БЫЛО ЛИ НАЧАЛО И БУДЕТ ЛИ КОНЕЦ? 2 глава




Роется котлован. На дне его рабочие кетменями наполняют каменные тарелки, вмещающие по две-три лопаты земли. Женщины в запыленной, но удивитель­но живописной одежде (здесь работают большей час­тью женщины из Раджастхана) ставят тарелку на голову и выносят ее по наклонной доске наверх. Далее тарелка переходит с головы одной женщины на голову другой, потом третьей, и так по живому конвейеру достигает нужного места. Пустые тарелки таким же об­разом возвращаются обратно. Все это проделывается в ровном, неторопливом темпе. Это даже красиво, но до чего же непроизводительно!

Однако через несколько дней котлован готов, и женщины теперь передают по конвейеру кирпичи и те же тарелки, но уже с цементом. Дом растет, вокруг него возводятся леса из бамбука. Стройка приобретает небрежный вид. Стволы бамбука кривые, стоят как-то наклонно, кажется, вот-вот упадут.

Это обманчивое впечатление: бамбук очень прочен, связывают его веревками крепко, и он превосходно вы­полняет свое назначение — служить опорой рабочим.

К лесам прикрепляют лестницы из того же бамбука. Они заменяют краны: на каждую ступеньку становит­ся человек, и материалы передаются наверх тем же древним и надежным методом — по живому конвейеру.

При таких темпах и организации строительства по­явление после снятия лесов красивого здания, облицо­ванного керамикой, диким камнем или бетоном не­обычной расцветки, воспринимается как чудо. Не знаю, не подсчитывал сроки строительства у нас и в Индии, но в душе осталось недоумение, вызванное неторопли­востью, как бы незначительностью усилий рабочих и внезапностью возникновения дома.

Итак, Нью-Дели все более заполняется зданиями современного стиля, который мне хочется назвать «раз­вивающимся»— по названию освободившихся стран Азии и Африки. И все же облик города определяют не эти здания и не круглая Каннаут-плейс — главный тор­говый центр,— а благоустроенные, фешенебельные виллы. На много километров улицы Нью-Дели окантованы заборами, низкими или высокими, каменными или керамическими, за которыми в тени садов пря­чутся белые одноэтажные, иногда двух-, редко трех­этажные строения. Они возводились для высшей ан­глийской аристократии и должны были помочь ей при­мириться с чуждым климатом. Сейчас английские правители уехали домой, виллы перешли в собствен­ность или временное владение индийской высшей бю­рократии, но странным образом дома сохраняют свой прежний характер как бы вопреки их теперешним оби­тателям. В них нередко господствует английский быт, английская кухня и английский язык.

Содержать эти дачи невозможно без слуг — убор­щиков, поваров, садовников. Попасть в такой дом можно только на машине (лучше иностранной мар­ки) — въехать в одни ворота (in) и выехать в другие (out). Появиться в такси — низший предел респекта­бельности. Прийти пешком — значит навлечь на себя подозрение в бедности или в недопустимой экстрава­гантности.

В Нью-Дели живут люди, которые ездят на маши­нах, и слуги, которые ходят пешком или пользуются велосипедом. Поэтому там не нужны тротуары. Подав­ляющее большинство улиц здесь и называется вовсе не «улицы» (стрит), а «дороги» (роуд). И это действи­тельно дороги с кюветами и обочинами — отгорожен­ными от проезжей части камнем, но все же обочинами.

Не могу забыть свою первую прогулку по Дели. Я шел, охваченный чувством предвкушения чудесного, впитывал впечатления и не обращал внимания на пус­тынность улицы — на ней виднелось не более десятка прохожих и, уж конечно, я был единственным европей­цем среди них. Вдруг передо мной вырос велосипед, а сзади засигналил второй. Постепенно до меня дошло, что я иду, собственно говоря, по велосипедной дорож­ке. Пришлось подвинуться поближе к дороге, но там были деревья, и путь мой стал напоминать лыжный слалом. Так я получил первый урок правил делийского уличного движения — ходить пешком не рекомендует­ся. Позже я усвоил и другой — индийские велосипеды, ведомые опытной и осторожной рукой, имеют ту особенность, что никогда ни на кого не наезжают. Об этом знают все делийские собаки, а я не знал.

Город строится бешеными темпами, расползаясь по равнине на север, запад и юг. С востока его ограничи­вает река Джамна, а через нее перекинут пока только один мост. В 1963 г. районы Сундар-нагар, Лоди-эстейт, Чанакья-пури были окраинами, сейчас это уже обжитые места. Возникли новые районы — Хауз-хас, Дефенс-колони, Модел-таун. Они несколько более ком­пактны: дома повыше и поуже, садики значительно меньше — нередко символические. Классический, или викторианский, стиль центра к окраинам сменяется современным — оригинальные, вычурные формы, на­рочитое отсутствие симметрии. Здания — нечто среднее между особняками и многоквартирными доходными домами. И население здесь смешанное: в собственных домах обитают представители растущего класса бур­жуазии; квартиры снимает мелкое чиновничество, ин­теллигенция, предприниматели помельче. Жить в от­даленных районах — «колониях» приятно (чистый воз­дух и все городские удобства), но при одном непремен­ном условии — если у вас есть машина. В крайнем слу­чае можно обойтись мотороллером или велосипедом. Путешествие в центр на общественном транспорте, т. е. в автобусах, отнимает массу времени и выматы­вает душу.

Столица огромной Индийской республики занимает большую территорию, однако живет в ней едва ли бо­лее миллиона человек. По ее прямым красивым ули­цам-аллеям хорошо катить на машине. Отсутствие перекрестков — их заменяют круглые площади со скве­ром посредине,— прочное покрытие и слабая плот­ность движения позволяют даже из самого отдален­ного района добраться до центра минут за 20. Тут самые фешенебельные отели, самые удобные киноте­атры, самые уютные рестораны. Впрочем, легко жи­вется и дышится в городе тем, для кого он сущест­вует — людям, имеющим свой особняк, машину и слуг. В нем находятся академии разных искусств, вы­ставочные залы и прочие учреждения культуры, и все же роль культурного центра поделили между собою другие города — Бомбей и Калькутта.

Описание столицы будет неполным без Каннаут-плейса. Географически он расположен на окраине Нью-Дели, но воспринимается как его истинный центр. Два кольца классических зданий, составляющих единый ансамбль, охватывают огромный круг сквера. Кольцо разрывается радиальными дорогами, которые прохо­дят насквозь через весь город.

Здесь вы купите любые товары — от американских автомобилей и советских тракторов до кустарных изде­лий местных, индийских, и зарубежных (даже русских матрешек). Цены довольно высокие, но торговаться в лавках Каннаута не принято. Зато вы можете быть уве­рены почти на 80%, что вам не всучат порченый или гнилой товар. Кроме того, прочесав лавки, вы обяза­тельно найдете то, что вам нужно.

Индийцы среднего достатка не любят Каннаут — там слишком дорого. Они предпочитают лавки в Ста­ром Дели, где можно поторговаться, найти среди хла­ма что-нибудь крайне необходимое. Они знакомы с уловками продавцов штопаных носков и лежалых ма­терий, их не проведешь.

Но иностранцу, оглушенному шумом, обалдевшему от гама старого города, не знающему «истинной» цены и не умеющему торговаться, не остается ничего друго­го, как идти на Каннаут.

Разбитные приказчики, предлагая товар на четы­рех-пяти иностранных языках, включая русский, в мгновение ока вывалят перед ним ворох тканей, кос­тюмов, платьев и кофточек, и нужно иметь твердость (это приобретается опытом), чтобы уйти из лавки, не купив ни одной из таких ярких вещей.

Впрочем, и на Каннауте бывает толпа — прежде всего в обувных магазинах Бати. Они открыты во всех городах Индии, и цены в них одинаковые — сравни­тельно низкие. Обувь Бати, не слишком фасонная, не претендующая на модность, обычно не привлекает вни­мания зарубежного туриста, но вполне удовлетворяет спрос индийского потребителя, а главное — его требо­вание прочности и долговечности.

Лавки Бати — это особый мир, не похожий на мир индийского базара, но в то же время место, куда ин­диец, имеющий хоть какой-то достаток, обязательно заходит раз в год, а если у него большая семья — то и не раз.

В Индии можно слышать постоянно: «Ну, обувь надо покупать, конечно, у Бати».

Я не встречал индийца, который бы не разделял этого мнения. И тем не менее другие, мелкие обувные фирмы как-то существуют. Видимо, товары стандар­тизованного батевского производства, предлагающего лишь две-три модели обуви одного типа, не всегда от­вечают эстетическим чувствам индийцев, любящих разнообразие и яркость. Тяга к красивому (или блес­тящему) и необычному нет-нет да и приведет индий­ского клерка, рабочего и даже крестьянина в лавку мелкой фирмы, где не всегда бывает нужный размер, но зато непременно найдешь «прекрасные (нигде боль­ше не встретишь) босоножки.

Народ толпится и в других лавках, когда там объ­является распродажа в связи с окончанием летнего или зимнего сезона. Рынок диктует свои законы. Как бы тверд ни был хозяин, назначая высокую цену за свои красивые ткани и отказываясь уступить больше, чем 5—10%, по окончании сезона ему придется эти и дру­гие, оставшиеся от позапрошлогоднего сезона ткани от­давать за полцены. Капитал должен оборачиваться, лавка должна окупаться. В этом случае и на гордом Каннауте надо держать ухо востро. В ход пускаются освященные традицией ухищрения частной торговли — загрязненные или выгоревшие куски искусно маски­руются, трещины на ботинках замазываются, позолота подновляется. И стоит весь день гомон, бегают потные приказчики, часами перебирают товары покупатели в белых одеждах, ища на грош пятаков.

В остальное время здесь прохладно и пусто. Заходи, располагайся удобно у прилавка или на стуле посре­ди помещения, попивай кока-колу за счет фирмы и выбирай.

А снаружи жизнь кипит с десяти до семи. Тут новый Дели встречается со старым. Нет мертвой тишины и чопорности нью-делийских улиц, но толпа богаче, спо­койнее и европеизированнее, чем в старом городе. Лот­ки завалены авторучками, куда чернила заливаются прямо из пузырька, как в пробирку, галантереей, не­мыслимыми сандалиями, у которых, кажется, кроме толстой резиновой подошвы, вообще ничего нет, кни­гами по всем отраслям знаний и книгами, не имеющи­ми отношения к знаниям, марками и т. п.

Самые деятельные продавцы — мальчишки. Они бегают с десятком расчесок или авторучек, лихо тор­гуются, запрашивая в два раза больше того, что наде­ются получить, не жалеют ни глоток, ни рукавов про­хожих. Для них продать или не продать — это вопрос их ужина, который часто служит и обедом.

Гораздо солиднее продавцы цветов. Преисполнен­ные сознания своей нужности, они шествуют сквозь толпу, неся на головах круглые подносы с гирляндами жасмина и маргариток, изящным округлым движением руки преграждают путь нарядным дамам, разумеется, если те идут с кавалерами, и предлагают свой яркий товар. Их важность оправданна. Индийские женщины любят носить цветы (обычно в волосах), а индийские молодые люди любят дарить их. И если при взгляде на груды бананов, гуавы и других фруктов, которые, казалось, никто не покупает, меня охватывало недо­умение, то при виде сотен лотков с цветами подобное чувство никогда не возникало: спрос на них постоя­нен и велик.

Нельзя обойти молчанием и такую категорию на­селения Каннаута, как чистильщики ботинок — под­ростки 10—15 лет. Они главным образом болтают и стучат щетками о фанерные ящики, уставленные фла­конами с кремами разных цветов и назначений. Работы мало: далеко не все носят ботинки и далеко не все спо­собны заплатить четверть рупии за чистку. На Канна­уте эти мальчишки могут просуществовать благодаря волнам иностранных туристов, время от времени за­хлестывающих площадь. Туристы почему-то любят хо­дить в чищеных башмаках — а это не легко, когда во­круг столько пыли. Кроме того, туристы не знают цен. С них можно содрать и 2 рупии. Если же клиент откажется платить, можно устроить маленький скандальчик с криком и слезами — действует без­отказно.

Пройти по Каннауту в грязных ботинках немысли­мо. Десятки мальчишек тут же подхватывают свои ящики и бегут за вами, оглашая воздух призывами: «Сааб (господин), почистим». Через минуту по характеру реакции они определяют национальность вла­дельца штиблет и переходят на соответствующий язык. Кое-кто из них умудряется броситься прямо 'под ноги и мазнуть черные ботинки белым кремом, после чего приходится останавливаться и отдаваться в руки (в щетки?) маленьких разбойников.

Приехав в Индию во второй раз, я не обнаружил на Каннауте нищих. Я было решил, что это хороший при­знак, свидетельствующий о подъеме благосостояния, но вскоре понял, что ошибся. Нищих в Индии и в Дели не стало меньше, им просто запрещено появляться на Каннауте. Применяется оригинальный метод борьбы с ними — полиция время от времени производит об­лавы, сажает нищих на грузовики, вывозит за пределы города и там высаживает.

Настоящая борьба с нищенством невозможна по двум причинам. Во-первых, слишком много людей, ко­торым ничего другого не остается делать — безработи­ца. Во-вторых, многовековая традиция оправдывает нищенство, даже возводит его в добродетель: еще в древней литературе нищий святой (садху) считался наиболее близким к богу.

Конечно, совершенно разные вещи — выпрашивание подаяния (бакшиша) на Каннауте и нищенство как социальное явление. В Нью-Дели бакшиш — регуляр­ный источник пропитания большой группы людей. Го­ворят, что существуют целые синдикаты нищих со строгой иерархией и дисциплиной, ворочающие боль­шими капиталами. Не знаю, сам в этом убедиться не сумел. Но ясно, что бакшишное предпринимательство хорошо организовано. Нищие работают группами, по­делив город на участки. Между группами порой вспыхивает вражда за территорию, за выгодный угол площади. То же наблюдается и в других местах, посещаемых туристами, т. е. в крупных городах и во­круг исторических памятников.

Гораздо ужаснее бакшишная психология, разъеда­ющая душу. В университетской гостинице Нагпура ма­ленькая дочка повара начала что-то выпрашивать у меня. Ее папа сказал ей назидательно:

— Подожди, дочка. Сааб завтра уезжает и обяза­тельно даст нам бакшиш. Он даст нам пять рупий, и я куплю тебе сладостей.

Чаевые при расставании с отелем — непременный обычай. Всегда в таких случаях начинаешь думать — сколько дать? На этот раз меня избавили от терза­ний — цифра была названа.

На улице Дели я разговорился с девочкой лет де­вяти, тащившей на руках младшую сестренку. В конце «беседы» она попросила бакшиш и получила 10 пайс. Проходивший мимо элегантный сикх погладил ее по головке: молодец, мол, зарабатываешь, помогаешь маме.

Впечатления от Каннаута и вообще от крупных го­родов обманчивы. Совсем не все индийцы проникнуты жаждой заработать что-нибудь на иностранце. В Алла­хабаде, например, я сразу почувствовал другую атмос­феру. Целый вечер я бродил по улицам и ни разу не услышал завывания бакшишника. Никому до меня не было дела. Идет человек — ну и пусть идет. Никого это не касается. Заходит в магазин — ну и пусть захо­дит. Хозяин не спешит навстречу с надетой улыбкой. В словах и движениях — достоинство.

Потом я убедился, что жителям большинства мел­ких городов, не говоря уже о деревнях, нищенская пси­хология несвойственна.

Одна из наиболее неприятных форм попрошайниче­ства распространена исключительно в Нью-Дели. На Каннаут-плейсе и прилегающих улицах к вам часто подходят деловитые молодые люди, юноши и девушки, и с милой улыбкой прикалывают к лацкану пиджака бумажный индийский флажок.

Вы слабо сопротивляетесь:

— Нет, нет, не надо!

— Но ведь это национальный флаг! — с неподдель­ной обидой восклицают они.

Ничего не поделаешь, национальные чувства надо уважать. Вы получаете флажок, патриот — рупию, а то и две, если вам неудобно торговаться.

Теперь вы можете путешествовать спокойно, но боже вас упаси снять флажок, выбросить его или по­ложить в карман. Пусть он сообщает всем и каждому: /этот иностранец уже околпачен и вряд ли попадется во второй раз.

Индия получила независимость в 1947 г., но про­цесс ее идеологического освобождения от колонизато­ров идет неровно. И Нью-Дели как витрина Индии от­ражает это. В спешке переименовываются улицы, меня­ются памятники.

Раньше улицы назывались именами английских королей, вице-королей, военных, чиновников, сейчас — именами национальных героев, древних раджей и па­дишахов. «Кингсвей» (Дорога короля) получила на­звание «Раджпатх» (Путь государства), «Квинсвей» (Дорога королевы) — «Джанпатх» (Дорога народа), но статуя Георга VI, стоявшая в конце Кингсвея, то бишь Раджпатха, была убрана лишь в 1968 г.

Создалась какая-то фантасмагория имен. Карта Дели напоминает тематический кроссворд «Деятели индийской истории». Улицы Акбара и Аурангзеба идут параллельно улицам Дальхузи и Дюпле. Улица Ашоки пересекает улицы Ридинга, Иббетсона, королевы Мери, а улицу лорда Керзона — улица Фируз-шаха.

Нью-Дели совершенно и целиком принадлежит имущим классам Индии. По происхождению и совре­менной функции — это прежде всего столица бюрокра­тии. В годы независимости город превращается также в крупный промышленный центр и становится местом обитания новой индийской буржуазии.

Жизнь хозяев города резко делится на частную и общественную. Дома они примерные семьянины, рели­гиозные, богобоязненные люди, не пьющие ничего, кроме воды, нередко вегетарианцы. Но деловая жизнь их и отдых строятся по другим нормам.

Как-то мне удалось попасть в один из многочислен­ных закрытых клубов Дели. Здесь богатые торговцы, промышленники, юристы завязывают знакомства, уста­навливают деловые контакты, развлекаются — иг­рают в пинг-понг, бадминтон, плавают в бассейне, тан­цуют и, конечно, главное — пьют виски с содовой. Пьют много — не по русским, а по индийским Масшта­бам.

Сикхский тюрбан яркого цвета и строгий черный европейский костюм — тут наиболее типичное сочета­ние. Женщины в клубе почти не бывают, а если бы­вают, то главным образом европейки. Прийти в клуб с такой женщиной, да еще легкомысленно одетой, счи­тается редкой и блестящей удачей.

В зале рядом с рестораном топчутся несколько пар, танцуя рок-н-ролл в темпе полонеза. Подобная манера исполнения может быть приписана высокоразвитому чувству меры. Но мне кажется, что она есть следствие компромисса двух чувств — желания походить на Запад и ощущения, что вести себя совершенно как бога­тый европеец неприлично.

Но рано или поздно «Европа» останется за дверьми клуба и машина счастливого обладателя членского би­лета направится домой. На ближайшем углу он оста­новится, чтобы купить у мальчишки пан — жвачку, со­ставленную из пряных и острых снадобий, завернутых в бетелевый листок.

Жуют пан в Индии все от мала до велика. Эта при­вычка распространена здесь шире, чем курение в Ев­ропе. Производители бетеля (растения типа вьюнка) зарабатывают на продаже листьев большие деньги. Таблички в общественных местах, призывающие «Не курить и не сплевывать», имеют в виду не просто плевки, а сплевывание образующегося при жевании бетеля ярко-красного сока. Но как у нас под лозунгом «Не курить!» нередко валяется груда окурков, так и в Индии объявление «Не сплевывать!» бывает часто ук­рашено живописными потеками красного цвета.

Эта неприятная, негигиеничная привычка ничуть не хуже и не лучше нашего обычая засыпать все во­круг табачной крошкой и пеплом. К жвачке можно привыкнуть. Говорят, она даже полезна: укрепляет зубы. Но мне пришлось видеть столько испорченных зубов у любителей пана, что я невольно стал сомне­ваться в его лечебных свойствах.

Итак, наш знакомый, член клуба, направляясь до­мой, первым делом приобретает пан, в данном случае с практической целью — отбить запах спиртного.

Адвокат, пригласивший меня с товарищами в Челмсфорд-клуб, объяснял:

— Я вегетарианец. То есть моя семья вегетариан­ская. Дома у нас не едят мяса и, конечно, не пьют ни­чего горячительного. Но в клубе я могу есть и пить что мне угодно. Мои визиты в клуб — не тайна для жены, но мать об этом даже не подозревает.

Впрочем, не все семьи столь ортодоксальны. Как уже говорилось, у новых обитателей особняков Нью-Дели дома сохраняется английский стиль. Для них су­ществуют винные магазины. Правда, и тут не обходит­ся без легкого лицемерия. Потребление спиртного огра­ничено — введены так называемые сухие дни. В четверг в винных лавках появляются заботливые надписи: «Не забудьте, что завтра сухой день». И в пятницу вам не удастся купить ни бутылки. Впрочем, утверждать, что «ни за какие деньги», было бы рискованно.

Клерки, студенты, интеллигенция победнее не ходят в клубы. Маленькие события личной и служебной жизни они отмечают в ресторанчике и кафе, без танцев и виски, острыми закусками и чаем или же сладостями, на которые индийские повара большие мастера. Это сравнительно недорого, очень вкусно и достаточно «по-европейски».

Основным видом транспорта для этих слоев явля­ется уже не машина, а велосипед. Индийские велоси­педы, дешевые, тяжелые и надежные, служат верно. Они снабжены ножкой и их можно поставить в любом месте. Добираются на них быстрее, чем на автобусе. Однако велосипеды есть не у всех, и ездить на них в жаркую погоду — занятие изнурительное. Поэтому мелкий делийский, люд часто пользуется автобусами. Господин делийского автобуса — кондуктор. В акку­ратном костюме цвета хаки, с сумкой и свистком, он обычно висит на задней площадке, впускает и выпус­кает пассажиров и относится к этой обязанности со всей серьезностью. На мой взгляд, делийские авто­бусы не переполнены. Но у кондуктора на этот счет свое мнение. Если он считает, что автобус заполнен, он дает длинный свисток, предлагая водителю мино­вать остановку, невзирая на ожидающих.

Раз уж вы сели в автобус, можете быть уверены, что вас не затолкают, что вы без труда выйдете, когда будет нужно. Пассажиры не протискиваются к выходу за несколько остановок до места назначения, а смирно сидят или стоят, пока автобус не остановится. Моя московская привычка подходить к выходу заранее вы­зывала недоуменные взгляды. «Ох уж эти беспокой­ные европейцы!».

Но ждать автобуса, кондуктор которого согласится впустить вас, приходится в Дели долго — по получасу и более. В этих условиях автобусу трудно конкуриро­вать с велосипедом.

Велосипедисты захватывают улицы Нового Дели дважды в день — в 8—10 часов, когда клерки едут на работу, и в 5—6 часов, когда они возвращаются. Впрочем, и в другое время суток велосипедов на улицах много. Вот мужчина-прачка везет на руле и ба­гажнике тюки белья, бородатый сикх едет в свою кон­тору, худой коричневый уборщик в белом дхоти спе­шит на работу, студентки, громко переговариваясь, обгоняют друг друга.

Иногда можно наблюдать трогательные или смеш­ные картинки. Любящий сын лет сорока устроил на раме свою старенькую мать, а многодетный папа при­ладил для своих малюток сиденья спереди, сзади и сбоку.

Есть своеобразные велосипедные хитчхайкеры. Они подсаживаются на багажник к знакомому и едут до поворота, где их пути расходятся. Там они ждут кого-нибудь, кто направляется в их сторону, и подсажива­ются на багажник к нему.

Проезжая по городу, не сразу заметишь жилища тех, кто ежедневно подстригает газоны, следит за цве­тами, убирает мусор, протирает машины и стекла домов, шьет костюмы и торчит у плиты, выпекая удиви­тельные сладости. Они ютятся в ужасных бараках или в хижинах, едва вмещающих членов семьи, в тесноте и грязи. По существу, вся жизнь этих людей протекает на улице — работа, обед, туалет и сон.

Особенно жалки лачуги беженцев, появившихся во многих городах после раздела Индии в 1947 г., когда миллионы индусов были вынуждены покинуть родные места, ставшие «мусульманскими», точно так же как мусульмане переселялись на территорию Пакистана из «индусских» районов. Правительство старается обе­спечить их работой и хоть каким-то жильем, но средств не хватает.

Еще хуже положение строительных рабочих, глав­ным образом из Раджастхана, ежегодно приезжаю­щих в Дели. О них никто не заботится.

Я видел семью строительного рабочего, приспосо­бившую под жилье железобетонную трубу, вернее две трубы, сложенные буквой Т. Оба конца перекла­дины были заложены кирпичом, а в торце находилась «дверь», куда на четвереньках влезали обитатели.

Одна из центральных газет в дни народного празд­ника Дивали поместила в октябре 1968 г. на первой странице большую фотографию: улыбающиеся жен­щины в живописных раджастханских нарядах тащат тросом многотонный чугунный каток. У некоторых из них на руке ребенок. Подпись под фотографией гласила: «Даже эти женщины радуются празднику Дивали». Меня покоробил такой «праздничный» мате­риал, но я еще раз убедился в силе основного принципа мироощущения многих индийцев: «Каждому свое».

Все крупные города полны контрастов, Нью-Дели не является исключением.

СТАРЫЙ ДЕЛИ

 

К северу от Каннаут-плейса улицы становятся уже, дома — выше, народу —больше. Это — собст­венно Дели, или, как его иногда называют, в отличие от нового города, — Старый Дели.

Его старость относительна. Город, носивший название Дели, упоминается в хрониках с XII в., а до того примерно на том же месте был другой город, тоже знаменитый и столичный,— Индрапрастха. Он находился, по преданию, между теперешними новым и старым городами, но никаких памятников его не со­хранилось, так что нельзя представить, как он вы­глядел.

В XI в., когда этот район попал в руки не очень могущественного рода Томаров, от древней Индрапрастхи оставалось, по-видимому, лишь воспоминание. Томары основали свою столицу Дхиллику (ставшую затем известной под именем Дилли или Дехли, ны­нешний Дели) гораздо южнее, в местности Хауз Хас, которая сейчас является одним из самых новых микро­районов.

От индусской Дхиллики тоже осталось немного — только то, что сочли нужным сохранить правители, пришедшие в конце XII в.,— мусульманские завоева­тели тюрко-афганского происхождения. Они разру­шили громадный индусский храм и из его материала соорудили мечеть, тоже величественную и громадную.

Прямоугольная колоннада, окружающая откры­тый двор мечети, — характерная черта мусульманского религиозного зодчества — составлена из колонн этого храма. Геометричность, любезная сердцу мусульман, присутствовала и в использованных колоннах, но сти­левого единства все равно не получилось. Дело в том, что мусульмане любят симметрию, а индусы, даже когда создают архитектурное украшение из немногих деталей — параллелепипедов, многогранников, лото­сов и т. п., не терпят однообразия. Так и здесь — среди сотен колонн, выполненных в одном стиле, нет двух совершенно одинаковых. Это, наверно, угнетало по­читателей Аллаха.

От здания мечети сохранилась центральная арка — изумительно правильная, поражающая совершенством формы, одновременно могучая и устремленная вверх.

Итак, Дхиллика XII в. представлена лишь рядом колонн, которые позволяют говорить хотя бы о том, что в ней был храм, напоминающий такие же сооруже­ния Южной Индии. В нескольких километрах к югу есть еще Сурадж Кунд — развалины другого храма с некогда прекрасным искусственным водоемом, к нему амфитеатром спускались ступени.

Дхиллика пала в 1197 г. и стала одной из крепостей империи Гуридов, центр которой находился в совре­менном Афганистане, но в 1206 г. военачальник Гури­дов Кутб-ад-дин Айбек объявил себя султаном, сделал Дели своей столицей и начал покорять Северную Ин­дию уже от собственного имени.

Небольшая группа мусульман, пришедшая в Ин­дию в конце XII — начале XIII в., опиралась на свое громадное мужество и предприимчивость, хорошую кавалерию и военную систему, базировавшуюся на безоговорочном (буквально рабском) подчинении ко­мандирам. Однако здесь они столкнулись с враждеб­ностью населения, преданного своим вождям и при­вычного к оружию, удивительно храброго (беззавет­ная храбрость раджпутов и джатов вошла в поговор­ки, песни и легенды), с могущественными государст­вами, каждое из которых по ресурсам и величине армии могло поспорить с завоевателями. Словом, делийские правители, провозгласившие себя султа­нами Индии, вовсе не имели оснований быть уверенными, что им удастся не то что покорить эту страну, но и закрепиться в ней.

Впрочем, был один фактор, оказавшийся в даль­нейшем решающим,— узость мышления их противни­ков: правители деревень не желали знать ничего за пределами своей округи, а правители государств — ничего за пределами своих государств. Так получилось, что союз всех врагов мусульманских завоевате­лей, союз, который мог бы быть фатальным для по­следних, не состоялся, и султанам Дели удавалось разбивать своих противников порознь.

И еще психологическое преимущество имели заво­еватели — ислам до тех пор не знал серьезных пора­жений. Наверно, им казалось, что под знаменем «истинного» учения они способны победить любого противника и трезвый учет возможностей последнего не нужен и даже вреден.

Иначе не объяснить, почему, едва утвердившись в Дели, располагая ограниченными средствами (воен­ная добыча и дань с завоеванной территории), боль­шая часть которых должна была расходоваться на армию, султаны приступили к сооружению грандиоз­ного минарета, самого высокого здания тогдашней Азии. В честь основателя Делийского султаната мина­рет получил название Кутб-минар.

Несомненно, когда-то это был архитектурный центр столицы, окруженный величественными мечетями, гробницами, стенами. Сейчас мечеть в развалинах, гробницы запущены, а от стен осталось несколько фрагментов. Но минарет от этого только выиграл. В эпоху телевидения Кутб-минар, заметный издалека, воспринимается как современная телевизионная баш­ня. Он наравне с Эйфелевой или Останкинской баш­нями вполне может служить не только эстетическим, но и техническим символом своей эпохи.

Итак, Кутб-минар — это просто семидесятипяти­метровая башня, чуть сужающаяся кверху. Она сло­жена из коричнево-красного песчаника разных тонов (но пестрота не уменьшает ее величавости), украшена резными балкончиками, поясами изречений из Корана. Ее ребра, полукруглые или треугольные в сечении, сплошь покрыты затейливой резьбой. Но не в этом оригинальность Кутб-минара. Он поражает скупостью изобразительных средств, цельностью ребристого воз­носящегося ствола.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: