенью, конечная же цель их за­ключается в устроении чресполосности и других недостатков существующего земле­пользования (Г. С.)». Обращая внимание на обязанности земских начальников в земле­устроительных делах, Столыпин призывал к «строго справедливому и внимательному от­ношению к интересам» разных сторон, мирному решению спорных вопросов, отказу от показных результатов, выражающихся «не в качестве, а в количестве направленных и ис­полненных дел». Он подчеркивал:

«Лишь при соблюдении этих основных начал возможен действительный успех землеустроительных работ и упрочение столь сильно выразившегося уже сочувствия к ним населения» [8, ч. I, с. 175].

Отметив также значение дружной и согласованной деятельности землеустрои­тельных учреждений различных ведомств, он завершил последний циркуляр следующи­ми словами:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: