(1906 г.)
(записка военного агента русской армии, полковника А. Д. Нечволодова)[307]
Совершенно секретно.
С 15 сентября по 15 ноября 1906 г. я совершил заграничную поездку с целью изучения вопроса о денежном обращении в Западной Европе и для сбора сведений о современном состоянии франмасонства.
Собранные данные по последнему вопросу имеют, конечно, совершенно отрывочный характер, а потому настоящая записка и представляет из себя лишь последовательное изложение тех сведений об этом тайном обществе, какие мне удалось собрать по мере посещения различных городов.
18 сентября я прибыл в город Стокгольм и посетил нашего генерального консула В. А. Березникова; на мой вопрос о франмасонстве в Швеции, о содействии со стороны шведов русской революции, о связи этих двух данных между собой, а также и о значении шведских евреев как во франмасонстве, так и в государственной жизни, г. Березников ответил мне следующее: франмасонство распространено в Швеции чрезвычайно сильно; начиная от королевской семьи и кончая кругом так называемого порядочного общества, принято принадлежать к той или другой ложе; чтобы быть членом парламента, надо почти обязательно быть масоном; в числе шведских масонов числятся много пасторов и офицеров; деятельность лож ограничивается, по‑видимому, символическими обрядами и собраниями, а также и благотворительностью; евреи принимаются в число братьев; о выдающемся их значении в шведском масонстве ничего неизвестно; вообще же, они за последние годы сильно входят во все отрасли государственной жизни и в настоящее время все банковые и крупные промышленные дела сосредоточены в их руках; участие шведов и даже высшей администрации в нашем революционном движении несомненно; только за самое последнее время, ввиду сильного развития в самой Швеции социализма, находящегося в связи с русскими событиями, высшее Правительство переменило свою тактику; затем г. Березников сообщил мне, что, несмотря на весьма плохую постановку дела, за отсутствием денежных средств, относительно нашей тайной разведки о влиянии шведов на русское революционное движение, у него имеется список лиц, принимающих активное участие в этом движении посредством тайной доставки оружия, рассылки прокламаций, укрывательства наших государственных преступников и пр.
|
На вопрос мой, имеется ли какая‑нибудь связь между этими лицами и франмасонами, г. Березников ответил мне, что это ему совершенно неизвестно, так как ему никогда не приходило в голову делать подобное сопоставление, да и вообще по поводу масонства как нашей миссией в Стокгольме, так и русским центральным Правительством, насколько ему известно, никогда никаких вопросов не возбуждалось.
В этот же вечер я имел случай познакомиться с ротмистром шведской конной гвардии графом Розеном, при посредстве которого мне удалось достать полные списки (матрикулы) всех шведских масонов.
Из этих матрикулов, между прочим, можно усмотреть, а) что все шведские масоны, помещенные в списках, имеют только низшие степени посвящения и б) что шведские ложи находятся в связи с ложами всего мира, причем, кроме того, в числе шведских братьев числятся масоны и иностранных лож: король английский Эдуард, наследный принц датский и др.
|
Матрикулы эти были показаны мною В. А. Березникову и возбудили в нем живейший интерес, так как он тотчас же нашел в них фамилии нескольких шведов, принимающих деятельное участие в революционном движении в России.
Я просил г. Березникова сверить означенные матрикулы с его секретным списком и, сделав соответственные пометки, выслать затем мне их в Киссенген, что и было им исполнено с величайшей готовностью.
Из трех этих матрикул видно, что мои предположения о принадлежности шведов, содействующих нашей смуте, к франмасонам вполне оправдались, так как все 40 человек, помещенных в секретном списке г. Березникова, оказались масонами, занесенными в матрикул.
Из Стокгольма я проехал в Копенгаген, где познакомился с неким г. Симкенсом, который при ближайшем знакомстве оказался мастером ложи Хирам‑Абиф в Гааге; г. Симкенс начал убедительно уговаривать меня вступить в братство и в доказательство своей уверенности в том, что из меня выработается в самом непродолжительном времени выдающийся масон, подарил мне свой мастерский знак. Затем г. Симкенс предложил немедленно ввести меня в большую Копенгагенскую ложу, указывая на особые преимущества, связанные со вступлением в эту ложу, так как она имеет в среде своих братьев много членов различных царствующих фамилий; кроме того, при посредстве некоторых ее членов можно впоследствии достигнуть и посвящения в мартинизм.
Я отклонил любезное предложение г. Симкенса, объяснив ему, что русские служащие не могут принадлежать к тайным обществам; тогда он указал мне, что я могу поступить в ложу совершенно негласным образом и моя фамилия нигде не будет записана, причем добавил, что имеется значительное количество такого рода членов; я вынужден был вторично отказаться под предлогом скорого отъезда.
|
На следующий день после этого разговора я имел случай убедиться в справедливости слов г. Симкенса относительно значения Копенгагенской ложи, так как ее посетил прибывший накануне из Христиании норвежский король Гакон в обществе многих других, весьма высокопоставленных лиц.
Из Копенгагена я направился в Киссенген, где познакомился с председателем Киссенгенского отделения Швейнфуртской ложи – доктором Дируфом. Доктор Дируф доставил мне франмасонский календарь на 1907 год, из коего видна та сторона организации франмасонства, которая не считается нужным быть скрытой.
Доктор Дируф с большой готовностью вызвался сообщить мне некоторые данные по масонству; по его словам, масонство – учение высокохристианское и борется с католицизмом; цель его – всемирное братство людей; никакой иудейской подкладки оно не имеет, в политику вовсе не вмешивается, и главнейшая тайна масонства заключается в том, что в нем вовсе нет ничего тайного.
Насколько был искренен доктор Дируф, я судить не берусь, но, согласно заявлениям лиц, виденных мною в Париже, большинство масонов действительно вовсе и не подозревают о том тайном верховном руководстве, которое направляет деятельность всех лож, а наивно считают, что братство служит исключительно гуманным целям, а тайной облечены только масонские обряды и символы.
По прибытии моему в Париж во время разговора на политические темы, которые я вел с двумя моими знакомыми, совершенно не причастными к какого бы то ни было рода общественной деятельности, герцогом Ришелье и виконтом де‑ла Уссе, ими, между прочим, было высказано следующее: в настоящее время Франция управляется всецело франмасонами, которые, в свою очередь, являются орудиями, с одной стороны, еврейства, а с другой стороны, английской политики, причем председатель Совета министров Клемансо, человек с гораздо большим значением, чем сам президент республики франмасон Фальер, только по виду социалист; в действительности же Клемансо – вполне покорный слуга Англии, давно ею купленный; ввиду значительного недовольства во Франции современным порядком вещей возможен даже государственный переворот, но переворот этот, если и совершится, то он будет произведен только для вида, действительная же власть останется по‑прежнему в руках Клемансо, франмасонов, евреев и англичан.
Затем оба собеседника пояснили мне, что в ближайшем будущем, по тем данным, которыми они располагают, должно произойти решительное столкновение Англии с Германией, причем ныне ведется высшими английскими политиками с королем Эдуардом во главе подготовка к этому столкновению в следующем направлении: дабы воспрепятствовать Германии получить могущественного союзника на море в лице Соединенных Штатов, Англия, которая успела уже вернуть почти целиком свои капиталы, данные в долг Америке после междоусобной войны, вызовет столкновение между Японией и Соединенными Штатами, столкновение это, ввиду современного состояния флотов обеих сторон и неготовности Панамского канала, несомненно, должно решиться в пользу Японии; затем Англия в союзе с Францией вызовет войну с Германией, которую начнет с уничтожения флота последней державы, чем устранится всякая опасность высадки германских войск на побережье Соединенного Королевства; после этого Англия предоставит немецким войскам разгромить на суше Францию, в чем, по словам обоих лиц, говоривших мне это, не может быть, конечно, ни малейшего сомнения[308].
Таким образом, благодаря этой войне все выгоды получит только одна Англия, так как, несмотря на победу на суше, Германия все‑таки навеки потеряет свою морскую торговлю, причем война одинаково разорит как ее, так и Францию, что опять‑таки послужит только на пользу Англии.
Настоящее зловещее положение вещей сознается многими французами, искренне желающими избегнуть столкновения с Германией, но состав современного французского правительства таков, что оно всецело руководствуется инструкциями из Лондона, а других сколько‑нибудь способных лиц, могущих сплотить около себя все националистические и патриотические группы, решительно не имеется. Все эти партии имели было надежду, что таким лицом явится Поль Думер, особенно после ссоры его с франмасонами вследствие разоблачений их шпионской деятельности в армии, однако впоследствии и Поль Думер потерял доверие этих партий, так как он все‑таки не порвал с масонами и вел за последнее время слишком очевидную двойную игру.
Затем оба мои собеседника высказали мне, что, хотя они лично стоят совершенно вне всяких политических партий, тем не менее, охотно познакомят меня со всеми лицами, занимающимися борьбой с иудейством и франмасонством, причем виконт де‑ла Уссе вызвался даже, в случае, если я пожелаю, сопутствовать мне в Лондоне для оказания помощи по изучению франмасонства в Англии. В Лондоне мне, к сожалению, за недостатком времени побывать не удалось, но в Париже, благодаря любезному содействию упомянутых двух лиц, я вскоре познакомился с ближайшими помощниками Эдуарда Дрюмона, редактора «Свободного слова», – Гастоном Мери и Эрве де Ровиллем; с графиней Мирабо‑Мартель (Жип), которая собирает в своем салоне всех светских антисемитов и антимасонов; с негласным агентом Рима в борьбе с масонством аббатом де‑ла Бессонери, и, наконец, с тремя главными деятелями антимасонства: Морисом Тальмейром, Андре Бароном и Копен‑Альбанселли; последний был масоном, достиг степени розенкрейцера, но затем порвал с франмасонством и объявил ему самую беспощадную борьбу, когда при посвящении в высшую степень ему было открыто, что означенное общество служит тайным целям иудейства и английской политики.
Упомянутые выше группы лиц, работающие, по моему убеждению, весьма деятельно, но не в достаточной связи между собой, собрали ныне уже весьма обширный материал для полного освещения иудо‑масонства, материал, большей частью привезенный мной в Петербург, и ведут ныне самую энергичную пропаганду против захвата власти евреями и масонами во Франции.
Наибольшее количество данных доставили мне гг. Тальмейр, Барон и Копен‑Альбанселли.
Они подтвердили мне, так же, как и графиня Мартель, и гг. Мери и де Ровилль, что все нити нашей революции сосредоточены в иудейско‑масонских руках, что из наших общественных деятелей некоторые находятся в несомненной связи с масонами и с главным раввином Парижа, что бывший член Государственной Думы г. Кедрин открыто появлялся на заседаниях «Великого Востока» и что вожди конституционно‑демократической партии (Милюков, Струве и др.), несомненно, составили программу своей деятельности под непосредственным руководством высших франмасонов; кроме того, они отметили в переданном мне списке «Масонского генерального штаба» фамилии лиц, принимающих активное участие в русском революционном движении, причем лица, наименее важные в этом отношении, отмечены черточкой, более важные – одним крестиком, а самые выдающиеся – двумя.
Затем г. Тальмейр передал мне также собственный экземпляр «Ежегодника Великого Востока», в котором на с. 277 прямо говорится о существовании франмасонских лож в России в настоящее время.
По вопросу о современной политической программе Англии, изложенной мне гг. Ришелье и Уссе, упомянутые три лица вполне подтвердили ее существование, но сделали при этом следующее существенное дополнение: несомненно, таковая программа существует, и английские политики прилагают все усилия к ее осуществлению, и притом в самом ближайшем будущем, так как хотят ее провести при жизни короля Эдуарда, зная, что будущий король, принц Уэлльский, по своему характеру мало способен к активной деятельности; кроме того, крайне благоприятным обстоятельством для возможно скорейшего проведения этой программы являются в настоящее время полная подчиненность английскому влиянию современного французского правительства с Клемансо во главе и неготовность морских вооружений Соединенных Штатов и Германии; однако существует сильнейший тормоз к осуществлению этой программы в лоне самого франмасонства; тормоз этот – франмасоны‑евреи, которые отлично понимают, что если будущая война послужит исключительно на пользу Англии, то она в это же время разорит Францию и Германию, а в последних двух государствах в настоящее время слишком много еврейских капиталов, неизмеримо больше, чем в Англии; поэтому евреи‑франмасоны и выступили решительными противниками английской программы.
По словам гг. Тальмейра, Барона и Копен‑Альбанселли, евреи в этом вопросе на тайных франмасонских советах одержали в настоящее время победу, но разногласие это вызвало впервые со времени существования франмасонства сильнейший раскол между его английскими и еврейскими членами, раскол, который впоследствии может быть роковым для могущества самого франмасонства.
Осторожно опрошенный мною на другой день после этого разговора по поводу современных политических обстоятельств масон третьей степени и бывший член Совета Великого Востока г. Поль Думер, с которым я имел несколько совещаний по чисто финансовым вопросам, несмотря на уклончивость своих ответов, тем не менее, высказал мне совершенно определенно, что в настоящее время для Франции возможно только соглашение с Англией, что он этому соглашению вполне сочувствует, и хотя и не верит в войну в ближайшем будущем, но находит, что в случае ее возникновения Франция должна искать реванш за 1870 год.
Относительно организации английского франмасонства и связи его с французским гг. Тальмейр, Барон и Копен‑Альбанселли сообщили мне, что между ложами этих двух фракций масонства связи нет, и они находятся между собою официально даже в разрыве, равно как «Великий Восток» Франции находится в разрыве с германскими ложами; но разрывы эти созданы умышленно, чтобы скрыть от низших масонов интернациональный и антипатриотический характер этого братства; главные же руководители французского и английского франмасонства находятся между собою в самой тесной связи; при этом мне было пояснено, что истинные главари масонства не всегда имеют высшие степени посвящения, а иногда даже вовсе и не числятся масонами, как, например, Ротшильды и главный раввин Парижа, но, тем не менее, они именно и направляют деятельность лож всего мира, лож, в которых большинство членов преследуют свои личные мелкие карьерные и денежные интересы и далеки от понимания того, орудием чего они служат.
Относительно участия членов английского масонства в событиях в России гг. Тальмейр, Копен‑Альбанселли и Барон затруднились дать мне какие‑либо положительные сведения, но указали, что английским центром, где сосредоточена активная деятельность против России, являются лондонское «Общество иудейской территориальной организации» и лондонское же «Общество помощи русским евреям». По данным «Таймса»[309], членами советов этих обществ являются: а) «Общества иудейской территориальной организации» – Израэль Зангвиль, Артур Коген, Эдер, Тармель Гольшмид, Филип Гартог, Павел Гирш, Вениамин Киш, Макс Лангерман, Лазарь Лангдон, Виль Родштейн, Клемен Саламан, Соломон И. Соломон, Исидор Шпильман, Турнер, Люсьен Вольф, Юдифь Зангвиль; б) «Общества помощи русским евреям» – лорд Ротшильд, Самуил Монтегю, Давид Александр, Н. С. Иосиф, Клавдий Монтефиори, Леонард Коген и Стюарт Самуэль.
Через несколько дней после этого разговора я виделся с моим старым знакомым по Петербургу, германским послом в Париже, князем Радолиным.
Во время этого свидания я завязал разговор с князем по вопросам международной политики, причем спросил его, вероятно ли в будущем столкновение Англии и Германии при условиях, которые очерчены выше. На это князь выразил мне, что я совершенно верно оцениваю обстановку и, к сожалению, экономическая борьба между Германией и Англией все более и более обостряется[310]; относительно войны он, как дипломат, может мне сказать, что в самом ближайшем будущем ее ожидать нельзя, но за то, что произойдет через несколько месяцев, он поручиться не может и, во всяком случае, не подлежит ни малейшему сомнению, что современное французское правительство всецело на стороне Англии, так как состоит исключительно из франмасонов; можно поручиться, что Германия ничего не сделает для обострения современных отношений, которые в настоящую минуту вполне удовлетворительны, но, конечно, это обострение всегда может быть вызвано с другой стороны.
Когда я высказал князю Радолину мою мысль, что следовало бы создать в противовес Англии и Японии тесное соглашение между Россией, Францией и Германией, он ответил мне с большой живостью и откровенностью, которая даже несколько удивила меня, следующее: «То, о чем вы говорите, было всегда моим руководящим взглядом; скажу вам более, год тому назад, во время возникновения Мароккского вопроса, у нас, немцев, были все козыри в руках, чтобы это соглашение состоялось, и история покажет, что не я был причиною того, что события приняли, к сожалению, совершенно другой оборот. Как же исправить современное положение вещей – это вопрос очень трудный и, во всяком случае, в настоящее время ничего в этом отношении сделать нельзя, я даже не вижу и для ближайшего будущего, в чем будет заключаться тот благоприятный повод, который даст возможность совершить этот поворот».
Переходя к вопросу о русских внутренних делах и отмечая твердость, проявленную нашим Правительством в подавлении революции, князь Радолин сказал: «Придет время, когда Россия оценит политику Горемыкина, стоявшего за распущение Государственной Думы; теперь пишут, что у вас готовятся дать равноправие евреям; я отнюдь не берусь за разрешение еврейского вопроса в России, но могу с уверенностью сказать, что если им будет дано равноправие, то его уже никогда нельзя будет взять назад, а что будет при этом через 20 лет с Россией, нетрудно предвидеть, имея перед глазами современную Францию и Австрию; да и у нас более трех четвертей капитала принадлежит иудеям, а в Берлине на улицах вы встретите больше евреев, чем немцев».
Из остальных данных, собранных мною в Париже по франмасонству, заслуживают внимания беседа с аббатом де‑ла Бессонери и некоторые сведения о мартинизме.
С аббатом де‑ла Бессонери познакомил меня виконт де‑ла Уссе; аббат этот лично не играет никакой заметной роли в Париже, так как ведет всю антимасонскую деятельность через аббата Турмантена, но, тем не менее, именно он является истинным агентом Рима в борьбе с иудео‑масонством. Аббат де‑ла Бессонери выразил мне, что ему хорошо известно про участие масонов в русской революции, но так как события в России не касаются непосредственно Ватикана, то он особенно не следил за этим вопросом; он глубоко убежден в том, что в настоящее время все христианские государства должны соединиться для борьбы с иудео‑масонством, и предложил мне поддерживать с ним переписку, причем обещал сообщать мне данные по масонству, имеющие связь с событиями в России.
О мартинизме я услышал в Париже впервые от Инфанты Евлавии, которая неоднократно говорила мне, что это тайное общество, особенно распространенное среди высшей аристократии и царствующих фамилий, хотя и признает Христа, но Христа чисто гностического, и является, в сущности, очень ловким и опасным оружием того иудейства, которое руководит и масонством.
Андрэ Барон мне также показывал массу рукописных материалов по современному мартинизму и вполне подтвердил общность этого учения как с иудейством, так и с масонством.
Покинув Париж, я посетил на обратном пути Берлин.
В Берлине мне не удалось, за краткостью времени, собрать каких‑либо существенных данных по масонству, и я успел лишь войти в сношение с главой германских антисемитов в Рейхстаге – бароном Либерманом фон Зоннебергом, который предложил мне свои услуги для совместной деятельности по исследованию еврейского вопроса.
Между прочим, барону Либерману удалось в самое последнее время войти в весьма знаменательное сближение с Бебелем, который, являясь главой социалистов, прозрел, наконец, что евреи под флагом социализма преследуют исключительно свои расовые цели, почему он, подобно Анри Рошфору во Франции, оставаясь при своей крайне радикальной программе, ныне переходит, вместе с тем, на сторону антисемитов.
Общие впечатления моей поездки по вопросу о франмасонстве следующие:
1) многие русские государственные люди и дипломаты недостаточно знакомы с масонством; в этом отношении заслуживают внимания германские дипломаты в Париже, которые очень считаются с франмасонством и внимательно его изучают;
2) ввиду очерченной выше английской политической программы можно ожидать новой войны России с Японией в ближайшем будущем лишь в том случае, если еврейская партия в высшем масонстве окончательно возьмет верх над английской и в верховном масонском совете будет безусловно решено сохранить на несколько лет без изменения существующее политическое положение Соединенных Штатов, Англии, Франции и Германии. В противном же случае едва ли Япония ввяжется в новую войну с Россией, имея в виду, что ей одновременно может понадобиться огромное напряжение сил и для борьбы с Соединенными Штатами.
[Следующий абзац зачеркнут. – О. П.]
Во всяком случае, если нам предстоит новая война с Японией, план кампании с нашей стороны должен быть соображен так, чтобы затянуть ее на долгий срок, пока мы не будем в состоянии дать решительного сражения с надеждой на успех; до этого же следует избегать всего, что дало бы японцам возможность иметь отдельные успехи, в виде ли поражения наших передовых отрядов или взятия далеко выдвинутых укрепленных пунктов.
Так как неизвестно, как окончательно сложится политическая программа в высшем масонстве, и так как есть сильные шансы на победу иудейской партии, которая в настоящую минуту имеет верх, России теперь же следовало бы решить все вопросы, связанные с возможностью новой войны на Дальнем Востоке;
3) несмотря на огромную силу современного иудео‑масонства, в настоящее время против него ведется уже ожесточенная борьба, и борьба успешная; во Франции все уже стали интересоваться этим обществом; истинные его цели перестают быть тайной, и число антимасонов растет с каждым месяцем. Гг. Тальмейр, Барон и Копен‑Альбанселли твердо убеждены, что при их еще жизни им удастся быть свидетелями начала падения могущества франмасонства и еврейства.
В Англии ныне образовался в лоне самого масонства непримиримый раскол на почве столкновения английских и иудейских интересов.
Наконец, в Германии сильно растет и охватывает все большие и большие круги населения крайнее недовольство против евреев;
4) для более успешной борьбы с иудео‑масонством всем антисемитам и антимасонам необходимо войти между собой в более тесное соглашение.
В этом отношении для России было бы особенно важно теперь же завязать по этому вопросу сношения с Ватиканом, который, по словам аббата де‑ла Бессонери, пойдет нам навстречу с самой большой готовностью.
А. Нечволодов.
1 декабря 1906 г.
С.‑Петербург
[1]Биографические данные о Нечволодове А. Д. собраны мною при изучении фонда Н. Ф. Степанова, находящегося в Архиве Свято‑Троицкого монастыря в Джорданвилле (США).
[2]В 1920 г. полковник Н. З. Неймирок командовал пехотной дивизией в армии генерала Врангеля. Во время боя с большевиками он оказался на передовой, был окружен и жестоко убит. У него остались вдова и двое маленьких детей.
[3]Бригадный генерал Александр Памфамирович Николаев, человек исключительной отваги и храбрости, командовал 19‑й пехотной дивизией после меня, но совсем немного времени: летом 1917 г. он был отстранен от должности по причине приверженности старому режиму.
В 1918 г. большевики взяли в заложники его семью и таким образом заставили служить в красной армии. Осенью 1919 г., возглавляя советскую дивизию, он попал в плен к войскам генерала Юденича и был повешен в Пскове белыми за ожесточенное сопротивление, которое им оказывал.
На эшафоте его последними словами были: «Да здравствует русская социалистическая федеративная советская Республика! Да здравствует Третий Интернационал!!!».
Внутренняя драма, которую пережил покойный А. П. Николаев, естественно, навсегда останется тайной. Зная его глубокую привязанность к своей семье, можно предположить, что последний выкрик имел целью обеспечить ее существование в советской России.
[4]После развала Русской армии в конце 1917 г. полковник Петр Иванович Тимонов поступил на службу простым солдатом в армию генерала Деникина и был тяжело ранен. Исключительная доблесть и блестящие способности позволили ему командовать там батальоном. В декабре 1918 г. он умер от сыпного тифа в Ставрополе. У него остались вдова и маленькая дочь.
[5]Офицер административно‑хозяйственной службы, прикомандированный к 19‑й артиллерийской бригаде.
[6]Лейтенант Иван Александрович Орлов, доблестный молодой летчик. Во время войны закончил обучение в Императорском Александровском лицее. Кавалер ордена Святого Георгия IV степени и обладатель французского креста «За боевые заслуги». Убит противником в воздушном бою 17 июня 1917 г.
[7]Неожиданное спасение благодаря счастливому вмешательству судьбы (лат). – Прим. перев.
[8]Разоблаченное масонство. – Paris, 121 bis, rue de Grenelle (Париж, рю де Гренель. – 121 бис).
[9]Не путать с Г П. Бахметьевым, императорским послом в Вашингтоне до революции. Он ушел в отставку после государственного переворота в 1917 г.
[10]Министр иностранных дел в правительстве Колчака. – Прим. перев.
[11]Правительство Украины до избрания гетмана.
[12]См.: Великий Восток Франции, Высший совет Франции и французских владений. Отчет для масонских лож Федерации рабочих Генеральной Ассамблеи (Federation des travaux de l’Assemblee Generale) с 15 по 20 сентября 1913 г. Этот отчет не предназначался для печати. – Главный секретариат Великого Востока Франции. – Париж, рю Каде, 16. V. – С. 377 и 292 этого отчета процитированы в статье К. Никуло в «Международном обзоре тайных обществ» (“La Revue Internationale des Societes Secretes”) за 1914 г.
[13]Еврейская трибуна. – 1920. – 23 июня.
[14]Статья «Новый Альбатрос» не напечатана во французском издании «Еврейской трибуны» от того же 4 февраля 1921 г. по очевидной причине: она содержит выпады против французских националистов, однако включена в русский выпуск «Еврейской трибуны» от 4 февраля 1921 г., который также выходит в Париже.
[15]Касательно Красина г. Уинстон Черчилль ошибается: Красин – русский, но женат на еврейке и долгие годы состоял на службе у евреев. Кроме того, как мы дальше увидим, он тесно связан с Лениным, в том числе по делу о поджоге казначейства в Тифлисе.
[16]Более пространные данные об Ордене «Бнай Брит» (“B’nai B’rith”) даны в главе II настоящей работы.
[17]Данные приводятся по состоянию на 1922 г.
[18]См.: Дешам Н. Тайные общества и общество (Les Societes Secretes et la Societe). II. – Париж, 1881. – С. 249.
[19]См.: Монньо Альберт. Ритуальные убийства у иудеев (Le crime ritual chez les Juifs). – Париж, 1914. – С. 320, 321.
[20]См.: Дешам Н. Указ. соч. II. – С. 282.
[21]См.: Лебон Г. Психологические законы эволюции народов (Lois psychologiques de l’évolution des peuples).
[22] Слиозберг Г. Б. Яков Шифф // Еврейская трибуна. – 1920. – 5 ноября.
[23] Бразоль Борис. Мир на перепутье (The World on the Cross Road). – Бостон, 1921. – С. 11.
[24] Zangwill I. Проблемы еврейского народа (The problems of the Jewish Race). – N.‑Y., 1914.
[25]Отчет газеты “New‑York Times” от 24 марта 1917 г. о митинге социалистов от 23 марта в Карнеги Холл по случаю празднования русской революции.
[26] Витте С. Ю. Воспоминания. Т. 1. – Берлин, 1922. – С. 394, 395.
[27] Mauro Philip. The number of man – the climax of Civilization. 2‑nd ed. – London, 1914. – P. 234‑237.
[28]На самом деле – Откр. 13:18. – Прим. перев.
[29]В Нью‑Йорке.
[30] Милюков П. Н. Почему и зачем мы воюем? – Ростов‑на‑Дону, 1917.
[31]Jewish Activities in the United States. II. – P. 197‑210.
[32]В настоящее время главой этого представительства является Симон Вольф, проживающий в Вашингтоне уже почти 50 лет. – Там же. – С. 176.
[33]Пост, соответствующий должности министра иностранных дел.
[34]В то время он занимал пост госсекретаря.
[35]«Вызывает удивление, – пишет автор на с. 45 той же книги, – огромное количество международных евреев – выходцев из Франкфурта. Вспомним хотя бы Ротшильдов, Шиффов и Шпейеров».
[36]В ходе Великой войны до 1917 г.
[37]Тут г. Слиозберг допускает ошибку: это произошло не в 1893 г., а в 1911 г. В целом в статье г. Слиозберга, посвященной памяти Якова Шиффа, встречается огромное количество ошибок – количество, удивительное для «русского интеллектуала и общественного деятеля партии кадетов» еврейского происхождения. Например, он говорит, что война с Японией закончилась в 1904 г., что еврейская синагога в Риме находится недалеко от «собора Святых Петра и Павла» вместо собора Святого Петра и т. д.
[38]Во втором томе книги «Еврейская деятельность в Соединенных Штатах» сказано: «Еврейский капитал достиг своей вершины в лице Якова Шиффа и банка “Кун, Леб и Ко.”. Главой этого банка был Яков Шифф, уроженец Франкфурта‑на‑Майне, где его отец был одним из брокеров Ротшильда. Один из его компаньонов Отто Канн родился в Манхейме и изначально был партнером Шпейеров – также уроженцев Франкфурта‑на‑Майне. Другой партнер Шиффа – Феликс Варбург был связан с семьей Шиффа браком... Мортимер Шифф –сын Якова Шиффа». – С. 37‑43.
[39]«Г‑н Макс Варбург, – сообщает Пертинакс, один из сотрудников “L’Echo de Paris”, в номере от 28 апреля 1920 г., – является главой банка “Макс Варбург и Ко.” (Гамбург). Он – основной акционер судоходных компаний “Hamburg‑America‑Line” и “Deutscher Lloyd”. Два его брата – Поль и Феликс Варбурги – женаты: один – на свояченице, другой – на дочери Якова Шиффа (уроженца Франкфурта). Оба брата являются его партнерами и вместе с ним возглавляют банк “Кун, Леб и Ко.”».
Летом 1917 г. русское Временное правительство уже получило информацию, что Макс Варбург предоставил денежные средства большевикам. Нижеприведенная телеграмма цитируется по официальному американскому изданию «Германо‑большевистский заговор» (“The german‑bolchevic conspiration”), изданному Комитетом общественной информации. Вашингтон D. C. – 1918. – Октябрь. – С. 27.
«Стокгольм, 21 сентября 1917 года.
Г‑ну Рафаэлю Шолаку, Гапаранду!
Дорогой товарищ, Контора банковского дома Макс Варбург открыла в соответствии с телеграммой от президента “Рейнско‑вестфальского синдиката” счет для предприятия товарища Троцкого.
Я. Фюрстенберг».
Данная телеграмма, процитированная в одном из официальных американских изданий, подтверждает достоверность сведений секретной «Докладной записки», которую мы приводим, в части открытия кредитной линии для большевиков г. Максом Варбургом – близким родственником Якова Шиффа и братом двух партнеров последнего.
[40]Своего рода высший финансовый орган Соединенных Штатов.
[41]Как мы уже указали, эта «Записка» была написана в начале 1919 г
[42]См.: L’Activite juive aux Etats‑Unis. II. – P. 157 и далее.
[43]В «Докладной записке», процитированной в конце предыдущей главы, было указано, что г. Яков Шифф был вместе с раввином Иудой Магнесом членом Американского еврейского комитета и членом правления еврейского Кагала Нью‑Йорка.
[44]L’Activite juive aux Etats‑Unis. – P. 139.
[45]В настоящее время население Нью‑Йорка составляет 5 927 617 жителей, среди которых, «малоизвестная деталь, 1 еврей приходится на 4 жителей (точная цифра – 1 645 012 евреев)...». См.: Лозанн Стефан. Трехсотлетие Нью‑Йорка. – Le Matin. – 1924. – 19 мая.
[46]L’Activite juive aux Etats‑Unis. – P. 145.
[47]И (AND) с заглавной буквы в тексте.
[48]L’Activite juive aux Etats‑Unis. – P. 145‑147.
[49]“Whispering gallery” – специфическое английское выражение, означающее строение, сооруженное таким образом, что слово, произнесенное шепотом в одном его конце, повторяется в другом с шумом грома.
[50]В количестве 25 человек. – L’Activite juive aux Etats‑Unis. – P. 149, 150.
[51]L’Activite juive aux Etats‑Unis. – P. 152.
[52]Ibid. – P. 155‑160.
[53]См.: статьи Жана Дро о ритуальном убийстве в Дамаске. – Vieille France. – 1922. – № 275‑281; Монньо Альбер. Ритуальное убийство у евреев (Le crime ritual chez les juifs). – Париж, 1924. – С. 221‑257.
[54]См.: Auf Vorposten. – 1916. – Июль. – С. 384; Causes of world unrest // Morning Post. – 1921. – 27 октября.
[55]См.: La Vieille France. – № 281. – С. 29, 31.
[56]См.: Auf Vorposten. – 1916. – Июль. – С. 384.
[57]Archives Israelites. – 1858. – С. 625.
[58]См. также по этой теме: La Vieille France. – № 277. – С. 24.
[59]Archives Israelites. – 1864. – Март. – С. 310‑350.
[60]См.: Флуран Эмиль (бывший министр иностранных дел Франции). Жидомасонское фиаско (Un fiasco judeo‑maconnique) // Revue International des Societes Sectretes. – 1912. – № 1. – С. 339‑341.
[61]См.: Auf Vorposten. – 1916. – Июнь. – С. 387.
[62]См.: L’activite juive aux Etats‑Unis. II. – P. 174.
[63]См.: L’Activite juive aux Etats‑Unis. – II. – P. 174‑176.
[64]Выделено курсивом в тексте.
[65]Выделено курсивом в тексте.
[66]L’Activite juive aux Etats‑Unis. – P. 177‑180.
[67]Ibid. – P. 153.
[68]Ibid. – P. 55.
[69]Ibid. – P. 62.
[70]Ibid. – P. 73.
[71]Ibid. – P. 209.
[72]На самом деле 136. – Прим. перев.
[73] Бренье Флавье. Евреи и Талмуд (Les Juifs et Le Talmud). – Париж, 1913. – С. 14.
[74]Как совершенно верно замечает г. Бренье, халдейские мудрецы были не единственными проповедниками обожествления человека. Кажется, что в этом заключалась и суть всего древнего язычества, боги которого были лишь аллегорическим выражением различных особенностей человеческой природы. Тот же культ человека лежит в основе большинства учений, враждебных Христианству, начиная с манихеев и заканчивая современными теософами, включая каббалистические науки и алхимию в Средние века. Пошлый материализм представляет собой всего лишь учение, адаптированное для «примитивных мозгов». – См.: Бренье Флавье. Указ. соч. – С. 16.
[75] Бренье Флавье. Указ. соч. – С. 16. Граф Клод де Сен‑Мартен совместно со своим учителем – португальским евреем Мартинесом Паскуалисом – является основателем масонского Ордена мартинистов (как это будет объяснено далее).