Итак, мы назвали великих учителей Церкви, труды которых составляют основу святоотеческого учения. И завершился этот список славным именем свт. Григория Паламы. Но не вполне завершенной осталась тема, связанная с его именем. Вот что остается добавить. Иногда встречается такое представление, будто учение о стяжании обожения путем внутреннего делания, равно как и первенство в разработке учения о сущности и энергиях, принадлежат преимущественно свт. Григорию Паламе. Но это далеко не так.
Свт. Григорий, можно сказать, завершил процесс, начавшийся за тысячелетие до него. Такая роль замыкающего не умаляет церковно-исторического значения богословского подвига святителя.
Он завершил этот процесс с триумфом, который стал очередным торжеством православия. Но мы хотим подчеркнуть ту мысль, что учение исихазма и в теоретическом, и в практическом направлениях осваивалось с самого начала христианства. Лучение о сущности и энергии в принципе разрабатывалось уже великими каппадокийцами.
С этих позиций можно сказать, что Григорий Палама не открыт ничего нового. Святителю довелось подытожить труд предшественников. Призванный к тому Промыслом Божиим, он выразил на догматическом уровне то, в чем назрела необходимость, то, в чем нуждалась Церковь на том этапе. Вообще формулировка догматов в церковной истории происходит не потому, что совершилось открытие некоей новой богословской истины, но потому, что пришло время истину, уже ранее известную, закрепить в сознании Церкви в виде строго выверенной формулы.
Когда Григорий Палама учил «о возвращении ума в сердце, об очищении, просвещении и обожении человека», он также не создавал свою богословскую школу. Он выражал все то же церковное Предание, в том же направлении, что и другие отцы, «в том числе Василий Великий и Григорий Богослов»40.
|
Принципы исихазма явно отражены в учении святителей IV века. Каппадокийцы определенно «говорили об исихастском образе жизни, при котором сердце очищается от страстей и человек восходит к боговидению»41. Например, Василий Великий в своих трудах часто упоминает о созерцании и учит тому, чтобы «ум, не рассеиваясь по внешним предметам и не развлекаясь миром под влиянием чувств, входил в самого себя, а от себя восходил к мысли о Боге»42. Ну чем не цитата из текстов Григория Паламы?
А вот известное поучение Григория Богослова о непрестанной умной молитве: «Памятовать о Боге необходимее, нежели дышать. Кроме сего не должно и делать ничего иного»43. Идеалом Григория Богослова всегда был уход в пустыню. По натуре это был истинный исихаст. Сам он так говорит о своем внутреннем устроении: мною владеет «привязанность ко благу безмолвия и уединения», которые «едва ли любил так кто другой из занимающихся науками».
Жизнь в уединении и безмолвии, которую Григорий Богослов опытно изведал, он называет «священным убежищем». А вот что он пишет о созерцательном опыте: «Всего лучше, замкнув чувства, отрешившись от плоти и мира, собравшись в самого себя... не касаясь ни до чего человеческого, беседуя с самим собой и с Богом, жить превыше видимого и носить в себе Божественные образы... не смешанные с земными и обманчивыми впечатлениями, быть непрестанно... истинно чистым зерцалом Бога... приобретать ко свету свет... и, находясь еще на земле, оставлять землю и быть возносиму Духом горе»44. Вот каков чисто исихастский идеал, к которому всей душой устремлялся свт. Григорий Богослов.
|
Что же касается Григория Паламы, то его деяния и его учение не только были утверждены Константинопольскими соборами XIV века, но, собственно, послужили богословским основанием для этих так называемых пала-митских, или исихастских, соборов, авторитет которых, как считается, не уступает авторитету соборов Вселенских «по существу и по характеру принятых на них догматических решений»45.
Имеются в виду прежде всего четыре собора, созывавшихся в десятилетний период: дважды в июне и июле 1341 года, затем в 1347 и 1351 годах. Чуть позже, на соборе 1368 года, решения предшествующих соборов были еще раз подтверждены. Тогда же, всего через восемь лет после кончины Григория Паламы, он был канонизирован с таким определением: «Великий подвижник, защитник веры и благочестия, непоколебимый столп Православной Церкви и соревнователь святых апостолов и святых отцов вселенских».
На этих пяти соборах опыт и богословие исихастов получили окончательное церковное признание46. Метод умно-сердечного делания Иисусовой молитвы был признан практикой, необходимой для всех христиан, а не только для монашествующих. Тогда же был утвержден составленный свт. Григорием Святогорский Томос47, документ, который «во многом стал источником всех дальнейших соборных решений» XIV столетия.
Было принято «Исповедание веры Григория Паламы», которое в «совершенной форме выразило общецерковное учение по всем основным богословским вопросам». Вместе с тем было осуждено, как не православное, учение антиисихастов Варлаама и Акиндина. По сути своей исихастские соборы стали продолжением VI Вселенского Собора и завершили его деяния по ключевым направлениям.
|
Среди основных догматических положений, утвержденных в 1351 году, прежде всего учения: о различии между Божественной сущностью и нетварными энергиями; о непостижимости и неприступности сущности Божией; о возможной причастности человека Божеству по энергии, но не по сущности; о возможности благодатного единения человека с Богом; о возможности прижизненного обожения человека нетварной Божественной благодатью48.
Напоследок одно важное примечание. Сегодня, спустя семь столетий, по-прежнему есть люди, по сути отвергающие учение исихазма. Это те, кто утверждает: ныне, мол, время не то; сегодня нет места высокому духовному подвигу; нет наставников-старцев, а без них нельзя научиться умной молитве; ныне недосягаем благодатный дар молитвы непрестанной; в миру недостижима молитва истинная, сердечная; недоступно уже ныне стяжать при жизни благодать созерцания и обожения.
Те, кто так мыслят, антиисихастски, не учитывают всей серьезности того обстоятельства, что на них распространяется соборное осуждение 1341 года. Константинопольский собор не просто осудил антипаламизм Варлаама Калабрийского и Григория Акиндина49, но, сверх того, на нем были анафематствованы, так сказать, авансом, на все времена, все будущие противники учения Григория Паламы.
Синодальный Томос против Варлаама гласит: «Если и кто бы то ни было еще в том же когда-либо будет уличен, или как верящий, или как говорящий, или как пишущий против этого святителя Фессалоникийского, а точнее, против святых богомудрых отцов и против нашей Церкви, то мы то же самое применительно к таковому постановляем и такому же осуждению его подвергаем, будь ли он из числа священнослужителей или же из числа мирских»50.
И вот, «с того времени и доныне, как видим, не истребилось еще до конца хуление это», — писал при. Паисий Молдавский, предупреждая своих современников об осуждении, уготованном всем новым варлаамитам, «дабы не погибли они на веки с проклятым еретиком Калабрийским, первым хулителем священной Иисусовой молитвы, которого Церковь Божия соборно трижды предала анафеме и до сих пор каждый год в святую Неделю Православия предает, и до скончания мира предавать будет такими словами: “Варлааму и Акиндину, и последователям, и преемникам их — анафема (трижды)”»51.
Не лишним будет это напоминание и в наши дни, когда по-прежнему дерзают возводить хулу на духоносных старцев, таких как при. Порфирий Кавсокаливит, Харалампий Дионисиатский, Софроний Эссекский, когда так же, как семь столетий назад, смущаются и возмущаются души, не восприимчивые к действу Духа. Когда святость одних не дает покоя другим, тем, кто из-за отсутствия личного духовного опыта не способен вместить тех истин, что выходят за узкие рамки опыта телеснодушевного.
Беседа 5
Лк. 17,21.
https://otec-piotr.narod.m/stati/protoierei_ioami_meiendoif_i_sliambeziiskoe_ soglashenie
https://otec-piotr.livejoumal.com
Епифанович С.Л. Прп. Максим Исповедник... М., 2003. С. 14.
См.: «Письмо своей Церкви» свт. Григория Паламы // БТ. 1986. Юбилейный сборник МД А. С. 293—315.
Томизм (от лат. Thomas — Фома) — философское и теологическое учение, основанное крупнейшим схоластом католицизма Фомой Аквинским (1225—1274). Вначале доктрина томизма встретила резкую критику со стороны господствующего в то время августиниз-ма (схоластическое учение св. Августина Иппонийского), последовало даже официальное осуждение (1277) церковно-университетскими инстанциями Парижа и Оксфорда, но уже к XIV в. томизм получает широкое признание и становится официальной идеологии Римской Церкви.
Григорий Богослов, свт. // Иерофей (Влахос), митр. Православная духовность. ТСЛ, 1998. С. 94.
Лосский В.Н. Боговидение. М., 2003. С. 408; Лосский В.Н. Боговидение. Минск, 2007. С. 88.
Пападакис А., Мейендорф И., прот. Христианский Восток... М., 2010. С. 424.
Сотериология (греч.) — учение о спасении.
Куффель И. // Паисий Величковский, при.: Автобиография... М., 2004. С. 313, 314.
Попов ИВ. Труды по патрологии. ТСЛ, 2004. Т. 1. С. 68.
Григорий Богослов, свт. // Епифанович С.Л. При. Максим Исповедник... М., 2003. С. 24.
Дионисий Ареопагит, св. //Тамже. С. 33.
Григорий Богослов, свт. // Флоровский Г., прот. Восточные отцы IV в. Минск, 2006. С. 126.
Макарий Великий, при. // Епифанович С.Л. Прп. Максим Исповедник... М., 2003. С. 25.
Григорий Нисский, свт. // Там же. С. 24.
Григорий Нисский, свт. // Попов И.В. Труды по патрологии. ТСЛ, 2004. Т. 1. С. 34.
Григорий Богослов, свт. // Там же. С. 17, 33.
Максим Исповедник, прп. https://drevo-info.ru/articles/1779.litml
Ин. 1, 9.
Антология восточно-христианской богословской мысли. М., 2009. Т. 2. С. 715.
Флоровский Георгий, прот. Восточные отцы IV в. Минск, 2006. С. 34.
Епифанович С.Л. При. Максим Исповедник... М., 2003. С. 14.
Там же. С. 20,21.
Епифанович С.Л. Прп. Максим Исповедник... М., 2003. С. 23.
Там же. С. 21.
Там же. С. 18,20.
Прп. Максим, «один из величайших отцов Церкви, совершил своего рода синтез всего святоотеческого богословия, бывшего до него, при этом дав ответ на самые острые богословские и философские ВОПРОСЫСВОеГО времени». Антология восточно-христианской богословской мысли. Т. 2. С. 100.
Иерофей (Влахос), митр. Свт. Григорий Палама как святогорец. ТСЛ, 2011. С. 17.
Антология восточно-христианской богословской мысли. М., 2009. Т. 2. С. 715.
Иерофей (Влахос), митр. Свт. Григорий Палама как святогорец. ТСЛ, 2011. С. 5.
Там же. С. 405,418.
Епифанович С.Л. Прп. Максим Исповедник... М., 2003. С. 18, 20.
Прп. Серафим Саровский. Мюнхен—М., 1993. С. 213, 214.
Мф. 4, 4.
Софроний (Сахаров), архим. Подвиг богопознания. Essex; М., 2002. С. 145.
Под «Божественными» и «Святыми» Писаниями при. Нил, как и позднее при. Паисий Молдавский, как и другие отцы той эпохи, всегда разумеет не только библейские тексты, но и творения святых ОТЦОВ. См.: Трезвомыслие. Τ. 1. С. 376.
Нил Сорский, при. Предание о жительстве скитском (на слав. яз.). М., 1997. С. 52, 58, 67, 72. «Аз многогрешный и неразумный, собрав от Святых Писаний, яже рекоша о сих духоноснии отцы, написах на воспоминание себе... Сия отчасти рекох (якоже подобает) не от себе, но от Святых Писаний, малая от многих собрав, яко пес от крупиц, падающих от трапезы словес госпбдий своих блаженных отец... Аз же не делатель ни которому благу, но точию Божественная Писания глаголю... Предаем приходящим к нам и требующим сих, паче же не мы (недостойни бо есмы), но блажении святии отцы от Божественных Писаний».
Иерофей (Влахос), митр. Свт. Григорий Палама как святогорец. ТСЛ, 2011. С. 418.
Там же. С. 415.
Василий Великий, сет. Творения. М., 2009. Письмо 2 (К Григорию Богослову). Т. 2. С. 444.
Григорий Богослов, свт. Творения. М., 2010. Сл. 27. Т. 1. С. 328.
Там же. Сл. 3. Т. 1. С. 29.
См.: Василий (Кривошеин), архиеп. https://beseda.mscom.riplibrary
См.: Афанасий (Евтич), еп. Хлеб богословия. М., 2004. С. 54.
Святогорский Томос — важнейший в истории исихазма и во всей истории Церкви документ, составленный (1340) свт. Григорием Паламой совместно с афонскими монахами при участии Каллиста, будущего святого патриарха. Томос, своего рода «манифест афонского монашества» или «официальное кредо исихастов», излагает суть истинного учения о Святой Троице и Божественной благодати, о природе человека и духовной жизни, ведущей к созерцанию, обо-жению и вечному блаженству. Этот документ послужил основанием к утверждению учения Григория Паламы о нетварных энергиях на Константинопольском Соборе (1351), а также стал главным обличительным материалом против Варлаама и Акиндина, способствовал осуждению их ереси на Соборах 1341—1351 гг. Томос подписали: епископ Иерисса и Святой Горы Иаков, прот Святой Горы Исаак, игумен Великой Лавры Феодосий, а также самые авторитетные исихасты того времени: представитель Лавры, будущий святой патриарх Филофей (Коккин); главные ученики Григория Синаита — старец Исаия, Марк Синаит и будущий святой патриарх Каллист; игумены всех афонских монастырей — на греческом, грузинском, славянском и сирийском языках.
См.: Василий (Кривошеин), архиеп. https://beseda.mscom.riplibrary
См.: Давид Дисипат, мои. Полемические сочинения. М.—Афон, 2012. С. 24, 142.
Синодальный Томос против Варлаама и Акиндина // Георгий [Капсанис], архим. Свт. Григорий Палама... Пермь, 2006. С. 25, 43.
Паисий (Величковский), при. // Трезвомыслие. Екатеринбург, 2009. Т. 1. С. 306.
Богословие
Тайнозрителей