- Добрая волшебница подарила нам ларец с дарами. Попробуем перечислить эти дары.
Дети называют слова, а педагог достает из ларца карточки, на которых написаны слова: доброта, любовь, внимание, забота, чуткость, щедрость, душевность, сердечность, помощь.
- Если бы волшебница попросила вас подарить вашим родным самые драгоценные из этих даров, какие из них вы им подарили бы? Объясните свой выбор.
2. «В гостях у книжки».СказкаИ. Асеевой «Папин праздник».
«...Медвежонок прибежал на любимую полянку немного взволнованным.
- А вы знаете? Вы знаете? - кричал он.
- Что? Что мы знаем? - Лисичка, Заинька и Волчонок подбежали к Медвежонку.
- А вы знаете, что скоро будет праздник?
- Какой праздник?
- А такой… такой… ой, ну как же он называется? В общем, праздник, когда всем папам и дедушкам подарки дарят, потому что они охраняют и защищают нас.
- Ух ты!
- Правда?
- Ой, как интересно! А конфеты давать будут? - поинтересовалась Лисичка.
Медвежонок сердито посмотрел на нее:
- Тебе бы только конфеты! Ты бы лучше подумала, какой подарок папе можешь подарить!
- Подарок? А я еще маленькая! Пусть подарок мама дарит: у нее и денежки есть, а у меня - нет.
- И не обязательно подарок в магазине покупать, - сказал Заинька, - мне мама всегда говорит, что для нее лучший подарок — это то, что я сам сделаю: рисунок нарисую, песенку спою или станцую для нее.
- И правда, - в разговор вступил Волчонок, - мы не такие уж и маленькие: мы лепить умеем, вместе с мамой поделки разные можем делать… И вообще… Давайте подумаем, что мы можем подарить нашим папам.
Зверята долго-долго спорили, перебирали, что же можно подарить папам. Волчонок вспомнил:
- Если это праздник тех, кто нас защищает, то мы еще все вместе должны Мишуткиному дедушке подарок подарить: он нас постоянно от всех взрослых защищает и нашу любимую полянку охраняет.
Вдруг раздался громкий голос Мишуткиного дедушки:
- Для меня вы станцуете, споете и покажете, как вы умеете быстро бегать, высоко прыгать и здорово кувыркаться. А сейчас - марш по домам! Вы уже давно гуляете, мамы вас уже, наверное, дома ждут!
…В праздничный день Лисичка, поздравив папу, прибежала на любимую полянку:
- С кем делиться? С кем делиться? - весело закричала она, увидев своих друзей.
- А что у тебя?
- А чем делиться?
- У меня в карманах конфеты, а вот еще пакетик с печеньем - это мы вместе с мамой пекли в подарок папе. Угощайтесь!
- Значит, ты папе печенье подарила? - спросил Медвежонок.
- Да, а еще песенку спела.
- А мы с мамой торт для папы испекли, а еще выспаться ему дали по-хорошему, — Медвежонок немного смутился.
- А я открытку сделал сам - нарисовал, аппликацию наклеил, а мама помогла подписать. Папа был очень доволен, - Заинька достал пакетик с пирожками. - Угощайтесь! С морковкой, сладкие!
- А я сделал поделку из шишек и пластилина: слепил себя, папу и маму. А еще стихотворение рассказал - мы его вместе с мамой сочинили, - сказал Волчонок.
- И я иду за своим подарком! Кто мне песенку споет? — появился на полянке дедушка Медведь.
- Я спою! - подбежала Лисичка.
- А я покажу, как умею кувыркаться и на руках ходить, - сказал Волчонок.
- А мы с Зайкой для тебя, дедушка, станцуем.
- А еще угощайтесь, пожалуйста, - захлопотала Лисичка. - Вот у нас есть конфеты, вкусное печенье и пирожки с морковкой.
- Нет, сначала вы мне споете, станцуете и прочие подарки подарите, а потом я вас приглашу в свою берлогу пить чай с медом.
- И с нашим угощением!
- Конечно, и с вашим угощением! Ну, кто обещал мне песенку?»
Вопрос педагога: - По какому случаю, мы дарим подарки?
Игра «Подарочное лото»
Педагог делит детей на группы. У каждой группы карточки с клеточками разных цветов: белые, зеленые, розовые, синие. Ведущий достает из мешочка бочонок с числом (числа от 1 до 20) и называет его. Дети в группах закрывают число фишкой на своей карточке и предлагают подарок, который можно подарить родственникам. Розовый сектор – подарок маме, синий сектор - папе, зеленый – сестре, брату.
На каждой карточке 30 секторов с цифрами от 1 до 20 и пустыми белыми клеточками. Словесные подарки: маме – ветка сирени, папе – гаечные ключи, сестре и брату – набор ЛЕГО.
Разговор по душам».
Педагог читает стихотворение В. Берестова:
Любили тебя без особых причин
За то, что ты – внук.
За то, что ты – сын.
За то, что малыш.
За то, что растешь.
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется верной опорой твоей.
- За что тебя любят твои родители?
- За что ты любишь своих родственников?
- Какие добрые чувства объединяют вас?
- В настоящей крепкой семье царят любовь, взаимоуважение, дружба, забота о близких.
- Бывает ли у членов твоей семьи плохое настроение? Задумывался ты когда-нибудь, что ты можешь быть причиной этого?
- Подумай, как ты можешь создать хорошее настроение своим родным?
- Каким образом можно проявить свою любовь и заботу в семье?
Игра «Слово-подарок».
Педагог раздает разрезанные открытки (картинки), на обратной стороне их написаны «волшебные» слова (слова благодарности, прощения, вежливые обращения), которые необходимо дарить членам своей семьи. Задача детей: найти недостающую часть своей открытки, прочитать слово и подумать, для кого и в каком случае это может быть словесным даром.
Игра «Ромашка помощи».
Педагог рисует на доске ромашку, а в ее серединке помещает фото класса и просит детей перечислить, чем и как они могут помочь своим родным. Каждый перечисленный детьми поступок помощи дарит ромашке новый лепесток. Постепенно на доске рождается цветок помощи семье.