Словесная молитва Иисусова




И в завершение последний вопрос. Нас теперь интересует молитва Иисусова. Мы говорили о том, что человеческий ум, который представляет собой вид энергии, может устремляться в своем движении прямолинейно или кругообразно. Мы обнаружили, что для молитвы словесной характерно движение ума по прямой линии. И убедились, к каким последствиям это приводит. Посмотрим теперь, что конкретно происходит при Иисусовой молитве, когда молящийся находится на уровне словесном.

Когда мы произносим: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий...», то обращаем ум свой ко Христу. Мысленно мы поставляем себя пред Ним. Зрительных образов не допускаем, но стараемся ощутить себя в присутствии Божием, представляем, что предстоим Христу.

Это означает, что Христос незримо оказывается где-то пред нами. Или над нами. Он либо невидимо пребывает где-то в вышине, либо ощущается, что Он здесь, где-то передо мной или где-то рядом. Ум, обращенный ко Христу, может направиться к иконе, в храме он может устремиться к алтарю, к престолу... И так далее.

И даже если мы молимся в темноте, с закрытыми глазами и, как нам кажется, удерживаем образ Бога в голове, образ этот все равно окажется, хотя бы и чуть-чуть, но где-то перед нами, перед глазами, как бы на некоем экране.

В любом из этих случаев внимание направлено прямолинейно, ум движется прямо, от нас — к Нему. В любом из этих случаев ум движется вовне, он каждый раз выходит за пределы тела. Так выражается свт. Григорий Палама: «выходит из тела», — говорит он об уме. И этим обозначает ум, молящийся на уровне словесном, ум, движущийся прямолинейно.

Сейчас мы говорили о первой части Иисусовой молитвы, об обращении: «Иисусе Христе». Затем последует вторая половина, прошение: «помилуй мя». Мы переносим внимание на наше я, мы возвращаем внимание к себе. После полета мысли ко Христу, Который находится вовне, ум, выходивший за пределы тела, движется теперь обратно ко мне и как бы входит обратно в тело.

И тут логично предположить: это и есть молитва круговая. Мысль движется, как кажется, по кругу — сначала ко Христу, затем обратно, возвращается ко мне.

Но нет. Это не будет кругом. Здесь мы имеем всего лишь комбинацию из двух линейных движений: одно — наружу, другое обратно — внутрь. А замкнутого круга не получается. Круга не будет потому, что между двумя этими движениями имеется разрыв. Разрывом этим как раз и будет выход ума из тела.

Теперь мы подошли к законному вопросу. Как было сказано, внимание, то есть энергия ума, в молитве направляется на образ Бога: иконописный, воображаемый или безвидный, но в любом случае находящийся вовне. Иначе говоря, ум, двигаясь прямолинейно, стремится за пределы тела. И вот вопрос: а в чем же, собственно, проблема? Движение ума прямое, движение вовне. Так что же? Что тут не так? Чем это не устраивает нас?

А не устраивает нас одно. Что здесь не хорошо, так это именно разрыв, разомкнутость движения в моменты выхода и возвращения ума в пределы тела. Там, где разрыв, там образуется утечка. Идет растрата умственной энергии. Выйдя вовне, она рассеивается и испаряется. Как это происходит и почему, станет понятно позднее, при разговоре о круговом движении ума. Пока только отметим, что ум наш, выйдя из тела в открытое пространство, теряет свою силу. Теряет бесполезно, так как за эту трату мы не получаем ничего в ответ, взамен.

А ведь энергия ума это нечто ценнейшее. Она имеет особое, высокое предназначение служить богообщению. Ей надлежит быть собранной и слитой воедино с нашим духом и направляться в духовное пространство на непосредственную встречу с Богом, сущим в Духе. Но это как раз и невозможно осуществить через словесную молитву. Сразу по трем причинам, которые мы уже знаем и повторим.

Во-первых. Пока умственная энергия сосредоточена в районе головы, она не может соединиться с духом человека, место обитания которого совсем в другом районе — в сердце духовном. Во-вторых. Ум при словесной молитве движется только прямолинейно и, выйдя из тела, теряет свои силы.

И третье. Ум в таком своем состоянии обращается не напрямую к живому Богу, а к представляемому нами образу, которой мы создаем в своем воображении и помещаем где-то во внешнем пространстве: или в удалении, или, как на невидимом экране, прямо перед глазами.

Именно по этим причинам молитва словесная считается бесплодной. К тому же она бывает и опасной. Но об этом в следующей беседе. А теперь мы подведем итоги.

Наше внимание по преимуществу, как в повседневной жизни, так и при молитве словесного уровня, направлено вовне. Наш ум воспринимает мир посредством органов чувств, и, через них же, внимание рассеивается на предметах и явлениях внешнего мира. В результате ум наш, а через это и сама душа оказываются растворенными в окружающем нас мире. Такое состояние ума не позволяет ему войти в реальное богообщение, установить живую связь с Богом, достичь духовного созерцания. Тем более единения с Богом Духом.

Отсюда выясняются наши задачи. Необходимо движение ума перенаправить, развернуть его в обратном направлении — к себе. Когда я обращаю мысленный взор свой к сердцу, туда же стягивается внимание ума. Вместо рассеянности, оно оказывается собранным. И собранным внутри. И именно в духовном сердце. А потому соединенным в сердце с духом. Теперь уже не через органы чувств, которые рассеивают ум, а прямо из сердца, где собран одухотворенный ум, возможно направить его к Богу. И после этого наш ум уже не в мире растворен, но начинает растворяться в Боге.

Беседа 7

https://palama.ra/trudy-svt-grigoriya-palamy/pastyrskie-trudy-svyatitelya-grig oriya-palamy.html

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Книгу Бытия. XIII. https://www.golden-ship.ru

Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о смерти. М., 2008. С. 13—14; Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о видении духов, https://otechnik.narod.ru

Ин. 4, 24.

Иерофей (Влахос), митр. Свт. Григорий Палама как святогорец. ТСЛ, 2011. С. 331.

См.: Святогорский Томос // Альфа и омега. № 3 (6), М., 1995. С. 69—76; Иерофей (Влахос), митр. Свт. Григорий Палама как святогорец. ТСЛ, 2011. С. 332.

Неллас П. Обожение. М., 2011. С. 67.

Святогорский Томос // Альфа и омега. № 3 (6), М., 1995. С. 69—76. https://otechnik.narod.ru

Откр. 2, 23.

Симеон Новый Богослов, прп. Молитва 7-я ко причащению // Канонник, или полный Молитвослов. М., 1994.

Искусство молитвы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: