II. Падение русского абсолютизма 9 глава




Не в том, конечно», было «несмываемое преступление» Суханова, что он не порвал с группой Марто­ва» 25-го октября, а сделал это двумя или тремя го­дами позже; что он «не остался» на Съезде Советов, а вернулся туда и т. д. Это все жеманство и кокетство. Подлинно несмываемое преступление Сухановых в том, что они отождествили себя с революцией; свой ограниченный и фанатический индивидуальный разум выдавали за разум трудовых масс; волю своих ничтожных по численности единомышленников под­ставляли на место демократии, исповедывали максимализм целей и невозможность их осуществления, подходили к российской государственности, к людям и к группам, партиям, классам, именно так, как теперь рекомендует поступать Струве, — и инструментально, т.е. в качестве средства к ими одними осознанным целям революции, интересам трудящихся классов и благу человечества.

 

5.

 

Русская катастрофа была, конечно, предопределе­на географией и историей России. Но поскольку и лич­ные факторы сыграли свою роль в этой катастрофе, ни один класс или слой русского народа не без {164} греха, не без вины. И не для бесплодного самобичевания, а в порядке простого установления историче­ски бесспорного факта, надо признать, что и демокра­тия — буржуазная и социалистическая — за время революции совершила не одну ошибку — иногда ошибки хуже преступлений — перед российской государствен­ностью, перед отдельными слоями русского народа, пе­ред собой.

 

До семнадцатого года резолюция представлялась довольно упрощенно: не «по Жоресу», — как вар­варская форма прогресса, а «по Островскому», — как «все высокое и прекрасное». Народ и, особли­во, трудовые массы воспринимались и расценивались, не как люди и человеки со всеми их человеческими страстями и слабостями, взлетами и падениями, а как носители мирового разума истории, по Гегелю и Марксу, или как народушко - богоносец, по Юзову или Достоевскому. (выделено нами; ldn-knigi)

 

О «взбунтовавшихся рабах» Керенский — Керенский первых месяцев революции — мог упомянуть лишь для контраста и антитезы. О «мятежном охлосе» Чернов заговорил лишь после октябрьского переворота. Только в самых последних числах сен­тября Мартов рискнул, наконец, признать «не­своевременность тяготения к большевикам» и «опасность для революции слева». Впрочем, и тогда в той же мартовской подгруппке находились «ра­ботники старого Исполнительного Комитета», с мартовским «крестником» — Сухановым во главе, которому «движение слева представлялось не в аспекте опасности, а в аспекте спасения».

Характерно», что так «представлялось» дело Суха­нову и его присным, несмотря на то, что он «не {165} верил в победу, в успех, в «правомерность», в историческую миссию большевицкой власти»; несмотря на отчетливое сознание, что вместо экономической про­граммы у большевиков «пустое место»; что демагогия большевиков «безудержна и беззастенчива», а взятые ими на себя задачи явно невыполнимы.

Не надо было быть особенное прозорливым, чтобы видеть, что враг подстерегает демократию слева, что реальна опасность непосредственного срыва не столько вправо, сколько влево. — Что может быть этом отношении характернее описания, данного Су­хановым совещанию в Малахитовом зале 21-го июля. «Обстановка была такая, что напрашивалась мысль о возможном покушении на государственный переворот со стороны Гучковых и Родзянок. Ни каких прямых указаний, кажется, на это не было. Но атмосфера (?!) была так густа, что это казалось вполне вероятным». В паническом напряжении вглядываясь в одну точку, проглядели подлинную контр-революцию, пришедшую, как и предсказывал Церетели, в другие,«левые» двери.

Зло состояло вовсе не в том, что были специально заинтересованные в перемещении центров внимания, в отвлечении от подлинного врага и сосредоточение всей энергии на враге фиктивном и мизерном, искусственно увеличенном по сравнению с его натуральными размерами. Это — прием общеприня­тый не только среди политических искусников, но и в среде незатейливых покусителей на чужую собственность. Корни зла вели к традиции, заставлявшей даже незаинтересованных в искажении подлинной обстановки, свободных от тайных умыслов, опас­ливо коситься вправо и учитывать как угрозу для {166} сегодняшнего дня то, что могло составить такую угрозу только в будущем. Самое же зло состояло в схематическом подходе к политическим явлениям, которые воспринимались не так, как они были и что они значили в действительности, а так, как они представлялись заранее, за долгие годы мечтательных дум o характере грядущей революции, о действующих в ней силах (пролетариат-гегемон или авангард; крестьянство мелкобуржуазное или тру­довое; интеллигенция классовая или внеклассовая), об отношении к государству, которому, по писанию, предстояло в скором времени «отмереть», и о прочих воображаемых предметах и линиях в про­странстве.

 

Февральская революция восприняла готовый, до нее сложившиеся традиции и схему. Тот, кому довелось с первых же дней быть истолкователями традиций, выполнителями схемы, — естественно наложили на них свой, личный отпечаток, прикрывая его ореолом революции, «имманентностью» развития. И когда слу­чайные вожди и глашатаи уже покинули авансцену, над их восприемниками еще долго, как рок, тяготели воззрения и навыки, якобы освященные революционным опытом. Сухановы ушли, но их первые посевы быстро дали буйные всходы. Как их убрать и кому придется жать, — до этого заботы было мало.

 

Суханов эпически описывает итоги выборов в Петроградский Совет, былой «источник власти», — произведенных в сентябре 17 года. «Наша группа, меньшевиков-интернационалистов, — группа; составлявшая основное ядро первого Исполнительного Комитета, начавшего революцию, — не получила ни одного места. Это было для нас, быть может, и {167} печально, но совсем не удивительно. Наша позиция, по крайней мере, в своей положительной части, была не нужна, излишня для масс. В отрицательной, кри­тической части мы, мартовцы и новожизненцы, совпа­дали с большевиками. На арене тогдашней борьбы против коалиции и буржуазии мы стояли рядом с ними» (т. VI, 192 - 193).

 

Я не склонен думать, чтобы Суханову казалось все столь же простым и «неудивительным» и раньше, тогда, когда происходили описываемые им события. Не думаю, чтобы Суханов и тогда представлял себе явственно, что не он обойдет и «использует» большевиков для своего плана, а что сам окажется использованным и обойденными большевиками, шед­шими с ним рядом для борьбы с «удушавшей демократией-керенщиной» и прошедшими мимо причитаний и обличений «отставной козы барабанщика», составляющего ныне свои «Воспоминания Нарцисса», — по непочтительному отзыву «Правды»... Но что наслед­ство, оставленное первыми деятелями Исполнительного Комитета, приведет к торжеству большевиков, это нетрудно было предвидеть — и предвидели — за­долго до Октября.

 

Общность прошлого, идеологических корней и героической борьбы с самодержавием, связывала психологию, сковывала восприятия и, главное, волю. Война и необходимость держать фронт побуждали, с своей стороны, предпочитать худой мир в стра­не доброй ссоре. Социалистические партии распада­лись на течения, фракции, центры, — фиктивно сохраняя формальное единство. Руководители не нахо­дили в себе решимости подчинить или устранить строптивых вредителей не только партии, но и {168} революции. В выигрыше от того, естественно, оказыва­лись вредители, единством национальным или партийным не дорожившие и гражданской войны не пугавшиеся. — Отдельным одиночкам, «ясновидевшим» грядущее, но недостаточно влиятельным или умелым, чтобы вести за собой людей и группы, приходилось крохоборствовать: довольствоваться «интерпретированием» противоположного взгляда и выправлением не столько революции, сколько резолюций.

 

Если Мартов уже 4-го июля, в самый разгар большевистского брожения, констатирует «классиче­скую сцену начала контрреволюции» и предлагает «избегать малейших проявлений солидарности с победившим советским большинством», то идеолог и вождь этого большинства Дан уже 7-го июля спешит провести в меньшевистском центральном комитете резолюцию, «заостренную направо». Эта раз­ница в три дня дает символическое изображение расстояния, отделявшего Сухановых в чистом виде от Сухановых разжиженных, — от той «левой, в образе, главным образом, Дана», которая, по свидетельству Суханова, завелась в самом правящем блоке и его разлагала, разъедала изнутри. Эта внутренняя сухановщина оказалась, может быть, пагубнее находившейся вовне.

 

Если существует вообще историческая ответственность, если можно и должно искать, кто лично и коллективно ответственен за срыв февральской ре­волюции и последующую катастрофу — одну из самых тягчайших ответственностей следует возло­жить на деятелей, сопричастных «сухановщине», — причастных политически, независимо от {169} морального лица и принадлежности к той или иной группи­ровке.

Сухановские «Записки» должны вызвать у каждого демократа, к какой бы партии он ни принадлежал — острое ощущение личной и коллективной ответ­ственности за то, что Сухановым удалось овладеть русской революцией по праву первого захвата. В этом отношении они могут сослужить роль некоторого антидота против рецидива «сухановщины».

И в этом — оправдание труда, затраченного автором для написания своих семи томов, а читателем — для их одоления.

 

 


{170}

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: