Размышления над вопросами.
- Послушайте стихотворении А. Барто, подумайте, почему поссорились ребята.
Ссора
Идут спокойно люди,
Текут спокойно реки,
А мы с Петровой Людой
Поссорились навеки…
Мне б сказать спокойно надо:
«Слушай, ты же не права!»
Но взяла меня досада,
Те, что надо и не надо,
Я выкрикивал слова.
И теперь хожу по саду…
Похожу, на лавку сяду,
Просто пухнет голова!
Как загладить те слова?
Идут спокойно люди,
Текут спокойно реки,
А мы с Петровой Людой
Поссорились навеки…
А. Барто
- Как вы думаете, можно ли исправить ситуацию?
- Какие слова помогут ребятам помириться?
- Поразмышляйте над вопросами: «Почему так говорят «дар слова»? В чем сила доброго слова? В этом вам поможет запись на доске:
Слово может
приласкать ободрить оттолкнуть прогнать
примирить согреть поссорить «убить»
Игровое задание «Ободри друга» (проводится в парах)
Предлагается проблемная ситуация: «У друга случилось несчастье (пропала любимая собака, потерялась любимая игрушка и т.п.). Подумайте, какими добрыми словами можно утешить друга. Разыграйте в парах такую ситуацию.
Разговор по душам».
- Какие слова тебе обидно слышать от одноклассников?
- Как ты относишься к грубостям окружающих людей?
Просмотр мультфильма «Дар слова» из телепередачи «Шишкин лес». Беседа по содержанию мультфильма.
- Почему Зубку и Шунечке было весело?
- Что могут сделать слова?
- А задумывались ли вы, где живет слово?
- Оказывается, оно живет в нашем сердце, в душе и является бесценным сокровищем, поэтому душу человека еще называют и Храмом слова.
Игровое задание «Магазин вежливых слов».
- А сейчас мы отправляемся вместе с Шуней и Зубком на паровозике в магазин вежливых слов. Встаньте паровозиком. Поехали!
|
Педагог включает мультфильм, где герои едут на воображаемом паровозике.
Ту-ту-ту-тууу,
Чу-чу-чу-чу,
Еле переводим дух,
Мы несемся, мы бежим,
Мы на станцию спешим.
Ту-ту, ту-тууу,
Ура, приехали!
На полках в магазине стояли вежливые слова: благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста); приветствия (здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер); извинения (извините, простите, сожалею, жаль); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи). Но вдруг подул ветер, и все слова упали и перепутались. Надо их снова расставить по полкам. (Слова надо написать на карточках заранее, каждая группа слов пишется одним цветом. Дети берут по очереди карточки со словами и расставляют их на полки.)
Образно-символическое рисование «Доброе слово».
Звучит спокойная инструментальная музыка
- Сейчас я предлагаю вам нарисовать добрые слова, которые мы произносим с любовью и теплотой. Закройте глазки и прислушайтесь к себе. Загляните в свое сердечко. В вашем сердце живет много добрых слов. Рассмотрите их. А теперь откройте глазки и нарисуйте доброе слово.
III. Заключительная часть занятия
Рефлексия.
- О чем гласит народная мудрость: «Слово не воробей – вылетит не поймаешь»?
- Как вы думаете, какое самое теплое, родное, соединяющее людей слово, на котором держится жизнь на земле? (Любовь)
- Кто уже готов всегда с уважением, теплотой, с любовью общаться с окружающими, положите рисунок на стол учителя. А кто еще пока не готов, оставьте рисунки себе. Пусть они вам напоминают правила доброго общения.
|
Ритуал прощания.
Рекомендации для детей и родителей.
Попроси членов своей семьи описать случай, когда доброе слово повлияло на изменение ситуации в лучшую сторону.
Занятие 3.
Тема: Поделись улыбкою своей.
Задачи: Расширить представление детей о средствах общения, о выражении эмоций и чувств. Развивать умение общаться с одноклассниками.
Ход занятия
I. Вводная часть.
Ритуал приветствия.
Сообщение темы занятия.
- Мы продолжим разговор о том, как нужно общаться, как можно улучшить своё настроение, как приобрести друзей. И все это с помощью улыбки. Тема занятия: «Поделись улыбкою своей».
II. Основная часть занятия.
1. Диагностика: «Решение ситуаций» (адаптированный вариант проективной методики Рене Жиля).
- Товарищ взял твою игрушку без разрешения. Что ты будешь делать? Выбери одно из решений, напиши цифру: 1. плакать, 2. жаловаться, 3. кричать, 4. постараюсь отобрать, 5. начну бить.
Ребенок по желанию может написать собственное решение. Полученные ответы позволят выявить стиль поведения ребенка:
- агрессивный – выбор решения № 4 или 5;
- конфликтный – выбор решения № 2 или 3;
- пассивно-страдательный – выбор решения № 1;
- бесконфликтный – собственное решение типа «дам поиграть», «предложу играть вместе».
Упражнение «Подруги».
Педагог показывает картинку или фото.
- Познакомьтесь с подружками: Олей и Таней. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось? Давайте спросим об этом самих девочек.
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я её не обижала –
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!»
- Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки? Подумайте, как девочки могут помириться?
(Выслушав ответы детей, учитель предлагает один из способов примирения).
- Послушайте, чем закончилась эта история.
Дам ей мишку, извинюсь,
И скажу: «Играть давай!»